храмы путятинского района рязанской области

Благочиния Скопинской епархии

храмы путятинского района рязанской области

Путятинское благочиние

Духовенство храма

храмы путятинского района рязанской области

Александр Александрович Грушин

Настоятель Успенского храма с. Карабухино Путятинского района

храмы путятинского района рязанской области

Владимир Юрьевич Мучкин

Настоятель Архангельского храма с. Путятино

Настоятель Воскресенского храма с. Воршево Путятинского района

храмы путятинского района рязанской области

Петр (Сергий Васильевич Мухин)

Настоятель Введенского храма с. Летники Путятинского района

Настоятель храма Нерукотворного Спаса с. Черная Слобода Путятинского района

Насельник Свято-Духова мужского монастыря г. Скопина

храмы путятинского района рязанской области

Роман Иванович Борисов

Настоятель Покровского храма с. Песочня Путятинского района

Настоятель Воскресенского храма с. Глебово Путятинского района

Настоятель Никольского храма с. Строевского Путятинского района

Источник

Храмы путятинского района рязанской области

391487 Рязанская область, Путятинский район, с. Черная Слобода

История Прихода:

В качестве села Черная Слобода с церковью Преображения упоминается в писцовых книгах 1630 г. в числе вотчин Никифора Рахманова Вельяминова. В окладной книге 1676 г. наименование храма уже иное – «церковь Всемилостивого Спаса Нерукотворного образа», где в причте состояли «поп Викул и дьячок Марко Яковлев». Своей земли у церкви не было, пользовались землей местного помещика Ивана Никифора Вельяминова. К приходу относилось всего 37 дворов, не считая дачи помещика.

В 1729 г. на средства действительного статского советника Петра Ивановича Вельяминова-Зернова была построена каменная церковь с престолом во имя Спаса Нерукотворного образа. Два придела – во имя Василия Блаженного и во имя св. Димитрия Ростовского – устроены в 1818 г. благодаря средствам и заботам коллежского советника Ильи Михайловича Коваленского. Он пожертвовал в церковь также семейную реликвию – старинную икону с образом Спаса. В 1872 г. к храму была пристроена каменная колокольня на средства прихожан и разных благотворителей. До этого колокола закреплялись на двух деревянных столбах. В 1906 г. на пожертвования прихожан старый колокол весом 110 пудов был заменен на 200-пудовый.

В окладной книге 1676г. упоминается также деревянная церковь Василия Блаженного в Черной Слободе. В ее приходе находились усадьба помещиков Вельяминовых и 12 крестьянских дворов. В 1732 г. церковь была заново перестроена, в ней появились приделы: Дмитриевский и Никольский. В 1804г. помещик А.Ф. Кареев просил о дозволении построить вместо деревянной Васильевской церкви каменную, но епархиальным начальством ему было отказано из-за малого числа прихожан и несогласия на это помещика И.М. Коваленского. В 1816 г. Васильевская церковь была упразднена, а ее прихожане причислены к Спасской церкви.

В начале XVIII в. в Спасской церкви служили: священник, диакон, дьячок и пономарь; по штату 1873 г. – только священник и псаломщик (с 1885 г. еще и диакон). К приходу Спасской церкви, по описи 1887 г., относились с. Черная Слобода (748 чел. – в основном бывших крестьян А.И. Кошелева) и д. Отрада (1078 чел.). В 1914 г. в приходе было 322 двора, в которых проживало 1172 мужчин и 1204 женщины.

В 1866 г. помещиком А.И. Кошелевым в селе была открыта школа, где наставниками, а позже (после перехода школы в заведование земства) законоучителями являлись священники Спасской церкви.

Деревянные дома члены причта возводили на свои сбережения. Церкви принадлежала каменная сторожка и каменный сарай для дров (находились в ограде церкви).

Судьба Спасской церкви после событий 1917 г. сложилась менее трагично, чем большинства храмов Путятинского района. Жители Черной Слободы своею верою и верностью традициям дедов спасли храм и его служителей от нападок воинствующих безбожников. Об этом свидетельствуют некоторые факты. Так, когда в 1919 г. освободилось место диакона в храме (прежний диакон М.Ф. Маннин уволился), жители села приложили немало усилий, чтобы привлечь в Черную Слободу диакона Петра Смирнова из Троицкой церкви с. Песочни. Вопрос обсуждался на сельском сходе, где присутствовали 157 домохозяев. Единодушно приняли решение, о чем сообщили будущему диакону. После чего Петр Смирнов в своем прошении Михайловскому епископу Митрофану писал, что хотел бы служить в Черной слободе «ввиду тяжелой жизни в продовольственном отношении в селе Песочне», тогда как жители Черной Слободы обещают «содержать меня с семьею в продовольственном отношении, с квартирой и топкой».

Последним батюшкой до 1917 г. был Михаил Петрович Васильев. После окончания Рязанской духовной гимназии и нескольких лет преподавательской работы он был определен в 1883 г. в возрасте 32 лет в Черную Слободу священником и, видимо, продолжал здесь служить и в 1920-е гг., и в начале 1930-х гг. По воспоминаниям жительницы этого села Анны Федоровны Федуловой (1923 г.р., ныне живущей в дер. Самодуровке), первым батюшкой, которого она помнит, был отец Михаил, затем отец Иван. Жили они в каменной сторожке. Дома у членов причта отобрали. В одном из них устроили клуб. Но жизнь сельчан по-прежнему была тесно связана с храмом. Так, когда рождался ребенок, то повитуха, прежде чем купать новорожденного, окунала в таз большой крест. На третий день несли ребенка крестить в храм. Соблюдались и многие другие православные традиции.

В конце 1930-х гг. церковь закрыли. Колхозное начальство решило устроить в храме зернохранилище. Но, по словам того же очевидца, жители Черной Слободы не допустили этого. Они отдавали свои амбары для колхозного зерна. Благодаря бережному отношению жителей к храму церковная утварь сохранилась и использовалась позже при открытии церкви. Старожил села А.Ф. Федулова помнит, что в церковные праздники в официально закрытой церкви собирались верующие, приходили певчие: молились, пели акафисты (без священника). На Пасху ходили пешком в храм в Воршеве, пока он был открыт (до 1939 г.).

Когда в годы войны смягчилось отношение властей к религиозным потребностям населения, на территории Путятинского района возобновились службы только в двух храмах – в Черной Слободе и Воршеве.

В апреле 1943 г. был составлен договор между представителем исполкома Путятинского района и учредителями религиозного объединения (20 жителей из с. Черной Слободы и д. Отрады) на бесплатное пользование церковным зданием и «богослужебными предметами». Опись передаваемого церковного имущества, включая железные кресты на куполах, антиминс, иконы, старинные богослужебные книги, одежду священников, заняла 6 рукописных листов.

Настоятелем Спасского храма был назначен протоирей Николай Федорович Макаров. Он родился в 1880 г. в Рязани. Окончил городское училище, работал на заводе, пел в архиерейском хоре. В 1920 г. рукоположен в сан диакона, в 1930 г. – в сан иерея. До 1939 г. служил в разных храмах Рязанской области. Когда стали закрываться церкви, четыре года был без места. В Черной слободе служил в 1944-62 гг., оставив о себе самую добрую память. Из-за болезни был уволен за штат.

Служивший после него священник В.И. Спасский в 1964 г. был переведен в другой приход «за финансовые нарушения». После этого церковь бездействовала. Многих бывших членов учредительской «двадцатки» к этому времени уже не было в живых или они проживали в других местах. Нового списка учредителей не составлялось. Постепенно церковные хозяйственные постройки ветшали, как и культовое имущество (часть была передана другим церквам). В 1979 г. Путятинский райисполком обратился к Рязанскому областному совету с просьбой снять с учета недействующую церковь, а «здание культа использовать в интересах народного хозяйства». В это время в селе проживало 212 человек.

Вопрос решался три года. В июле 1983 г. Совет по делам религии при Совете Министров СССР постановил: «Принять предложение Рязанского облисполкома о снятии с регистрации православного религиозного общества с. Черная слобода Путятинского района как распавшееся и здание снести как аварийное»

В то время как местные власти добивались получить разрешение на снос храма, уверяя, что он находится в аварийном состоянии и что нет желающих возрождать в нем церковные службы, верующие сел Черная слобода, Летники, д. Отрады неоднократно ходатайствовали об открытии Спасской церкви. В 1979 г. в письме к рязанскому уполномоченному Совета по делам православной церкви они писали о том, что пожилые люди не в состоянии добираться до ближайшей церкви, которая находится за 25 км от села, что старикам приходится умирать без исповеди и причащения. По их мнению, церковь нуждается лишь в малом ремонте. Чтобы храм не снимали с учета, жители платили за него страховку по 1979 г. Своими силами начали ремонт. Завезли брус, доски, но летниковский сельсовет распорядился использовать материалы на нужды колхоза «Максим Горький».

Несмотря на решение о сносе храма, он каким-то чудом дожил до новых времен, хотя изрядно обветшал. В конце 1990-х начал возрождаться.

Священники: Викул (уп. 1676), Феодотий Фотиев (уп. 1707), Феодотий Карпов (ум. 1747), Никита Карпов (рук. 1747), Александр, Михаил Иоаннов (уп. 1780), Иоанн Вас. Васильев (уп. 1822-30), Мих. Иаковлев Цветков (1830-61), Петр Иоаннов Грацианский (1861-83), Мих. Петр. Васильев (1883-1917. ), Ник. Фед. Макаров (1943-62), Викт. Иван. Спасский (1963-64), Алексей Емельян. Пастухов (1990).

Источник

Презентация по краеведению » Церкви села Путятина»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

храмы путятинского района рязанской области

Описание презентации по отдельным слайдам:

Чудеса земли Путятинской. Церкви села Путятина. Работа Стрельникова Артема Владимировича, МОУ Путятинскоая средняя общеобразовательноая школа Рязанской области. Руководитель- Стрельникова Наталья Викторовна.

На территории Путятинского района находится более 10 действующих церквей, построенных в 17- 19 веках, и являющихся памятниками архитектуры и объектами историко-культурного наследия. Покровская церковь в с.Путятино – конец 18 века

Покровский храм села Путятина

Каменная Покровская церковь, построение которой в селе Путятино местное предание приписывает князю Пожарскому, в окладной книге не упоминается; отсюда следует, что ее строили в конце ХVII или начале ХVIII столетия. Из памятников древности, находящихся в Покровской церкви, известны: холщевый антиминс, освященный в 1681 году Иосифом, митрополитом Рязанским и Муромским, Евангелие, напечатанное в 1644 году и напрестольный серебренно-вызолоченный крест устроенный на церковные деньги в 1675 году Федором Яковлевичем Вышеславцевым, колокол, весом в 3 пуда, пожертвованный тем же Вышеславцевым.

В начале 1930-х гг. храм был закрыт и разорен. Некогда величественный, он принял вид бесформенного строения. Здание было превращено в мебельный склад райпотребсоюза. С течением времени храм постепенно разрушался, его стены поросли деревьями, почти все считали его исчезающим пережитком прошлого. Храм передан епархии в 1989 году. Был произведен ремонт церкви, ей было возвращено её настоящее предназначение. И вот уже почти 27 лет жители нашего района не могут себе представить Путятино без золотых куполов и колокольного звона Покровского храма.

Воскресенский храм села путятина.

Каменная церковь с тремя приделами была построена в 1825 г. на средства прихожан и разных благотворителей. Владимирский придел освящен в 1800 г., Никольский – в 1807 г., Воскресенский – в 1825 г. Колокольня возведена в 1834 г. В 1870-е гг. церковь была капитально обновлена: расширена трапезная часть, возобновлены три иконостаса, приобретена новая утварь и колокол в 200 пудов.

В 1900 году на средства благотворителей, купцов братьев Чернышевых и церкви был куплен колокол на 500 пудов. Колокол доставляли с Нижегородского края подводами на лошадях. В школьном музее сохранилась запись рассказа старожила села Путятино В.И. Харькина о том, как доставляли колокол в село. Вот как это было: «На железнодорожной станции Назаровке колокол погрузили с помощью парового движка на деревенские сани из дубовых кряжьев. Довезли колокол до села Фролово, где Ефим Чернышев купил хлеб у крестьян и всех накормил. Когда добрались до села Строевского, то здесь уже люди из Путятино и окрестных деревень встречали, чтобы помочь доставить долгожданный груз. Всем хотелось услышать новый колокол на Пасху. Организаторами доставки были братья Чернышевы и староста села Аксинин (торговавший мясом)»

Воскресенский храм, как он выглядел до 1934 года.

Архангельский храм села Путятина.

Архитектор и проектировщик Архангельского храма, к большому сожалению неизвестны. Церковные записи, книги были разграблены или сожжены, и уже никто и никогда не узнает, кто придумал и создал такую красоту.

В документах архива имеются сведения о закрытии Архангельской церкви в с. Путятино на основании президиума Мособлисполкома от 08.05.1934 года, под школу. Храм находился в аварийном состоянии, крыша пришла в абсолютную ветхость и угрожала обрушением. Здание нуждалось в скорейшем восстановлении кровли и всего остального.

Архангельская церковь была передана епархии распоряжением главы района от 26 ноября 2002 года. Ее восстановление началось в 2012 году.

5 августа 2012 года игумен Феодорит (Долгов) и протоиерей Владимир Мучкин отслужили молебен с акафистом Архангелу Михаилу в открывающемся Архангельском храме с. Путятина.

21 ноября 2013 года, в день Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, во вновь открывшемся Архангельском храме с. Путятина состоялся молебен с чтением акафиста Архангелу Михаилу. На Богослужении, которое совершили благочинный Путятинского округа игумен Феодорит (Долгов) и настоятель Архангельского храма протоиерей Владимир Мучкин, присутствовали жители с. Путятина.

Так выглядит архангельский храм после ремонта. Обновленный храм радует прихожан своим уютом и спокойствием. Строительство и восстановление храмов поможет людям вспомнить о вере, Боге, научит их жить по заповедям, поможет сохранить наши истинные русские корни, которые крепко держатся на православии и вере в Бога.

храмы путятинского района рязанской области

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

храмы путятинского района рязанской области

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

храмы путятинского района рязанской области

Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

храмы путятинского района рязанской области

Номер материала: ДБ-510841

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

храмы путятинского района рязанской области

храмы путятинского района рязанской области

В Башкирии школьные каникулы продлили до 14 ноября

Время чтения: 1 минута

храмы путятинского района рязанской области

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

храмы путятинского района рязанской области

Мишустин поручил проводить международную олимпиаду по философии

Время чтения: 0 минут

храмы путятинского района рязанской области

Минобрнауки: вузы вправе вводить QR-коды для посещения корпусов

Время чтения: 2 минуты

храмы путятинского района рязанской области

Заболеваемость ковидом среди студентов и преподавателей снизилась на 33%

Время чтения: 4 минуты

храмы путятинского района рязанской области

СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Храмы путятинского района рязанской области

391480 Рязанская область, Путятинский район, с. Путятино

История Прихода:

Храм Покрова Пресвятой Богородицы – один из древнейших в Путятинском районе и Рязанской епархии. В клировых ведомостях середины XIX в. история храма сводится к одной фразе: «сия церковь существует 400 или 500 лет, когда и кем построена, неизвестно». Существует предание, что построена она Д.П. Пожарским, но документальных подтверждений этому нет.

Упоминается каменная Покровская церковь в платежных книгах 1628-1629 г. С 1849 по 1854 год, а также в начале 1870-г. церковь считалась приписанной к храму Воскресения Господня, находившегося рядом. В церкви имеется один престол, посвященный Покрову Пресвятой Богородицы.

В середине XVII в. новые каноны в архитектуре храмов, определенные реформами Патриарха Никона, главным образом, сводились к запрещению шатровых церквей как построек, не соответствующих греческим образцам и древним христианским традициям. Тем не менее, шатровая кровля, издавна используемая в деревянном зодчестве, была неотъемлемой частью звонниц и колоколен, и строгий патриарх был вынужден с этим смириться.

Колокольня Покровского храма, воздвигнутая над входом в церковь, увенчана шатровым верхом. Хотя массивные своды храма и маленькие оконца создают несколько мрачное впечатление, но в целом все строение подчиняется законам гармонии и красоты, напоминающее издали белоснежный корабль с высокой мачтой-колокольней и наполненными ветром парусами куполов, движущийся на восток, к восходу солнца. Храм без преувеличения может быть назван шедевром русской средневековой архитектуры.

Из древних реликвий храма известны холщевый антиминс, освященный Иосифом, Митрополитом Рязанским и Муромским в 1680 г., напрестольное Евангелие печати 1644 г. и серебряный позолоченный напрестольный крест (подаренный Ф.Я. Вышеславцевым). Тот же Федор Яковлевич Вышеславцев в 1675 г. принес в дар Покровскому храму колокол в 3 пуда.

В конце XVII в. стены и кровля сильно обветшали, храм за ветхостью был запечатан; в 1821 г. прихожане просили дозволение исправить иконостас, иконы возобновить, а стены оштукатурить и расписать. После капитального ремонта Покровская церковь вновь открыла двери для прихожан.

Покровский храм был приходом для жителей окрестных деревень и «отобран» у путятинских жителей. Связано это было с ростом населения в Путятине. Для путятинцев оставался Воскресенский и Архангельский храмы.

По переписи 1887 г. к приходу Покровского храма относились деревни Сергеевка (137 чел.), Екатериновка (565 чел.), Лупиловка (428 чел.). Всего 1130 жителей, среди них дворяне, купцы, крестьяне, военные. До середины XIX в. причт церкви состоял из священника, диакона, дьячка и пономаря, позже сократили вакансию диакона. С 1873 г. здесь служили священник и псаломщик.

Церковь владела 39 дес. пахотной земли, пожалованных г. Аверкиевой. Земля была неплодородной и давала небольшой доход. В 1910-е гг. священник половину своей земли сдавал в аренду. Причт жил на доходы от кружечного сбора (321 р. в 1912 г.), дохода от земли и от печения просфор. В 1912 г. причт уже получал казенное жалованье 400 р. (в 1903 г. постоянного оклада еще не было). Служители храма жили в построенных за свой счет домах.

В 1912 г. Покровская церковь вновь была подвергнута реконструкции. Вследствие ее наклона в восточную сторону, престол был смещен и нарушен, поэтому поставлен был новый престол, обновлен иконостас, и старый пол заменен на метлахские плитки. Новый иконостас и арка были устроены на средства братьев Зелениных (с 1894 г. до 1908 г. церковным старостой был сапожковский купец Ф.П. Зеленин), пожертвовавших на эти цели 5000 р. На средства нового старосты купца М.П. Правдолюбова (до 1908 г. был старостой Архангельской церкви) обновлен пол.

Церковно-приходская школа, учрежденная в 1905 г., располагалась в д. Екатериновке; вторая школа, земская, учрежденная в 1909 году, была в деревне д. Лупиловке. Церковно-приходская школа размещалась в собственном доме и на ее содержание от общества села отпускались средства.

После революции 1917 г. во время жестоких гонений на Православную Церковь, храм разделил участь многих православных храмов. В начале 1930-х гг. храм был закрыт и разорен. Некогда величественный, он принял вид бесформенного строения. Здание было превращено в мебельный склад райпотребсоюза. С течением времени храм постепенно разрушался, его стены поросли деревьями, почти все считали его исчезающим пережитком прошлого.

Верующие вели активную борьбу за возвращение поруганного храма Русской Православной Церкви. Только в 1989 г. храм в полуразрушенном состоянии был возвращен верующим. 21 июля 1989 г. в Покровском храме благочинным протоиереем Георгием Глазуновым было совершено первое богослужение. Освящение храма состоялось 27 ноября 1989 г. Его совершил архиепископ Симон Рязанский и Касимовский. И сегодня каждого, кто проезжает по трассе мимо храма Пресвятой Богородицы, вид храма завораживает, как и столетия назад.

Священники: Симеон Иоаннов (уп. 1700), Вас. Иаковлев (1738-59), Никита Васильев (1759-80), Мих. Никитин (1780-1808), Евфимий Михайлов (1808-12), Иоанн Иоаннов (уп. 1812), Григ. Петров Левитский (1854-ум. 72), Илья Дмитр. Сильвестров (1872-90), Федор Григ. Левитский (1890-1908), Иоанн Вас. Архангельский (1908-17. ). Алексей Буканов (1989. )

Источник

Благочиние Путятинского Округа

В начале XVII века (1628г.), село Путятино (иначе называемое тогда «починок Строевский»), находилось во владении князя Дмитрия Петровича Лопаты Пожарского, родственника знаменитого Дмитрия Михайловича Пожарского, освободителя России от польских захватчиков.
Показать полностью. Пожарские сменили бояр Годуновых (по крайней мере, не известны владельцы села между Годуновыми и Пожарскими). Село давалось самым влиятельным и знатным родам России. Еще в XVI-XVII веках, таким образом, Путятино было довольно значительным земледельческо-ремесленным поселением. Род Пожарских, как известно, был знаменитым и прославленным родом. Они были дружны с царями, были наместниками в больших частях России, защищали страну в битвах. Сам Дмитрий Петрович в 1624-1627 г.г. был Верхотурским воеводой в Сибири. Его брат князь Роман Петрович Перелыга Пожарский участвовал в свадьбе царя Михаила Федоровича в 1624г. 19 сентября. В Древней Российской Вивлиофике, в описании свадьбы царя Михаила Федоровича говорится: «а с Великия княгини дружки были: боярин Михаил Борисович Шеин, да князь Роман Петрович Пожарский…». В 1629г. князь Роман Петрович сопровождал посольство в Москву. Его сын, Семен Романович, в 1676г. упоминается владельцем Путятина. Окончил Семен Романович свою жизнь в сражении под Конотопом (на Северо-Восточной Украине, около города Сумы). Род Пожарских в мужской линии пресекся в 1685г., а последняя представительница рода – княгиня Евдокия Ивановна Черкасская, была погребена в 1736 (1738г.) в Новоспасском монастыре в Москве. По всей видимости, после пресечения рода Пожарских в конце XVII века принадлежащаяим часть села была забрана в казну и крестьяне стали называться казенными или государственными (это была большая часть села). К XVII веку относится строительство деревянных, а затем и каменных церквей в селе. Одна деревянная церковь была продана в село Поляки. Князья Пожарские очень много сделали полезного для села. В Платежных книгах 1628-1629г.г. указывается, что в селе находится церковь Покрова Пресвятой Богородицы (сейчас остается также Покровской), построенная князем Дмитрием Петровичем Пожарским.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *