храмы фатежского района курской области

Богоявленский храм села Большое Анненково Фатежского церковного округа Железногорской епархии

Официальный приходской сайт

храмы фатежского района курской области

Богоявленский храм села Большое Анненково Фатежского церковного округа Железногорской епархии

храмы фатежского района курской области

Статус храма: действующий

Настоятель: протоиерей Крутиков Игорь Владиславович

История храма

Богоявленский храм — один из старейших в Фатежском крае. Село Большое Анненково сложилось в середине XVII века как церковный приход Богоявленского храма. В исторических документах с 1630-х годов уже упоминается село с храмом. Церковные здания строились из дерева, но служили недолго: быстро разрушались, ветшали, горели. В 1778 году прихожане воздвигли один из таких деревянных храмов, приход тогда насчитывал 3467 человек.

В 1914 году было возведено величественное каменное здание храма с колокольней, он имел 3 престола: в честь Богоявления Господня, Казанской иконы Божией Матери и святителя Николая чудотворца. Во внутреннем устроении здания храма особое значение имел свод, символизирующий духовное небо и сооруженный таким образом, чтобы у человека создавалось впечатление глубины и вместе с тем незыблемости и прочности духовног^лира — тверди небесной. Храм был построен в стиле крестово-купольной архитектуры.

Возводился он на средства общины и разных пожертвований: так, церковный староста, с 1900 г. губернский секретарь Иван Михайлович Воинов пожертвовал на строительство 5 тысяч рублей, за что был удостоен грамоты Святейшего Синода Русской Православной Церкви. На общем сходе прихожане решали вопросы, связанные со строительством храма. Все землеройные, погрузочно-разгрузочные и подсобные работы выполнялись членами общины бесплатно. Глину брали в овраге, там же изготавливали и обжигали кирпич. В приготовленный раствор добавляли яйца, чтобы кирпич был очень крепким.

В ведении Богоявленской церкви находилось 49 десятин земли: 4 — усадебной, 43 — пахотной и 2 — сенокосной, на полученные от оборота средства содержался причт и покрывалась часть расходов на содержание трёх земских школ, основанных в селе в 1870 году, 1903 году и 1911 году.

Первым из упоминаемых в исторических документах настоятелем Богоявленского храма был иерей Антон Афанасьев, 1695 года рождения. Его сын Семен исполнял обязанности диакона. Одновременно с иереем Антоном Афанасьевым в храме служил иерей Климент, чей сын Павел был пономарём храма.

В 1780 году в Богоявленском храме служили иерей Евсигний Павлович Пустовойтов и иерей Амон Антонович Камин, у которого было многочисленное семейство.

Последним перед октябрьским переворотом 1917 года настоятелем храма служил иерей Иван Михайлович Попов. Он родился в семье священника, окончил в 1886 году Курскую духовную семинарию, был псаломщиком Архангельского храма села Каменево, в 1887 году был рукоположен во священника Петропавловского храма села Забужевка Суджанского уезда, а с 1902 года — настоятелем Богоявленского храма с. Большое Анненково. Оставшись вдовцом, он один воспитал шестерых детей.

Из воспоминаний селян Валентины Андреевны Лисицыной, Марии Фёдоровны Рассказенковой, Татьяны Михайловны Денисовой, живущих в селе Большое Анненково более полувека: «Помним, во время войны жгцеркви хранили зерно. После освобождения села от немецко-фашистских захватчиков жители отмыли, отчистили иконостас, выбелили стены, подремонтировали храм. Жители соседних деревень (Хмелевое, Становое, Сороковые Дворы, Нижняя Смородина и многих других) приходили сюда помолиться, так как храмы в округе были разрушены, священников не было. Идут все вёрсты в старенькой одежде, босиком, а подойдут к нашему селу, достанут из сумочек праздничную одежду, переоденутся и только тогда заходят в храм».

После освобождения села от немецко-фашистских захватчиков приход возглавил протоиерей Георгий Псарёв. Он прослужил около десяти лет. Военные и первые послевоенные годы были нелёгкими для служителей Церкви. Об этом свидетельствуют неоднократные обращения протоиерей Георгия Псарёва в Курскую епархию: о нападении на храм, о всеобщей разрухе и отсутствии денежных средств. В 50-е годы XX века настоятелем храма был протоиерей Димитрий Афиногенович Александров, который прослужил здесь 33 года. Добрую, благодарную память селян оставил о себе этот великодушный пастырь.

В 1980-е годы в храме совершали богослужение протоиерей Валерий Пашков, иерей Василий Лазарчук, который внёс большой вклад в реконструкцию старинного храма. Были отремонтированы кровля, купола, изготовлены новые рамы и постелены полы, а также перекрыта кровля в церковном доме.

В 1990-х годах свое служение в храме несли протоиерей Алексей Михайлович Кононов, иерей Владимир Петрович Лазар. В 1994-1995 г?, настоятелем храма был иерей Владислав Иванович Рябых, а в 1996 г. * иерей Даниил Михайлович Калищак. С 1996 по 2002 гг. настоятелем храма служил иерей Владимир Анатольевич Моносилов.

С ноября 2003 года и по настоящее время настоятелем храма является иерей Игорь Крутиков. Трудами отца настоятеля и прихожан за последнее время проведены работы по обновлению куполов, заменены оконные рамы, приобретена малая колокольная звонница, в храм проведено отопление, в образцовом состоянии содержится сам храм и прилегающая к нему территория.

При храме действует воскресная школа, которую посещает 7 детей. Занятия ведёт отец настоятель иерей Игорь Крутиков. Мальчики несут пономарское послушание в алтаре. Проводятся огласительные беседы перед совершением Таинства Крещения и Таинства Венчания. Приход оказывает духовную, социальную помощь малоимущим, одиноким престарелым жителям села, а также принимает активное участие в жизни Большеанненковской общеобразовательной средней школы.

Храм — это место, куда спешат люди разных возрастов со своими радостями и бедами, находя утешение в Боге, обретая веру, надежду и любовь. Особенно многолюдно бывает в храме в престольные праздники — Богоявления Господня, Казанской иконы Божией Матери и святителя Николая чудотворца.

В 2011 году, 21 июля, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, впервые был проведен по селу Большое Анненково крестный ход с иконой Богородицы, в молитвенном шествии приняли участие более ста человек — от мала до велика.

Источник

Храм под землей

В то время от Рыльска на Севск пролегала знаменитая дорога под названием Бакаев шлях, соединявшая широко известные Свиной тракт и Муромскую сакму. Бакаева дорога проходила через Льгов, по землям нынешних сел Кромское, Колычево и Солдатское, а затем через Верхний Любаж на Поныри и далее. Переправа и мост через Усожу находились в районе села Солдатское (в ту пору оно называлось «Чачина и Бехова»), а рядом с бродом располагался один из славянских оборонительных городов-бастионов. В документах той эпохи он упоминается как древнее «городище на земле дворян Рапп», которое многие исследователи считают местом расположения старинного Фатежа, сожженного во время одного из набегов крымчан. Происхождение Бакаева тракта связано с именем одного из князьков Ногайской Орды по имени Бакай, известного из русских летописей. Но, название дороги было дано гораздо позже ее появления, так как дорога издревле использовалась для походов вражеских войск на русские земли.

Недалеко от села Солдатское находилось место сбора татаро-монгольской рати – обширная Холчевская степь. Маленькими группами отряды степных кочевников просачивались вглубь русской территории, чтобы объединившись в удобном месте, внезапно напасть на беззащитные населенные пункты, ограбить их, увести с собой в полон местных жителей.

Не было у степняков спокойствия, пока стояла на высоком холме белоснежная церковь, пока лился над мирной землей колокольный звон. Вокруг храма с каждым годом селилось все больше русских людей, росло количество защитников фатежского бастиона на берегах Усожи. Озлоблялись крымские князьки, когда вместо легкой беззащитной добычи на границах московского государства их ожидали вооруженные отряды русских витязей, способных дать отпор нежданным гостям.

И вот собралось однажды огромное войско и пошло оно войной на русскую землю. Запылали города и села, хутора и деревни. Пали под натиском лютого врага фатежские крепости Липник, Городец, Милолюбов, разрушена была фатежская цитадель у брода через Усожу. По всей земле слышны были вопль и стенания. И только с колокольни горней церкви далеко по округе разносился величавый тревожный набат, призывающих христиан к сплочению против лютого врага.

Всю мощь своего войска направили недруги на беззащитный православный храм, столь ненавистный ими за независимость и непреклонность. Конница степняков со всех сторон бросилась атакой на одинокий холм, желая разрушить, стереть с лица земли досадившую им церковь, прервать объединяющую, непокорную мелодию колокольного перезвона. Все ближе и ближе враги подступают к храму. Вот они уже у подножия мятежного пригорка, вот уже достигают его вершины вражеские всадники. Радуются враги – сейчас они разрушат православную святыню, навсегда заставят замолчать звучание набатных перезвонов.

Возвратившиеся в родные дома жители села Чачина и Бехова стали свидетелями необъяснимых явлений. На месте, где прежде стояла их древняя красавица церковь, забил чудотворный родник. Его вода давала силу и энергию, утоляла жажду и исцеляла больных, защищала от черных сил и житейских напастей. А в период опасности многие слышали раздававшийся со дна источника колокольный звон, предупреждающий местных жителей о грозящей опасности. С тех пор среди селян появилась история об ушедшем под землю храме и рассказы о чудесной силе воды из новообразовавшегося источника. Место, где стоял храм, фатежане назвали Горняя в память о находившемся здесь прежде церковном алтаре, и приносящейся за людей Безкровной Жертве.

Уже в советское время история с чудесным источником получила неожиданное продолжение. Одна местная жительница, имевшая тяжело болевшего сына, горячо молилась Богу о даровании ему здоровья. Ежедневно ходила она к святому источнику за водой, которой поила болящего отрока. Однажды, набрав воды из родника, она присела отдохнуть, как вдруг увидела подходящего к ней старца в иноческих одеждах.

– Позволь, напиться из твоего ведра? – обратился инок к удивленной женщине.
Увидеть в то богоборческое время человека в монашеском облачении было крайне удивительно и селянка, растерявшись, смотрела на старца, не в силах вымолвить ни слова. Женщина молча протянула незнакомцу ведро, из которого тот сделал несколько глотков.

– Спаси тебя Господь, – поблагодарил инок крестьянку, и, добавил, – знаю я о твоей беде. Когда придешь домой, искупай сына водой из ведра, из которого я пил, и выздоровеет он. И долго еще проживет во славу Божию.

Сказав это, таинственный старец повернулся, дошел до орехового куста, растущего неподалеку от источника, и скрылся. Крестьянка, вспомнив, что она не поблагодарила старца и не спросила его имени, попыталась догнать уходящего инока. Удивленная женщина подбежала к кусту, но никого на расстоянии нескольких сотен метров видно не было. И поняла тогда, отчаявшаяся мать, что по молитвам ее Господь послал ей небесного утешителя для исцеления любимого чада.

Придя домой, женщина искупала сына по совету незнакомца, в воде из указанного ведра и ребенок с того дня стал выздоравливать и вскоре окончательно исцелился. Слухи о чудесах быстро разлетелись по всей округе и к роднику стали стекаться паломники, чтобы набрать целебной воды, освященной присутствием Святого Духа. К чести местных партийных руководителей, они не только ни стали запрещать паломничества, но даже стали проводить на берегах родника выездные мероприятия. А сын той женщины и поныне жив.

Источник

В Фатежском районе Курской области обнаружили обращение императора Николая I к подданным

храмы фатежского района курской области

Возвышающийся над округой трехпрестольный храм Рождества Христова — один из старейших в области. Был построен местным помещиком в первые годы правления Екатерины II. Пережить лихолетье советской власти помогла нужда колхоза в добротном зернохранилище. Вновь взращивать зерна человеческих душ здесь начали несколько лет назад. Во время ремонта одного из приделов за старым иконостасом на высоте 6 метров в щели обнаружили свернутый лист непривычной на ощупь бумаги.

Знак, что возрождение храма продолжится, верят прихожане. Как послание попало в щель, сегодня можно только гадать. То, что оно уцелело и не истлело от сырости за годы запустения, считают чудом. Ценность письма в содержании, считает настоятель храма. Слова — пример для потомков.

Протоиерей Николай Руденко настоятель храма Рождества Христова:
«Видишь, какое было духовное состояние правителей, какое единение было с народом через молитвы. Царь верил, знал, что народ Бога любит, чтит, что он помолится всей страной о упокоении его любезной, как написано, племянницы Елизаветы Михайловны».

Племянница императора умерла совсем юной во время родов. Имя почившей включили в синодик. Так было принято. Привычной для того времени, говорят историки, была подобная форма общения с подданными.

Александр Зорин, главный хранитель областного музея археологии:
«Документ из серии, который у нас называется официальной рассылкой. Их рассылали туда, где собиралось много народа, а это в основном церкви. Во время службы и священник с амвона сообщал те или иные правительственные указы».

Подобные документы хранятся во многих музеях. Теперь это послание — реликвия храма. Чтобы увидеть находку собственными глазами, сюда стали приезжать те, кто раньше никогда не бывал. Возможно, письмо императора заставит переступить порог того, кто далек от Церкви. Не исключено, переступив, захочется остаться.

Источник

Храмы фатежского района курской области

храмы фатежского района курской области

Ц ерковь святителя Василия Великого села Шуклино признана объектом культурного наследия, памятником архитектуры местного значения. Одноэтажное каменное здание простых форм увенчано одной миниатюрной главкой.

Адрес: 307112, Курская область, Фатежский район, с. Шуклино
Настоятель: протоиерей Богдан Федив (по совместительству)
Телефон: (47144) 4-22-26

храмы фатежского района курской области

Село Гнездилово, что на Ручье с Васильевским храмом упоминается с середины 17-го века, но большая вероятность, что населенный пункт существовал раньше, так как находилось на пересечении обширных водных путей и в позапрошлом веке на территории села крестьяне находили арабские дирхемы 8 века, что говорит об обширном торговом пути через село.

Храм в с. Шуклино Курской губернии был построен в 1903 году на средства жителей села. До этого в Шуклино было несколько храмов. Первый, документально известный, возводился в период 1650-1670-х годов и находился на кургане, на месте нынешнего кладбища.

В 1784 году на средства прихожан под руководством священника Тимофея Никитовича Попова на месте ветхого храма строится новая деревянная с колокольней церковь с одним престолом. В приход входят 4 деревни с хуторами: 670 прихожан.

Рядом были выстроены сторожка и амбар. В сторожке располагалась церковно-приходская школа и духовная библиотека. В этот период в селе проживали 1467 мужчин и 1406 женщин (всего 414 дворов).

После закрытия в 1930-х годах приходской церкви в селе Никольское, многие жители деревни стали посещать Васильевский храм в селе Шуклино.

В советский период предпринимались неоднократные попытки закрыть храм в селе Шуклино, но здание храма оставалось нетронутым, лишь небольшое количество времени перед войной использовалось как зерносклад, и позже Богослужения в селе возобновились.

Отличительной чертой Васильевского прихода являлось большое количество подвижников из числа священнослужителей и монахов. В середине ХХ века в селе проживало более десяти монахинь, принявших постриг в монастырях Киева и Курска. В 1937 году вместе с епископом Курским Дамианом (уроженцем Фатежского уезда, прославленном в ранге священномученика), была репрессирована монахиня Марфа Ильинична Выскребенцева, родившаяся в 1882 году в дер. Гнездилово. В это же время, в одном из монастырей Курского края впала в летаргический сон монахиня Прасковья (Лукьянчикова) – уроженка д. Шуклинка. По возвращении в прежнее состояние, у неё открылся дар прозорливого предвидения, которым она делилась с окружающими. Матушка Прасковья говорила: «Господь велел мне всё людям открывать, но не говорить только три слова». Тайна этих слов ушла в могилу вместе с монахиней (умершей в конце войны), но всё остальное, предсказанное ею, сбылось.

Источник

Тайны земли фатежской

Ничто так не притягивает умы людей, как мистические и мифические факты из далекого прошлого. Например, на протяжении столетий куряне настойчиво ищут клады знаменитого разбойника Кудеяра, промышлявшего грабежами на территории нашего края. Вот что пишет заведующий Фатежским краеведческим музеем Анатолий Бирюков.

храмы фатежского района курской области
По преданию, в Соломино находился основной лагерь шайки Кудеяра, и именно здесь надо искать его «заветную поклажу»

Исторические хроники содержат упоминания о Кудеяре, но спорят о его происхождении. Одни называют его татарином, другие склоняются к версии о том, что сын Соломонии Сабуровой воспитывался «у крымских людей», получив знаменитое прозвище. Некоторые считают имя легендарного атамана русским по происхождению, но с «тюркским акцентом». Недавние исследования показали, что слово «кудеяр» древнеславянское и означает «владеющий большими сокровищами». Такой эпитет получал любой удачливый предводитель лесных разбойников, оставивший заветную «поклажу». Со временем «разбойничье» прозвище превратилось в имя собственное и уважаемое. Из исторических документов известны белевский сын боярский Кудеяр Тишенков, елецкие дворяне Сурка и Кудеяр Кирилловы и другие. Многочисленные курские «кудеяры» ничего общего с братом Ивана Грозного не имели, но спрятанные «до лучших времен» сокровища в потаенных лесных местах оставили.

Во всех регионах центральных, южных и западных областей России есть географические объекты, связанные с именем атамана Кудеяра «Васильевича». Легенды о знаменитом разбойнике не замечают его многотысячекилометровую «сферу влияния», каждое местное предание считает предводителя шайки своим земляком. Есть объекты, связанные с именем Кудеяра и на курской земле. На территории нынешнего Курчатовского района находится знаменитая Кудеярова гора, в пещерах которой, по легендам, спрятаны несметные сокровища. А в Фатежском районе есть деревня Соломино, основанная, по легенде, знаменитым разбойником и названная в честь его матери Соломонии. Находилась она в глухом массиве на незначительном удалении от нескольких торговых путей, богатых купеческими караванами.

По преданию, в Соломино находился основной лагерь шайки Кудеяра, и именно здесь надо искать его «заветную поклажу». Согласно легенде, местный крестьянин рода Костиных, собирая в лесу лечебные травы, наткнулся на поросший мхом камень с полустертыми письменами. Разобрать надпись малограмотному селянину не удалось, но на камне была четко высечена стрела, указывающая на столетний дуб. Пошарив у корней дерева, крестьянин обнаружил старинный меч и пронзенный стрелой череп. Испугавшись, травник покинул «проклятое» место и никому не указал его точного местонахождения. Но по Соломино пошли слухи, что удачливый селянин обнаружил один из кладов разбойника Кудеяра. К подтверждению домыслов после смерти крестьянина его потомки переселились в Курск, были приписаны к купеческому сословию и жили безбедно, возведя немалый по тем временам дом рядом с центральной ярмарочной площадью и «торговые ряды».

По слухам, в лесном овраге за рекой Фатежик спрятан погреб с несметной добычей славного атамана. Один из преданных Кудеяру разбойников остался охранять клад, поселившись на высоком холме, на берегу полноводной когда-то реки. Вроде бы он был первым жителем Фатежа, и народное название пригорода Моздовка идет от клички разбойника «Моздок» – «поселившийся на холме».

Несмотря на интенсивные поиски «несметных» сокровищ, никому не удалось обнаружить заветных кудеяровских «бочек с золотом» или спрятанной им императорской кареты. Исключение – лишь найденный в лесу у села Семеновка Щигровского уезда медный сосуд с серебряными копейками – «чешуйками». На нем хорошо читалась надпись «Михалко Косолап» – многие поисковики посчитали находку единственным кладом, на котором закопавший его разбойник кудеяровской шайки оставил подпись.

Весной 1907 года житель фатежской слободы Макаровка, расположенной на берегу реки Усожа, Иван Михайлович Дмитров выпахал на огороде глиняный кувшин с 1583 серебряными и медными монетами XVI–XVII веков (в том числе и «татарскими») и золотой массивный перстень. Немного ранее на противоположном берегу той же речки у села Миленино найдены арабские дирхемы и несколько монет «шведского и прусского происхождения».

храмы фатежского района курской области
Статуэтка из клада в с. Кромское

18 июля 1916 года уездный исправник доносил в губернский статистический комитет, что купец Фатежа Василий Иванович Битюков нашел под фундаментом своего дома на улице Северной 20 старинных серебряных монет. Для определения культурной ценности клад отправили в Санкт-Петербург, в Императорскую археологическую комиссию. Перед революцией 1917 года сокровища вернули в Курск и выдали обратно фатежскому купцу. Под угрозой экспроприации престарелый Битюков не придумал ничего лучше, чем зарыть монеты на их исконном месте под фундаментом. Покинувшие город члены купеческой семьи за спрятанными сокровищами не вернулись. Так что клад ждет своего повторного обнаружения.

На месте магазина на углу нынешних улиц Карла Маркса и Никитинской стоял угловой 2-этажный из красного кирпича дом купцов Барковых. Разрушенное во время Гражданской войны здание долго не восстанавливалось. В развалинах 1-го этажа жили нищие и бездомные. После войны, при сносе руин, рабочие наткнулись на клад золотых монет, который стал достоянием государства. Немало золотых предметов обнаружено при строительстве средней школы №2 Фатежа на месте храмового кладбища. В разрытых могилах богатых горожан, в том числе в усыпальнице купцов Харичковых, найдены бриллиантовые серьги, золотые и серебряные монеты, платиновое кольцо и даже золотой гребень.

Потомки северян и амазонок?

По территории Фатежского уезда проходили несколько дорог, по которым крымская конница совершала набеги на города Центральной России. В степи близ села Халчи отдыхали конные тюркские отряды, готовясь к совместным набегам на укрепленные крепости. Для обороны южных границ государства параллельно с ведущими на Москву «крымскими сакмами» были поставлены сторожевые посты – сторожи, с гарнизонами из числа служилых людей. Широко известна «восточная» сигнальная линия по пути Курица – Большое Жирово – Фатеж – Любаж, возведенная в период правления Ивана Грозного.

Вдоль западных границ уезда, в направлении на Дмитровск – Орел, также имелись оборонительные посты, контролируемые местными жителями. До 1917 года в состав Здобниковской волости (село Кромское) входил хутор Севрючий, который населяли, как следует из названия, севрюки – потомки курского племени северян. На территории сел Кромское, Алисово, Шуклино заградительные сторожевые отряды стояли вплоть до начала XVIII века. По сообщению главного хранителя областного музея археологии А. В. Зорина, в 1645 году курские служивые люди под командованием воеводы князя Пожарского «бились с ногайцами у деревень Сныхиной, Костиной, Жеребцовой», в непосредственной близости от фатежских границ. Найденные в селе Кромское предметы быта севрюков (наконечники стрел, колчан, керамика) подтверждают предания о фатежанах – хранителях славянских земель.

Согласно местной легенде, в одном из курганов близ села Алисово похоронен богатырь, в одиночку остановивший вражеское войско, направлявшееся грабить окрестные деревни. В бою русский воин уничтожил большой отряд самозванцев, а предводителя их пленил и отправил к крымскому хану с требованием навсегда покинуть русскую землю. Обеспокоенные крымцы решили обманом погубить ратника и подослали к нему девушку-язычницу. Опоила она сонным снадобьем витязя, а когда тот уснул, налетели вражеские полчища и изрубили богатыря.

храмы фатежского района курской области
Статуэтка «Раненая амазонка»

Похоронили славного воина на вершине холма в окрестностях его поселения, а среди местных жителей появилось утверждение, что с этих пор вблизи их селений боевых действий вестись никогда не будут. Действительно, за последние полтысячелетия война обходила стороной западные границы Фатежского уезда, а в период лихих годин многие люди видели всадника на белом коне, объезжающего дозором границы близлежащих населенных пунктов.

Возможно, обнаруженные в деревне Клюшникова останки являются погребением сарматских женщин-воинов, что дает повод считать фатежанок потомками легендарных амазонок.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *