храмы на территории коломенского кремля
Храмы и монастыри в Коломне — 12 главных святынь.
Древние и чудотворные святыни коломенской земли (описание, фото).
Однажды, я как экскурсовод сопровождал группу из города Малоярославец. После осмотра достопримечательностей в Коломне мы отправились на автобусе в загородные мужские монастыри. В Бобреневе монастыре я подвел группу к чудотворной иконе Феодоровской и рассказал о ее чудесных проявлениях и помощи людям. Затем мы поехали в Старо-Голутвин монастырь.
Каково же было мое удивление, когда одна из женщин этой группы позвонила мне на следующий день и со слезами рассказала, что ее семейная проблема решилась в этот же вечер после приезда из Коломны домой. Теперь эта женщина часто приезжает в Коломну и каждый раз посещает Бобренев монастырь. И это всего лишь одна из многих историй.
Православная вера много веков объединяла русский народ, давала ему силу, веру и надежду. Храмы, а особенно монастыри, были важными центрами, в которых происходило образование и воспитание русского народа, которые давали мощный толчок развитию культуры и искусства.
Итак, сначала о монастырях.
Монастыри в Коломне.
В Коломне четыре действующих монастыря! Два древних мужских монастыря были основаны еще в 14 веке при князе Дмитрии Донском во времена монгольских набегов. Эти монастыри были сторожевыми и охраняли две главные дороги: Рязанскую и Владимирскую. Поэтому они расположены немного за городом.
1) Богородице-Рождественский Бобренев мужской монастырь.
Эта знаменитая битва с монголами совпала с праздником Рождества Богородицы (21 сентября), в честь которого и освятили монастырь. Находится он недалеко от Коломенского Кремля, за рекой Москвой. Многие и пешком туда ходят (минут 15 от Кремля), но удобнее доехать на машине по Новорязанскому шоссе. Если стоять на Соборной площади Коломенского Кремля и смотреть на памятник Кириллу и Мефодию, то вдалеке за рекой хорошо видны купола Бобренева монастыря.
Почему много людей едут в Бобренев.
Феодоровская чудотворная икона в Бобреневе
Башмачок свт. Спиридона
В Бобренев монастырь едут очень много людей, так как там есть чудотворная икона Богородицы Феодоровская, которая помогает рождению детей, решению семейных проблем. Были случаи исцелений от опухолей. Вопрос для многих насущный, а количество чудесных исцелений так велико, что слава об этой иконе давно уже вышла за пределы Московской области. Я лично был свидетелем того, как женщины записывали свои истории в монастырский журнал с чудесами.
Многие семьи по 6 и более лет ждали рождения своих детей, лечились у врачей, но ничего не помогало. И вдруг, после молитвы в Бобреневе монастыре у них в течение года родились долгожданные дети. Таких историй в журнале много, а сколько еще не записанных!
Кроме чудотворной иконы есть еще башмачок свт. Спиридона Тримифунтского, освященный на нетленных мощах святителя в Греции. На острове Корфу в саркофаге на нетленных мощах свт. Спиридона несколько раз в год меняют бархатные облачения. Башмачки с его ног отсылают в храмы или монастыри. Этого святого также очень любят и у нас в России, так как он помогает многим нуждающимся в материальной помощи людям.
Храм поющих ангелов.
Храм во имя Федоровской иконы — прославился как уникальный «храм поющих ангелов». Он также притягивает и завораживает своим особым звучанием многих паломников. Гармония звуков во время песнопения бывает настолько необычна, что оказывает очень сильное воздействие на слушателей. Даже ученые с приборами когда-то приезжали и записывали «пение ангелов». Что является причиной такого звучания в храме? Строение стен? Или действительно это голоса ангелов помогают поющим в храме? Эта тайна до сих пор пока не разгадана.
А также на официальном сайте Бобренева монастыря http://bobrenev.ru/site.htm
2) Старо-Голутвин Богоявленский мужской монастырь.
Этот монастырь в Коломне основан также в конце 14 века, чуть позже Бобренева монастыря самим преподобным Сергием Радонежским. Святой Сергий сам лично назначил первым настоятелем своего ученика Григория, получившего прозвище Голутвинский. В этом древнем монастыре также много святынь. Есть и старинная чудесная икона Николая Чудотворца, которая сама обновляется и дарует исцеления.
Здесь есть удобная и недорогая гостиница для паломников и трапезная.
В этих двух мужских коломенских монастырях живут по 7-10 монахов.
В отличие от мужских древних сторожевых монастырей, два женских монастыря находятся на территории Кремля Коломенского. Они возникли много позже, но были изначально тоже мужскими. Затем их отдали сестрам-монахиням.
3) Успенский Брусенский женский монастырь.
Один из двух монастырей Коломенского Кремля. Основан самим царем Иваном Грозным в честь взятия Казани в 1552 году. Поэтому здесь почитается Казанская икона Божией Матери. Уникальный древнейший в Коломне шатровый храм Успения Пресвятой Богородицы (1552 года) – единственный в своем роде, чудом сохранился до сих пор!
Такие храмы после времени Ивана Грозного совсем перестали строить. Попробуйте-ка вспомнить где еще вы могли бы увидеть храмы такой формы с пирамидальным куполом?
Успенский шатровый храм
Его высокий пирамидальный восьмиугольный купол особенно удивляет, если зайти внутрь храма. Почему такие храмы перестали строить — остается загадкой. И как же хорошо, что в Коломне один такой храм все-таки сохранился до наших дней!
Насельницы Брусенского монастыря в основном престарелые женщины. Монахинь там 7 человек, но атмосфера в монастыре очень простая и добродушная, поэтому прихожан там обычно довольно много.
4) Ново-Голутвин Свято-Троицкий женский монастырь.
Находится в центре Коломенского Кремля на Соборной площади. В древности этот комплекс был резиденцией коломенских епископов, затем в 1799 г. стал мужским монастырем. После советского периода его решили отдать женщинам-монахиням.
Сестер монахинь и послушниц здесь около сотни! Это самый многочисленный монастырь в Коломне. Благодаря игумении Ксении, многие монахини учатся и заканчивают различные мирские учебные заведения (медицинские, художественные, сельскохозяйственные, ветеринарные и др.), а затем служат Богу, монастырю и обществу своими знаниями и умениями. Здесь есть бесплатный медицинский центр, издательский центр, разводят редкие породы собак, замечательный фруктовый сад и много чего еще. Сестры практически все делают сами.
Мощи святых и чудотворные иконы здесь также есть. Кроме того, на территории стоит красивейшая резная часовня, в которой льется святая ключевая вода.
Часовня с источником
Храмы в Коломне, заслуживающие внимания в первую очередь.
Успенский собор.
В центре Кремля на Соборной площади гордо возвышается могучий Успенский кафедральный Собор – главный храм Коломны. Первый Успенский Собор построил сам князь Дмитрий Донской в 1380 году, но затем его перестроили в 1680 г. И теперь он величественно стоит посередине площади. Здесь была написана оригинальная икона Донская Божия Матерь – одна из самых почитаемых на Руси. Сейчас она в Третьяковской галерее. Иван Грозный забрал ее из Коломны, чем сильно опечалил коломенцев. Но с Иваном Грозным спорить было бесполезно.
Храм Воскресения Словущего.
В этом месте, где сейчас стоит храм Воскресения Словущего, стоял дворец великих московских князей. В 14 веке Коломна вошла в состав княжества Московского и стала второй его столицей. Поэтому в Кремле коломенском были построены два дворца: дворец князей великих и дворец епископов Коломенских. Если в Москве вдруг пожар или эпидемия случалась, то весь княжеский двор на время переезжал в Коломну. Поэтому в 1366 году во время большого пожара в Москве князю Дмитрию Донскому пришлось обвенчаться с княжной Евдокией Суздальской в Коломне во дворцовом храме Воскресения Словущего.
Храм Николы Гостиного.
За Успенским Собором стоит еще один интересный храм Николы Гостиного. Исследователи считают, что передняя (алтарная) часть храма была построена в 1501 г! То есть он входит в пятерку древнейших коломенских церквей. Самые богатые купцы коломенские (их называли «гости», отсюда и название храма) построили этот храм для себя. Свт. Николай Мирликийский – всегда считался покровителем путешественников и мореплавателей, поэтому купцы молились ему в первую очередь. Здесь есть старинная икона свт. Николая Чудотворца.
Всего в Коломенском Кремле насчитывается 10 храмов, в том числе монастырских.
За территорией Кремля, на Посаде есть еще 15 храмов. Упомяну лишь о самых интересных их них.
Храм Зачатия Иоанна Предтечи в Городищах.
Это уникальный древнейший храм не только Коломны, но и всего Подмосковья! На него стоит взглянуть! Сохранились белокаменные стены храма 14 века. На северной стене вы сможете увидеть загадочную печать в виде зверя. «Бытыева печать» или «Зверь коломенский — так ее называют. Много версий выдвинуто учеными мужами, что она означает, споры ведутся до сих пор. Легенда гласит, что пока эта печать будет на храме, храм будет стоять!
Храм Иоанна Богослова с колокольней или «церковь на торгу».
Находится рядом со стенами Коломенского Кремля, где испокон веков располагались многочисленные торговые ряды. Его маковка сделана в виде чаши. Полная чаша – символ достатка и благополучия. Колокольня с часами – самая высокая в старом городе — построена для храма после победы над Наполеоном.
Храм Николы-на-Посаде или «коломенская жар-птица».
Так его часто называют за множество огневидных кокошников на его куполе. Бесспорно — это самый нарядный и красивый храм Коломны, который надо обязательно увидеть! Интересно, что церковь принадлежит общине старообрядцев, которые имеют строгие уставы и не очень любят, когда к ним заходят любопытные зеваки. Однако, если вы будете правильно одеты и вести себя благоговейно, то вам позволят туда зайти.
Храм Богоявления-в-Гончарах.
Единственная церковь, которая не закрывалась никогда в Коломне. Только она одна действовала в советское время, поэтому сохранила все свои старинные иконы и росписи. Сюда также свозили все церковные святыни из закрытых храмов Коломны. Здесь действительно ощущается дух подлинной старины. Рядом с алтарем стоит ковчег с многочисленными мощами святых.
храм Богоявления-в-Гончарах внутри
Когда-то рядом с этим храмом жили гончары и делали знаменитые коломенские горшки из белой глины, о которых даже Тургенев в рассказе «Му-му» упоминает и В. Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка». Знаменитый свт. Филарет Московский при рождении в Коломне был крещен в этом храме.
В этом коломенском храме с 1929 по 1932 год служил свщмч. Иаков Бриллиантов, сочинивший акафист знаменитой иконе «Неупиваемая Чаша».
Совсем рядом с храмом Богоявления находится ж/д станция “Коломна”, с которой можно уехать в Москву или Рязань.
Станция Коломна
Вы можете заказать экскурсию по монастырям и храмам Коломны, позвонив мне по телефону: 8 916 784 95 42. В ходе экскурсии, я с радостью более подробно познакомлю вас со святынями Коломны!
Пешеходная прогулка по территории Коломенского кремля
В отличие от московского собрата Коломенский кремль не является музейным объектом. Более того, на его территории в 24 гектара расположено множество жилых зданий. В России подобное встречается не часто (на память приходит подмосковный Дмитров).
В прежние времена Коломенский кремль насчитывал 16 башен.
Три имели въездные ворота. До нашего времени дошло 7 башен и два участка стены.
Если вы приедете в Коломну автобусом, он доставит вас на автовокзал. Он расположился чётко на своём месте — возле Ямской башни.
Здесь находилась ямская слобода, где вместо привычного нам автобуса ездоки выбирали ямщика и его тройку.
От Ямской башни идёт южный участок стены. Мы видим хорошо сохранившуюся стену из красного кирпича высотой в 20 метров. У основания ров, куда можно спуститься. Изначально он тоже был выложен камнем. Реставрация этого участка была проведена в 80-х годах, однако камнем ров выкладывать уже не стали.
В любом случае, южная сторона крепости для атакующих являлась твёрдым орешком.
Двигаясь вдоль стены, доходим до её обрыва.
Стена заканчивается, уступая место улице Лажечникова. Именно по этой улице чаще всего на территорию кремля заходят люди. В прежние времена здесь возвышалась Ивановская башня (35 метров), в чреве коей располагались одноимённые ворота.
Они считались вторыми по значимости. С обеих сторон над воротами висели иконы. Входившие и выходившие, глядя на лики, осеняли себя крестным знамением.
В 1820-х годах Ивановскую башню разобрали за ненадобностью. Вместе с ней исчезла и часть крепостной стены. Особенно пострадала левая сторона.
В настоящем мы видим остатки рва, а вместо стены деревья и частные заборы. Домовладения расположились поверх самой истории.
Вслед за экскурсоводом по улице Лажечникова заходим на территорию. До Революции улица официально называлась Брусенской по названию монастыря, но в народе её именовали Почтовой. В одном из здешних домов функционировала почта.
В самом начале улицы гостей встречает городовой, одетый по форме начала прошлого века. На ремне у него шашка и наган. Сфотографировать себя городовой разрешает. В настоящем, этот человек один из туристических символов Коломны.
За его спиной во всей своей красе тянется куполами к небу Крестовоздвиженский собор.
Он принадлежит Успено-Брусенскому женскому монастырю. Проходим мимо деревянного дома с табличкой.
Минуя символическую ограду, попадаем в монастырские владения.
Монастырь основан в 1552 году, сразу после взятия Казани. По преданию, первыми иноками являлись воины, участники похода на Казань. Первоначально он был мужским, но после Смутного времени стал женским.
Название «Брусенской» можно истолковать от слова «убрус» — женский головной платок, а можно от слова «брусья» — деревянные квадратные в сечении брёвна, которые использовали при строительстве.
В 20-ом веке судьба обители была трагична и вместе с тем обычна. В 1922 г. монастырь закрыли. Здесь и склады располагались и мастерские и даже бомбоубежище.
В советские годы часть строений снесли. До нашего времени дошли трапезная и Успенская церковь. РПЦ их возвратили не сразу. Первая служба состоялась 5 августа 2010 года.
От монастыря хорошо просматривается второй остаток крепостной стены от Грановитой,
до Маринкиной башни.
Грановитая башня получила название благодаря своей форме, сочетающей шестигранник и квадрат. Мы же, следуя за гидом, выходим за территорию кремля через Михайловские ворота.
В старину их не было. Ворота и мостик, любимое место молодожёнов, появились в советское время.
По словам гида, вступающие в брак любят вешать свои замки на воротах и на мосту. На момент нашего визита на мосту замочков не было, ну, а на воротах висело совсем чуть-чуть. По всей видимости, приоритеты у молодёжи изменились…
Зато именно отсюда, глядя с внешней стороны на стену, лучше всего понимаешь задумку архитекторов и масштаб цитадели.
Решение о строительстве каменного кремля было принято при великом московском князе Василии III. Итальянские зодчие, управляя русскими мужиками, возвели крепость всего за шесть лет с 1525 по 1531 год.
Именно этот участок Кремля от Грановитой до Маринкиной башни считается парадным, и потому не удивительно, что памятник Дмитрию Донскому поставили именно здесь.
Он был открыт 22 мая 2007 года, во время празднования Всероссийских Дней славянской письменности и культуры в Коломне. Скульптура, выполненная народным художником России скульптором А. И. Рукавишниковым (работающим вместе с архитектором С. А. Шаровым), стала первым в России конным памятником великому князю.
Тот факт, что Дмитрий Донской, двигаясь на Куликово поле, собирал полки возле Коломны, известен всем. А вот что он венчался с Евдокией Суздальской в одной из церквей Коломны, мало кто знает. Произошло это 18 января 1366 года. Дмитрию было 16 лет, Евдокии 13. В браке родилось 12 детей. Так что, Коломна для Дмитрия Донского была городом близким и родным.
В Смутное время с 1610 по 1611 здесь заправляла делами Марина Мнишек. По мнению некоторых историков, сюда же её и привезли в 1614 году, заточив в круглую угловую башню. Существует легенда, что в башне Мнишек скончалась, и душа её превратилась в чёрную птицу. Именно поэтому башню называют Маринкиной.
По данному участку стены проводятся экскурсии, в том числе с посещением Круглой — Маринкиной башни. Мы же, обогнув последнюю, вдоль высокого вала начинаем подниматься вверх. Участок северной стены, увы, не сохранился.
В Маринкиной башне зияет белым куском та часть, от которой начиналась стена. Зато именно здесь мы можем видеть, из каких материалов изначально строился каменный Кремль.
На этом участке Матвей Казаков, по поручению князя Потёмкина, в честь императрицы Екатерины пытался что-то построить. Дело не заладилось, но один маленький фрагмент новой стены остался.
Экскурсовод подводит нас к большой карте Кремля и показывает, где мы находимся.
Движемся далее по улице Лазарева в центр. Седой древностью совсем не пахнет, зато приятно посмотреть на деревянные дома с резными палисадами.
Каждый из таковых индивидуален, а вместе они выглядят как настоящее русское чудо, дошедшее до нас из позапрошлого века. Добавим к этому, не каждый может похвастаться, что живёт в Кремле.
Впереди Соборная площадь — сердце Коломенского кремля.
Теоретически, именно отсюда пошло развитие города. Древние люди тяготели к воде и здесь на высоком берегу, по мнению учёных, располагались первые поселения. Они возникли задолго до Кирилла и Мефодия.
Взгляд притягивает Успенский кафедральный собор. Изначально он был трёхкупольный.
Храм заложен в 1379 году великим князем Димитрием Донским после первой победы русских над Золотой Ордой при реке Воже. Постройка церковного здания была завершена год спустя. Главной святыней стала Донская икона Божией Матери. Её брал с собой в поход Димитрий Донской, она сопутствовавшая великому князю во время его ратного подвига на поле Куликовом.
Образ Пресвятой Богородицы, созданный православным изографом Феофаном Греком, был горячо почитаем жителями Коломны, равно как и всеми русскими людьми. Перед Донской иконой молился, отправляясь в Казанский поход и царь Иоанн Грозный, после победы он увез чудотворный образ в Москву, приказав составить для Коломенского Успенского храма два точных списка.
Трёхкупольный храм простоял до 1772 года. Из-за ветхости он был разобран, и на его месте появился новый, с пятью куполами. В советское время он закрывался, но в 1989 г. был возвращён верующим.
Слева от собора нельзя не отметить колокольню с шатровым верхом. Построенная в 1692 году, она почти на двести лет старше Тихвинской церкви.
Свято-Троицкий Ново-Голутвинский женский монастырь своими строениями тоже прилегает к Соборной площади. Своё летоисчисление монастырь ведёт с 1799 года.
Хотя, если верить краеведам, отдельные строения монастыря старше его самого. Самым ярким и нарядным из таковых является Троицкий собор.
Соборы и церкви Коломенского кремля (Cathedrals and churches of the Kolomna Kremlin)
Коломна раньше была крупнейшим городом Московского княжества, по воскресеньям и на большие церковные праздники в храмы приходили практически все жители города, пропускать церковные службы было не принято, поэтому и такое обилие церквей.
Коломенские храмы в основном собраны в старой части города. Их здесь более двадцати! А до революции 1917 года было еще больше!
Именно поэтому главная площадь Коломенского кремля называется Соборной.
С Пятницкими воротами площадь связывала Большая улица, проходящая южнее тогдашней Тихвинской церкви. Современные очертания площадь приобрела в конце XVIII века в результате реконструкции города по “регулярному” плану.
Через площадь прошла Успенская улица (ныне — улица Лазарева).
Архитектурный ансамбль Соборной площади складывался на протяжении нескольких столетий, деревянные строения уступали место каменным и кирпичным, многие здания неоднократно перестраивались.
На сегодняшний день вокруг Соборной площади Коломенского кремля расположены:
Успенский собор – самое старое из ныне сохранившихся зданий Соборной площади. Был возведен в 1672 – 1682 годах на месте более древнего.
В 1692 году к западу от собора построена отдельно стоящая шатровая соборная колокольня.
В 1825 с южной стороны площади в стиле ампир построена надвратная колокольня Ново-Голутвина монастыря.
23 мая 2007 в рамках Всероссийских дней славянской письменности и культуры на Соборной площади установлен памятник Кириллу и Мефодию (скульптор А. Рожников).
Отлитые из бронзы фигуры святых установлены рядом с расположенным за ними православным крестом на массивном постаменте, облицованном гранитом.
Святой Кирилл держит в левой руке свиток с алфавитом, святой Мефодий – Евангелие. Общая высота памятника вместе с постаментом составляет 7,5 метров.
Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь
После советского периода его решили отдать женщинам-монахиням.
Обитель основана в XIX веке на территории бывшего архиерейского дома после упразднения коломенской епархии в 1799 году — внутри Коломенского кремля.
От архиерейского дома обители досталось несколько зданий XVII века — Троицкий собор 1705 года постройки и обширные белокаменные палаты — Архиерейский корпус.
Сейчас в обители живут свыше 80 монахинь и инокинь из России, Казахстана, Украины, Беларуси.
Много лет здесь трудились монахини из Голландии, Финляндии, Венгрии и Польши, которые теперь несут послушания в других местах, некоторые — на своей родине.
В монастыре работают вышивальная, иконописная, керамическая и столярная мастерские, где трудятся насельницы.
Своими руками сделан иконостас нижнего храма в честь Блаженной Ксении, резьба по дереву и мозаика из смальты в часовне. Освоено издательское дело.
На территории стоит красивейшая резная часовня, в которой льется святая ключевая вода.
Храм иконы Божией Матери Тихвинская
Тихвинская церковь была возведена в 1776 году на средства местного купца Ивана Мещанинова.
В 1861 году благодаря помощи купца Филиппа Назаровича Тупицына церковь была перестроена, став пятиглавой и трёхпрестольной.
Главный престол освятили в честь Тихвинской иконы Божией Матери, приделы — во имя праведного Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы и в честь иконы Божией Матери “Утоли Моя Печали”.
После реконструкции храм освятил святитель Филарет, митрополит Московский.
В советское время церковь была закрыта, внутреннее убранство уничтожено, а имущество расхищено.
В 1989 году здание церкви было возвращено общине Успенского собора, после чего начался капитальный ремонт храма.
В 1990-х годах восстановлено пять глав, иконостасы левого и правого приделов, расписаны купол, паруса.
Все иконописные и живописные работы выполнены коломенскими мастерами.
С западной стороны к Тихвинскому собору примыкает шатровая колокольня XVII века.
В 1920-е годы все её звоны уничтожили, в наше время стараниями общины подняты новые колокола. Самый большой из них, отлитый в Воронеже в 1990 году, весит более двух тонн и назван “Пименом” в честь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
Рядом с Соборной площадью расположена Воскресенская церковь и здание бывшего народного училища.
18 января 1366 года в Воскресенской церкви венчались святой благоверный князь Дмитрий Донской и святая княгиня Евдокия (в иночестве Евфросиния) Суздальская.
Помимо главного престола — в память обновления Храма Воскресения Христова в Иерусалиме — в трапезной части храма имеется ещё два алтаря: в честь Боголюбской иконы Божией Матери и во имя святых бессребреников Космы и Дамиана.
В советское время церковное здание использовалось под спортивный зал.
В 1990 годах церковь возвращена приходу Успенского собора.
К востоку от Соборной площади расположена церковь Николы Гостиного.
Церковь Николы Гостиного
Церковь Николы Гостиного — одна из древнейших в Коломенском кремле, возведенная в 1514 году епископом Митрофаном по повелению Великого Князя Василия Иоанновича.
Название церкви связывают с его назначением, поскольку он являлся патрональным для коломенского объединения (корпорации) купцов-гостей.
Современный вид церковь приобрела после перестройки в 1848 году.
Церковь Воздвижения Креста Господня
С 1790 по 1825 годы в церкви хранился снятый с Пятницких ворот список с Донской иконы Божией Матери — главной святыни города.
Церковь представляет собой четверик с портиками ионического ордера, увенчанный массивной купольной ротондой.
С колокольней соединена небольшим переходом, в южной стене которого расположен единственный вход.
Нижний ярус колокольни, украшенный портиками, сделан глухим, так как в центре его помещена винтовая лестница, ведущая к звоннице.
Успенский Брусенский монастырь
История монастыря начинается с 1552 года, когда по повелению Ивана Грозного в честь взятия Казани был построен шатровый храм Успения Пресвятой Богородицы.
Изначально монастырь был мужским.
В Смутное время монастырь сильно пострадал и был восстановлен как женский. До середины XVIII века все строения монастыря, кроме храма, были деревянными.
В 1881—1883 годах с западной стороны Успенской церкви построено здание для трапезной и богадельни, а сама церковь перестроена.
В советское время монастырь был закрыт, его насельницы выселены, а здания приспособлены под общежитие. В дальнейшем были разрушены надвратная колокольня и завершения Крестовоздвиженского собора.
В 1997 году монастырь был возобновлён, и с этого времени постепенно реставрируются его здания.
В 2006 году завершено восстановление Крестовоздвиженского собора.