храмы любви каджурахо фото

Храмы Любви. Сказка, застывшая в камне.

Много лет назад я случайно узнал о загадочных Индийских храмах, посвященных любви — как духовной, так и плотской. Тогда они мне казались скорее сказкой, чем реальностью. В те времена я даже подумать не мог, что мне доведется увидеть их собственными глазами…

храмы любви каджурахо фото

Решившись в мае 2011 на поездку в Индию, мы первоначально собирались, как и большинство туристов, посетить достопримечательности Золотого треугольника, а потом отправиться на пляжи Южного Гоа. Но читая, перед поездкой, о местах которые мы сможем увидеть в рамках экскурсионной программы, я случайно наткнулся на информацию о тех самых сказочных храмах, о которых слышал рассказы в юности и немедленно загорелся идеей попасть туда во что бы то ни стало. К счастью, в турфирме нам подсказали, что существует экскурсионная программа, которая помимо Золотого треугольника включает в себя посещение крепости г. Гвалиора, Джайнских колоссов, храмов в Кхаджурахо и дворцов Орчи. Путь до этих достопримечательностей не близкий. И если вы решитесь посетить их, придется запастись определенным терпением, но результат, поверьте мне, того стоит.

Расскажу немного о самих храмах… Они были построены в период рассвета Чандельской династии в период между 10-м и 12-м веком нашей эры. Первоначально их было более 80-ти, но до наших дней сохранилось лишь 24 их них. Храмы стоят на высоких платформах и ориентированны по сторонам света. Материалом для их строительства послужил песчаник. Сверху храмы немного напоминают крест с двумя перекладинами. По задумке архитекторов, купола храмов должны были быть похожи на Гималайские вершины — обитель Индуистских богов.

О происхождении храмов повествует древняя легенда. Согласно ей, давным давно, очаровательная дочь местного священника, купалась вечером в речке Рати. Поразившись ее красоте, Бог Луны снизошел на землю и соблазнил красавицу. Ребенок, рожденный от союза смертной и Бога, был назван Чандраварманом. Для того времени, родить без мужа было великим грехом и девушка была отвергнута соплеменниками. После долгих скитаний она нашла прибежище в густых лесах Центральной Индии. Там она и воспитывала своего отпрыска. Мальчик получил от своего отца божественную силу и твердость характера, а от матери любовь к искусству и ремеслам. Когда мальчик вырос, он основал великую династию Чанделла. Став всевластным правителем этих земель, он решил осуществить мечту своей матери — построить храмы, которым не было-бы равных по красоте и величию. Эти храмы должны были показать всю силу человеческой любви и страсти.

Храмы были обнаружены в 1838 году инженером Британской армии при картографировании этой местности. К тому времени, почти все они были заброшены уже на протяжении как минимум 500-ста лет. Храмы не использовались для богослужений, т. к. были осквернены в свое время мусульманскими захватчиками. Джунгли полностью поглотили эти великолепные сооружения, и обнаружить их было совсем не просто. На сегодняшний день, от былых непроходимых джунглей, скрывших храмы на многие века, не осталось и следа. Вместо них здесь разбит парк с аккуратными дорожками. Возможно, если бы сейчас здесь были джунгли, то храмы смотрелись бы еще эффектнее, но с другой стороны джунгли могли бы нанести им непоправимый вред. Несмотря на то, что найденные храмы поразили инженера своей красотой, широко известными в то время они так и не стали. Это произошло по религиозным соображениям… Слишком откровенными и непристойными показались представителям церкви барельефы храмов. В результате, всемирная известность пришла к храмам только в 20-м веке.

Территориально, храмы в Кхаджурахо делятся на западную, восточную и южную группы. Мы, в рамках экскурсионной программы посетили храмы западной и восточной группы. Отличительной особенностью западной группы храмов является то, что почти все они отлично сохранились. Их минула печальная участь храмов восточной группы, большинство из которых давно превращены в мечети. А так как по канонам Ислама запрещено изображать людей и животных, то великолепные барельефы и архитектурные элементы этих храмов были уничтожены.

Первым храмом, который мы посетили, был Храм Лакшмана (Lakshman Temple). Это самый старый храм западной группы. Построен он был приблизительно в 950 году нашей эры в честь Бога Вишну — одного из трех верховных богов индуизма. Название храма произошло от имени верного спутника Рамы — Лакшмана, считающегося одним из воплощений Вишну. Вишну является одним из самых почитаемых божеств индуистского пантеона. Считается, что именно он положил начало творению мира. Вишну со своей женой Лакшми олицетворяют абсолютную любовь и великодушие. Для того, чтобы истребить зло на земле, Вишну приобретает различные облики (аватары) или вселяется в реальных людей, отличающихся своим бескорыстным служением страждущим людям. Способность Вишну к аватарам и перевоплощениям, когда он может одновременно принимать тысячи обликов, делает его универсальным божеством. Например, Будда и Кришна считаются Индуистами воплощением Бога Вишну.

Источник

Эротические храмы в Каджурахо или камасутра в камне.

То что мы увидели в Каджурахо невероятно.
Вся поверхность храмов украшена различными скульптурами.
Такой чрезвычайно тонкой и реалистичной работой по камню я еще не встречала.
Недаром барельефы считаются одними из лучших скульптур Индии.

Когда-то Каджурахо был столицей государства Чандела, чьи раджи правили центральной Индией с IX по XIII век.
В IX-XI веках было построено 85 храмов. Арабские путешественники описывали большой город и храмы с массой идолов, которые оскорбляли взоры правоверных мусульман.
В XIII веке мусульмане завоевали эти земли и столицу поглотили леса.
Только в 1838 года британский военный инженер Д.С. Барт случайно обнаружил в джунглях – «чудесное место, именуемое Кхаджурахо».

К сегодняшнему дню из 85 сохранилось только 25 храмов. Но то что сохранилось уникально.
Это надо видеть!

По одной из версий в скульптурах изображена свадьба индуистского бога Шивы и его супруги Парвати.
«Камасутра» когда-то была именно отражением сцен божественной свадьбы.

Одна из теорий индийской философии гласит: «Чувственное удовлетворение гораздо раньше приводит к освобождению души, чем запрет на него».

Не смотря на то, что своей свехпопулярностью Каджурахо обязан именно эротическими скульптурам, они составляют не более 10% скульптур украшающих храмы.

Много изображений апсар или небесных танцовщиц, в чьих венах тек солнечный свет.

Или просто бытовых сцен

В скульптурах запечатлели любовные игры богов

Такие посетители присутствуют почти в каждом храме 🙂

Храмы условно делят по их месторасположению на три группы Западную, Восточную и Южную (Western, Eastern, Southern Group of Temples).
Они относятся к разным религиозным направлениям в индуизме. Какая-то часть из них посвящена Шиве, какая-то Вишне, некоторые Джайну Тиртанкарасу.
Эти фотографии Западной группы храмов. Она лучше всего сохранилась и наиболее известна.
Мы пришли как только встало солнце и пару часов наслаждались осмотром храмов практически в одиночестве.

Внутри храма 11-го века Вишванатх

А вот эту скульптуру описал писатель из моего детства:

«На консолях внутри святилища некогда были восемь статуй апсар, из которых уцелела только одна. Эта сурасундари глубоко потрясла молодого художника.
Как утешение в суровой борьбе, как обещание радости, обнаженная сурасундари, украшенная лишь пояском, браслетом и ожерельем, реяла между чудовищами. Склонив голову, апсара оглядывалась через плечо, повторяя позу правого зверя, но в немыслимом извороте по вертикальной оси тела. Скульптура была повреждена, ноги ниже колен совсем отбиты, и, несмотря на это, Даярам не мог оторвать взгляда от изваяния, созданного будто не долотом скульптора, а самой матерью природой.
Дневной свет, и без того скудный в темном святилище, быстро угасал. Рамамурти, наконец, нашел в себе решимость уйти. На прощание он осветил карманным фонариком статую с правой стороны. Солнечная красавица посмотрела на него через плечо, как живая, маняще и уверенно, а свет фонаря в его дрожавшей от волнения руке игрой теней придал странную жизнь ее блестящему телу.
. Искать больше было нечего, самое лучшее, что создало древнее искусство его страны, находилось тут, на расстоянии вытянутой руки.»
И. Ефремов «Лезвие бритвы» 1963 г.

Дальше мы направились к восточной группе храмов. Больше всего запомнились храмы Паршванатх (Parsvanath Temple) Х века и Адинатх (Adinath Temple).

Рядом с этой группой храмов есть маленький, но любопытный музей. Вход 5 рупий.

Южная группа наиболее удалена. Мы побывали только в Дуладео (Dulhadev Temple), самом позднем из храмов Кхаджурахо. И на этом остановились.
Дуладео построен в XII веке и посвящён Шиве.
Смело можно было бы пропустить, т.к. барельефы выглядят куда проще, чем храмах Восточной и Западной группы. Пожалуй, интересен только тем, что можно увидеть как угасало исскуство мастеров.

А еще Дуладео запомнился исчезновением нашего моторикши. Вышли после осмотра, рикши нет. Удивились, т.к. возил он нас долго, а денег мы ему еще не платили. Подождали. Полдень. Палящее солнце. И никого вокруг. Подождали еще. Никого и ничего. Пришлось прогуляться по жаре в компании с осликами до первых признаков цивилизации 🙂

Последний взгляд на барельефы западной группы храмов

Сестра после насыщенного дня

И завершу рассказ еще одной цитатой из Ефремова:
«Человеческие статуи поразительной жизненности и красоты, посвященные теме физической любви, составляют одно целое со стенами храмов. Десять веков простояли эти солнечные изваяния перед взорами множества поколений, и еще бесконечно долгие годы они будут изумлять тех, которые еще придут, волнуя и возвышая их великолепной красотой человека!»

Мы выбрали Hotel Surya Khajuraho
Взяли люкс с выходом из номера в сад.
Большой номер с кондиционером, шкафом, дополнительным диваном. Чистое белье. Первое место, где сразу все было на месте (обычно полотенца, туалетная бумага, мыло появлялись только после похода не ресепшн). Плохо работающий душ. Один раз отключилась вода на несколько часов. Стоил номер после небольшого торга 650 рублей.
Завтрак был включен, но не понравился.

Рекомендую ресторан напротив отеля, который расположен на втором этаже. Стремная, впрочем, как и в большинстве мест обстановка. Но отличный повар. Очень дешево, очень вкусно, очень доброжелательный персонал.

Вход на территорию Западной группы храмов для иностранцев 250 рупий.
Она открыта для посещения от рассвета до заката.
Остальные группы можно посетить бесплатно.

Источник

Кхаджурахо: начало

Продолжение заметки Орчха: окончание

Кхаджурахо-Рэдиссон

В Кхаджурахо всего четыре отеля высшей категории. Поэтому, раз уж вы заехали сюда, почему бы не поселиться в Рэдиссон! Тем более, что цены в Кхаджурахо-Рэдиссон гораздо ниже, чем в европейских или американских рэдиссонах. Вы заслужили этот отдых, так как перед этим был насыщенный экскурсионный день, а следующий день — не менее интересный и насыщенный. К сожалению, у нас была всего одна ночь в этом отеле перед посещением Кхаджурахо. Мы прибыли туда уже под вечер. Но я все же успел искупаться в открытом бассейне. В Индии в феврале это можно делать. Номер был по-рэдиссоновски комфортен и чист. Во внутреннем дворе — приятный газон и парк. Интерьеры отеля тоже выглядят весьма достойно. Это была приятная ночь! Жаль, что только одна!

храмы любви каджурахо фото

храмы любви каджурахо фото

День восьмой. 5 февраля, пятница. Куджарахо-Варанаси.

Храмы Кхаджурахо

Храмы Кхаджурахо — одна из самых привлекательных для туристов достопримечательностей Индии. Те, кто ограничиваются знакомством с Золотым Треугольником Дели-Джайпур-Агра, очень сильно себя обедняют, так и не увидев это чудо. Традиционная версия происхождения храмов относит их в X–XI-ые века в период правления династии Чанделов. Считается, что к XIII-му веку царство ослабело, местность обезлюдела и джунгли скрыли храмы от цивилизации на семьсот лет. В 1838-ом году храмы были чудесным образом обнаружены англичанами. Сохранилось 22 храма из 85-и. В настоящее время можно увидеть 25 храмов. Они расположены группами на довольно обширной территории. Туристам предлагают экскурсии по Западной, Восточной и Южной группам. Увидеть все храмы за один день не получится, даже если вы в автобусной группе или на автомобиле. Даже беглый осмотр самой большой Западной группы потребует несколько часов, лучше полдня.

У меня большие сомнения в правомерности традиционной версии происхождения храмов и чудесности их находки спустя семьсот лет. Во-первых, храмы очень неплохо выглядят для своего возраста. Очевидно, что во влажном климате Индии внешняя скульптурная отделка из довольно мягкого песчаника просто не могла сохраниться в течение тысячи лет. Во-вторых, уж больно история находки храмов похожа на аналогичные истории, например, в египетских Фивах (Луксоре), камбоджийском Ангкоре, бирманском Багане, иорданской Петре… Мне видится, что все эти знаменитые находки были искусно «раскручены» в целях привлечения внимания к «древностям», получения доходов от артефактов, а в наше время — для создания туристического бизнеса.

Поэтому то что мы видим сейчас в Кхаджурахо, по моему мнению, либо относительно современная глубокая реставрация, либо фантазии реставраторов на темы индийских религий, эпосов, да еще с привнесением элементов эротики (мягко сказано). То, что это привлекает туристов — несомненно! Насколько это аутентично? Большой вопрос!

Источник

Каджурахо

28 материалов по 16 объектам, 1 201 фотография

Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки.
Подробнее

Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее

В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы о Каджурахо.

храмы любви каджурахо фото

храмы любви каджурахо фото

храмы любви каджурахо фото

храмы любви каджурахо фото

храмы любви каджурахо фото

Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

Храмы Любви. Сказка, застывшая в камне

Много лет назад я случайно узнал о загадочных Индийских храмах, посвященных любви — как духовной, так и плотской. Тогда они мне казались скорее сказкой, чем реальностью. В те времена я даже подумать не мог, что мне доведется увидеть их собственными глазами…

храмы любви каджурахо фото

Храм Кандарья-Махадева (Кandariya Мahadev Temple)

Расскажу немного о самих храмах… Они были построены в период рассвета Чандельской династии в период между 10-м и 12-м веком нашей эры. Первоначально их было более 80-ти, но до наших дней сохранилось лишь 24 их них. Храмы стоят на высоких платформах и ориентированны по сторонам света. Материалом для их строительства послужил песчаник. Сверху храмы немного напоминают крест с двумя перекладинами. По задумке архитекторов, купола храмов должны были быть похожи на Гималайские вершины — обитель Индуистских богов.

О происхождении храмов повествует древняя легенда. Согласно ей, давным давно, очаровательная дочь местного священника, купалась вечером в речке Рати. Поразившись ее красоте, Бог Луны снизошел на землю и соблазнил красавицу. Ребенок, рожденный от союза смертной и Бога, был назван Чандраварманом. Для того времени, родить без мужа было великим грехом и девушка была отвергнута соплеменниками. После долгих скитаний она нашла прибежище в густых лесах Центральной Индии. Там она и воспитывала своего отпрыска. Мальчик получил от своего отца божественную силу и твердость характера, а от матери любовь к искусству и ремеслам. Когда мальчик вырос, он основал великую династию Чанделла. Став всевластным правителем этих земель, он решил осуществить мечту своей матери — построить храмы, которым не было-бы равных по красоте и величию. Эти храмы должны были показать всю силу человеческой любви и страсти.

Храмы были обнаружены в 1838 году инженером Британской армии при картографировании этой местности. К тому времени, почти все они были заброшены уже на протяжении как минимум 500-ста лет. Храмы не использовались для богослужений, т. к. были осквернены в свое время мусульманскими захватчиками. Джунгли полностью поглотили эти великолепные сооружения, и обнаружить их было совсем не просто. На сегодняшний день, от былых непроходимых джунглей, скрывших храмы на многие века, не осталось и следа. Вместо них здесь разбит парк с аккуратными дорожками. Возможно, если бы сейчас здесь были джунгли, то храмы смотрелись бы еще эффектнее, но с другой стороны джунгли могли бы нанести им непоправимый вред. Несмотря на то, что найденные храмы поразили инженера своей красотой, широко известными в то время они так и не стали. Это произошло по религиозным соображениям… Слишком откровенными и непристойными показались представителям церкви барельефы храмов. В результате, всемирная известность пришла к храмам только в 20-м веке.

Территориально, храмы в Кхаджурахо делятся на западную, восточную и южную группы. Мы, в рамках экскурсионной программы посетили храмы западной и восточной группы. Отличительной особенностью западной группы храмов является то, что почти все они отлично сохранились. Их минула печальная участь храмов восточной группы, большинство из которых давно превращены в мечети. А так как по канонам Ислама запрещено изображать людей и животных, то великолепные барельефы и архитектурные элементы этих храмов были уничтожены.

Первым храмом, который мы посетили, был Храм Лакшмана (Lakshman Temple). Это самый старый храм западной группы. Построен он был приблизительно в 950 году нашей эры в честь Бога Вишну — одного из трех верховных богов индуизма. Название храма произошло от имени верного спутника Рамы — Лакшмана, считающегося одним из воплощений Вишну. Вишну является одним из самых почитаемых божеств индуистского пантеона. Считается, что именно он положил начало творению мира. Вишну со своей женой Лакшми олицетворяют абсолютную любовь и великодушие. Для того, чтобы истребить зло на земле, Вишну приобретает различные облики (аватары) или вселяется в реальных людей, отличающихся своим бескорыстным служением страждущим людям. Способность Вишну к аватарам и перевоплощениям, когда он может одновременно принимать тысячи обликов, делает его универсальным божеством. Например, Будда и Кришна считаются Индуистами воплощением Бога Вишну.

Источник

Подлинная история храмов Кхаджурахо неотделима от легендарной

О храмах Кхаджурахо на несколько веков забыли все, кроме местных жителей. И только в конце XIX века их вернули и в культурную, и в религиозную жизнь страны. Фото ( Creative Commons license ): Arnaud Dequidt

Сын Луны

Средневековая индийская легенда донесла до нас рассказ о красавице Хемавати и её сыне Чандравармане. Когда-то давно в священном городе Варанаси жила девушка удивительной красоты по имени Хемавати. Она была благородного происхождения, ибо принадлежала к высшей касте брахманов. Как-то ночью при свете луны она принимала ванну в бассейне у своего дома. Дева была столь прекрасна, что сам Чандра — бог луны, залюбовавшись на её прелести, спустился на землю и соединился с девушкой в любовном порыве. От этой связи с небожителем Хемавати забеременела. Её ждало всеобщее осуждение за добрачную связь, особенно недопустимую для брахманки. Но Чандра повелел ей уйти из дома и родить сына в глухой деревне. Он пообещал, что её сын со временем станет царем и рассказал, что ему предстоит построить восемьдесят пять храмов, украшенных эротическими изображениями, в лесу финиковых пальм кхаджур и совершить жертвоприношение богам. Чандра пояснил, что только это может искупить нечаянный грех его матери.

Проза жизни

На самом деле история храмов Кхаджурахо и их строителей была совсем иной. В IX–XI веках в царствах и мелких княжествах Северной Индии власть захватывали воинственные династии раджпутов, переселявшихся из западной части страны — из Раджастана и Гуджарата. В одном сочинении того времени сказано:

Царское достоинство — это не наследственное право. Оно не может быть передано и письменным документом. Им пользуются, когда его приобретают при помощи меча. Землей правят герои.

Храм Кандарья-Махадева был обнаружен только в 1906 году, и по соображениям этического характера информация о нем долгое время не попадала в путеводители. Однако на его барельефах изображены не только эротические сцены — многие из них посвящены знаменитым боевым слонам воинственного царя Видхъядхара. Фото ( Creative Commons license ): Brian Gratwicke

Однако согласно древней традиции настоящим царем в Индии считался только выходец из варны (касты) кшатриев — прирожденных царей и воинов. Утвердившись у власти, раджпуты старались выдавать себя за кшатриев, подтверждая свои претензии легендами о мифических древних царях Солнечной и Лунной династий, ведущих свое происхождение от самих богов. Но кроме подтверждения кастовой принадлежности новоиспеченному царю, для легитимизации своей власти полагалось щедро одарить представителей касты жрецов — брахманов — земельными владениями и индуистскими храмами.

Но основателем независимого царства Чанделов стал сын Харшдева Яшоварман (Yasovarman или Lakshavarman, годы правления ок. 925–950). Воспользовавшись ослаблением держав Пратихаров и Раштракутов, он объявил себя великим царем (махараджей) и начал захватывать земли ослабевших соседей. В столице он построил величественный храм Лакшмана. Вершины своего могущества царство Чанделов достигло при его сыне Дханге (Dhanga, годы правления ок. 950–1002). Резиденция клана переместилась в крепость Калингар, но Кхаджурахо всегда оставался культовым центром Чанделов.

Небесные нимфы апсары и сурасундари. Фото ( Creative Commons license ): Librex

Когда архитектура оживает

X–XII века были временем расцвета индуистской храмовой архитектуры Северной и Центральной Индии перед их завоеванием мусульманами. Храмы Кхаджурахо — без сомнения, самые яркие памятники той эпохи. Среди храмов Кхаджурахо есть и джайнские, посвященные джайнским святым-аскетам. Но наиболее известны индуистские святилища, центры культа главных индуистских богов Шивы и Вишну.

Храмы выстроены на высоких платформах и ориентированны по сторонам света. Материалом для строительства послужил песчаник. В плане индуистские храмы напоминают крест с двумя перекладинами. Крупнейшие из них величественны и монументальны, но внутреннее пространство святилища невелико. Высокие башни-купола храмов (шикхары) должны напоминать о вершинах Гималаев, на которых обитают боги. Некоторые храмы, в частности Лакшмана, окружены четырьмя малыми приделами по углам центрального святилища. В эпоху династии Чанделов сакральные постройки были окружены водоёмами и парками.

Однако храмы Кхаджурахо известны не столько архитектурой, сколько скульптурой, украшающей их. Крупнейшие святилища: храмы Махадева, Вишванатхи (оба храма посвящены Шиве), храм Лакшмана (в честь Лакшманы — верного спутника Рамы, который считается воплощением Вишну) обильно украшены скульптурными барельефами, приближающимися иногда к круглой скульптуре. Изображения богов, небесных нимф, праздничных процессий, аскетов, любовников, фантастических животных покрывают пространство стен храма столь плотно, что его архитектура на глазах оживает. Розоватые прожилки в камне наделяют фигуры мягкими оттенками живой плоти. В течение дня храмы слегка меняют цвет: от теплого розоватого на рассвете к белому в полдень и вновь к розоватому на закате. Помимо барельефов, в Кхаджурахо встречаются примечательные примеры культовой монументальной скульптуры. Наиболее яркий пример — это огромная статуя Варахи в аватаре (воплощении) вепря, то есть Вишну. Именно в этом образе, по преданию, он спасал Землю от великого потопа.

Более всего привлекают посетителей скульптурные изваяния эротического содержания. Иногда храмы Кхаджурахо даже называют храмами Камасутры. На стенах храмов с интригующей откровенностью показаны «митхуна», пары возлюбленных, и «майтхуна», изображение любовных объятий в самых разнообразных вариациях. Но такие композиции составляют не более десятой части всех скульптурных изображений. Между тем эротизмом проникнуты многие, если не большинство скульптур. Особенно это касается фигур небесных нимф — апсар или сурасундари.

Бог Вишну принял облик белого кабана, для того чтобы спасти землю от злого демона Хираньякашипу. Фото автора

В индийской мифологии апсары часто появляются как прекрасные небесные девы, искусные танцовщицы и любовницы, соблазняющие святых-аскетов и царей. Их реалистичные и чувственные скульптурные изображения в Кхаджурахо считают шедеврами эротического искусства Индии. Апсары изображены исполненными неги, лениво изгибающимися в различных позах, порой весьма сложных. Это наводит ученых на предположение о том, что скульпторам царей династии Чанделов позировали натурщицы. Некоторые из небесных нимф заняты туалетом: изящно изогнувшись, смотрятся в зеркало или подкрашивают ресницы. Они как будто иллюстрируют слова из «Камасутры»: «женщины нежны как цветы, и предпочитают, чтобы их завоёвывали нежностью».

Тайна сакрального эротизма

Как объяснить эротические сюжеты в скульптуре храмов Кхаджурахо? Прежде всего, храмы в Кхаджурахо не уникальны в этом отношении. Существуют и другие, храмовые комплексы X–XIII веков, украшенные эротической скульптурой, например храм в Конараке. Очевидно, что распространение эротической скульптуры связано с некими общими культурными традициями той эпохи. Впрочем, некоторые из этих традиций уходят корнями в глубину веков. Изображения обнаженных (точнее, почти обнаженных) фигур митхуна на стенах святилищ встречаются в Индии с древности. Почти обнаженное женское тело не воспринималось как нечто непристойное в стране с жарким и влажным климатом. Фигуры апсар также украшают буддистские памятники Индии, созданные ещё до нашей эры. Спутницы богов и символы райского блаженства, они одновременно были напоминанием о соблазнах на пути духовного самосовершенствования.

Изображение более откровенных и даже непристойных сцен майтхуна стали появляться на храмах только в X веке. Примечательно, что в Кхаджурахо такие сцены встречаются только на наружных стенах храма и в стороне от изображений высших божеств. Ученые полагают, что на появление таких сюжетов в храмовой скульптуре повлиял древний культ плодородия и стремление отвести от храма дурное влияние. Вероятно, здесь нашли свое отражение сексуальные обряды, которые, как считалось, способствуют плодородию и вместе с тем предохраняют против сил зла и разрушения.

Наконец, в индийской мифологии встречаются рассказы о том, как боги, напуганные целомудрием аскета, сделавшим его слишком могущественным, посылают к нему сурасундари — искусную соблазнительницу, которая нередко достигает своей цели. Существует предположение, что сцены майтхуны призваны были проверить духовную чистоту посетителей храма, которые должны были оставить мысли о плотских утехах, соприкасаясь с божеством.

Изображение майтхуны на стенах храмов довольно трудно интерпретировать. Особенно обращает на себя внимание два обстоятельства: они есть только на внешних стенах храма (внутри храмов вообще нет изображений людей), женщины, присутствующие при них, но не принимающие в них участие, стоят с закрытыми глазами и прикрывают лицо руками. Фото автора

Появление такой храмовой скульптуры именно в X веке связано с развитием двух религиозных течений в индуизме: бхакти и тантры. Бхакти, наиболее быстро распространявшееся в среде поклонников Вишну, требовало от верующего прежде всего любви к богу в разных её формах, в зависимости от пола, возраста и психического склада адепта. Одной из форм почитания Вишну в его аватаре Кришны было воспевание страстной любви пастушек к юному Кришне, имевшей откровенно эротическую окраску. Согласно преданию, однажды, желая удовлетворить беспредельную страсть к нему 900 тыс. пастушек, он воплотился в такое же количество образов и предался любви с ними, используя двенадцать различных поз. Как повествует «Брахма-вайварта-пурана»:

От всех этих совокуплений исходил чарующий звук колокольчиков наручных и ножных браслетов. Все женщины стонали от блаженства.

Такие аспекты культа Вишну повлияли на усиление эротизма в скульптуре Кхаджурахо.

Тантризм был более популярен среди почитателей Шивы и великой богини Деви, а кроме того — проник из Индии в тибетский буддизм. В тантрической традиции Шива воспринимается как верховное божество и конечная реальность, а его творческая энергия — Шакти (часто отождествляемая с Деви) считается его «женой». Шактистский тантризм, помимо медитации, йоги и чтения священных мантр, включает в себя и сексуальные мистерии. В центре такого ритуала находится женщина, получившая посвящение для того, чтобы стать олицетворением Шакти в ходе обряда. В акте божественной любви с ней соединяется жрец, который во время ритуала должен отождествлять себя с Шивой. В ходе священнодействия воспроизводится изначальное единство Шивы и Шакти как во вселенной, так и в душе верующего. Майтхуна превращается в ритуал духовного просветления. Тем самым достигается спасение (мукти) через наслаждение (бхукти). Полагают, что тантрические практики были одним из источников вдохновения для скульпторов, украшавших шиваистские храмы Кхаджурахо.

Затмение Лунной династии

В XII веке храмы Кхаджурахо продолжали процветать под покровительством Чанделов, но сами цари «Лунной династии» всё чаще терпели поражения в борьбе со старыми и новыми противниками. В начале XIII века Чанделы вынуждены были признать свою зависимость от мусульманского Делийского султаната в Северной Индии. Судя по сообщениям средневековых географов, храмовый комплекс в «лесу финиковых пальм», изрядно пострадавший от мусульманских вторжений, оставался действующим ещё в XIV веке. Князья из династии Чанделов продолжали править в соседних областях несколько столетий, но они уже не претендавали на роль независимых и великих царей, какими были их предки — строители величественных и совершенных храмов.

Храм Деви Джагадамби. Фото ( Creative Commons license ): Paul Mannix

В Индии, в штате Мадья Прадеш, есть местечко под названием Каджурахо. У этой деревушки есть свой собственный аэропорт, несколько отелей, налаженный туристический бизнес, чем могут похвастаться только самые крупные города этой страны. Почему же здесь, в глуши, не иссякает поток туристов со всего мира? Отгадка проста — только в Каджурахо можно увидеть уникальные храмы, каждый из которых воспевает чувственную любовь…

Откровенные сцены

В эти глухие места приезжают тысячи туристов, приехавших полюбоваться на необычные храмы, украшенные скульптурами и барельефами. Правда, при этом рекламные проспекты предупреждают — не берите на экскурсию детей. Зрелище, которое предстанет вашим глазам, явно предназначено только для совершеннолетних.

Взрослые же, побывавшие в этих местах, потом взахлеб рассказывают друзьям о впечатлениях и показывают фотографии, на которых смело можно ставить гриф: «Детям до 16 смотреть воспрещается!»

И это вполне соответствует действительности, за исключением последнего — Камасутра имеет к этим храмам самое отдаленное отношение, разве что европейские издатели очень любят иллюстрировать этот древнеиндийский трактат фотографиями скульптур из храмового комплекса Каждурахо.

Когда европейцы впервые увидели эти храмы, то были в шоке — на барельефах торжествовал праздник плоти, и эротические сюжеты древних индийских мастеров показались выходцам из пуританского цивилизованного общества просто порнографическими…

Случилось это в 1838 году, когда отряд англичан-военных случайно наткнулся на удивительную деревушку. Достаточно долгое время об обнаруженных храмах было мало кому известно — в XIX веке такие сюжеты могли только шокировать публику.

Храмы оставались в стороне от туристических маршрутов, только отдельные специалисты-искусствоведы занимались изучением необычных произведений человеческих рук.

Сооружены уникальные храмы были в X-XII веке династией Раджпутов Чанделла, которые правили Центральной Индией в те времена. Всего было построено 85 подобных храмов, из которых только 22 дожили до наших дней.

Фасады этих уникальных сооружений заполнены не только откровенными изображениями любовных игр, но и немыслимым количеством изображений зверей, военных сцен и т.д.

Храм во славу женщины

Но все же самый основной мотив скульптур — прославление женщины, ее духовной и чувственной красоты. Представительницы прекрасного пола изображаются в различных проявлениях. Они пишут письма, играют с детьми, вынимают занозу из ступни, смотрят в зеркальце на свое прекрасное отражение, расчесывают чудесные волосы, играют на флейте, танцуют…

Существует красивая легенда, повествующая о происхождении храмов Каджурахо. Когда однажды вечером Эмавати, очаровательная молодая дочь священника-брамина, купалась в речке Рати, ее соблазнил Бог Луны. Ребенок, рожденный от союза смертной и Бога, был назван Чандраварманом. Отвергнутая всеми, одинокая женщина стала искать прибежище в густых лесах Центральной Индии, став для сына не только матерью, но и гуру.

Когда мальчик вырос, он основал великую династию Чанделла. Став полноправным правителем страны, он решил осуществить мечту своей матери: она просила его строить храмы, которые показывали бы силу человеческой страсти и красоту женской любви.

Так или иначе, но эти храмы действительно воспевают человеческую страсть, и даже современным туристам, которых уже ничем не удивить, некоторые любовные сцены, запечатленные в камне, кажутся чересчур откровенными.

Единство души и тела

Существует множество точек зрения на то, зачем же собственно были изображены столь интимные сексуальные картины на стенах храма. Можно это объяснять по-разному. Во-первых, индийская культура изначально имела тесную связь с сексуальными мотивами, не видя ничего постыдного в эротике.

К слову говоря, когда в Индию пришли англичане и стали активно насаждать свое мировоззрение и перевоспитывать «диких туземцев», то во многом сломали естественное отношение индусов ко многим вещам. Они, как Адам и Ева в раю, вдруг увидели, что они наги, и им захотелось прикрыться.

Тысячи лет индусы не видели ничего плохого в занятиях сексом, но под воздействием англичан-пуритан вдруг осознали, что это плохо и начали пересматривать свои взгляды. Сейчас Индия, пожалуй, одна из самых целомудренных стран, где запрещены многие увеселения эротического толка, а сексуальная цензура, наверно, построже, чем в СССР.

И это сказалось и на самих храмах в Каджурахо — один из индусских лидеров даже предлагал разрушить храмы, а другой — завесить изображения, чтобы не смущать покой и целомудрие жителей Индии и туристов. Но к счастью, пока это не случилось, и храмы по-прежнему радуют глаз своими изображениями. Вернемся к вопросу, почему же здесь существует такое большое количество изображений плотских утех.

Отметим одну деталь — если на внешней стороне храмов царит праздник плоти, то внутри зданий нет никаких скульптур. Древние мастера говорили — если вы остаетесь снаружи, с восхищением рассматривая многочисленные картины, связанные с актами любви, то ваша сексуальность еще не дает вам войти в храм, чтобы остаться наедине со своей душой. Если, попав в пустой храм, вы чувствуете, что снаружи вам было «интереснее», значит, ваша плоть еще торжествует над вашим духом, и он пока не прикоснулся к божественному…

Поп-дивы без поддержки

Интересный эпизод, связанный с Каджурахо, произошел несколько лет назад. Тогда на пике популярности была английская поп-группа «Спайс Герлз». Эта группа, которая прославилась помимо прочего и сексуальными образами своих участниц, собиралась выступить в Индии, в этом знаменитом храмовом комплексе.

Но деятели индийского искусства в один голос начали утверждать, что не позволят европейцам оскорблять свои чувства. Тогда прозвучала фраза, которая очень ясно выражает разницу между «цивилизованным» европейским миром и «нецивилизованным» восточным: «Эротика Каджурахо является частью индийского взгляда на мир. Группе не будет разрешено использовать храмы как «эротическую поддержку» для своих шоу. Сексуальность без духовности превращается в порнографию».

Храмы камасутры в Кхаджурахо (18+. )

В самом центре индийского штата Мадхья-Прадеш расположен небольшой населенный пункт Кхаджурахо. В городке насчитывается немногим более 19 тысяч жителей. Но, тем не менее, Кхаджурахо является одним из самых массовых туристических направлений в Индии. Колорит этому месту придает удивительный храмовый комплекс, построенный около 1000 лет назад.

Храмы Кхаджурахо были построены между 950 и 1050 нашей эры во времена правления династии Чандела. Эти храмы считаются пиком индийского архитектурного гения Средневековья. Первоначально храмов было 85, и лишь 22 из них существуют и ныне. С угасанием династии Чандела эти великолепные храмы были преданы забвению и стали уязвимы перед разрушительными силами природы. И только в 20 веке храмы были вновь «открыты», отреставрированы и получили признание, которого они справедливо заслуживали.

Эти храмы — свидетельство не только мастерства их творцов, но также и широты взглядов Чандела Раджпутов, под чьим чутким руководством и были построены все эти храмы. Архитектурный стиль храмов тоже довольно своеобразен для тех времен. Храмы настолько филигранны, что складывается впечатление, что они высечены из единого монолита. На самом деле храмы созданы из песчаника без использования раствора. Мегалиты составлялись с помощью цапфовых соединений и удерживались вместе силой тяжести. Подобный способ строительства требует очень точных соединений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *