храмы лалибелы эфиопия фото
Православная Эфиопия. Часть 3. Лалибела, православие в камне
17.01.21. Лалибела, православие в камне.
Проснулся, подошёл к окну, открыл штору и… ахнул! Отель стоит на краю скалы, прямо передо мной огромная долина, пейзаж фантастический!
Не менее прекрасный вид полагается и на завтрак, просто большой стол стоит на улице у края скалы, продолжаем любоваться, поедая лепёшки и яичницу. Худые голодные кошки громко требуют покормить, бросили кусок лепёшки, жадно и быстро ест за обе щёки! Показать бы нашему коту Геральту, который умудряется нос воротить даже от дорогого мясного корма.
Мы за столом одни, хозяин гостиницы подтвердил мне, больше постояльцев нет, более того, мы вообще единственные туристы в городе! Правда, после обеда приедут ещё три туриста, представляете событие!
Садимся в нашу машину, к нам подсаживается местный гид Месфин, выглядит импозантно: худой, бежевые джинсы, темный пиджак, белый шарф, очки — типичный интеллигент, сильно отличается от других горожан.
Все расстояния в Лалибеле короткие, ехать недолго, мы перед входом в храмовый комплекс города. Масштаб сооружений совершенно неясен, видна надстройка в виде защитной крыши, сами храмы в одном уровне с поверхностью земли, чтобы постараться понять масштабы сооружений, надо спуститься вниз.
Вспомним историю города. Во время правления династии Зегве в XII — XIII веках Хора (так тогда назывался город) стала столицей эфиопского христианского государства. Император Лалибела посетил Иерусалим, был впечатлён христианскими святынями и решил, зачем паломники будут тратить полгода и больше, чтобы добраться до Иерусалима, построим Новый Иерусалим! Узнаёте знакомые нотки? Я живу в 20 минутах езды от Ново-Иерусалимского монастыря в Подмосковье. Идея аналогична — построим Иерусалимские святыни у себя. Сказано — сделано! Местные мастера при помощи высших сил создали самый большой в мире комплекс храмов, построенных из каменного монолита.
Работа эфиопских каменотёсов вызывает восхищение, особенно, если учитывать, что у них не было права на ошибку, ведь прикрепить обратно неправильно вырубленный кусок туфа было бы невозможно. К тому же им приходилось учитывать структуру камня, чтобы не дать конструкции пойти трещинами в самых неожиданных местах. Для этого был нужен точный расчет и чёткое видение каждым из многочисленных каменотёсов всего строения в целом, — еще до начала всех работ. По легенде, когда король Лалибела уже заканчивал строительство скальных храмов, к нему явился неожиданный гость. Это был Святой покровитель Эфиопии Георгий Победоносец во всеоружии на белом коне. И тогда король решил посвятить ему самый красивый храм своего города. Бета Гиоргис часто по праву называют Восьмым чудом света.
Храм Святого Георгия у нас значится сегодня последним, а начнём с Бет Медхане Алем, Храм Христа Спасителя по-нашему, самый большой выдолбленный из монолита храм в мире, да к тому же уникальным методом. 34×24×12 м. Главная местная фишка, уникальность в том, что камнетесы работали вертикально, а не горизонтально. То есть садились на скалу и долбили внутрь. Сначала выдалбливали нишу вниз, оставляя в центре параллелепипед, а потом превращали его в здание. Хотя есть и другие версии методики проведения строительных работ. Храмы в Лалибеле сделаны из туфа. Камень мягкий, пористый, подвержен эрозии, особенно от потоков реки в мокрый сезон. Для защиты над ними воздвигли навесы, эстетической красоты не добавляет, мешает восприятию, но успокаивает мысль, что так мы их сможем сохранить для потомков.
Удивительная Эфиопия: золотой Крест Лалибэлы и школьные уроки прямо на траве
Приблизительное время чтения: 6 мин.
В прошлый раз мы с вами побывали на празднике Крестовоздвижения в Аксуме. А теперь отправляемся в город Лалибэла (в разных источник этот город пишется и Лалибела, и Лалибэла, однако произносить правильно со звуком «э»).
Сейчас это центр провинции Ласта в зоне Сымен-Уолло региона Амхара на севере страны.
Этот большой населенный пункт находится на высоте 2500 метров, сейчас в нем проживает около 15 тысяч человек.
Лалибэла — один из главных святых мест и центр паломничества христиан. В нем сохранилась большая часть построек средневековой и пост-средневековой цивилизации Эфиопии.
Всемирно известные монолитные каменные церкви были объявлены объектом Всемирного наследия в 1978 году.
Город получил свое название по имени правителя Гебре Мескеля Лалибэлы (ок. 1181—1221). Тронное имя «Гебре Мескель» означает «Слуга Креста» (это именование было избрано самим Лалибэлой уже при возведении на трон), а вот личное имя «Лалибэла» он получил от матери при рождении. Оно означает «пчелы признают его суверенитет» в Старой Агау (древние территории Эфиопии). По преданию, при рождении его окружил рой пчел, и его мать восприняла это как знамение, что ее сын — будущий император Эфиопии.
Небольшое интересное отступление: в те времена город назывался Роха, а следующий город нашего путешествия и сейчас назвается Гондэр. Все это невольно ассоциируется с названиями местностей «Властелина колец». И это совсем не удивительно, если вспомнить, что Великая рифтовая долина, прорезающая Эфиопию надвое, считается в ученом мире одной из прародин всего человечества. В этих местах были обнаружены останки древнейших людей.
Великая рифтовая долина
В юности праведному царю Гебре Мескелю посчастливилось побывать на Святой Земле, увидеть святыни мест, в которых зародилось христианство. Поэтому весь огромный храмовый комплекс с церквями, высеченными в сплошном камне в скалах, повторяет облик зданий, виденных Гебре Мескелем в Иерусалиме.
Мусульмане захватили Святой город в 1187 году, и в ответ на это, по легенде, эфиопский правитель решил отстроить свой Иерусалим.
Даже протекающую в городе реку называют Иорданом.
Город оставался столицей Эфиопии с конца XII века и в XIII веке, за это время по большей части и были возведены здания комплекса — более точной датировки построек нет.
Комплекс — блестящее достижение инженерной мысли. Все храмы и постройки связаны с водой, колодцы с которой расположены рядом. Сама вода поступает в колодцы благодаря прекрасному использованию геологической системы местности и является артезианской. А ведь дело происходит на очень большой отметке высоты — 2500 метров над уровнем моря, на вершине горного хребта.
Церковь Спасителя Мира (Бет Амануэль)
Всего сохранилось 13 церквей, названия которых так же во многом повторяют строения Иерусалима и отсылают к известным евангельским событиям. Например, Бет Мескель (мескель — крест) и Бет Голгота, Бет Амануэль и Бет Габриэль-Руфаэль.
Все храмы действующие, а чтобы попасть внутрь, надо обязательно снять обувь перед входом: внутри все полы выстелены коврами.
Церковь Бет Медхане Алем (храм Дома Спасителя мира) считается крупнейшей монолитной церковью в мире. Именно в ней хранится известнейший золотой крест Лалибэлы.
Крест Лалибелы
Золотой крест — это подлинная христианская реликвия, обладающая не только исторической ценностью. По сложившейся многовековой традиции священник благословляет Крестом людей — здесь верят, что Крест помогает исцелить от разных болезней, и в особенности от ложной стыдливости и страха.
Крест действительно не только по названию золотой, но и изготовлен из золота: в длину 60 см и весит почти 7 кг. Внешний вид центрального креста имеет удлиненное нисходящее основание с расклешенным концом, окруженным искусным орнаментом.
Священник с Крестом Лалибелы
Нижняя часть креста поддерживается «рукой Адама» — символическое изображение руки праотца Адама.
Эти два удлиненных круга, которые переплетаются друг с другом, символизируют временное и вечное, земное и небесное, а также духовный и физический аспекты Творения.
В отличие от многих других христианских крестов у Креста Лалибелы есть подковообразный ореол, увенчанный небольшим крестом на вершине и 12 лучами, по шесть с каждой стороны. Эти элементы символизируют Спасителя в окружении двенадцати учеников.
Один из самых выдающихся историков Эфиопии, Ричард Панкхёрст, написал: «Основной дизайн процессионного Креста Лалибелы, независимо от металла, из которого он создан, часто очень сложный, и является эфиопизированным вариантом греческого и латинского крестов».
Помимо древних святынь города, мы посетили и другие места. О двух из них, особо нас впечатливших, расскажу подробнее. Оба эти места — школы для детей, одна — обычная общеобразовательная, вторая — духовная школа для мальчиков с пансионом для тех ребят, которые живут на значительном расстоянии или в других поселениях.
В общеобразовательную школу мы попали совершенно случайно, это никак не было запланировано в программе нашего путешествия. Просто утром после завтрака было несколько часов свободного времени и пешком гуляли по окрестностям.
У ворот школы мы притормозили, разглядывая спешащих на занятия учеников. Кто-то из них завязал с интересом беседу, откуда мы и зачем, стали рассказывать про себя и — позвали к себе в школу.
Ворота общеобразовательной школы в Лалибэле
Тут и преподаватели подошли, тоже позвали. Вместе с детьми они показали свои классы, рассказали, что они изучают и как. Мы почувствовали себя долгожданными гостями.
Учебные классы школы
Конечно, обстановка бедная, многое требует ремонта, но все в чистоте, аккуратно, да и сами ребята — все в белых школьных рубашках, нарядные. А ведь большинству из них приходится идти в школу пешком за 5-7 км.
Что еще приятно поразило — все довольно сносно и бегло говорили на английском, так что проблем в общении у нас не возникло.
Второе место — духовная школа — была у нас в программе, но встретили нас там абсолютно так же: просто, без какой-либо протокольности.
Ученики духовной школы Лалибэлы
Мы прибыли в разгар учебного процесса — и он продолжался до перемены, все занимались с усердием, несмотря на гостей.
Мы попали на урок церковного пения. Все занимались на улице во дворе школы, сидя прямо на траве или на ступеньках, разбившись на группы по классам.
У каждой группы свое задание, все в голос поют, шум необыкновенный. А учитель на все эти группы один — и он слышал каждую группу и вставлял свои замечания. Плюс к этому был более знающий старший ученик, который следил за правильностью исполнения уже в своей группе и поправлял или обучал новому.
Надо сказать, что духовенство в стране на исключительном месте и люди его очень уважают. В стране очень мало школ и больниц. И лицо духовного сана для эфиопов становится и учителем грамоты, и метеорологом, и лекарем.
Священство Лалибэлы
Чтобы стать священником, нужно пройти очень длительный и трудный путь обучения. Сначала — духовная школа, подобная той, что мы посетили, потом надо поступить на обучение в монастырь на несколько лет (туда принимают с 14-летнего возраста). После — еще примерно 10 лет обучения, чтобы принять сан.
Помимо чисто духовных предметов, надо научиться хорошо разбираться в лекарствах и болезнях, знать климатические циклы своего региона, уметь вычислять лунные фазы.
И в заключение еще небольшая галерея фотографий из поездки:
Репортаж подготовлен по результатам специально организованной в сентябре 2019 года поездки делегации церковных и светских СМИ в рамках развития отношений между Русской Православной Церковью и Эфиопской Церковью. Русскую Православную Церковь в нашей делегации официально представлял секретарь по межхристианским отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата иеромонах Стефан (Игумнов).
Редакция сердечно благодарит компанию Эфиопские Авиалинии за активное участие в организации поездки. Все авиаперелеты и размещение в городах было осуществлено с их помощью.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Лалибела — небольшой город, основанный в 12 веке н.э. в центре горной цепи Ласта, в Центральной Эфиопии. Вначале он назывался Роха, а позже был назван по имени самого значительного императора династии Загуэ царя Лалибела. Этому правителю легенда приписывает строительство знаменитых церквей в 12 и 13 веке. По преданию император Лалибела намеревался создать «второй Иерусалим» на эфиопской земле.
В настоящее время в Лалибеле сохранилось большинство архитектурных памятников средневековой Эфиопии, именно поэтому этот город признан ассоциацией ЮНЕСКО восьмым чудом света и символом христианской религии, так широко распространенной в стране. Основной достопримечательностью Лалибеллы является комплекс церквей, которые возводились прямо внутри скал. По мнению историков, 11 подземных храмовбыли высечены в вулканическом туфев конце 12 века н.э. в период правления вышеупомянутого императора Лалибелы. На их создание ушло примерно 23 года! Согласно местным преданиям, до восшествия на престол император Лалибела находился в Иерусалиме, где был вознесен на небо, увидел небесные храмы и получил задание (или захотел сам) создать их копии. У него бывали видения, и одно из них о путешествии в Иерусалим. По легенде, он решил создать свой собственный священный город в уединенных горах.
Десять церквей были построены на берегах реки, названной теперь Иорданом. Из Иерусалима и Александрии достали искусных каменотесов, подкрепили их местной рабочей силой и посланными Богом ангелами, работавшими по ночам. Говорят, будто после смерти Лалибелы в 1212 году его вдова построила в память о нем одиннадцатую церковь. После прихода к власти он обучил нескольких мастеров полученному на небесах знанию методов строительства и поручил им возглавить стройку. Днем над созданием храмов трудились люди, а ночью — ангелы. По версии Хэнкока, этими «ангелами» были тамплиеры, с которыми Лалибела сошелся в Иерусалиме и которые прибыли в Эфиопию в поисках Ковчега Завета. Все версии вызывают сомнения. Объем вынутой породы просто огромен. Ведь надо было не только обозначить храмы по периметру, но и вынуть материал изнутри.
Да сделать еще массу рвов и отводных каналов для предохранения храмов от стекающей с окрестных возвышенностей воды. На это должно было уйти никак не 23 года, а как минимум на порядок больше. И тамплиеры вряд ли тут чем-то смогли бы существенно изменить ситуацию. Версия «ангелов» как представителей высоко развитой цивилизации не сочетается с полным отсутствием следов сколь-нибудь высоких технологий. Версия того, что Лалибела занимался не созданием храмов, а лишь «археологическими раскопками» с ремонтом и доустройством, выглядит довольно слабой по тем же причинам. В то же время бросается в глаза гораздо более низкое качество исполнения самого нижнего яруса практически во всех храмах, причем не только снаружи, но и внутри. Возникает ощущение какого-то «недостроя»… Предположительно, церкви создавались следующим образом: сначала высекали большие отверстия вокруг большого каменного блока, пока он совершенно не отделялся от горы. Потом каменотесы начинали собственно оформление. По другой теории, работы велись сверху вниз, причем на каждом уровне раскопа тонкая отделка шла непосредственно за грубой выемкой.
Таким образом, удавалось обходиться без усложненных каркасов. Из относительно мягкой каменной массы высекали купола, окна, веранды и двери. Пространство внутренней части создавали таким же образом, оставляя при этом стоять колонны и арки, соединяющие пол и потолок Одиннадцать высеченных в красноватых скалах церквей Лалибэлы с XVI века возбуждали непреходящий интерес. В течение долгих столетий Лалибела была религиозным центром и местом паломничества, но никаких следов военных сооружений или царской резиденции, напоминавшей бы дворец, здесь не нашли.
Если поразмыслить о тех тяжелых условиях, в которых строились церкви, то можно удивляться величине некоторых из них. Самая большая, Христа Спасителя в длину 33,7 метра в ширину 23,7 метра и в высоту 11,6 метранаиболее почитаемая из них — храм Девы Марии (Бетэ Мариам), где окна имеют форму римских и греческих крестов, свастик и плетеных крестов. Центральная колонна во внутренней части обернута тканью. В одном из видений Лалибэле явился Христос, коснулся этой колонны, и на ней появились письмена, сообщавшие и о прошлом, и о будущем. Тогда колонну закутали от посторонних глаз: не всякий смертный готов познать истину.
Церковь стоит в большом дворе, который точно с такими же невероятными усилиями был вырублен в скале. Позднее в северной стене внутреннего двора была высечена церковь Креста (Бетэ Мескель). На противоположной стороне двора находится церковь Богородицы, посвященная мукам Пресвятой Девы. Через тоннель-лабиринт можно пройти к другим скальным храмам, связанным с двором. Церковь Святого Георгия, покровителя эфиопов и англичан, вырублена в виде крестообразной в плане башни с равными поперечинами креста. Она стоит в глубокой яме, и к ней можно добраться только через тоннель.
Этот город на севере Эфиопии, расположенный на высоте двух с половиной тысяч метров над уровнем моря – одно из главных святых мест и, соответственно, мест паломничества в стране. Почти все население города исповедует эфиопский вариант православного христианства, поскольку Лалибела должна была стать Новым Иерусалимом после захвата мусульманами ‘оригинала’ в 1187 году (такую роль городу предназначил правитель Эфиопии 12-13 вв. св. Гебре Мескель Лалибела. Настоящее имя город, называвшийся до тех пор Роха, также получил в подарок от этого властителя). Поэтому же расположение и названия многих исторических памятников Лалибелы повторяет расположение и названия соответствующих зданий Иерусалима — и даже местная речка называется Иорданом (кстати, идея эта, как и планировка города, тоже принадлежит королю Лалибеле). А в 12-13 вв. город успел побывать столицей Эфиопии.
Первый европеец (португальский мореплаватель) увидел вырубленные в скалах храмы Лалибелы в 1520-х гг. и был потрясен ими, второй – в 1544, а третий – лишь в конце 19 века. Разумеется, туристы, привлекаемые с тех пор 13 церквями города, разделившимися на 4 группы – по сторонам света, — не в счет.
А потрясение и закаленные морскими бурями португальцы, и современные туристы испытывают потому, что 13 церквей — все без исключения вырублены в скалах, причем церковь Бете Медхане Алеем считается самой крупной подобной церковью в мире. И почти все из тринадцать построены во время правления Лалибелы, в 12-13 вв.
Впрочем, датируются храмы с очень большим разбросом: есть мнение, что за правление одного короля все их просто не успели бы вырубить (а значит, какие-то из храмов моложе – 14 века), есть и мнение, что по крайней мере три церкви были вырублены в скалах на полтысячелетия раньше и первоначально служили крепостями или дворцами в королевстве аксумитов. Писатель Грэхем Хэнкок представил и собственный взгляд на вещи – их-де построили крестоносцы – но ни один ученый его не поддержал.
Кстати, церкви – это и памятник инженерной мысли средневековой Эфиопии: близ многих из них расположены колодцы, которые наполняются с помощью сложной системы, основывающейся на использовании местных артезианских скважин (напомним, город расположен на горном хребте на уровне 2500 метров над уровнем моря!).
Кроме храмов, городу особо нечем похвастаться: небольшой аэропорт, большой рынок, две школы и одна больница.
Что неудивительно, ведь в Лалибеле на 2005 год проживало лишь чуть больше 14600 человек.
В течение трехсот лет здесь располагалась столица эфиопской династии Загве. Лалибела, правивший в конце XII — начале XIII в., отдал приказ построить в столице церкви, чтобы затмить славу Аксума. В церкви стали стекаться толпы паломников, и в конце концов сам город был назван в честь Лалибелы.
Церкви, вырубленные в скалах ниже уровня поверхности, выполнены с использованием самых разнообразных архитектурных стилей. Здесь встречаются и греческие колонны, и арабские окна, древняя свастика и звезда Давида, арки и дома в египетском стиле.
Вначале строители делали в скале четырехугольное отверстие и извлекали гранитный блок. Этот блок покрывался снаружи росписью и орнаментом, после чего выдалбливался изнутри, снабжался сводчатым потолком и также расписывался. Иногда церкви устраивались в уже имеющихся пещерах, которые просто расширяли, пробивая новые коридоры. По подсчетам археологов, для соружения церквей потребовался труд не менее 40000 человек.
Дом Медхане Алема (Спасителя мира) — крупнейшее культовое сооружение, имеет 35 метра в длину, 23 метра в ширину и 10 метров в глубину. Дом Голгофы — вместилище гроба Лалибелы.
Четыре церкви стоят совершенно обособленно. Хотя их размеры и различаются, все они имеют форму больших каменных холмов. Церкви полностью изолированы в границах глубоко вырытых дворов.
Бета Гиоргис (церковь Святого Георгия) стоит на некотором удалении от остальных церквей. В плане храм представляет собой крест размером 12х12 метров. Высота, точнее, глубина здания также 12 метров. К входу ведет глубокий коридор, прорубленный в скале.
Каждое утро, отправляясь по своим делам, жители Лалибелы любуются удивительным храмовым комплексом, который прославил их родной город на весь мир. Попав в этот провинциальный город, бывший в средние века столицей эфиопского царства и называвшийся Роха, трудно представить, чтокогда-то это был политический, культурный и религиозный центр крупной и влиятельной в своем регионе державы. Идея постройки этих храмов возникла у будущего короля Эфиопии Лалибелы, когда он находился ещё в статусе наследника.
В середине двенадцатого века наследник эфиопского престола, по принятой тогда традиции, отправился в паломничество на Святую землю. Он пробыл в Иерусалиме тринадцать лет. Увиденное там так вдохновило его, что, вернувшись обратно, он решил построить в этих труднодоступных горах новый эфиопский Иерусалим. Лалибела полагал, что их эфиопский Иерусалим станет новым центром паломничества христиан. Дело в том, что после того как войска Саладина захватили город Иерусалим в 1187 году, путешествие в Святую землю для эфиопских христиан стало практически неосуществимым.
Храмовый комплекс Лалибелы — это одиннадцать искусно вырубленных в скале церквей. Украшенная колоннами, самая большая из них — это Бете Медане Алем, или Храм Спасителя Мира. Бета Медане Алем — самый большой в мире храм, высеченный целиком из единого скального массива. И вся его наружная часть и все внутренние помещения, колонны, залы и потолки — это то, что осталось, когда от гигантской глыбы мастера отсекли всё лишнее. Исключение составляют несколько колонн, состоящие из отдельных блоков и делающие его похожим на классические греческие храмы.
Работа эфиопских каменотёсов вызывает восхищение, особенно, если учитывать, что у них не было права на ошибку, ведь прикрепить обратно неправильно вырубленный кусок туфа было бы невозможно. К тому же им приходилось учитывать структуру камня, чтобы не дать конструкции пойти трещинами в самых неожиданных местах. Для этого был нужен точный расчет и чёткое видение каждым из многочисленных каменотёсов всего строения в целом, — еще до начала всех работ.
Внутри храмов-монолитов царит таинственная полутьма. Колонны, потолок, алтарь — здесь все необычно, все завораживает взгляд. У каждого из элементов храмового декора есть своё символическое значение. Говорят, будто бы именно здесь, в тайнике, хранился легендарный большой золотой крест короля Лалибелы. В 2009 году ЮНЕСКО, чтобы сохранить уникальные фрески древних храмов, предложила защитить строения особыми сводами. Так удивительные храмы-монолиты будут еще менее заметны, зато они станут куда более защищенными от вредного воздействия природных факторов. Но можно быть уверенным — поток паломников и туристов из самых разных стран мира в Лалибелу никогда не иссякнет. Ведь ничего подобного нет ни в одном другом уголке нашей прекрасной планеты!
Храм Бета Мариам — один из самых почитаемых в Лалибеле. Входить сюда, как и во все христианские храмы Эфиопии, следует босиком, оставив обувь у входа. Искусно украшенные арки, множество крестов на стенах, барельефы, иконы, стоящие по традиции прямо на полу, верующие в белых одеждах… Его богатое внутреннее убранство поражает воображение. В здешнем горном климате без всякой реставрации прекрасно сохранились уникальные настенные росписи.
По узким тоннелям, прорубленным в породе, от одной церкви к другой можно перейти, не поднимаясь на поверхность. Весь комплекс «спрятавшихся»храмов-монолитов трудно заметить даже с малого расстояния. Достаточно было не подпускать чужаков слишком близко — и святыни не подвергались лишней угрозе. Храмы нередко становились надежным убежищем — система подземных ходов была очень разветвленной. Служители говорят, что сейчас многие из них замурованы или закрыты досками и коврами, а о некоторых не знают даже самые любознательные и сведущие смотрители.
Свидетели множества событий, происшествий и тайн, храмы Лалибелы притягательны и неповторимы. Внутри на уровне человеческого роста их стены и колонны отполированы тысячами рук и губ верующих, постоянно прибывающих сюда, чтобы поклониться почитаемым святыням Лалибелы. В храм Святого Георгия, стоящий в глубоком каменном колодце, лучи света попадают лишь в полдень, когда солнце оказывается в зените. В остальное время на него падают густые тени окружающих стен, превращая его съёмку в непростую задачу.
По легенде, когда король Лалибела уже заканчивал строительство скальных храмов, к нему явился неожиданный гость. Это был Святой покровитель Эфиопии Георгий Победоносец во всеоружии на белом коне. И тогда король решил посвятить ему самый красивый храм своего города. Бета Гиоргис часто по праву называют Восьмым чудом света. Чтобы спуститься к входу храма Святого Георгия, нужно пробраться по проделанному в скале узкому проходу, в котором иногда и двоим-то трудно бывает разойтись. Храм Святого Георгия уникален тем, что у него нет ни одной колонны. Все остальные храмы Лалибелы имеют внутренние или внешние колонны.
Известные на весь мир храмы Лалибелы признаны чудом инженерного искусства. Задача нынешнего поколения — сохранить эти поразительныехрамы-монолиты. Ведь сегодня, как и сотни лет назад, они восхищают тысячи людей, которые приезжают в Эфиопию для того, чтобы поклониться святыням и своими глазами увидеть неподражаемое чудо света, вырубленное восемь столетий назад в городе с красивым именем Лалибела.