храмы новочеркасска фото с названиями и описанием
Новочеркасск.net
городской форум
Церкви Новочеркасска
Статья Е. Кирсанова. Ориентировочно – 1990 год.
Недавно исполнившаяся 185-я годовщина со дня основания Новочеркасска донским атаманом М. И. Платовым прошла для населения практически незаметно. А это значит, что мы лишились прекрасной возможности принять участие в общегородском Празднике (как, например, недавно проходившем в Ленинграде), еще раз вернуться к своим корням, вспомнить самобытную историю родного края, своего города, а может быть, и своей улицы, дома. Не потому ли (наряду с другими причинами), что плохо знаем историю родного края, донского казачества, мы так небрежно относимся к нашему городу, к его достопримечательностям и чистоте? Не зная (или плохо зная) прошлое, мы не имеем полноценного настоящего и уж тем более, не можем иметь желаемое будущее. Не пора ли возродить подлинную историю Дона и его второй исторической столицы — Новочеркасска?
В истории Новочеркасска одну из самых малоизвестных на сегодня страниц составляет православная церковь. Возьмите любое издание советского периода и вы, в лучшем случае, найдете несколько фраз о церковной истории Дона и Новочеркасска. Но ведь христианство на Дону реально охватывало практически все население. И поэтому умалчивая о церковной истории, мы тем самым произвольно делаем нашу историю однобокой, ущербной, а значит, обедненной и неистинной. Попробуем хотя бы поверхностно познакомиться с историей церквей в Новочеркасске.
23 августа 1804 года Александр I, утверждая план застройки новой столицы Донского казачества — Новочеркасска, начертал на нем: «Быть по сему». Согласно градостроительному плану, разработанному инженером Де-Воланом, в Новочеркасске предполагалось построить Войсковой собор и 6 «градских церквей» с прилегающими к ним площадями.
18 мая 1805 г. (по старому стилю, 30 мая по новому) в церковный праздник Вознесения Господня были заложены Новочеркасск и первый кирпич в будущий Войсковой Вознесенский Кафедральный собор. В закладке собора приняли участие Воронежский епископ Арсений (в церковном отношении жители Дона до 1829 года, т. е. до образования самостоятельной Донской епархии, находились в управлении Воронежских архиереев) в сослужении 50 донских священников, войсковое начальство во главе с атаманом М. И. Платовым, представители казачьих станиц, войсковые части и т. д. Но хотя закладка собора и состоялась, у переселяемых в Новочеркасск атаманом М. И. Платовым казаков из 10 станиц Дона все же возникли разногласия по вопросу о том, какую церковь следует строить первой в новой столице. Одни считали, что необходимо начать с постройки Войскового собора, а другие — с Александровской церкви. Для решения этого вопроса М. И. Платов через полицию провел во всех 10 станицах выборочное изучение общественного мнения среди 100 наиболее известных и почитаемых станичников. Большинство Опрошенных (62 чел.) отдали предпочтение строительству Войскового собора, который по своему величию и красоте должен был превзойти Воскресенский девятиглавый собор, построенный в старой столице — Черкасске, в 1719 г. Меньшинство (38 чел.) настаивало на строительстве церкви во имя Александра Невского.
Участие донских казаков в различных боевых действиях, связанных с наполеоновскими войнами, не дало им возможности вести строительство собора с 1805 г. Фактически работы начались только в 1811 г., когда приступили к постройке первого варианта собора по проекту архитектора А. И. Руска. Но в 1846 г. произошло обрушение собора. Поэтому войсковая администрация решила в 1852 г. начать строительство второго варианта Войскового собора по проекту архитектора Вальпреде. Но в 1863 году произошло обрушение и этого собора. Тогда войсковое правительство приняло решение о строительстве третьего варианта собора по проекту архитектора А. А. Ященко, которое производилось с 1891 по 1905 гг. 6 мая 1905 г., ровно через 100 лет после его закладки основателем города атаманом М. И. Платовым, Войсковой Вознесенский (престольный, храмовый праздник данного собора — Вознесение Господне) Кафедральный собор был освящен и введен в строй.
В 1809 г. войсковое правительство, истощенное военными расходами, просит разрешение у Святейшего Синода на строительство в Новочеркасске двух деревянных «временных» храмов — «молитвенных домов». Получив разрешение, казаки приступили к постройке Дмитриевской (кладбищенской) и Троицкой церкви. И уже в 1910 г. были построены деревянные церкви во имя Дмитрия Солунского (на кладбище) и во имя Святой Троицы на Троицкой площади (ныне Революции). Впоследствии Дмитриевская (кладбищенская) церковь была перестроена по проекту архитектора Вальпреде в каменную (1864 г.), а Троицкая в силу «ветхости и маловместительности» также была перестроена в каменную по проекту архитектора Фомина (1856 г.). В 1872 году к ней была построена двухярусная колокольня (1872 г.).
В 1816 г. на Александровской улице строится деревянная церковь во имя Александра Невского. Но со временем она ветшает и становится тесной для прихожан. Поэтому в 1896 г. по проекту архитектора Н. Б. Анохина на той же улице (ныне ул. Декабристов) за Александровским садом (ныне городской парк культуры и отдыха) строится новая каменная Александровская церковь с каменной колокольней (1902 г.).
В 1812 г. из Старочеркасска в Новочеркасск перевозится деревянная церковь, которую устанавливают и освещают во имя св. Николая-чудотворца на Николаевская площади (ныне пл. Левски). В 1821 г. (или 1829 г.) на этом же месте строится первая каменная в Новочеркасске Николаевская церковь. А в следующем 1813 г. из Старочеркасска вывозят и устанавливают в Новочеркасске деревянную Михайло-Архангельскую церковь. В 1870 (или 1872 г.) ее перестраивают в каменную и в этом виде она сохранилась до настоящего времени на Азовском рынке. В текущем году по решению местных советских органов Михайло-Архангельская Церковь передана верующим.
В 1864 г. на территории казарм одного из двух «рабочих» казачьих полков, строящих Новочеркасск, была построена деревянная Константино-Еленинская церковь. В 1909 г. (или 1911 г.) на том же месте, т. е. на Сенной площади (ныне ул. Крылова) строится каменная церковь во имя Константина и Елены.
Примерно в середине XIX века недалеко от Платовского проспекта (ныне пр. Подтелкова), примерно перед нынешним Зданием заводоуправления станкозавода строится церковь во имя Иоанна великомученика, при «тюремном замке». В 1891 г. она перестраивается по проекту архитектора В. А. Альберти.
В 1886 г. на бывшей Успенской площади (ныне пл. Кирова) была построена по проекту архитектора К. Ф. Кюнцеля деревянная единоверческая церковь Успения Божией Матери. В этой церкви разрешалось представителям старообрядчества исполнять свои религиозные обряды «по-старому», т. е. это была форма церковного компромисса между русской православной церковью и старообрядчеством.
Несколько позднее в Новочеркасске (1892 г.) на Почтовой улице (ныне ул. Пушкинская), напротив Александровского сада (на месте нынешнего здания пожарной части) была построена Николаевская церковь старообрядческой общины по проекту архитектора К. Ф. Кюнцеля. Как писали в 1911 г. «Донские Епархиальные Ведомости», это был «благолепно устроенной раскольничий храм» (т. е. старообрядческий).
Годом позже (1893 г.) на монастырской подворье Старочеркасского Ефремовского женского монастыря в Новочеркасске (на Крещенском, ныне Красном спуске, недалеко рт железнодорожного вокзала) по проекту архитектора А. С. Каминского строится богородичная церковь «Всех скорбящих радости», называемая в обиходе Монастырская или Скорбященская.
Ещё через пять лет (в 1898 г.) на бывшей Колодезной площади (ныне ул. Маяковского) на пожертвования прихожан этой части Новочеркасска была построена каменная Георгия Победоносца церковь, именуемая просто Георгиевская.
В начале нового XX века (1903 г.) на Ратной (или Богородицкой) площади строится Церковь Донской Божией Матери (на этом месте ныне корпус студенческой поликлиники НПИ).
В 1910 (или несколько позднее) строится за бывшей Институтской (позднее Святополк-Мирского) площадью (ныне пл. Павлова) каменная Серафимовская церковь (ныне переулок Широкий).
Таким образом, примерно за сто лет своего существования Новочеркасск получил не только запланированные Де-Воланом Войсковой собор и 6 «градских церквей», но и несколько более. Росло население Новочеркасска, росло и количество наружных церквей, из которых на сегодня действующими остались Вознесенский собор и три церкви: Георгиевская, Дмитриевская и Константино-Еленинская. В виде зданий сохранились Михайло-Архангельская и Александровская. Остальные (6) по разным причинам были закрыты и разрушены. Наряду с указанными церквями на территории Новочеркасска был так же польский католический костел на Николаевском проспекте (ныне ул. Просвещения). Он был построен в начале XX века на том месте, где и поныне стоит здание РСУ НПИ, которое демонстрирует нам то, что осталось от этого костела. Недалеко от бывшего Атаманского технического училища (ныне машиностроительный техникум, бывший недавно НТХМ) по Михайловской улице (ныне ул. Кирова) в 1898 г. по проекту архитектора Н. И. Роллера была построена лютеранская кирха (т. е. протестантская церковь), которая сохранилась, но без венчающего ее купола и креста. А на Хомутовским проспекте (ныне ул. Бакунина) в начале XX века была построена мусульманская мечеть.
Из наружных строений следует еще назвать часовни (небольшая церковь без алтаря) и каплицы в Новочеркасске. Наиболее ранней часовней была часовня (1840-е годы) на Николаевской, или Соборной площади (ныне пл. Ермака), на месте бывшего семейного склепа донского атамана М. И. Платова. В 1891 г. на Платовском пр. (ныне Подтелкова), примерно перед зданием нынешнего универмага была построена красивая каменная часовня во имя благоверного Александра Невского, а в 1892 году была открыта каменная каплица в Александровском саду. Ни одна из этих часовен и каплиц не сохранилась.
Так как Новочеркасск был столицей Области Войска Донского, то естественно, что в нем были размещены многие административные, военные, учебные и другие здания. При некоторых из них были устроены так называемые домовые церкви.
Через три года (т. е. в 1889 г.) при Мариинской женской гимназии (арх. А. А. Ященко), открытой на Атаманской улице (ныне ул. Советская, здание совхоза-техникума «Октябрьский») была устроена по проекту архитектора К. Ф. Кюнцеля церковь во имя великомученицы Варвары, в просторечии Варваринская церковь. А на следующий, 1890 г., приходится освящение Свято-Духовской церкви в здании местной казачьей команды (недалеко от нынешней площади Павлова). В 1891 году в новом здании Донского Мариинского института благородных девиц (ныне центральная часть главного корпуса Новочеркасского инженерно-мелиоративного института по ул. Пушкинской, ранее Почтовой улице) была освящена институтская церковь во имя Марии Магдалины, построенная по проекту архитектора А. А. Кампиони. Но так как этот институт ранее располагался в другом здании (на бывшей институтской Площади, затем она имела название Святополк-Мирского, а ныне пл. Павлова), то об институтской церкви Марии Магдалины можно вести речь с 1853 года. В 1894 году устраивается церковь Пречистой Божией Матери в здании Епархиального Женского училища, построенного на Платовском проспекте (ныне здание 3-го) учебного корпуса Новочеркасского инженерно-мелиоративного института на пр. Подтелкова, ниже собора). Церковь построена по проекту архитектора П. С. Студеникина. Примерно в эти же годы была открыта домовая церковь при Новочеркасском казачьем юнкерском училище.
Мало встречается данных о ряде других домовых церквей. Поэтому мы можем в основном упомянуть их, не всегда зная, во имя кого они освящены и когда.
Среди таких церквей можно назвать церковь в здании Донской духовной семинарии (ныне здание сохранилось и является одним из учебных корпусов военного училища связи по пр. Подтелкова) во имя Иоанна Богослова. В другом же духовном учебном заведения — Новочеркасском духовном училище (ныне здание заводоуправления станкозавода) была устроена Покровская церковь. Были также домовые церкви при Атаманском техническом училище (ныне машиностроительный техникум по ул. Кирова); церковь во имя Кирилла и Мефодия в мужской войсковой, позднее (с 1912 г.) Платовской гимназии (ныне школа №3 на пр. Ермака), построенная по проекту архитектора М. Ю. Ха романского, а также домовая церковь при Акцизном Областном Управлении. К Новочеркасску относились также церковь Пресвятой Богородицы на Архиерейской даче (бывший хутор Мишкино) и Петро-Павловская церковь в бывшем хуторе Персиановка. На сегодня ни одна из указанных домовых церквей не сохранилась.
Возможно, в этом кратком очерке из историй церквей и часовен в Новочеркасске указаны не все наружные и домовые церкви и часовни, возможно, не всегда точно даны названия или даты, фамилии авторов проектов или названия площадей и улиц. Все эти данные собирались по крупицам из различных материалов, по истории донского края и Новочеркасска. Поэтому в интересах истины и исторической правды было бы полезно уточнить и дополнить данный материал и тем самым хотя бы как-то восполнить имеющийся в этом направлении пробел в истории нашего города.
Естественно, что простое перечисление церквей и часовен из богатой событиями истории Новочеркасска не может удовлетворить требовательного читателя. Ведь история каждой церкви, особенно таких, как Войсковой собор, Александровская или Троицкая церковь − это сама по себе интересная и поучительная история, где переплелись строительное искусство и судьбы многих новочеркасцев. Поэтому вышеизложенный материал можно признать за приглашение к диалогу о нашей непростой, самобытной донской истории, в которой свое место занимает и церковная история, ибо с ней связано не только религиозное воспитание, но и просвещение. Так, например, в Новочеркасске, помимо светских (министерских и частных) учебных заведений, а также духовных в начале XX века было 10 церковно-приходских школ, в том числе двухклассная при Михайло-Архангельской церкви. Практически при каждой церкви и соборе была одноклассная церковно-приходская школа. Во всех 10 таких школах обучалось 818 детей, в том числе 514 мальчиков и 304 девочки. К тому же в Новочеркасске были и воскресные школы. Но это уже тема отдельного разговора. И если у читателей обнаружится интерес к поднятым вопросам нашей истории, к другим проблемам истории донского края и Новочеркасска, то можно будет продолжить разговор на страницах местной печати.
Новочеркасск: достопримечательности
Новочеркасск — крупный промышленный город в Ростовской области, расположенный между реками Аксай и Тузлов, в 35 км от областного центра. Столица Области Войска Донского, а в наши дни — и всего казачества, Новочеркасск имеет долгую и богатую историю. В городе более 200 достопримечательностей и исторических памятников, поэтому любому туристу необходимо непременно здесь побывать.
Что посмотреть в Новочеркасске самостоятельно?
Интересные места и основные достопримечательности города и окрестностей: фото с описаниями, советы куда сходить, куда поехать на машине, что посмотреть за один день.
Вознесенский кафедральный собор Новочеркасска
Один из самых крупных православных комплексов России, размер церковного здания, которого, не превышает только Московский храм Христа Спасителя и Петербургский Исаакиевский собор. Его история началась еще в 1803 году, когда начали заложение фундамента. Строительство продолжалось на протяжении более 100 лет. Официальное открытие храма состоялось в 1905 году.
В годы правления советской власти с куполов было снято медное покрытие, что причинило ущерб всему храму. В 1934 году он был закрыт, на его территории располагались склады. Восстановление храма началось только в 2000-х годах и уже в 2005 году состоялось официальное открытие обновленного храма.
В 2011 куполам восстановили позолоту, а крест украсили кристаллами из горного хрусталя.
Триумфальные арки Новочеркасска
На западной и северо-восточной стороне города, его въезд и выезд украшают величественный Триумфальные арки. До сегодняшнего дня не удалось установить автора красивых сооружений. Если верить историкам, то к постройке причастны архитекторы Алоизия и Иеронима Руски. Появились арки в период с 1814 до 1817 годов.
Согласно рассказам, арки были возведены к приезду императора Александра І, а так как не знали с какой стороны приедет император, возвели 2 арки на въездах в Новочеркасск.
Памятник Платову
Этот памятник был первым городским постаментом, который был посвящен основателю Новочеркасска и герою Отечественной войны – Платонову Матвею Ивановичу. Этот памятник имеет собственную увлекательную историю. После смерти известного Атамана, его тело было захоронено у Новочеркасского Вознесенского собора.
В 1853 был установлен и торжественно открыт памятник Платонову перед Атаманским Дворцом Новочеркасска. По прошествии 70 лет, памятник был ликвидирован и хранился в здании Донского музея. Восстановлен памятник только в 1993 году.
Скульптура была идентично отлита, а ее скульптором стал московский скульптор А. Тарасенко. Отличается он от первого отсутствием металлической ограды и пушек.
Атаманский дворец
Строительство здания началось в 1863 году, проектировкой занимался академик И. О. Вальпреде. Архитектурный стиль, к которому относится здание, это классицизм. Облик дворца здание имеет благодаря сдвоенным пилястрам, которые соединены навесным балконом и украшены декоративной литой решеткой.
Дворец хорошо сохранился, единственной разрушенной частью стала церковь, которая располагалась на втором этаже. На сегодняшний день, первый этаж здания занимают различные музейные экспозиции. На втором этаже расположились: мемориальная комната Донского атамана Каледина, интерьеры парадных помещений, а также Большая гостиная и кабинет атамана.
Музей истории донского казачества
Один из самых старинных музеев южной части России. Он был открыт в 1899 году, по инициативе «Любителей донской старины». Здание было возведено специально для музея, автором проекта был академик архитектуры А. Ященко.
В военные периоды многие экспонаты музея были утеряны, а само здание разрушено. Восстановили музей только к 100-летнему юбилею со дня открытия. К этому дню был проведен косметический ремонт и обновлена часть экспозиций.
На сегодняшний день музей представлен в виде целого комплекса разных экспозиций, среди которых можно увидеть настоящие реликвии донского казачества. Коллекция музея хранит более 115 тысяч экспонатов, аналогов которой нет в мире.
Музей виноградарства и виноделия
На территории Всероссийского научно-исследовательского института виноградарства и виноделия расположен музей, посвященный этому древнему занятию. Экспозиция музея очень известная и увлекательная, ее посещают даже известные политики, космонавты и иностранные делегации. Он был открыт в 1972 году, и привлекает туристов своей необычностью.
В музее представлены экспонаты, которые знакомят посетителей с зарождением производства вина в Донском крае и во всем мире. Здесь нет скучных экспонатов, каждый предмет любопытный, се они собраны с разных уголков мира. Помимо интересной экскурсии, посетителям предлагают продегустировать разные сорта вина, и купить себе сувенир в небольшом киоске рядом с музеем.
Музей памяти Новочеркасской трагедии 1962 года
В 2002 году в Новочеркасске появился новый музей, посвященный памяти Новочеркасской трагедии 1962 года, который посвящен забастовке рабочих завода Буденного. Впоследствии этой забастовки, погибло множество местных жителей.
Благодаря помощи городских властей, удалось собрать небольшое количество документов, которые хотя бы немного прояснили ситуацию, которая произошла во время забастовки. Большая часть документов, до сих пор, находится в архиве и расценивается, как совершенно секретная информация. Музей работает без выходных, при этом вход в него является свободным.
Памятник Ермаку
Вторым памятником, который был установлен в Новочеркасске, был памятник донскому Атаману, Ермаку. Первый, кто решил приступить к разработке памятника, был известный скульптор М. М. Антокольский, но его проект, не был одобрен. После этого к разработке проекта памятника приступил М. О. Микешин, его первый проект так же не был одобрен, но после внесенных поправок, в 1896 его все же утвердили.
В этот же год Микешин скончался. Памятник появился только в 1903 году, его проект разработал В. А. Беклемишев. Но торжественное открытие состоялось только через год, 6 мая 1904 года. В 2004 жители отмечали 100-летний юбилей со дня открытия памятника, была торжественная часть и праздничный концерт.
Музей И.И.Крылова
В Новочеркасске есть важный памятник, федерального значения – мемориальный музей художника И. И. Крылова. Музей создавали по инициативе дочки художника, а так же общественности города. Торжественное открытие состоялось 1 июня 1979 года. Экспозиция музея посвящена периоду жизни художника в Новочеркасске.
Здесь бережно сохраняют память о художнике. Примерно 70% вещей, представленных в музее, принадлежали самому Ивану Ивановичу. Один из залов музея посвящен творческому пути художника, здесь находится постоянная экспозиция с его работами разных периодов. Часто в музее проходят различные творческие вечера, выступают музыкальные коллективы или поэты.
Музей им. М.Б. Грекова
Небольшой, но однозначно заслуживающий внимания музей, расположился в стороне от других туристических мест города, среди частных секторов. В музейный комплекс включены: основное здание, где работал художник, флигель, уютный фруктовый сад.
Главным местом музея считается мастерская художника, где хранятся его мольберты, винтовый табурет, рабочий диван и шкаф, чтобы сохранять этюдный материал. Стены украшают картины Грекова, а на широком подоконнике расставлены краски и этюды.
Из окна мастерской открывается волшебный вид на донские просторы. Работники музея очень доброжелательны и с радостью отвечают на вопросы посетителей, рассказывая историю жизни художника.
Памятник генерал-лейтенанту Я.П. Бакланову
В 1911 году, перед центральным входом в Вознесенский собор, был установлен памятник знаменитому генералу Я. П. Бакланову. Скульптором и автором проекта был выбран известный московский мастер Набоковым. Изначально он был установлен в Санкт-Петербурге в 1876 году, но позже его перенесли в Новочеркасск, и установили на площади Ермака, в честь 100-летия со дня рождения полководца.
Генерал-лейтенант сделал большой вклад в защитные операции России. Его талант был оценен во время Кавказской и Крымской войны. Постамент привлекает своей оригинальной идеей, с ним часто делают фотографии, или приходят, чтобы почтить память полководца.
Памятник «Учительница первая моя»
В 2013 году, на Соборной площади города, появился интересный и очень милый памятник, посвященный первой учительнице. Он был открыт в честь Всемирного дня учителя. Место нахождения памятника создает впечатление, что учительница провожает всех учеников в гимназию имени Платонова на уроки.
Согласно задумке скульптора Сергея Олешни, который был автором памятника, учительница встречает первоклассников, мальчика и девочку, у входа. Сергей говорит, что роль первой учительницы очень важна в жизни каждого, и он сам с радостью вспоминает свою учительницу, в школе Кулешовки, где скульптор ходил в первый класс.
Самолет-памятник советским авиаторам «МиГ-21ПФС»
В 1981 году, в городе появился еще один новый и очень важный памятник, который посвящен советским авиаторам МиГ-21-ПФС.
Памятник выглядит, как направленный стремительно ввысь самолет, который посвящается летчикам, служившим в 13-й и 55-й авиабригаде, 12-го и 81-го полка дальней авиации 216-й ИАД, которые отдали свои жизни во время Великой Отечественной войны.
Этот памятник считается очень ценным историческим объектом города. Ежегодно, 9 мая, к памятнику приносят цветы, или приходят, чтобы почтить память павших авиаторов.
Католический храм Успения Пресвятой Девы Марии
Римско-католический костел был возведенный в 1902—1906 годах, благодаря помощи польского зодчего Бронислава Рогуйского. В 1917 году приход церкви состоял из 4 тысяч человек. Во время правления советской власти, костел был закрыт. В помещении организовали столовую политехнического университета.
В 1937 году в храме появились еще и детский сад, спортзал, жилое отделение. Только в 1994 году костел был возвращен церкви. До 2000 года длилось восстановление внешнего и внутреннего убранства. На сегодняшний день храм открыт, здесь регулярно проводят службы. Посетить их могут все желающие.
Храм святого Александра Невского
В 1896 году в Новочеркасске появился новый кирпичный храм, с пышными формами. Он является классическим представителем византийского стиля. Строительство храма проходило на протяжении 5 лет, с 1891 по 1896 год. Архитектором проекта был выбран Н. Е. Анохин. С период правления советской власти, храм был закрыт.
В здании хотели оборудовать планетарий, но проект не успели воплотить в жизнь. В 1991 году здание вернули церкви, началась полноценная реставрация храма. До сегодняшнего дня реставрация не окончена, но несмотря на это, в здании регулярно проходят службы.
Баптистская церковь
Церковь Евангельских Христиан-Баптистов появилась в городе в 1898 году. Архитектором проекта был выбран Николай Иванович Роллер. Здание церкви относят к неоготическому архитектурному стилю, который типичен для зданий Германии. Церковь имеет всего одну башню, в которой разместился колокол.
До периода Октябрьской революции, церковь считалась важным культурным центром города, здесь часто проходили различные концерты. В период советской власти была закрыта. И только в 1990 году, здание вернули общине христиан-баптистов. В 1994 году церковь была отреставрирована и в ней возобновили богослужения.
Мемориал «Курган Славы»
Мемориальный комплекс был открыт на честь 35-летия со дня Великой победы. До 1980 года комплекс носил название «Курган в Александрийском парке». Мемориальный комплекс много раз реконструировали. В конце 90-х годов, он был почти разрушен, а вечный огонь погашен.
Последняя реставрация прошла в 2012 году, когда мемориал был полностью восстановлен. Выглядит он, как 4 штыка, которые поднимаются в небо и символизируют 4 года войны. Вечный огонь чтит память героев, отдавших свою жизнь за родину. В нижней части упомянуты все города-герои России.
Михайло-Архангельская церковь
Начало своей истории церковь берет еще в начале 19 века. Тогда была сооружена деревянная церковь в городе Черкасске, который являлся столицей Донского казачества. После того, как столицу перенесли в Новочеркасск, было получено разрешение о переносе церкви в новую столицу, при условии, что по окончанию сражений с Наполеоном, будет возведен каменный храм.
В 1863 году началось строение каменной церкви. Строительство продолжалось 6 лет, еще 3 года шли отделочные работы. Богослужения начались в 1872 году. На сегодняшний день храм представляет собой четырехпрестольное здание. В выходные и праздничные дни проводятся богослужения.
Памятник А.В. Суворову
В 2004 году в городе появился памятник, установленный на честь великого полководца А. В. Суворова. Он расположен на площади возле суворовского военного училища. В Новочеркасске ранее действовали два суворовских училища, одно из которых было закрыто в 1963 году, а второе действует и на сегодняшний день.
Когда появилась идея установки памятника, был объявлен конкурс. Его победителями стал коллектив скульпторов из Ростова. Реализовал идею Сергей Окунев. Памятник выглядит, как бронзовый бюст, который закрепился на красивом мраморном пьедестале.
Свято-Георгиевский храм
В конце 19 века в городе был возведен Православный Свято-Георгиевский храм. Открытие храма посвящалось спасению императора Александра III и его родных в крушении поезда 1988 года.
Воплотить идею выпала честь знаменитому архитектору Н. Куликовому, который и создавал общую идею храма. Здание относят к архитектурному стилю классического барокко, в котором присутствуют элементы русского зодчества.
Храм был закрыт с 1930 по 1940 год. В 1990-х годах была проведена полноценная реконструкция храма. На сегодняшний день он открыт, здесь постоянно проводят богослужения.
Храм равноапостольных царей Константина и Елены
Храм начинает свою историю в 1864 году. Он был построен на месте ветхой часовни. Изначально церковь была деревянная, но скорое разрушение, обязало построить новый каменный храм. 10 мая 1909 года был построен и освящен Константино-Еленинский храм. Он имеет три престола.
Во время правления советской власти церковь была закрыта. Вернули здание церкви только в конце 1990-х годов. Были проведены реставрационные работы и в храме восстановили богослужения. В 2005 году провели капитальные ремонтные работы внутреннего убранства. На сегодняшний день здесь проводят богослужения, открыла воскресная школа и художественный кружок.
Памятник «Георгиевским кавалерам, участникам Первой мировой войны»
В 2014 году, недалеко от Донского Императора Александра Третьего, был установлен новый памятник, посвященный «Георгиевским кавалерам, участникам Первой мировой войны». Он представлен в виде полноразмерной фигуры казака, за спиной которого расположен крест святого Георгия Победоносца.
Автором этой композиции был Асламбек Усаев, который входит в состав союза художников России. Для его установки не привлекали бюджетные средства города, все расходы покрывали спонсорские взносы. У подножья памятника часто лежат свежие цветы, так люди показывают свое почтение павшим воинам.
Музей поэта Калмыкова
В 1975 году, в Новочеркасске был открыт дом-музей поэта-инвалида Владимира Калмыкова. История Калмыкова не оставляет равнодушными никого. Парень заболел в возрасте 18 лет. Рабочими органами остались только три пальца, которыми он мог печатать на машинке. Вместо того, чтобы жаловаться на судьбу и свое состояние, парень начал писать стихи.
Его стихи были опубликованы во многих газетах и журналах. Парня постоянно приглашали в учебные заведения для выступлений. В музее хранятся стихи Калмыкова, его фотографии и личные вещи. Сотрудники музея с радостью отвечают на все вопросы и рассказывают удивительную историю мужественного парня.
Памятник примирения и согласия
В 2005 году в городе был открыт памятник Примирения и согласия. Автором скульптуры стал архитектор А. Скнарин. А его открытие посвящалось двухсотлетнему юбилею Новочеркасска. Концепция памятника относится к событиям гражданских войн. А его название отражает единение казачества и окончание политических противостояний.
Памятник выглядит, как расположенные круговым образом мемориальные плиты, которые хранят названия казачьих войск. В центральной части находится фигура молодого солдата и юной девушки. К памятнику приносят цветы, чтобы почтить память казаков, которые боролись за свои права.
«Камень-на-крови»
Очень важный памятник, который хранит память о страшных событиях, которые произошли на месте, где установлен «Камень-на-крови». Установлен он в 2006 году, и посвящен расстрелу мирной демострации, который произошел в 1962 году. Он находится перед Атаманским дворцом.
По какой причине был проведен расстрел, и кто отдавал приказ, до сих пор не известно. Но за ночь, после страшных событий, успели убрать все следы, и вечером был устроен концерт, который транслировали по всему СССР, чтобы подтвердить сохранение спокойной атмосферы в Новочеркасске. Место очень важно для людей, ведь о таких событиях нужно помнить.