храмы андрея первозванного в москве
Церковь св. апостола Андрея Первозванного
|
Церковь св. Андрея Первозванного. Фото с сайта hram.codis.ru |
Единственная в Москве действующая дореволюционная церковь св. апостола Андрея Первозванного находится на Ваганьковском кладбище.
Ранее придел, освященный во имя апостола Андрея, находился в одноименной церкви Андреевского монастыря, освященной в честь св. Андрея Стратилата и давшей название обители.
Андреевский придел находился и в Алексеевской церкви уничтоженного большевиками кремлевского Чудова монастыря в Кремле. Во имя апостола Андрея еще была освящена домовая церковь в знаменитой усадьбе графа А.И. Мусина-Пушкина на Разгуляе, где в пожаре 1812 года сгорела хранившаяся там древняя рукопись «Слова о Полку Игореве».
Ныне придел во имя св. апостола Андрея Первозванного имеет Тихвинская церковь в Сущеве.
Местность «Новые Ваганьки», где была возведена ныне действующая Андреевская церковь, доподлинно известна примерно со второй половины XVII века. Ее название до сих пор не имеет единого точно установленного объяснения, и существует множество истолкований слова «ваганьки».
Другая версия объясняет смысл и происхождение этого слова от «ваганного» денежного налога, в старину взимаемого за взвешивание товара. Он входил в перечень прочих пошлин, от которых правительство иногда освобождало торговцев, предоставляя им различные льготы. И само место, где собирался этот налог, также называлось «ваганцем». Такая ваганная пошлина могла взиматься с купцов близ кремлевского Боровицкого холма, в районе Старого Ваганькова, где проходила дорога из Новгорода на Оку.
Есть еще одно полулегендарное истолкование имени этой местности. «Ваганами» в старину назывались еще выдолбленные из колоды деревянные корыта, из которых украинцы и казаки ели свой знаменитый кулеш. Ваганы использовались только в качестве тарелок для кулеша, потому что готовилось это кушанье в железной посуде на огне. Приезжая в Москву, малороссы останавливались поначалу близ Воздвиженки и дали название этой старомосковской местности. (Из таких ваганов-корыт и жившие там царские псари могли кормить своих подопечных собак.)
Да и саму старинную практику таких захоронений начали запрещать еще первые Романовы, при которых перестали погребать покойников в Кремле. А Петр I своим указом от 10 октября 1723 года запретил погребать умерших уже во многих городских церквях центральной Москвы. В 1748 году императрица Елизавета велела освободить от существовавших захоронений весь путь от Кремля в Головинский дворец на Яузе в Лефортове, все кладбища по протяженности пути уничтожить и впредь никого там не хоронить. А для погребения умерших прихожан местных церквей государыня приказала отвести особое место за пределами города и выстроить там ее коштом церковь.
Для этого первого в Москве кладбища сразу же стали искать место. Поначалу предложили Напрудное с уже существовавшей там с глубокой древности Трифоновской церковью. Когда это место сочли неудобным для устроения там отдельного кладбища, то выбор пал на Марьину Рощу. Там еще с 1744 года находился погост для погребения умерших насильственной смертью и что-то вроде морга при нем для проведения опознания и судебного следствия. Отметим, что тела убитых и казненных отправляли в убогий дом, а для самоубийц устраивали отдельные погосты, один из которых находился близ будущего Ваганьковского кладбища.
Устройство кладбища на Ваганьках сочли удобным потому, что здесь были обнаружены старинные каменные надгробные плиты, свидетельствующие о прежде уже существовавших здесь захоронениях.
В 1773 году освятили первую деревянную церковь Ваганьковского погоста во имя Иоанна Милостивого, предположительно уже стоявшую в этой местности ранее.
А в 1824 году архитектор А. Григорьев, построивший знаменитый храм «Большое Вознесение», возвел здесь ныне существующую каменную церковь Воскресения Словущего с северным приделом во имя Иоанна Милостивого. На месте же, где стояла первая одноименная церковь, поставили красивый памятник в виде ротонды.
Этот же зодчий в 1822-1824 г.г. построил и два небольших флигеля поблизости от входа на кладбище. В юго-западном, слева от входа, в 1822 году стараниями бывшего московского обер-полицмейстера Шульгина и на средства потомственной почетной гражданки Мазуриной была устроена богадельня. В правом же северо-восточном флигеле была поначалу устроена кладбищенская часовня, а потом и церковно-приходская школа.
Из этой перестроенной часовни в марте 1916 года возвели Андреевский храм для отпевания усопших и заказных литургий на завещанные средства благотворителя А.С. Лонгинова. Под ним устроили новую часовню для покойников, привозимых сюда, на Ваганьковское кладбище для отпевания и погребения. Новая, очень скромная кладбищенская церковь вмещала в себя до 350 богомольцев, икона в него была пожертвована обществом трезвости. Храм освятили уже в мае 1916 года.
Однако действующей новоустроенная Андреевская церковь была недолго. На следующий год грянула революция, и уже в 1918 г. храм был закрыт и крест с него снят. Какое-то время в этом помещении было общежитие, потом различные кладбищенские службы, магазин похоронных принадлежностей.
Главный Воскресенский храм поначалу захватили обновленцы, и именно он первым вернулся в лоно Православной Церкви в 1944 году. Северный и южный флигели в советское время поставили на государственную охрану. И в 1980 году прямо напротив бывшей Андреевской церкви похоронили В.С. Высоцкого.
Уже в июне 1989 года было принято решение вернуть здание Церкви. На его реставрацию прихожане Ваганьковского храма собрали более ста тысяч рублей. Работы по его восстановлению продолжались всего три месяца. 21 октября того же года храм был освящен, и на следующий год при нем открылась воскресная школа. В настоящее время церковь действует.
История храма
Первый молебен в районе Метрогородок состоялся 12 ноября 2011 года по благословению нынешнего митрополита Брянского и Севского Александра. Был установлен памятный камень с надписью о будущем строительстве. Уже с первых дней служения на выделенном участке появились верующие люди, которые не только молились, но и активно участвовали в богослужении – алтарники, чтецы, певчие, сборщики податей. Силами прихода уже в декабре 2011 года была построена часовня, в которой совершались не только молебны, но и панихиды, общие Соборования, чтение акафиста ап. Андрею Первозванному, Великое освящение воды, чтение Великого канона прп. Андрея Критского, освящение куличей. С первых же дней служения в Метрогородке стали собираться пожертвования на именные кирпичи для строительства нового храма.
Первая Божественная литургия в храме св. ап. Андрея Первозванного в Метрогородке г. Москвы (Открытое шоссе, влад. 31) была совершена 15 апреля 2012 года. С этого момента в храме-часовне совершаются регулярные еженедельные богослужения. К 13 декабря 2013 года (День памяти св. апостола Андрея Первозванного) храм был расширен и сейчас может вместить до 300 человек. 1 июня 2014 года храм был освящён Епископом Орехово-Зуевским Пантелеимоном в честь св. блгв. кн. Даниила Московского. Совершение регулярных еженедельных богослужений явилось краеугольным камнем в формировании приходской общины. Из наиболее активных и неравнодушных мирян стал формироваться клир храма. Среди прихожан есть представители различных профессий – строители, резчики, иконописцы, портные. Храм постоянно благоукрашается.
В 2012 году выделенный участок под строительство храма был отмечен поклонным крестом, который был сооружён недалеко от памятного камня и освящён после Божественной литургии.
В 2013 году при храме открылась детская воскресная школа. Проводятся занятия по предметам: Закон Божий, Церковнославянский язык и Музыкально-эстетическое развитие. Не раз были организованы детские праздничные представления. По воскресным дням при храме проводятся беседы по Закону Божьему для взрослых.
25 марта 2014 года при храме было организовано молодёжное движение. Члены молодёжного движения регулярно участвуют в общественно-полезных мероприятиях социальной и общецерковной направленности. Совместно с добровольческим движением храма на постоянной основе проводятся различные мероприятия в Филиале № 44 Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков имени Г. Е. Сухаревой, который находится вблизи Подворья.
На приходе было организовано социальное служение: из прихожан храма была сформирована группа «Ближние». Одно из основных направлений социального служения – окормление Филиала № 44 Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков имени Г. Е. Сухаревой, где находятся дети с различными психическими заболеваниями.
По благословению Епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона приходом окормляются больницы: Центральная клиническая больница № 2 им. Н. А. Семашко ОАО «Российские железные дороги» и больница Центросоюза Российской Федерации, которые находятся в Национальном парке «Лосиный остров». При этих учреждениях уже запланировано открыть домовые храмы.
После регистрации 17 апреля 2014 года Подворья Патриарха Московского и всея Руси при храме св. ап. Андрея Первозванного в Метрогородке г. Москвы Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) были утверждены члены Приходского совета и Ревизионной комиссии.
Апостола Андрея Первозванного (главный престол Андреевского флигеля)
В 1822-1824 годах у входа на Ваганьковское кладбище по проекту А.Ф. Элькинского были построены два флигеля. В юго-западном флигеле (слева от входа) была открыта богадельня. В северо-восточном флигеле разместилась часовня, а затем церковно-приходская школа.
Юго-западный флигель. Вид со стороны улицы Сергея Макеева
Северо-восточный флигель, вид со стороны улицы Сергея Макеева
Юго-западный флигель (на дальнем плане) и северо-восточный (перед которым стоят участники крестного хода)
Северо-восточный флигель, вид со входа на Ваганьковское кладбище
В 1916 году здание церковно-приходской школы на средства благотворителя А.С. Лонгинова было перестроено в храм апостола Андрея Первозванного. Это был единственный в Москве храм, освященный в честь святого апостола до революции.
Северо-восточный флигель с храмами, вид со стороны Центральной площади Ваганьковского кладбища
Церковно-приходскую школу закрыли в 1918 году. Службы в Андреевском храме продолжались до 1923 года.
Именно в Андреевском храме пребывало духовенство Патриаршей церкви в 1923-1925 годах, когда обновленцы захватили основной ваганьковский храм Воскресения Словущего.
«Когда в храм Воскресения Словущего пришли обновленцы и захватили его силой, то именно этот, Андреевский храм, стал пристанищем для священников из патриаршей, тихоновской Церкви. В нем совершали богослужения, молились, в том числе и об упокоении похороненных здесь православных христиан. Именно поэтому место это особенно значимо».
В начале 1925 года храм апостола Андрея Первозванного был окончательно закрыт.
В июне 1989 года было принято решение о возвращении Церкви здания бывшей ваганьковской церковно-приходской школы и восстановлении в нём храма. Была возведена пристройка к зданию, установлены купола и кресты. 21 октября храм был освящён архиепископом Зарайским Алексием (Кутеповым). После освящения владыка Алексий преподнёс в дар новому храму икону апостола Андрея Первозванного и святителя Алексия, митрополита Московского, с крестом-мощевиком. Сейчас эта аналойная икона и крест являются главной святыней Андреевского храма.
Престольный праздник Андреевского храма отмечается 13 декабря.
Храмовая икона святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси, и апостола Андрея Первозванного. Образ постоянно пребывает на аналое в центре Андреевского храма
Андреевский монастырь в Москве: фото, история, адрес, расписание богослужений
Общая информация
Многие монастыри имеют славную многовековую историю и являются великолепным украшением Москвы. Большинство из них было основано в шестнадцатом или семнадцатом столетии. Монастыри, расположенные в центре, выполняли только религиозную функцию, а те, которые строили на окраинах, выступали еще и в качестве защитных крепостей, поэтому были отлично укреплены.
Конечно, сегодня их оборонительное значение утрачено. Несколько монастырей, расположенных на территории столицы, благодаря своей богатой истории и из-за наличия в них значимых христианских религий заслуживают пристального внимания. Во многие из них ежегодно приезжают армии паломников. В данной статье мы расскажем о таком старейшем культовом сооружении, как Андреевский монастырь (фото прилагаются).
Советские годы
Первая четверть двадцатого века стала для Андреевского монастыря временем великих испытаний. Власть большевиков вообще закрыла этот храм. Постепенно Андреевский храм стал приходить в упадок: разбирались корпуса и другие постройки, некоторые из них просто рушились. Большая часть некрополя, захоронения в котором велись с тринадцатого до девятнадцатого века, была уничтожена.
Вскоре подножье Воробьевых круч превратилось в неприглядную территорию.
Адрес
Эта святая обитель находится в одном из красивейших уголков столицы, у подножья знаменитого на всю страну природного заказника Воробьевы горы. Андреевский монастырь, предусмотренный для мужской братии, был основан, как свидетельствуют легенды, где-то в тринадцатом столетии. Точную дату назвать невозможно, однако согласно некоторым данным, он был основан спустя три века после того, как на Руси было принято христианство. Адрес Андреевского монастыря: Андреевская набережная, строение 2. Добраться до него можно на метро, выйдя на станции Воробьевы горы.
Нынешний статус Андреевского монастыря – ставропигиальный. Его присваивают тем сооружениям или обителям, крест над которыми был воздвигнут высшими духовными чинами. Это весьма почетно. Более того, присвоение статуса ставропигиального означает, что Андреевский монастырь в числе ему подобных находится в подчинении не местной епархии, а непосредственно самого патриарха и высочайшего синода.
Согласно старинным описаниям, в московских Пленницах примерно в тринадцатом веке был организован монастырь Преображенская пустынь. Он просуществовал до шестнадцатого столетия, а впоследствии был переименован в Андреевский. Пустынью на Руси традиционно называли обители монахов, удаленные от людских поселений. Такие общины на Руси не были редкостью.
Как добраться
Монастырь стоит на зеленой Андреевской набережной, в 6 км от Московского Кремля. Рядом проложено Третье транспортное кольцо, по которому до обители удобно доехать на автомобиле. От станции метро «Ленинский проспект» до монастыря около 1,4 км. До набережной нетрудно дойти вдоль Третьего транспортного кольца или по улице Сергея Капицы. Возле монастыря находится пристань, где в период навигации делают остановку курсирующие по реке прогулочные теплоходы.
Рейтинг достопримечательности
Рейтинг 3.00 [3 Голоса (ов)]
← МОНАСТЫРИ МОСКВЫ | МОСКВА → |
История
Сегодня Андреевский монастырь в Москве является снова действующим, но так было далеко не всегда. Обитель пережила тяжелые времена. История Андреевского монастыря достаточно богата на знаменательные события. По мере распространения христианства на территории Руси как главной религии количество пустыней постепенно увеличивалось.
Преображенская обитель в Андреевский монастырь была переформирована в шестнадцатом веке, когда мужская братия, обретавшаяся в ее стенах, стала достаточно многочисленной. Поэтому на ее территории был основан храм усилиями «милостивого мужа». Так называли современники Федора Ртищева – мецената, благодетеля и высоконравственного человека.
Главным покровителем Андреевского монастыря был избран святой мученик Андрей Стратилат. Известно, что этот прославленный воин жестоко пострадал за веру. Ртищев не случайно задумал построить Андреевский монастырь именно в этой части Москвы. Дело в том, что в 1591 году отсюда со своим войском позорно бежал Кызы-Гирей — крымско-татарский хан. Православные тогда посчитали, что к этому чуду был причастен Стратилат, которому они так усиленно молились.
Монастырь сегодня
В наши дни Андреевская обитель имеет статус действующего мужского монастыря. В нем расположена Синодальная библиотека и воскресная школа. Верующие и туристы могут побывать в обители в любой день с утра до вечера.
Посетителей просят уважительно относится к живущим здесь насельникам и не фотографировать монахов, священников, богослужения и внутренние интерьеры церквей. Кроме того, при посещении монастырских храмов туристов просят не забывать выключать мобильные телефоны.
Ежедневные службы идут в Воскресенском храме. В будние дни они начинаются в 7.30 и 17.00, а в воскресные дни и по праздникам — в 9.00 и 17.00. Престольный праздник святого Андрея Критского отмечают здесь 17 июля. При входе в обитель работают иконная и книжная лавки. Те, кто хочет пообедать, могут это сделать в платной трапезной.
Первая Московская академия
Андреевский монастырь, расположенный на Воробьевых горах, в 1648 году превратился в первое пристанище «Учительного братства». Так назывался духовно-образовательный центр, в котором собирались наиболее грамотные по тем временам монахи и изучали имеющуюся духовную литературу.
Они также переводили с греческого языка христианские книги, создавали религиозно-просветительские тексты. Сами служители говорили, что собираются в монастыре ради «книжного учения». По своей сути Андреевская обитель являлась первой Московской академией.
Что посмотреть рядом
Те путешественники, которые планируют посетить духовные места Москвы, могут разработать собственный маршрут, включив в него Донской, Новодевичий, Андреевский мужской монастырь. Они находятся неподалеку. Туристы, которые планируют посещение бесплатных экскурсий по Воробьевым горам, встречаются у монастыря летом несколько раз в неделю и имеют возможность осмотреть уютную местность, которая отражает жизнь монахов. Если вы гуляете в Нескучном саду или парке Горького, дойти до этой достопримечательности можно пешком. Выше монастыря расположена смотровая площадка Воробьевы горы, открывающая живописные виды на Кремль, Москва-Сити, Нескучный сад, МГУ.
Дореволюционное время
Царю-демократу Петру Первому нужны были образованные люди, поэтому его приказом при монастыре был открыт приют, в котором воспитывались и обучались дети-беспризорники, подкидыши, сироты. К сожалению, данное заведение просуществовало меньше восьми лет. Последующие русские правители тоже способствовали тому, чтобы храм несколько утратил свое значение. Екатерина Вторая превратила его в богадельню, затем территория монастырского комплекса была отдана под кладбище для родовитых москвичей и монахов из других московских обителей. Свой последний приют здесь нашли Шереметевы и Плещеевы, а также многие другие знаменитые представители дворянства.
Начало девятнадцатого столетия для Андреевского монастыря было ознаменовано тем, что на его подворье появились новые жилые помещения, предназначенные для богадельни. Она была открыта в 1806 году, а учредило ее московское купечество.
Примечания
Архитектура
Основной комплекс был сооружен в середине семнадцатого столетия. Строительство вел зодчий Григорий Копыл. Чуть позже была сооружена каменная надвратная церковь св. Андрея Стратилата, которую изыскано декорировали изразцами. На месте уже существовавшего храма Воскресения начали возводить новый. Его освятили в 1703 году.
На территории монастыря на пожертвованные графом Шереметевым средства была выстроена колокольня.
Сегодня территория обители по форме представляет собой правильный прямоугольник. Со всех сторон она обрамлена двух- и трехэтажными корпусами келий и учебных корпусов, есть много хозяйственных построек, появившихся в прошлом веке. Особенно красиво Андреевский монастырь смотрится с фарватера реки Москвы. Проплывающим на прогулочных катерах москвичам и туристам открываются каменные корпуса и купола трех его церквей.
Центральное место в монастырском комплексе занимает храм Иоанна Богослова с трехъярусной барочной колокольней. Ее возвели в 1748 году на средства, пожертвованные графом С. Б. Шереметевым.
В 1997 году восстановили и звонницу, колокола для которой отлили в баварском городке Пассау. Старейший храм св. Андрея Стратилата имеет под куполом барабан, а его четверик украшен красивыми изразцами типа «павлиний глаз», изготовленными белорусскими мастерами.
История
Небольшой живописный Заяцкий остров, отстоящий от Большого Соловецкого на 5 км и площадью чуть больше 1 кв. км, был освоен человеком еще в глубокой древности. С тех времен — II-I тысячелетий до н. э. — здесь осталось одно из крупнейших на Севере Европы языческих «святилищ», включающее 13 лабиринтов и около 900 каменных груд и различных выкладок. На Большом Заяцком острове находится один из самых больших в мире лабиринтов. Сохранились здесь и древние памятники саамской культуры — сейды.
В первое время существования монастыря здесь, вероятно, было становище для монастырских промышленников, добывавших морского зверя и рыбу.
Но уже в середине XVI века, при игумене Филиппе, на острове «монастырскими людьми да игумновыми наймитами» были построены каменные палата, поварня и гавань, которые и сегодня встречают нас при въезде на остров, так же, как встречали летом 1566 года английских мореплавателей Томаса Соутона и Джона Спарка, оставивших сведения об этих сооружениях в своих путевых заметках.
Гавань Большого Заяцкого острова — древнейшая из сохранившихся на территории России. Интересен текст надписи, сделанный святителем Филиппом на одном из многочисленных крестов, в ту пору установленных здесь. Она призывала всех приезжающих на остров, чтобы они «по силе своей каменья же носили бы на заднюю сторону становища на угол от моря, для того, чтобы волнами морскими не располоскало».
В 1691 году сюда была перенесена с Большого Соловецкого острова деревянная часовня, построенная стрельцами недалеко от монастыря в 1672-1676 годах, во время «Соловецкого сидения». В 1702 году во время второго посещения монастыря Петром I эта часовня была перестроена в церковь и освящена во имя апостола Андрея Первозванного. Это один из древнейших памятников деревянного зодчества русского Севера, имеющий интересную и необычную историю.
В XVIII векев Андреевской пустыни была устроена монастырская «таможня» для проверки всех приходящих в монастырь судов, чтобы «не привезли чего недозволенного» (вина, табака) и во время эпидемий в монастырь не попали бы заболевшие.
В XIX веке на острове жили всего два-три монаха. На лето сюда обычно отправляли пастись монастырских баранов. В 1854-1855 годах, во время Крымской войны, пустынь подверглась нападению со стороны английских судов, церковь была разграблена.
Во времена СЛОНа на острове был устроен штрафной изолятор для женщин.
Современность
После возобновления монашеской жизни на Соловках, с 1990 года, в Андреевском храме начали совершаться богослужения.
5 августа 2006 года на Большом Заяцком острове в память всех погибших подводников был установлен поклонный крест, изготовленный стараниями участников Соловецкой регаты (самой известной гонки северных яхтсменов), которая ежегодно в начале августа проходит вблизи Соловецких островов.
Осенью 2009 года на Большом Заяцком острове были завершены реставрационные работы в храме апостола Андрея Первозванного. В этом храме один раз в году, 13 июля, в праздник собора 12-ти апостолов, братия монастыря обязательно совершает Божественную литургию.
Силами реставраторов Соловецкого музея проводились восстановительные работы, но только в 2009 году под руководством В.В. Сошина была завершена реставрация Св. Андреевской церкви. В том же году и.о. скитоначальника был назначен игумен Симеон (Хисамутдинов), настоятель Кемского подворья Соловецкого монастыря.
В настоящее время ведутся работы по воссозданию древнего иконостаса Свято-Андреевской церкви.
Надеемся, что после возрождения скит, как и прежде, будет служить приютом для путешественников, а ищущим монашеской жизни даст возможность молиться в уединении и обретать душевный мир и покой.
Праздники скита:
30 ноября / 13 декабря — апостола Андрея Первозванного;
30 июня / 13 июля — собор славных и всехвальных 12 апостолов.