храмы и церкви хвалынска

Храм Воздвижения Креста Господня (Хвалынск)

Мiръ Россия Саратовская область Хвалынск Храм Воздвижения Креста Господня (Хвалынск)

храмы и церкви хвалынска

Храм Воздвижения Креста Господня построен в 1906-1914 годах.

Содержание

История [ править ]

Предположительно, первое поселение на месте Хвалынска в XIV веке заложил митрополит Алексий в ходе поездки в Орду. Просуществовало оно, однако, недолго. Возобновлена русская застава с рыбацким поселением была в 1556 году на волжском острове. Именно эту дату принято считать началом города.

К 1914 году в г. Хвалынске было 7 православных церквей, из них – две монастырские: церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Свято-Троицком мужском монастыре и церковь в скиту во имя преподобного Сергия Радонежского, четыре приходских: соборная Казанская, Крестовоздвиженская, Никольская, Трехсвятительская, а также тюремная церковь на Банном ключе.

В конце 1905 года хвалынские старообрядцы получили разрешение на строительство в г. Хвалынске старообрядческого храма. 31 марта 1914 г. храм был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

В годы советской власти практически все православные храмы в г. Хвалынске были разрушены. Уцелело лишь здание монастырского храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», в котором впоследствии поместили бактериологическую лабораторию, и здание старообрядческой Покровской церкви. Весной 1931 года Покровская церковь была закрыта, были снесены купола и колокольня. В здании был размещен склад консервного комбината.

храмы и церкви хвалынска

В годы Великой Отечественной войны в здании бывшей старообрядческой Покровской церкви стали собираться на молитву православные верующие г. Хвалынска, а в 1946 году здание было официально передано общине. В 1947 году епископ Саратовский и Вольский Борис (Вик †1965) совершил чин Великого освящения восстанавливаемого храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, в память разобранной на кирпичи за несколько месяцев до того хвалынской Крестовоздвиженской церкви.

Согласно постановлению Саратовской областной Думы от 17 ноября 1994 года храмовое здание признано вновь выявленным объектом историко-культурного наследия.

В 2009 году были начаты масштабные ремонтно-восстановительные работы.

В 2009-2010 годы производились общестроительные работы и замена покрытия пола внутри здания храма.

В 2011 году произведена замена оконных рам и дверей. В декабре того же года началась реставрация росписей.

30 августа 2012 года Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин совершил чин освящения куполов и крестов для восстанавливающегося здания храма. В 2013 года была окончена реставрация росписей, велись работы по восстановлению колокольни храма.

17 декабря 2013 года на восстановленную колокольню храма установлены крест и купол. По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина, чин освящения креста на купол колокольни совершил благочинный Хвалынского округа протоиерей Виталий Колпаченко. Высота колокольни — 37 метров.

В 2014 году в здании храма завершены масштабные ремонтно-восстановительные работы, проведено благоустройство прилегающей к храму территории. 27 сентября 2014 года Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин в сослужении духовенства совершил чин Великого освящения храма.

Современное состояние [ править ]

храмы и церкви хвалынска

На приходе имеется социальный работник, ответственный за молодежное служение и катехизатор. Работает воскресная школа для детей и взрослых и приходская библиотека. Помещение библиотеки расположено в здании Православной Гимназии, занятия Воскресной школы проходят по воскресным дням в помещении Православной Гимназии.

01 сентября 2010 года, по благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина, в г. Хвалынске было открыто Негосударственное (частное) общеобразовательное учреждение Саратовской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) «Хвалынская православная классическая гимназия во имя святого мученика Александра Медема». Администрация Хвалынского муниципального района передала для гимназии здание, в котором ранее располагался филиал МОУ СОШ №1 г. Хвалынска. В гимназии полностью сохранен государственный базовый образовательный компонент с дополнительными дисциплинами Закон Божий, церковнославянский язык и основы православной культуры.

Духовенство храма окормляет городскую больницу, дом инвалидов. Приход взаимодействует со средними общеобразовательными школами №№ 1, 2, 3 г. Хвалынска, со школой-интернатом для детей-сирот г. Хвалынска: регулярно проводятся встречи с педагогами и учащимися, в школах организовано преподавание предмета «Основы Православной культуры».

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: 412780, г. Хвалынск, ул. Достоевского, д. 10

Проезд: рейсовый междугородний автобус «Саратов-Хвалынск», автобус по г. Хвалынску № 1, 2 (ост. «Центр»). Расстояние от г. Саратова до г. Хвалынска 250 км.

Паломнику [ править ]

Храм открыт ежедневно с 07:00 до 19:00.

Богослужения совершаются ежедневно: литургия в 08:00, накануне вечернее богослужение в 16:00.

Источник

Храмы и церкви хвалынска

храмы и церкви хвалынска

Настоятель храма: протоиерей Виталий Колпаченко.

Клирики храма: иеромонах Пафнутий (Сулейманов),иерей Александр Азовский.

Богослужения проводятся ежедневно.
Воскресная Литургия в 8.00, в субботу и будничные дни в 8.00. Вечернее богослужение в 16.00.

Расписание служб можно посмотреть в разделе » Расписание богослужений «

Храм открыт ежедневно с 7.00 до 19.00. В храме действует воскресная школа и библиотека.

Адрес: 412780, г. Хвалынск, ул. Достоевского, д. 10; тел.: 8-(845-95) 2-22-45.

Историческая справка:

После издания указа императора Николая II о веротерпимости 17 октября 1905 года, у хвалынского старообрядчества появилась возможность осуществить давнюю мечту — построить в городе храм. До этого службы проходили в молитвенном доме, построенном в 1870-х и официально разрешённом в 1881 году. Главными строителями молельни были: С. Ф. Кузьмин, Л. Г. Шакин и С. Ф. Лукичев.

Получилось так, что Хвалынск стал первым в губернии городом, который получил право на постройку старообрядческого храма. Это было связано с тем, что хвалынцы просили разрешить им перестроить старый молитвенный дом, пришедший в ветхость. Время подачи прошения совпало с объявлением указа о веротерпимости. Воспользовавшись ситуацией, хвалынские старообрядцы переделали план, который уже 19 декабря того же года был утвержден в строительном комитете саратовского губернского правления. Автором проекта был младший инженер строительного отделения Юрий Николаевич Терликов — архитектор Никольской церкви женского Крестовоздвиженского монастыря в Саратове и других построек губернского города. Место для нового храма было пожертвовано Е. Ф. Беспаловой на пересечении улиц Дворянской (Ленина) и Винновской (Достоевского), напротив городского сада, рядом с домом купцов Михайловых.

В 1906 году в Саратовском губернском правлении регистрируется «Хвалынская старообрядческая община Белокриницкой Митрополии» — это была перв ая официально зарегистрированная старообрядческая организация в городе. Председателем общинного собрания был избран потомственный почетный гражданин Хвалынска Николай Михайлович Михайлов — один из представителей известнейшего в Поволжье и на Урале староо брядческого рода. Церковь строилась на средства общины, в состав которой входили купцы II гильдии Егор Николаевич Буянов, Максим Степанович Кузьмин (родственник Михайлова), Василий Семенович Абакумов, а также представители других сословий — мещан и крестьян из соседних староверческих деревень. В том же году был организован большой хор любителей, для обучения которого был выписан учитель Лобанов с Рогожского кладбища — московского центра старообрядчества. Заведовал хором И. М. Слепцов.

В 1907 году в проект уже строящейся церкви вносятся незначительные поправки: приземистую звонницу было решено заменить высокой колокольней и возвести дополнительную главку над алтарем. Исправления были одобрены в строительном отделе.

В 1914 году возведение церкви было завершено, 31 марта был освящен алтарь. Священником храма стал настоятель общины Иоанн Карпович Исаичев, рукоположенный 22 февраля 1899 года старообрядческим епископом Саратовским и Астраханским Паисием. Дом священника находился рядом с церковью и выходил на Дворянскую улицу. И. К. Исаичев родился в селе Сосновая Маза в 1870 году. Обучался на дому церковному пению и чтению. Переехав в Хвалынск, он возглавил благочиние, состоящее из 12 сёл уезда. Сделал немало и для организации хора и для появления частной школы чтения и пения, действующей обычно во время каникул; преподавали в ней старухи-мастерицы. После постройки нового храма школа была переведена в старый молельный дом. Вторым священником был также уроженец села Сосновая Маза Григорий Неклюдов, рукоположенный епископом Паисием в 1893 году.

храмы и церкви хвалынска

Священник Иоанн Исаичев

После революции Хвалынск покидает большая часть купечества, дворянства, интеллигенции. В 1918 году из города уезжает Н. М. Михайлов, ставший к тому времени городским головой. Но в списках верующих — прихожан Покровской церкви — за 1924 год значится имя его жены Лидии Павловны Михайловой. Можно только представить, каким мужеством должен был обладать человек, лишённый практически всего имущества и рисковавший в любое время угодить в тюрьму. Судьба этой женщины, как и всего рода Кузьминых-Михайловых, неизвестна. В годы советской власти их семейные склепы на старообрядческом кладбище были разграблены и уничтожены: сохранилась пара вросших в землю надгробных камней. Плодами же их праведных дел хвалынцы пользуются до сих пор.

С 17 октября 1922 года священником в церкви служил Иван Миронович Морозов.

Весной 1931 года Покровская церковь была закрыта. Позже были снесены колокольня и купола. Здание церкви стало использоваться под склад консервного комбината. Во время войны в храме стали проходить тайные службы, и только в 1946 году здание было официально передано православной общине города и переосвящено в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Первым священником вновь открывшейся церкви стал Федор Яковлевич Волков, перебравшийся в Хвалынск в голодные годы из Петровска. В Крестовоздвиженской церкви он прослужил всего 4 года, но за это время завоевал уважение и авторитет у жителей города. В 1950 году он вернулся в Петровск, а потом был переведен в Сталинград, где и умер в 1969 году.

Из книги Алексея Наумова
«Земли Хвалынской храмы»

Источник

Православный Хвалынск

храмы и церкви хвалынска

Православный Хвалынск запись закреплена

храмы и церкви хвалынска

Православный Хвалынск запись закреплена

Сегодня день памяти мучеников Маркиа́на и Марти́рия

Свя­тые му­че­ни­ки Мар­ки­ан и Мар­ти­рий слу­жи­ли в Кон­стан­ти­но­поль­ском со­бо­ре. Мар­ки­ан был чте­цом, а Мар­ти­рий ипо­ди­а­ко­ном; оба они нес­ли так­же по­слу­ша­ние в ка­че­стве но­та­ри­ев, то есть сек­ре­та­рей, пат­ри­ар­ха Пав­ла Ис­по­вед­ни­ка (па­мять 6 но­яб­ря).
Показать полностью. Ере­ти­ки-ари­ане из­гна­ли и тай­но каз­ни­ли пра­вед­но­го пат­ри­ар­ха Пав­ла, а ка­фед­ра его бы­ла пе­ре­да­на ере­ти­ку Ма­ке­до­нию. Ере­ти­ки пы­та­лись при­влечь свя­тых Мар­ки­а­на и Мар­ти­рия на свою сто­ро­ну ле­стью, пред­ла­га­ли зо­ло­то, обе­ща­ли ар­хи­ерей­ские ка­фед­ры. Но все уси­лия ари­ан бы­ли тщет­ны.

То­гда нече­стив­цы угро­жа­ли опо­ро­чить их пе­ред им­пе­ра­то­ром, за­пу­ги­ва­ли пыт­ка­ми и смер­тью. Но свя­тые твер­до ис­по­ве­до­ва­ли Пра­во­сла­вие, за­ве­щан­ное от­ца­ми Церк­ви. Мар­ки­ан и Мар­ти­рий бы­ли при­го­во­ре­ны к смер­ти. Пе­ред смер­тью му­че­ни­ки воз­нес­ли ко Гос­по­ду го­ря­чую мо­лит­ву: «Гос­по­ди Бо­же, со­здав­ший неви­ди­мо серд­ца на­ши, устро­я­ю­щий все де­ла на­ши, при­и­ми с ми­ром ду­ши ра­бов Тво­их, ибо мы умерщ­вля­ем­ся за Те­бя и вме­ни­лись как ов­цы за­ко­ле­ния (Пс.32:15, 43,23). Мы ра­ду­ем­ся, что та­кой смер­тью ис­хо­дим из сей жиз­ни ра­ди Тво­е­го Име­ни. Спо­до­би же нас быть при­част­ни­ка­ми веч­ной жиз­ни у Те­бя, Ис­точ­ни­ка жиз­ни». По­сле мо­лит­вы му­че­ни­ки с ти­хой ра­до­стью пре­кло­ни­ли гла­ву под меч нече­сти­вых († око­ло 355 го­да). Свя­тые те­ла их бы­ли бла­го­го­вей­но по­гре­бе­ны пра­во­слав­ны­ми хри­сти­а­на­ми. Позд­нее по ука­за­нию свя­то­го епи­ско­па Иоан­на Зла­то­уста мо­щи свя­тых му­че­ни­ков бы­ли пе­ре­не­се­ны в спе­ци­аль­но по­стро­ен­ную цер­ковь. От мно­гих неду­гов ис­це­ля­лись здесь ве­ру­ю­щие по мо­лит­вам свя­тых, во сла­ву Еди­ной Жи­во­на­чаль­ной Тро­и­цы.

храмы и церкви хвалынска

Православный Хвалынск запись закреплена

Сегодня Димитриевская родительская суббота.

– Геронда, какую пользу получают почившие от наших молитв?
– Скажу тебе один пример. Если бы как-нибудь ты нашла меня в подвале и сказала бы игуменье: «Жалко человека, давайте переведём его на верхний этаж, чтобы он, пока живёт, видел солнце». Как думаешь, игуменья исполнила бы это?
– Конечно, исполнила бы, геронда.
– Ну вот, если игуменья сделает, то неужели Бог не подаст облегчения почившим, когда мы Его просим? Разве не переведёт в темницу с лучшими условиями содержания или даже в отдельную квартиру?

«Наставления преподобного Паисия Святогорца о поминовении усопших. «

храмы и церкви хвалынска

Православный Хвалынск запись закреплена

ДОРОГИЕ ПРИХОЖАНЕ,ПОЗДРАВЛЯЕМ С ПРАЗДНИКОМ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ!

Празднование Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой «Казанская», установлено в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. Конец ХVI и начало ХVII столетия известны в истории России как Смутное время.
Показать полностью. Страна подверглась нападению польских войск, которые глумились над православной верой, грабили и жгли храмы, города и села. Обманным путем им удалось овладеть Москвой. По призыву святейшего патриарха Ермогена (память 12 мая) русский народ встал на защиту родины. В ополчение, которое возглавлял князь Димитрий Михайлович Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы.

В 1737 году чтимый образ Казанской иконы Божией Матери был перенесен в Санкт-Петербург в церковь Рождества Пресвятой Богородицы, на месте которой в 1810-х годах был построен собор (Казанский собор).

Казанская икона была в ополчении во главе с Кузьмой Мининым и князем Димитрием Пожарским, когда русские войска освободили Кремль и Москву от врага. В память об этом событии на Красной площади был возведен Казанский собор, который был ликвидирован летом 1936 года.

Знаменательным событием было отмечено 4 ноября 1993 года, когда в Москве на Красной площади был открыт восстановленный Казанский собор.

Икона Казанской Божьей Матери для всего православного мира имеет большое значение. Икона считается покровительницей земли русской. Православные люди молились ей, просили помощи и поддержки в самые тяжелые времена для России. В праздник Казанской иконы Божьей Матери принято молиться о заступничестве и благодарить Пресвятую Деву Марию за ее поддержку и защиту русской земли.

храмы и церкви хвалынска

Православный Хвалынск запись закреплена

Сегодня день памяти апостола и евангелиста Луки

Апостол Лука принял участие во втором миссионерском путешествии апостола Павла, и с тех пор они были неразлучны. Когда святого Павла оставили все сотрудники, апостол Лука продолжал делить с ним все трудности благовестнического подвига (2 Тим. 4, 10). После мученической кончины первоверховных апостолов святой Лука покинул Рим и с проповедью прошел Ахайю, Ливию, Египет и Фиваиду. В городе Фивы он мученически окончил земной путь.

храмы и церкви хвалынска

Православный Хвалынск запись закреплена

храмы и церкви хвалынска

Православный Хвалынск запись закреплена

храмы и церкви хвалынска

Православный Хвалынск запись закреплена

Сегодня Церковь чтит память святых отцов Седьмого Вселенского собора. Дата приходится в воскресенье, и попадает на конец 1-й декады или начало 2-й декады октября (по юлианскому календарю).

Вселенские Соборы – собрания предстоятелей и представителей всех Поместных Церквей, созываемые для низложения ересей и утверждения истин вероучения, для установления правил, обязательных во всей Церкви, и для решения вопросов, имеющих общецерковную важность.
Показать полностью. Вселенский Собор является единственным верховным авторитетом во вселенской Православной Церкви по вопросам вероучения и законодательства и, по действию через него и в нем Святого Духа, обладает свойством непогрешимости; определения, и правила Вселенского Собора простираются на все Поместные Церкви и на все времена.

Всего было семь Вселенских Соборов (325-787 гг).
1. Никейский
2. Константинопольский
3. Ефесский
4. Халкидонский
5. Константинопольский 2-й
6. Константинопольский 3-й
7. Никейский 2-й.

VII Вселенский собор 787 г. – «Торжество православия».

Седьмой Вселенский Собор был созван в 787 году, в гор. Никее, при императрице Ирине (вдове императора Льва Хозара), и состоял из 367 отцов.

Собор был созван против иконоборческой ереси, возникшей за 60 лет до Собора, при греческом императоре Льве Исавре, который, желая обратить магометан в христианство, считал необходимым уничтожить почитание икон. Эта ересь продолжалась при сыне его Константине Копрониме и внуке Льве Хозаре.

Собор осудил и отверг иконоборческую ересь и определил – поставлять и полагать в св. храмах, вместе с изображением Честного и Животворящего Креста Господня, и святые иконы, почитать и воздавать им поклонение, возводя ум и сердце к Господу Богу, Божией Матери и Святым, на них изображенным.

После 7-го Вселенского Собора, гонение на святые иконы снова было воздвигнуто последующими тремя императорами: Львом Армянином, Михаилом Бальбою и Феофилом и около 25 лет волновало Церковь. Почитание св. икон было окончательно восстановлено и утверждено на Поместном Константинопольском Соборе в 842 году, при императрице Феодоре.

На этом Соборе, в благодарность Господу Богу, даровавшему Церкви победу над иконоборцами и всеми еретиками, установлен праздник Торжества Православия, который положено праздновать в первое воскресенье Великого Поста и который празднуется и доселе во всей Вселенской Православной Церкви.

храмы и церкви хвалынска

Православный Хвалынск запись закреплена

Сегодня день памяти преподобного Амвро́сия Оптинского

Александр Гренков, будущий отец Амвросий, родился 21 или 23 ноября 1812 года, в духовной семье села Большие Липовицы Тамбовской Епархии. Окончив Духовное Училище, он затем прошел успешно курс в Духовной Семинарии. Однако не пошел ни в Духовную Академию, ни в священники.
Показать полностью. Некоторое время он был домашним учителем в одной помещичьей семье, а затем преподавателем Липецкого Духовного Училища. Обладая живым и веселым характером, добротою и остроумием, Александр Михайлович был очень любим своими товарищами и сослуживцами. В последнем классе Семинарии ему пришлось перенести опасную болезнь, и он дал обет постричься в монахи, если выздоровеет.

По выздоровлении он не забыл своего обета, но несколько лет откладывал его исполнение, «жался», по его выражению. Однако, совесть не давала ему покоя. И чем больше проходило времени, тем мучительнее становились укоры совести. Периоды беззаботного веселья и беспечности сменялись периодами острой тоски и грусти, усиленной молитвы и слез. Однажды, будучи уже в Липецке, гуляя в соседнем лесу, он, стоя на берегу ручья, явственно расслышал в его журчанье слова: «Хвалите Бога, любите Бога. »

Дома, уединяясь от любопытных взоров, он пламенно молился Божией Матери просветить его ум и направить его волю. Вообще, он не обладал настойчивою волею и уже в старости говорил своим духовным детям: «Вы должны слушаться меня с первого слова. Я — человек уступчивый. Если будете спорить со мною, я могу уступить вам, но это не будет вам на пользу». Изнемогая от своей нерешимости, Александр Михайлович отправился за советом к проживавшему в той местности известному подвижнику Илариону. «Иди в Оптину, — сказал ему старец, — и будешь опытен». Гренков послушался. Осенью 1839 года он прибыл в Оптину Пустынь, где был ласково принят старцем Львом.

Вскоре он принял постриг и был наречен Амвросием, в память святителя Медиоланского, затем был рукоположен в иеродьякона и, позднее, во иеромонаха. Когда отец Макарий начал свое дело издательства, о. Амвросий, окончивший семинарию и знакомый с древними и новыми языками (он знал пять языков), был одним из его ближайших помощников. Скоро после своего рукоположения он заболел. Болезнь была настолько тяжела и продолжительна, что навсегда подорвала здоровье отца Амвросия и почти приковала его к постели. Вследствие своего болезненного состояния он до самой своей кончины не мог совершать литургии и участвовать в длинных монастырских богослужениях.

Постигшая о. Амвросия тяжелая болезнь имела для него несомненно провиденциальное значение. Она умерила его живой характер, предохранила его, быть может, от развития в нем самомнения и заставила его глубже войти в себя, лучше понять и самого себя, и человеческую природу. Не даром же впоследствии о. Амвросий говорил: «Монаху полезно болеть. И в болезни не надо лечиться, а только подлечиваться!» Помогая старцу Макарию в издательской деятельности, о. Амвросий и после его кончины продолжал заниматься этою деятельностью. Под его руководством были изданы: «Лествица» преп. Иоанна Лествичника, письма и жизнеописание о. Макария и другие книги. Но не издательская деятельность была средоточием старческих трудов о. Амвросия. Его душа искала живого, личного общения с людьми, и он скоро стал приобретать славу опытного наставника и руководителя в делах не только духовной, но и практической жизни. Он обладал необыкновенно живым, острым, наблюдательным и проницательным умом, просветленным и углубленным постоянною сосредоточенною молитвою, вниманием к себе и знанием подвижнической литературы. По благодати Божией его проницательность переходила в прозорливость. Он глубоко проникал в душу своего собеседника и читал в ней, как в раскрытой книге, не нуждаясь в его признаниях. Лицо его, крестьянина-великоросса, с выдающимися скулами и с седой бородой, светилось умными и живыми глазами. Со всеми качествами своей богато одаренной души, о. Амвросий, несмотря на свою постоянную болезнь и хилость, соединял неиссякаемую жизнерадостность, и умел давать свои наставления в такой простой и шутливой форме, что они легко и навсегда запоминались каждым слушающим. Когда это было необходимо, он умел быть взыскательным, строгим и требовательным, применяя «наставление» палкой или же накладывая на наказуемого епитимью. Старец не делал никакого различия между людьми. Каждый имел к нему доступ и мог говорить с ним: петербургский сенатор и старая крестьянка, профессор университета и столичная модница, Соловьев и Достоевский, Леонтьев и Толстой.

С какими только просьбами, жалобами, с какими только своими горестями и нуждами не приходили к старцу люди! Приходит к нему молодой священник, год тому назад назначенный, по собственному желанию, на самый последний приход в епархии. Не выдержал он скудости своего приходского существования и пришел к старцу просить благословения на перемену места. Увидев его издали, старец закричал: «Иди назад, отец! Он один, а вас двое!» Священник, недоумевая, спросил старца, что значат его слова. Старец ответил: «Да ведь дьявол, который тебя искушает, один, а у тебя помощник — Бог! Иди назад и не бойся ничего; грешно уходить с прихода! Служи каждый день литургию и все будет хорошо!» Обрадованный священник воспрянул духом и, вернувшись на свой приход, терпеливо повел там свою пастырскую работу и через много лет прославился, как второй старец Амвросий.

Толстой, после беседы с о. Амвросием, радостно сказал: «Этот о. Амвросий совсем святой человек. Поговорил с ним, и как-то легко и отрадно стало у меня на душе. Вот когда с таким человеком говоришь, то чувствуешь близость Бога».

Другой писатель, Евгений Погожев (Поселянин) говорил: «Меня поразила его святость и та непостижимая бездна любви, которые были в нем. И я, смотря на него, стал понимать, что значение старцев — благословлять и одобрять жизнь и посылаемые Богом радости, учить людей жить счастливо и помогать им нести выпадающие на их долю тягости, в чем бы они ни состояли». В. Розанов писал: «Благодеяние от него льется духовное, да, наконец, и физическое. Все поднимаются духом, только взирая на него. Самые принципиальные люди посещали его (о. Амвросия), и никто не сказал ничего отрицательного. Золото прошло через огонь скептицизма и не потускнело».

В старце в очень сильной степени была одна русская черта: он любил что-нибудь устроить, что-нибудь создать. Он часто научал других предпринять какое-нибудь дело, и когда к нему приходили сами за благословением на подобную вещь частные люди, он с горячностью принимался обсуждать и давал не только благословение, но и добрый совет. Остается совершенно непостижимым, откуда брал отец Амвросий те глубочайшие сведения по всем отраслям человеческого труда, которые в нем были.

Внешняя жизнь старца в Оптинском скиту протекала следующим образом. День его начинался часа в четыре — пять утра. В это время он звал к себе келейников, и читалось утреннее правило. Оно продолжалось более двух часов, после чего келейники уходили, а старец, оставшись один, предавался молитве и готовился к своему великому дневному служению. С девяти часов начинался прием: сперва монашествующих, затем мирян. Прием длился до обеда. Часа в два ему приносили скудную еду, после которой он час-полтора оставался один. Затем читалась вечерня, и до ночи возобновлялся прием. Часов в 11 совершалось длинное вечернее правило, и не раньше полуночи старец оставался, наконец, один. Отец Амвросий не любил молиться на виду. Келейник, читавший правило, должен был стоять в другой комнате. Однажды, один монах нарушил запрещение и вошел в келью старца: он увидел его сидящим на постели с глазами, устремленными в небо, и лицом, осиянным радостью.

Так в течение более тридцати лет, изо дня в день старец Амвросий совершал свой подвиг. В последние десять лет своей жизни он взял на себя еще одну заботу: основание и устройство женской обители в Шамордине, в 12 верстах от Оптины, где кроме 1000 монахинь имелись еще приют и школа для девочек, богадельня для старух и больница. Эта новая деятельность была для старца не только лишней материальной заботой, но и крестом, возложенным на него Провидением и закончившим его подвижническую жизнь.

1891 год был последним в земной жизни старца. Все лето этого года он провел в Шамординской обители, как бы спеша закончить и устроить там все незаконченное. Шли спешные работы, новая настоятельница нуждалась в руководстве и указаниях. Старец, повинуясь распоряжениям консистории, неоднократно назначал дни своего отъезда, но ухудшение здоровья, наступавшая слабость — следствие его хронической болезни — заставляли его откладывать свой отъезд. Так протянулось дело до осени. Вдруг пришло известие, что сам преосвященный, недовольный медлительностью старца, собирается приехать в Шамордино и увезти его. Тем временем старец Амвросий слабел с каждым днем. И вот — едва преосвященный успел проехать половину пути до Шамордина и остановился ночевать в Перемышльском монастыре, как ему подали телеграмму, извещающую его о кончине старца. Преосвященный изменился в лице и смущенно сказал: «Что же это значит?» Был вечер 10 (22) октября. Преосвященному советовали на другой день вернуться в Калугу, но он ответил: «Нет, вероятно такова уж воля Божия! Простых иеромонахов архиереи не отпевают, но это особенный иеромонах — я хочу сам совершить отпевание старца».

Было решено перевезти его в Оптину Пустынь, где провел он свою жизнь и где покоились его духовные руководители — старцы Лев и Макарий. На мраморном надгробии выгравированы слова апостола Павла: «Бых немощным, яко немощен, да немощныя приобрящу. Всем бых вся, да всяко некия спасу» (1 Кор. 9, 22). Слова эти точно выражают смысл жизненного подвига старца.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *