храмы самары перечень с фото
Самара (храмы)
Содержание
Храм в честь Собора Самарских Святых (Самара) [ править ]
Храм в честь Собора Самарских Святых, расположенный на пересечении Московского шоссе и улицы Сов. Армии был открыт 31 марта 2010 года, накануне светлого праздника Пасхи. Облик Храма, сама его идея во многом определены местом, вблизи которого он расположен. Ведь на территории нынешнего парка им. Гагарина в сталинскую эпоху на дачах НКВД были расстреляны и захоронены около двух с половиной тысяч человек, в большинстве своем несправедливо обвиненных. По словам Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия, «возведение Храма на крови – дань благодарности мученикам, освятившим своими страданиями Самарскую землю».
Ежегодно,12 августа, отмечается Престольный Праздник в память о самарских новомучениках, включающий в себя Богослужение и Крестный ход в парк им. Гагарина к памятнику жертвам сталинских репрессий.
-Здание православного Храма рассчитано на 270 прихожан
-Высота от отметки 0,000 до креста – 25,735 м
-Общая площадь здания – 553,5 кв. м
Адрес: г. Самара, Московское шоссе, 77 «б».
Телефон: 222-92-31, 222-92-30, 271-80-44
Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Самара) [ править ]
Строительство церкви началось по благословению Высокопреосвященнейшего Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия (Полеткина) в августе 2002 г. и завершилось в декабре того же года. Проект храма составил архитектор Астахов Ю. Е. Возведение церкви осуществлялось на пожертвования коллектива «Завода Авиационных Подшипников», стараниями генерального директора Ершова Виктора Кузьмича, зам. генерального директора Ломакина Германа Леонидовича. Храмовое здание было передано Русской Православной Церкви для совершения в нем Богослужений. Совершение Богослужений началось с января 2003 г., настоятелем назначен иеромонах Фома (Мосолов).
Богослужение в храме Рождества Пресвятой Богородицы проводится ежедневно, кроме того, в воскресение вечером совершается акафист Пресвятой Богородице «Неупиваемая Чаша», а в среду вечером Божией Матери «Всецарица». В храме действует с 2007 года воскресная школа для детей до- и школьного возраста: от 2,5 до 14 лет, около 20 человек. Взрослые активно участвуют в жизни воскресной школы. Школа имеет статус семейной, а не только детской. Все дети вместе с родителями занимаются в одну смену. Совершаются паломнические поездки с детьми по св. местам Самарской области.
Адрес: г. Самара, 443110, ул. Мичурина, 98-А.
Кирилло-Мефодиевский собор (Самара) [ править ]
3 июля 1994 года было освящено место строительства собора, а 24 мая 1995 года в день памяти свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия во временном храме был освящен престол и совершена первая Божественная литургия, явившаяся началом приходской жизни храма.
В октябре 1999 года строительство храма посетил Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй.
В феврале 2000 года были освящены и установлены пять куполов. Диаметр самого большого – 14 метров. Тогда же в храм на хранение прибыла из Иерусалима частица мощей свв. Вифлеемских мучеников.
Адрес: г. Самара, 443031, Поляна имени Фрунзе, ул. Ново-Садовая, 260.
Телефон: 952-93-09, 952-55-18, 926-98-31
Проезд: Остановка «Барбошина поляна» (5,7,11,22,24,25 маршруты трамвая; 4,4к,8,19 маршруты троллейбуса; 6,6к,21,50,Мега-1 маршруты автобуса; 6,21м,61д,97,203,206,226,261,295,297,392,429 маршруты маршрутного такси) и остановка «проспект Кирова» (21,22,24,25 маршруты трамвая; 50,78,79 маршруты автобуса; 50,21м,61д,89,97,113,206,295,297,389,392,406,429,447 маршруты маршрутного такси)
Кафедральный Покровский собор (Самара) [ править ]
Район Покровского собора в начале XIX века находился вдали от города, и в 1805 году здесь было открыто городское кладбище. На кладбище стояла деревянная церковь во имя св. Иоанна Предтечи с приделом во имя Воздвижения Креста Господня. По мере городского строительства жилые кварталы приблизились к кладбищу, количество прихожан возросло, а церковь была ветхой и тесной и не удовлетворяла потребностям прихожан.
Ходатайство было уважено, и преосвященный Евсевий, с разрешения губернатора, направил в 1854 году в Петербург проект церкви, разработанный губернским архитектором А.И. Майснером. Этот проект не был утвержден, вместо него в 1857 году был прислан проект петербургского архитектора Э.И. Жибера. За время согласования проекта кладбищенской Предтеченской церкви был дан статус приходской церкви, а кладбище в 1857 году закрыли.
На строительство храма Антон и Емельян Шихобаловы пожертвовали 34000 рублей, которые покрыли расходы на каменную кладку и элементарную внутреннюю отделку. Подготовительные работы по сооружению храма начались в конце июля 1857 года, а 14 сентября 1857 года епископ Феофил (Надеждин) торжественно совершил закладку храма. В закладке же первого каменного придела храма участвовал святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Адрес: 443001, г. Самара, ул. Ленинская, 75а.
Храм в честь Трех Святителей (Самара) [ править ]
14 января 2009 года состоялось торжественное освящение храма, которое провел митрополит Самарский и Сызранский Сергий. Храм в честь Трех Святителей в Самаре выполнен в традициях русского Севера. Церковь семикупольная, а стены возведены из отборного сибирского леса. Запах смолы, мирры и благовоний создает особую благодатную атмосферу.
В храме действует воскресная школа для детей. Два раза в месяц проводятся богослужения с сурдо переводом. Работает гуманитарный центр и православный детский сад «Жемчужинка».
Адрес: г. Самара, ул. Сара Загора, 202ж
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы (Самара) [ править ]
Адрес: г. Самара, Московское шоссе, 270 «г». (пересечение Московского шоссе и проспекта Кирова)
Храм мученицы Татианы (Самара) [ править ]
Домовая церковь св. мц. Татианы существует с 2000 года, как миссионерский храм для проповеди православного вероучения среди студенческой молодежи, преподавателей и сотрудников Самарского государственного технического университета.
В престольный день храма праздник 25 января традиционно проходит встреча студентов Сам ГТУ с руководством города и Вуза Встреча со студентами проходит в неформальной, праздничной атмосфере и стала весьма значимым событием в жизни университета. Другим важным мероприятием в духовно-просветительской сфере стали Девятые Кирилло-Мефодиевские Чтения, получившие статус региональной научной конференции.
Адрес: Россия, г. Самара, ул. Первомайская, 18
Храм Архистратига Михаила (Самара) [ править ]
Первоначально жители посёлка Новый Оренбург (ныне посёлок Шмидта) были вынуждены ходить по бездорожью много вёрст в ближайшую городскую церковь – Петропавловскую, что было очень неудобно. Затем в складчину они построили молельный дом, но он явно был мал. Лишь в 1908 году самарский купец В. М. Сурошников приобрёл участок земли возле главной площади посёлка для строительства молельного дома. 15 января 1909 года новый деревянный, на каменном фундаменте, молельный дом, вместимостью до 500 человек, был освящён во имя Архангела Михаила.
Адрес: г. Самара, пос. Шмидта, ул. Ильича
Вознесенский собор (Самара) [ править ]
История собора во имя Вознесения Господня началась задолго до постройки нынешнего здания. Уже в 18в. в описаниях Самары упоминается деревянная Вознесенская церковь. Проект каменного Вознесенского храма был составлен в 1838г. Храм строился с 1843г. на средства прихожан и находился в 1-ой части 22 – квартала г.Самары на ул.Вознесенской (ныне ул.Ст.Разина), между улиц Воскресенской и Заводской (ныне ул.Пионерская и Венцека). Это была классическая однокупольная базилика с колокольней, увенчанной тонким шпилем. В 1847г. строительство было закончено., и освящен правый придел во имя Михаила Архангела, а в 1848 – главный престол – Вознесенский.
С образованием в 1851г. Самарской губернии и открытием в марте этого же года епархиального управления Вознесенский храм стал Кафедральным Собором и стал называться Спасо-Вознесенским собором. Под сводами храма был зачитан Указ Святейшего Синода об образовании Самарской епархии и совершен благодарственный молебен.
Адрес: Россия, г. о.Самара, 443099, ул. Степана Разина, 78
Церковь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (Самара) [ править ]
Самарским архитектором А.А. Щербачевым храм задумывался поначалу как домовой, в русском стиле. Церковь предназначалась для уже открывшегося детского приюта, состоящего из девочек сирот, чьи отцы погибли в русско-турецкой войне. В память усопшей Императрицы-матери Марии Федоровны приют именовался Мариинским.
Строился храм на средства «Общества попечительства о бедных», которое учредили в 1875 году состоятельные семейства Курлиных, Тимрот, Головиных, Ковригиных и других известных людей Самары.
15 ноября 1898 года храм был освящен во имя Святителя Николая Чудотворца и во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. В 1902 году храм посетил и отслужил в нем молебен святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Адрес: Россия, г. Самара, ул. Чапаевская, 136.
Храм апостолов Петра и Павла (Самара) [ править ]
Храм апостолов Петра и Павла был построен в 1865 году. Расположен в Ленинском районе Самары. Объект культурного наследия России.
Не прекращаются работы по благоукрашению храма и храмовой территории, в частности, обновлена роспись в алтаре храма, построена и расписана крестильня, на территории храма построен и функционирует Детский епархиальный образовательный центр, построена трапезная, в которой в настоящее время еженедельно проходит православный лекторий.
Адрес: Россия, г. Самара, ул. Буянова, 135 А
Храмы Самары
Поход по культовым сооружениям в незнакомом городе — это всегда волнительно. Возникает ощущение, что отправляешься в какой-то особый мир, полный истории и тайн. Неудивительно, у каждого собора, храма и самой маленькой церквушки обычно головокружительная история, достойна пера самых прославленных авторов. Вот и достопримечательности Самары — храмы, церкви, соборы, кирхи, костелы и мечети — стоят отдельного рассказа, с которым портал Суточно.ру и предлагает вам ознакомиться.
Начнет повествование старейший из всех сохранившихся храмов города на Волге — Вознесенский собор (Собор в честь Святого Вознесения Христова). Находится он на современной улице С. Разина, 78. Неподалеку, кстати, и квартиры посуточно в Самаре всегда сдаются. Собор привлекает не только сугубо верующих людей, но и поклонников церковной архитектуры, ведь это единственный во всем городе образец классицизма. Заложен он в 1841 году, в самом центре города. В советские годы храм не был разрушен — в нем размещались склады и какие-то учреждения. В 1993 году Вознесенский собор вернули верующим. Теперь здесь открыты библиотека, воскресная школа и богадельня.
Кафедральным именуется и собор в честь Покрова Божией матери (улица Ленинская, 75а). Это работа архитектора Эрнеста Жибера. Он же, кстати, занимался отделкой интерьеров Аничкова дворца в Петербурге. О дворцах Северной столицы рассказывает статья «Дворцы Питера» — обязательно ознакомьтесь, очень познавательно. Собор Покрова Божией матери выполнен в стиле московского церковного зодчества, его торжественное освящение состоялось в 1861 году. Что примечательно, службы в храме не прекращались с приходом советской власти. Однако в 1977 году неизвестные злоумышленники подожгли собор, в результате была полностью уничтожена вся внутренняя роспись.
В русском стиле построен и храм во имя апостолов Петра и Павла (улица Буянова, 135а). В годы Великой отечественной войны церковь стала складом боеприпасов, но удивительно — в конце войны храм отреставрировали и вернули верующим. Храму во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (улица Чапаевская, 136) повезло меньше. Это работа архитектора Александра Щербачева (он же строил и предыдущий храм), приглашенного в Самару лично П. Алабиным. Щербачев стал главным городским архитектором, многие здания построены по его проекту, например, доходный дом Челышева в русском стиле на улице Красноармейской, 60. Между прочим, в окрестностях до сих пор можно найти если не квартиры, то комнаты посуточно в Самаре.
Так вот, храм во имя святых мучениц был в 30-е годы прошлого века разобран и превращен в музей Ленинского комсомола. Реставрация началась только в 90-е годы. Заглянуть сюда нужно непременно, хотя бы для того, чтобы удивиться, насколько масштабная работа была проделана.
А. Щербачев построил и часовню Святителя Алексия, митрополита Московского (пересечение набережной Волги и улицы Воскресенской). Это была прекрасная часовня в русском стиле из красного кирпича, к сожалению, разрушенная в 30-е годы прошлого века. Восстановление велось по чудом сохранившимся фотографиям на средства комитета «Самарская часовня». Храм в честь преподобных Кирилла и Марии Радонежских (улица Радонежская, 2) тоже относится к работам главного самарского архитектора Щербачева. Сразу после революции 1917 года храм закрыли, вернулся он к верующим только в 90-е годы прошлого века. Внутреннюю роспись выполнили иконописцы Троице-Сергиевой лавры.
Читайте также:
В традиционном русском стиле построен и «новодел», как сейчас принято говорить. Храм в честь святой мученицы Татианы (улица Ново-Садовая, Постников овраг) возвышается на 30 м, а звон от его 11 колоколов разносится по всей округе. В традиционном византийском стиле возведен храм в честь иконы Божией Матери «Державная» (улица Фрунзе, 151).
Уже в наше время был открыт Свято-Воскресенский мужской монастырь (улица Краснодонская, 101). 33-метровую колокольню с золотым куполом видно издалека. Здесь хранятся старинные иконы, написанные на святой горе Афон в Греции. Знатокам истории будет любопытно взглянуть на храмы Самарской общины Русской Древлеправославной церкви. Это, между прочим, одна из крупнейших старообрядческих общин города. В 1990 году на улице Стандартной, 26 появился храм во имя Покрова Пресвятыя Богородицы. Это резиденция волжского епископа, возьмите на заметку. Есть у «беглопоповцев», как называли старообрядцев до революции, и женский монастырь в честь Святого Славного Пророка Илии.
В Постниковом овраге, на Ново-Садовой улице, находится прекрасная армянская апостольская церковь Святого Креста «Сурб Хач». Это духовный и культурный центр армянского народа. Не проходят городские экскурсии и мимо католического храма Пресвятого Сердца Иисуса (улица Фрунзе, 157). Проектировал этот храм в готическом стиле все тот же А. Щербачев в 1902 году. Строили костел нижегородские каменщики, арендовавшие на окраине дома посуточно в Самаре.
Читайте также:
Лютеранский храм Святого Георга на улице Куйбышева, 115 является памятником культуры и истории федерального значения. Здание относится к готическому стилю с элементами немецких средневековых базилик.
Первая мечеть появилась в городе в 1891 году, а в 1999 году была открыта Самарская соборная мечеть (улица Стара-Загора, 54). До 2008 года это была крупнейшая в Европе мечеть, между прочим. Синагога, открытая в 1908 году, тоже в свое время считалась самой крупной в Европе. Находится она по адресу улица Садовая, 49. Сегодня это здание входит в список объектов культурного наследия регионального уровня.
На этом рассказ о духовной жизни Самары завершен. Портал Суточно.ру желает вам приятного отдыха в городе на Волге и надеется, что маршруты по Самаре сделают ваше путешествие легким и беззаботным. До встречи где-нибудь еще!
Храмы Самары
Содержание и перечень храмов:
История храмового строительство в Самаре
Храмовое строительство на территории Самары и ее окрестностей началось с создания на берегу Волги новой крепости в 1586 году. Считается, что первым самарским храмом была Троицкая Церковь, возведенная параллельно с крепостными сооружениями. Позднее появился и Никольский храм.
Конечно, с тех давних времен никаких храмов не сохранилось, да и не могло сохраниться. Ведь первоначальные церкви строились исключительно в деревянном виде, и все они уничтожались во время частых пожаров. Хотя некоторые исторические источники свидетельствуют о наличии каменной храмовой архитектуры в Самаре уже в первой половине 17 столетия.
Первые самарские храмы были возведены в основанной в 1586 году крепости
Во второй половине 17 столетия был сооружен деревянный Вознесенский храм, каменный потомок которого сегодня находится на улице С.Разина. Надо отметить, что храмов в 17-18 веках в Самаре строилось не очень много. Например, в 18 веке сооружается только одна церковь – Казанской иконы Богоматери. И та возводится в виде пристроя к уже имеющейся каменной Николаевской церкви. Этот Казанский храм долгое время был главным городским храмом.
Казанский храм 18 столетия долгое время был главным городским храмом
Возникали на территории Самары и монастыри. Так практически со времен образования самарской крепости и до первой половины 18 века здесь находилось два Спасо-Преображенских монастыря – мужской и женский. Но оба они впоследствии были упразднены. На территории женского монастыря во второй половине 17 столетия была сооружена Преображенская церковь, которая являлась старейшим храмовым сооружением города вплоть до 50-х годов 20 века, когда ее снесли в связи с градостроительным планом развития города.
Это был уникальный образец русского храмового зодчества, сооруженный из больших каменных глыб по стандартной тогда схеме – восьмерик на четверике. Для совершенной акустики купол был оборудован специальными голосниками, один из которых сохранился и находится в фондах Самарского краеведческого музея.
В середине 19 века (1851 год) на территории вновь образованной Самарской губернии была организована Самарско-Ставропольская епархия, в подчинении которой находилось около 500 храмов и молитвенных домов по всей губернии. С этого времени храмовое строительство в Самаре заметно оживилось. К этому периоду относится завершение строительства Вознесенского собора, сооружение храмов Иверской Богоматери и Иерусалимской Богоматери, а также Успенского собора на территории женского Иверского монастыря. Также был возведен Покровский собор, являющийся сегодня Кафедральным, Петропавловский и Ильинский храмы, Кафедральный Собор Христа Спасителя и многие-многие другие храмы.
До образования Самарско-Ставропольской епархии основным храмом Самары, как уже упоминалось, считалась Казанская церковь, но после того, как Самара стала главным городом большой епархии, кафедральным храмом был провозглашен недавно сооруженный Вознесенский собор.
Впоследствии был сооружен более солидный и презентабельный Кафедральный собор – Храм Христа Спасителя на специально оборудованной для этого площади – самой большой в городе. Тогда она называлась Соборной площадью, а сегодня это Площадь Куйбышева, которая и по сей день входит в пятерку самых больших площадей Европы.
Самарский Храм Христа Спасителя был кафедральным храмом епархии с середины 19 века
Перед революционными событиями 1917 года город имел где-то около 50 храмов. Однако, почти все они были утрачены при советской власти – какие-то в 20-30, а какие-то в 50-е годы. Таким образом, с дореволюционного времени в Самаре сохранилось не очень много памятников храмовой архитектуры. Но они заслуживают того, чтобы их посетили любознательные туристы.
В 19 веке над крышами самарских домов там и тут возвышались храмовые купола
Сегодня в городе на фоне новых современных зданий строятся новые церкви в различных архитектурных стилях, возвращая Самаре облик старинного православного города и их количество давно уже превысило дореволюционное. Восстанавливаются в Самаре старые и появляются новые монастыри. Набирает мощь православное просветительское движение.
С 90-х годов 20 века исторический центр Самары вновь начал застраиваться храмами
Большинство самарских храмов – православные. Но Самара всегда отличалась достаточной веротерпимостью, и здесь проживали люди различных религиозных верований. Поэтому в городе с 19 века возводились культовые сооружения, относящиеся к различным конфессиям: католические, протестантские, армянские, мусульманские и иудейские. Многие из них можно увидеть и сегодня. И все они связаны с историческим формированием в Самаре тех или иных национальных диаспор.
Итак, какие же наиболее интересные храмы, являющиеся историко-архитектурными памятниками, сегодняшние туристы могут увидеть в историческом центре Самары?
Православные храмы
Дореволюционные сооружения
Собор Вознесения Господня
Самым старейшим из сохранившихся самарских православных храмов является Церковь Вознесения Христова, образец классического стиля 40-х годов 19-ого столетия.
Первая одноименная трехъярусная церковь, как уже упоминалось, появилась в городе во второй половине 17 столетия, но в деревянном виде. Тот храм погиб в пожаре середины 18 века, а новая Вознесенская церковь опять-таки в деревянном виде была сооружена уже в другом месте – на кладбище Саратовской улицы. Второй храм сгорел в пожаре начала 19 века.
Тогда же новую церковь Вознесения решили строить в каменном виде, для чего выбрали другое, более выигрышное в градостроительном плане место – край оврага. Ведь храм должен был возвышаться над остальными строениями. На место будущей каменной церкви установили временную деревянную церквушку, а на каменную церковь всем миром начали собирать деньги. Проект будущей церкви был готов только к концу 30-х годов 19 века. Его авторами стали симбирские архитекторы. Далее проект утверждался и корректировался в столице, и лишь после окончательного утверждения был отправлен в Самару на реализацию.
Так выглядел Вознесенский собор после постройки в середине 19 века
Началось строительство церкви в начале 40-х годов 19 века на месте деревянной временной, которая была перенесена на кладбище. Ко времени начала храмового строительства рельеф, окружающий будущий храм, сильно изменился. Овраги были засыпаны и превратились в прямые улицы, на которых выросли новые дома. Таким образом, достичь ожидаемого доминантного положения новому храмовому сооружению не удалось.
Первый придел в честь Архангела Михаила был освящен в 1847 году. Главный придел был освящен в следующем 1848 году, но работы по его внутреннему оформлению, изготовлению и установке иконостасов продолжались вплоть до 1864 года.
По наименованию собора улица была переименована в Вознесенскую
В начале 50-х годов 19 века образовалась Самарско-Ставропольская епархия, и первым самарским епископом Евсеем для Кафедрального собора был выбран именно этот Вознесенский храм. В нем и была проведена историческая служба с оглашением синодского указа об образовании новой епархии и с проведением благодарственного молебна.
Вознесенский храм сегодня вновь посещают верующие, здесь опять ведутся службы
В конце 19 столетия роль кафедрального собора перешла к новому Храму Христа Спасителя, возведенному на новой Соборной площади (ныне площадь Куйбышева). Накануне Первой Мировой войны в Вознесенской церкви обновили четырехъярусный иконостас с иконой Вознесения Господня.
После революционных событий и начала построения нового советского общества, все церковные ценности поступили в собственность государства, частично были уничтожены или разграблены. Большая часть икон, церковной литературы и риз была сожжена, колокольню с куполами разрушили.
Купола Вознесенского храма в 90-е годы были снова восстановлены
В 30-е годы в храмовых помещениях размещалась артель кустарей. Там даже организовывались выставки восковых фигур. В 40-е годы храм, превратившийся в двухэтажное складское помещение, попал в ведомство Приволжского военного округа.
Только в 90-е годы 20 столетия здание бывшего храма было возвращено епархии, после чего оно было отреставрировано, и его исторический облик был полностью восстановлен. Сегодня этот храм можно посетить и осмотреть ежедневно с 8 до 20 часов.
Кафедральный собор Покрова Богоматери
Улица Ленинская, 75 А
С прекрасным стилем московского храмового зодчества 17 столетия можно познакомиться на примере самарского храма в честь Покрова Божьей Матери, который был сооружен в середине 19 века по инициативе и на средства местной купеческой династии Шихобаловых взамен ветхой кладбищенской Иоанно-Предтеченской церкви. Проект нового храма был разработан самарским архитектором И.Майснером, однако его проект был заменен столичной комиссией на проект санкт-петербургского зодчего Э.Жибера.
Покровский храм выполнен в стиле русского храмового зодчества 17 столетия
Сегодня этим пятиглавым храмовым великолепием с шатровой колокольней, венчающей вход, могут любоваться любознательные туристы, прогуливающиеся по Ленинской улице города. Этот довольно большой собор, вмещающий до 2 тыс. верующих, с 1941 года и по сегодняшний день является кафедральным храмом Самарской епархии.
В период Великой Отечественной войны на собранные этим храмом пожертвования была создана целая танковая колонна Дмитрия Донского. А в церковном хоре храма в годы войны не редко пели эвакуированные солисты Большого театра, в том числе и сам И.Козловский.
Еще до 1977 года в этом храме можно было увидеть удивительные образцы фряжской иконописи, которая с 18 века считалась академической в России. Эта живопись отступала от канонических икон в сторону реалистичности изображений. Роспись стен была выполнена в первом десятилетии 20 века художниками Князевым и Криволуцким. Живопись присутствовала и на внешних стенах собора. Алтарная часть храма была облицована искусственным мрамором. Повсюду царила роскошь и благолепие.
Трагедия случилась 7 ноября 1977 года, когда во время демонстрации вандалы кинули в церковное окно бутылки с зажигательной смесью, вызвавшие мощный пожар. Почти вся внутренняя роспись храма была уничтожена. От огня не пострадали только несколько икон, в том числе Покрова Богородицы на куполе, Взыскание погибших, образы святителей Н.Можайского и А.Невского и Похвала Пресвятой Богородицы.
Сегодня росписи и лепнина Покровского собора заново восстановлены
После пожара храм был заново расписан и сегодня его можно посетить ежедневно с 7 до 19 часов.
Храм во имя апостолов Петра и Павла
Улица Буянова, 135 а
Дойти до Петропавловского храма можно от Орловской набережной по улице Чкалова или Полевой всего за 20 минут. Находится церковь недалеко от Музея наземного электротранспорта, так что можно параллельно посетить обе эти самарские достопримечательности.
Посетить этот интересный и очень красивый храм очень желательно. Храм Святых апостолов Петра и Павла был построен в середине 60-х годов 19 века в виде однопрестольной приходской церкви на средства местного купца Андрея Головачева на самой окраине Самары. При храме с самого начала функционировала церковная школа для мальчиков.
В 80-е годы того же 19 столетия, сын Головачева – Василий спонсирует перестройку и расширение Петропавловского храма, в результате чего появилось два симметричных дополнительных боковых придела. Правый придел, оснащенный аркообразным трехъярусным иконостасом, был освящен в честь А.Невского.
Петропавловский храм несколько раз перестраивался и расширялся в 19 столетии
В конце 19 столетия архитектором А.Щербачевым данные приделы были увеличены, а живописцем И.Белоусовым были обновлены их интерьеры, иконостасы и роспись стен. Тогда в честь иконы Казанской Богоматери был освящен и левый придел. Храм стал трехпрестольным.
После революции данная церковь была закрыта в 1939 году. Здесь был устроен склад, а затем находилась конюшня. В конце Великой Отечественной войны храм был возвращен верующим и заново отреставрирован.
Сегодня Петропавловскому собору возвращена его прежняя красота
Сегодня этот храм славится успешным излечением людей, страдающих от алкогольной и наркотической зависимости. Здесь находится много старинных икон. Особенно впечатляет посетителей уникальная и очень красивая внутренняя академическая роспись и уютный интерьер. Попавшие в храм во время богослужения могут услышать прекрасное песнопение церковного хора.
Двери Петропавловского храма открыты с 7 утра до 19 вечера.
Церковь Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (Софийский Храм)
Улица Чапаевская, 136
Этот очень красивый краснокирпичный ажурный храм в псевдорусском стиле находится недалеко от здания Самарской Филармонии, на параллельной улице Фрунзе – улице Чапаевской. Эта старинная городская улица также как Фрунзе и Куйбышева относится к историческому центру города. Она довольно протяженная (более 2 километров) и тянется от набережной реки Самары до самой большой городской площади, носящей имя Куйбышева.
При наличии времени по этой улице очень интересно прогуляться, ведь здесь можно увидеть удивительные архитектурные сооружения в «кирпичном стиле» и в стиле «модерн». Здесь сохранились здания, построенные известным городским архитектором А.Щербачевым. К таким зданиям относится и Софийский храм, сооруженный здесь в конце 19 столетия.
История возникновения этой одноглавой церкви связывает воедино фамилии самых известных самарских меценатских семей – Курлиных (хозяев знаменитых городских особняков, в которых ныне расположены Музей Модерна и Областной Художественный музей), Головкиных (хозяина известного Дома со слонами) и Тимротов. Так вот эти городские благотворители в 1878 году, на основе ими же созданного Общества попечительства о бедных, организовали приют для самарских девочек, ставших сиротами в результате Русско-турецкой войны 1877-78 годов. Данный приют, названный в честь умершей императрицы Марии Федоровны – Мариинским, был размещен в двухэтажном особняке на улице Саратовской (ныне Фрунзе).
В конце 19 века приют возглавляла Н.И.Шехларева, которая выкупила земли, расположенные позади приюта до улицы Николаевской (ныне Чапаевской), и возвела там на собственные средства домовую церковь для воспитанниц. Архитектором домовой приютской церкви стал А.Щербачев, а курировал стройку Депутат Госдумы М.Д.Челышев.
Храм изначально был сооружен как двухпрестольный. Один придел был освящен в честь Святых мучениц Веры, Надежды и Любови и матери их Софьи. Этот придел и дал название всему храму. Второй придел был освящен во имя Св.Христова Николая.
После революции службы в этом храме велись вплоть до 1929 года. Затем храм был закрыт и в его помещениях расположился Музей революции, впоследствии ставший Музеем комсомола. Естественно, что купола и колокольня были ликвидированы.
В сегодняшнем Софийском храме светло и торжественно
Верующим храм был возвращен в самом начале 90-х годов 20 века и очень долго и болезненно восстанавливался. Этот, ныне полностью отреставрированный и действующий, храм можно посетить ежедневно. По будням он открыт с 9 до 17 часов, а по пятницам и в выходные – с 8 до 19 часов.
Храм Архангела Михаила
Пос.Шмидта (Запанский), ул.Новогородская, 1
Храм Архангела Михаила сооружен на окраине города в начале 20 века
Поселок Шмидта, являющийся частью Железнодорожного района города, находится на южной стороне города, между руслом реки Самары и железнодорожными путями Самарского вокзала. Дойти сюда пешком можно от Комсомольской площади минут за 20, заодно осмотрев еще один деревянный самарский жилищный сектор, из которого на 90 процентов состоит этот поселок.
В 19 столетии здесь находился поселок Новый Оренбург, жители которого не имели своего храма и вынуждены были ходить в Петропавловский. Согласно легенде, сам Иоанн Кронштадский, посетивший Самару в 1902 году, побывал в этом поселке и собственноручно освятил место под новый храм. Однако, путь к строительству нового храмового сооружения оказался сложным.
На возведение нового храма поступали пожертвования от местных меценатов – от Пустошкина В.Ф., от Ивановой Е.И. и т.д. И к осени 1915 года новый краснокирпичный храм был достроен и освящен как храм Архангела Михаила. Как оказалось – этот храм стал последним храмовым строением в истории дореволюционного храмового строительства в Самаре.
После революционного переворота 1917 года и в период становления государства энтузиастов и атеистов, этот храм, как и другие, был закрыт. В период с 1929 до начала 90-х годов помещение церкви использовалось под различные нужды – под школу и Клуб железнодорожников, под военный госпиталь и инфекционную больницу, под спортзал и кооператив по производству памятников.
Сегодня Храму Архангела Михаила также возвращен прежний вид
После возвращения храма верующим в нем начались ремонтно-восстановительные работы, которые не закончены и по сей день. Но основные работы – восстановление купола, обновление внутреннего убранства, установка колокола и т.д. – были проведены, что позволило открыть храм для посещения его верующими. Сегодня этот храм можно осмотреть в любой день с 9 до 17 часов.
Все вышеперечисленные храмы являются основными самыми интересными православными постройками, сохранившиеся с дореволюционных времен.
Современные православные храмы
В 90-х годах в Самаре возводится множество новых храмов, которые своим обликом очень изменили внешний вид города. Большая часть новых постперестроечных храмов изначально размещалась в зданиях бывших кинотеатров, детских садиков, хлебных магазинов, и даже насосных станций, которые постепенно перестраивались в православном виде. Рассказать обо всех новых храмах невозможно, поэтому остановим свое внимание только на самых интересных, расположенных вблизи туристического центра.
Троице-Сергиев храм
Академический переулок, 1
Из новых храмовых сооружений Самары довольно интересен Троице-Сергиев храм, оформление которого все еще продолжается, хотя он и является действующим. Он интересен своей историей, своим месторасположением и своей активной деятельностью. Этот храм был одним из первых постперестроечных самарских храмов, начавший функционировать как приход Сергия Радонежского в самом начале 90-х в бывшем помещении хлебного магазина, который постепенно начал перестраиваться в храмовое сооружение.
Троице-Сергиев храм вырос как пристрой к церкви, оборудованной в хлебном магазине
Этому храму очень повезло с месторасположением, ведь точка его размещения – это самая высокая точка города, и храм естественным образом вознесен над городской суетой и сутолокой. Работы по расширению храма и превращению его в трехпрестольный продолжаются. Его новые приделы достигают высоты 50-ти метров.
Внутренняя роспись осуществляется самарскими иконописцами под руководством местного художника В.Чемирзова и иконописца Троице-Сергиевой лавры Мануила. Основными святынями храма являются икона «Господь Вседержитель» и образ Николая Чудотворца. При храме успешно функционирует Центр духовного просвещения «Радонеж», который занимается не только просветительской работой, но и ведет борьбу против вредных и пагубных зависимостей в виде курения, наркомании, алкоголизма, для чего специально создано Общество трезвости. Также при храме создана и служба «Милосердие», поддерживающая питанием и одеждой детские дома, школы-интернаты, и даже воинские части.
Троице-Сергиев храм осуществляет очень активную и разностороннюю деятельность
Кроме этого храм выпускает «Православную Народную газету», альманах «Путь к храму», ведет лекционно-просветительскую работу, организует экскурсии по самарским православным святыням. Многие книжные издания данного храма можно приобрести в церковной лавке. Посетить этот активно развивающийся храм можно ежедневно с 7 до 20 часов.
Храм Георгия Победоносца
Улица Маяковского, 11
Очень интересным и популярным самарским храмом постперестроечного периода является Храм Св.Георгия Победоносца, который имеет статус памятника (архитектор Ю.Харитонов).
Храм Георгия Победоносца имеет статус храма-памятника
Во-первых, этот храм, возведенный на высоком холме около Площади Славы, стал составляющей всего Мемориального комплекса славы и победы в Великой Отечественной войне. Во-вторых, его возведение было приурочено к двум памятным датам – 2000-летию принятия на Руси Христианства и 55-летию Победы. В-третьих, этот храм является святым хранилищем всех городских книг памяти, в которых записаны имена самарцев, погибших во всех последних войнах и при других трагических обстоятельствах, типа Чернобыльской катастрофы.
Стеновая роспись Храма Георгия Победоносца посвящена героическим образам
Нитротитановые купола храма хорошо видны с Набережной
Храмовая роспись содержит изображения святых отечественных воинов, основными иконами храма считаются иконы Георгия Победоносца и Иверской богоматери.
Софийский Собор Премудрости Божией
Самым последним из новых храмов в Самаре, освященным только в 2019 году, стал Софийский Собор, возведенный на четвертой линии Самарской набережной, недалеко от знаменитой Ладьи и позади Памятника князю Владимиру. Этот храм явился заключительным аккордом в архитектурной композиции оформления Набережной и стал прекрасной архитектурной доминантой на самарском побережье.
Софийский собор стал частью архитектурной композиции Самарской набережной
Данный почти 70-метровый одноглавый шатровый храм открыт ежедневно с 8 до 19 часов. В нем имеется Смотровая площадка, на которую можно подняться и которая находится на высоте 30 метров.
Территория вокруг храма современная и отлично оборудованная, она является составной частью прогулочной территории Набережной и соединена с ней высокой лестницей, на которой находится Памятник князю Владимиру, крестившему Русь.
Внутреннее оформление Софийского собора довольно современно и богато
Есть в Самаре и другие интересные храмы, которые построены в различных архитектурных стилях и привязаны к различным местам и событиям города. Например, около Парка Гагарина находится Церковь собора Самарских Святых, воздвигнутая в 2007 году на месте массовых расстрелов в 30-40 годы (Московское шоссе, 77 Б).
Около Самарского университета и Памятника М.Ломоносову в начале нашего столетия возведена прекрасная 30-метровая Церковь Великомученицы Татианы (Ак.Павлова, 1 Б) на колокольне которого установлено 11 колоколов. Это прекрасный образец русского стиля является университетским храмом и центром молодежного православного движения.
Храм Великомученицы Татианы является домовым храмом Университета
Самым высоким храмом в Самаре до недавнего времени являлся Собор Кирилла и Мефодия (Радонежская улица, 2), сооруженный в конце 90-х годов. Этот прекрасный образец стиля неоклассицизм вознесся в высоту на 57 метров, а его колокольня на 73 метра! Около собора в 2004 году была установлена бронзовая скульптура Кириллу и Мефодию. Также рядом находится Церковь Андрея Первозванного.
В византийском стиле сооружена в первом десятилетии нашего века Церковь Иконы Богоматери «Державная» (ул.Фрунзе, 151).
Храм Иконы Богоматери «Державная» находится в самом туристическом центре
Есть и другие современные и красивые храмовые сооружения. Обо всех рассказать просто не возможно, ведь православных церквей, соборов и часовен в Самаре насчитывается около сотни. Поэтому надо ходить по городу и делать свои архитектурные открытия, которыми потом можно будет поделиться с друзьями.
Монастыри Самары
Иверский монастырь
Волжский проспект, 1
Находящийся в самом историческом центре Самары, заслоненный от Волги Жигулевским пивоваренным заводом, Иверский женский действующий православный монастырь является достойной историко-архитектурной достопримечательностью и своеобразным символом города.
Возрожденный Иверский женский монастырь является «визитной карточкой » города
Эта многострадальная обитель прошла через многочисленные испытания в период своего долгого признания и становления в 19 веке, в период революционных и социальных перемен 20 столетия, и сумела восстановить и облагородить то, что чудом сохранилось и частично воссоздать уничтоженные сооружения.
Посетить Иверский монастырь всегда приятно и интересно. Его территория привлекает заботливой ухоженностью, а храмы – своей историей и архитектурой. Мимо Иверского монастыря пройти невозможно, ибо находится он на перекрестке всех туристических маршрутов города – вдоль Волжского проспекта и Вилоновской улицы, рядом с Площадью Чапаева и Струковским садом. Более подробно об истории и архитектурном комплексе этого монастыря можно прочитать здесь.
Свято-Воскресенский мужской монастырь
Улица Краснодонская, 101
Данный мужской монастырь возник недалеко от месторасположения дореволюционного Иоанно-Предтеченского скита Николаевского монастыря. В начале 90-х годов прошлого века ветхие строения городского сквера «Огонек» были отданы верующим, которые основали здесь приход храма Воскресения Христа Спасителя. Здания ремонтировались и в них размещались библиотека, трапезная, воскресная школа и, конечно же, временный храм.
На основе Воскресенского прихода постепенно образовалась монастырская территория
Каменный однопрестольный храм Воскресения Христа Спасителя был возведен в 1993 году, и после освящения в нем начались богослужения. В 2003 году на основе прихода был образован мужской Свято-Воскресенский монастырь, который получил в пользование площадь около 5 гектар между проспектом Кирова, Краснодонской, Черемшанской и Нагорной улиц.
Со временем площадь Воскресенского храма была значительно увеличена за счет пристроенной трапезной и боковых приделов (Успенского и Серафима Соровского), возведения высокой Колокольни (33 метра), на которую установили ажурный крест, да и само храмовое завершение стало пятиглавым.
Комплекс Свято-Воскресенского монастыря застраивается и облагораживается
На монастырской территории был построен игуменский корпус, однокупольная Церковь Николая Чудотворца, планируется строительство братского корпуса, церковных мастерских и прочих хозяйственных строений.
Основными святынями Воскресенского храма считаются Икона Богоматери «Взыскание погибших» (Новый Афон, 18 век), список Казанской иконы Богоматери и другие.
Старообрядческие православные храмы
В Самаре имеется несколько старообрядческих храмов, которые находятся в ведении Самарско-Саратовской православной старообрядческой епархии.
Община храма Казанского образа Пресвятой богородицы
Улица Л.Толстого, 14 а
Данное храмовое сооружение Белокриницкой старообрядческой епархии датируется началом 20 столетия. В 1906 году в Самаре произошла официальная регистрация старообрядческой общины. В 1913 году, после получения разрешения властей и утверждения строительного проекта было начато возведение старообрядческого храма. Землю под строительство выделила вдова почетного гражданина города Мария Санина. Двухпрестольная Церковь Казанского образа Пресвятой богородицы была достроена и освящена только к концу 1915 года, а первые службы в ней прошли в январе 1916. В 1918 году храм был изъят новой властью, однако службы общины там продолжали проводиться до 1929 года, пока церковь окончательно не закрыли.
Храм Белокриницкой епархии находится во дворах улицы А.Толстого
В советское время все помещения этого храма были отданы под Дом техники. В шальные 90-е годы одно из акционерных обществ решило переоборудовать храм под концертный зал, но дело до этого не дошло. В первое десятилетие нашего столетия храм был возвращен верующим и сегодня является кафедральным старообрядческим храмом, который пока еще до конца так и не отреставрирован.
Так должен будет выглядеть внутренний интерьер этого храма после реставрации
Чтобы увидеть этот памятник архитектуры начала 20 столетия, надо зайти в арку дома номер 14 А по улице Л.Толстого.
Казанская церковь поморской общины
Улица Л.Толстого, 17
Прогуливаясь по улице Л.Толстого, кроме дореволюционного Храма образа Пресвятой богородицы можно увидеть и храм другой старообрядческой общины – поморской. Дело в том, что поморцы селились в Самаре с середины 19 века, а в период Первой Мировой их ряды пополняли многочисленные беженцы. Таким образом, в Самаре возникла старообрядческая поморская община, которая тайно собиралась в молитвенных домах, создаваемых на личных подворьях некоторых верующих (например, на участках Захарова и Власова). Поморские общины преследовались властями и закрывались.
Поморская община возникла в Самаре в середине 19 века
На месте бывшего Крестовоздвиженского староверческого храма установлен Крест
Другой Молитвенный дом поморцев – Любимовский (по фамилии его попечителя и благоустроителя Ф.Любимова) появился на улице Москательной (нынешняя Л.Толстого). Именно этот бывший Молитвенный дом, отнятый у общины в 1929 году был возвращен поморцам в начале 90-х годов, после того как была официально зарегистрирована община Древлеправославной Поморской Церкви. Сегодня в России функционирует более 250 поморских общин, одна из которых – самарская – наиболее многочисленная из всех городских старообрядческих общин.
В бывшем Любимовском Молитвенном доме сегодня возобновилась церковная жизнь
Сегодня этот поморский храм действующий, по выходным и праздничным дням в нем проходят службы.
Иконостас поморского староверческого храма
В конце 80-х годов на улице Стандартной 26 появился кафедральный соборный Древлеправославный Храм Покрова Пресвятыя Богородицы, который относится к резиденции Нижневолжского епископа.
Один из новых поморских храмов находится на улице Стандартной
Есть еще в Самаре баптистские храмы. Это церковь «Преображение» на Перекопской улице (дом 30), Церковь «Благодать» (Советская, 117А) и несколько других храмов. Есть и храмы Полноевангельской церкви.
Храмы других конфессий
Римско-католическая церковь Пресвятого Сердца Иисуса (Католический костел)
Пожалуй, самым известным и красивым храмом Самары, присутствующим на всех туристических буклетах, является католический храм Пресвятого Сердца Иисуса. Этот прекрасный образец готического архитектурного стиля, расположенный в историческом центре города, никого не оставляет равнодушным.
Мимо этого как бы взлетающего ввысь храма из красного кирпича не пройдет ни один турист. А ведь это удивительное сооружение имеет не только очень красивый внешний вид, но и необычную историю, связанную с образованием в городе польской католической диаспоры в середине 19 столетия. Очень приятно посидеть в прохладной и тихой внутренности костела, предавшись своим мыслям.
Внутри костела тихо, светло и спокойно
Более подробно о самарских поляках, об их вкладе во внешний облик города, о трудностях, связанных со строительством католического костела можно прочитать здесь.
Евангелическо-лютеранская кирха Святого Георга
Улица Куйбышева, 115-117
Это прекрасное здание на одной из центральных улиц города явилось неожиданным подарком небольшой лютеранской самарской общине в конце 19 века, ведь строилось оно как католический храм. На его возведение пожертвовал средства все тот же польско-армянский купец Е.Н.Аннаев. Его отец был армянским католиком, поэтому Егор Никитич и ратовал за возведение католического храма. Однако, политические волнения 1863 года в Польше вмешались в процесс строительства на завершающем этапе, и уже почти построенный храм, похожий на немецкую средневековую базилику, был передан лютеранам.
В 1930 храм был закрыт, а верующим он был возвращен только в 90-е годы. Сегодня этот архитектурный памятник находится в ведомстве самарской Евангелическо-лютеранской общины Святого Георга и осмотреть его можно в будние дни с 10 до 18 часов, а в воскресенье – с 10 до 13.00. По субботам кирха закрыта для посещений.
Внутри скромной Лютеранской кирхи можно послушать прекрасную органную музыку
Здесь имеется орган, и проводятся вечера органной музыки, на которых очень хорошо можно отдохнуть в приятной атмосфере кирхи.
Мусульманские мечети
Количество мусульман, проживающих сегодня в Самарской области, равняется приблизительно 200 тысяч человек. Первые мусульмане, являющиеся преимущественно татарами, появились на территории Самары задолго до революции. Татарско-мусульманская диаспора проживала в районах нынешних улиц Фрунзе и А.Толстого. Именно там и появились первые мусульманские мечети.
Историческая Мусульманская мечеть
Улица А.Толстого, 61
Уже в середине 19 века в Самаре была довольно развита и мусульманская диаспора. Первой мусульманской мечетью в 1856 году стал Молельный дом при особняке имама. Возвести собственную каменную мечеть самарским мусульманам помог фабрикант Т.Акчурин, выкупивший землю под строительство и спонсировавший само строительство. Случилось это в 1891 году на улице Казанской (ныне А.Толстого). При мечети была организована редакция крупного журнала «Икътисад», освещающего общественно-политические и экономические вопросы развития общества.
То, что сохранилось от первой каменной мечети, сегодня именуются Исторической мечетью
В 1913 году появилась еще одна мечеть (район Дворца спорта), но она была уничтожена в советский период, когда мусульманские храмы подвергались таким же гонениям, как и православные.
Мечеть же на улице А.Толстого, выполненная из красного кирпича, в 30-е годы была переоборудована в детский садик в виде двухэтажного дома. Минарет, естественно, был снесен. Только в начале нашего века здание бывшей мечети, являющейся архитектурно-историческим памятником, было возвращено верующим. С тех пор началась долгосрочная реконструкция и расширение архитектурного комплекса Исторической мечети.
Так должна выглядеть Историческая мечеть после реконструкции
Сегодня данная мечеть реконструируется и становится историко-пропагандистским учреждением. Здесь создается Музей быта самарских мусульман, также в уже отремонтированных помещениях проходят лекции на темы религии и истории.
Самарская Соборная мечеть
Улица Стара Загора, 54
Ныне действующим мусульманским храмом является Соборная мечеть, которая была сооружена в 1999 году в Промышленном районе Самары. Это большое трехэтажное почти 70-метровое сооружение в форме параллелепипеда является частью архитектурного комплекса. На территории этого комплекса находится также и медресе, рассчитанное на 60 учащихся.
Соборная мечеть является частью архитектурного комплекса
Этот, один из самых больших в мире, мусульманских храмов сооружен по всем канонам исламской архитектуры. Внутренний интерьер оформлен очень богато. Беломраморный Михраб – особая гордость храма, витражные окна добавляют волшебства во внутреннее освещение, полы застелены прекрасными таджикскими коврами! Работа над внутренним интерьером продолжается до сегодняшнего дня.
Внутренний интерьер храма очень богат и красив
Прекрасно оформление и наружной территории храма, превращенной в парковую зону с фруктовыми деревьями и цветочными клумбами.
Храм рассчитан на единовременное присутствие в нем до пяти тысяч верующих, однако в дни праздничных молений здесь собирается до 17 тысяч человек, которые занимают не только главный молитвенный зал, но и все три этажа и дворовую территорию.
На праздничные молитвы в мечети собираются тысячи верующих
Посетить этот храм можно с 6 до 20 часов ежедневно, кроме времени богослужений.
Армянская Апостольская церковь Святого Креста «Сурб Хач»
Ново-Садовая улица, 154 Б
Первые армяне появились на территории Самары в конце 19 века, их было немногим более 80 человек. Наиболее известным самарским армянином того периода был купец первой гильдии Е.Н.Аннаев – виноторговец и владелец целой сети магазинов в Поволжье, член земской Управы и городской Думы, основатель первой в городе кумысолечебницы. Он был армянином только наполовину, по отцу. Мать его была полячкой. Приезжал в Самару и известный художник И.Айвазовский (Ованес Айвазян), работавший здесь над волжскими пейзажами. Сегодня в Самарском Областном Художественном музее хранятся не только его картины, но и других армянских живописцев. Сегодняшнюю Самару также украшают скульптуры и фонтаны многих армянских зодчих.
До революционных событий 1917 года оформить свою религиозную общину самарским армянам не удалось. Но, как ни странно, сразу же после переворота новые власти дали армянам разрешение на организацию Молитвенного дома по Садовой улице 27. Однако, в 1929 году этот дом был уже закрыт, а все его имущество сохранил староста Т.Мирзоянц.
В дальнейший исторический отрезок времени количество армян в Самаре постепенно росло, особенно сильно их количество увеличилось после землетрясения 1988 года и социальных конфликтов в Баку начала 90-х. Поэтому в 1995 году создается армянская община, объединяющая сегодня более 23 тысяч армян самарской области.
Интересно и внутреннее оформление армянского храма
Деятельность сегодняшней общины многообразна – это воскресные школы, преподавание армянского языка, издание своей газеты, создание хореографического коллектива. Доминантой деятельности общины было возведение в 2003 году армянского Храма «Суб Хач», около которого установлен Памятник жертвам Геноцида армян в Османской Турции в 1915 году и жертвам землетрясения 1988 года.
Около храма находится Памятник жертвам армянского геноцида
С тех пор данный храм является объединяющим центром самарских армян, хранителем их культурного наследия и национальных традиций. В храме проводятся службы, крещения и венчания, отмечаются памятные армянские даты. Посетить его можно ежедневно с 9 до 19 часов.
Иудейские храмы
Хоральная синагога
Улица Самарская, 49
Появление в Самаре этого иудейского храма говорит о наличии в городе довольно большой еврейской диаспоры и о лояльном отношении к евреям со стороны властей и горожан. До построения первой синагоги, евреи молились в молитвенных домах. Разрешение же на строительство иудейского храма было получено в начале 20 столетия, а в ее сооружении помогали не только еврейские, но и русские купцы. К 1908 году Хоральная синагога уже открыла свои двери для верующих. В советский период этот архитектурный памятник использовался под городской хлебозавод. Верующим храм был возвращен в 1994 году, но в очень ущербном состоянии.
Здание Хоральная синагога отличается яркой архитектурной индивидуальностью
Увидеть сегодня это пока недействующее и закрытое храмовое сооружение, построенное в начале 20 столетия архитектором Зельманом Клейнерманом, можно недалеко от Сквера В.Высоцкого. А увидеть его очень интересно, прежде всего, из-за архитектурного стиля, довольно нехарактерного для Самары. Ведь это очень яркий образец мавританской архитектуры. С 2018 года здание находится в состоянии реконструкции.
А одна из действующих самарских синагог находится совсем рядом по адресу улица Самарская, 52 на первом этаже небольшого двухэтажного дома.
Большая Хоральная синагога
Улица Чапаевская, 84 Б
Основным действующим иудейским храмом является Большая Хоральная синагога Иудейского религиозного общества города Самары. Этот храм, сооруженный в качестве Молитвенного дома в 1880 году на тогда Николаевской улице, функционирует именно с того времени. Здание бывшего Молитвенного дома 19 столетия можно увидеть во внутреннем дворике.
Здание Синагоги на Чапаевской можно узнать по шестиконечной звезде
Пройдя через тяжелые и сложные исторические времена, немного видоизменившись, этот храм продолжает функционировать и сегодня. Посетить его можно по будним дням с 10 до 16 часов.
Конечно же, рассказать обо всех самарских храмах в рамках одной статьи невозможно. Своим рекомендательным обзором мы хотели заинтересовать вас разноплановостью самарских храмов, их историей и архитектурой. Знакомство же и храмовой составляющей Самары можно продолжать самостоятельно.