храмы ханты мансийского округа
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра (храмы)
Содержание
Храм Преображения Господня (Сургут) [ править ]
Храм Преображения Господня – главный храм города Сургута и один из красивейших храмов Ханты-Мансийского округа.
Для строительства Храма было отведено живописное место возле реки. Рядом со святой обителью посадили кедры, специально привезённые с Алтая. Первая свая была забита в мае 1992 года. Деньги на строительство сургутяне собирали всем миром: помогали нефтяники, коммерсанты, часть средств была перечислена из городской казны. Подрядчиком выступил трест «Сургутгазстрой».
Строительство храма закончилось в 2002 году. В воскресенье, 29 декабря 2002 года, состоялась торжественная церемония передачи нового храма Преображения Господня православной общине.
Стены храма Преображения Господня украшают 16 мозаичных икон с ликами Святых Сибирской земли, изготовленных опытными мастерами творческой мастерской Анатолия Ключерова (Москва). Мозаики с изображением святых выполнены по древнейшей технологии из материала, привезённого с Мальты. Стоимость некоторых мозаик достигает 10 тыс.долларов. Ценные подарки – инициатива руководителей крупных предприятий Сургута. Мозаика располагается над главным входом в колокольню: это иконы Иоана Предтечи, Богородицы, Спас Нерукотворный, Преображение. Освещение первой и главной иконы Преображения Господня произошло 20 сентября 2002 года.
Иконы для храма изготовлялись и в иконописных школах Тобольской духовной семинарии по всем правилам древней иконописи – с соблюдением постов и с обязательной молитвой во время работы над иконой. Кроме новых икон, в храме имеется несколько старинных отреставрированных. Это несколько икон Божьей Матери, икона Ильи Пророка, Святителя Николая Чудотворца и другие.
23 сентября 2003 года в Сургуте состоялась церемония освящения храма Преображения Господня. Храм освятил архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий Водосвятный. В празднике приняли участие хор Тобольской духовной семинарии и муниципальный хор «Светилен» города Сургута.
Недавно в Сургуте при Храме Преображения Господня открылся новый корпус православной гимназии – трехэтажное здание площадью более 1,5 тысячи кв.метров. Православная гимназия существует уже около 8 лет. Здесь обучается более ста подростков. Помимо классов, в новом корпусе имеются актовый и спортивный залы, просторная столовая.
Адрес: 628400, Тюменская обл., ХМАО-Югра, г.Сургут, ул.Мелик-Карамова
Храм Всех святых в земле Сибирской просиявших (Сургут) [ править ]
Храм Во имя всех Святых на земле Сибирской Просиявших в Сургуте построен суздальскими мастерами в 2002 году по всем канонам православного зодчества. А собирали его уже в Сургуте на том самом месте, где основавшие город казаки возвели когда-то первую церковь.
Храм Во имя Всех святых, в Земле Сибирской Просиявших, был открыт в Сургуте в феврале 2005 года на Сретение Господне. Сегодня памятник архитектуры является действующей церковью. Храм высотой около 23 метров построен из крепкой осины, а сваи и закладные венцы — из лиственницы. Венцы – горизонтально уложенные друг на друга бревна диаметром 30-40 см, рублены «в лапу» и «в замок».
Главной достопримечательностью Храма Во имя всех Святых на земле Сибирской стала выставочная экспозиция, которую можно с полным правом назвать народной. Первый дар в экспозицию церковных реквизитов преподнес атаман казачьей общины Борис Аванесов – старинную Библию. В экспозиции, расположенной в притворе храма, представлены также карта «Места почивания нетленных мощей сибирских святых», информация о строительстве храмов в Сибири и Сургуте, редкие фотографии, сведения о жизни и чудотворениях сибирских святых (Василий Мангазейский, Мисаил Абалакский, Симеон Верхотурский, Иоанн Тобольский, Иннокентий Иркутский, Герман Аляскинский).
Адрес: 628400 Тюменская область, ХМАО-Югра, г.Сургут, ул.Энергетиков 2, МУ ГКДО «Сургут» (музейный комплекс)
Храм великомученика Георгия Победоносца (Сургут) [ править ]
16 сентября 2011 года указом №7 управляющего Ханты-Мансийской епархии епископом Павлом (Фокиным), настоятелем прихода в честь вмч. Георгия Победоносца был назначен штатный священник храма Преображения Господня, старший преподаватель кафедры истории России СурГУ иерей Антоний Исаков. 12 октября 2011 года приход храма Георгия Победоносца города Сургута был зарегистрирован в Минюсте. Необходимо отметить, что для строительства храма не создавался попечительский совет, все затраты на возведение комплекса взяла на себя группа компаний «Сибпромстрой».
Начался процесс согласования и разработки проектной документации храма и подготовка строительной площадки, для чего необходимо было расселить и снести 4 балка (ветхое здание). К середине декабря все подготовительные работы были закончены.
26 декабря 2011 года после молебна была забита первая свая в основание храма. К концу января 2012 года все 276 свай были забиты в основание храма, а к началу марта полностью залит и перекрыт цокольный технический этаж. 10 марта 2012 года, после молебна, генеральным директором компании застройщика в основание угла был положен первый кирпич. Далее храм стал расти «как на дрожжах».
Адрес: 628400, ХМАО-Югра, г. Сургут ул. Университетская, 12 (напротив дома № 21)
Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» [ править ]
Православная община по строительству храма в микрорайоне НГДУ в г.Сургуте была создана в мае 1999 года.
В феврале 2000 года получено благословение Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия на создание общины и строительство храма. В июне того же года по благословению Владыки Димитрия было проведено освящение Креста и камня, на исполнение обязанностей настоятеля храма назначен иерей Петр Егоров, старостой прихода – Любовь Васильевна Веремеева.
В мае 2001 года начались строительные работы по возведению храма. В сентябре 2003 года основные строительные и отделочные работы были завершены.
30 сентября 2003 года в храме прошло первое богослужение.
23 мая 2004 года Архиепископом Тобольским и Тюменским Димитрием совершен чин Великого освящения храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
С января 2002 года при храме работает приходская библиотека, насчитывающая более двух тысяч книг, трехсот видеокассет, четырехсот пятидесяти аудиокассет православного содержания.
С сентября 2004 года начала работу Воскресная школа. Преподается Закон Божий, основы церковно-славянского языка, ведутся занятия по рисованию, бисероплетению, вышиванию, домоводству. Дети готовят праздничные выступления, принимают участие в проведении и организации православных праздников. Храм окормляет кадетов Сургутского казачьего корпуса, поддерживает связь с кадетами, проходящими срочную службу в рядах российской армии.
Разработан перспективный план по строительству 3-х этажного здания Воскресной школы и спортивного зала, благоустройству и озеленению территории храма.
Адрес: 628404 Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, г.Сургут, ул. Энтузиастов, 21 а.
Храм святого Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца [ править ]
Простые жители Сургута пожертвовали на её строительство более миллиона рублей. По сути, это восстановление старого храма Николая Чудотворца. Это первая церковь, возведённая после десятилетий безверия.
Адрес: 628401, Тюменская обл., ХМАО-Югра, г.Сургут, ул.Заводская 31
Кафедральный собор Воскресения Христова (Ханты-Мансийск) [ править ]
Огромный пятикупольный храм с отдельно стоящей колокольней. Выстроен в 2001-2005.
19 сентября 2013 года, в праздник воспоминания чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения кафедрального собора Воскресения Христова в Ханты-Мансийске и Божественную литургию в новоосвященном храме.
Были освящены три престола: центральный — в честь Светлого Христова Воскресения; северный — в честь Всех святых, в земле Сибирской просиявших; южный — в честь святого благоверного князя Александра Невского.
Адрес: Ханты-Мансийский авт. окр., г. Ханты-Мансийск, ул. Гагарина, 17
Часовня Кирилла и Мефодия [ править ]
Адрес: Ханты-Мансийский авт. окр., г. Ханты-Мансийск, ул. Гагарина, 17
Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Ханты-Мансийск) [ править ]
Церковь построена в селе Самарово (ныне в черте города Ханты-Мансийск) в 1816 г. под руководством присланного из Тобольска архитектора Шаньгина. Около церкви размещалось училище, в котором некогда преподавал едва ли не весь церковный причт. На протяжении века церковь была средоточием духовной жизни населения северного края. В 1930-х гг. была разрушена. Заново построена на фундаменте прежнего храма. Освящена в 2000 году. Архитекторы Н.З. Казаков и В.Н. Филиппов.
Адрес: Ханты-Мансийский авт. окр., г. Ханты-Мансийск, ул. Гагарина, 297
Храм Артемия Веркольского [ править ]
Адрес: Ханты-Мансийский авт. окр., г. Ханты-Мансийск, Северное кладб.
Храм Владимира равноапостольного [ править ]
Адрес: Ханты-Мансийский авт. окр., г. Ханты-Мансийск, ул. Гагарина, 17
Храм Иоанна Предтечи и Иоанна Тобольского [ править ]
Адрес: Тюменская обл., Ханты-Мансийский АО, г. Югорск, ул. 40 лет Победы
Храм Сергия Радонежского [ править ]
Адрес: Тюменская обл., Ханты-Мансийский АО, г. Югорск, ул. 40 лет Победы
Храм Серафима Саровского [ править ]
Церковь Преподобного Серафима Саровского в деревянном исполнении сгорела 8 марта 2002 года. В кратчайшие сроки на пожертвования горожан, помощь администрации и епархии была выстроена новая церковь, которая распахнула свои двери для всех верующих города в сентябре 2003 года.
Адрес: Тюменская обл., Ханты-Мансийский окр., г. Белоярский, ул. Барсукова, 5
Храм Рождества Христова [ править ]
Закладка храма состоялась в 1991 г., а 4 июля 1999 года архиепископ Тобольский и Тюменский Дмитрий и епископ Томский Ростислав совершили освящение всех четырёх приделов храма. Правый предел освящен в честь иконы Божией Матери Калужская, левый — Новомучеников и исповедников Российских, нижний храм — Собора Пророка Иоанна Предтечи.
Адрес: Тюменская обл., Ханты-Мансийский авт. окр., г. Нижневартовск, ул. 60 лет Октября, 68
Храм Алексия, митрополита Московского (Нягань) [ править ]
Православная община в г. Нягань существует с 1992 г. В этом году был создан приходской устав и тогда же было принято решение о постройке храма. После определения места под строительство, на месте будущего храма был установлен поклонный крест. В это же время для сбора средств на строительство был организован благотворительный марафон.
В 1995 году, к празднику Пасхи, рядом со строящимся храмом, была поставлена деревянная часовня в честь свт. Алексия Московского.
На средства прихожан и благотворительные пожертвования, в 1995 году, в Каменск-Уральске были отлиты колокола для будущего храма.
В этом же году, православная община официально вошла в структурное подразделение Тобольско-Тюменской Епархии и стала называться православным приходом в честь свт. Алексия митрополита Московского.
Небольшой по своим размерам храм кажется монументальным благодаря ясным и чётким пропорциям, сдержанному, но выразительному декору, состоящему из фигурных лучковых фронтонов, удвоенных с западной стороны и повторённых на четверике колокольни, и восьмигранному мощному барабану центрального купола.
С 1998 года при храме действует воскресная школа. Она приобщает детей и прихожан к Слову Божьему, развивая в них духовные и нравственные качества.
26 июня 2005 года храм был освящен. Чин великого освящения совершал Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий.
Адрес: Тюменская обл., Ханты-Мансийский окр., г. Нягань
Храм Вознесения Господня [ править ]
Адрес: Тюменская обл., Ханты-Мансийский авт. окр., г. Радужный
Храм Николая Чудотворца [ править ]
26 ноября 1990 года по инициативе Мальцевой Валентины Григорьевны состоялось первое собрание верующих города Советский. На этом собрании единодушно решили строить храм и собирать для этого средства. Кооператив «Конда» передал участок с недостроенным домом по улице Матросова 25. Началось строительство, которое осуществлялось хозяйственным способом.
20 декабря 1990 года Советом народных депутатов Советского района была зарегистрирована православная община в честь святителя Николая Мирликийского чудотворца.
Первой старостой прихода была Мальцева В.Г. Она вместе с другими членами прихода обращалась к руководству района, руководителям предприятий, учреждений, организаций, кооперативов, общественным организациям, частным лицам с просьбой о помощи.
В 1998 года началась реконструкция храма и строительство воскресной школы. Летом 1999 года в рамках движения «За веру и верность», общероссийским крестным ходом в центре города, у мемориального комплекса «Наказ матери», был, воздвигнут памятный юбилейный крест.
Осенью 1999 года открыла двери для первых учеников воскресная школа.
Адрес: Тюменская обл., Ханты-Мансийский автономный округ, Советский р-н, г. Советский, ул. Матросова, 25
Монастыри, приходы, храмы
Храм в честь блаженной Матроны Московской г. Нижневартовск / 24.09.2021
Web-сайт: https://vk.com/matronanv Адрес: 628600, Тюменская область, ХМАО-Югра, г. Нижневартовск, ул. Чапаева, 44 Храм и церковная лавка открыты ежедневно с 9:00 до 18:00. … Далее
Храм в честь иконы Божией Матери «Державная» д. Ягурьях / 23.06.2020
E-mail: pavlovskyvv@mail.ru Тел.: 89505302944 Адрес: 628542, Россия, Тюменская обл., ХМАО-Югра, Ханты-Мансийский район, д. Ягурьях, ул. Центральная, д. 27А Богослужебная деятельность: … Далее
Храм в честь святого праведного отрока Артемия Веркольского г. Ханты-Мансийск / 28.02.2020
Web-сайт: www:prihod—znamenie.ru E-mail: info@prihod-znamenie.ru Тел.: (3467) 332-739, 330-539. Адрес: 628012, Россия, Тюменская обл., ХМАО-Югра, г.Ханты-Мансийск, ул.Калинина, д. 61 Богослужение: Храм имеет статус приписного к храму в … Далее
Храм в честь прп. Александра Невского г. Нижневартовск / 26.02.2020
Web-сайт: https://xn--80aagei5akjmbms8b.xn--p1ai/ Эл. почта: hramanevskogo@mail.ru Тел: (3466) 68-05-48; 8(912)938 05 48 Адрес: 628606, Ханты- Мансийский автономный округ – Югра, г. Нижневартовск, ул. Маршала Жукова … Далее
Мужской монастырь в честь святителя Димитрия, митрополита Ростовского г. Ханты-Мансийск / 05.02.2020
Web-сайт: http://dmrhmao.cerkov.ru/ https://vk.com/sv.dimitria_hm E-mail: dimitrius.podvorye@mail.ru Тел.: + 7 (3467) 35-14-40 Адрес: 628012, Россия, Тюменская обл., ХМАО-Югра, г. Ханты-Мансийск, урочище Таволожное, районе реки Вьюшки. … Далее
Храм в честь преподобного Сергия Радонежского г. Ханты-Мансийск / 23.12.2019
Web-сайт: https://vk.com/hramhm Адрес: 628001, Россия, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Ханты-Мансийск, Восточное кладбище. Храм открыт: Понедельник во время совершения отпеваний. … Далее
Храм в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла в д. Ярки / 05.12.2019
Адрес: Ханты-Мансийский р-он, д. Ярки, ул. Центральная, 1А. Храм открыт для прихожан: с 8:30 до 12:00, каждое воскресенье, в двунадесятые и … Далее
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
Мiръ Россия Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
Содержание
Православие в Ханты-Мансийском автономном округе [ править ]
Историческим местом зарождения православной веры в Нижнем Приобье можно смело назвать местечко Кода, теперь известное как посёлок городского типа, районный центр Октябрьское Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области.
Югра славилась богатствами. В XI-XII веках Великий Новгород пытается обложить югричей данью, забирая у них «серебро и соболи и ина узорачья». Вскоре с новгородскими воеводами засоперничали в данепоборничестве владимиро-суздальские князья, а потом и московитяне.
Было у югричей и золото. С целью наживы шли на Югру русичи. Очевидно, довольно часто воинов сопровождали священнослужители, пытаясь вселить веру в сердца инородцев. За что и погибали. Так, в 1193 году воевода Ядрей, поп Легеной и двенадцать «лучших людей» были замануты остяками в свой осаждённый новгородцами город и «всех изсекоша». В 1383 году ростовский монах Стефан Храп стал первым епископом Пермской епархии с центром в городке Усть-Выме, построенном на месте языческого капища. Историки считают, что в отместку за это Полымские вогуличи в 1455 году напали на Пермь великую и убили Пермского епископа Питирима. Опять же в отместку великий князь Московский и всея Руси Иоанн III велел Устюжскому князю Василию Скрябе «Югорскую землю воевати», что тот и сделал в 1465 году. Десятилетия продолжалась война «в отместку» с переменным успехом.
1484 год в нашей истории примечателен тем, что впервые во взаимоотношениях русских и югричей миротворцем выступил Пермский епископ Филофей. По его ходатайству Иоанн III дал «опас» (охранную грамоту) пелымскому князю Юмшану. Филофей «печаловался» перед великим князем за других пленников и был одним из главных свидетелей при заключении мирного договора между русскими и югричами.
В конце XVI века «господарем» Сибири и, в частности, Югорской земли стал Ермак. Строгановы, а позднее и царь Иоанн IV не ставили ему в задачу вселение Православия в Сибирь, тем более в Югорскую землю. Обогащение за счёт порабощения югричей было их основной задачей. Атаманы Ермака повторили действия Стефана Храпа. В 1585 году, пытаясь обратно отвоевать Большой Обский город (возможно, он был рядом с Самарово – будущим Ханты-Мансийском), остяки прибегли к помощи своего верховного божества.
Осадив город, они водрузили на дерево «шайтана» и «начаша жрети перед ним, яко помощью его христиан взяти и смерти предати». Но метким пушечным выстрелом «шайтан» был разбит, а перепуганные остяки разбежались. Потом они приходили с данью и подарками к победителям, брали на себя обязательство платить ясак.
«Большой» князь Кодский (Кондинский) Алач (Алача) сам явился к казацкому атаману Богдану Брязге, когда была покорена большая часть Югорской земли, и заключил дружественный союз. В ответ Брязга «постави князя большого Алачея, яко богата суша», от устья Иртыша до устья Казыма. То есть, вместо себя назначил властелином на всю территорию, которую мы теперь называем Нижним Приобьем.
По преданиям, верховное божество находилось в Белогорском княжестве, столицу которого – Большой Обский город – захватили казаки, а идола разбили из пушки. Вероятно, идол был не в одном экземпляре, а может быть, шаманы изготовили другого, но есть предположение, что «шайтана» переправили в Коду. Сюда же потянулись божества и из других остяцких языческих племён.
Чтобы обеспечить их охранность, князь Алач в начале 90-ых годов XVI века едет в Москву и принимает православную веру. А в 1599 году уже вдова князя Алача тоже в Москве стала новокрещённой Анастасией. По её просьбе в 1600-ом году в Коде была построена церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом во имя святителя Николая Мирликийского. Руководствовалась княгиня, очевидно, тем, что стремилась упрочить могущество своего сына Игича, ставшего «большим» князем после смерти отца Алача. По той же причине в 1602 году едет в Москву и принимает православную веру князь Игич, сооружает в Коде ещё один храм – в честь соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия.
Годом зарождения православия на Югорской земле среди остяков (ханты) следует считать 1600 год. В христианство прежде всего стремилось так называемое знатное сословие. В первые годы XVII века в Коде были крещёными, кроме княгини Анастасии и её сына Игича, жена «большого» князя Анна Пуртеева, их дети – новообращённые Григорий, Михаил и Иван… Число прихожан в церквах было столь мало, что в 1608 году первый в Коде поп Евстратий бил челом царю, что «ему-де тут быть не у чего». И в том же году церкви были закрыты.
Однако внук Алача и сын Игича – Михаил, став «большим» князем, восстанавливает Свято-Троицкую и Зосимо-Савватиевскую церкви. Он не жалеет средств на содержание храмов. И в них имелось всё необходимое: «местные иконы, и у тех икон прикладные пелены и деисусы, и праздники, и пророки, и праотцы, и херувимы, и серафимы, и всякое церковное строение, алтарная казна, сосуды служебные, серебряные, и Евангелие, напрестольные кресты и благословляющие под окладом, с жемчугами и каменьями, и ризы».
Были возвращены из Берёзова образа, колокола и книги, присланные в Коду в 1600 году из Москвы. Кроме того, хранился здесь и княжеский арсенал, в том числе 40 панцирей, луки и стрелы… Князь Михаил даже сам даривал церкви серебряные сосуды. Поэтому надо полагать, что он свято хранил и наследие своего деда князя Алача, которому будто бы кто-то из татарских князьков подарил панцирь Ермака.
Не в отца пошёл его наследник князь Дмитрий. Подданные жаловались царю, что и сам князь, его мать и их люди «новокрещённые живут в православной христианской вере некрепко, к проклятым шайтанам мольбу прилагают и в скверное их требище бесовское шайтану в дар платье и лошадей дают, и люди ж его из пищалей на церквах по крестам стреляют». Более того, якобы князь Дмитрий шаману для принесения в жертву отдал «жёнку».
Дмитрию Алачёву вместе с семьёй было велено ехать в Москву. «Пограбя во церквах Божиих… церковное строение, сосуды серебряные и книги, он «учал продавать» их по дороге. Так «Триодь постная» продал он, князь Дмитрий, едучи из вотчины своей, из Коды, на дороге Самаровской ямщикам». Пресёк торговлю тобольский архиепископ Герасим. Он приказал Дмитрию продаваемое церковное имущество «принести к себе посмотреть, будто для купли». И конфисковал у незадачливого торгаша серебряные сосуды и печатные книги: комплект из 12 служебных Миней и два Октоиха. О случившемся владыка сообщил в Москву, оттуда распорядились всё отобранное вернуть в Троицкую церковь.
Надо сказать, князю Дмитрию вменялось в вину, кроме богохульства, воровства и спекуляции церковным имуществом, ещё и то, что он злоупотреблял служебным положением и довёл остяков до того, что они обратились к царю с просьбой освободить их из-под власти Алачевых, и принять под «государеву руку»…
Развитием Православия в Югре вплотную занялся новый тобольский архиепископ Симеон. В 1653 году, основываясь на челобитных остяков четырнадцати кодских волостей, он сообщил царю: «В прошлых-де годах в Кодском городке церкви Божии стояли многие лета, и пение Божественное совершалось по вся годы, и их братия, остяки многие, слышали православную христианскую веру, приходя в Кодский городок, крестились; а ныне-де тот Кодский городок стал впусте, и церкви Божии стоят без пения». Владыка Симеон просил царя: «чтоб им пожаловать, велеть на том месте, где церкви Божии стоят, быть монастырю и старцам, чтоб видя православие, крестились». И Алексей Михайлович 20 октября 1653 года подписал грамоту, в которой распорядился: «В том Кодском городке монастырю и старцам, дьячку и пономарю быть и ругою и жалованьем их устроить».
Так появился мужской Кодский монастырь. Со временем храм креп и рос, а церковь во имя святых Зосимы и Савватия с самого начала практически не использовалась и её совсем закрыли. Но рядом с Троицким храмом «в новой ограде» была выстроена «церковь новая, тёплая, шатровая ж, с трапезною и с келарскою с прирубными, алтарь и предел прирубные ж. А во имя та церковь Благовещения Пресвятой Богородицы».
Расширялись территориальные владения Кодского княжества, а значит – географически возросла зона влияния Кодского монастыря. Княжество территориально распространялось не только от Самарово до Берёзово по реке Обь, но имело плодородные земли на Исети, заимку близ Ялуторовска, своё подворье в Тобольске и в Самарове… Количество верующих было столь велико, что в городках по Оби строили храмы.
Второе возрождение придало Православию расцвет и размах. В 50-ые годы XVIII века в Коде появилось каменное здание Свято-Троицкой церкви, которое было самым высоким вплоть до Тобольска. Колокола здесь отливали из собственной меди, залежи которой «Иванище» Кодский (летописцы называют его то экономом, то строителем, то рудознатцем) обнаружил прямо под монастырём. Чтобы не нарушить спокойствие обители, он скрыл этот факт не только от Москвы, но и от Тобольска. Медную руду добывали тайно (это объясняет существование двух подземных переходов общей протяжённостью в полтора десятка километров), «Иванище» возил её в Москву, плавил и отливал колокола.
К 90-ым годам вновь, в третий уже раз, встал вопрос о закрытии мужского Кодского монастыря. Но решили запущенные дела передать в женские руки. В 1891 году он был преобразован в женский Свято-Троицкий монастырь, с подчинением Иоанно-Введенскому женскому монастырю Тобольско-Тюменской Епархии.
30 мая 2011 г. решением Священного Синода в пределах Ханты-Мансийского автономного округа была образована Ханты-Мансийская епархия. Это произошло путем выделения ее из состава Тобольско-Тюменской епархии. Синод постановил правящему архиерею Ханты-Мансийской епархии иметь титул Ханты-Мансийский и Сургутский. Решением Священного Синода от 25 декабря 2014 г. (журнал № 120) из состава епархии выделена Югорская епархия. Ханты-Мансийская епархия включена в состав Ханты-Мансийской митрополии.
Населённые пункты [ править ]
Святые [ править ]
Святыни [ править ]
Православные монастыри [ править ]
Священный Синод на заседании 13 июля 2015 года в Санкт-Петербурге принял решение об образовании в Ханты-Мансийской епархии женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Умиление» (журнал № 55).
Первый епархиальный женский монастырь Югры расположен в городе Сургуте в 41 мкр. на территории храма «Умиление». Сегодня в монастыре проживает восемь сестер, которые несут молитвенное и трудовое послушание по становлению и развитию обители.
Игуменией нового монастыря назначена старшая сестра монашеской общины монахиня Георгия (Алгинина). Возведение в сан игумении будет совершено в ближайшее время митрополитом Ханты-Мансийским и Сургутским Павлом.