храмы лебедянского района липецкой области
Еще в полях белеет снег. Хотя какой снег в январе месяце? Но не будем кривить душой, снег у нас все-таки выпал, а вот фотографии, которые сделаны сразу после Нового года, еще бесснежные.
Проезжая мимо города Лебедянь, который известен своими яблочными соками, нельзя пропустить несколько интересных соборов и церквей. В первую очередь я ехал посмотреть монастырь, но проезжая мимо Старо Казанского собора, который виден и с берега Дона не мог не
остановиться и не посмотреть его поближе.
Первые деревянные храмы в Лебедяни были построены еще 1613 году. Но постоянно разрушались, так 1613 гетман Сагайдачный сжег половину города. Позднее была выстроена церковь во имя Николая Чудотворца. которая в 1713 году, вместе с остальной крепостью сгорела. Но опять же была выстроена новая соборная церковь во имя “Пресвятые Богородицы
Казанские”.
в 1715г. Рядом был построен деревянный храм, который освятили в память прежнего собора – во имя святителя Николая Чудотворца. С этого времени оба отдельно стоящих храма – Казанский и Никольский, имевшие один общий причт, именовались соборными храмами города Лебедяни. К 1768 г. обе церкви пришли в такую ветхость, что «в зимнее время от мятели и в летнее время от дождя происходила немалая течь; почему вкладчики пожелали вместо оных соборных ветхих деревянных церквей построить с колокольней одну во имя Казанския Пресвятые Богородицы церковь, с приделом Николая Чудотворца, каменным зданием», которая и была освящена в 1771 г. Старые деревянные соборные храмы были разобраны.
В советское время храм закрыли только в 1937 году (с 1932 года там служили священники “новой” церкви), священников сослали, а сам храм передали на баланс районной больнице. Главврач использовал храм как склад, затем держал там свиней. В 1971 году Казанская церковь была внесена в списки памятников архитектуры, но восстановление, разрушающегося храма началось только в
в 1985-1986 году.
В начале двухтысячных храм был возвращен церкви, но до сих пор еще далек от полного восстановления.
Став к началу XIX столетия одним из торговых и ярмарочных центров региона, уездная Лебедянь росла и хорошела. Город постепенно застраивался, в том числе и каменными домами, в соответствии
с генеральным планом, высочайше утверждённым в 1822 г. Был построен новый большой собор в центре Базарной площади. Был разработан проект самого собора, автор которого пока остаётся неизвестным. По мнению П.Н. Черменского, проект выполнил русский зодчий, ученик Д. Жилярди, много
работавший над восстановлением Москвы после войны 1812 г., Афанасий Григорьевич Григорьев. Закладка первого камня собора была произведена только в 1828 г, Строительство шло долго и
освящен собор был только в 22 мая 1846.
Ново-Казанский собор был огромным и рассчитан на 3 — 4 тыс. человек, а прихожан, по данным 1856 г., у соборного храма числилось 1387 мужчин и 1450 женщин. К обширной по площади пятиглавой храмовой части примыкала необычайно длинная трёхнефная трапезная.
Колокольня была построена отдельно стоящей, в 17 арш. от трапезной. Архитектурные особенности храма — двусветный центральный барабан, создающий прекрасное освещение подкупольной части храма, а также украшение сводов летнего храма кессоном, что было более характерно для
светского зодчества. Современники, оставившие нам описание соборного храма 1856 г., особенно отмечали его главный алтарь «…с прекрасным одноярусным иконостасом… Резьба иконостаса: капители, карнизы, колонны и базисы вызолочены червонным золотом на полименте. Царские
двери резные, вызолочены».
В 1929 г. началась кампания по снятию с храмов колоколов. По воспоминаниям современников тех событий Ивана Ивановича Пупынина и Михаила Ильича Волкова, в начале лета 1929 г.
«…по Лебедянским слободам от одной избы к другой пополз слух: будут, дескать, сбрасывать колокола… Раннее лето было. На полуденном небе — ни облачка, нестерпимо жгло солнце. Мужики, бабы и несмышлёныши мальчишки из пригородных слобод сбежались тогда на Базарную площадь. Согнал их туда всеобщий страх: рушили вековую святыню — храм, построенный во имя Казанской иконы Божией Матери.
Толпу сдерживал заградительный отряд милиции. Мужики в военной форме, присланные из Ельца, стали сбрасывать с двух верхних ярусов звонницы малые и средние колокола. Торопились приезжие мужики: какие-то награды, говорили, премию им обещали.
И падали один за другим бронзовые колокола с огромной высоты: ударившись о булыжную мощёнку, стонали. А над дощатым перекрытием первого яруса — на дубовой балке подвешен бронзовый исполин, смотреть страшно. „Волоки лестницу!“ — скомандовал им старшой. Мужики сбегали, лестницу заволокли, подставили. Он влез, оседлал кривыми ногами дубовую балку, долго пилил твёрдую, как железо, подвеску колокола.
И рухнул бронзовый исполин. Грохот, треск, испуганные крики. Проломив дощатое перекрытие, колокол всей своей тяжестью ударился о каменное основание колокольни. И в наступившей
вдруг испуганной тишине весь народ вздрогнул, услышав его предсмертный стон. Старшой вцепился в дубовую балку как клещ, мужики успели отпрыгнуть в проёмы на толстые стены, тем только и спаслись. Стоявший в отдалении народ с молчаливым ужасом взирал на это неслыханное действо.
Слободские мужики набычились, сжав кулаки, подались вперёд. Из заградительной милицейской шеренги раздалось: „Назад! Назад!“ Бабы, попадав на колени, закрестились, запричитали…»
По свидетельству старожила Ю.Н. Шилова, разбивать колокола для удобства перевозки соблазнился кузнец Молчанов. Три ночи со своими подручными разбивал колокола, и после такой работы
крепкий, ничем никогда не болевший мужик спустя год умер, покаявшись в тяжком грехе. Только самый большой из соборных колоколов ещё некоторое время лежал у стен колокольни.
Храм был закрыт и передан под склад. Только после 1990 года собор был возвращен церкви.
По книге А. И. Гамаюнов, А.Ю. Клоков, А.А. Найдёнов «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Лебедянский район. Часть I»
Если пройти дальше на север от Ново-Казанского собора, примерно в двух километрах от него стоит Свято-Троицкий монастырь.
Основание Свято-Троицкому монастырю положено построением храма во имя
пророка Божия Илии в XIVвеке. Правда, никаких документов подтверждающих это найдено небыло, единственное, что сохранилось, это записанные историками свидетельства горожан.
По этим свидетельствам во времена великого князя Московского – Иоанна Даниловича Калиты, был
послан от него боярин Тяпкин (или Тяпка) с данью в Орду, к хану Узбеку. Золото и серебро соблазнили боярина Тяпкина. Забрав богатство, он собрал шайку вольницы, стал их атаманом и поселился на высоком берегу реки Дон, в месте, которое позже будет называться Тяпкиной горой.
Однако религиозный дух, которым был богат всегда русский народ, присущ был и атаману Тяпкину с товарищами: им очень хотелось иметь священника, который совершал бы в их городке Божественную службу. В один из набегов желание их исполнилось: им удалось захватить священника-монаха.
Недалеко от своего жилища, в дремучем Романовском лесу, на поляне, называвшейся
Яблоновою, построили они каменное здание в два этажа: нижний – для жительства пустынника, а в верхнем устроили храм во имя пророка Божия Илии. Это событие следует отнести примерно к 1353 году. Водворившийся здесь монах-пустынник стал духовным пастырем атамана Тяпкина и его
товарищей и духовное его руководство принесло добрые плоды. Сам Тяпкин под конец своей жизни удалился в эту пустынную обитель и принял пострижение в монашество. Так появился прообраз Лебедянского монастыря – Яблоновая пустынь. Первоначально монастырь основывался как мужской.
В 1621 году настало время возобновления святой обители в Лебедяни. В Яблоновую поляну был послан с благославлением устроить там монастырь схимонах Савватий. Он обновил запустелый храм и построил несколько деревянных келий для жительства пришедших с ним монахов. Затем приступил к строительству нового каменного храма в честь Успения Божией Матери с трапезной и колокольней. Трапезная разделялась каменной стеной на две части: в одной был устроен предельный алтарь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а во второй – братская трапезная.
После кончины монаха Савватия, в 1642 году был заложен новый каменный храм во имя Пресвятой Живоначальной Троицы. Благолепно украшенный Троицкий храм был освящен 1 июня 1666 года при Рязанском Архиепископе Иларионе и игумене Дионисии. Храм этот, как по величине размеров, так и по благолепию стал главным соборным храмом монастыря и дал новое название обители – Свято-Троицкая.
В 1695 году Троицкий монастырь посетил царь Петр Алексеевич и сделал значительное пожертвование, которое было употреблено на росписи стен нового храма священными изображениями и на слитие большого колокола. Помимо денежного вклада было пожаловано богато украшенное напрестольное Евангелие.
С «царским» Евангелием, как его называли в народе, связана поучительная история. Появившись в тихой обители во время службы, царь ПетрI увидел перед собой возмутительное зрелище: дьячок, читавший молитву, был совершенно пьян и едва держался на ногах. Спустя же некоторое время,
когда в монастырь пришел царский подарок – большое Евангелие, весившее два пуда, а вместе с ним и царский наказ – читать это Евангелие на службах, непременно держа его на руках, то, естественно, при таком условии о нетрезвом поведении и речи быть не могло. В настоящее время
оклад этого Евангелия можно увидеть в экспозиции местного краеведческого музея.
В экономическом отношении состояние монастыря в то время было вполне обеспеченное. Троицкая обитель владела значительными земельными угодьями, двумя водяными мельницами на реке Дон, богатым рыбой прудом, двумя садами, имела свое подворье в г. Москве. Поэтому здешний
монастырь считался очень богатым.
В 1764 году Троицкую обитель постигло несчастье. По неизвестной причине вспыхнул пожар и охватил почти все строения и храмы. Сгорели Успенская и Ильинская церкви. Обгорела колокольня, колокола упали и частью разбились. Келии и все деревянные постройки обратились в пепел: остались лишь обгорелые стены и немного церковной утвари, которую успели вынести из огня монахи. Из-за пожара, который опустошил святую обитель, было принято решение упразднить Лебедянский монастырь.
Небольшая икона Пресвятой Троицы, присланная в монастырь в 1665 году царем Алексеем Михайловичем, была обнаружена монастырскими служителями на следующий день после пожара, стоящей на яблоне в саду, рядом с Ильинской церковью. Несколько раз относили икону в разные храмы и монастыри: Лебедянский Казанский собор, церковь с. Ракитино, Липецкую монастырскую церковь Паройской пустыни, Ранненбургский Петропавловский монастырь, Елецкий Троицкий монастырь, но она чудесным образом возвращалась на свое прежнее место – в монастырский сад.
Вследствие этого чудесного явления по ходатайству святителя Тихона Задонского было принято решение о восстановлении святой обители. Успенская и Ильинская церкви были вновь отстроены, но средств не хватало для поддержания нормального состояния монастыря и он начал приходить в упадок.
В августе 1811 года в Лебедянский монастырь для его восстановления прибыл о. Досифей с братией. Увидев здесь полное запустение, о. Досифей приступает к сбору пожертвований на возобновление обители. Уже в 1812 году закипела работа по восстановлению Троицкого и Ильинского храмов.
За короткое время все три церкви были отстроены, обновлена вся церковная утварь. Старец Досифей «воскресил» Лебедянский монастырь и за свои заслуги был возведен в сан Игумена.
Православные люди со всех концов России стали приходить в обитель на поклонение святой иконе Живоначальной Троицы. С этого времени началось усердное почитание и прославление иконы. Жители города Лебедяни, окрестных сел и уездов других губерний постоянно брали икону для служения молебнов по домам, дворам и полям. Сельские жители особо почитали икону Святой Троицы за чудодейственную силу, охранявшую и избавляющую поля их от града, засухи, червей и других бед.
В 1917 году вся недвижимость, принадлежавшая монастырю в окрестных селах, была разграблена. Впрочем, в первые годы советской власти Троицкий монастырь еще воспринимался и охранялся как памятник истории и культуры, но монашествующие не имели права распоряжаться недвижимостью
и утварью, а за пользование зданиями нужно было платить налог. В 1929 году монахов окончательно выселили, а на территории обители обосновалось Лебедянское бюро совхозов. С 1933 г. часть построек монастыря занял Лебедянский сельскохозяйственный техникум. Храмы пустовали и разрушались.
Сейчас, после долгих лет безбожия и гонений, затеплилась монашеская жизнь в стенах Свято-Троицкого монастыря. По благословению Епископа Липецкого и Елецкого Никона летом 2005 года в обители поселились первые немногочисленные насельницы (монастырь стал возрождаться уже не как мужской, а женский).
Как символ возрождения святой обители рядом с Троицким храмом, на месте уничтоженного в советское время братского кладбища, установлен скульптурный образ Ангела, который освятили 14
октября 2006 г. на Покров Пресвятой Богородицы.
В июне 2006 года начал действовать Троицкий храм. Храмы святого пророка Божия Илии и Успения Божией Матери, в настоящее время требуют восстановления и пока не действуют.
Выезжаем из Лебедяни и отправляемся на восток в село Сезеново, где расположен Сезеновский Иоанно-Казанский епархиальный женского монастырь. Монастырь небольшой, но очень красивый.
Основателем обители, следует считать затворника Иоанна, получившего по месту совершения своих
духовных подвигов имя Сезеновского.
Поселившиеся затем близ затворнической кельи боголюбивые девицы и вдовы, желающие
подражать подвигу преподобного, образовали женскую общину, которая в 1853 году получила статус монастыря. По свидетельству очевидцев монастырь был очень красив, утопал в цветах и поражал своей благоустроенностью. К концу ХIХ века в нем проживало до 600 насельниц.
Подвижническая жизнь Иоанна Сезеновского являлась добрым примером не только для
простых монашествующих и мирян, но и будущих Святых – преподобного Амвросия Оптинского, Силуана Афонского и многих других.
В 1930 году обитель была закрыта и разорена и более 70 лет пребывала в запустении.
В 2005 году начато ее возрождение.
В советские времена храм использовали как склад, на сегодняшний день он частично восстановлен. В нижнем храме погребены основатели обители..
Христорождественский храм. В годы советской власти полностью утрачено внутреннее убранство, включая полы и уникальную систему отопления. Сейчас реставрируется.
Вид на монастырские ворота со стороны озера.
На территорию монастыря можно только пройти, со стороны города ворот нет, но есть
просто проход в заборе из бетонных плит, перегороженный от проезда машин.
И последний пункт нашей поездки село Шовское – родина Силуана Афонского.
Церковь Рождества Христова, который также называют Храмом Силуана
Афонского.
Один из немногих русских монахов на святой горе Афон. С юношеских лет нареченный он мечтал о служению Богу на Святой Горе.
Преподобный Силуан Афонский, известный в миру под именем Симеон, родился в 1866 году в благочестивой семье крестьянина Иоанна Антонова, с детства Симеон трудился вместе со старшими, в меру сил помогая отцу в поле и братьям на строительных работах в помещичьем имении. Жизнь
семьи Антоновых неразрывно связана с храмом, посещение которого прививало Симеону с младенчества чувство благоговения перед словом Божиим, воспитывало его в духе христианского смирения и других добродетелей. Спустя несколько лет юноша стал просить родителей отпустить его в монастырь, он хотел принять постриг в Печерской Лавре.
Отец настоял на том, чтобы сын сначала поступил на воинскую службу и лишь после ее прохождения решил, кем ему быть.
Воинскую службу Симеон проходил в Санкт-Петербурге. В армии с особой силой проявился дар его мудрого совета, следуя которому, многие обрели душевный покой и благополучие. Уйдя на службу с живой верой и глубоким покаянным чувством, Симеон никогда не забывал о Боге. К тому времени
чудесным образом определилось и место его будущих монашеских подвигов — Святая Гора Афон.
Памятник Силуану Афонскому
Пройдя путь начальных иноческих испытаний, он в 1896 году был пострижен в мантию с именем Силуан, а в 1911 году — в схиму с оставлением прежнего имени.
Прожив сорок шесть лет в обители с общежительным уставом, подвижник никогда не стремился к уходу в затвор или к удалению в пустынь, считая, что без благоволения Божия они сами по себе являются лишь вспомогательными средствами, а не целью христианской жизни. Находясь среди людей, старец
хранил ум и сердце от посторонних помыслов, очищал их от страстей для молитвенного предстояния Богу, утверждая, что это самый короткий путь ко спасению. Он много и усердно молился, прибегая преимущественно к Иисусовой молитве, которая вскоре вошла в его сердце, и стала сама
совершаться в нем непрестанно. Этот дар был получен старцем Силуаном от Пресвятой Богородицы после горячей молитвы перед Ее образом.
Своей подвижнической жизнью он явил пример кротости, смирения и любви к ближним. Спустя 50 лет после его кончины, в 1998 году Священный Синод Константинопольской Православной Церкви причислил блаженного старца к лику святых. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II имя преподобного Силуана Афонского было внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви на 11 сентября (по старому стилю) 24 сентября по новому.
Памятник находится рядом с церковью, которая продолжает реставрироваться.
К 150-летию со дня рождения рядом с его родным домом на месте, где когда-то была землянка была построена часовня.
Радом с часовней был высажен как громко сказано в новостях “яблоневый сад”. Это два ряда деревьев, высаженных в строго параллельно-перпендикулярном виде.
Рядом с каждым деревцем установлена табличка, сообщающая о том кто из скромных глав района, замов и других заинтересованный лиц приложил руку к посадке конкретного деревца.
Дом серьезно отреставрировали,поскольку от старого за 150 лет остались только полуразваленные стены. Сейчас здесь открыт музей.
Новые литые колокола, вот только подойти к ним и посмотреть у меня получилось с большим трудом, дорожки залиты водой, хотя снега еще нет, а что же будет весной?
Конечно, интересно посмотреть на русские церкви и красоту монастырей, которые постепенно восстанавливаются. Посмотреть как преображается земля наша. Как мы видим в последней точке моего маршрута на родине Силуана Афонского. Вроде хорошее дело, поставить часовню,
восстановить дом, в котором жил Святой человек, но пройдешся рядом и видишь, что вроде как сделано было в 2016 году, совсем недавно, а плитка уже проваливается. От часовни отлетает облицовка, ни одной канавы вокруг, так что затапливать будет по весне всегда. Когда делали
не подумали о простых вещах.
Да и если посмотреть на фотографии Церкви Рождества Христова от 2016 года, то отличий вы увидите совсем немного. Ощущение такое, что старались отреставрировать к 150-летию, но
не успели. И все, дальше дело стало. Строительные леса как стояли в 2016 году, так стоят в 2018. Уже вроде как и не не нужно, празднование прошло, деньги потрачены, сад посажен, чиновники отчитались.
Но все-таки радует, что хотя бы к годовщинам мы вспоминаем о тех людях, которые жили рядом с нами. О тех, кто создавал Россию, творил добро и нес в этот мир радость и счастье.
Тропа к Силуану
В преддверии 150-летия со дня рождения преподобного Силуана Афонского журналисты «Липецкой газеты» побывали на его родине в селе Шовское Лебедянского района. Их «гидом» стал настоятель храма Рождества Христова иерей Николай Молокоедов (на фото), построивший своими руками часовню у Святого источника.
Ступени храма Рождества Христова в селе Шовское Лебедянского района помнят ноги маленького мальчика Семена Антонова, в XX веке прославленного в лике святых как Силуан Афонский. Храм был построен на пожертвования помещиков Дурасовых за год до рождения Семена в 1865 году.
Вот те храмовые стены и своды, которые смотрели на младенца, крестящегося в купели. Вместе с родителями, братьями и сестрами он ходил сюда на богослужения. А из источника у местного пруда струится чистая, прозрачная вода. Она будто слезы святого, со скорбью и болью молившегося за весь мир.
Память о великом подвижнике и угоднике Божием земляки хранят в своих сердцах. О жизни Силуана Афонского «Липецкая газета» рассказывала читателям в № 29 от 13 февраля с. г. в материале «Апостол любви». Но быстротечное время приближает нас к 150-летнему юбилею преподобного, поэтому корреспонденты «Липецкой газеты» решили побывать на его родине — в селе Шовское.
Явленные чудеса
— Пол был вымощен медными пластинами, — рассказывает настоятель храма, иерей Николай Молокоедов — Когда падали солнечные лучи, то от них исходил золотой свет, которым освещался весь храм. Рядом была большая трапезная и кузница. В 1937 году, за год до смерти Силуана Афонского, церковь на его родине начали разрушать.
Местные жители рассказывали, что, когда большой колокол сбросили на землю, она содрогнулась и загудела. В оскверненной церкви стояли тракторы и другая сельскохозяйственная техника. Стены прокоптились, потому что здесь жгли резиновые покрышки, чтобы не замерзала солярка.
Чудом стало возрождение сельского храма. В 1997 году он был очищен от мерзости запустения. А в 2000 году священник из соседнего села отслужил здесь первую пасхальную заутреню. Другое чудо — возвращение икон, у которых молился святой Афонский подвижник. Образ Николая Чудотворца, писанный на дереве, один из них.
— Когда храм рушили, этот образ сняла со стены местная девочка Зоя, — рассказывает батюшка. — Она и спрятала его в лощине, а потом забрала домой. Ее много лет уговаривали отдать святыню в Лебедянь, но она сказала: «Нет, даст Бог доживу и в свой храм верну. Возродится он!» И вот икона здесь.
На обратной стороне иконы хорошо сохранившаяся надпись: «Благословение Святой Афонской Горы Русского Пантелеймонова монастыря, в котором и освящена сия Святая икона». Это еще одно явленное людям чудо: именно в этом монастыре подвизался в подвиге монашества Силуан, уроженец Шовского. Вернулся в храм и некогда принадлежавший ему образ Покрова Пресвятой Богородицы.
Сельскую церковь венчают четыре главки, а во времена Силуана Афонского их было пять. Центральной, символизирующей образ Иисуса Христа, нет, но верующие надеются, что к юбилею их святого покровителя она появится. В храме собраны строительные леса, на очищенных от копоти стенах — фасадная влагостойкая шпатлевка, но батюшка мечтает о том, чтобы с них смотрели изображения святых, в том числе и преподобного Силуана Афонского. Возможно, к юбилею стены будут расписаны новыми фресками. Священник берет в руки образ подвижника. На нем святой изображен со свитком, на котором написана его короткая, но такая емкая молитва за мир: «Молю Тя, милостивый Господи, да познают Тя Духом Святым все народы земли». Ему была дарована Богом редкая слезная молитва, исполненная глубокого сердечного сокрушения.
То, к чему призывал преподобный Силуан, услышано на небесах. К восстановленному храму в село Шовское, правда, уже в XXI веке, потянулись паломники, возобновились крестные ходы. В мае прошлого года жители принимали большую делегацию из Лондона. После службы состоялась обильная трапеза с оладьями из сазаньей икры, донской сельдью, картошкой, квашеной капустой, украинским борщом, узбекским пловом и северными варениками. В благодарность паломники исполнили песнопения на румынском, греческом и славянских языках.
— Уходя на Афон, Семен обещал молиться за всех односельчан. Мы чувствуем его молитвенную помощь, — говорит батюшка. — Три года я топил буржуйку перед службой. Теперь на средства москвички Ольги Котлышевой храм отделан изнутри, проведены электричество и отопление. В прошлом году сделали кровлю, купили церковную утварь, облачение. В Софрино заказан красивый иконостас.
По словам главы сельского поселения Шовский сельсовет Николая Яковлева, недавно в местной школе отремонтирован спортзал, заасфальтирована дорога. И во всех этих переменах люди видят помощь своего великого земляка малой родине.
Большак, 13
Мы входим в дом, где прошли детские и юношеские годы будущего афонского старца. Здесь полумрак, холодно, сыро. Стенам из красного кирпича пошла вторая сотня лет. Крыша прочно держится на крепких дубовых подпорках. А вот деревянные полы сгнили. Осыпается невысокий потолок, и так мало света проходит в опустевшее жилье через невысокие оконца. В одной из стен — крюк, на котором висела люлька Семена.
— Слева в избе хлев, где Антоновы держали скотину, — рассказывает батюшка. — Справа — жилая половина. Дом, где родился святой, выкуплен у его последней хозяйки. И после его реставрации здесь будет музей. Весной сделают отмостку, настелят полы, сложат печку. Словом, воссоздадут облик избы XIX века.
Сохранился большой каменный глубокий подвал, куда крестьянская семья ссыпала на зиму овощи. За домом сарай из того же камня, где отец Семена Иван Антонов хранил сено, инструмент. Из этого дома с Большака будущий святой уходил на военную службу. Сюда же, отслужив в саперном батальоне лейб-гвардии в Санкт-Петербурге, он ненадолго вернулся, собрал холсты и другие подарки для монастыря и, попрощавшись с домашними, в 1892 году уехал на Афон, чтобы поступить в монастырь.
Крест и часовня
Еще одна встреча с родиной у Силуана состоялась в 1904—1905 годах, когда он ожидал призыва на русско-японскую войну. Будучи монахом Горы Афонской, он уже не мог жить с семьей и построил келью-мазанку за огородом. На ее месте в 1995 году был установлен большой поклонный крест, у которого служат акафисты преподобному. Сейчас рядом возводится часовня. Когда строители копали грунт под ее фундамент, нашли укрепления, по всей видимости, служившие основанием кельи святого. Почти пятиметровая однокупольная часовня сложена из блоков на средства одного из меценатов. В ней будут окна в форме креста. Под сводом, пахнущим свежей сосной, засверкает лампами паникадило. Предстоящим летом здесь начнутся отделочные работы, а пока иконы висят на голой кирпичной кладке. И всегда открыта дверь для желающих помолиться.
Память людская
Мы заехали к Надежде Ивановой, бабушка которой — Анисья Иванова, 1892 года рождения, вместе с другими детьми бегала к Силуану, когда он жил в келье. У большого иконостаса теплится лампадка. Женщина со светлыми глазами вспоминает рассказы своей бабушки:
— Преподобный очень любил детей. Он водил их за околицу и, показывая на солнце, сравнивал его лучи с Божиими лучиками благодати и всевидения. Внушал детям не грешить, почитать родителей, любить Бога и Его святую Церковь. Слова святого проросли добрым семенем в последующих поколениях. Уже будучи на смертном одре, Анисья Ивановна забывала имена своих детей и внуков, но помнила песнопения Всенощной и с подругой-ровесницей Татьяной тихо пела: «Благослови душе моя, Господа. », «Величит душа моя Господа», «Воскресение Христово видевши».
В ту же пору, когда Силуан жил в селе, его пыталась соблазнить местная девушка Анастасия. Когда монах говорил ей о Боге, она обняла его сзади, но вдруг почувствовала под руками железные обручи. Чтобы усилить подвиг молитвы, афонский монах носил вериги. Силуан отстранил девушку и просто сказал ей: «Не ваш я, дева, не ваш, уходи!»
— Благодаря святому Силуану, который жил на соседней улице в нашем селе, я приобрела главное в своей жизни — веру православную. И, думаю, не одна я. Весь мир его почитает, — тихо говорит Надежда Петровна и умолкает.
В слезной молитве за весь мир — главный подвиг простого монаха из русской обители на Афоне. Его память будет торжественно отмечаться в селе Шовское, куда в сентябре ожидается с визитом патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Но эта память не только в торжестве ожидаемых событий. Она в сердцах верующих людей, в их ежедневных молитвах к преподобному и явленной помощи святого своим землякам.