храмы на маросейке в москве
Братья и сестры!
Смотрите также сообщения в группах «Клённики» в соцсетях ВКонтакте и Фейсбук.
Х рам с вятителя Николая в Кленниках расположен в самом начале московской улицы Маросейка, в нескольких шагах от выхода из станции метрополитена «Китай-город».
В течение почти 60 лет – с 1932 по 1990 гг. – храм был закрыт, разорен и использовался как подсобное помещение, но по милости Божией молитвенная жизнь на этом святом месте ныне возобновлена.
Храм вновь засиял куполами, раскрыв двери навстречу входящим в него, и издалека слышен колокольный звон, зовущий к службам Божиим.
Взгляд прохожего, скользнув по окружающим серым высоким домам, возвращается к радующему глаз яркому зданию маленькой церкви – здесь и сами окна в окружении белых наличников приветливо глядят – зовут войти, задуматься, помолиться.
В храме 4 престола:
| |
| |
| |
| Прогулки по Москве. Храм Косьмы и Дамиана на Маросейке и Армянский переулок.Окончательное свое название Армянский переулок получил в 18 веке, в связи с находившимся здесь армянским поселением. До этого он был Никольским, Столповским (от названия церкви Николая Чудотворца что у Столпа), Артамоновским. На нем расположены усадьбы Милославских (д. 3) и Тютчевых (д. 11), дом Лазаревых (в настоящее время — Армянское посольство, д. 2). В середине XVIII в. переехал в Россию из Персии на постоянное жительство богатый и знатный армянин Л. Н. Лазарев с большим семейством, сородичами и слугами. В Москве он скупил много дворов между Мясницкой (улица Кирова) и Маросейкой (улица Богдана Хмельницкого), особенно в описываемом нами переулке, где в 1781 —1782 гг. на средства Лазаревых была построена во дворе дома № 3 Храмы на маросейке в москвеПродолжу серию дневников о нашем паломничестве в Москву и сразу же скажу, как сожалею о том, что невозможно объять необъятное. Мало, очень мало мы увидели в столице, торопились. Тут про наш Питер пиши — не напишешься, а ещё о Москве хочется… Напоминаю о предыдущих дневниках: Пробежавшись по парку Зарядье, перекусив (недорого, но великолепно) на Варварке в Знаменском монастыре, пошли мы пешком по Старой Площади в сторону станции Китай-город. Ульяна нас туда чуть ли не бегом вела: «Сейчас, вот сейчас там будет Никольская церковь, где служил Алексей Московский». Как же, как же… Знаю, знаю… Тот самый праведник батюшка Алексей Мечёв, материалы которого я с удовольствием перечитываю у нас на Азбуке. Кому интересно, вот ссылка. Запомнился мне он словами о том, что разговаривать с каждым человеком нужно, как с Богом. Я недавно на эту тему даже отдельный дневник выделил: ссылка. А ещё… ещё я вспомнил, что вот только что видел в Климентовской церкви икону, на которой Алексей Московский рядом с преподобным Сергием Радонежским и преподобным Даниилом Московским. Вот такая взаимосвязь имён. Впрочем, даст Бог, о Данииле Московском тоже запланирован мною отдельный дневник. А ещё… ещё я ошибся… На этой иконе митрополит Алексий Московский, а я думал, что Алексий Мечёв. Но… так иногда бывает. На то и обретаются познания. И вот мы подходим к храму, не с первого раза видного среди окружающих его домов. Это когда-то, наверно, был он здесь первым и главным, но время безжалостно лишило его первенства в архитектуре. Этот район в квартале от Кремля, в Белом городе, тоже немало претерпел: был он и Клённиками (якобы тут была кленовая роща, но не факт), был он и Клинниками (оружие делали), и Блинниками (блины тут пекли), и по сей день историки спорят, какое название было раньше другого. Мне всё равно, что тут было из названий первым, но важно, что сегодня Храм Николая Чудотворца именуется с уточнением «в Клённиках». И становится понятно, почему уточняется, ведь я недавно рассказывал о храме Николая «в Пыжах». Кстати, можно сравнить с дореволюционным фото: Может быть, кто-то скажет, что я сейчас случай из моей жизни приведу не к месту, но очень уж вспомнилось… Месяца так за три до нашего бракосочетания с Настей сидим мы на берегу моря, и я говорю: «А давай-ка из камней замок сделаем?» Она посмотрела на меня, всем видом показывая, что не хочет. «Давай, — говорю, — ведь это же ВМЕСТЕ!» Улыбается: «Ну начинай». Я первый камень положил, она свой не кладёт. Я второй, третий… Она не помогает. «Ну что ж ты так? — возмущаюсь, — Надо же вместе!» Настя не участвует. Седьмой, восьмой… И только тогда, когда первые камушки обрели очертание фундамента, рука моей будущей жены потянулась и положила о-о-очень маленький камушек в кладку. Я беру камни ещё больше, идёт второй ряд. Настя кладёт второй маленький камушек. «Давай активнее! — требую я. — Не сачкуй!» Третий ряд укладываю, и только тогда Настя стала класть камни наравне со мной, и вскоре мы вывели стены. «Вот, Володя, — говорит Настя, — я тебе хотела примером показать, что не надо ждать, что женщина пойдёт за тобой сразу же, как ты позвал, даже если ты позвал её на хорошее. Главное, запомни, ты должен начать первым. Как в Писании сказано: спасись сам, и рядом с тобой спасутся тысячи!» Так и Алексей Мечёв, получив бедный храм без прихожан, без доходов, установил главное правило — есть ли люди, нет ли их, а службы надо проводить всегда, поскольку церковные службы — это не концерт с продажей билетов. Вот на его примере и начинаешь понимать, что молитва — это не только тогда, когда ты в храм пришёл. Помимо Петра и Февронии есть великое множество прекраснейших примеров любви. Смело скажу, что брак святого Алексея Московского в этом числе. Жену свою Анну Петровну (в девичестве Молчанову) батюшка пережил на 20 лет. Как пишут в книге воспоминаний (купил я её там же), она отличалась особенной красотой. В моём представлении почему-то, когда читал книгу, рисовался образ попадьи из фильма «Поп». Так кажется и сейчас, когда нашёл в сети её фото. К ней сватались видные женихи, а она их отшивала. Мечёв даже не верил, что она согласится, когда надумал сделать ей предложение. Сам он был маленького роста, не имел высокой должности, сбережений не было никаких. Однако именно ему, а не другому — видному, знатному или красивому — она отдала предпочтение. Значит, женщина видела в потенциальных женихах не внешнее, а внутреннее. Искала невеста крепкий «стержень», а он может быть только в верующем человеке. В ГЛУБОКОверующем! В том, кто без Бога по жизни никак! Пример величайшей любви, согласия, верности — это брак Алексея и Анны. Испытанием на прочность были и бедность, и быт. Роды и нужда вызвали в Анне Петровне тяжкие болезни. Убивался, молился, старался изо всех сил батюшка, чтобы помочь жене. Но при этом, конечно, не мог предать Бога, чтобы сделать жене лучше. И она бы такой жертвы не приняла, если бы он службу в храме сменил на то, от чего жене стало бы лучше. То есть, хочу сказать, любовь здесь была обоюдной. Муж — для жены, жена — для мужа, оба — для Господа! Но Господу было так угодно, чтоб не стало рядом с батюшкой Алексеем его жены. Ах, как он рыдал после смерти Анны Петровны! Приговаривал: «Да куда ж я теперь без неё! Как мне поднять теперь моих детей!» Горе вгоняло его, как теперь говорят, в депрессию. Но тут друзья семьи (купцы с Маросейки) специально пригласили из столицы (из Петербурга) Иоанна Кронштадского. Несколькими фразами святой поставил в жизни Мечёва всё на свои места. Мол, горе твоё не напрасно, а с целью. Стало быть, путь твой — в старчестве, людям помогать, служа тем самым Господу и исполняя Его волю. Подрабатывал Мечёв учителем в женской гимназии. Надо сказать, что заведение то было протестантским. По воспоминаниям, на уроках творился бедлам, потому что девушки эпохи нигистистов и революционеров ну никак не воспринимали православного препода. В ту эпоху процветало утверждение, что Бог должен быть в душе у человека, а не в храме. Кстати, когда я слышу (читаю) здесь подобные откровения некоторых азбуковчан, внутри меня — бунт. Как так отрицать Церковь? Неспроста же говорят, что кому Церковь не мать, тому Бог не отец. Так вот, отец Алексей особенно не заботился о дисциплине на уроках. По его мнению, не надо насильно тянуть к вере тех, кому это не надо. Достаточно ему было и того, что единицы к нему тянулись, и в работе с ними он видел своё предназначение. Именно эти единицы были рядом с ним в его храме, когда грянула революция. Сами голодали, а батюшку с семьёй поддерживали. После его смерти аж до 1932 года крепко возле храма держались, не давали большевикам его разрушить. Из их числа произошло духовное объединение «Монастырь в миру». Канонизирован и сын отца Алексия — Сергей. Два святых православных из одной семьи! Представляете? В годы гонений на церковь, повального обновленчества, человек с образованием медика, историка и филолога мог бы избрать себе после революции другое занятие, но он возглавил храм отца, продолжил его дело. Благословение на это он получил в Оптиной пустыни, а ещё от патриарха Тихона. Что поразительного в этих двух судьбах — верность церкви. На сделку с большевистским режимом в 1927 году пошёл патриарх Сергий, а сын Алексея Мечёва остался верен арестованному местоблюстителю митрополиту Петру, примкнул к «непоминающим». Никаких обновленчеств! Никакого отклонения от канонов церкви! Никаких сделок с совестью, как это сегодня происходит в некоторых храмах соседнего государства! Потому и назван святым, что был верным. Мечущиеся в эти списки не попадают. Вот три фото отца Сергия. Ставлю их рядом, чтобы можно было посмотреть на взгляд человека светского, верующего и измученного в неволе. Видна метаморфоза? В одном дневнике, конечно, всего не расскажешь. Но надеюсь, что в ком-то проснётся желание почитать о биографиях святых Алексия и Сергия Мечёвых. Особенно их труды — бессмертное сокровище, открытое для каждого: Хотелось бы подробнее рассказать о самом храме. Но что рассказывать? Он восстановлен. Усилия приложены немалые. У раки с мощами святого Алексия постоянно дежурит кто-нибудь из прихожан. Когда мы были, я всё это видел своими глазами. Необычный храм. Очень необычный. Как многокомнатная квартира, каждая из комнат которой для чего-то предназначена. Потому-то в нём как-то по-домашнему уютно. Можно найти уголочек, в котором затаиться и помолиться о своём, о сокровенном. Страсти-мордасти от меня про советское время, наверно, вам уже надоели. Ну, забрали храм у верующих… Ну сделали из него общежитие, в котором людей напихали, как селёдок в банку… Ну откапывали мальчишки во дворе черепа и играли ими в футбол… Ещё здесь была бухгалтерия ЦК ВЛКСМ, которая считала в том числе и мои 2 копейки, когда я был в школе комсомольцем. Что ещё могу рассказать? Лучше об этом всё же почитать здесь: ссылка на сайт храма Никольский храм в КленникахЦерковь с собственным святымЭтот храм непримечателен по архитектуре. Крупные исторические события также обошли его стороной. Но церковь в Кленниках почитают из-за ее батюшки — Александра Мечева. Церковь Николая Чудотворца в Кленниках в XVII веке называли Никола в Блинниках. Вероятно, здесь жили пекари, славившиеся приготовлением блинов.В XVIII столетии слово «блинники» трансформировалось в «кленники». Но исследователи утверждают, что никаких кленов у ворот Китай-города тогда не росло, и это название было связано с обретением иконы св. Николая в подмосковной деревне Кленники. Но это лишь версии. В 1468 году Иван III построил на этом месте «обетную» деревянную церковь Симеона Дивногорца в благодарность за то, что пожар из Белого города не тронул Китай-город и Кремль. Каменный храм Николая Чудотворца в Кленниках возвели на ее месте в 1657 году. Эта маленькая московская церковь до начала XX века не была популярна у прихожан. Но перед революцией у нее была уже достаточно большая община. В советское время храм Николая Чудотворца в Кленниках закрыли, а его здание превратили в подсобное помещение дома №3, где располагался ЦК ВЛКСМ. Он поместил в здании церкви бухгалтерию. В алтарной части устроили кассы, а в четверике на уровне высоких окон появился еще один этаж. Убранство и росписи стен церкви были уничтожены. Исключением стала лишь роспись недоступно высокого потолка четверика Казанского придела. В 1990 году храм вернули Церкви, и сейчас он действует. Прихожан церкви Николая Чудотворца в Кленниках удивляет необычный престол, освященный в честь Алексия, старца Московского, и священномученика Сергия.Алексей Мечев был настоятелем этого храма с 1892 по 1923 год, а незадолго до смерти передал руководство приходом сыну Сергею. После закрытия храма в Кленниках Сергея Мечева арестовали и расстреляли. Как же Алексей Мечев стал московским святым? Он пришел в храм Николая Чудотворца в Кленниках в тяжелое время: ходить в церковь было не модно, и в течение 8 лет батюшка ежедневно служил литургию при пустом храме. В 1902 году после длительной болезни умерла жена отца Алексея, и после этого он посвятил себя служению людям. Он открыл в своей квартире церковную школу для бедных детей, читал проповеди на Хитровке, вел работу в Обществе народного чтения, где читал для неграмотных в тюрьмах и столовых. Постепенно в церковь Николы в Блинниках потянулись люди. После молитвы «московского батюшки» многие буквально чувствовали, как гора уходила с плеч, а больные получали физическое исцеление. Кроме того у отца Алексея открылся дар прозорливости. Например, он точно мог сказать, жив или мертв пропавший без вести человек, и никогда не ошибался. В 2000 году Алексея и Сергея Мечевых причислили к лику святых. А в сентябре 2001 обрели мощи «московского батюшки». Их перенесли в храм Николая Чудотворца на Маросейке. Так церковь Николы в Блинниках получила собственного святого. История храма Существующий ныне на Маросейке Космодамианский храм построен в 1793 году, но на этом же месте церковь была и ранее, так что следует различать собственно две церкви: старую и настоящую. Когда именно и кем была построена старая церковь – точных сведений не имеется. Достоверно известно, что она существовала еще в начале 17-го века. Так, об этом храме упоминается в книге Патриаршего Казенного Приказа за 1625 год и в «Книге царского жалованья московским церквам». Из тех же свидетельств можно видеть, что старая церковь была каменная, одноэтажная и двухпрестольная: с главным престолом во имя святителя Николая и придельным во имя свв. бессребреников Космы и Дамиана. Поэтому она нередко называлась в старинных документах церковью св. Николая, хотя наименование по Космодамианскому приделу удерживалось тоже. Вначале старая церковь Космы и Дамиана не имела ни паперти, ни колокольни, они были пристроены только в 1651 году. В конце 17-го столетия попечением княжны Евдокией Андреевной Куракиной над одноэтажной постройкой вырос второй верхний ярус, и здесь устроена была новая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. Так у старого Космодамианского храма появилось и третье название – Казанский. Сначала церковь была только ружной (состоящей на содержании) княгини Куракиной, и особые от Космодамианского причта священник и псаломщик содержались на средства княжны. Но в 1771 – 1772 гг. храм поступил в заведование Космодамианского причта и соединился с приходским. В это же время, т. е. в конце 18 века, Космодамианская церковь пришла в полную ветхость. Это был тяжелый, критический период. Но Всеблагой Отец Небесный не оставил ее Своею милостью, возбудив к усердию сердца добрых людей. Ревнуя о славе Божией, прихожане пришли к мысли не о ремонте, но о сооружении новой церкви, и притом с некоторым изменением в устройстве. В июле 1790 года они вошли к Митрополиту Московскому Платону с ходатайством ветхий храм сломать и вместо него соорудить новый во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного, с двумя приделами: во имя свт. Николая и свв. бессребреников Космы и Дамиана. Таким образом, главный престол во имя свт. Николая, бывший в старой церкви, перенесен в новую, в южный придел; верхний ярус с престолом во имя Казанской иконы Божией Матери уничтожен, а главный престол посвящен Спасителю, Исцелителю расслабленного. Замечательно, что наименование нового храма по приделу Космодамианским по-прежнему удержалось, хотя по главному престолу он иногда и назывался Спасским. Это и есть тот самый храм, который существует ныне. На предмет построения этого храма почти все прихожане сделали более или менее значительные пожертвования, но во главе жертвователей и душой святого дела был подполковник Михаил Родионович Хлебников: на его имя была выдана и храмозданная грамота в январе 1791 года. В декабре 1793 года новый Космодамианский храм был окончен постройкой вчерне, а совсем благоукрашен был только южный придел во имя свт. Николая, который и освящен был 18 декабря того же 1793 года. С того времени начато было и богослужение в новой церкви. Через 2 года, а именно, 21 октября 1795 года, освящен был северный придел во имя свв. бессребреников Космы и Дамиана, а главный – во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного, представлявший единственный в Москве храм с таким наименованием, – освящен был 4 октября 1803 года. Можно видеть, что новый Космодамианский храм строился в течение 12 лет.
В нашествие на Москву неприятелей в 1812 году Космодамианская церковь подверглась общей с прочими церквями участи, лишившись значительной части своего имущества и украшений, и нескоро оправилась от постигшего ее разорения. До 1857 года храм был разделен на 2 половины: зимнюю и летнюю. «Холодный» храм во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного запирался на зимнее время, «теплый» же состоял лишь из трапезной и двух приделов и не отличался вместительностью. Зимой здесь было особенно тесно, и в 1857 году в подвале под церковью устроили духовую печь. Так холодная церковь стала теплой. С того времени почти 40 лет крупных капитальных работ в Космодамианской церкви не производилось. А в 1893 году храм был обновлен внутри и снаружи. Это великолепное обновление Космодамианского храма стало тем более приятно, что совпало со столетним юбилеем со времени построения и освящения Никольского придела, которое было отпраздновано с великой торжественностью 18 декабря 1893 года с совершением крестного хода вокруг церкви при громадном стечении богомольцев. В летописи Космодамианской церкви записано несколько случаев благодатных исцелений, полученных больными от храмовой иконы Спасителя, Исцелителя расслабленного. Эта икона является особо чтимой святыней уже с самого построения и освящения этого храма, привлекая к себе благочестивых поклонников из разных мест столицы. Особенно это бывает заметно в храмовый, единственный во всей Москве праздник, совершаемый в третье воскресенье по Пасхе. С давнего времени установлено совершать пред этой святой иконой молебствие каждую субботу, по окончании всенощного бдения; причем, на этом молебствии полагается особый тропарь, особый прокимен, особое Евангелие и особая в высшей степени умилительная молитва. Священник Николай Романский (Москва, 1895 г.) В начале тридцатых годов храм разделил судьбу многих русских святынь: приход разогнали, иконы и украшения храма конфисковали, и они пропали бесследно. Уже было подписано постановление о взрыве храма, но Господь не допустил этого. Впоследствии здание использовалось как производственный склад, мотоциклетный клуб, архив, художественные классы. В 60-е годы были снесены три церковных дома, а на их месте выстроено огромное административное здание, которому храм передали под архив. В те же годы была произведена частичная реставрация церкви – после наружного ремонта восстановлено внешнее убранство храма, водружены золоченые кресты. Однако интерьер был изуродован этажным перекрытием и множеством перегородок. Из-за многочисленных перепланировок пол дал сильный уклон. 22 июня 1993 года вышло постановление Правительства Москвы о передаче здания Космодамианского храма Русской Православной Церкви. Начались ремонтные работы, были возобновлены молебные пения Спасителю и святым Косме и Дамиану. 14 ноября 1993 года, в день памяти святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, в правом приделе состоялась первая Литургия. Некоторое время спустя богослужение было восстановлено и в центральном алтаре.
|