храмы москвы действующие в советское время
Москва: от креста ко кресту
Многие верующие люди ждут отпуска, чтобы совершить паломничество. Это действительно очень важно: да, святые слышат нас везде, но зачастую именно после паломничества к тому или иному святому у вас складываются с ним глубоко личные отношения. Это удивительно и радостно: соприкосновение со святыней укрепляет веру, словно оживляет, согревает сердце.
С давних пор одним из самых любимых мест паломничества для меня является Москва. Причем паломничества, как правило, кратковременного и незапланированного — когда удается выкроить пару часов в деловых поездках. Это постепенное открытие города «сорока сороков» — и ему пока что не видно конца. В древней русской столице сосредоточено совершенно исключительное количество святынь. Казалось бы — очевидность… Но когда я говорю о том, что люблю паломничать по Москве, у моих собеседников это зачастую вызывает недоумение.
Как-то так получилось, что у Саратова с Москвой сложились отношения прагматичные, чисто деловые. И почти никто из моих знакомых саратовцев — даже из тех, кто часто бывает в столице, скажем, в командировках, или проездом, или навещает друзей и родных, — не рассматривает Москву как место паломничества. Люди говорят, что не знают города, им трудно ориентироваться или что их просто сбивает с ног московская суета, шум и многолюдство — как здесь думать о душе?
Поэтому, начиная свой рассказ, я просто выполняю обещание, данное моим друзьям. Я хочу от души, чтобы малоприятные стороны современной столичной действительности — те, что на поверхности, — отступили, и открылись глубина и тишина святых мест столицы. И если это случится, вы уже не сможете смотреть на Москву по-старому.
В шаге от метро
Парадокс в том, что в Москве паломничество к кому-то из великих святых не займет много времени. Будь вы там просто проездом, и у вас есть лишний час — этого вполне достаточно. Например — центр, метро Китай-город, и прямо у станции (выход к улице Маросейка) — храм святителя Николая в Кленниках. Он известен тем, что здесь служил святой праведный Алексий (Мечев). Обычный приходской священник, в 1893 году он был назначен на бедный московский приход и восемь лет ежедневно служил Литургию в пустом храме. Однако через некоторое время в этой церкви яблоку негде было упасть: люди буквально прикипали душой к храму на Маросейке, потому что ощущали здесь ни с чем не сравнимое напряжение молитвы и безграничную любовь батюшки. Среди духовных чад «старца в миру», как его называли, были известные, образованные люди — врачи, ученые, художники — и вместе с тем самый простой народ. В 1920–1930‑е годы многие члены общины были арестованы, высланы, отправлены в лагеря и тюрьмы. Однако удивительно — были и те, кто дождался возрождения Никольского храма (он был разорен и использовался как подсобное помещение с 1932 по 1990 год) и встретил в нем дорогого батюшку. Мощи святого праведного Алексия были перенесены в храм на Маросейке в 2001 году. И сегодня люди приходят к святому в горе и в радости. Заходя в этот тихий храм с кипящей улицы, оказываешься словно вне времени и пространства…
И таких замечательных святынь, которые находятся буквально в шаге от метро, в столице не счесть. Обычно люди начинают знакомство с церковной Москвой с Храма Христа Спасителя. Конечно, это храм-символ, здесь всегда многолюдно, но очень обидно, что в основном посетители ограничиваются осмотром пышного убранства воссозданной святыни. Душа верующего человека стремится здесь прежде всего к раке святителя Филарета Московского. При жизни его называли Филаретом мудрым — и действительно, он оказал огромное влияние на жизнь Русской Церкви. Мы до сих пор пользуемся его переводом Священного Писания и катехизисом. Аскет, молитвенник и в то же время — человек огромного сердца. И несмотря на то, что к его раке приходит в течение дня не так много людей (печальная особенность сегодняшнего почитания святых!), люди рассказывают, что святой удивительно участлив к тем, кто молитвенно просит его помощи.
Упомяну о том, о чем сама узнала недавно. В Храме Христа Спасителя хранится частица Ризы Господней. В 1625 году она была передана персидским шахом Аббасом II в дар царю Михаилу Федоровичу и торжественно положена в Успенском соборе Московского Кремля. В честь этого события был установлен ежегодный праздник Положения Ризы Господней в Москве (10/23 июля). В советское время Риза хранилась в запасниках музеев Московского Кремля и только в 2007 году была возвращена Русской Православной Церкви. Сейчас изнесение частицы Ризы из алтаря и поклонение ей совершаются в каждый последний воскресный день месяца.
Еще очень интересный факт: в ноябре 2015 года в галерее нижней, Преображенской церкви кафедрального соборного Храма Христа Спасителя открылся Патриарший музей церковного искусства. В состав его экспозиции входят памятники V–ХХ веков! Древнейший экспонат — египетский фаюмский портрет. Здесь же развернута очень интересная выставка, посвященная истории самого Храма Христа Спасителя. Музей открыт ежедневно с 10 до 17 часов, вход в него бесплатный.
«Милости источниче»
Помню, много лет назад меня поразило в Москве вот что: стоишь где-нибудь в центре — и видишь сразу несколько куполов храмов, очень красивых, старинных. Подобное можно было увидеть в каждом русском городе до революции. Но в Саратове, где я росла, было две действующих церкви почти на миллион жителей… Поэтому, когда я бывала в Москве и у меня было время, я просто двигалась наугад — от креста ко кресту. Так, от Храма Христа Спасителя можно свернуть в Обыденский переулок к древнему Ильинскому храму (1702 год), а оттуда хорошо виден Зачатьевский монастырь, куда я както направилась зимним вечером.
Уже стемнело, монастырь еще не был полностью восстановлен. И я замешкалась: куда идти, в какой церкви служба и где в нее вход? Вдруг меня обогнала девушка, она почти бежала к храму. «Наверное, торопится на службу», — подумала я и последовала за ней. Войдя в храм, она буквально припала к какой-то иконе, как ребенок к матери. Так я узнала о существовании чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Милостивая».
Первое упоминание о ней встречается в монастырской описи XVIII века. К началу ХХ века «Милостивая» была одной из самых почитаемых святынь монастыря. Когда в 1923 году властями было объявлено о закрытии обители, чудотворный образ был перенесен сестрами в храм Илии Обыденного. Многие насельницы были репрессированы. Небольшая община сестер тайно продолжала монашескую жизнь в миру. Многие годы они молились неотступно в Ильинском храме у своей Заступницы. В 1991 году было образовано сестричество в честь иконы Божией Матери «Милостивая» — это стало началом возрождения Зачатьевской обители. В 1999 году чудотворный образ вернулся в монастырь. Сестры собирают свидетельства о благодатной помощи Матери Божией, их множество: как и прежде, Она исцеляет и вразумляет, возжигает веру и не оставляет в самых безысходных житейских обстоятельствах. Такая вот история…
В память Воскресения
До 1917 года в Москве было около 900 храмов, к 1980‑м годам их осталось 353. Действовали из них 67, остальные были перестроены и отданы под разные учреждения. Снос церквей в Москве продолжался вплоть до 1984 года… Неудивительно, что москвичи особенно любят храмы, которые не закрывались в советское время. В них передавали на сохранение святыни из тех церквей, которым грозило разорение (об одном примере я рассказала только что). Здесь особенно чувствуется живая связь времен.
Этот старинный уютный храм расположен в квартале, где традиционно проживала творческая интеллигенция. Поэтому его прихожанами всегда, в том числе в советское время, были люди искусства и науки. Здесь пели на клиросе Иван Козловский, Антонина Нежданова. И поскольку среди прихожан были люди всемирно известные, это не раз спасало храм от закрытия. Рассказывают, что в советские годы в Пасхальную ночь все примыкающие к церкви улицы заполнялись народом, стоявшим с зажженными свечами, а в самом небольшом храме каким-то образом умещались более двух тысяч человек!
В храме Воскресения Словущего тоже находится ряд особо почитаемых московских святынь. Среди них очень интересный образ святителя Спиридона Тримифунтского с частицей его мощей и чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших». Редкий случай: Божия Матерь изображена на ней с непокрытой главой — это символ того, что Она отдала Свой покров людям ради спасения грешников.
Фото из открытых интернет-источников
Газета «Православная вера» № 19 (567)
Церкви советского периода в столице: истории уникальных построек
В советский период в столице сломали сотни храмов. Атеистическая власть несколько раз начинала крестовые походы против культовых построек. Но было два исключения: почти детективная история строительства храма в Бирюлеве за одну ночь и возведение старообрядческой церкви в византийском стиле в самом центре города. О них рассказывает сетевое издание M24.ru.
Новгородская старина на Белорусской
Фото: Андрей Агафонов/sobory.ru
Старообрядческую церковь Святителя Николы Чудотворца у Тверской заставы ежегодно видят миллионы москвичей и гостей столицы, однако ее история остается малоизвестной, а туристические маршруты обходят ее стороной. Между тем этот уникальный храм – единственный в Старой Москве, построенный уже в советское время. Стоит он на площади у Белорусского вокзала.
Изначально церковь располагалась на стрелке Бутырского вала и Лесной улицы, от нее отходили несколько проездов, ныне не существующих.
Хороший вид на белый храм открывается с Тверского путепровода. Если подойти поближе к постройке и приглядеться, можно заметить, что пешеходные дорожки между зданиями офисного центра за церковью как будто расходятся от нее лучами. Храм выступает градоформирующим объектом этой части площади. Так было и при постройке 90 лет назад.
В 1905 году, после значительных социальных волнений по всей империи, потом названных Первой русской революцией, вышел указ «Об укреплении начал веротерпимости». Он легализовал положение русских старообрядцев, в частности, разрешил им строить церкви.
В 1914 году архитектор Антон Гуржиенко спроектировал церковь заново, уже в стиле древненовгородской архитектуры (даже колокольня Никольской церкви походит на звонницу). Прообразом служит церковь Спаса на Нередице византийского стиля 1198 года постройки, расположенная рядом с Великим Новгородом.
На постройку храма ушло семь лет.
Что такое звонница
Изначально сооружение башенного или стенообразного типа около церкви для подвешивания колоколов. Характерна для псковской и новгородской архитектуры до XVII века.
Архитектурная параллель звоннице – польская dzwonnica, обозначающая башенную или стенообразную постройку для колоколов костела.
Существует гипотеза о том, что в первые годы своего правления большевики якобы заигрывали со старообрядцами, бывшими при императорской власти гонимым религиозным меньшинством. Поэтому, мол, и разрешили достроить здание.
Скорее всего, дело обстояло иначе: советская власть одинаково преследовала все религиозные течения. Председатель общины храма Николы Чудотворца Александр Антонов рассказал: «На наш храм сначала не обратили внимания. Строят что-то там и строят. Зато через 20 лет отыгрались: храм был закрыт и в 1942 году частично сломан».
В дальнейшем помещения использовались под мастерские скульпторов. Здесь скульптор Орлов работал над созданием монумента Юрию Долгорукому. Сегодня церковь возвращена верующим и восстановлена.
Деревянное чудо в Бирюлеве
Фото: Андрей Агафонов/sobory.ru
В Древней Руси нередко возводили всем миром небольшие деревянные церкви «обыденкой». Это значило, за один день. В 1957 году верующим подмосковного поселка Бирюлево тоже пришлось построить храм за одну ночь.
По «сарафанному радио» весть разнеслась по всему поселку и близлежащим населенным пунктам. Результатом народного «краудсорсинга» стала достройка сторожки с комнатами до настоящего храма, перекрытого общей крышей, с крыльцом и колоколенкой. Возведение храма длилось всего одну ночь. Комиссии не осталось иного, кроме как зафиксировать наличие церкви.
С тех пор не имеющий архитектурных аналогов храм Николая Чудотворца не закрывался.
Через три года Бирюлево вошло в состав столицы. В наследство от народного строительства Москве досталась запутанная система коридоров и комнат и внешняя тесовая обшивка, словно у сельского клуба.
Советские церкви Руси
Фото: Михаил Ильин/sobory.ru
Бывали и случаи перевозки церквей. Например, в 1927 году на место сгоревшей церкви в село Рыжево Егорьевского уезда перевезли деревянный храм Введения Пресвятой Богородицы из подмосковного села Люблино-Дачное (сейчас московский район Люблино). Финансировал перевозку купец Семен Собакин. Правда, это практически единственный в московском регионе случай перевозки церкви после революции 1917 года.
Кстати, из-за этого случая столичный район лишился незаурядного образца архитектуры, который спроектировал и построил в 1872 году председатель Московского Архитектурного общества Николай Шохин. Дело в том, что установленная в Люблино церковь была единственным экземпляром неудавшегося проекта возведения сборно-разборных деревянных храмов для отдаленных областей Империи. Их предполагалось доставлять в разобранном виде по железной дороге и собирать на месте.
Что делали в уцелевших церквях в СССР
В рамках антирелигиозной кампании большевики закрыли, разрушили и разобрали на кирпичи десятки тысяч храмов. Если до революции в России насчитывалось 54 тысячи действующих храма и больше тысячи монастырей, то к началу Перестройки их число сократилось до 6893 и 15 соответственно.
Уцелевшие храмы были закрыты и использовались совсем для других целей: многие были перестроены под дома культуры, кружки для пионеров, в некоторых монастырях и вовсе размещали тюрьмы и отделения ГУЛАГа.
Склад
Большинство храмов, которые не были разрушены, были приспособлены именно под хозяйственные нужды: использовались как складские помещения для различных фабрик, где хранили зерно, муку, сахар.
Ленинградцы знали, что во время блокады немецкая авиация использовала высокий Исаакиевский Собор как ориентир и не бомбила его. Поэтому в храм свезли ценные экспонаты из других музеев. А вот еще до войны, в 1930-х, в храме был запущен маятник Фуко.
Церковь Спаса на Кров
Под книгохранилище Библиотеки имени Ленина в 1943 году была отдана Церковь Папы Римского Климента в Москве. Кстати, книги были вывезены отсюда лишь в 2008 году!
Церковь Папы Римского Климента
Открытый доступ; А.Савин/Википедия
Казарма
В крымском Храме Воскресения Христова в Форосе в годы Второй мировой войны базировался отряд советской армии. Здание серьезно пострадало от фашистских налетов. После войны его хотели снести совсем, но он чудом уцелел и после Перестройки был отдан РПЦ и вновь стал действующим.
Храм Воскресения Христова
Сергей Амзаыев/Global Look Press
Пожарное депо и автовокзал
Церковь Воскресения Христова и Михаила Архангела в городе Касимов
Фабрика
Некоторые церкви были переданы фабрикам, но не только как складские помещения: в них было организовано производство. Например, Церковь Петра и Павла в Суздале была использована под хлебопекарню.
Церковь Петра и Павла в Суздале
Похожая судьба была у Благовещенской церкви в Костроме – ее отдали под хлебозавод, а вернули Православной церкви лишь в 2000-ые.
Благовещенская церковь в Костроме
Московская Церковь Бориса и Глеба в Дегунине в 1941 году была переоборудована в амбулаторию. В 1960-х в храме расположились цеха трикотажной фабрики, а во время перестройки здание арендовал под гараж научно-технический комплекс «Микрохирургия глаза». Сейчас здание возвращено Православной церкви, в нем ведется служба.
Церковь Бориса и Глеба в Дегунине
Церковь Рождества Христова в Черкизове
А вот помещения Воскресенского монастыря в Торжке до сих пор занимает швейная фабрика.
Воскресенский монастырь Торжок
Планетарий
Пожалуй, один из самых необычных функций досталась Николо-Кремлёвская церковь во Владимире. В 1962 году здесь был открыт планетарий, для которого специально изготовили пластиковый купол. Несмотря на планы местных властей перенести планетарий в новое здание, он до сих пор действует именно в церкви. Причем считается важным образовательным учреждением: здесь проходят занятия по астрономии, лекции и викторины.
Николо-Кремлёвская церковь во Владимире
Музей
Многие коммунисты все же понимали культурно-историческую значимость самых известных храмов. Их сохраняли и устраивали там музеи. Государство брало здания под охрану, реставрировало их, поэтому такие церкви дошли до наших дней в хорошем состоянии и часто даже лучше сохранились, чем те, что были все эти годы в ведении РПЦ.
Храм Василия Блаженного
Тюрьма
Кроме Соловецкого под лагерь был приспособлен, например, Новоспасский монастырь (позже здесь базировалось хозяйственное управление НКВД и женский исправительный дом) и Спасо-Андроников монастырь (потом здесь расположилась колония для беспризорников и отделения наркомата обороны).
Церковная жизнь Москвы 80-х годов прошлого века
Власти сначала хотели отдать Донской монастырь, а потом отдали самый разрушенный из всех московских Даниловский. Он находился в ужасном состоянии. Чего там только не было! Колония или какой-то пункт для пересылки малолетних преступников, где их временно содержали, и завод по производству зонтиков. Как сейчас помню, стен не было видно на нынешнюю высоту, только вот этот, не могу сказать: «культурный слой», но различные наслоения за десятилетия выросли, максимум на две трети от нынешней высоты. Привратной колокольни не было, да и вообще снаружи трудно было увидеть что-либо храмовое.
Спасибо партии родной за доброту и ласку,
Что отменила выходной и запретила Пасху.
Это активно звучало, как раз, в том 1986 году. А когда, Пасха совпала с 1 мая, то поздравляли друг друга и говорили: ну, с народным тебя и с международным и с Пасхой.
В церковных семьях пекли свои куличи, не вот эти кексы «Весенние», а по рецептам. Они хранились, часто это были переписанные от руки, передававшиеся от бабушек к внучкам. Кажется, в те годы у кого-то я в первый раз увидел тогда еще дореволюционное издание известной Кулинарной книги Елены Молоховец со всякого рода рецептами, где были и пасхальные тоже. Но пасочницы были огромным раритетом, потому что это деревянный предмет столько десятилетий не проживал.
И у нас в семье была какая–то старая и уже по образцу этой старой резал знакомый мастер. Так появилась своя, скопированная с дореволюционного образца; это тоже в каком–то смысле церковное предание. Вот, бывают предания письменные, бывают предания духовной жизни из уст в уста, иконографические, а бывают и предания на уровне освященного быта, бытия повседневного. И мне кажется, что такие предметы, они тоже должны нами сохраняться и быть для нас дороги. Если когда-нибудь будет создан музей истории церкви XX века, то там эти пасочницы, эти деревянные яички, наряду с документами о новомучениках, тоже должны оказаться, потому что и это часть нашей церковной жизни.
35 главных храмов Москвы
Столица России не зря получила прозвище «Москва златоглавая». В ней находится более тысячи храмов и часовен. Некоторые из них помнят еще времена Ивана Грозного. Некоторые храмы стали визитной карточкой столицы – трудно найти человека, который не слышал бы о храме Василия Блаженного или Казанском соборе Московского Кремля.
Храм Василия Блаженного
Официальное название храма – собор Покрова на Рву. Но все знают его под именем собора Василия Блаженного – его храм получил в честь московского чудотворца, признанного святым. Из-за красоты своей архитектуры и внутреннего убранства, храм стал визитной карточкой Москвы. Внутри сохранились росписи XVI-XVIII века. Это не один храм, а 8 церквей, соединенных переходами в единую композицию.
Адрес: г. Москва, Красная площадь, 7
Храм Христа Спасителя
Это один из самых молодых храмов Москвы, построенный на месте ранее взорванного собора. Сейчас это кафедральный собор, где регулярно проводятся богослужения патриархом. В храме находится множество святынь православной церкви. Богатое убранство производит впечатление на каждого посетителя. При соборе основан Музей церковного искусства, где хранятся уникальные работы.
Адрес: г. Москва, ул. Волхонка, 15
Казанский собор
Этот храм на Красной площади сразу обращает на себя внимание. Цветовая гамма (белый, красный и золотой цвета) была выбрана не случайно – каждый из этих цветов имеет свое значение в церковном искусстве. Собор богато украшен настенными росписями и другими элементами декора. Внутри хранится Казанская икона Божьей Матери, которая признана чудотворной среди верующих, и другие церковные святыни.
Адрес: г. Москва, ул. Никольская, 3
Успенский собор
Собор представляет собой уникальный архитектурный памятник XV века. Фрески храма сохранились с XV-XVI вв., и благодаря работе реставраторов, приобрели первоначальный вид. Собрание икон, самые древние из которых датируются XI веком – одно из богатейших в мире. Южные двери храма сохранили на себе более 20 старинных фресок на библейские темы. В храме со времен Ивана Грозного происходили коронации русских царей, кроме Петра I и Екатерины I.
Адрес: г. Москва, ул. Манежная, 2-10, сооружение 2
Благовещенский собор
Храм построен при Иване Грозном. Его знаменитые росписи на стенах и потолке выполнены известными мастерами той поры – Андреем Рублевым, Феофаном Греком и др. Несмотря на перестройки собора, роспись возобновлялась каждый раз в точности по образцу старой. Каменный храмовый пол с вкраплениями яшмы и агата по легенде был привезен из Византии. Иконостас алтарной части превышает 2 метра в высоту и состоит из 5 ярусов.
Адрес: г. Москва, Соборная площадь Московского Кремля
Архангельский собор
Считается, что этот храм построен в 1 половине XII века за один год. Он известен как усыпальница русских царей – от Ивана Калиты до Петра II. В алтарной части находится надгробие Ивана Грозного и его сыновей. Плиты выполнены из белого мрамора. На стенах расположены фрески XVII века, изображающие более 60 исторических лиц – московских и удельных князей, русских царей, погребенных здесь в конце XVI-XVII веков и киевских князей.
Адрес: г. Москва, Соборная площадь Московского Кремля
Церковь Иоанна Лествичника
Эта церковь получила известность благодаря своей колокольне, которая носит прозвище «Иван Великий». Это уникальная по прочности постройка высотой 81 метр, созданная при Иване IV. На верхнем ярусе находится 3 колокола, каждый из которых имеет свое прозвище. Самый большой из них – Успенский. Он весит 65320 кг. Сейчас в здании колокольни Музей истории московского Кремля.
Адрес: г. Москва, Донская площадь, 1, стр. 17
Церковь Ризоположения
Церковь строилась как домовый храм для московских митрополитов. Внутренняя роспись выполнена в теплых тонах. Уникальные фрески изображают фигуры святых – покровителей династии Романовых. Нижние ярусы стен расписаны орнаментом. Иконостас создан в XVI веке и многие иконы только недавно «открыты» из-за более поздних слоев. В храме находится выставка русской деревянной скульптуры XV-XIX века.
Адрес: г. Москва, ул. Донская, 20
Храм Николая Чудотворца на Берсеневке
Храм был построен в XVII веке, как домовая церковь для подворья царского садовника Аверкия Кириллова. Он входит в список памятников архитектуры федерального значения. Церковь отличается затейливым декором в ярких цветах. Самый большой купол храма весит более 3 тонн – его отливал тот же мастер, что и знаменитый Царь-Колокол.
Адрес: г. Москва, Берсеневская набережная, 18-22
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках
Эта церковь выстроена в XVII веке и стала последним из шатровых храмов Москвы. После неё храмы такого типа уже не строились, на смену им пришли купольные. Стены сложены из особого формованного кирпича. Внешняя отделка богата декором – многоярусными кокошниками, фигурными столбами и карнизами. Внутри сохранились остатки фресок XVII века.
Адрес: г. Москва, ул. Малая Дмитровка, 2, стр. 2
Богоявленский Кафедральный Собор в Елохово
Храм известен многим, как место, где в 1799 году был крещен А. С. Пушкин. Сразу обращает на себя внимание архитектура собора. Это комплекс, выполненный в стиле барокко. Внутри, благодаря большим окнам и свету, идущему из купольной ротонды, создается эффект расширения пространства. Главный иконостас собора вмещает 65 образов святых – это одно из самых больших собраний икон в российских храмах.
Адрес: г. Москва, ул. Спартаковская, 15
Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
Церковь выстроена в XVII веке, и позже не единожды достраивалась. В современном виде она создана в XIX веке, в стиле ампир. Официальное название храма – церковь Спаса Преображения, но получила свое название поскольку в ней хранилась чудотворная икона Божией Матери. По преданию, она помогла вылечить больную сестру патриарха Иоакима.
Адрес: г. Москва, ул. Большая Ордынка, 20
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе
Храм выстроен в 2015 году, и состоит из верхней Покровской церкви и нижнего храма во имя Архангела Михаила. Архитектура отсылает к древнерусским традициям. Внутри верхнего храма, находится мозаичное панно площадью 2500 м². Центральная фигура занимает площадь 45 м² – это Христос, благословляющий верующих. За образец взяты древние византийские мозаики.
Адрес: г. Москва, ул. Айвазовского, владение 7/8
Храм Петра и Павла в Ясеневе
Этот храм построен в 1750-х годах. Он неоднократно перестраивался и реконструировался. Сейчас состоит из 3 частей – притвор, сам храм и колокольня. Старинные росписи и убранство XVIII века были утрачены в советский период. Сейчас идет их воссоздание. Храм известен как место венчания родителей знаменитого писателя Л. Н. Толстого – Н. И. Толстого и М. И. Волконской.
Адрес: г. Москва, Новоясеневский проспект, 42, корп. 7
Крутицкое Патриаршее подворье
Патриаршее подворье построено в XIII веке и первоначально было монастырем. Центральное здание в комплексе подворья – Успенский собор. Его называют «малым Успенским», чтобы отличить от собора в Кремле. Рядом расположен Крутицкий теремок – двухэтажные ворота, выложенные тысячами изразцовых плиток. На территории подворья есть еще один храм – Воскресенский, построенный в XVI веке.
Адрес: г. Москва, ул. Крутицкая, 8
Церковь Вознесения в Коломенском
Это один из первых каменных шатровых храмов в Московской Руси, построенный в 1532 году. Его причисляют к шедеврам мировой архитектуры. По легенде, храм построен по приказу Василия III в честь крещения долгожданного наследника – будущего царя Ивана Грозного. Архитектором стал итальянец Петр Францизск Анибале (Петр Фрязин). Сейчас в подклети храма работает выставка «Тайны церкви Вознесения».
Адрес: г. Москва, проспект Андропова, 39, стр. 1
Церковь Святого Игоря Черниговского
Церковь построена в 2010-2012 годах по проекту архитектора А. Шипкова. Архитектура и внутреннее убранство сохраняют древнерусские традиции. Пять из девяти церковных куполов выполнены из фарфора. Иконостас тоже изготовлен из керамики, оформлен в бело-золотистых тонах. Над входом расположены медальоны с изображением святых Георгия Победоносца, Андрея Боголюбского и Михаила Тверского.
Адрес: г. Москва, 7-я ул. Лазенки, 42, стр. 9
Церковь Симеона Столпника на Поварской
Храм датируют концом XVII века. Он состоит из центрального храма – Введенского, и двух приделов – во имя св. Симеона Столпника, и св. Димитрия Ростовского. В XVIII-XIX веках храм был популярен среди московского дворянства как место венчания – здесь венчались писатель С. Т. Аксаков, будущая жена Булгакова Е. Нюренберг (прототип Маргариты) со своим первым супругом и другие.
Адрес: г. Москва, ул. Поварская, 5, строение 1
Храм Воскресения Христова в Сокольниках
Церковь выстроена в 1909-1913 годах. С постройкой храма связано много легенд – о явлении Богородицы, велевшей начать стройку; о чудесно нашедшихся деньгах на строительство. Здание построено в стиле модерн начала прошлого века. Иконостас выполнен из мореного дуба. В свод вмурованы «голосники», которые усиливают звучание хора. Уникальна пространственная ориентация церкви – не на восток, а на юг, в сторону Иерусалима.
Адрес: г. Москва, Сокольническая площадь, 6
Храм Троицы Живоначальной в Останкино
Храм находится на территории музея-усадьбы Останкино, и отнесен к памятникам культуры федерального значения. Уникален его внешний фасад, полностью покрытый декором – шатры, кокошники, карнизы, медальоны с изображениями святых. Крыльцо отделано мрамором и изразцовой плиткой. Внутри сохранились старинные росписи.
Адрес: г. Москва, ул 1-я Останкинская, 7, строение 2
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях
Церковь воздвигнута в 1690-1693 годах по приказу Л. К. Нарышкина – дяди Петра I. Искусствоведы относят её к стилю «нарышкинское барокко». Внешнее убранство – белокаменное, с использованием резьбы. Внутреннюю часть украшает деревянный резной декор. Цветные витражи храма, по преданию, привезены Петром I из Нарвы, после взятия города.
Адрес: г. Москва, ул. Новозаводская, 6
Храм Всех Святых во Всехсвятском
Строительство храма связывают с именем имеретинской (грузинской) царевны Дарьи. В 1730-1733 годах церковь была выстроена. До вхождения Грузии в состав Российской Империи, богослужения велись на грузинском языке. В архитектурном отношении храм относят к раннему барокко. Колокольня получила прозвище «пизанской башни» из-за небольшого наклона. Он возник из-за грунтовых вод и близости метро.
Адрес: г. Москва, Ленинградский проспект, 73 А
Храм священномученика Климента, Папы Римского
Это православная церковь, обозначенная еще на «Годунове чертеже» 1597 года. Тогда храм был деревянным, а в XVIII-XIX веках перестроен в каменный. Здание относится к стилю барокко. Иконостас был создан мастерами Императорской Академии Художеств. В алтаре хранилось много реликвий, включая Евангелие 1654 года. Резной балдахин над престолом храма – уникальное произведение декоративно-прикладного искусства, сейчас он хранится в музее архитектуры им. Щусева.
Адрес: г. Москва, ул. Пятницкая, 26, стр. 1
Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе
Храм был построен к 50-летию Победы, в 1995 году. Его относят к неорусскому стилю с элементами модерна. Иконостас храма состоит из трех ярусов, с 48 изображениями, включая православных новомучеников XX века. Фасад снаружи украшают бронзовые барельефы авторов З. Церетели и З. Анджапаридзе. Над входом расположено панно «Деисус» работы Е. Ключарева.
Адрес: г. Москва, площадь Победы, 3 Б
Церковь Троицы в Никитниках
Церковь считается эталоном «московского узорочья» – архитектурного стиля середины XVII века. Здание богато декоративными элементами – кокошниками, арками, изразцами. Внутри сохранилась роспись 1652 года, которая выполнена лучшими мастерами Оружейной Палаты Кремля – Симоном Ушаковым и Иосифом Владимировым. В нижнем храме находится чаша для воды, изготовленная из цельного камня, привезенного из Палестины.
Адрес: г. Москва, Никитников переулок, 3
Храм Григория Неокесарийского
Это памятник архитектуры федерального значения. Храм возведен в XVII веке, в нем венчались родители Петра I – царь Алексей Михайлович и Наталья Нарышкина. Главная особенность убранства – фриз из 9 тысяч изразцовых плиток, выполненный предположительно белорусскими мастерами. Иконы писали Симон Ушаков и другие мастера Оружейной палаты. В народе церковь получила название «Красной» – то есть красивой.
Адрес: г. Москва, ул. Большая Полянка, 29 А
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово
Храм был возведен для царской усадьбы в селе Измайлово при царе Алексее Михайловиче. Относится к стилю «нарышкинское барокко». Снаружи украшен цветными изразцами – растительный орнамент и «павлинье око». Для внутренней росписи приглашались художники из Костромы. Сейчас от грандиозного пятиярусного иконостаса остались лишь отдельные иконы.
Адрес: г. Москва, Серебряный остров, 1, строение 1
Церковь мученика Трифона в Напрудном
Это один из самых древних храмов Москвы – его относят к XV веку. По преданию, церковь построена по приказу сокольничего Трифона, который на охоте упустил любимого сокола царя Ивана Грозного. После молитвы св. Трифону, сокол нашелся. После этого был возведен храм в память о чудесной помощи святого. Храмовая фреска с изображением св. Трифона и сокола сейчас находится в Третьяковской галерее.
Адрес: г. Москва, ул. Трифоновская, 38, стр. 1
Храм преподобного Сергия Радонежского
Первое упоминание о храме относится к 1722 году. По богатству внутреннего убранства храм находился наравне с соборами Кремля. В нем находилось множество старинных икон, особо чтимой из них была икона Богоматери «Утоли мои печали». Большая часть церковного убранства утрачена, но главную икону удалось сохранить. Сейчас храм входит в список культурных ценностей федерального значения.
Адрес: г. Москва, ул. Николоямская, 59
Храм Серафима Саровского в Раеве
Храм представляет собой комплекс, на территории которого находятся часовня во имя Николая Чудотворца и крестильный Введенский храм. Рядом расположены воскресная школа и духовно-образовательный центр. Храм выстроен по образцу древних русских церквей и освящен в 2017 году. Высота храма – 43 метра, площадь – более 1000 м².
Адрес: г. Москва, пр. Шокальского, 48
Храм Троицы Живоначальной в Листах
Церковь построена в середине XVII века стрельцами Пушечникова полка. По преданию, Царские врата вывезены царем Алексеем Михайловичем из захваченной Орши, и подарены храму. Оттуда же привезена значительная часть убранства церкви. Интересна архитектура храма – он выполнен в традициях времени Ивана Грозного, что несвойственно для XVII века.
Адрес: г. Москва, ул. Сретенка, дом 27/29, строение 3
Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах
Это памятник архитектуры федерального значения и один из древнейших храмов Москвы – впервые упоминается в 1453 году. Современный каменный храм выстроен в начале XIX века в стиле ампир. Мозаичные фрески на фасадах воссозданы по старинным образцам. В 1812 году именно в этом храме молился М. Кутузов перед историческим советом в Филях, определившим победу в войне с Наполеоном.
Адрес: г. Москва, ул. Косыгина, 30, строение 1
Церковь Пимена Великого
Храм построен в конце XVII века взамен сгоревшего деревянного. Позже к нему пристроен придел во имя Владимирской иконы Божьей Матери. Есть легенда, что во дворе храма играл слепой мальчик, который внезапно прозрел, и первое что он увидел – была именно эта икона, вырезанная из камня. Каменная икона после этого хранилась в церкви. Храм упоминала Марина Цветаева в автобиографических повестях («Дом у Старого Пимена» и другие).
Адрес: г. Москва, Нововоротниковский перулок, 3, строение 1
Церковь Николая Чудотворца в Клённиках
Церковь упоминается в 1657 году как храм «Николы чудотворца, что на Покровке, у решетки». Постепенно к ней пристраивались новые приделы. В 1910 году священником здесь был Алексей Мечев, в настоящее время причисленный к лику святых как Алексий Московский. Церковь посещали философ Н. Бердяев, художник Л. Бруни и другие известные люди. Первоначальное убранство храма не сохранилось.
Адрес: г. Москва, ул. Маросейка, 5
Храм Великомученицы Екатерины на Всполье
Храм создан в XVII веке. Позже реконструирован по приказу Екатерины Великой и приобрел облик в стиле позднего барокко. Украшением церкви были иконы, написанные Д. Левицким и В. Василевским, и серебряные Царские врата (сейчас утрачены). В настоящее время церковь относится к московскому подворью Православной церкви в Америке.
Адрес: г. Москва, ул. Большая Ордынка, 60/2