храмы рпц в турции
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)
Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата
Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»
В.Р. Легойда прокомментировал решения Священного Синода Русской Православной Церкви
Архив
В Турции учреждено Общество русскоязычных православных верующих провинции Анталья
25 мая с.г. Святейшим Патриархом Кириллом в Турецкую Республику для духовного окормления православных верующих, проживающих в турецкой провинции Анталья, был направлен клирик Белгородской митрополии священник Георгий Иванчогло.
Ранее в Анталье группа православных граждан Турецкой Республики во главе с Оксаной Владимировной Алыкан начала сбор документов для официальной регистрации первого в истории страны Общества русскоязычных православных верующих провинции Анталья (Antalyadaki RusçaKonuşan OrtodoksİnançlılarDerneği).
В результате долгих согласований с Министерством юстиции и Министерством культуры Турции 8 августа с.г. были оформлены учредительные документы Общества. Оно объединяет русскоязычных православных верующих провинции Анталья, в которую входят города Демре, Кемер, Анталья, Белек, Сиде, Манавгат, Авсаллар, Аланья и Махмутлар. Председателем Общества стала О.В. Алыкан.
Одновременно с оформлением документов шел поиск помещения, в котором могли бы совершаться регулярные богослужения для жителей Антальи.
1 ноября с.г. было получено официальное разрешение губернаторства Антальи и Службы безопасности на проведение регулярных богослужений в арендованном помещении в районе Муратпаша г. Анталья по адресу ул. Джумхуриет, 60 (Elmalı, No:, Cumhuriyet Cd. No:60, 07040 Muratpaşa/Antalya).
Начал работу веб-сайт Общества русскоязычных православных верующих провинции Анталья — www.pravantalya.com, также образована группа в социальной сети «Facebook».
В связи решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 15 октября 2018 года о невозможности евхаристического общения с Константинопольским Патриархатом по причине грубого нарушения канонов с его стороны в Московскую Патриархию стали приходить многочисленные обращения проживающих в Турции русскоязычных православных верующих с просьбой об организации пастырского окормления.
Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Турецкую Республику был направлен иерей Георгий Сергеев для совершения регулярных богослужений в храме святых равноапостольных Константина и Елены, расположенном на территории летней резиденции Генерального консульства Российской Федерации в Стамбуле, и организации окормления русскоязычной паствы в других городах страны.
11 ноября 2018 года иерей Георгий Сергеев совершил в храме святых равноапостольных Константина и Елены в Стамбуле первую после назначения Божественную литургию. Вслед за этим были совершены богослужения в других городах Турции — Анкаре, Измире, Кушадасы, Анталье, Демре, Эскишехире.
25 мая 2019 года Предстоятелем Русской Православной Церкви в Турецкую Республику был направлен клирик Белгородской митрополии священник Георгий Иванчогло, в задачи которого входит духовное окормление верующих, проживающих в провинции Анталья.
Анталья православная
В начале ХХ в. в Анталье проживало 15 тысяч греков – половина населения города. Это был небольшой городишко, жители которого занимались в основном рыболовством, морской торговлей и обработкой продуктов сельского хозяйства.
Эра национализма, начавшаяся на пространствах Османской империи в начале XIX в. вылилась в кровавое турецко-греческое противостояние 1919-1922 гг. и последующий обмен населением, в результате которого Турцию вынуждены были покинуть все анатолийские греки. Их дома частично были заброшены, частично заселены турецкими переселенцами с Балкан. Церкви – частично разрушены, частично превращены в музеи и библиотеки, но многие – просто заколочены. В этом году одна из них открыта для Богослужений после почти 90 лет перерыва.
Еще век назад паства Константинопольского Патриарха в Османской империи насчитывала более двух миллионов человек. В настоящее время греков осталось менее 4000, из которых церковь посещает менее 1000. Однако, это не значит, что Православие в Малой Азии близко к окончательному исчезновению, как констатирует CNN. Сейчас в Турции становится все больше русских, которые на чужбине начинают вспоминать о своей вере.
По неофициальным данным сейчас в Турции постоянно проживают порядка 200 тысяч граждан России. В основном это русские жены турок, но также работники совместных предприятий и организаций. Самым населенным русскими регионом является Анталья – туристический рай, через который прошло большинство поселившихся в Турции наших соотечественников. Сюда же, как правило, приезжают ежегодно более двух миллионов русских туристов в период с апреля по начало ноября.
Анталья является лицом Турции для многих миллионов туристов из многих стран мира, поэтому правительство предпринимает различные меры по улучшению имиджа страны. Еще 20 лет назад невозможно было бы представить себе, что в Турции будут открываться и строиться новые церкви. Однако, в 2004 г. в популярном курорте Белек премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган самолично открыл религиозный комплекс «Сад Религий» (Dinler Bahçesi), в котором соседствуют мечеть, церковь и синагога. В церкви регулярно (несколько раз в год) проводятся службы. Подобная практика сохраняется и в Мирах Ликийских (ныне Демре), где в историческом храме Св. Николая Мирликийского Чудотворца литургию служат трижды в год. К слову, это не последний подобный проект в Турции. В настоящее время ведутся работы по сооружению второго «Сада Религий» в популярном курорте Кушадасы. У этого проекта есть свой веб-сайт.
Однако, оба этих места являются собственностью турецкого государства, церковь Св. Николая так и вовсе музей, за вход в который необходимо приобретать билет. Летом там бродят толпы туристов, а окрестности церкви превращены в огромный туристический базар. В обоих местах так недостает привычной нам атмосферы приходского храма, может быть, маленького и невзрачного, но такого домашнего и уютного. Именно такая церковь была открыта в Анталье. С 2010 г. там совершается регулярная (один раз в месяц) Литургия на церковнославянском языке.
В пределах Старого Города (Şehir İçi) очень легко затеряться. Новые отели соседствуют с полуразрушенными и заколоченными зданиями, маленькие бакалы (бакалея) с большими барами и магазинами для туристов. Там нет названий улиц, надо спрашивать Пансион Сафран Сары Конак (Safran Sarı Konal Pansyonu) на углу улиц Kaleiçi Yeni Kapı, а заходить в Старый Город лучше с угла проспекта Ататюрка (Atatürk Caddesi) и проспекта Февзи Чакмака (Fevzi Çakmak Caddesi). В двух шагах от этого пансиона и будет стоять маленькая греческая церковь без креста, однако, если придете вовремя – к 9 утра и в последнее воскресенье месяца, это место будет легко найти по известным признакам – детским коляскам и спешащим на службу женщинам в по-русски, а не по-турецки повязанных платках.
Здание церкви Св. Алипия Столпника было сооружено в 1841 г., о чем повествует надпись на греческом и караманлийском (турецком греческими буквами) языках. Она представляет из себя каменное здание с треугольной крышей, небольшим двориком и рядом хозяйственных построек. Как это принято на Востоке, храм как бы является стеной квартала, и заходить в него надо через специальные ворота. В настоящее время в церкви идет вялотекущий ремонт, строятся хоры, штукатурятся стены.
На службе присутствуют в основном женщины с детьми, переехавшие в Турцию к мужьям. Всего около 50 человек. Много ли русских в современной Анталье и каким образом им удалось добиться открытия церкви? Я спросил об этом Марину Сорокину, председателя Общества русской культуры и одного из главных вдохновителей местной Православной общины.
Марина рассказала, что в 2006 г. начала сбор подписей за открытие в Анталье Православного храма. Было собрано более 300 подписей, которые были переданы Константинопольскому Патриарху Варфоломею. Этот вопрос обсуждался на встрече Патриархов Алексия и Варфоломея в Стамбуле в 2007 г. и благодаря помощи ныне здравствующего Патриарха Кирилла, тогда председателя ОВЦС был решен положительно. Первая служба проходила в Белеке в «Саду Религий» в 2009 г. и только в 2010 г. был открыт этот храм.
Службу проводит архимандрит Виссарион Комзиас, учившийся в Санкт-Петербургской Духовной Академии. Мы задали ему несколько вопросов:
— Отец Виссарион, расскажите, как Вы выучили русский язык и стали настоятелем русского прихода в Анталье?
— Я сам родом из Греции. Мой покойный отец был большим поклонником русской культуры. Он был военным, и в связи со своим увлечением имел множество проблем на службе. Нашу семью все время переводили из одного места в другое, так как СССР в то время был главным противником НАТО. Он все время настаивал на том, чтобы я изучал русский язык, но я пропускал его слова мимо ушей. Патриарх Варфоломей, с которым я познакомился во время поездки в Стамбул, предложил мне служить при Патриархии. На смертном одре отец еще раз заповедовал мне изучать русский. Патриарх сказал мне, что я должен поступить так, как просил отец и в ноябре 2006 г. я уехал учиться в Петербург.
В 2009 г. я вернулся и был рукоположен в священники во время совместной Литургии Патриархов Варфоломея и Кирилла в Стамбуле 5 июля. Как знающего русский язык меня сразу назначили настоятелем русской общины в Анталье.
– Как местное население относится к открытию храма? У нас в России все чаще говорят о том, что ислам является главным врагом Православия и мусульмане крайне нетерпимы к христианам. Однако, сейчас по дороге на службу турки охотно подсказывали мне дорогу, многие знают, где располагается церковь и что там идет Литургия.
— Главным врагом Православия являются православные, которые не знают, во что верят.
Во время Османской империи люди разных исповеданий знали о вере друг друга и поэтому уважали веру своих соседей. Ислам в Турции – это терпимая религия. Мусульмане очень много заимствовали из христианства, в первую очередь, от наших подвижников они учились любви к Богу и ближнему. Турки переняли от греков не только элементы одежды, но и некоторые ритуалы, и элементы архитектуры. Посмотрите, большинство турецких мечетей построены по византийским канонам! Местный ислам, развивавшийся в тесном контакте с Православием, совсем не такой, как в Саудовской Аравии или на Кавказе. Проблемы во взаимоотношениях между турками и греками начались тогда, когда появился национализм. Именно национализм является большим врагом Церкви и Православия.
В последнее время в Турции происходят большие перемены. 10 лет назад мы получили возможность проводить службы в церкви Св. Николая в Мирах Ликийских, был построен «Сад Религий», в этом году впервые после изгнания греков из Анатолии Патриархом Варфоломеем была отслужена литургия в Сумельском монастыре. В не последнюю очередь мы связываем это с ростом влияния России в Турции и укреплении русско-турецкого сотрудничества.
Действительно, в Турции происходят большие перемены. Новое турецкое руководство, которое пришло к власти в 2002 г. постепенно отказывается от светского национализма и стремится к установлению межнационального и межрелигиозного мира в стране. Еще в 70-е гг. ХХ в. в турецких учебниках писали, что Турция окружена четырьмя морями и шестью врагами. Новым властям удалось наладить добрососедские отношения со всеми пограничными государствами, кроме разве что Армении, хотя и на этом направлении видны серьезные сдвиги. Конечно, пока закон запрещает появление на улице, например, священнослужителей в одеянии, однако, прогресс в этом направлении налицо. Открытие действующего русского Православного прихода в Анталье на канонической территории Константинопольского Патриархата – это большой прорыв и в отношениях между церквями-сестрами, и в отношениях между Москвой и Анкарой.
Каппадокия – христианская жемчужина Турции
Турция буквально пропитана христианством, на десятки метров вглубь эта земля сохраняет святыни первых лет молодого христианства. Здесь можно прикоснуться к камням, на которых сидели апостолы.
Литургия в древнем монастыре Турции
Впервые с 1922 года православная литургия состоялась сегодня с древнем монастыре Панагия Сумела близ Трабзона (историческое название – Трапезунд) на территории Турецкой республики.
Вышла в свет книга «Сокровенная Каппадокия»
Впервые в России вышел труд писателя Георгия Юдина о Каппадокии – почти неведомой нам стране православных монахов, основанной еще во II веке н. э. на территории современной Турции.
Понтийский геноцид
Понтийцам пришлось много вынести на протяжении трех тысячелетий своей истории, но геноцид был страшнее всех ранее бывших несчастий – ведь он отнял у греков Черного моря не только родных и близких, но и Родину.
Святая София справилась с возвращением
Икона XII века передана из новгородского музея в храм, памятник архитектуры XI века принадлежит Церкви. Как удается сохранять древнейшие памятники, совмещая с церковными службами? Как складываются отношения епархии с новгородским музеем-заповедником? Об этом — корреспондент «НС» из Новгорода Великого
Православные храмы Турции
Отправляясь на отдых в Турцию, сегодня уже с трудом вспоминаешь, что это исламское сегодня государство некогда было почти колыбелью христианства. Каппадокия, Ликия, Миры, Константинополь, Айя-София – все это здесь.
Православие в Турции. Стамбул: четыре жемчужины Царьграда
Нынешний Стамбул – город в основном турецкий: повсюду мечети, по-восточному одетые люди, пять раз на дню – завывания муэдзинов, разносящиеся из мегафонов с минаретов. За столетия оккупации Константинополь так отуречился, что найти в нем христианские святыни очень непросто…
Запретные храмы. Где молиться прихожанам РПЦ после разрыва с Константинополем
После решения Священного Синода Русской православной церкви верующие не должны молиться и принимать участие в таинствах в храмах Константинопольской патриархии. В России подобных церквей практически нет, но для тех, кто выехал за границу, другого пути может и не быть. «360» выяснил основные места в мире, на которые распространяется юрисдикция Константинополя, а также что может грозить тем, кто все-таки посетит такой храм.
Святыни на отдыхе
Секретарь отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Игорь Якимчук в беседе с «Интерфаксом» отметил, что среди популярных туристических направлений самое большое скопление храмов Константинопольского патриархата находится в Турции. В частности, это все церкви Стамбула и единственный православных храм в Анталии.
Чуть лучше ситуация обстоит в Греции. Здесь власть Константинополя распространяется на Крит и острова Додеканеса, самым крупным из которых является Родос.
Кризис «православного туризма»
Кроме того, Игорь Якимчук подчеркнул, что запрет на посещение распространится и на монастыри горы Афон.
В остальной стране располагаются храмы Элладской церкви. Кроме того, митрополии и епархии, которые подчиняются Константинополю, располагаются в странах Европы, Южной и Центральной Америках, США, Австралии, Южной Корее, Гонконге, Новой Зеландии, Сингапуре.
Представитель РПЦ отметил, что, если верующие нарушат решение Синода, то им придется покаяться в этом во время исповеди. Для духовенства за такие нарушения наказания еще строже: освобождение от должности временное или пожизненное, извержение из сана и отлучение.
Как заявил «360» настоятель храма преподобного Феодора Студита у Никитских ворот протоиерей Всеволод Чаплин, молитвы и богослужение с раскольниками — это серьезное каноническое преступление. Он пояснил, что после того, как Константинопольский патриархат признал украинских раскольников (речь идет об Украинской православной церкви Киевского патриархата — прим. ред.), он перестал быть православной церковью в полном смысле этого слова.
«Надо сказать, что верующие нашей церкви и до сегодняшнего дня достаточно редко молились в храмах Константинопольского патриархата», — сообщил он.
Одной из причин, по его словам, является то, что в основном такие церкви представляют собой греческий этнический клуб, где верующие других наций чувствуют дискомфорт.
Молитвы за границей
Проблемы решение Синода может вызвать у тех, кто причисляет себя к пастве РПЦ, но постоянно проживает за границей. В частности, в Турции и Финляндии нет русских православных храмов, но есть церкви Константинопольского патриархата. Об этом заявил РБК настоятель храма Святой равноапостольной Марии Магдалины в Мадриде протоиерей Андрей Кордочкин. Он пояснил, что в этих странах крупные греческие диаспоры и прихожане РПЦ ходили в их храмы. Как им теперь поступать, понять очень сложно.
«Будет построен частокол запретов». Главное о разрыве отношений РПЦ с Константинополем
Настоятель Московского Троицкого храма на Воробьевых горах протоиерей Андрей Новиков заявил, что в этом случае им лучше молиться дома, но не принимать участия в службах, которые ведут представители любых поместных церквей с константинопольскими клириками.
Протоиерей Всеволод Чаплин пояснил, что в Западной Европе существуют храмы русского православного экзархата, но подчиняются они также Константинополю. Их основали уехавшие из России после революции эмигранты. В основном они расположены во Франции. В частности, речь идет о соборе Александра Невского на улице Дарю в Париже. По его словам, раньше, консервативные прихожане РПЦ иногда заходили в эти церкви, но теперь это точно прекратится.
Чтобы в случае нахождения за границей не ошибиться с принадлежностью храма, нужно послушать, какого патриарха поминают во время богослужения. Такой совет дал «360» настоятель храма Новомучеников и исповедников Домодедовских протоиерей Максим Колесник. Он пояснил, что внешне храмы Константинополя и Русской православной церкви никак не отличить, особенно если они древние, так как оба вида строились в византийском стиле.
«Нужно узнать, какого поминают патриарха. Это является точным признаком каноничной принадлежностью церкви», — отметил он.
Афон преткновения
Еще один важный вопрос, который возникает после разрыва РПЦ с Константинополем, что станет с Пантелеимоновым монастырем, который расположен на горе Афон. Там служат монахи Русской православной церкви, но при этом вся юрисдикция на этой территории принадлежит патриарху Варфоломею.
Руководитель пресс-службы патриарха Московского и всея Руси Александр Волков в беседе с «360» в ответе на этот вопрос был краток и оптимистичен. «С ними все будет хорошо», — заявил он.
Более пессимистичной позиции придерживается протоиерей Всеволод Чаплин, который не исключил гонений, притеснений или выживания монахов с Афона. При этом он отметил, что до этого вряд ли дойдет.
РПЦ прояснила судьбу Благодатного огня после церковного раскола
«Большая часть этих монахов — греческие граждане, но с ними сложно будет поступать беззаконно на основании тех или иных политических решений, связанных с политикой Константинополя или греческих властей», — подчеркнул он свою позицию.
Также он заявил, что не видит ничего страшного в том, что многим придется отказаться от поездок на священную гору и предложил больше уделять внимания молитвам и таинствам в русских церковных общинах.
«Лучше всего быть прихожанином нашей, русской православной церкви, где нет возможности лукавить, где нет возможности представить себя лучше, чем ты есть. Где все знают все твои добродетели и грехи», — подчеркнул он.
Также Всеволод Чаплин заявил, что монастыри Афона очень серьезно отнесутся к сложившейся ситуации, когда будут делать выбор между двумя патриархатами. «Выбор между чистым православием, которое исповедует наша церковь, и той обновленческой тенденцией, тем нарушением канонов, которые сегодня присутствуют в деятельности патриархата Константинополя», — пояснил он.
Перед выбором встанут и другие поместные церкви: чью сторону они хотят занять — Москвы или Константинополя. Но пока этот вопрос находится в процессе обсуждения, заявил руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси Александр Волков. Он отметил, что не стоит ждать скорых ответов и требований даже после высказываний руководителей других поместных церквей.
Протоиерей Максим Колесник, в свою очередь, предложил молиться, чтобы восстановить мир.
Храмы рпц в турции
Большинство православных храмов в Турции были обращены в мечети и музеи.
Список православных храмов, в которых ведутся богослужения:
Церковь святого Алипия Столпника (Вселенский Константинопольский патриархат).
Службу проводит архимандрит Виссарион Комзиас, выпускник Санкт-Петербургской Духовной Академии.
Адрес: Храм находится в Старом городе. Недалеко от Караолу парка, где находится Городская Администрация и Генеральное консульство России. Если с проспекта Ышыкклар не въезжать в этот парк, направо есть дорога через шлагбаум в Калеичи. Через 50-60 метров справа будет храм Св. Алипия.
Здание церкви Св. Алипия Столпника было сооружено в 1841 году. Она представляет из себя каменное здание с треугольной крышей, небольшим двориком и рядом хозяйственных построек. Как это принято на Востоке, храм как бы является стеной квартала, и заходить в него надо через специальные ворота. В 2006 году председатель Русского Общества Анталии Марина Сорокина начала сбор подписей за открытие в Анталье Православного храма. Было собрано более 300 подписей, которые были переданы Константинопольскому Патриарху Варфоломею. Этот вопрос обсуждался на встрече Патриархов Алексия и Варфоломея в Стамбуле в 2007 году и благодаря помощи ныне здравствующего Патриарха Кирилла, тогда председателя ОВЦС, был решён положительно. Первая служба проходила в Белеке в «Саду Религий» в 2009 г. и только в 2010 г. был открыт этот храм.
Церковь Святого Николая в нижних Мирах
Адрес: Merkez, Demre (Kale)/Antalya
Церковь святителя Николая Чудотворца, расположенная в Демре (Турция), в древности известном как Мира (Миры). В IV веке епископом города был святитель Николай; здесь же он был захоронен в мраморном саркофаге. Церковь была построена в IV веке, сразу после смерти святителя Николая Чудотворца. Она была уничтожена землетрясением, и на её месте возвели базилику, разрушенную в VII веке арабами. Современное здание (крестообразная базилика) построено около VIII века.
В дальнейшем, церковь была затоплена водами и грязями реки Мирос. Затопление илом реки Мирос произошло вследствие того, что на данной территории произошло несколько сильнейших землетрясений, в результате чего русло реки Мирос повернуло вспять. Церковь была полностью покрыта грязью и илом, виднелась лишь небольшая часть колокольни. Обнаружена церковь Святого Николая была случайно.
Подворье Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря
Службу ведёт отец Корнилий
В Пантелеймоновском подворье богослужение совершается на 2-й день Пасхи и 9 августа — в день памяти святого великомученика и целителя Пантелеймона.
Адрес: Hoca Tahsin sk., № 19, Karaköy, Istanbul
Подворья афонских монастырей построили в конце XIX века для паломников. Обычные пяти- и шестиэтажные дома в портовом районе Каракёй, только с храмом на чердаке. Сейчас это единственное место в Турции, где служат на русском языке.