храмы кхаджурахо индия фото

Храмы Кхаджурахо

Храмы Кхаджурахо расположены крохотном городке в Центральной Индии, его население не превышает 9000 человек. От Дели до храмов Кхаджурахо ехать 620 километров.

Клан местных правителей был родственен раджпутам. В период своего расцвета правители Чандела имели власть над значительными территориями Центральной Индии, успешно противостояли соседним индийским кланам, и многочисленным набегам мусульман и прочих захватчиков.

На санскрите kharjura означает финиковая пальма, именно эти растения произрастали на месте сегодняшней деревни Кхаджурахо. Арабский путешественник Абу Рихан аль-Бируни упоминает (в начале XI века) в своих путевых заметках Кхаджурахо, как столицу государства династии Чанделла.

История

Историки считают что храмы Кхаджурахо были воздвигнуты в период с 950 по 1050 гг. н.э. За 100 лет, было построено 85 храмов на площади равной 21 кв. км., а территория была обнесена крепостной стеной. Мусульманское присутствие в 1100–1400 годах, нанесло значительный ущерб храмам Кхаджурахо, но непонятно, почему некоторые храмы уцелели? Сегодня восстановлены лишь 20 храмов, остальные либо в руинах, либо еще не найдены.

После мусульманского нашествия, династия Чанделла оправиться уже не смогла и город поглотили джунгли, бережно укрыв чудесные храмы на столетия. Лишь в 1838 году британским армейским инженером, капитаном Т. Бертом были обнаружены таинственные храмы с развратными барельефами, о чем он и сообщил в своем отчете для Королевского азиатского сообщества Великобритании.

Во многом благодаря удаленности Кхаджурахо от цивилизации, храмовый комплекс дожил до нашего времени, по нынешним меркам, удаленность весьма относительная, всего 620 км к юго-востоку от Дели, а благодаря туристическому потоку рядом построили современный аэропорт. Но и сегодня деревня Кхаджурахо со своими древними храмами, остается чуть в стороне от шума и суеты, и задает новые загадки историкам.

Документально не подтверждено, для каких целей были построены храмы, имели ли они религиозное значение или они для чего-то еще? Где великолепные дворцы династии Чанделла? Где жили люди которые, посещали эти прекрасные храмы? Сегодня у историков больше вопросов, чем ответов, но раскопки продолжаются, возможно в ближайшем будущем тайны Кхаджурахо будут раскрыты.

Изюминкой местных храмов являются знаменитые сцены Камасутры. Следует отметить, что откровенных сцен не более 2%, но именно они стали визитной карточкой Кхаджурахо привлекая в небольшой индийский город тысячи туристов со всего света.

Храмы Кхаджурахо на карте

Обратите внимание на карту, храмы Кхаджурахо образуют три группы:

Гугл карта расположена вот тут.

Очерёдность осмотра храмов

Всё Кхаджурахо можно осмотреть за пару часов, это если очень спешить.

Если времени у вас много, то очерёдность осмотра может быть какой угодно. При нехватке времени следует начать с храмов Востойной группы, она самая крупная и хорошо сохранившаяся.

Потом прерваться на обед на центральной улице, и отправиться к Западным и Южным храмам. Их посещение бесплатно, территория не огорожена, можно прийти в любое удобное время.

Вечером можно посмотреть на лазерно-музыкальное шоу, оно проводится у Западной группы храмов.

На каком транспорте осматривать Кхаджурахо

На выбор путешественника есть несколько вариантов:

Стоимость аренды велосипеда на целый день (в моем случае) составила 60 рупи, но изначально за велосипед просили сотню. Кхаджурахо при желании с легкостью возможно обойти пешком, но для ускорения знакомства с древними руинами велосипед самое то. К тому же ландшафт ровный, без перепадов высот, на велосипеде ездить приятно, за одним исключением, на грунтовых дорогах слишком уж пыльно.

Зачем-то к велику в нагрузку вручили велосипедный замок, сложно даже представить кому вздумается угонять такое транспортное средство в деревне, где каждый друг друга знает. Я игнорировал просьбы владельца велосипеда закрывать его на замок когда уходу, но не смотря на мой пофигизм, никаких инцидентов не было, к тому же на багажнике целый день ездил пакет с бананами, на бананы тоже никто не покушался.

Будете в Кхаджурахо обязательно используйте этот экологически чистый вид транспорта и преспокойно шлите лесом моторикш с их прайсом.

Храмы Кхаджурахо

Западная группа храмов самая посещаемая в Кхаджурахо и расположена в двух шагах от главной туристической улицы. Обычно для пакетников которые приезжают группами на комфортабельных туристических автобусах, она же является и единственной группой храмов в Кхаджурахо.

Храмы открыты для посещения от рассвета до заката, входной билет для иностранцев стоит 250 рупий. Билет можно использовать для посещения археологического музея.

Пройдя рамку металлоискатель на входе и досмотр сумок вы оказываетесь за забором, тут чисто и ухожено, совсем не похоже на Индию.

Принцип строения большинства индуистских храмов похож и стандартен. Архитектура их такова, храм находится на платформе (джагати) и состоит из входного портика (ардха-мандапа), главного зала (мандапа) в котором расположено божество, над ним высится башня, этакая кукурузина (сикхара).

Есть большие храмы, у них на одной платформе может быть больше одной мандапы, но главная (маха-мандапа) всегда выделяется размерами и центральным расположением.

Храмы ориентированы по линии запад-восток, внешние стены обильно украшены скульптурами – боги, люди, животные и прочие мифические существа. Особенностью храмов Кхаджурахо являются разнообразные пикантные сцены, застывшие в камне.

Храм Вишванатха

Несмотря на указатели со стрелками иду к храму Вишванатха, это от входа направо, который был построен в начале XI века, по пути прохожу мимо бросающегося в глаза современного храма построенного чуть более века назад.

И передо мной храм Вишванатха, храм частично в строительных лесах, но все равно впечатляет.

Снимаю обувь, во всех храмах на территории Кхаджурахо принято ходить босиком и всюду есть информационные таблички напоминающие про вашу обувь. Внутри храма, мистический лингам огромных размеров из черного камня, индийцы относятся к нему как к божеству, а не как к экспонату, так что увидеть религиозный обряд тут привычное дело.

При входе слева и справа на камне древние письмена, выглядит очень впечатляюще.

Задрав голову вверх, можно увидеть поеденный временем и влагой искусно вырезанный из камня потолок входного портика.

Внутри храм Вишванатха красив, но снаружи, несмотря на строительные леса и восстановительные работы, храм великолепен, он поражает искусной резьбой по камню и пусть сюжет многократно повторяется, мастерству тогдашних каменщиков надо отдать должное.

Нанди

Напротив входа в храм Вишванатха, расположен двухметровый бык по имени Нанди это личный транспорт Шивы и бог по совместительству. Именно у этого павильона все время дежурит полицейский, просто околачивается у входа, наверное чтобы быку не так одиноко было.

Храм Парвати

Рядом с храмом Вишванатха, расположен храм Парвати. Время его не пощадило, то что вы видите было восстановлено уже в ХХ веке.

Храм маленький и вход в него заперт на замок, внешне не очень симпатичный, возможно из-за того, что он скудно украшен скульптурами, в отличие от остальных храмов Кхаджурахо.

От храма Вишванатха по тенистой дорожке направляюсь к храму Читрагупта, он расположен в самом углу парка Западной группы.

Храм Читрагупта

На отдельной платформе, построенной явно наспех со следами явной небрежности, возвышается храм посвященный Сурье, на севере Индии не так часто можно встретить храмы этому божеству, а в Кхаджурахо храм богу Солнца вообще единственный.

На главном куполе храма видны следы реставрации, индийские реставраторы не очень то заботятся о сходстве своих работ с оригиналом, так что их работу видно невооруженным взглядом.

Но сохранившиеся скульптуры на внешней стене великолепны.

Внутри пустовато, но божество на своем законном месте.

Храм Кандария

Далее двигаюсь к самому большому храму в Кхаджурахо, Кандария имеет внушительные размеры, высота – 30,5 метров, общее количество скульптур более 870.

Главную башню храма окружают башенки поменьше, общее их количество 23, вместе с главной. На платформе в симметричном порядке стоят несколько скульптур львов в «обнимку» с войнами, выглядят они так, словно только что сошли с герба династии Чанделов.

Над входом красивый каменный орнамент.

Внутри много скульптур, размеры и формы самые разные, но выполнены они очень искусно.

В отведенном месте для божества установлен лингам, ведь храм посвящён Шиве.

Внешние стены храма украшены скульптурами, которые расположены в несколько ярусов.

И самые популярные у туристов скульптуры со сценами 18+, именно они собирают больше всего народу возле себя.

Ну и сам вид на центральную башню впечатляет.

Храм Деви Джагадамба

На противоположном конце платформы расположен храм Деви Джагадамба, он попроще, как внутри, так и снаружи.

Внутри, лишь массивные колонны.

Но внешние стены имеют все те же знаменитые сцены.

Между Кандарией и Джагадамбой когда-то был храм Махадева, но сегодня о нем напоминает лишь входной портик, перед которым расположена статуя сардула, монстроподобного льва нависающего над девушкой.

Впечатленный размерами храма Кандария, направляюсь к храму с самыми скандальными скульптурами.

К храму Лакшмана туристы идут сразу же как проходят полицейский досмотр и попадают на территорию Западной группы храмов Кхаджурахо, но я этот храм оставил на «десерт».

Храм Лакшмана

Сам храм Лакшмана, расположен на платформе в окружении 4-х святилищ. На платформе храма, сплошной скульптурный фриз, один из самых впечатляющих в Кхаджурахо.

Именно тут расположены самые скандальные скульптуры во всем Кхаджурахо, они компактно разместились на торце платформы храма Лакшмана.

Изображений слонов на стенах храма множество.

Есть они и на фризе платформы храма.

В храме посвященном Вишну, естественно присутствует Вишну в образе трёхглавого и четверорукого Вайкунтхи.

Внутри храма на стенах в изобилии скульптуры полуобнаженных и полностью нагих женщин, но желательно иметь фонарик чтобы внимательно все разглядеть.

Снаружи сикхару украшают ряды скульптур подобным другим храмам Кхаджурахо, но отличия все же есть, внимательно поищите.

Найти расположения большинства знаменитых скульптур очень просто, стоит лишь внимательно посмотреть, где толпится народ и идти в толпу.

А за забором из колючей проволоки, действующий храм Матангешвара, храм тоже старый и посвящён Шиве. Вход в храм свободный, он является единственным храмом западной группы не попавший в зарешеченный парк. Со ступенек этого храма можно сделать хорошие снимки.

Храмы Варахи и Лакшми

Напротив храма Лакшмана есть два павильона – храмы Варахи и Лакшми.

Статуя вепря Варахи, еще одного аватара Вишну, попирающего змея Сешанага, впечатляет. Есть гипотеза, что статуя Варахи была создана еще в эпоху Гуптов (IV-VI века), что значительно старше самого храма в котором она расположена.

Отлично, западная группа храмов Кхаджурахо полностью исследована, беру арендованный велосипед и еду смотреть красоты восточных храмов Кхаджурахо.

Храм Ханумана

Вооружившись картой Кхаджурахо собираюсь ехать по Джайн Тэпл Роад на восток и тут среди мусора и деревенских построек нахожу тысячелетний храм Ханумана. Он расположен рядом с центральным входом западной части храмов.

Храм Ваманы

Еду строго по карте и на самой окраине деревни нахожу храм Ваманы, окруженный железным забором и хижинами местных жителей.

В таком соседстве он стоит примерно с XI века.

Внутри, как и положено божество.

Снаружи, уже привычные сцены и скульптуры богов и апсар.

Храм Джавари

До соседнего храма Джавари очень близко, надо лишь преодолеть поле с пасущимися священными животными.

Окруженный каменной стеной и кучами сохнущих лепешек, которым уготовлена участь стать биотопливом, храм Джавари впечатляет своим входным портиком.

Постройка конца XI века отлично сохранилась.

Потолки и внутреннее убранство заставляет меня сделать несколько снимков с включенной вспышкой.

Снаружи, как и у большинства храмов — искусно вырезанные в камне сцены людского взаимодействия.

Храм Шивы

Возвращаясь в деревню, останавливаюсь у маленького храма Шивы, на вид храм не очень, но его преклонному возрасту следует отдать должное, к тому же на заднем плане Кхаджур Сагар, пруд в котором еще не вся вода испарилась. 🙂

Не успев сфотографировать задуманное попадаю в цепкие руки торговца стариной, из которых не так-то просто выбраться.

Попрощавшись с торговцем антиквариатом, я направился к джайнским храмам восточной группы. Дорога к этим менее посещаемым туристами храмам лежала сквозь пыльные деревенские постройки со стандартным звуковым сопровождением «Хай, мистер, гив ми доллар».

Приехав к месту назначения, обозначенному на карте, сперва не понимаешь куда идти. Но оглядевшись становится все понятно. Маленький уютный джайнский городок, окруженный забором и состоящий в большей своей мере из вновь выстроенных храмов вперемешку со старыми.

Рядышком есть строго пронумерованные кельи, я так полагаю для паломников.

Чуть поодаль от храмов был обнаружен старый и все еще действующий колодец, глубина которого такая же неопределенная, как и возраст.

Храм Шантинатх

При входе сразу натыкаешься на главный храм Шантинатх, примерное время постройки 1020-е годы, он действующий и весь белый, но под штукатуркой скрываются древние скульптуры.

Пройдя внутрь комплекса можно обнаружить красивые газоны и несколько современных храмов, выполненных под старину, но без того великолепия в деталях, которыми изобилуют древние храмы Кхаджурахо.

Храм Паршванатх

Величественный храм Паршванатх (3-я четверть X века) сразу бросается в глаза, его размеры впечатляют.

Снаружи, скульптуры такие же как и на всех мною ранее увиденных храмах в Кхаджурахо.

Потолок входного портика украшает 3D резьба по камню, на мой взгляд, тут она сохранилась лучше, чем в других храмах.

Храм Адинатх

Рядом стоит храм поменьше, к которому пристроено современное сооружение, а от старого храма Адинатх осталась лишь «кукурузина» главного купола.

В современной пристройке преспокойно себе поживает джайнская статуя.

Внутри действующего храма Шантинатх, все намешано, современный внутренний дворик, старые храмы и так далее. Храмовый дворик с обилием колонн и массой свободного места, а по периметру — храмы. Двор построен относительно недавно, но часть храмов, которые им объединены — старые.

Изображения и статуи джайнских учителей, это аскеты, которые дали учение. Считается, что они были вполне реальными людьми и жили в очень древние времена.

Место очень приятное, тут чисто и есть где отдохнуть перед дальнейшим изучением южной группы храмов Кхаджурахо.

Южная группа храмов самая удаленная от туристической улицы и от самых посещаемых храмов Кхаджурахо, которые сосредоточены в западной группе, туристов тут совсем мало.

Храм Дуладео

Первым меня встретил храм Дуладео и местные мальчишки-хэлперы, на удивление в такой глуши и отдалении от основного туристического потока, расположен ухоженный парк в котором всего один храм. Перед входом на территорию толпятся торговцы и водители моторикш, меж ними бродят детишки с приставучими фразами «Мистер, я могу быть вашим гидом».

За день насмотревшись на всякие храмы, мне храм Дуладео кажется очень похожим на предыдущие, лишь стриженые газоны и клумбы с цветами дают понять, что этот храм я еще не видел.

Храм Чатурбхуджу

Храм Дуладео, один из поздних храмов империи Чанделов и посвящен он Шиве, время его постройки датируется первой половине XII века, а чуть позже приходит закат династии Чанделов.

Следующим на очереди единственный в Кхаджурахо храм не имеющий скандальных сцен — это храм Чатурбхуджу.

По хорошей асфальтированной дороге качу на велосипеде сквозь деревушки, высохшие луга и такие же высохшие русла рек. Если бы не обитатели деревень, то такие поездки были бы монотонными, но какая монотонность, если в каждой деревне тебя встречают как парад Победы на Красной площади. Где-то настойчиво требуют сфотографировать, а где-то скромно просят денег, но при отказе особо не огорчаются и продолжают заниматься тем, чем занимались.

Вдруг, совершенно неожиданно, асфальтированная дорога заканчивается, уперевшись во входные ворота храма Чатурбхуджу, как бы намекая, все путник ты прибыл в конечный пункт назначения.

На входе я встретил китайского фотографа, который с таким рвением делал снимки, что иногда залезал в кадр. Храм внешне совершенно похож на предыдущий, но лишь внешне.

Внутри стоит трехметровая статуя четверорукого Вишну, с высоты взирая на всех сюда входящих.

Входной портик, буквально усыпан скульптурами.

Сохранность не плохая, но следы реставрационных работ в некоторых местах видны.

Посмотрев чудесный храм Чатурбхуджу, возвращаюсь к западной группе храмов Кхаджурахо для встречи заката.

Источник

Храмы Любви. Сказка, застывшая в камне.

Много лет назад я случайно узнал о загадочных Индийских храмах, посвященных любви — как духовной, так и плотской. Тогда они мне казались скорее сказкой, чем реальностью. В те времена я даже подумать не мог, что мне доведется увидеть их собственными глазами…

храмы кхаджурахо индия фото

Решившись в мае 2011 на поездку в Индию, мы первоначально собирались, как и большинство туристов, посетить достопримечательности Золотого треугольника, а потом отправиться на пляжи Южного Гоа. Но читая, перед поездкой, о местах которые мы сможем увидеть в рамках экскурсионной программы, я случайно наткнулся на информацию о тех самых сказочных храмах, о которых слышал рассказы в юности и немедленно загорелся идеей попасть туда во что бы то ни стало. К счастью, в турфирме нам подсказали, что существует экскурсионная программа, которая помимо Золотого треугольника включает в себя посещение крепости г. Гвалиора, Джайнских колоссов, храмов в Кхаджурахо и дворцов Орчи. Путь до этих достопримечательностей не близкий. И если вы решитесь посетить их, придется запастись определенным терпением, но результат, поверьте мне, того стоит.

Расскажу немного о самих храмах… Они были построены в период рассвета Чандельской династии в период между 10-м и 12-м веком нашей эры. Первоначально их было более 80-ти, но до наших дней сохранилось лишь 24 их них. Храмы стоят на высоких платформах и ориентированны по сторонам света. Материалом для их строительства послужил песчаник. Сверху храмы немного напоминают крест с двумя перекладинами. По задумке архитекторов, купола храмов должны были быть похожи на Гималайские вершины — обитель Индуистских богов.

О происхождении храмов повествует древняя легенда. Согласно ей, давным давно, очаровательная дочь местного священника, купалась вечером в речке Рати. Поразившись ее красоте, Бог Луны снизошел на землю и соблазнил красавицу. Ребенок, рожденный от союза смертной и Бога, был назван Чандраварманом. Для того времени, родить без мужа было великим грехом и девушка была отвергнута соплеменниками. После долгих скитаний она нашла прибежище в густых лесах Центральной Индии. Там она и воспитывала своего отпрыска. Мальчик получил от своего отца божественную силу и твердость характера, а от матери любовь к искусству и ремеслам. Когда мальчик вырос, он основал великую династию Чанделла. Став всевластным правителем этих земель, он решил осуществить мечту своей матери — построить храмы, которым не было-бы равных по красоте и величию. Эти храмы должны были показать всю силу человеческой любви и страсти.

Храмы были обнаружены в 1838 году инженером Британской армии при картографировании этой местности. К тому времени, почти все они были заброшены уже на протяжении как минимум 500-ста лет. Храмы не использовались для богослужений, т. к. были осквернены в свое время мусульманскими захватчиками. Джунгли полностью поглотили эти великолепные сооружения, и обнаружить их было совсем не просто. На сегодняшний день, от былых непроходимых джунглей, скрывших храмы на многие века, не осталось и следа. Вместо них здесь разбит парк с аккуратными дорожками. Возможно, если бы сейчас здесь были джунгли, то храмы смотрелись бы еще эффектнее, но с другой стороны джунгли могли бы нанести им непоправимый вред. Несмотря на то, что найденные храмы поразили инженера своей красотой, широко известными в то время они так и не стали. Это произошло по религиозным соображениям… Слишком откровенными и непристойными показались представителям церкви барельефы храмов. В результате, всемирная известность пришла к храмам только в 20-м веке.

Территориально, храмы в Кхаджурахо делятся на западную, восточную и южную группы. Мы, в рамках экскурсионной программы посетили храмы западной и восточной группы. Отличительной особенностью западной группы храмов является то, что почти все они отлично сохранились. Их минула печальная участь храмов восточной группы, большинство из которых давно превращены в мечети. А так как по канонам Ислама запрещено изображать людей и животных, то великолепные барельефы и архитектурные элементы этих храмов были уничтожены.

Первым храмом, который мы посетили, был Храм Лакшмана (Lakshman Temple). Это самый старый храм западной группы. Построен он был приблизительно в 950 году нашей эры в честь Бога Вишну — одного из трех верховных богов индуизма. Название храма произошло от имени верного спутника Рамы — Лакшмана, считающегося одним из воплощений Вишну. Вишну является одним из самых почитаемых божеств индуистского пантеона. Считается, что именно он положил начало творению мира. Вишну со своей женой Лакшми олицетворяют абсолютную любовь и великодушие. Для того, чтобы истребить зло на земле, Вишну приобретает различные облики (аватары) или вселяется в реальных людей, отличающихся своим бескорыстным служением страждущим людям. Способность Вишну к аватарам и перевоплощениям, когда он может одновременно принимать тысячи обликов, делает его универсальным божеством. Например, Будда и Кришна считаются Индуистами воплощением Бога Вишну.

Источник

Кхаджурахо: начало

Продолжение заметки Орчха: окончание

Кхаджурахо-Рэдиссон

В Кхаджурахо всего четыре отеля высшей категории. Поэтому, раз уж вы заехали сюда, почему бы не поселиться в Рэдиссон! Тем более, что цены в Кхаджурахо-Рэдиссон гораздо ниже, чем в европейских или американских рэдиссонах. Вы заслужили этот отдых, так как перед этим был насыщенный экскурсионный день, а следующий день — не менее интересный и насыщенный. К сожалению, у нас была всего одна ночь в этом отеле перед посещением Кхаджурахо. Мы прибыли туда уже под вечер. Но я все же успел искупаться в открытом бассейне. В Индии в феврале это можно делать. Номер был по-рэдиссоновски комфортен и чист. Во внутреннем дворе — приятный газон и парк. Интерьеры отеля тоже выглядят весьма достойно. Это была приятная ночь! Жаль, что только одна!

храмы кхаджурахо индия фото

храмы кхаджурахо индия фото

День восьмой. 5 февраля, пятница. Куджарахо-Варанаси.

Храмы Кхаджурахо

Храмы Кхаджурахо — одна из самых привлекательных для туристов достопримечательностей Индии. Те, кто ограничиваются знакомством с Золотым Треугольником Дели-Джайпур-Агра, очень сильно себя обедняют, так и не увидев это чудо. Традиционная версия происхождения храмов относит их в X–XI-ые века в период правления династии Чанделов. Считается, что к XIII-му веку царство ослабело, местность обезлюдела и джунгли скрыли храмы от цивилизации на семьсот лет. В 1838-ом году храмы были чудесным образом обнаружены англичанами. Сохранилось 22 храма из 85-и. В настоящее время можно увидеть 25 храмов. Они расположены группами на довольно обширной территории. Туристам предлагают экскурсии по Западной, Восточной и Южной группам. Увидеть все храмы за один день не получится, даже если вы в автобусной группе или на автомобиле. Даже беглый осмотр самой большой Западной группы потребует несколько часов, лучше полдня.

У меня большие сомнения в правомерности традиционной версии происхождения храмов и чудесности их находки спустя семьсот лет. Во-первых, храмы очень неплохо выглядят для своего возраста. Очевидно, что во влажном климате Индии внешняя скульптурная отделка из довольно мягкого песчаника просто не могла сохраниться в течение тысячи лет. Во-вторых, уж больно история находки храмов похожа на аналогичные истории, например, в египетских Фивах (Луксоре), камбоджийском Ангкоре, бирманском Багане, иорданской Петре… Мне видится, что все эти знаменитые находки были искусно «раскручены» в целях привлечения внимания к «древностям», получения доходов от артефактов, а в наше время — для создания туристического бизнеса.

Поэтому то что мы видим сейчас в Кхаджурахо, по моему мнению, либо относительно современная глубокая реставрация, либо фантазии реставраторов на темы индийских религий, эпосов, да еще с привнесением элементов эротики (мягко сказано). То, что это привлекает туристов — несомненно! Насколько это аутентично? Большой вопрос!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *