храм знамения иконы божией матери на шереметьевом дворе
О храме
О храме
см. также подразделы:
Храм на этом месте известен с 1613 года. В конце 1680-х гг. (по другим источникам в 1691г.) был выстроен и освящен ныне существующий храм. Прекрасный памятник московского (нарышкинского) барокко – ярусный храм «под колоколы» (с колокольней над сводом храма).
Церковь Знамения иконы Божией Матери на Шереметевом дворе находится близ Воздвиженки в Романовом переулке
(ранее ул. Шереметьевской, в советское время ул. Грановского). Переулок назван так по находившемуся здесь в старину владению бояр Романовых, где и была выстроена первоначально их домовая Знаменская церковь.
Церковь стала свидетельницей и участницей многих исторических событий. Здесь молились патриархи, великие князья, представители древнейших родов России.
Когда-то на этом месте стоял опричный дом царя Ивана Грозного, церковь известна с 1613 года, а первый Знаменский храм здесь поставил в 1625 году Иван Никитич Романов, брат патриарха Филарета и дядя царя Михаила Федоровича, на пожалованном ему племянником имении. Икона Знамения считалась покровительницей дома Романовых, поскольку она была главной иконой Новгорода, откуда вышел род Романовых, а в день Знаменской иконы в 1612 году все пределы России были избавлены от врагов. Под грамотой об избрании Михаила Романова на царство две печати из трех были с изображением иконы Знамения.
По смерти сына Ивана Романова Никиты Ивановича (двоюродного брата царя Михаила), который не оставил потомства, двор с церковью стал в 1656 году «государевым», и царь Алексей временно разместил здесь дворцовые службы Оружейной палаты, в том числе и иконописные.
К концу жизни, приблизительно в 1800 году, Разумовский продал владение на Воздвиженке шурину своего сына, графу Николаю Шереметеву, отчего оно получило название «Шереметев двор». В 1812 году церковь Знамения сгорела, но впоследствии была восстановлена, и 21 сентября 1847 года ее заново освятил митрополит московский Филарет (Дроздов). В конце XIX века, дворец перешел к Московской Городской Думе. Храм в это время имел приходской статус.
В 1929 г. храм был закрыт, трапезная была сломана, стесаны белокаменные украшения нижнего яруса. В подклете разместилась хозяйственная часть. Здание церкви было перепланировано внутри и разгорожено на несколько этажей. В течении многих лет здесь располагалась больничная кухня, столовая и различные административные помещения. Фасады здания эпизодически реставрировались в 1950-х и 1970-х гг.
Внутренний двор бывшего дворца Разумовских-Шереметевых и церковь Знамения скрывают стены мрачного серого здания (дом № 6) по Воздвиженке, построеного в 1930 году для Центральной Кремлевской больницы, и хотя теперь она располагается в другом месте, один из ее корпусов и поныне находится в Романовом переулке, а войти в церковь можно только через проходную больницы. Этот корпус, храм и бывший Шереметевский дворец находятся в ведении Медицинского Центра Управления Делами Президента РФ.
В 2004 году спустя ровно 75 лет после закрытия, состоялся первый молебен и теперь в храме регулярно совершаются богослужения по воскресным и праздничным дням.
В 2007 году завершены основные реставрационные работы по восстановлению внешнего облика храма.
В 2010 году на праздник Покрова Божией Матери храм обрел голос: восстановлены и подняты на колокольню 10 колоколов. В настоящее время близятся к завершению работы по капитальному ремонту Дома причта, переданному храму в аварийном состоянии. Однако много сил и средств ещё предстоит вложить в воссоздание внутреннего убранства храма, В первую очередь, это восстановление утраченного уникального барочного резного позолоченного иконостаса XVII века, написание храмовых икон, восстановление внутренних росписей стен храма.
Храм знамения иконы божией матери на шереметьевом дворе
Граф Николай Шереметев, родной внук первого русского графа, сподвижника Петра I Б. П. Шереметева, после покупки дома на Воздвиженке повенчался с крепостной актрисой своего театра Прасковьей Ковалевой-Жемчуговой.
Известно, что именно по настоянию Прасковьи Николай Шереметев стал строить на Сухаревской площади Странноприимный дом (в здании ныне размещается Институт Скорой помощи им. Склифосовского). Первый параграф его устава гласил: «Оказывать помощь бедным и убогим, не спрашивая роду и племени».
Все свои личные средства Жемчугова завещала на пособия для неимущих невест, для семей нуждающихся ремесленников, на выкуп должников и погребение бедных. Через 20 дней после родов, 23 февраля 1803 года Прасковья умерла. Шереметев стал заканчивать Странноприимную больницу как памятник супруге, хотя сам не дожил года до ее открытия. Граф умер от простуды в январе 1809 года, больница же до советских времен называлась Шереметевской. В куполе ее Троицкой церкви был изображен в парящих облаках его с Прасковьей сын — маленький граф Дмитрий Николаевич.
В пожар 1812 года усадьба Шереметевых сильно пострадала от пожара, многие здания обгорели. На Моховой площади в 1817 году было построено здание Манежа, река Неглинная была заключена в трубу, а около Кремлевской стены, на месте ее русла, был устроен Александровский сад.
После пожара 1812 года храм Знамения долгое время был в сильном запустении. И только в 1840-х годах возрождением храма занялась супруга Дмитрия Шереметева Анна Сергеевна; восстановление храма было поручено архитектору А. Г. Григорьеву. Их сын Сергей Дмитриевич Шереметев в своих воспоминаниях писал: «Моя мать обратила особое внимание на эту церковь, тем более, что очень чтила икону Знамения. Она горячо принялась за дело возобновления древнего храма. …В своих заботах о восстановлении церкви она находила сочувственную поддержку со стороны митрополита Филарета».
Порученные графиней А. С. Шереметевой архитектору А. Г. Григорьеву работы по ремонту фасадов храма касались также и переделок его интерьеров. Пространство восьмерика храма было отделено (в целях утепления) деревянным перекрытием в форме плоского восьмигранного купола с лепной отделкой. Была разобрана восточная стена трапезной с тремя арочными проходами, объединив, таким образом, трапезную с четвериком. Путем растески увеличили оконные и дверные проемы. Самостоятельные приделы прпп. Варлаама Хутынского и Сергия Радонежского объединили с центральным алтарем. При этом входы в приделы с гульбища были заложены, устроены новая солея и каменные полы.
Новые медные иконы на иконостас сделаны были иконописцами Калмыковым и Широковым.
Освящение храма совершилось торжественно 21 сентября 1847 года, служил митрополит Филарет.
«У нас все слава Богу, — писала А. С. Шереметева вскоре, — всякий день обедня в церкви; вот уже четвертая неделя, что храм вновь освящен и очень хорош, более походит на приходскую церковь, чем на домовую».
С. Д. Шереметев вспоминал: «…в детстве водили меня в эту церковь с другого конца дома, где я жил. Нужно было пройти чрез целый ряд комнат и зал. Широкий коридор оканчивался стеклянною дверью, за которою начиналась церковь…
…Здесь у каждого почти прихожанина или члена семьи было свое определенное, излюбленное место.
…Служил неизменно будущий соборный Успенский протоиерей, тогда еще молодой священник Петр Ильич Виноградов; служил он истово, повторяя возгласы своим выразительным, звучным басом.
Позднее его заменил приходской Воздвиженский священник Александр Васильевич Вишневский, человек высокой жизни; и служение его было умилительно…
…Позднее, перед войною 1877 года, когда мы еще живали в старом большом доме, — не прекращалась служба в церкви Знамения. …Поредела семья, но все еще сходилась, становясь на заветных местах. Особенно памятна мне служба с преосвященным Амвросием, только что возведенным в епископа Дмитровского (протоиерей Л. О. Ключарев). Он произнес красноречивое блестящее слово, разъясняя в нем значение «Знамения». Как все лучшие проповеди его, она осталась незаписанною, но впечатление живого, неподготовленного слова было сильное.
…Много воды утекло с тех пор. Еще более сомкнулась семья и теперь почти уже некому сходиться в церкви Знамения, некому помянуть прошедшие дни. Незаметно надвинулось новое и молодое поколение; но ему неведомо это минувшее. Да сохранится же в нем чувство уважения и любви к родным и семейным заветам!»
В первой половине XIX века многие усадьбы в центре Москвы перешли в общественное пользование. В 1833 году усадьба Пашковых был приобретена Московским университетом, для нужд которого здание перестроили по проекту М. Д. Быковского. В 1837 году здесь был выстроен флигель по Большой Никитской улице с каменной полуротондой церкви Святой Мученицы Татьяны (арх. Е. Тюрин). Вторая усадьба Нарышкиных (Воздвиженка, 3) была занята Горным управлением, позже здесь разместился Московский архив Коллегии иностранных дел, в усадьбе Талызиных (Воздвиженка, 5) находилась Казенная палата.
В застройке владения Шереметевых серьезные изменения произошли в 1870–1880-х и 1900-х годах, когда здесь были возведены новые доходные дома и реконструированы старые усадебные строения. Часть помещений отдавалась внаем под жилье, главный дом снимался Городской Шестигласной Думой (1873–1892). Городская Дума проводила свои заседания в главном корпусе до 1892 года. Когда для нее построили собственное здание на Воскресенской площади, в бывшем Шереметевском особняке разместился Охотничий клуб. В клубе проводились маскарады, выставки, охотничьи беседы, обеды по субботам и семейные вечера. На сцене клуба играли для непритязательной публики шуточные спектакли артисты-любители, составившие потом труппу Московского Художественного театра.
Тем не менее до 1917 года дворец оставался во владении семьи Шереметевых.
По материалам издания «Церковь Знамения иконы Божией Матери на Шереметьевом дворе», 2009
Род Нарышкиных
После 1689 года царь Алексей Михайлович пожаловал двор с церковью Знамения своему тестю Кириллу Полуэктовичу Нарышкину, отцу царицы Натальи Кирилловны. Затем южная часть Романова двора с церковью Знамения была пожалована его сыну Льву Кирилловичу (дяде Петра I), перешедшая затем во владение его сыновей Ивана и Александра.
Северная же часть Романова двора, примыкавшая к Никитской улице, включая основное здание каменных палат и значительную часть производственных помещений Романова двора, была поделена на мелкие участки, владельцами которых стали священники многочисленных кремлевских церквей и соборов.
Одновременно Л. К. Нарышкин, видимо, скупил или получил и примыкавшие к Романову двору владения, выходившие на Воздвиженку. Во всяком случае, дом Нарышкиных, соединенный с домовой церковью Знамения, стоял здесь с конца XVII века: известно, что в 1695 и 1698 годах на возведение нынешнего здания храма поставлялись значительные партии кирпича.
Лев Кириллович Нарышкин прославился тем, что его именем был назван знаменитый великолепный стиль церковной архитектуры конца XVII столетия — « нарышкинское », или как еще говорят «московское барокко». Тип нарышкинской церкви назывался «иже под колоколы», поскольку здание храма было одновременно и колокольней.
Исследователи отмечают, что боярин Лев Кириллович при доме выстроил церковь Знамения Пресвятыя Богородицы с приделами прпп. Варлаама Хутынского и Сергия Радонежского, совершенно сходную с церквами, им же построенными и находящимися в подмосковных вотчинах Нарышкиных — селах Покровском-Фили, Троицком-Лыкове и Петровском (Разумовском).
При племяннике Льва Кирилловича Нарышкина Петре I указом Святейшего Синода от 20 февраля 1722 года домовому Знаменскому храму был дан статус приходского, и его приписали к соседней соборной Крестовоздвиженской церкви Крестовоздвиженского мужского монастыря, (упраздненного в 1813 году). На деле же все попечения о нем были оставлены за владельцами главного усадебного дома.
Cохранились сведения о том, что примерно с 1723 по 1726 годы Знаменский храм был запечатан и службы в нем не проводились. И только спустя год после кончины императора Петра I, не очень приветствовавшего домовые храмы, по прошению Ивана и Александра Львовичей Нарышкиных храм Знамения был распечатан по указу Московской Духовной Дикастерии: «…вышеписанную церковь для церковного служения распечатать, токмо по силе указов при оной церкви собственному церковному причту отнюдь не быть, а отправлять служения приходской nцеркви Знамения Пресвятыя Богородицы, которая при их же доме обретается, священнику Ивану Филиппову». В 1730 году тот же поп Иван Филиппов подавал прошение в Синодальный казенный приказ, при котором была приложена опись церковному имуществу церкви Знамения Божией Матери с перечнем икон.
С 1738 года владелицей дома на Воздвиженке с церковью Знамения стала внучка Льва Кирилловича, Екатерина Ивановна Нарышкина. В 1778 году началось строительство флигеля по линии улицы, возможно, тогда же был перестроен и главный дом. В истории старой Москвы Екатерина Нарышкина известна тем, что в середине XVIII века вышла замуж за графа Кирилла Григорьевича Разумовского, любимца императрицы Елизаветы, и родного брата столь же знаменитого Алексея Разумовского. Их обручение было пышным, на свадьбу приехали знатнейшие великосветские особы и сама государыня, которой Нарышкина приходилась внучатой сестрой. И поэтому вся императорская фамилия посетила ее дом на Воздвиженке, где в честь праздника был устроен роскошный пир. На следующий день после свадьбы Нарышкина была пожалована в статс-дамы и одарена богатым портретом.
После смерти жены граф Разумовский построил себе в 1782 году из ее старинного дома настоящий дворец (дом № 6 по Воздвиженке, в глубине двора, а нынешний дом №8 был, вероятно, его боковым флигелем). Знаменская церковь «с главами и звоном», как домовая, соединена с новым дворцом крытым переходом.
Кирилл Разумовский был вельможей при дворе Елизаветы Петровны и приблизился ко двору благодаря своему старшему брату Алексею Разумовскому, фавориту императрицы, впоследствии обвенчавшемуся с нею тайным, но законным браком. От этого брака была рождена в 1745 или 1746 году будущая праведница — инокиня Досифея, в миру принцесса Августа Тараканова, воспитанная в высшем обществе, молодые годы проведшая за границей. (По повелению императрицы Екатерины II она была неволею привезена в Россию и тайно пострижена в монашество в Московском Ивановском монастыре с именем Досифея, поскольку представляла опасность для Екатерины II, как возможная претендентка на Российский престол по прямому родству с предыдущей императрицей, происходившей из рода Романовых, в то время как Екатерина вообще не имела никакого родства с Российским Царственным Домом. Ныне останки праведницы захоронены в усыпальнице Романовых в Новоспасском монастыре.)
Из описи московских церквей 1789 года, помещенной в Древней Российской Вивлиофике видно, что в церкви Знамения Богородицы при доме графа Разумовского в приделах прпп. Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского сохранялись в алтарях старинные иконы этих святых. К концу жизни в 1799–1800 годах Кирилл Разумовский продал дом на Воздвиженке за 400 тысяч рублей шурину своего сына Алексея, графу Н. П. Шереметеву.
По материалам издания «Церковь Знамения иконы Божией Матери на Шереметьевом дворе», 2009
После избрания на царство Михаила Федоровича Романова значительная часть территории бывшего Опричного двора, прилегавшая к Большой Никитской улице и современному Романову переулку, была пожалована дяде нового царя Ивану Никитичу Романову. Вскоре после этого на его дворе была выстроена деревянная домовая церковь Знамения Богородицы.
По старому московскому преданию первую, деревянную Знаменскую церковь поставил здесь некто Дружина Коптев в 1613 году в честь восшествия Романовых на царство. По другой, более известной версии, ее построил здесь, около 1625 года, Иван Никитич Романов, брат патриарха Филарета и дядя царя Михаила Федоровича, на пожалованном ему племянником имении на Смоленской улице (так тогда называлась ул. Воздвиженка).
В храме Знамения на Романовом дворе проводил патриаршие богослужения Патриарх Филарет Никитич. Знаменская церковь упоминается в 1625 году с приделами в честь преподобных Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского, основанными еще в 1619 году, и по древнему обычаю самостоятельными от главной церкви — отдельными — входами. Приделы в честь этих святых устроены в память о чудесном видении в Спасских воротах Кремля (ссылка на страницу Святые покровители), где в честь него была помещена икона прпп. Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского, изображающая этих святых молящимися перед ликом Спасителя. В честь этого видения Флоровские ворота были переименованы в Спасские.
В пожар 1629 года церковь Знамения горела, но скоро была возобновлена с теми же приделами, и вновь освящена.
Иван Никитич Романов скончался в 1640 году и погребен в Новоспасском монастыре. Владение его перешло к его сыну Никите Ивановичу.
Первая каменная церковь Знамения на Романовом дворе появилась в 1637 году; в Переписной книге она упоминается так: «Церковь каменная Знамения Пресвятыя Богородицы да Сергия Чудотворца, строение боярина Никиты Ивановича Романова на боярской земле.
При церкви в 1641 году (т. е. при Н. И. Романове) было 2 попа, дьякон, дьячок и просвирница». Таким образом, возведение церкви в камне произведено при сыне Ивана Никитича, Никите Ивановиче, двоюродном брате царя Михаила. Никита Иванович скончался в 1656 году и погребен в Новоспасском монастыре в усыпальнице Романовых. С его кончиною прекратился род Романовых-Юрьевых.
Никита Иванович не оставил потомства и после его смерти двор на Воздвиженке вместе с церковью Знамения в 1656 году перешел к царю Алексею Михайловичу, который сделал его Государевым двором и временно устроил здесь дворцовые службы Оружейной палаты, в том числе и иконописные.
С середины 1680-х годов производственная деятельность на Романовом дворе постепенно приходит в упадок.
По материалам издания «Церковь Знамения иконы Божией Матери на Шереметьевом дворе», 2009
Икона «Знамение»
Икона Знамения Пресвятой Богородицы является покровительницей рода Романовых. В выборе Романовыми иконы отражены Новгородские связи этого рода; икона исстари прославлена в земле Новгородской.
Ее древний иконографический тип является одним из первых иконописных образов Божией Матери, а русское название «Знамение» икона обрела в Великом Новгороде в XII веке, когда ее явленным чудом Новгород спасся от врагов.
В 1170 году во время местных войн удельных княжеств город осадили объединенные с союзниками войска суздальцев, во главе с князем Андреем Боголюбским: тогда честолюбивый князь хотел покорить Новгород и объединить русские земли в одну могущественную державу под своей властью. Новгородцам оставалось только молиться, и архиепископ Иоанн трое суток без сна провел в соборном храме, слезно молясь о спасении.
В ночь перед штурмом святитель услышал голос, повелевший ему идти в одну из новгородских церквей, взять оттуда икону Пресвятой Богородицы и вознести ее на городскую стену — «тогда узриши спасение граду». Он послал туда клир, но икона не двинулась с места, пока сам святитель не явился в храм и не помолился перед ней горячо. Икону вознесли на городскую стену под тучами стрел, осыпавших Новгород. Одна из них ударила в икону.
Из очей Царицы Небесной закапали слезы, Ее Лик чудесно обратился к городу. Иоанн, с трепетом приняв слезы на свою фелонь, воскликнул: «Ты даешь нам Знамение, что молишься пред Сыном Твоим и Богом нашим об избавлении города!». Отсюда и произошло название иконы — «Знамение».А суздальцев, между тем, объял ужасный страх, и они в панике бежали от стен Великого Новгорода. Тогда было установлено празднование этой иконе — 27 ноября по старому стилю.
От иконы происходили многие чудеса. В 1566 году в Новгороде был остановлен перед ней страшный пожар, когда митрополит Макарий с крестным ходом понес чудотворный образ по берегу Волхова и внезапно подувший ветер загасил пламя. В 1611 году соборный храм Новгорода, где находилась икона, хотели ограбить шведы, но, переступив порог церкви, были отброшены назад невидимой силой, и перепуганные, бежали прочь.
Государева служба древних предков Романовых была тесно связана с Новгородом. Еще при великом князе Василии I, сыне Дмитрия Донского, боярин Федор Андреевич Камбила был наместником новгородским. Его далекий предок, Глянда Камбила, первый известный представитель и основатель рода Романовых, был потомком латышского князя Видвута и, приехав в Россию с двумя сыновьями из далекой Пруссии, крестился в 1287 году под именем Иван. И Юрий Захарьевич, дед первой супруги Ивана Грозного Анастасии Романовой, около 20 лет был новгородским наместником при самом Иване III, покорившем Новгород Москве.
Потом и брат ее, Никита Романович, заступил на это служивое место. Их отец, Роман Юрьевич, окольничий и воевода при Иване Грозном, дал фамилию всей будущей царской династии Романовых. Он умер в 1543 году, не дожив четырех лет до того, чтобы увидеть свою дочь русской царицей.
Знаменская икона Божией Матери, наряду с Казанской, считается избавительницей Руси от врагов в Смутное время, и под грамотой 1613 года об избрании Михаила Романова на царство две печати из трех были с изображением иконы Знамения. Поэтому Романовы, считавшие икону Знамения покровительницей своего рода, возводили в Москве Знаменские церкви. (Одна из них находится на Варварке, в месте родовых владений бояр Романовых, где в 1631 году был основан Знаменский монастырь.)
Трудно сказать, где и когда была написана та икона Божьей Матери «Знамение», которая находится сейчас в храме. Известно только, что после закрытия Знаменской церкви в 1930 году храмовая икона была спасена настоятелем о. Владимиром Криволуцким, долгое время сохранялась в его семье, и в 2013 году была возвращена в храм.
«Яко необоримую стену и источник чудес
Стяжавше тя рабы твои, Богородице Пречистая,
Сопротивных ополчения низлагаем.
мир граду Твоему даруй, и душам нашим велию милость».
Таков тропарь Знамения. Источник чудес не иссяк и в наши дни, и «Необоримая Стена» продолжает охранять землю Русскую!
По материалам издания «Церковь иконы Божией Матери «Знамение» на Шереметьевом дворе», 2009
Особенности архитектуры
Особенности архитектуры
Великолепная архитектура храма вписала Знаменскую церковь в особую страницу истории русского искусства, как яркий памятник нарышкинского барокко. На рубеже XVII–XVIII веков под условным термином «нарышкинское барокко» в Москве возник причудливый, полный грации стиль.
Многие отечественные исследователи истории искусств отмечают, что этот стиль не подражает западному барокко и не копирует слепо образцов европейской архитектуры, а вполне уникален, самобытен и органично вписывается в традиции древнерусского зодчества, заимствуя у западных мастеров лишь некоторые, зачастую едва уловимые элементы декора.
Иностранцы, равно как и россияне, знакомые с западноевропейскими образцами барокко, «нарышкинский стиль» воспринимали как исконно русское архитектурное явление.
Нарышкинское барокко — воплощение внутренней гармонии, мира, оно празднично, воздушно, отличается ажурной легкостью зданий, тогда как западное барокко динамично, неспокойно, стремится охватить пространство, открыть неожиданные ракурсы. Влияние западноевропейского барокко сказывается, прежде всего, в популярности округлых объемов, в интересе к центрическим планам, украшении храмов орнаментом, доселе невиданным на Руси. Нарышкинское барокко основано на контрасте двух тонов: красно-кирпичного фона и белокаменного узора при использовании полихромных изразцов.
Для таких памятников характерны овальные или многоугольные окна, а также повышенная декоративность, следующая традициям «русского узорочья» и «травяного орнамента». Это выявляется в барочной торжественности расписанных, выполненных в горельефной резьбе по дереву и позолоченных лож, иконостасов, кафедр.
Храмы в этом стиле появились в усадьбах Нарышкиных, ближайших
родственников Петра I по материнской линии. Наиболее талантливым воплотителем идей «нарышкинского барокко» со всем основанием следует считать Якова Бухвостова, крепостного мастера из Подмосковья, самородка-зодчего. На редкость одаренный и обладавший богатым воображением, он с необычайной легкостью создавал архитектурные шедевры, от которых и сегодня трудно оторвать взор.
Одним из самых прекрасных памятников нарышкинского барокко, несомненно, считается церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Романовом переулке.
Подобно другим нарышкинским постройкам конца XVII века, церковь Знамения представляет собой тип храма-колокольни («иже под колоколы»).
Четверик с примыкающими к нему полукруглыми притворами, увенчанными позолоченными главками на стройных барабанах, возвышается на высоком подклете и окружен галереей-гульбищем. Три водруженных друг на друга восьмерика устремляются ввысь к небу, создавая легкий выразительный силуэт.
Поражает великолепием белокаменное убранство Знаменской церкви, восхищает мастерство зодчих, создавших филигранный рисунок ажурных гребней парапетов и наличников окон с фигурными завершениями.
Красный кирпич и белый камень фасадов, остроумная система конструкции ярусного здания, устремленного ввысь, ажурные кресты над сияющими главами — все это придает церкви сказочную легкость и затейливость «терема» с башнеобразным ступенчатым силуэтом. В этом шедевре, по сути, воплотились все черты, характерные для нарышкинского барокко. И симметричная композиция зданий, и богатые резные фронтоны, завершающие отдельные объемы, и большие дверные и оконные проемы, и открытые парадные лестницы, наконец, изящество и живописность белокаменной декорации на красном фоне.
Храм настолько наряден, что напоминает изысканное ювелирное изделие.
Со времени возведения он поражал всех приходящих своим благолепием, праздничностью, вселял неземное чувство радости, помогал обрести молитву.
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы внесла свой вклад, чтобы сделать облик Москвы незабываемым, сказочно-прекрасным – местом, которым могут по праву гордиться жители, которым всегда восхищались и восхищаются иностранные путешественники и гости Первопрестольной.
К сожалению, интерьер церкви Знамения не сохранился, да и само здание претерпело некоторые изменения после закрытия в 1929 г. Советские руководители разместили в бывшем дворце «кремлевские» больницу и столовую. В 1930 г. были сломаны флигели усадьбы, и по улице вместо них и парадного двора выстроили уродливое здание для расширявшейся больницы. Кроме того, церковь пострадала во время Великой Отечественной войны (рядом с ней взорвалась авиационная бомба). И хотя ныне церковь Знамения Пресвятой Богородицы возвращена верующим, здание нуждается в проведении длительных реставрационных работ. Но этот труд того стоит! Согласитесь: сохранившийся храм красивее любого, вновь выстроенного здания.
Восстановление былой красоты церкви Знамения Божией Матери становится тем более значимым, что находится храм в уникальном месте, где до сих пор царит дух живой, непрерывной истории, длящейся исторической традиции, где гораздо больше, чем подробные рассказы об архитектурных деталях, говорит сама атмосфера этих мест. Археологические раскопки в этих местах говорят о том, что именно здесь, в Романовом переулке мог находиться опричный двор царя Ивана Грозного. Как известно, вся Русь, в том числе и Москва в 1565 году была поделена на опричнину и земщину, и в свои опричные владения Иван Грозный забрал западную часть города, от впадения ручья Черторый в Москву-реку (примерно от Пречистенской набережной) до левой стороны Большой Никитской улицы. Сам царь поселился в новом дворце, построенном недалеко от реки Неглинной, то есть к востоку от будущей церкви Знамения. Как было на самом деле – покажут дальнейшие nисследования археологов: на сегодняшний день на заднем дворе факультета журналистики МГУ учеными обнаружена предполагаемая хозяйственная часть опричного двора Ивана Грозного.
Интересно отметить, что именно название церкви Знамения Пресвятой Богородицы на Шереметевом дворе послужило основой для наименования нескольких московских улиц – Знаменки, а также Знаменских Большого и Малого переулков.
По материалам издания «Церковь Знамения иконы Божией Матери на Шереметьевом дворе», 2009.