храм знамения в аксиньино официальный сайт

Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Аксиньино

храм знамения в аксиньино официальный сайт

Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Аксиньино запись закреплена

храм знамения в аксиньино официальный сайт

Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Аксиньино запись закреплена

8 ноября — день памяти великомученика Димитрия Солунского

Святой великомученик Димитрий, сын благородных и благочестивых родителей, происходил из города Солуни, где отец его был воеводою. В то время нечестивый царь Максимиан воздвиг жестокое гонение на христиан. По этой причине благочестивые родители тайно воспитали Димитрия в истинной вере христовой.
Показать полностью.

После смерти отца святой Димитрий воспринял должность правителя города Солуни. Движимый ревностью к вере христианской, он стал открыто проповедовать и учить истинной вере жителей солунских, которые поклонялись идолам. За это, по повелению императора, святого Димитрия заключили в темницу. Здесь он удостоился посещения Ангела Христова, после чего еще сильнее возжелал подвига мученического. В темнице он был наставником в вере благочестивого Нестора, который пострадал мученически за Христа.

После жестоких мучений святой великомученик Димитрий был пронзен копьями.
От нетленных мощей святого впоследствии истекло миро, так что весь город наполнился благоуханием.
Особенно много чудесных знамений сотворил своим молитвенным предстательством св. Димитрий в Солуни, месте его мученического подвига и почивания честных мощей его.

Любимый святой русских князей

У всех славянских народов святой Димитрий Солунский с древнейших времен почитался как их небесный покровитель. Русские князья часто называли его именем своих первенцев. В 1197 году великий князь Всеволод Юрьевич привез во Владимир икону святого, написанную, по преданию, на его гробовой доске, и это событие стало общецерковным праздником. А при великом князе Димитрии Донском в 1380 году икону перенесли в Москву и поставили в Успенском соборе Кремля.

храм знамения в аксиньино официальный сайт

Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Аксиньино запись закреплена

Поздравляем настоятеля нашего храма с днем рождения!

Сердечно поздравляем настоятеля храма иконы Божией Матери «Знамение» в Аксиньино, священника Владимира Герасимова, с днем рождения.

В этот памятный день молитвенно желаем Вам, дорогой о.Владимир, крепости душевных и телесных сил, мудрости, терпения и благословенных успехов в Вашем дальнейшем служении во благо Святой Церкви и на радость любящей Вас паствы.

Да хранит Вас Господь в здравии и благоденствии на многая и благая лета!

храм знамения в аксиньино официальный сайт

Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Аксиньино запись закреплена

храм знамения в аксиньино официальный сайт

Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Аксиньино запись закреплена

В субботу две Божественные Литургии: в 7:00 и в 10:00. По окончании каждой Литургии будет совершена Панихида.

Также напоминаем, что в Колокольне бывш. Казанского Головинского монастыря будет совершена Божественная Литургия. Начало в 8.00

храм знамения в аксиньино официальный сайт

Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Аксиньино запись закреплена

Московский журналист А. А. Ярцев на рубеже XIX—XX веков оставил такое воспоминание о Казанском Головинском монастыре:

…Обитель расположена просторно, на приволье. Все её здания блестят чистотой и новизной, сгруппировались уютно и оставили ещё много места для будущих построек.

Самый симпатичный уголок между двумя храмами, деревянным и новым каменным, вблизи которых нашли себе вечный покой отошедшие туда, где нет ни печали, ни воздыханий.

храм знамения в аксиньино официальный сайт

Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Аксиньино запись закреплена

Праздник Казанской иконы Божией Матери

4 ноября празднуется память одной из величайших святынь Православия – Казанского образа Пресвятой Богородицы. Празднование именно в этот день установлено в честь избавления Москвы и России от польских интервентов в 1612 году.

Именно с Казанским образом Пресвятой Богородицы Москву от поляков освободило ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.
Показать полностью.

В день праздника в Аксиньинском храме были совершены две Божественные Литургии.

На приписной к нашему храму колокольне бывшего Казанского женского Головинского монастыря также прошли праздничные богослужения и крестный ход.

После окончания Божественной Литургии настоятель храма священник Владимир Герасимов произнес пастырское слово и поздравил прихожан с праздником.

храм знамения в аксиньино официальный сайт

Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Аксиньино запись закреплена

В 16.00 акафист у чудотворной иконы Божией Матери «Казанская»

В 17:00 Праздничное Всенощное бдение

Две Божественный Литургии в 7:00 и 10:00

Также обращаем Ваше внимание,что в сам день Праздника в Колокольне бывшего Казанского Головинского монастыря будет совершена Литургия. Начало в 8:00.

храм знамения в аксиньино официальный сайт

Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Аксиньино запись закреплена

храм знамения в аксиньино официальный сайт

Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Аксиньино запись закреплена

Как известно, на том месте где располагался алтарь деревянной Знаменской церкви сейчас находится часовня.

Но мало кто знает, что это сооружение относится к довольно редкому типу часовен, а именно часовни — столб с небольшой нишей, расположенной на уровне человеческого роста, или чуть ниже.
Показать полностью.

В нише могли располагаться иконы, кресты. Туда же молящиеся ставили зажженные свечи и лампады – ниша делалась достаточно глубокой и боковые стенки защищали огонь от ветра. А в некоторых вариантах, для дополнительной защиты от непогоды, ниша закрывалась небольшой дверкой.

Аксиньинская часовня имеет все черты, чтобы отнести ее к данному типу.

Благодаря небольшим размерам, такой тип часовни был очень распространен в дореволюционное время, ведь соорудить его человек мог даже в одиночку. Как строительный материал могли использовать дерево, добавляя минимум декора. Были варианты из камня или кирпича. Поскольку купол изготовить достаточно сложно, на крышу часовни, как правило, устанавливали самый простой крест. А для защиты от осадков ее могли покрыть металлом или деревом.

Кстати, такой тип часовен-столбцов не часто встречается в наши дни в России. А ведь эта традиция, наравне с установкой поклонных крестов, одна из самых древних, и во многих странах распространена до сих пор. Так, путешествуя по православной Греции, можно увидеть канделакии — небольшие часовни-домики на столбах, установленные вдоль дорог, возле домов, в общественных местах.

Со времен Российской империи на территории нашей страны сохранились немногие часовенные столбы и наша Аксиньинская часовня входит в их число.

За свою чуть более вековую историю наша часовня претерпела, как миниму 3 реконструкции. История сохранила для нас даже фотографии часовни советского периода (см. 2 фото в ленте). Последние внешние изменения произошли в 1994 году, когда Аксиньинская часовня приобрела более явные черты схожести с самим Знаменским храмом.

Источник

История Храма

храм знамения в аксиньино официальный сайт

Церковь иконы Божией Матери «Знамение» в Аксиньино, расположена на территории несохранившейся до нашего времени подмосковной усадьбы, известной более двух с половиной столетий как «село Знаменское, Аксиньино тож».

До начала XVIII века Аксиньино было деревней и в 1623 году находилось во владении рода черкесских князей Ахамашуковых, пришедших на службу к царю Иоанну Васильевичу после 1552 года. В 1623 году окольничему Василию Петровичу Ахамашукову-Черкасскому в Аксиньине принадлежал двор вотчинников с дворами деловых людей и крестьян.

Во второй половине XVII века Аксиньином владел воевода Григорий Федорович Бутурлин. После кончины Г. Ф. Бутурлина вотчина перешла к его брату Ивану Федоровичу, а в 1692 году передана в приданое Авдотье Ивановне Бутурлиной, выходившей замуж за князя Михаила Михайловича Голицына. В селе князь устроил свою усадьбу, где и скончался в 1730 году.

Возведение первой деревянной церкви в Аксиньине относится к 1708 году. Первым настоятелем Знаменской церкви стал священник Алексий Иванов.

В 1760-е годы Знаменский храм, простоявший без ремонта более 50 лет, был возобновлен.

При новом владельце графе Александре Петровиче Толстом, по сведениям 1776 года, в селе Аксиньине, имелась церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы «зданием деревянная, не ветхая, святыя иконы местные и в иконостасе все исправны, в алтаре святой престол непоколебим, антиминс новой, сосуды серебряные».

В 1782 году настоятель Знаменской церкви священник Сергий Ефимов обращался к архиепископу Московскому и Калужскому Платону (Левшину) с просьбой разрешить ремонт храма. Архиерейское благословение было получено, и в конце XVIII века стараниями графини Анны Александровны Толстой храм и колокольня были существенно перестроены.

В 1812 году Аксиньино с прилегающими селениями попадает в зону активных военных действий. В северо-западном пригороде Москвы неприятельские войска повсеместно учиняли разгром православных храмов. Были разграблены храмы в Космодемьянском, Ховрине, Кирееве. Аксиньинская церковь пострадала меньше других: настоятель и прихожане спрятали ценные ризничные вещи и антиминс, и уже 27 ноября 1812 года по благословению архиепископа Дмитровского Августина (Виноградского) состоялось освящение престола.

В 1840—1850-е годы усадьбой при селе Знаменском-Аксиньине Московского уезда владел генерал-лейтенант Алексей Петрович Толстой. Настоятелем церкви с 1815 года состоял выпускник Славяно-греко-латинской академии священник Василий (Лавров), прослуживший на одном приходе более 45 лет.

К 1866 году относится первая попытка причта и прихожан церкви Знамения возвести в своем селе новый каменный храм. В апреле 1866 года настоятель отец Сергий Никольский обратился к митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету (Дроздову) с прошением, в котором, просил благословить постройку нового каменного храма.

По заказу храмоздателей был выполнен проект, который строительное отделение одобрило в мае 1866 года. Но в то время строительство каменной церкви не состоялось, что объясняли нехваткой средств. Вместо предполагавшейся постройки в 1869 году капитально отремонтировали старый деревянный храм.

храм знамения в аксиньино официальный сайт

В 1871 году в приходе Знаменской в Аксиньине церкви произошло важное событие: по благословению митрополита Иннокентия (Вениаминова) в усадьбе при сельце Головине была построена деревянная домовая церковь во имя Всемилостивого Спаса в незарегистрированной общине престарелых и больных женщин и девиц. Так было положено начало Казанскому Головинскому женскому общежитию, позже преобразованному в монастырь.

В 1860-е годы в Аксиньине открылось начальное училище.

Новый владелец усадьбы, фабрикант Сергей Григорьевич Молошников и благотворитель Митрофан Дмитриевич Щеглов (Торговый дом Петрова и Щеглова в Балашихе) в июне 1883 года обратились к митрополиту Московскому и Коломенскому Иоанникию (Рудневу) с прошением устроить на свои средства новый каменный храм с устроением еще одного придела с левой стороны храма. во имя Святых Апостолов Петра и Павла.

Придельную церковь предполагалось устроить в память почившего брата храмоздателя Петра Григорьевича Молошникова.

Проект новой церкви в Аксиньине был заказан известному московскому архитектору Александру Густавовичу Вейденбауму. Опытный зодчий, Вейденбаум с 1876 года работает в Москве, исполняя обязанности московского губернского архитектора. Знаменская церковь — единственный сохранившийся памятник, построенный по проекту Вейденбаума в Москве.

В своей пояснительной записке к проекту Вейденбаум пишет: «Новая церковь предполагается в стиле, подобном стилю греческой в Ямбурге, с тою только разницею, что при ней будет отдельная колокольня». В июне 1883 года проект был одобрен.

Интенсивные строительные работы велись более года, и в 1884 году новый храм был торжественно освящен при соборном архиерейском богослужении. Как и просили храмоздатели, Петропавловский придел стал усыпальницей для Петра Григорьевича Молошникова. Его брат, староста Знаменского храма С. Г. Молошников, после кончины в 1911 году похоронен около церкви.

Работы по внутреннему убранству вновь построенного храма продолжались до 1900 года. Известно, что иконостасы для церкви и придела выполнены в московской мастерской Я. Е. Епанешникова.

В 1884 году с разрешения Консистории старая деревянная Знаменская церковь была разобрана, а место ее престола отмечено маленькой часовней.

Церковь Знамения в Аксиньине возведена в русско-византийском стиле.

В 1893 году настоятелем храма был определен выпускник Московской Духовной Семинарии священник Петр Алексеевич Смирнов.

В первые годы советской власти в жизни аксиньинского прихода не было каких-либо знаменательных событий. Как и по всей России, весной 1922 года здесь имело место изъятие церковных ценностей.

В отличие от соседних церквей аксиньинский храм не был закрыт. Его служители, однако, не избежали репрессий.

В 1937 году по групповому делу были арестованы и после сфаб­рикованного следствия расстреляны в Бутове о. Амвросий (21.10.1937 г.) и о. Василий Лихарев (27.11.1937 г.).

С 1945 по 1953 год священниками в Знаменском храме служи­ли о. Косма (до 1948 год) и о. Петр Семов с диаконом о. Гавриилом.

С марта 1953 года, когда из сталинского ГУЛАГа стали возвращаться узники-священнослужители, к Знаменской церкви в Аксиньине был определен о. Сергий Лебедев, выпускник Спасо-Вифанской Семинарии, проведший в лагерях 10 лет по 58 статье. Расстроенное здоровье о. Сергия побудило митрополита Крутицкого Николая (Ярушевича) открыть вторую священническую вакансию и назначить на нее выпускника Московской Семинарии отца Иоанна Мазова.

Церковный староста Георгий Александрович Орлов построил для жительства причта небольшой деревянный домик. В старом священническом доме, конфискованном местными властями после декрета 1918 года, помещались сельсовет, кинотеатр и изба-читальня (сгорел в 1961 году), в церковной сторожке проживала местная блаженная. Бездорожье, грязь, ветхие деревянные строения, трудная послевоенная жизнь, многочасовое хождение на требы в разные концы округи — все это вспоминает настоятель храма протоиерей о. Иоанн Мазов.

В хрущевскую «оттепель» Знаменскую церковь пытались закрыть постоянно повышающимися налогами (только за 1961 год налог повышали трижды).

Строительство нового района Химки-Ховрино и открытие станции метрополитена «Речной вокзал» изменило состав прихода Знаменской церкви. Храм переполнился верующими.

В 1950—1980-е годы настоятелями в нем служили известные протоиереи Валентин Парамонов, Михаил Орлов, Петр Раина. С сентября 1994 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия настоятелем назначен протоиерей Иоанн Мазов, возвратившийся таким образом к месту своего первоначального служения через 33 года.

В 1970—1980-е годы церковное здание было увеличено пристройкой левого придела и крестильного зала, возведена новая ограда, построен кирпичный церковно-причтовый дом.

Знаменский приход в настоящее время находится в центре церковной жизни: работает двухклассная воскресная школа, проводится катехизаторская и социальная работа, осуществляется шефство над детскими и взрослыми лечебными учреждениями, ведется благотворительная деятельность. Для многих жителей района наш храм является местом, где верующие имеют возможность помолиться, воспринять Святые Таинства и получить духовное окормление.

Источник

Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Аксиньино

храм знамения в аксиньино официальный сайт

О Храме

Храм открыт ежедневно с 7:00 до 20:00. Службы в будние дни совершаются: утром начало чтения Часов в 8:30, Божественная Литургия в 9:00; начало вечернего богослужения в 17:00.
В воскресные и праздничные дни совершаются две Божественные Литургии:ранняя в 7:00 и поздняя в 10:00.

Таинство Крещения совершается ежедневно (после двух огласительных бесед для родителей и крестных, взрослых крещающихся). Огласительные беседы проводятся: первая — каждую субботу в 17:30; вторая- каждое воскресенье в 17:30.

Таинство венчания совершается в установленные Уставом дни, после прохождения беседы.

Таинство Елеоосвящения совершается во время поста, в дни определенные отцом настоятелем (информация разрешается на сайте и информационном стенде при храме).

Отпевание совершается ежедневно по предварительной записи по телефону.

При храме действует Воскресная школа и молодежный хор.

Приход ведет активную социальную и молодежную деятельность.

Престольные праздники: 10 декабря празднование в честь иконы Божией Матери «Знамение» (освящен главный престол храма); 12 июля память святых первоверховных апостолов Петра и Павла ( освящен правый придел храма); 9 августа память святого великомученика и целителя Пантелеимона ( освящен приставной престол).

Чтимые иконы: икона Божией Матери «Знамение», икона Казанской Божией Матери, икона святителя Николая с частицей мощей, икона святителя Луки Крымского с частицей мощей.

К храму приписана часовня при колокольне бывшего Казанского женского монастыря (Крондштадский бульвар д. 33). Каждую субботу совершаются молебен и панихида.

Источник

Таинства

храм знамения в аксиньино официальный сайт

ТАИНСТВО СВЯТАГО КРЕЩЕНИЯ

Все мы знаем, что когда в семье рождается ребенок, то ему выдают свидетельство о рождении. Согласно этому документу, новорожденный является полноправным гражданином страны, в которой он родился. Теперь родителям остается лишь постепенно научить свое дитя основным законам и нормам поведения данной страны.

Почти то же самое происходит и в таинстве крещения. Однако с существенной разницей:

«новорожденным», а точнее — новокрещенным, может быть как младенец, так и взрослый человек, даже весьма преклонного возраста; страна, «гражданином» которой становится новокрещенный, для всех одна — Царство Небесное; »родители» новокрещенного называются восприемниками, или крестными отцом и матерью; закон и нормы поведения сформулированы не людьми, а Богом и даны в Священном Писании, а точнее — в Евангелии; в отличие от земных государств, в которых власть принадлежит разным людям или группам людей, в Царствии Небесном один Владыка — Бог-Троица, Бог-Творец.

Вот для того чтобы стать подданным, или гражданином Небесного, Божиего Царства и существует Таинство Святого Крещения.

Если крестится взрослый человек или даже подросток, то перед крещением егооглашают. Слово «оглашать», или «огласить», означает сделать гласным, оповестить, объявить перед Богом имя того человека, который готовится к крещению. Во время подготовки он изучает основы христианской веры. Его имя вносится в церковную молитву «об оглашенных». Когда же наступит время Св.Крещения, священник молит Господа изгнать из этого человека всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его, и сделать его членом Церкви и наследником вечного блаженства; крещаемый же, отрекается от диавола, дает обещание служить не ему, а Христу, и чтением Символа веры подтверждает свою во Христа веру, как Царя и Бога.

За младенца оглашение принимают его восприемники (крестные), которые берут на себя ответственность за духовное воспитание ребенка. Отныне крестные молятся о своем крестнике (или крестнице), учат его молитве, рассказывают о Небесном Царстве и его законах.

Вот как совершается таинство крещения.

Сначала священник освящает воду и в это время молится, чтобы святая вода омыла крещаемого от прежних грехов и о том, чтобы он через это освящение соединился с Христом. Затем священник помазывает крещаемого освященным елеем (оливковым маслом).

Елей — это образ милости, мира и радости. Со словами «во имя Отца и Сына и Святого Духа» священник помазывает крестообразно лоб (запечатление имени Божиего в сознании), грудь («во исцеление души и тела»), уши («в слышание веры»), руки(чтобы творить дела, угодные Богу), ноги (чтобы ходить по путям Божиих заповедей). После этого и совершается трехкратное погружение в святую воду со словами: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святого Духа. Аминь».

При этом человек, которого крестят, получает имя святого или святой. Отныне этот святой или святая становится не только молитвенником, заступником и защитником крещенного, но и примером, образцом жизни в Боге и с Богом. Это покровитель крещенного, а день его памяти становится праздничным днем для крещенного — днем именин.

Затем священник с молитвой «Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом яко ризою, Многомилостиве Христе Боже наш» надевает на новокрещенного белую (новую) одежду (рубашку). В переводе со славянского эта молитва звучит так: «Подай мне чистую, светлую, незапятнанную одежду, Сам облеченный в свет, Многомилостивый Христос, Бог наш». Господь — наш Свет. Но о какой одежде мы просим? О том, чтобы все наши чувства, мысли, намерения, поступки — все рождалось в свете Истины и Любви, все было обновленным, как наша крестильная одежда.

После этого священник надевает на шею новокрещенного нагрудный (нательный) крестик для постоянного ношения — в напоминание слов Христа: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24).

Сразу же после этого совершается таинство миропомазания. Как за рождением следует жизнь, так и за крещением, таинством нового рождения, следует миропомазание — таинство новой жизни. Священник помазывает крещенного святым миром, делая им знак креста на разных частях тела с произнесением слов «печать (т. е. знак) дара Духа Святого«. В это время невидимо подаются крещенному дары Святого Духа при помощи которых он возрастает и укрепляется в жизни духовной. Чело, или лоб, помазывается миром для освящения ума; глаза, ноздри, уста, уши — для освящения чувств; грудь — для освящения сердца; руки и ноги — для освящения дел и всего поведения. После этого новокрещенные и их восприемники с зажженными свечами в руках трижды по кругу обходят вслед за священником вокруг купели и аналоя (Аналой — наклонный столик, на который обычно кладется Евангелие, Крест или икона), на котором лежат Крест и Евангелие. Образ круга — образ вечности, ведь круг не имеет ни начала, ни конца. В это время поется стих «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», что значит: «Те, кто во Христа крестились, во Христа облеклись».

Это призыв везде и всюду нести Благую весть о Христе, свидетельствуя о Нем и словом, и делом, и всей своей жизнью. Так как крещение есть духовное рождение, а родится человек однажды, то и таинство крещения над человеком совершается однажды. «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Ефес. 4, 4).

Таинство Крещения совершается в нашем храме ежедневно в 10 часов.

(Для приходящих ко крещению взрослых нужна исповедальная беседа со священником- по субботам в 17:30)

Как за рождением следует жизнь, так и за крещением, таинством нового рождения, следует миропомазание — таинство новой жизни.

В этом таинстве новокрещенный получает дар Святого Духа. Ему дается «сила свыше» для новой жизни. Таинство совершается через помазание Святым Миром.(Святое Миро приготовляли и освящали апостолы Христовы, а затем епископы древней Церкви. От них Миро получали священники при совершении таинства Духа Святого, с тех пор называемого Миропомазанием.

Святое Миро приготовляется и освящается раз в несколько лет. Традиционным местом приготовления Святого Мира в Русской Церкви с XV до XVIII века были Митрополичьи, а затем Патриаршие палаты Московского Кремля. Освящали Миро в кремлевском Успенском соборе. После упразднения патриаршества при Петре I вторым местом освящения Мира помимо Кремля стала Киево-Печерская Лавра. С восстановлением Патриаршества в Русской Церкви в 1917 г. местом приготовления Святого Мира был (и остается доныне) Малый собор Донского монастыря столицы, где с этой целью была утроена специальная печь. А освящение Мира стали совершать в Патриаршем Богоявленском соборе в Елохове.)

Во время Миропомазания священник наносит знак креста на лоб, веки, ноздри, на уста и уши, на руки и верхние части стоп, произнося при этом всякий раз слова: «Печать дара Духа Святаго. Аминь«.

После этого новокрещенные и их восприемники с зажженными свечами в руках трижды по кругу обходят вслед за священником вокруг купели и аналоя (Аналой — наклонный столик, на который обычно кладется Евангелие, Крест или икона), на котором лежат Крест и Евангелие. Образ круга — образ вечности, ведь круг не имеет ни начала, ни конца. В это время поется стих «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», что значит: «Те, кто во Христа крестились, во Христа облеклись».

Это призыв везде и всюду нести Благую весть о Христе, свидетельствуя о Нем и словом, и делом, и всей своей жизнью.

Нет человека, который поживет на земле и не согрешит. Мы грешим против Бога, против ближнего и против самих себя. Грешим делами, словами и даже мыслями. Грешим по наущению дьявола, под влиянием окружающего мира и по собственному злому произволению.

Что делать тому, кого мучает совесть? Как быть, когда томится душа?

Православная Церковь отвечает: принести покаяние. Покаяние — это такое таинство, в котором искренне исповедующийся в своих грехах получает прощение от Самого Бога и благодать и силу не грешить вновь.

Для получения прощения (разрешения) грехов от кающегося требуется: примирение со всеми ближними, искреннее сокрушение о грехах и устное исповедание их, твердое намерение исправить свою жизнь, вера в Господа Иисуса Христа и надежда на Его милосердие. Однако трудно осознать свою вину, а еще труднее признать ее вслух, открыто и искренне при свидетеле. Здесь нужно подлинное мужество, за которое не получишь ни ордена, ни медали. Готовится к исповеди надо заранее, лучше всего перечитать Заповеди и таким образом вспомнить свои грехи против них (и записать). Надо помнить, что забытые неисповеданные грехи тяготят душу, являясь причиной плохого настроения, душевного недомогания. Грех постепенно разрушает человека, мешает ему духовно возрастать. Чем тщательнее исповедь и испытание совести, тем более очищается душа от грехов, тем ближе она к Царствию Небесному.

Исповедь в Православной Церкви совершается у аналоя — высокого столика с наклонно расположенной столешницей, на котором лежат крест и Евангелие как знак присутствия Христа, невидимого, но все слышащего и знающего, насколько глубоко наше раскаяние и не утаили ли мы что-нибудь из ложного стыда или специально. Если священник видит чистосердечное раскаяние, он покрывает преклоненную голову исповедующегося концом епитрахили и читает разрешительную молитву, прощая грехи от имени Иисуса Христа. Затем исповедующийся целует крест и Евангелие в знак благодарности и верности Христу.

Священник ждет от пришедшего на исповедь осознания его греха и раскаяния: он должен назвать этот грех, не ища ему оправдания. Подробности проступка редко нужны на исповеди. Их выяснение бывает необходимо лишь иногда, чтобы помочь исповедующемуся увидеть корни своей духовной болезни, глубже понять значение и последствия содеянного им.

Ни в коем случае нельзя на исповеди осуждать кого-либо, или рассказывать о чужих грехах. Попытка солгать на исповеди, утаить какой-либо грех, найти ему оправдание, расчет на безнаказанное повторение греха (в духе расхожей мирской мудрости «Не согрешишь — не покаешься») оставляют человека без подаваемой в таинстве благодати. Отцы Церкви предупреждали, что в подобных случаях в тот момент, когда священник произносит разрешительную молитву, Господь говорит: «А Я — осуждаю».

В некоторых случаях священник назначает кающемуся епитимию («запрещение») — своего рода духовное лекарство, направленное на искоренение порока. Это могут быть поклоны, чтение канонов или акафистов, усиленный пост, паломничество ко святому месту — в зависимости от сил и возможностей кающегося. Епитимию надлежит выполнять неукоснительно, и отменить ее может только тот священник, который ее наложил.

Жизнь требует питания для своего поддержания. Господь дарует это питание в таинствепричащения или по-гречески евхаристии, что значит «благодарение». В причащении мы вкушаем под видом хлеба и вина Тело и Кровь Самого Господа Иисуса Христа и так Бог становится частью нас, а мы — частью Его, одним целым с Ним, ближе чем самые родные люди, а через Него — одним телом и одной семьей со всеми членами Церкви, теперь нашими братьями и сестрами.

К Причащению Святых Христовых Тайн в семье готовятся заранее. В эту подготовку входят усиленная молитва, посещение богослужений, пост, добрые дела, примирение со всеми, а затем — исповедь, то есть очищение своей совести в таинстве покаяния.

Таинство Святого Причащения установил Сам Господь наш Иисус Христос во время последнейТайной Вечери, накануне Своих страданий и смерти. Он Сам совершил это таинство: «взяв хлеб и благодарив (Бога Отца за все Его милости к роду человеческому), преломил и подал ученикам, говоря: приимите ядите: сие есть Тело Мое, которое за вас предается. Также взяв чашу и благодарив подал им, говоря: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание» (Матф. 26, 26-28; Марк. 14, 22-24; Лук. 22, 19-24; 1 Кор. 11, 23-25).

О причащении по отношению к богослужению христианскому следует заметить то, что это таинство составляет главную и существенную часть христианского богослужения. Согласно заповеди Христовой, данное таинство постоянно совершается в Церкви Христовой и будет совершаться до скончания века за богослужением, называемым литургией, во время которой хлеб и вино, силою и действием Духа Святого, прелагаются, или пресуществляются, в истинное тело и в истинную кровь Христову.

Таинство причащения совершается каждый день, кроме некоторых дней Великого поста, поэтому возможность причаститься есть всегда. Мнение о том, как часто нужно причащаться, изменялось со временем. Первые христиане причащались почти ежедневно, а человек, пропустивший без особой причины три воскресных евхаристии, считался отпавшим от Церкви. Позднее стали причащаться реже. До революции в России считалось нормой причащаться каждый пост (Великий, Петровский, Успенский и Рождественский) и в день своих именин. Сейчас все больше распространяется практика частого причащения, не реже одного раза в месяц.

В глубину Ветхого Завета уходят образы православного священнодействия. Агнцем заменил Бог положенного на жертвенник Исаака, агнца должны были приготовить иудеи на праздник Пасхи, вспоминая спасительный исход из Египта. В ветхозаветном пророчестве Исайи говорится о невинном, который, как агнец, кротко идет на заклание. Эти слова повторяются на православной литургии. Агнцем называют хлеб, приготовленный для причащения.

Евангелие наполнило новым смыслом ветхозаветные образы. Христа на кресте воин ударил копьем, чтобы подтвердить Его кончину, — и из раны хлынули вода и кровь. Поэтому с водой, которая является условием жизни, смешивается вино, претворяемое в Кровь Христову. Копием называется предмет, которым священнослужитель вынимает частицы из просфор — хлебов для причащения. Эти и множество других образов Ветхого и Нового Заветов составляют единую ткань богослужения. В нее вплетаются переживания верующих, связывая происходящее со всей Священной историей человечества. Тело и Кровь Христа — «духовная пища», огонь, сжигающий зло, но и способный «попалить» тех, кто причащается «недостойно», т. е. неискренне, без благоговения, не подготовившись к причащению постом и молитвой, имея на совести утаенные грехи. Вместо «исцеления души и тела» такие люди, по мнению Церкви, готовят себе наказание. «Причастился во осуждение», — говорят о таких случаях в Церкви.

После положенных священнодействий, вознесения молитв священником, совершающим таинство, и всей церковью, причастники приближаются к ступеням алтаря. Детей пропускают вперед, они причащаются первыми. Дети в Православной Церкви причащаются сразу после крещения. Самые маленькие, которые еще не могут есть твердую пищу, причащаются Кровью Христовой. После возгласа диакона: «Со страхом Божиим и верою приступите!» — причастники, крестообразно сложив руки на груди, по очереди подходят к чаше — потиру. Священник особой ложечкой на длинной ручке (лжицей) достает частицу Святых Даров из чаши и вкладывает в рот причащающемуся.

Приняв частицу, причащающиеся целуют нижнюю часть чаши и отходят к столику, где служители дают им запить причастие освященным теплым питьем — вином с водой — и съесть кусочек освященного хлеба.

По окончании богослужения причащавшиеся слушают благодарственную молитву и проповедь священника. В день причащения православные верующие стараются вести себя особенно благопристойно, помня о Его жертве и своем долге перед Богом и людьми.

ТАИНСТВО БРАКА (ВЕНЧАНИЕ)

Венчание или брак есть таинство, в котором при свободном (пред священником и Церковью) обещании женихом и невестою взаимной верности друг другу, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается и подается благодать Божия для взаимной помощи и единодушия, и для благословенного рождения и христианского воспитания детей.

Брак установлен Самим Богом еще в раю. По сотворении Адама и Евы, «благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею» (Быт. 1, 28).

Каждое таинство — это обновление человека, как бы новое его рождение. И в таинстве венчания человек тоже рождается заново, но уже не один, а в семье. Ведь в христианском браке двое становятся одной душой и одной плотью во Христе.

Сначала совершается чин обручения жениха и невесты, во время которого священник с молитвами надевает им обручальные кольца (в слове «обручение» легко различить корни слов «обруч», то есть кольцо, и «рука»). Кольцо, не имеющее ни начала, ни конца, — знак бесконечности, знак союза в любви безграничной, самоотверженной.

Затем священник, соединив руки жениха и невесты, ставит их перед аналоем с Крестом и Евангелием, что означает — перед Ликом Господа, в Его присутствии. При этом жених и невеста стоят на новом белом полотенце. Это символ начала нового совместного жизненного пути, но уже не порознь, а вместе.

Одна за другой следуют молитвы с прошениями о Божием благословении венчающихся. В них вспоминаются союзы Адама и Евы, праотцев Авраама и Сарры, Исаака и Ревекки, Иакова и Рахили, родителей Девы Марии — Иоакима и Анны, родителей Иоанна Крестителя — Захарии и Елисаветы как примеры для новобрачных.

От лица Церкви священник просит у Бога для нового союза крепости, мудрости и мужества в испытаниях, взаимопонимания, мирной жизни, здоровых и послушных Божией воле детей.

Священник берет венцы и возлагает их — один на голову жениха, другой на голову невесты, произнося при этом: «Венчается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.» И — «Венчается раба Божия (имя невесты) рабу Божию (имя жениха) во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». После этого, благословляя новобрачных, священник трижды возглашает: «Господи Боже наш, славою и честью венчай их».

«Венчай» — значит: «соедини их в плоть едину», то есть создай из этих двоих, до сих пор живших порознь, новое единство, несущее в себе (подобно Богу-Троице) верность и любовь друг к другу в любых испытаниях, болезнях и скорби.

Далее следует чтение из Послания апостола Павла к Ефесянам и из Евангелия от Иоанна. Апостол Павел призывает мужа любить свою жену, как Христос — Церковь, не жалея своей жизни, а жене — любить, чтить и слушаться мужа, как Церковь — Христа.

Отрывок евангельский рассказывает о браке в Кане Галилейской, где Господь совершил Свое первое чудо, претворив обычную воду в прекрасное вино. Для жениха и невесты, ставших уже мужем и женой, здесь немалый смысл. Теперь в совместной жизни им предстоит преобразить свои, еще не окрепшие чувства (подобные пресной воде) в подлинную любовь (подобную прекрасному вину).

И все присутствующие вместе со священником желают новобрачным долгих и радостных лет совместной жизни.

Дни, в которые не совершается венчание:

Во вторник, четверг и суббота

Накануне воскресных и праздничных дней (двунадесятых праздников, праздников с бдением и полиелеем и храмовых).

В Рождественский пост и святки: с 28 ноября по19 января.

От Недели мясопустной в течение Великого поста и Пасхальной седмицы до Фомина воскресения.

Накануне и в самые дни: Усекновения главы Иоанна Предтечи 11 сентября и Воздвижения Креста Господня 27 сентября.

Беседы проходят в нашем храме каждую субботу и воскресенье в 17.30 в крестильном зале.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *