храмы древней греции фото и названия
Топ-8 самых живописных античных храмов в Афинах
Выбор «Городских вестей» и каталога экскурсий «ЭкстраГид».
Если вы давно мечтаете познакомиться с древнегреческой культурой и увидеть изящные античные храмы, то лучшего места, чем Афины, не найти. Весь город буквально украшен старинными памятниками архитектуры, многие из которых прекрасно сохранились до наших дней.
Парфенон
Одним из главных храмов античных Афин является Парфенон. С древнегреческого языка его название означает «чистый». Постройка была воздвигнута в 438-431 гг. до н.э. под управлением известного древнегреческого скульптора Фидия. В свое время он использовался как святилище, казначейство, крепостное сооружение, церковь и даже мечеть. И по сей день храм возвышается над Акрополем, будучи символом духовной и политической мощи древнего государства.
Парфенон возвели в честь богини мудрости Афины, известной покровительницы города. Он выполнен из безупречно белого пентелийского мрамора, который добывали недалеко от Афин. При проектировании скульпторы делали поправку на кривизну хрусталика глаза, поэтому Парфенон визуально кажется идеально прямым.
При внешнем осмотре храма стоить обратить внимание на оформление здания. Оно украшено всевозможными рельефами с изображениями сцен поклонения Афине и на разнообразными мифологическими мотивами. К сожалению, возведенная в честь богини статуя внутри сооружения не сохранилась.
Интересным факт: ночью рабочие специально раскидывают обломки мрамора вокруг храма. Это делается для того, чтобы туристы забирали их на память и не трогали более ценные детали для реставрации памятника.
Храм Гефеста
Сооружение, известное как Гефестийон или Тесейон, находится в западной части городской площади Афин. Его опорами служат 34 колонны. А возведение храма началось еще в 449 гг. до н.э. Как вы успели догадаться, античный ансамбль был создан в честь греческого бога огня и кузнечного мастерства Гефеста.
Строительство храма велось под предводительством государственного деятеля, полководца и оратора Перикла. При построении использовался мрамор парийского и пентеликонского типа. Если обойти здание с восточной стороны, то можно заметить 10 прямоугольных плит, на которых были изображены подвиги знаменитого Геракла. Также храм украшают четыре метопы, на которых присутствуют несколько сцен из жизни известных личностей. В данный момент памятник находится под охраной.
Храм Зевса Олимпийского
Старинное сооружение, которое местные жители часто называют Олимпион, располагается в центральной части города Афин. Забравшись на ближайший холм, можно отчетливо увидеть остатки храма. Кроме того, благодаря яркой подсветке сооружение эффектно смотрится в ночное время суток. В настоящий момент от него сохранились только 14 колонн. Зато в римскую эпоху храм Зевса считался самым великим во всей Греции. Сегодня руины храма и ближайшие сооружения являются памятниками архитектуры.
Известно, что на внутренней площади храмового зала стоял огромный памятник Зевсу. Он был изготовлен из крепкой слоновой кости и благородного металла золота. Существует любопытный миф о том, что данную скульптуру Гай Юлий Цезарь хотел переправить в Рим, но в ответ статуя бога лишь рассмеялась. Также украшением Олимпиона служила скульптура римского императора Адриана.
Рекомендуем посетить Акрополь, а также другие памятники античной архитектуры вместе с профессиональным гидом. Заказать экскурсии на русском языке можно на сайте «Экстрагид.ру».
Театр Диониса
Эта каменная сцена является древнейшим и легендарнейшим театром, расположенным на юго-востоке Акрополя. Она представляет собой уникальную достопримечательность, прекрасно сохранившуюся до наших дней.
Само сооружение было создано в 5-м веке до н.э. из дерева. Позже римским императором Нероном была осуществлена капитальная реконструкция достопримечательности: дерево заменили на мрамор, а также добавили возвышенность в виде бортика перед первым рядом. Интересно, что во время раскопок археологи обнаружили часть скульптуры, на который были изображены сатиры.
В античные времена на сцене театра ставили спектакли два раза в год в празднования Дионисий: Великих и Малых. Также на сцене в первые были исполнены пьесы таких авторов, как Еврипид, Эсхил и Аристофан.
Гекатомпедон
Представляет собой древний храм, являющийся предком Парфенона. Изучая происхождение его названия, можно узнать, что в переводе с древнегреческого оно означает «стофутовый». Сооружение было возведено в честь богини мудрости и знаний Афины. Летописи утверждают, что рабов, учувствовавших в создании храма, отпускали на волю.
Эрехтейон
Данное сооружение, возведенное на высоком скалистом холме, представляет собой самый длинный храм. Он объединяет в себе сразу несколько зданий. Интересно, что Эрехтейон был назван в честь правителя Эрехтея, который согласно легенде происходил от божественного рода.
Архитекторы проектировали сооружение таким образом, чтобы оно могло быть многофункциональным. Поэтому храм содержит два основных входа: северный и восточный. При этом каждый вход был оборудован специальным портиком, крытым сооружением, крыша которого опирается на колонны.
С западной стороны храма было расположено святилище Пандросы, где внутри зала росло священное древо оливы. Согласно древнегреческим мифам, именно оливу в знак благодарности подарила богиня Афина Паллада. В 480 году дерево было сожжено дотла по неизвестным причинам, но вскоре оно зацвело и выросло вновь. Внутри строения также находился колодец с соленой водой, образованный после того, как Посейдон в гневе ударил магическим трезубцем о скалу Акрополя. К тому же в Эрехтейоне хранился золотой светильник, огонь которого никогда не угасал, хотя масло подливалось единожды в год.
Храм Ники Аптерос
С древнегреческого Ника Аптерос означает «бескрылая победа». Строение было создано знаменитым архитектором Калликратом между 427 и 424 гг. до н.э. на руинах бывшего храма, разрушенного во время конфликтов между греками и персами. Во время его строительства было решено, что материалом будет служить исключительно мрамор.
Древнегреческий храм, возведенный в честь Афины-Ники, представлял собой здание, на сторонах которого возвышались четыре колоны в ряд. Верхняя поверхность ступенчатого цоколя имела до трёх ступеней. А на горизонтальных полосах изображались скульптуры известных богов и сцены различных сражений. Также внутри сооружения была воздвигнута скульптура Афины, державшей в своих руках шлем и гранат, символизирующие триумф и плодородие. Часть фрагментов, чудом сохранившихся под натиском войны и времени, поместили в городские музеи Акрополя и Британии. На прежних местах этих фигур сегодня стоят копии.
Одеон
Одна из античных построек Герода Аттика, располагающаяся на южном склоне Афинской агоры. Поскольку конструкция сохранилась в отличном виде, в настоящий момент она является действующей концертной площадкой. Здесь играют оркестры, выступают певцы и ставят пьесы.
Роскошная постройка была возведена в 161 году нашей эры по распоряжению известного философа Герода Аттика в честь своей покойной жены Региллы. Он вырос в богатой семье, вследствие чего стал знаменитым оратором.
По внешним признакам Одеон сильно походит на римский амфитеатр, но небольшие отличия в их облике есть. У греческой постройки предусмотрена широкая сцена, позади которой поднимается изящная стена из трёх ярусов, покрытых цветным мрамором. Помимо этого, стена была украшена различными скульптурами и арками. А верхнюю часть сооружения покрывали деревянным навесом, выполненным из дорогостоящего ливанского кедра. До настоящего времени крыша не сохранилась, как и декорации.
Стили древнегреческих храмов
Мерой всего греки считали человека, поэтому именно пропорции человеческого тела заложены в облике античных колонн.
Древнегреческая архитектура остаётся эталоном уже много веков.
Это греки придумали ордерные стили и пропорции зданий. Мало чего принципиально нового появилось в архитектуре с тех пор.
Древние греки жили в гармонии с природой, вдохновение брали от нее. Ничто не ускользало от их внимания, они вдохновлялись всем, что видели вокруг себя. Их искусство гармонично и продумано до мелочей. Да и не было мелочей для греков! Продуманы все, даже самые незаметные, детали. Искусство древних — тема огромная. Сегодня поговорим о греческих храмах и особенностях их сооружения.
Храмы по праву являются величайшим достижением греческого строительного искусства. Греки считали их жилищем богов, поэтому внутри храмов в древности могли бывать только жрецы, да и то лишь во время празднеств. Народ же видел храм только снаружи.
Скорее всего, именно поэтому главное внимание древние греки уделяли красоте и гармонии внешнего облика сооружения. Строительство храма было подчинено определенным правилам, так и сложилась система ордера — соотношение между частями здания, количество колонн и их размеры.
Мерой всего греки считали человека, поэтому именно пропорции человеческого тела заложены в пропорциях колонн.
В греческой архитектуре было три стиля: дорический, ионический и коринфский.
Дорический стиль был мужественным, простым и мощным. Название получил от дорических племён, которые его создали. Дорийцы — воины, мужчины. Колонны строгие, без лишнего декора, часто без основания. Мужчина прочно стоит на ногах. Именно эти колонны — простые и строгие, украшают знаменитый Парфенон.
Ионический стиль возник в Ионической области Малой Азии. Отсюда уже он проник в Грецию. По сравнению с дорическими, колонны ионического стиля более нарядны и стройны. Поэтому, продолжая ассоциации с человеком, эти колонны часто воспринимают олицетворением женского тела. Каждая колонна имеет свое основание — базу. Женщине ж надо на что-то опираться. Средняя часть капители напоминает бараньи рога, т. н. волюты. Но здесь ученые не столь единодушны. Есть версии, что эти завитки напоминают и женские прически, и морские волны, и завиток морской раковины. Вдохновение — от природы. А уж что именно подтолкнуло художника, высекло искру идеи — мы можем только предполагать. Колонны ионического ордера украшают храм Ники Аптерос на Акрополе.
Коринфский ордер часто называют девичьим — он еще более утонченный и изящный. Легенда его возникновения весьма романтична. В ней рассказывается, что скульптор по имени Каллимах прогуливался по кладбищу и увидел на могиле недавно умершей девушки корзинку с её вещами, которую оставила здесь её кормилица. Плетёную корзину обвили листья буйно растущего аканта. Эта корзина и стала прообразом капители нового ордера — коринфского. Колонны этого ордера сохранились до наших дней на храме Олимпейон в Афинах.
Листья аканта — очень популярный элемент декора. Он привлек внимание необыкновенной формой листьев, скорей всего. Растение любит тень, цветет в апреле, выбрасывая стрелку с голубоватыми цветочками. Петербуржцы без труда узнают эти листья в декоре решетки моста.
Лучше один раз увидеть — древние греки были в этом убеждены. Действительно, увидев всю эту красоту однажды вживую, уже никогда не спутаешь один ордер с другим, и названия их останутся в памяти.
А вы знаете, как связаны греческое оливковое масло, самый известный храм античной Греции и ЮНЕСКО?
Когда туристы в Греции покупают самое вкусное и полезное оливковое масло, они ищут на упаковке слово παρθένο ελαιόλαδο. Это значит — первый, холодный отжим. Масло первого отжима — «девственное» масло.
Всё просто, как видите.
Парфенон многие тысячи лет остается эталоном в архитектуре. Более того, организация, которая в специальном представлении вряд ли нуждается, именно его очертания использовала на своём флаге. Узнаёте?
Чем больше я узнавала, сколько секретов таится в устройстве Парфенона, тем большее восхищение испытывала. Перед человеческим талантом, перед огромным трудом, с каким был построен этот храм.
Сроки строительства тоже впечатляют: всего 15 лет. Учитывая, что храм Олимпейон, посвященный Зевсу Олимпийскому, греки за 600 лет так и не смогли достроить сами и заканчивали строительство уже на деньги Римской империи, при императоре Адриане. Это один из самых значимых храмов древности, при этом его часто называют античным долгостроем. Строительство его было начато в VI в до н. э., а завершено лишь во II в н. э.
Так вот, несмотря на то, что храм Зевса оставался недостроенным, афиняне напрягли силы и в невероятно короткий срок возвели Парфенон! Это гигантский дар, принесенный по обету богине и предназначенный для хранения её хрисоэлефантинной статуи. Парфенон заменил старый храм Афины, который был разрушен в ходе персидского вторжения в 480 году до н. э. Строительство Парфенона началось в 447 г. до н. э. и было завершено в 438 г. до н. э., но окончательная отделка храма продолжалась до 432 г. до н. э. Заметим в скобках, что реставрация Парфенона, которая финансируется правительством Греции и Европейского Союза, продолжается уже 42 года. Древним афинянам понадобилось гораздо меньше времени, чтобы построить Парфенон, чем современным на реставрацию.
В скульптуре, украшающей восточный фронтон Парфенона, отображена самая популярная версия рождения Афины. Она широко растиражирована и считается основной.
Напомню в двух словах.
У Зевса была законная супруга — Гера. Богиня брака и покровительница женщин.
Но наличие законной жены не мешало Зевсу отдавать дань чарам других богинь, молоденьких нимф и, просто, земных женщин.
Гефест ударил Зевса топором по голове, «не причинив ему вреда» — обожаю этот момент — и прямо из головы Зевса с победным кличем выскочила Афина. В шлеме и с копьём, со щитом в руке и кожаной накладкой на груди, которая называется эгида.
Мы и сегодня говорим: «Находится под эгидой!» Под защитой.
Мы все говорим по-гречески!
Вот так любимая дочка Зевса появилась на свет.
Но есть и другая версия появления Афины.
Мне она даже больше нравится.
Любовная связь с Метидой — это первое любовное приключение Зевса. До Геры и прочих. Первая. Эмоции, захлестнувшие юношу, представили?
И Метиду в этой версии представляют, как Осторожность. «А у тебя много мужчин было до меня?» — спрашивает пылкий Зевс. «Не забывай, я Осторожность!» — слышит в ответ. И в пылу страсти Метида снова и снова повторяет Зевсу: «Думай о дочери! Тебе рано рожать сыновей. Тебе еще предстоит свергнуть отца, захватить и удержать власть. Сын может свергнуть тебя. Думай о дочери! Думай о дочери! Думай о дочери!» Он её придумал! Он думал о ней в момент зачатия, она и родилась. Гораздо тоньше, на мой вкус, чем сюжет с топором и разрубанием головы Зевса.
Сова, змея — символы мудрости Афины — всегда изображаются рядом с ней. Она ведь дочь не только Зевса, но и богини Мудрости. Кстати, греки убеждены, что решения Зевса после рождения Афины стали гораздо более мудрыми, взвешенными.
Храмы Древней Греции
Вот уже не одну тысячу лет архитектура Древней Греции является высоким образцом безукоризненных форм и стиля. Великие греческие архитекторы достигли в искусстве зодчества небывалых вершин. И, прежде всего, в возведении храмовых комплексов, которые занимали центральное место в древнегреческой архитектуре. Это были величественные сооружения, отличавшиеся особой чёткостью, безукоризненностью и простотой формы. Просторные прямоугольные залы, белоснежные колонны и монументальные статуи божеств внушительных размеров – вот основные черты храмовых сооружений Древней Греции, овеянных мифами и легендами.
Храм Парфенон
Так, известнейшим древнегреческим памятником архитектуры является храм Парфенон, ставший признанным международным символом Греции. Этот древнейший храмовый комплекс был возведён в Афинах, в 437 году до н. э., в честь Афины Парфенос – покровительницы этого города. Строительными работами руководили древнегреческие известные архитекторы Калликрат и Иктин.
Они построили Парфенон из мраморных блоков, в дорическом стиле, в виде периптера. Его фриз украшен барельефной лентой, а фронтоны – великолепными скульптурными композициями. В его центральном помещении, окружённом величественной колоннадой, ранее возвышалась статуя самой богини Афины, выполненная из слоновой кости и чистого золота знаменитым художником и архитектором Древней Греции Фидием. К сожалению, сама статуя не сохранилась.
Храм Ники Аптерос
А самой первой постройкой в знаменитом Акрополе, возвышающемся над греческой столицей, на самом видном его месте, был храмовый комплекс Ники Аптерос (бескрылой победы). Он был возведён ещё в 427 г. до н.э. из мраморных блоков, на небольшом выступе скалы, который специально укрепили подпорной стенкой. Здание Ники Аптерос небольшое – меньше 10 м в длину и менее 7 м в ширину, но очень изящное и красивое. И хотя за свою историю оно неоднократно подвергалось разрушениям, это один из немногих памятников ионийского ордера, сохранившихся до нашего времени.
Храм Зевса Олимпийского
А вот от некогда гигантского храмового комплекса Зевса в Олимпии, к сожалению, сегодня осталось всего лишь несколько колонн, но и они дают понять всё величие и мощь этого строения.
Его возведение началось ещё в VI веке до н.э.
Когда-то в центре этого величественного сооружения стояла статуя Зевса огромных размеров. Она была покрыта чистейшим золотом и дорогой слоновой костью. Это была точная копия Зевса Олимпийского мастера Фидия. Рядом с этим греческим богом была возведена статуя императора Адриана, а недалеко от здания – арка Адриана, игравшая роль ворот в новые кварталы города, выстроенные этим императором.
Храм Гефеста
А лучше всего до наших дней сохранился храм Гефеста, построенный в V веке до н. э. Сохранились не только его колонны и фронтоны, но даже большая часть крыши.
Этот национальный памятник Греции расположен буквально в 500 метрах от знаменитого Акрополя, в промышленном районе. Его месторасположение выбрано неслучайно, ведь Гефест является древнегреческим богом огня и металлообработки, а именно здесь были сосредоточены предприятия по обработке металла.
Храм Аполлона в Дельфах
Дельфы были особым местом для древних греков. Они были уверены, что этот город – центр Вселенной. Ведь, согласно древнегреческой легенде, именно сюда прилетели два орла, выпущенные Зевсом из разных концов света. И именно здесь расположен древнейший Дельфийский храмовый комплекс, созданный для предсказания судьбы.
С этими местами греки связывают много красивых легенд. Одна из них – о завоевании Дельф Аполлоном и превращении нимфы-прорицательницы по имени Дафна в лавровое дерево.
На протяжении столетий Дельфийский храмовый комплекс Аполлона играл очень важную роль в жизни древних греков. Фактически ни одно серьезное дело не начиналось без совета с местным оракулом.
К сожалению, сегодня мы лишь можем представить себе величие этого сооружения. От него осталось лишь каменное основание, ступени и несколько колонн.
Храм Посейдона на мысе Сунион
Отдельные колонны сохранились до наших дней и от храмового сооружения, построенного в 440 г. до н.э. в честь бога Посейдона. Он расположен в южной части греческого полуострова Аттика и с трёх сторон окружен морем. Такое месторасположение здания – у самого края Эгейского моря, выбрано не случайно, ведь в древнегреческой мифологии Посейдон считается повелителем морей.
С этим местом связана одна из самых печальных легенд Древней Греции: о царе Эгее, спрыгнувшем со скалы в тот самый момент, когда его сын возвращался с победой домой. Несчастный отец увидел на корабле своего сына Тесея чёрные паруса и бросился вниз, в то время как его сын, победив Минотавра, просто забыл поменять свой парус.
Храм Геры в Олимпии
Это один из древнейших дорийских храмов Греции. Считается, что начало его строительства относится к 600 г. до н. э. и он является подарком олимпийцам от жителей Элиды.
И хотя до наших дней сохранилось лишь его основание с массивным ортостатом и нижняя часть колонн, это место имеет особое значение для спортсменов всего мира. Ведь именно здесь берёт начало священный олимпийский огонь.
© «Обзор мест», 2013-2021. При копировании материалов нашего сайта указание авторства и активной ссылки на первоисточник обязательно.
ТОП-15 шедевров и достижений в архитектуре Античной Греции
Античная Греция очень сильно повлияла на развитие науки и искусства последующих эпох. Эллины оставили немало потрясающих произведений архитектуры и скульптуры, они обладали великолепными инженерными знаниями, которые помогали воплощать самые смелые идеи архитекторов.
Я составила список из 15 сооружений периода античности, которые не смогут оставить равнодушными ценителей прекрасного. Я согласна с тем, что потрясающих экземпляров слишком много, чтоб уместить в одну статью, но в данную категорию попали сооружения, которые чем-то выделяются на фоне остальных.
По каждому сооружению у меня написана отдельная статья, поэтому если вам захочется узнать подробнее, то вы можете переходить по ссылкам в каждом пункте. А в целом по Античной Греции у меня написано пару десятков статей.
№1 Ордерная система
Архитектура Древней Греции вся строилась на ордерной системе. Греки строили по типу стоечно-балочных конструкций, и вот в период архаики начали формировать определенное художественное оформление этих конструкций. Первым появился дорический ордер, затем ионический и коринфский. На протяжении веков они формировались и расцвет пришелся на период V века до нашей эры, когда греки достигли идеальных пропорций и форм. Этот период обозначился в истории как Классический. Ордерная система легла в основу архитектуры Римской империи, затем к ней вернулись в эпоху Возрождения и применяют до сих пор. Греческая архитектура лежит в основе современного классического стиля.
№2 Святилище в Олимпии
Сегодня многие из нас смотрят и восхищаются Олимпийскими играми, ради проведения которых строятся новые стадионы и инфраструктура. Есть любимые виды спорта или спортсмены, а многие люди просто являются болельщиками своих стран и радуются, когда спортсмены забирают медали. Олимпийские игры также являются достижением древних греков. Одно из древнейших святилищ в Греции находилось на полуострове Пелопоннес, там построили великолепные храмы Зевсу и Гере. В 776 г. до н.э. состоялись официальные игры, которые назвали Олимпийскими, по названию святилища. Там атлеты соревновались в беге, борьбе и езде на колеснице. Данные соревнования стали распространятся и стали всеэллинскими, на них съезжались со всех греческих городов. Когда появилось христианство, то Олимпийские игры были запрещены как языческие в 394 году. Возродили их только в 1896 году. Сегодня всем известный олимпийский огонь по старому обычаю зажигают в Олимпии в Греции и доставляют в ту страну, которая выбрана для проведения очередных соревнований.
№3 Кносский дворец
Одна из древнейших цивилизаций в Греции возникла на острове Крит (2700—1400 гг. до н.э.). Называется она Минойской по имени царя Миноса. Знаменито это место благодаря своей легенде. На острове жил Минотавр — человек с головой быка, который жил в лабиринте и требовал себе на съедение 7 юношей и 7 девушек каждые 9 лет. И вот Тесей из Афин смог победить Минотавра и выйти из лабиринта живым, конечно же вышел он при помощи клубка, который дала ему Ариадна, дочь царя Миноса. Эта история основана на реальных событиях, которые я описываю в статье про Минойскую цивилизацию. Но здесь скажу, что лабиринтом называли сам дворец Миноса.
Сегодня на Крите находятся руины огромного для того времени дворца с очень запутанной структурой. Дворец состоял из 5 этажей, имел очень много комнат, ходов, подсобных помещений. Все, кто посещал дворец, говорили, что без проводника там невозможно передвигаться, отсюда и стали называть его лабиринтом.
№4 Афинский Акрополь
Храмы Афинского акрополя являются визитной карточкой Греции и собирают сотни тысяч туристов в год. Афины самая древняя столица в Европе, которая собрала в себя огромное количество памятников архитектуры и искусства. Акрополь — это скала, которая возвышается над городом и включает в себя множество строений разного периода времени, но все Античные. Самый знаменитый храм на Акрополе — это Парфенон, который был построен в честь богини Афины после победы греков над персами. По своим пропорциям он считается идеальным дорическим периптером, вписывается в систему золотого сечения и очень органично смотрится на скале, возвышаясь над всем городом. Рядом с ним находится не менее знаменитый Эрехтейон, со своими божественными кариатидами (колонны в виде девушек). Неподалеку от входа на Акрополь удобно устроился храм Ники Аптерос, т.е. бескрылой победы. Бескрылой её сделали, чтоб она не смогла покинуть греков. Вход на верхнюю часть Акрополя оформляют парадные ворота — пропилеи, не менее важное сооружение. Чуть ниже по холму находится древнейший театр, посвященный Дионису. А с другой стороны Одеон Герода Аттика, который построили чуть позже. Одеон — это малый театр, предназначенный для музыкальных и поэтических выступлений. У подножия Акрополя простирается знаменитая Агора — рыночная площадь, на которой находились разного рода общественные сооружения. Самой целой постройкой является храм Гефеста.
№5 Храм Зевса Олимпийского
Рядом с Акрополем в Афинах, по другую сторону от Агоры, находится храм Зевса Олимпийского. Он находится в месте древнего святилища Афин, но был построен в эпоху эллинизма. Храм Зевса считается одним из крупнейших храмов греческой культуры, при этом он выполнен в коринфском ордере. Почти все храмы были либо дорические, либо ионические. Коринфские капители было принято использовать внутри помещения, а не снаружи. С храмом связана интересная история и целое расследование. Но об этом вы можете почитать в моей отдельной статье об этом храме.
№6 Древнейшая метеорологическая станция в Афинах «Башня ветров»
Задержимся ещё немного в Афинах и познакомимся с архитектурным и инженерным сооружением. Её называют и Башней ветров, и Часами Андроника. Это было сооружение, которое служило для определения времени в любое время суток. Там были солнечные часы снаружи и гидравлические внутри. Также башня была ориентирована по сторонам света, на её сторонах были изображены ветра и сверху башни был установлен флюгер. Древние греки с помощью этой башни могли определить который час и в какую сторону дует ветер. Афины были торговым центром и купцы по Башне определяли, когда придёт товар или будет доставлен куда-либо, ориентируясь по часам и направлению ветра.
№7 Водопровод на острове Самос
Перейдём к следующему инженерному чуду эллинов. Это водопровод, который проложили через гору на острове Самос. Автором этого творения стал Эвпалин. Водопровод длиной 1034 метра проходит внутри горы с небольшим уклоном, по которому сама текла вода. Эвпалин для ускорения процесса начал строить водопровод одновременно с двух сторон и рабочие должны были встретится по середине горного массива. Непосильная задача для того времени, но гениальный инженер всё рассчитал. Акведук функционировал более 1000 лет, с 520 г. до н.э. и примерно до 700 г. н.э. Эвпалин на практике применял такие принципы геометрии, которые спустя несколько столетий сформулировал Евклид.
№8 Святилище в Дельфах
Святилище в Дельфах считалось одним из древних и одним из самых важных у греков. Там находилось святилище Аполлона, где восседала и проповедовала знаменитая Пифия. К ней приезжали со всех греческих городов, чтоб получить предсказание от богов или совет. Пифия также известна как Дельфийский Оракул, провидица. В Дельфах был установлен Омфал — пуп Земли. Он представлял из себя камень конической формы, и для греков это был центр земли, откуда они рассчитывали все расстояния. Например, на каком расстоянии находился тот или иной город считали именно от Омфала, он был как нулевая точка отсчета. Помимо этого в Дельфах было много сокровищниц, т.е. мест, где хранилась казна многих греческих городов-союзников.
№9 Регулярная планировка города или Гипподамова система
Начало градостроительной науки берёт в теоретических и практических концепциях регулярного города. Это когда город разбивается на кварталы, и через него проходит сетка улиц. Улицы расположены по отношению к друг другу под прямым углом, т.е. они параллельны и перпендикулярны друг другу. В городе выделялся композиционный центр и само формирование структуры города отвечало требованиям удобного проживания в нём. Регулярную планировку города связывают с именем архитектора Гипподама, выходцем из города Милет (современная территория Турции). Поэтому в честь него и называют Гипподамова система, которую применяют в градостроительстве до сих пор.
№10 Храм Аполлона Эпикурия в Бассах
Храм Аполлона находится в очень труднодоступном месте, в пустынной и дикой местности в горах. Он уникален тем, что в нём сочетаются все три греческих ордера и он является старейшим дорическим храмом. Внешние колонны дорические, внутренние ионические и возле статуи Аполлона находилась одна коринфская колонна, которая считается самой древней из тех, что дошли до нашего времени. Но её, представляете, разбили, после того как откопали! Из-за тяжелых природных условий, во избежание дальнейшего разрушения храма, его спрятали под навес.
№11 Святилище Асклепия и Театр в Эпидавре
Эпидавр расположен на полуострове Пелопоннес и именно там по легенде родился Асклепий — бог медицины, врачевания телесных и душевных недугов. В этом месте греки построили очень много построек, туда стекались люди с различными заболеваниями. Там же проходили особые мероприятия. Из сохранившихся построек самым ярким и впечатляющим является театр. Он вмещает 14 тыс. человек и гордо носит название самого лучшего театра в Древней Греции. Сохранность и местоположение театра просто шикарные. А какие акустические свойства у него! Шепот слышен даже на самых верхних рядах.
№12 Храмы Геры и Афины в Пестуме (Посейдонии)
Пестум или Посейдония находится на юге Италии, там когда-то была греческая колония. В этом месте сохранились сразу 3 храма дорического ордера. Два из них посвящены Гере, а третий храм посвящен Афине. Интерес, конечно, вызывает тот факт, что в одном месте построили сразу 2 храма одной богине, что не характерно для греческой культуры, и не одного храма Посейдону. Хотя город назвали в честь бога морской стихии. Название Пестум уже латинское. Все три храма сохранились очень хорошо, учитывая, что построены они были в VI-V вв. до н.э. и являются образцами архаической дорики.
№13 Алтарь Зевса в Пергаме
Двигаемся дальше по греческим городам, которые сегодня расположены за пределами современной Греции. Эллинистический город Пергам (территория современной Турции) знаменит не только своей древней библиотекой, но и сохранившимся алтарём Зевса. Это была огромная площадка для жертвенника, которая сегодня находится в музее. Алтарь Зевса редкий экземпляр, когда в архитектурной постройке внимание обращено не к ордерной системе и колоннам, а к скульптурному фризу. Потому что в эпоху классической Греции, фриз со скульптурами был дополнением к архитектуре, а вот в Алтаре Зевса он забирает на себя всё внимание. Там изображена эпичная битва гигантомахия, когда боги Олимпа сражались с гигантами.
Далее будут сооружения, которые не сохранились до наших дней, а лежат в руинах, а кое-какие находятся сегодня под водой. О них мы узнаем по фрагментам и по описаниям древних авторов. Эти объекты включены в список 7 чудес света Древнего мира.
№14 Храм Артемиды в Эфесе
От храма Артемиды осталась стоять одна колонна, вокруг которой разбросаны фрагменты и уцелевший фундамент, который демонстрирует нам свои колоссальные размеры. Эфес находится на территории современной Турции. Храм Артемиды был самым большим храмом по размерам (109 х 55 м.), который был выполнен в сформировавшемся окончательно ионическом ордере. Храм известен тем, что его целенаправленно поджег Герострат в 356 г. до н.э. просто потому что хотел, чтоб его имя осталось в истории. В этом он признался во время пыток. Жители Эфеса казнили его и запретили упоминать его имя. Однако древнегреческий историк Феопомп оставил его имя в описании этой истории, тем самым сохранив на века.
№15 Александрийский мусейон и маяк
Александрия расположена в Египте и сегодня является одним из крупнейших городов страны. Древняя Александрия находится под руинами римского и средневекового городов, а поверх них стоят современные постройки.
Древняя Александрия была основана Александром Македонским. После распада империи Египет отошел к его соратнику Птолемею, который и начал строительство великолепных зданий. В этом пункте я сразу указала два известных сооружения, которые находились в Александрии.
Александрийский маяк стоял на острове Фаросс (отсюда название Фаросский маяк) и служил не только своим прямым функциям, но и отмечал вход в гавань. Согласно описаниям античных и средневековых авторов, маяк был самым высоким сооружением Античной Греции и достигал 130—140 м. Огонь на его вершине был виден на расстоянии около 100 миль. Маяк включен в Список 7 чудес света, а его развалины сегодня находятся под водой.
Александрийский мусейон — это центр наук и искусств, который включал в себя знаменитую библиотеку. Это был целый комплекс, который просуществовал 800 лет. Там хранились тысячи трудов древних авторов, был музей, помещения для ученых, писателей и поэтов. В 391 году император Феодоссий закрыл мусейон, как центр языческой науки. С этим местом также связана печальная гибель философа, математика и астронома Гепатии, которую жестоко убили в 415 году сторонники епископа Кирилла.
Вот такие интересные сооружения создали эллины в период античности.
Теперь у меня появилась страница на Facebook. Если вам интересна эта тема, можете присоединиться и следить за выходом новых статей. Буду рада вас видеть 🙂