храм золотого дракона в тибете как добраться
Джоканг – священное место Тибета
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Сегодня мы хотим вам рассказать о главной достопримечательности не только Лхасы – главного тибетского города, но и всего Тибета. Имя этой святыне – Джоканг.
Статья унесет вас на другую сторону света и на сотни лет назад. Из нее вы узнаете, что такое Джоканг, где он находится, что интересного в себе таит, какая удивительная история скрывается за его стенами. Вперед, в наше очередное виртуальное путешествие!
Что за место
Каждый, кто приезжает в Лхасу, в первую очередь стремится попасть в монастырь Джоканг, известный среди жителей города также как Цуклаканг. Именно поэтому здесь всегда так много народу: монахи, местные буддисты, паломники Тибета, шедшие сюда пешком в течение нескольких дней, любопытные интуристы и просто неравнодушные к буддийской культуре люди.
Название монастыря можно перевести как «жилище Господа». Он находится на главной площади города Баркхор. Джоканг, относящийся к тибетскому направлению гелуг, с каждым годом растет, и сейчас общая площадь храмового комплекса насчитывает 25 тысяч квадратных метров.
Это самый древний лхасский монастырь. Сегодня он по праву входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Его главная достопримечательность – статуя Джово Будда, на которой запечатлен Учитель в полный рост в возрасте двенадцати лет.
Внешний вид храма впечатляет: четыре этажа, изящная крыша, покрытая позолотой и подвальное помещение, где священным огнем сияет тысяча лампадок. Каждый, кто приходит сюда, совершает подношения в виде мандал, масла для лампад, делает простирания перед центральным входом.
Обход территории верующие совершают по определенному маршруту – это так называемый «кор». Посетители проходят несколько кругов по часовой стрелке, при этом крутя попадающиеся на всем пути молитвенные барабаны.
Тут происходили и происходят все обряды посвящения главных лам мира: сменяющих друг друга Далай-лам и Панчен-лам. Также здесь ежегодно, обычно на Новый год, происходит красочное празднество – Великая молитва, когда сотни буддистов собираются и вместе совершают уникальные обряды.
Большое количество посетителей привлекло сюда торговцев, владельцев ресторанов, сувенирных лавок. Поэтому в Джоканге можно не только познакомиться с основами буддийской философии, но и прикоснуться к впечатляющей тибетской культуре, попробовать местную кухню и увезти с собой частичку Тибета.
История
История храма Джоканг берет свое начало в 639 году нашей эры благодаря тибетскому правителю по имени Сонгцен Гамбо. Философия буддизма увлекла его, и он за свою жизнь сделал многое, чтобы распространить ее на своих владения, где на протяжении многих столетий господствовала древняя религия бон.
Однажды, занимаясь медитацией, Гамбо воспарил над землей и увидел, что очертания Тибета похожи на тело демоницы, лежащей на спине. Чтобы ее укротить, нужно было построить по всей территории страны буддийские храмы.
Между тем у царя было две жены: красавица из Китая Вэньчэн и непалка Бхрикути. Они были непростыми девушками.
Царь Гампо и его жены
Во-первых, обе они были из благородных знатных семей, родство с которыми помогло Тибету укрепить связь с Поднебесной и Непалом. Во-вторых, они обладали неплохим приданым, в числе которого у Вэньчэн было изваяние двендцатилетнего Шакьямуни – Джово Будда, а у Бхрикути – статуя Учителя, когда он был восьмилетним мальчиком – Джово Микьо Дордже. И, в-третьих, они были умными принцессами и обладали знаниями в области строительства, а также фэн-шуй.
Вэньчэн выяснила, что сердце дьяволицы находится прямо на месте озера Охтанг, поэтому необходимо было его осушить, чтобы построить на этом месте монастырь.
Есть легенда, что землю, которой собирались засыпать озеро, привозили на козах. Чтобы почтить их старания, местность назвали Раса-Трул-Снанг. При этом слог «ра» переводится как «коза», «са» – «земля», «трул-снанг» – «волшебное видение». Но и это еще не все: раньше Лхаса называлась «Раса» – «козлиная земля». Позже она получила свое привычное название и стала «божественной землей».
Наконец в 647 году удалось сравнять с землей озеро и закончить строительство Джоканга. Рядом был возведен Малый Джоканг – Рамоче, где стала обитать китаянка Вэньчэн, а также хранилась привезенная ею статуя Джово Будда.
Всего было построено двенадцать храмов: они образовывали три круга, по четыре сооружения на каждую сторону света. Первый круг удерживал корпус дьяволицы, который приходился на территорию Лхасы. Следующий круг держал коленные и локтевые сгибы, а третий – конечности.
Первозданный облик Джоканга времен царя Гамбо не менялся почти тысячелетие, пока в 17-м веке к власти не пришел Далай-лама V. При нем некоторые постройки были отреставрированы или сооружены заново. Тогда же храм наполнился множеством изваяний, барельефов, настенной живописью, сохранившейся до наших дней.
Не лучшие времена Джоканг переживал в 60-70-е годы прошлого столетия, когда в Китае разбушевалась культурная революция. Тогда в стенах святыни организовали свинарник, а с другой стороны – казармы для китайских военных. После окончания революции монастырь, к счастью, восстановили.
Архитектура и культурные ценности
Внешний облик Джоканга неоднократно менялся. Строительством комплекса руководила вторая жена тибетского царя – непальская принцесса Бхрикути. Тогда архитектура Джоканга вобрала в себя разные стили: наследие Тибета, Китая, Индии, Непала с явным преобладанием неварских мотивов. Благодаря подобному попурри лхасский монастырь можно назвать поистине уникальным в своем роде.
По задумке девушки главное здание должно было состоять из трех ярусов. Но при ее жизни этому не суждено было случиться – супруга Сонгцена Гамбо скончалась, когда храм был двухэтажным.
Впрочем, третий этаж позже все-таки достроили. А за ним – четвертый. Именно таким выглядит монастырь сегодня.
Главной духовной драгоценностью комплекса можно назвать изваяние Джово Будда, где изображен двенадцатилетний принц из рода Шакьев в натуральную величину – высотой около полутора метров.
Говорят, статуя способна исполнять желания, стоит лишь преклониться перед ней и коснуться головой стоп Будды.
Скульптура находится в основном здании – Тсамканг Ума. Она щедро украшена драгоценными камнями, покрыта позолотой.
Сейчас Будда, изображенный на статуе, выглядит более полным, чем в действительности – это связано тем, что скульптуру за все время покрывали не одним слоем позолоченного напыления.
Рядом с Джово Буддой устроился «отец» Джоканга – принц Гамбо вместе с двумя известными спутницами – не сам, конечно, а в виде статуи. Кроме того, по всей территории можно увидеть священные изваяния божеств, будд, бодхисаттв. Главными из них можно назвать скульптуры Падмасамбхавы, Палден Лхамо с ликом лягушки, Будды Будущего и Авалокитешвары, которого в буддизме очень почитают как будду сострадания.
Всего в храмовом комплексе можно насчитать около восьмисот скульптур родом из Китая, Тибета, индийского Кашмира, больших и не очень, но явно заслуживающих внимания.
Здесь также поражает огромное количество:
Вместе они стали невероятным наследием тибетской буддистской мысли.
Полезная информация
Джоканг находится в самом центре Лхасы, поэтому дойти до него легко пешком по прибытии в священный город. Лучшая панорама – на весь центр города с его достопримечательностями, в том числе на дворец Потала – открывается с крыши, которая открыта для посетителей.
Комплекс работает с 8 утра до 8 вечера. Но нужно учесть, что с 8 до 11.30 здесь проходит служба, поэтому вход разрешен только буддистам. Лучшим временем для посещения, по признанию многих, является вечер, когда можно спрятаться от палящего солнца, храм утопает в предзакатных лучах, а вокруг обволакивают волшебные вибрации доносящихся отовсюду мантр.
Заключение
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Хочется верить, что вам понравилось наше увлекательное приключение в буддийский мир спокойствия и равновесия. Пусть все ваши путешествия сбудутся!
Присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, если хотите узнать еще больше о восточной культуре. До встречи!
Джоканг
Самый почитаемый духовный центр Тибета, храм Джоканг в Лхасе, представляет собой эзотерическую смесь тибетской архитектуры с непальскими, китайскими элементами и индийским влиянием. Здесь находится уникальное сокровище мирового буддизма – изображение 12-летнего Джово Шакьямуни в натуральную величину, которое является самой священной реликвией Тибета.
Где находится достопримечательность?
Тибетский храм Джоканг расположен в центре старого города Лхаса на улице Бархор, примерно в 1000 м к востоку от дворца Потала. Его древнейшие постройки датируются 652 г. Затем во времена династий Юань, Мин и Цин он был расширен до огромного монастыря, которым является сегодня. Внутри храм Джоканг состоит из дворов, кварталов монахов, офисов, кухонь и храмовых зданий. Главные ворота расположены в западной части обители.
Впечатляющий монастырь Джоканг был основан в 647 г. н.э. 33 королем Тибета и основателем Тибетской империи времен династии Тан Сонгценом Гампо. Чтобы укрепить связи с соседним Непалом, в 630 г. он женился на принцессе Брикути, которая была сестрой непальского короля. В качестве приданого она принесла статую Будды Акшобхья (или Микоба). Позже в 641 г. он принял китайскую принцессу династии Тан Вэньчэн как свою вторую жену со статуей Будды Джово Шакьямуни.
Для размещения статуй Будды на озере Вотанг были построены 2 храма:
После смерти Сонгцена в 649 г. н.э. во время китайского вторжения королева Венченг спрятала статую Джово Шакьямуни в храме Раса Трулнанг Цуглаг Кханг. Позже, в 710 г., храм Раса Трулнанг Цуглаг Кханг был переименован в Джоканг, что означает «Храм Джово», а “Jowo”, в свою очередь, переводится как «превосходство».
Статуи Джово Шакьямуни
При жизни Шакьямуни, отрицавший идею «личного богослужения», не позволял создавать сходства с самим собой. Только 3 статуи были сделаны при его жизни:
Легенда гласит, что первые 2 статуи, которые воздвиг Вишвакарман, освятил Шакьямуни. Основатель тибетского буддизма, Цонкапа, подарил статуе золотую корону с символами 5 дхьяни-будд.
Посещение храма Джоканг
Монастырь представляет собой 4-хэтажный деревянный комплекс зданий, покрытых золотой крышей. Здесь представлено более 3000 изображений Будды и редких буддийских религиозных текстов. Зайдя внутрь через главные ворота, можно увидеть статуи Падма Самбхавы и Будущего Будды (Майтрея) в центре главного зала. Со всех сторон храма расположены небольшие часовни. Пойдя по часовой стрелке, туристы смогут посетить некоторые из наиболее важных часовен, в том числе часовни Цонкапы, 8 Будд Медицины и Авалокитешвары.
В восточной части двора можно увидеть ряды оригинальных фонарей. Эти мерцающие огни ведут к основному залу, которому более 1300 лет. Над главным входом находится Колесо Дхармы в окружении 2 оленей. Оно представляет собой единство всех вещей и символизирует самого Шакьямуни. Его статуя в 12-летнем облике находится в центре зала. Проследовав по ступеням наверх, можно исследовать несколько часовен на 2 этаже и насладиться великолепным видом города Лхаса, его монастырей и дворца Потала с крыши Джоканга.
Как добраться до храма Джоканг в Тибете?
Поскольку монастырь находится в центре города, можно просто дойти туда пешком либо сесть на автобусы №№7, 8, 20, 22, 23, 25, 28 или 29. Ехать нужно до остановки Chongsaikang.
Азия » Тибет » Монастырь Джоканг
Тибет, Лхаса, монастырь VII в
Монастырь Джоканг («Дом Господа») является самым священным местом Тибета, ежедневно привлекающим толпы простирающихся тибетских паломников и любопытных туристов. В монастыре проводится ежегодный фестиваль Великой молитвы, а также все обряды посвящения Далай-ламы и Панчен-ламы. В 2000 году монастырь Джоканг включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Мифы и факты
Правдива ли эта легенда или нет, но монастырь принес буддизм в Тибет и стал неотъемлемой частью тибетской истории и культуры. Вокруг него вырос город Ра-Са, с течением времени известный как Лхаса, святая земля.
Монастырь пострадал во время монгольского вторжения, но наихудшие разрушения постигли Джоканг после оккупации Тибета Китаем в 1959 году. Во время китайской культурной революции (1966-1976 гг.) часть храма использовалась в качестве свинарника, в других строениях располагались китайские солдаты, которые грелись у костра, сжигая древние тибетские писания.
Что посмотреть
Сегодня площадь храмового комплекса составляет 25,000 кв. м. Архитектура сочетает в себе слияние стилей Тибета, Индии, Китая и Непала. Здание состоит из нескольких залов и алтарей. Темные лабиринты соединяю залы храма с часовнями, посвященными различным богам и Бодхисаттвам.
А в пригороде Лхасы находятся дворцы Норбулинка, утопающие в изумительно прекрасных садах, и монастырь Сера, один из самых крупных буддийских монастырей мира.
* Цена билета и время работы могут меняться, уточняйте на официальном сайте / 2011-01-11
Ворота в Тибет: Лхаса
Тибет и все, что с ним связано, всегда был окружен мистикой и загадками: тибетские монахи и их суперспособности, тибетская медицина…Те чудеса, которые о них рассказывают, столетиями будоражили умы обывателей в надежде разгадать и познать эту тайну. Говорят, что в Тибет не ездят, в Тибет принимают приглашение. Что не каждый желающий, который хочет туда попасть, может это сделать и реализовать. Не знаю. Но в моем случае именно так и получилось. Возможно, просто совпадение. Я очень люблю путешествовать, но о Тибете почему-то никогда не думала. Мало того, ничего о нем не знала. На тот момент в моем багаже путешественника было уже несколько серьезных поездок: по Африке, в Австралию и в Аргентину. Но тема Тибета была для меня настолько далекой и малоизученной, что я даже не смотрела в его сторону. Должна сказать, что в Тибет я попала в самый сложный период своей жизни, когда все, что выстраивалось годами, было разрушено до основания практически по всем направлениям. И вот однажды, придя в спортивный клуб в сквернейшем настроении, и встав на свою любимую беговую дорожку, ко мне подошел Дмитрий (тот самый, с которым мы потом совершили не одно увлекательное путешествие) и предложил составить ему компанию в поездке по Тибету, т. к. он не мог найти себе компаньона. Предложение оказалось очень неожиданным, но мне нужна была на тот момент сильная встряска, поэтому решение через 5 минут мной было уже принято. Вот так я и оказалась в Тибете.
И вот, месяц спустя, я уже разглядываю очертания Катманду, сидя в самолете, который совершает посадку в столице Непала.
Три дня мы провели в Катманду, знакомясь с его достопримечательностями.
И вот мы уже дрейфуем на небесном лайнере, увлекаемые тибетскими тайнами и мистикой. Перелет из Катманду до Лхасы длится чуть меньше часа. Тибетское нагорье со всех сторон окружено высочайшими в мире горными хребтами — 6–7 тыс. метров и выше: Гималаи — на юге, Каракорум — на западе, Куньлунь — на севере.
За время полета, если вам повезет с погодными условиями, можно насладиться не только пейзажами Гималаев, но и аскетичной красотой тибетского плато, которое с воздуха представляет собой желто-коричневую холмистую местность, местами разрезанную руслами рек, без малейшего намека на какую-либо растительность.
Аэропорт Лхасы удален от города на расстояние 62 км. В радиусе 30 км от аэропорта уже высятся горы высотой 5 000- 6 000 метров. Учитывая, что сама Лхаса находится на высоте 3 490 метров над уровнем моря, пяти-шести тысячники просматриваются в округе невооруженным глазом.
Сам аэропорт довольно просторный, из-за чего производит впечатление абсолютного пустого. Быстро пройдя таможенный и пограничный контроль, мы поспешили к выходу, где нас ожидал гид, которому предстояло сопровождать нас всю поездку по Тибету. Молодой парень, тибетец, из своих 25 лет, четырнадцать проучился и проработал в Индии. Повязав на шею приветственные белые шарфики, мы поспешили в Лхасу, до которой дорога занимала по времени около часа. Кстати, подношение белого шарфа в качестве приветствия является распространенной традицией в Тибете. Белый цвет символизирует чистоту.
Пожалуй, здесь самое время упомянуть о горной болезни (ОГБ), или как ее еще называют высотная болезнь. Возникает ОГБ при подъеме в высокогорные районы с разряженным воздухом. Основные симптомы горняшки, описываемые в разных источниках, — это головная боль, тошнота, головокружение и чувство утомления. Одним из основных факторов, влияющих на тяжесть протекания болезни, является скорость, с которой люди поднимаются на высоту. И этот фактор был учтен нами при принятии решения лететь в Тибет именно через Непал. Катманду расположен на высоте 1 300 метров над уровнем моря, так что 3 дня, которые мы провели в городе, стали для нас неплохой подготовкой перед Лхасой. Надо сказать, что мы абсолютно по-разному ощущали с Димой горную болезнь. Я перенесла ее значительно легче по ряду причин. Как оказалось, женщины гораздо легче мужчин переносят гипоксию. Мое легкоатлетическое прошлое стало мне в этом деле тоже хорошим подспорьем. И как это не абсурдно звучит, но рост тоже сыграл свою роль. Высокорослые люди, к коим относится и Дмитрий с ростом 1,92, переносят горную болезнь гораздо сложнее. Если я пару дней просто подтормаживала, чувствуя это по своим замедленным реакциям, то Дима несколько раз прикладывался к баллону с кислородом, который он предусмотрительно взял с собой. Так что, решение прилететь сначала в Катманду, а потом уже в Лхасу было абсолютно правильным.
При первом беглом знакомстве Ласа, как ее называют тибетцы, выглядит достаточно современно: то здесь, то там над городом возвышаются многоэтажные дома; широкие асфальтированные улицы, вдоль которых расположены большие магазины и ресторанчики. Такси и велорикши являются основным средством передвижения для туристов. Фото из интернета
Наш отель «Shongbala», неплохие три звезды, располагался в непосредственной близости от Тибетского квартала. Окна гостиничного номера выходили на одну из главных достопримечательностей города улицу Баркхор. Очень колоритное и, пожалуй, самое самобытное место в Лхасе.
Именно здесь ты начинаешь ощущать, что все-таки ты в Тибете. Узкие переулочки с двух-трех этажными побеленными известковыми домами, завешенными покрывалами, которые заменяют двери, небольшие забегаловки и бильярдные. Как объяснил нам гид, бильярд — это игра, правила который здесь понятны всем. Поэтому бильярдных в Лхасе предостаточно.
Протяженностью около 2 км, улица Баркхор проходит вокруг монастыря Джоканг, одного из самых почитаемых храмов в Тибете.
Баркхор означает по-тибески «круг по часовой стрелке». То паломничество, которое совершают тибетцы к монастырю Джоканг, обескураживает и впечатляет. Т. к. монастырь Джоканг не контролируется никакой определенной религией, то привлекает к себе паломников всех школ тибетского буддизма, включая и последователей Бонпо (коренной религии Тибета).
Спускающиеся с окрестных гор паломники, стекаются сюда, чтобы совершить кору — ритуальный священный обход вокруг монастыря. Длина Баркор-коры составляет около километра и проходит по часовой стрелке вокруг храма. Это действо притягивает к себе взоры как магнит. Особенно сильное впечатление на меня произвели простирания. Молящиеся опускаются на колени и припадают лицом к земле, при этом руки выбрасываются вперед. Затем вновь группируют свое тело и заново простираются. Итак, раз 100, не меньше, произнося постоянно при этом молитвы. Теперь представьте, что простирания одновременно делают не меньше сотни паломников. При том, что одни закончив, отправляются в очередной километровый путь вокруг Джоканга, чтобы затем сделать еще порцию простираний, тогда как другие занимают освободившиеся места. Зрелище, скажу я вам, очень необычное для европейского туриста. Как утверждают источники, подобная практика считается одной из самых почитаемых в духовном развитии и самосовершенствовании на пути раскрепощения собственно «эго». ©
Здание монастыря Джоканг четырехэтажное.
С крыши храма открываются красивые виды на окрестности.
Монастырь Джоканг был построен в 7 веке и является самым древним строением Лхасы. Его главное сокровище — Будда Шакьямуни в возрасте 12 лет выполнен в виде золотой статуи, украшенной драгоценными камнями. Находясь в монастыре, трудно поверить, что во время китайской культурной революции (1966—1976 гг.) часть храма использовалась в качестве свинарника. Радует то, что эти времена остались в прошлом. К сожалению, мы не фотографировали храмы и монастыри Тибета внутри, т. к. за каждый сделанный снимок нужно платить не менее 20 юаней. Впрочем, в каждом монастыре свои таксы за фотографии святынь.
Одной из ярких особенностей многих тибетских монастырей, и Джоканг не исключение, является ритуал подношение огня в форме масляных ламп. Т. к. поток людей, желающих сделать данный вид подношения, огромен, то в Тибете изобрели свой особенный способ. В тибетских монастырях зажигают одну большую лампаду, а все желающие просто подливают туда масло. Выглядит это как огромный чан с топленным маслом, запах которого распространяется по всему помещению. Запах топленного масла у меня прочно ассоциируется с воспоминаниями из детства, когда я беззаботно проводила летние каникулы у бабушки в деревне. Тем неожиданнее для меня было встретить запах детства здесь, в Тибете. Тибетцы приносят растопленное масло в монастырь в термосе и добавляют его в каждую лампаду.
Понаблюдав с огромным интересом за тибетскими ритуалами, мы отправились в бывшую резиденцию Далай-ламы — дворец Потала.
Здание на выступе скалы, с бесчисленным количеством окон, в центре Лхасы является самым высоким древним дворцом мира. Возвышаясь над городом, Потала производит сильное впечатление, конечно. Первоначально построенный в 7 веке, дворец был деревянным. Но неудачно попавшая молния спровоцировала пожар, в результате чего дворец сгорел до тла. Эти страсти случились в 8 веке. То, что мы видим сегодня, было воссоздано уже в 17 веке под руководством Далай-ламы V. Когда Далай-лама V умер, правители не осмелились сообщить народу о его смерти, боясь, что люди взбунтуются, и строительство дворца не будет закончено. Десять лет довольно успешно удавалось скрывать сей факт, пока не завершилось основное строительство дворца.
Выполняя многочисленные функции, в первую очередь, дворец был местом жительства Далай-ламы и его окружения, вплоть до 1959 года (вторжения Китая в Тибет). Комплекс состоит из Красного дворца (Потранг Марпо) и Белого дворца (Потранг Карпо).
На сегодняшний день Потала является музеем. Для посещения туристов открыта совсем малая часть дворца. По установленным правилам на посещение комплекса отводится не больше часа. Мы продвигались неспешно, стараясь внимательно разглядеть все на своем пути, и уложились в 40 минут. Фотографировать внутри дворца строго запрещено даже за деньги. Множество комнат, в том числе часовни и библиотеки, украшены фресками и картинами. Никакого баснословного убранства и великолепия. Очень скромные интерьеры. Пожалуй, наибольший интерес представляют усыпальницы Далай-лам, оформленные с помощью золота и драгоценных камней. В общем-то, и все.
Так получилось, что после поездки в Тибет с разницей в месяц я побывала в Соборе Святого Петра, крупнейшей христианской церкви в мире. Противопоставление двух святынь таких разных религиозных течений произошло у меня как-то непроизвольно. Рассматривая и любуясь великолепием католического собора, в моей голове всплыли картинки недавно виденной аскетичной Поталы и других монастырей Тибета…Не вдаваясь в рассуждения о сути различий между этими двумя религиями, внешний облик и внутреннее убранство их главных храмов очень четко показывает суть этих самых различий.
Недалеко от Поталы расположена летняя резиденция Далай-ламы — дворец и парк Норбулинка.
Когда заходит речь о садах Норбулинка, практически все источники обязательно упоминают о том, что сады являются крупнейшими рукотворными садами в Тибете. И дело здесь даже не в рукотворности. На мой взгляд, само явление «сад» для Тибета — это уже чудо. Данную тему я более подробно разовью, когда буду описывать наш трафик по безжизненному тибетскому плоскогорью. В общем-то, название «дворец» в данном случае является собирательным, т. к. постройки в комплексе Норбулинка на «дворец» никак не тянут.
Этих самых «дворцов» по парку Норбулинка раскидано немало, т. к. каждый из Далай-лам считал делом чести возвести свою собственную летнюю резиденцию.
Во время нашего посещения, к сожалению, часть помещений находилась на реставрации, но общее представление о летней жизни Далай-лам мы получили.
При въезде в Лхасу можно увидеть высеченное в скале изображение Будды.
Конечно, нам сказали, что образ Будды возник сам собой, а люди потом его только раскрасили. Я очень уважительно отношусь ко всем религиям и приданиям, но все-таки должна быть разумная мера в той информации, которую доносят до туристов. На наш вопрос гиду, верит ли он сам в то, что нам говорит, он ушел от ответа…Ну, а мы поехали знакомиться с одним из самых крупным буддийских монастырей Сэра, который до недавнего времени являлся знаменитым университетом школы гелуг (гелугпа) тибетского буддизма, или желтых шапок.
Построенный в 1419 году, монастырь был домом для более 5 000 монахов. Однако, большинство монахов в 1959 году было репрессировано, т. к. они приняли участие в восстании во время китайской «культурной революции». Часть из них бежала. На сегодняшний день в монастыре Сэра функционируют духовные колледжи, и проживает более сотни монахов, количество которых строго регламентируется.
Монастырь Сэра — это целый город, в котором есть свои улицы и дворы. Здесь есть зал для чтения сутр, учебная часть и 32 отделения, в которых молодые монахи получают знания и занимаются духовными практиками.
Монастырь известен еще и тем, что именно здесь монах Тхонми Самбхота изобрел тибетский алфавит.
Вокруг монастыря проходит тропа Коры, по которой паломники около часа совершают ритуальный обход. Здесь много ритуальных камней с изображениями Будд, бодхисатв и со священными текстами.
Ежедневно по будням в три часа дня в монастыре устраиваются дебаты на религиозные темы. Диспуты проходят в форме яростного спора между «ведущим», «экзаменатором», задающим каверзные вопросы по основам буддизма, и «защитником» — экзаменуемым на предмет его знания учения и умения отстоять свою точку зрения.
В битве слов, монахи демонстрируют свою позицию с помощью различных жестов, в том числе хлопая в ладоши, толкая партнеров для ответа, или щипая их четки. Этот процесс со стороны смотрится очень интересно и забавно. «Ученый спор сопровождается ритуальными жестами, оживляющими его самым забавным образом. Существуют своеобразные способы, задавая вопросы вращать на руке свои длинные четки, хлопать в ладоши и притоптывать ногой. Есть и другие, тоже скрупулезно соблюдаемые оттенки движений, например, подпрыгивать, задавая вопросы или отвечая оппоненту. Таким образом, несмотря на то, что тирады противников чаще всего заимствованы из трудов классиков и делают честь главным образом памяти цитирующего их философа, все-таки жестикуляции и антраша полемизирующих сторон создают иллюзию горячей дискуссии». («Мистика и маги Тибета», Александра Дэвид-Неэль)
Вот такой нам показала себя Лхаса — бывшая столица Тибетского государства. Но это только лишь одна сторона Тибета… цивилизованного. Впереди нас ждало путешествие по Тибескому плоскогорью с заездом в культовые монастыри этого удивительного края.