храмы алании древние христианские
Республика Северная Осетия — Алания (храмы)
Содержание
Собор Вознесения Господня (Алагир) [ править ]
Одноглавая трёхпрестольная Вознесенская церковь из розового туфа, построена в византийском стиле по проекту архитектора Григория Гагарина в новообразованном поселении при Алагирском серебряно-цинковом заводе.
22 октября 1853 г. Свято-Вознесенский собор был торжественно освящен в присутствии начальника Владикавказского округа генерала-майора Вревского Высокопреосвященнейшим Исидором, архиепископом Карталинским и Кахетинским, Экзархом Грузии, при многочисленном стечении верующих из окрестных сел и станиц.
Храм закрыт в 1927, в здании разместился краеведческий музей.
В 1989 году возвращен верующим, восстановление завершено к началу 2000-х.
Адрес: 363240, Республика Северная Осетия-Алания, г. Алагир, ул. Алагирская, 62.
Храм святого Георгия Победоносца (Ардон) [ править ]
В 1885 году решением схода казаков станицы Ардонской на месте старого деревянного храма было решено построить пятикупольный каменный храм.
13 мая 1901 года храм был освящен в честь святого Георгия Победоносца. После революции храм закрыли, и в течение многих лет в нем находилось зернохранилище.
В 1942 году после ухода немцев из Ардона богослужения возобновились.
Адрес: 363300, Республика Северная Осетия-Алания, г. Ардон, ул. Партизанская, 32.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Дигора) [ править ]
Строительство церкви Рождества Пресвятой Богородицы начато в 1999 году и завершено в 2002 году.
Проект храма был разработан на Украине в городе Эвситомире. Из города Эвситомира прибыла бригада строителей.
Возведение храма стало возможным благодаря попечению главы администрации Дигорского района С.П. Бердиева.
Адрес: 363410, Республика Северная Осетия-Алания, г. Дигора, ул. К. Маркса, 176.
Храм Троицы Живоначальной (Горная Саниба) [ править ]
Храм в честь Святой Троицы в селении Горная Саниба был построен в XII веке.
В период татаро-монгольского нашествия он был разрушен, а восстановлен лишь в конце XVIII века.
После 1917 года древняя святыня снова была разрушена и восстановлена несколько лет назад из руин трудами Маирбека Кусаева, выходца из этого селения.
12 июня 2006 в Свято-Троицком храме в селении Горная Саниба после долгого перерыва был отмечен первый престольный праздник.
К престольному празднику диакон Николай Лукьянов закончил роспись храма, был установлен изготовленный в Волгодонске иконостас, построена трапезная, и благоустроена храмовая территория.
На прилегающей к храму территории построено здание для приема паломников и установлен мемориальный комплекс воинам-победителям со скульптурой скорбящей горянки с буркой в руках Станислава Тавасиева.
Адрес: Республика Северная Осетия-Алания, Пригородный район, селение Саниба (Горная Саниба)
Храм новомучеников и исповедников Церкви Русской (Беслан) [ править ]
Храм во имя Новомучеников и исповедников Российских строится во дворе разрушенной бесланской школы №1. 1 сентября 2004 года во время школьной линейки террористами было захвачено учебное здание, и в течение 52 часов в спортзале школы удерживали в заложниках более тысячи детей и взрослых. 3 сентября произошла трагическая развязка, в результате которой погибло 334 человека, из них почти 200 детей.
В 2006 году было принято решение о строительстве храма-на-крови на территории школы, где согласно историческим документам в свое время стоял храм в честь святого Георгия Победоносца, разрушенный после революции.
2 сентября 2010 г. был совершен чин закладки новой святыни.
15 мая 2012 года на средства спонсоров и меценатов было начато возведение храма. Спустя три месяца архиепископ Владикавказский и Аланский Зосима совершил молебен на строительство и заложил капсулу с памятной грамотой в его основание.
3 октября 2014 года владыка Зосима совершил чин освящения новосооруженного креста над куполом. На сегодняшний день идут работы по сооружению колокольни и внутренней отделке.
Адрес: Северная Осетия-Алания, г. Беслан, ул. Коминтерна.
Свято-Успенский собор (Моздок) [ править ]
Храм Успения Божией Матери г. Моздока является бывшим храмом армянской общины.
Построен в 1898 году на месте старой армянской церкви.
В феврале 1945 года по просьбе православных верующих здание и прилегающая территория храма были переданы под юрисдикцию Русской Православной Церкви.
Церковь освятили в честь Успения Божией Матери, а также был установлен придел в честь святителя Николая Чудотворца.
Адрес: 363750, Республика Северная Осетия-Алания, г. Моздок, ул. Шаумяна, 50.
Свято-Никольский храм (Новоосетинская) [ править ]
Свято-Никольский храм считается одной из достопримечательностей храмового строительства Северной Осетии.
Он был возведен в начале двадцатого века в традициях византийской архитектуры в казачьей станице Новоосетинской, не так давно отметившей двухсотлетний юбилей.
С приходом советской власти церковь была закрыта и частично разрушена.
В данный момент храм находится в процессе восстановления.
По размерам он больше, чем ныне действующий храм в городе Моздоке.
Адрес: 363722, Республика Северная Осетия-Алания, Моздокский район, ст. Новоосетинская, ул. Октябрьская, 84.
Храм Спаса Нерукотворного (Павлодольская) [ править ]
В 1906 году в станице Павлодольская был открыт храм Нерукотворного образа Иисуса Христа.
После 1917 года он разделил трагическую судьбу большинства церквей России.
В 20-е годы его закрыли.
Значительный ущерб зданию храма был нанесен в годы войны.
Реставрация началась в 2004 году.
6 октября 2007 года архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан совершил чин освящения храма.
Адрес: 363730, Республика Северная Осетия-Алания, Моздокский район, ст. Павлодольская, ул. Советская, 97.
Свято-Георгиевский кафедральный собор (Владикавказ) [ править ]
Решением Владикавказского горсовета № 249 от 30 августа 1991 года предоставлен в бессрочное пользование земельный участок во Владикавказе для строительства собора Святого великомученика Георгия Победоносца. Строительство собора на территории бывшего кладбища, расположенного между улицами Барбашова и Таутиева, начато 18 октября 1996 года.
За основу архитектурно-планировочного решения взят кафедральный собор, существовавший во Владикавказе в начале XX века. Основные работы по возведению храма выполнены к 2003 году, работы по завершению строительства продолжаются в настоящее время.
В октябре 2010 года, состоялось историческое событие — Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II передал в дар Свято-Георгиевскому собору частицу мощей святого покровителя храма — Георгия Победоносца.
Адрес: 362003, РСО-А, г. Владикавказ, ул. Барбашова, 38.
Храм пророка Илии (Владикавказ) [ править ]
Строительство часовни пророка Илии на Мещанском кладбище началось в 1888 году и длилось семь лет. Часовня была приписана к Константино-Еленинскому храму (иконостас этого храма и поныне находится в Ильинской церкви). Руководил строительством настоятель Константино-Еленинской церкви отец Василий Жуков.
В июле 1895 года городской инженер Федор Ковалев объявил о завершении строительства часовни и 11 августа епископ Владикавказский и Моздокский Владимир (Синьковский) благословил совершить освящение.
После закрытия большинства церквей во Владикавказе часовня осталась единственным приходом для православных верующих. На основании решения Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР 25.09.48 г. было выдано разрешение произвести перестройку часовни в настоящий храм. Реставрация была осуществлена трудами протоиерея Григория Гончарова. Имеет один придел в честь Святителя Николая Чудотворца.
Адрес: 362008, Республика Северная Осетия — Алания, г. Владикавказ, ул. Дзержинского, 70.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Владикавказ) [ править ]
Церковь основана в 1812 году Осетинской духовной консисторией и более 50 лет её прихожанами были все православные жители Владикавказской крепости. В 1823 году вместо деревянного строения церкви было построено новое каменное. 24 марта 1824 года здание церкви было освящено. Церковь является единственным сохранившемся зданием из располагавшихся на территории крепости.
В 1931 году храм был закрыт и передан горисполкому. С 1940 по 1993 является литературным музеем им. К. Л. Хетагурова.
Когда в 1993 году церковь передали верующим, началась масштабная реставрация. Ныне храм действует, регулярно совершаются богослужения на церковно-славянском и осетинском языках. Чтимая святыня храма — Икона Божьей Матери «Моздокская». Церковь активно развивается трудами настоятеля протоиерея Константина Джиоева и клириков.
В некрополе вокруг церкви могилы выдающихся жителей Владикавказа и Северной Осетии, в том числе осетинского поэта Коста Хетагурова, градоначальника Владикавказа Гаппо Баева, лингвиста Васо Абаева, народного артиста СССР Владимира Тхапсаева, поэта Ивана Джанаева и других.
В конце 2014 года, в храме, в первые за последние 100 лет секретарём Владикавказской епархии, иереем Саввой Гаглоевым в сослужении осетиноязычных священников, было совершенна божественная литургия полностью на осетинском языке. Планируется, что и архиепископ Владикавказский и Аланский Зосима совершит архиерейскую литургию на осетинском языке.
Адрес: 362007, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Войкова, 22.
Свято-Покровский храм (Владикавказ) [ править ]
Храм Покрова Пресвятой Богородицы основан в 1947 г. на пожертвования жителей Владикавказа Георгия и Наталии Шиолашвили – родителей Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II.
В 2000 – 2004 гг. по благословлению Высокопреосвященнейшего митрополита Гедеона произведена реконструкция храма протоиереем Владимиром Михайловым.
Автор проекта – В.Д.Червин.
Адрес: 362002, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Августовских событий,83.
Храм святой равноапостольной Нины (Владикавказ) [ править ]
Церковь святой равноапостольной Нины при грузинской школе была освящена 1 ноября 1898 года. Она располагалась на одной из старейших улиц Владикавказа — Стрелковой (ныне ул. Церетели 12).
Первая попытка закрыть церковь была предпринята в августе 1928 года. Городской совет постановил изъять у грузинской общины помещение церкви святой Нины, а чуть позже потребовал очистить здание храма от церковной утвари. Православная грузинская община попыталась обжаловать это решение, но безрезультатно. Ответ был однозначным: церковь закрыть; однако реальных шагов со стороны власти не последовало, и храм продолжал действовать еще пять лет. Только в октябре 1933 года здание церкви было передано под библиотеку артиллерийского полка, а с 1935 года стало использоваться как одно из помещений грузинской школы.
В 1933 году, накануне закрытия, в этом храме был крещен будущий Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II.
13 марта 2011 года, при собрании большого количества молящихся, в храме было совершено первое в новейшей истории богослужение.
Адрес: Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Церетели, 12
Трекинги по Архызу. Аланские храмы
В этот день с самого утра нам наконец-то хотелось делать как можно меньше движений и не исполнять никаких подвигов, поэтому решили совершить, по нашему мнению, легкую прогулку. Еще накануне вечером договорились с хозяином базы и он соблаговолил лично прокатить нас на своем мерсе куда пожелаем!
Пока ехали, рассказывал, какой жуткий ливень и град был здесь пониже накануне, всего в километрах 20–25 от Архыза. Стихия бушевала недолго, но свирепо, разметая все на своем пути. В подтверждении этому мы проехали мимо бульдозера, убирающего с дороги сошедший сель! Однако! А ведь вчера по пути от озера Любви мы слышали зловещие раскаты грома!
Ровно посередине между Архызом и городом Зеленчукским находятся сразу несколько достопримечательностей и начать мы решили с посещения обсерватории, в которой находится радиотелескоп РАТАН-600.
Свернув с трассы на правый берег и проехав мост через Большой Зеленчук, мерс уперся в шлагбаум. Подойдя к охраннику, мы испытали глубочайшее разочарование: обсерватория работает три дня в неделю с пятницы по воскресенье и только до обеда, а сегодня был четверг!
Грустные, мы распрощались с хозяином базы на три часа, отправив его по свои делам, а сами пройдя шлагбаум, минуты через три повернули налево и попали на территорию следующей достопримечательности- археологического музея-заповедника, древнего городища — развалин города Магаса.
Предположительно именно здесь на огромном пространстве площадью почти в сто гектаров была столица и центр патриаршества древнего Аланского государства.
Самыми значительными сооружениями городища, к тому же наиболее хорошо сохранившимися, считаются три Зеленчукских христианских храма, которые мы и шли посмотреть. Их возведение историки относят к десятому веку, именно тогда, по свидетельствам летописцев, Алания и приняла христианство. Расположение городища продумано досконально: с одной стороны — бурная река, с другой — скалистые горы охраняли жителей от набегов завоевателей.
Купив билетики по 100 рублей по обычной проселочной дороге мы отправились в путь, вдыхая аромат полевых цветов.
Я ничего не читала про эти места и как-то так неожиданно для себя выехала на прогулку совершенно неподготовленной: ни воды, ни шляпы, ни легкой рубашки с длинными рукавами, закрывающими от солнца- ничего этого я не положила в рюкзак. А солнце между тем с самого утра палило нещадно и гулять по огромной территории городища нам пришлось почти все время под его горячими лучами.
Среди яркой зелени показались первые здания, практически все полуразрушенные и заброшенные и сразу возникает вопрос- что это, зачем и почему в таком состоянии?
Совершенно нелепо смотрелись солнечные батареи, устроенные прямо на дереве.
Развалины каменных стен жилых домов, хозяйственных построек, могильники и даже места, где располагалась кузница, а подобное открытие говорит о высоком уровне развития и жизни средневековой Алании.
Некогда, в давние времена, по этой территории древнего Аланского государства проходили караваны Великого Шелкового пути.
Справа по ходу движения мы увидели маленький, почти крошечный, побеленный снаружи, Зеленчукский храм, Южный, или Ильинский, построенный в IX—X веке, и позднее перестроенный уже в русском стиле, входивший в состав подворья богатой аланской семьи и бывший их семейной церковью.
Внутреннее убранство храма очень простое, иконы вряд ли имеют историческую ценность и обладают магической силой, но без сомнения они помогают человеку найти покой, умиротворение. В настоящее время из всех трех сохранившихся и отреставрированных храмов он один является действующим.
Храмы Аланской державы
Н а территории нашей страны есть храмы, построенные за сто лет до крещения Руси. Алания с центром в Маасе приняла христианство в 916 году под влиянием Византии, Абхазии и Грузии. Три хорошо сохранившихся Зеленчукских, или Нижне-Архызских, храма — часть древней цивилизации аланов. В храмовый комплекс, расположенный в ущелье реки Большой Зеленчук на территории Нижне-Архызского городища, входили три кафедральные церкви и одиннадцать небольших одноапсидных церквей.
Самый крупный — Северный храм. Бывший кафедральный собор Аланской христианской епархии, подчиненной Константинопольскому престолу, возведен в X–XI веках согласно византийскому канону: «наподобие корабля, продолговато устроенным, на восток обращенным, от обеих стран к востоку притворы имеющим». Освящен во имя Георгия Победоносца.
Композиция Среднего храма, изначально задуманная как «крест свободный», то есть с двумя равными по длине ветвями креста, менялась прямо в ходе строительства: к центральной апсиде были пристроены две боковые, а западный рукав креста удлинен. Полная высота храма соответствует его длине. Сложен из каменных плит на известковом растворе.
Южный, или Ильинский, храм — единственный до сих пор действующий христианский храм в Карачаево-Черкесии. При постройке был посвящен святому пророку Илии и, вероятно, был домовой церковью одной из знатных аланских семей.
Историки считают, что сохранившийся до наших дней храмовый комплекс является подтверждением могущества существовавшей когда-то Аланской державы на Северном Кавказе.
Аланы, Магас и Лик Христа: тайны тысячелетних Зеленчукских храмов
Горы Архыза манят туристов со всей России и ближнего зарубежья. И не только горнолыжными трассами, конными прогулками, рафтингом и шашлыками на берегу бурной реки.
Это место называется Нижнеархызским городищем, а три чудом сохранившихся каменных христианских храма — Зеленчукскими.
Заплатив символические 100 рублей с человека вы попадаете на территорию истории. Можно пешком пройти все локации минут за 20-30, а можно и на машине за 10 минут всё объехать.
Как правило, по выходным тут гуляют толпы туристов. Бывает, в храмах устраивают свадебные фотосессии. Тем не менее, официально Нижнеархызское городище — памятник федерального значения с соответствующим охранным статусом.
Давайте же прогуляемся по остаткам древнего аланского города.
В ту пору, когда Русь была еще языческой, здесь, в окруженной кавказскими горами живописной долине располагался древний город Магас, или Маас. Упоминания встречаются в византийских летописях.
Магас был столицей Аланского государства. X век — период наибольшего могущества алан на Северном Кавказе, сумевших на время побороть внутренние противоречия.
Пару веков аланы довольно успешно лавировали между интересами таких игроков на кавказской сцене как иудаистский Хазарский каганат, исламский Арабский халифат и христианская Византийская империя.
Сквозь транзитный город Магас-Маас проходило ответвление Великого Шелкового пути. Через Марухский перевал шли в том числе христианские миссионеры из Византии, а также многочисленные торговцы, которые попадали сюда с территории современной Абхазии.
Но все хорошее рано или поздно заканчивается. Сколько раз подвергались разграблению и поруганию некогда величественные Зеленчукские храмы — установить невозможно. Есть точка зрения, согласно которой Аланское городище прекратило существование в конце XIII века из-за внутреннего упадка усугубленного татаро-монгольским нашествием, а поселок продержался до середины XIV века.
В 1829 году кавказский генерал-губернатор Эммануэль отправил архитектора Бернардацци в Архыз. Итальянец также сделал подробные записи и составил первые план-схемы Зеленчукских храмов.
Эммануэль якобы просил императора Николая I выделить средства на реставрацию древних христианских храмов, но в те времена Кавказская война была в разгаре и просьба была отклонена.
Он обнаружил надпись на греческом языке, которая датируется X веком. Также Струковым создан альбом ценных рисунков с натуры.
Но куда интереснее возможная прямая связь живописца с так называемым Ликом Христа.
Наскальный лик Христа размером 140 на 80 см похож на синайскую икону Христа-Пантократора, списанную с лика, проступившего на Туринской плащанице. Сейчас Лик вкупе с Зеленчукскими храмами можно назвать одной из самых востребованных православных достопримечательностей Северного Кавказа.
По официальной версии обнаружили Лик на крутом склоне горы случайно. Это удалось жителям станицы Зеленчукской Сергею и Анатолию Варченко в 1999 году. Однако есть другая точка зрения, по которой первое упоминание о Лике приходится еще на предвоенное время.
Лик видел житель станицы Зеленчукской Иван Толопа. Есть и более позднее свидетельство Сергея Тоцкого. Ещё в 1970-71 годах во время экспедиции юношеской геологоразведочной партии Черкесска они с одноклассниками Александром Дармиловым, Сергеем Ерофеевым и Олегом Лафишевым фотографировались на фоне образа.
Тем не менее, Митрополит Ставропольский и Владикавказский Гедеон посетил место находки и благословил почитать икону как Нерукотворный Образ Спасителя нашего Иисуса Христа.
Чтобы узреть лик Спасителя паломникам предстоит преодолеть 345-метровую лестницу из 526 ступенек. Лик Христа четко ориентирован на Восток. Взгляд Иисуса устремлен на Средний Зеленчукский храм.
Кто знает, может авторами наскального Образа и были византийские мастера-иконописцы. Впрочем, есть смелая версия, согласно которой Лик Христа мог создать художник Струков.
Но вернемся к главной теме поста. Параллельно с археологами и художниками на территорию Нижнеархызского городища приходят православные монахи.
В 1886 году в Архыз с Афона прибыл иероманах Серафим (Титов) с 11-ю монахами. Они строят общежития, организуют хозяйство. Так был основан Александро-Невский Афонский Зеленчукский монастырь, который большевики закрыли в 1918 году.
Итак, что вас ждет на территории самого городища?
Датируется памятник первой половиной XI века. Вероятно, когда-то в раннем средневековье его построило местное население, он разительно отличается от двух других как по стилю, так и по используемым для строительства материалам.
Сейчас он выглядит как многие другие православные церквушки. Неудивительно, ведь здание перестраивалось, прежде чем принять «псково-печерский» стиль. Но это не отменяет его ценности. Обязательно зайдите сюда, поставьте свечку. Где еще вы прикоснетесь к тысячелетней истории.
Следующий по пути от входа храм — Средний или Троицкий. Длина – 21,5 м, ширина – 13,25 м, высота – 15 м.
Храм отличается размерной пропорциональностью предметов и деталей. Из внутренних деталей в алтарной части отмечались остатки престола.
Считается, что Средний храм отличается особой акустикой. В XIX веке объект был практически разрушен, но его восстановили монахи. До революции использовался в качестве соборного храма монастыря.
А вот так Cредний выглядел в 1930-е годы. Получше, чем сейчас.
Ну и третий храм городища — Северный или Георгиевский. Крестообразный, с единым шатровым куполом. По мнению археолога Владимира Кузнецова, Северный храм был кафедральным собором Аланской епархии и центром духовной жизни Алании в Х-XIII вв. Построен при абхазском царе Георгии II (920–955 годы). Вдумайтесь в эти цифры. Вы можете посетить сооружение, которому 1100 лет!
В храме проводится богослужение только один раз в году, 6 мая – в день памяти Георгия Победоносца.
Посмотрите на фото ниже — это он, Северный храм в середине 1930-х. Тогда никто не следил за состоянием памятника. Фактически здание разрушено. Но позже его восстановили.
А все потому, что в 1940 году экспедиция советских археологов обнаружила под полом в Северном храме клад с драгоценностями. Интерес вернулся.
Нашли элитное женское погребение, включавшее более 100 золотых украшений, серьги, массивные перстни, на одном из них арабскими буквами было вырезано имя царя Ашота.
Сокровища передали в Государственный Исторический музей. Потом археологи вскрывали руины христианских церквей и часовен, погребения, остатки жилых построек, но ничего особо ценного больше не обнаружили.
Исследователи проводят параллели Зеленчукских храмов с архитектурой, характерной для православных церквей на черноморском побережье Кавказа. В частности, Северный храм принято считать аналогом Лыхненского в Абхазии.
Будете ехать в Архыз — загляните на полчасика к Зеленчукским храмам. Постойте под сводами, послушайте ветер, прикоснитесь к камням — почувствуйте связь времен.