храмы селивановского района владимирской области
Уголки православной России. Селивановский район. Матвеевское. Колпь. (ч.10)
Христос посреди нас!
Нас всегда тянет во всевозможные путешествия, и часто нам думается, что чем дальше мы оторвемся от своих родных мест, тем красивее и привлекательнее откроются нашему взору различные уголки природы и архитектурные достопримечательности. Это и так и не так. Да, и в других странах и весях многое можно встретить необычное, доброе, интересное и просто таки удивительное. И тому подтверждение хотя бы те впечатления, что мы привозим из наших путешествий и которые я, убогий раб Божий дерзаю записывать и предоставлять Вашему вниманию.
Но часто красота и неожиданные открытия спрятаны так близко, что даже и представить невозможно. Об одном таком открытии, что удалось мне подсмотреть в минувшие выходные, я с удовольствием поделюсь с Вами.
Проезжаем Копнино и буквально в полутора километрах по правую сторону видим купола:
Это деревня Матвеевская, а храмы сии расположены на территории Женского Скита Покрова Пресвятой Богородицы на Колпи Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Сведения в интернете об этом ските весьма скудные:
Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы, Троицы Живоначальной
Год основания: между приблизительно 1995 и приблизительно 2010.
Адрес: 602343, Владимирская область, Селивановский район, п/о Копнино, д.Матвеевка, д.36.
Зайти внутрь в этот раз, к сожалению, у меня не было времени, но новый каменный храм, что возведен буквально на два года, показался мне на диво знакомым. Где-то в какой-то поездке я уже видел подобное строение. Но где?
Оказывается, что новый каменный Покровский храм Матвеевского скита точная копия (!) Покровского храма на Нерли:
(храм Покрова на Нерли)
Мы повернем в лес прямо за виднеющимся мостом.
Проедем еще около километра до развилки.
Тут и остановимся. Если пройти сотню метров по той дороге, что ведет левее, то мы попадем на удивительную полянку, где мы часто останавливались на пикник, и с которой открываются красивейшие виды на саму речку.
Ну разве не сказка?
В сезон охоты по реке иногда можно видеть бесшумно проплывающие лодки с охотниками за утками. Вода в реке чистая, водится и рыба. И даже раки. Одно время они пропали, но несколько лет назад вновь появились.
Наша маленькая прогулка завершилась и хочется верить, что не была очень скучной. Я постараюсь и дальше помогать и себе и всем моим друзьям открывать те закоулки прекрасного, что таятся прямо рядом с нами, с нашим домом. И прошу Ваших Святых молитв о мне, убогом!
Уголки православной России. Село Ильинское Селивановского уезда (ч.7).
Я уже начал потихонечку рассказывать о двух замечательных уголках нашей Родины: о селах Телебукино (тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/11517.html) и Токарево (тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/24263.html) и о двух храмах, в которых идет реставрация.
Настала очередь о следующем таком уголке России поведать.
Храм Илии Пророка в селе Ильинское Селивановского района Владимирской области.
Вот, что пишут о тем некоторые источники.
Соборы.ру:
Ильинская церковь
Церковь: Действует.
Престолы: Илии Пророка
Год постройки: 1825.
Адрес:
602340 Владимирская область, Селивановский район, п/о Новый Быт, с. Ильинское
Проезд: От райцентра пгт Красная Горбатка 20км на север направлением на Ковров. Асфальтированная дорога в хорошем состоянии
Координаты: 55.9883,41.7089
Согласно предоставленным в 1962 г. Владимирским облисполкомом в Совет по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР сведениям, по данным на 1 января 1961 г. церковь использовалась под склад [ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 330. Л. 91].
Больше никакой информации на просторах интернета об этом храме я не обнаружил. Есть только скупая информация на сайте епархии:
Свято-Ильинский храм
Село Ильинское, 602340, п/о Новый Быт
(236)54201 – казначей Седова Валентина Геннадьевна Настоятель –
Священник Роман Анатольевич Касеевич
(пос. Новый Быт)
(http://meparhia.ru/eparhija/blagochinija/selivanovskoe-blagochinie.html).
Приблизительно через год после нашего венчания, мы с женой решили, что надо бы не только наведываться в наш храм на Красной Горбатке (это наша деревня, в 330 км. от Москвы), но и посмотреть те приходы поблизости, что более всех нуждаются в помощи и постараться хоть чем-то малым им помогать. Так в 2009 году мы впервые оказались в селе Ильинское и познакомились с отцом Романом.
Отец Роман Касеевич (это тот самый о. Роман, что соборовал раба Божьего Владимира см. тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/27909.html) был направлен в 2005 году из Мурома в село Ильинское по распределению с женой, возрождать храм.
Когда мы первый раз навестили эту семью, то были просто поражены той бедностью, в которой они пребывают. Батюшка зимой постоянно простывал, т.к. пол был холодный и после того, как протопится печь, вверху было жарко, как в бане, а на полу вода застывала от холода. Матушка и дочка тоже постоянно болели.
Я даже уже и не вспомню, чем в первый раз «облагодетельствовали» священника. Но это была точно полная ерунда: немного денег и может пару бутылок лампадного масла. Ну, еще свечей, по-моему, привезли. А, возможно и нет. Но я никогда не забуду того своего первого впечатления от батюшки.
Он сам рыжий и когда улыбается, то кажется, что солнце пробилось сквозь тучи. А он постоянно улыбался, благодарил, как будто это я приобрел ему дом или автомобиль и на мои вопросы о том, как же он тут живет так, да еще не один, а с семьей, непрестанно отвечал:
— Так ведь с Богом! У нас, Слава, Богу, все хорошо теперь! Теперь нас не выгонят… а прожить- проживем как-нибудь. Господь помогает!
Когда мы с женой добрались до нашей деревни, а это километрах в 20-25 от Ильинского, мы уже твердо решили впредь обязательно навещать отца Романа и чем возможно помогать.
Потом мы подружились, стали бывать у него в гостях. Его дочка пошла в этом году уже во второй класс. Слава Богу, что в Новом Быте, что в шести километрах от их дома не закрыли школу и есть где учиться.
Храм полностью сразу не восстановить. Он очень большой и сильно разрушен. Но постепенно, по самым мелким частичкам, храм поднимается. Есть добрые люди, немного помогают. Благодаря одной активной женщине (она организовывала в интернете сборы необходимого и это её фото, в том числе, я использую. в этом сообщении) восстановили боковой предел и покрыли часть крыши.
Вот ведь как случается у Бога. Мы ни разу не виделись, не знали друг о друге,… а через священника Романа и храм Илии Пророка раба Божья Людмила попала в мою книгу Живых. Поминаю её, а сам надеюсь, что она у Господа рядышком и о нас, грешных тоже Бога попросит милости… и отцу Роману подскажет, как подсобить.
Нынче другая забота. В храме планируется ремонт алтаря, который сейчас в ужасном состоянии. Его нужно побелить, оштукатурить и устроить над ним крышу. Крыша там совершенно провалилась. Батюшка предварительно договорился с бригадой из Мурома, которая будет выполнять эти работы. Смета работ оценивается в 130-150 тыс. рублей. Ремонт предварительно назначен на май. Так что я в ближайшее время постараюсь дать реквизиты, чтобы кто имеет желание и возможность смог помочь восстанавливать храм Илии Пророка. К сожалению, этот год у меня пока без доброй работы и я не сдюжу.
В прошлом году Светлое Христово Воскресение мы с любимой и дочкой решили встретить в храме о. Романа.
Храмы селивановского района владимирской области
МУК «ЦБС Селивановского района»
2015 год
В этом выпуске мы расскажем о двух населённых пунктах, существовавших когда-то на территории нашего района. Они располагались недалеко друг от друга и жители деревни Васильево работали не только в сельском хозяйстве, но и на Кирпичном заводе.
Список населенных пунктов Селивановского района, исключенных из учетных данных за 1944-1993 гг. Населенные пункты, исключенные из учетных данных как фактически несуществующие // Список населенных пунктов Владимирской области, исключенных из учетных данных. 1944-2008. — Владимир, 2009.- С. 48.
Карта Селивановского района. 1929 г. Из архива А.В. Соколова.
Деревня Васильево в различных документах встречается под названиями — Васильева, Васильевские дворики, Васильевский хутор.
Село Копнино находится в 53 верстах от уездного города и в 90 от губернского.
До начала текущего столетия церковь была не в Копнине, а на погосте (ныне пустоши) Рамень в 3 верстах от Копнина. Раменский погост упоминается в писцовых книгах Муромского уезда 1627-30 г.г. По этим книгам, на погосте значится церковь Николая Чудотворца древяна клецки с папертью – строение Фёдора Апраксина; при церкви священник, дьячек, пономарь и просвирница, на церковной земле три кельи нищих; пашни церковной середние земли по 15 четвертей в поле, перелогу 10 четвертей и лесом поросло 10 четвертей.
В окладных книгах Рязанской епархии за 1676 г. в погосте Рамени значится также церковь Николая Чудотворца; при церкви двор попов, в приходе два двора помещиковых и 20 дворов крестьянских, д. Васильева, в ней двор помещиков, 16 дворов крестьянских и 1 бобыльский (в настоящее время здесь 4 двора), д. Матвеевка – 12 дворов крестьянских (ныне здесь 28 дворов). Земли при церкви, по показанию священника, по 3 четверти в поле, сенных покосов на 30 копен.
По упразднении церкви в погосте Рамени в 1809 г. построена была на средства помещика Козловского каменная церковь в Копнине. Эта церковь существует здесь и в настоящее время.
Престол в церкви один во имя святого Николая Чудотворца.
Утварью, ризницей, святыми иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно; замечательного по древности или ценности в церкви не имеется.
Причта в приходе по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается: процентов с причтоваго капитала (3540 руб.), от служб и требоисправлений, от хлебнаго сбора и от земли церковной – около 500 руб. в год. Дом священника устроен из церковного леса, у псаломщика частию собственный, а частию также из церковного леса.
Земли при церкви: в с. Копнине только 2 десятины усадебной земли, а на пустоши «Рамень», где была церковь прежде, имеется 114 десятин, 1120 сажен пахотной земли, 5 десятин 1500 сажен сенокосной, 34 десятины 1837 сажен лесной поруби, 9 десятин 1019 сажен дровяного леса, под прежде бывшим поселением 1 десятина 1807 сажен, под кладбищем 1020 сажен, под дорогами и прудом 1 десятина 1850 сажен, всего же 168 десятин 57 сажен; план и межевая книга на землю имеются.
Приход состоит из села Копнина и деревень: Матвеевка (2 версты от церкви), Васильевских двориков (2 версты) и Бараковой Саранчи (3 версты); в этих поселениях по клировым ведомостям числится 379 душ мужского пола и 389 женского. (Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии.- Владимир: Типо- Литография В.А. Паркова, 1893 Вып. 4 Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды/ сост. В. Добронравов. — 588 с., VIII (с.571-573).)
В списках населённых мест Судогодского уезда Владимирской губернии за 1863 год по правую сторону просёлочной дороги от Владимирско — Муромского почтового тракта к городу Вязникам под No 4912 указана деревня Васильево (Васильева), в которой числится 4 двора и проживает 11 жителей мужского пола и 15 – женского. В деревне имеются колодцы.
В списках 1905 года этот населённый пункт именуется Васильевским хутором, в 4 дворах которого проживает 33 человека.
Ниже приведена часть статьи М. Вишняковой, опубликованной в газете «Селивановский вестник». Текст статьи оставлен без изменений. Дополнения от составителя выделены курсивом.
Была средь лесов деревенька…
«Мне хочется рассказать о деревне Васильево, которой уже давно нет, потому что в ней жили мои папа, дед, прадед, прапрадед и прапрадед.
Бывший житель деревни Васильево, сейчас живущий в деревне Копнино, Николай Петрович Вишняков, мой дедушка, вспоминая прошлое, рассказал мне такую историю. Его прадед Пётр родился в 1879 году. В молодые годы он работал у матвеевского барина. По велению барина он переселился в Васильевские дворики, где находилась барская
пасека, в которой было около 46 ульев. Он долгое время работал пасечником, ухаживая за пчёлами и собирая для барина мёд. В этой же деревне родился сын Петра Илья, который стал помогать отцу на пасеке. При этом же барине, по словам прадеда Петра, и был вырыт существующий до сих пор Васильевский пруд, любимое место рыбалки нынешних копнинских мальчишек.
Постепенно деревня разрасталась. Дети взрослели, заводили семьи и ставили свои дома, удлиняя единственную улицу деревни. Так обзавелись своим хозяйством и отец Николая Петровича, который во время Великой Отечественной войны пропал без вести, и он сам.
В общероссийской базе данных «Мемориал», в которой представлены оцифрованные документы со списками воинов, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны, найдена информация о некоторых уроженцах д. Васильево: Вишнякове Петре Ильиче, Смирнове Иване Ивановиче, Зайцеве Дмитрии Терентьевиче, Вишнякове Григории Михайловиче.
Из списка пропавших без вести по Селивановскому району Владимирской области (от 31.12.1946 г.).
Смирнов Иван Иванович –1923 г. р., рядовой, стрелок, беспартийный, призван Селивановским РВК в 1943 г., связь прервалась с декабря 1943г., пропал без вести III — 43 г.
Родственники – мать Смирнова Аграфена Яковлевна (д. Васильево).
Вишняков Пётр Ильич – 1906 г. р., рядовой, стрелок, беспартийный, призван Селивановским РВК в 1941 г., связь прервалась с 10.10. 1941г., пропал без вести I — 42 г.
Родственники – жена Вишнякова Мария Васильевна (д. Васильево).
Зайцев Дмитрий Терентьевич – 1914 г.р., рядовой, стрелок, беспартийный, призван Селивановским РВК в 1941 г., связь прервалась с 15.08. 1941 г., пропал без вести XII — 41 г.
Родственники – жена Зайцева Татьяна Филипповна (д. Васильево).
Вишняков Григорий Михайлович – 1915 г. р., рядовой (особая форма), стрелок, беспартийный, был осуждён и послан на фронт, связь прервалась с октября 1942 г., пропал без вести I — 43 г.
Родственники – брат Вишняков Михаил Михайлович (д. Васильево).
И вновь вернёмся к статье…
По архивным данным Копнинского сельского Совета в 1935 году деревня насчитывала 18 дворов, в которых жило 76 человек. Был образован колхоз «Заря», занимавшийся растениеводством. На колхозных полях выращивали гречку, просо, пшеницу. В колхозе был свой зерноток и амбар, была своя пожарная помпа.
К 1945 году осталось 17 крестьянских хозяйств и 68 человек (не все мужчины вернулись с войны). В 1950 году произошло объединение колхозов, которые были в деревнях Ивонино, Васильево, Матвеевка и Копнино. Теперь один объединённый колхоз стал называться колхозом имени Калинина. Первым председателем объединенного колхоза стал васильевский житель Иван Андреевич Соловьёв.
В 1955 году опустело ещё 3 дома, зато выросло население Васильева до 82 человек. Жители деревни работали не только в колхозе, но и на кирпичном заводе, который находился недалеко. В 1965 году вновь увеличивается количество заселённых домов, теперь их 16, а населения – 70 человек.
С 1975 года началось вымирание деревни. Кирпичный завод закрыли. Молодые люди стали уезжать из деревни в поисках работы. Осталось 26 человек в 12 крестьянских хозяйствах. В 1980 году остаётся в деревне всего 5 дворов и 7 человек. В 1981 году закрываются последние 2 хозяйства. И деревня перестаёт существовать. Свои опустевшие дома хозяева продали за бесценок москвичам, которые разбирали и вывозили их в Подмосковье под дачи.
Другая жительница деревни Васильево, ныне живущая в Копнино, Мария Григорьевна Смирнова, вспоминала, что деревня была очень дружная и весёлая. Престольными праздниками, как в Копнино, были зимний и весенний Никола. Ходили в копнинскую церковь Николая Чудотворца, пока её не разрушили. Отмечались в деревне только народные праздники. Гуляли всей деревней. Такие праздники, как 1 мая, 7 ноября, не отмечались вовсе.
Часто устраивались веселые вечёрки в доме у Смирновых, на которых пели, плясали, шутили.
Фотография с Yandex.ru
На эти вечёрки приходили жители из соседних деревень: Матвеевки, Ивонино, Копнино. Пели и танцевали под аккомпанемент балалаек и гармони. На балалайках играли Пётр Зайцев, Виктор Вишняков, Михаил Смирнов, сыновья Алексея Васильевича Арапова играли на гармони. Любимой песней васильевских вечёрок была «Калинка-малинка». Угощали присутствующих пресными лепёшками из ржаной муки, начинёнными варёной морковью, тыквенной кашей, пышными дрожжевыми блинами.
Первыми покинула деревню семья Воробьёвых: Василий Иванович (бывший когда-то председателем колхоза «Заря»), его жена Екатерина Васильевна и сын Владимир.
Жили в последние годы существования деревни семья Вишняковых с 5 детьми, Николай Васильевич Смирнов, Терентий и Анна Зайцевы и их 6 детей, Иван Кириллович и Александра Васильевна Араповы, Татьяна Филипповна Зайцева с мужем Дмитрием (одним из бывших председателей колхоза «Заря») и 4 детьми. Последними, по словам жительницы Копнино М.Г. Смирновой, уехали из Васильева её семья и семья Зайцевых. (Вишнякова М. Была средь лесов деревенька / М. Вишнякова // Селивановский вестник. – 2004. – 28 апр. – С.2)
В настоящее время только васильевский пруд напоминает об исчезнувшей деревне. Рядом с ним раскинулся старый яблоневый сад, разросшийся терновник и душистые липы.
Посёлок Кирпичного завода находился на территории Волосатовского сельского совета в 3-х км от станции Волосатая, между деревнями Копнино и Васильево.
В администрации МО СП Волосатовское хранятся похозяйственные книги д. Васильево за 1934 — 1983 гг. и пос. Кирпичного завода за 1934 – 1965 гг. В апреле 2011 года заведующая Волосатовской сельской библиотекой Бабашкина Ирина Васильевна встретилась с бывшей жительницей этого посёлка – Кондратьевой (Горелкиной) Валентиной Фёдоровной, проживающей в пос. Новый Быт и та рассказала о жителях посёлка Кирпичного завода и показала сохранившиеся у неё фотографии тех мест, людей и лет.
Валентина Фёдоровна родилась в пос. Кирпичного завода в 1946 году. Здесь жили её родители. А бабушка и дед переехали сюда из д. Митяково Селивановского района. Хозяйство у деда – Гаврилова Ивана Васильевича — было крепкое и после того, как в Митякове началось раскулачивание, семья вынуждена была уехать. Завод в тот период процветал. Здесь изготавливали глиняные горшки для домашних и хозяйственных нужд. На базарах они пользовались спросом.
Посёлок был небольшой. Проживало в нём примерно 14 семей (около 50 человек). Электричества в посёлке не было. В торговом ларьке, в котором работал И. Суворов, продавался минимум самых необходимых товаров.
Семья Гавриловых (из личного архива) Кондратьевой В.Ф.
В 30-х годах ХХ века на заводе начали обжигать кирпич. Для обжига использовали две печи. Глину и песок копали вручную и в вагонетках с помощью лебёдки доставляли до места. Массу для кирпича месили механической мешалкой, а резку кирпича производили вручную. Сырой кирпич на тачках перевозили в сарай для того, чтобы он просох, а потом его закладывали в печи для обжига. Печи топили метровыми дровами (закладку дров тоже делали вручную). При печах была только одна лошадь. Когда печи остывали, то кирпич вывозили и складывали в столбы. Кирпич расходился по всей области, хотя основные поставки были в г. Муром.
На фотографии 1950 –го года бригада Горелкиной Прасковьи Ивановны
(из личного архива Кондратьевой В.Ф.)
Кирпич изготавливали только летом. В зимнее время занимались заготовкой дров, которых для непрерывной работы кирпичного завода нужно было очень много. Летом работали в две смены, но всё равно рабочих рук не хватало. Поэтому приезжали «вербованные» на сезон и приходили на работу жители из деревень Васильево, Копнино, Денисово. Большую помощь оказывали и дети. Руководитель завода Савинов называл их стахановцами. Так завод и существовал до 60-х годов ХХ века.
На фотографии подруги из одной рабочей бригады (слева направо) Зайцева Анастасия, Горелкина Анна, Горелкина Прасковья (из личного архива Кондратьевой В.Ф.)
А затем началось укрупнение. В д. Хвосцово были большие залежи глины. Туда и перевезли завод и переселили жителей. В 1965 году завод прекратил своё существование.
Из истории Селивановского района:
Глинобитные печи по обжигу кирпича в земляных ямах стали устраивать при возведении каменных церквей. Такой кирпичный завод, в частности, основал в родном селе Тучкове в 1872 г. купец П.Г. Герасимов и за два года выстроил здесь каменную церковь взамен обветшалой деревянной. Кирпичный завод был в имении А.Г. Лаптева.
С зарождением промышленности кирпич потребовался для строительства производственных зданий. Появились Волосатовский и Селивановский кирпичные заводы. С глинобитных печей по обжигу кирпича в ямах на берегу Колпи у строившейся бумажной фабрики началось строительство каменных зданий в районном центре.
В 1930-е годы кустарным способом кирпич изготавливали на северной окраине Красной Горбатки. Глину добывали здесь же в неглубоких выемках. В 1940-50-е годы кирпичные производства размещались за д. Есипово и у д. Аксёново и за северо- западной окраиной п. Селиваново. В 1955-56 гг. был построен кирпичный завод у д. Хвосцово. (Соловьёв А.Н. Селивановское Приколпье /А.Н. Соловьёв. – Киров, 2009 – С.125)
Сейчас места, где был кирпичный завод и посёлок заросли лесом. А там, где брали глину и песок образовались искусственные водоёмы, в которых водится рыба. Жители посёлка Новый Быт эти места называют «кирпичкой» (пошла по ягоды на «кирпичку» или на рыбалку на «кирпичку»).
Команда проекта «Энциклопедия забытых деревень»
Благодарим за предоставленные фотографии, документы и воспоминания:
Бабашкину Ирину Васильевну, бывшую заведующую Волосатовской сельской библиотекой-филиалом МУК «ЦБС Селивановского района»
Дерюгину Ольгу Юрьевну, заведующую Волосатовской сельской библиотекой-филиалом МУК «ЦБС Селивановского района»
Жильцову Елену Фёдоровну, заведующую Копнинской сельской библиотекой-филиалом МУК «ЦБС Селивановского района»
Ферапонтову Татьяну Николаевну, заведующую методико-библиографическим отделом центральной районной библиотеки
Жительницу д. Копнино – Смирнову Марию Григорьевну
Жительницу пос. Новый Быт — Кондратьеву (Горелкину) Валентину Фёдоровну
Составитель, оформление: Сурина Е.Л. – ведущий библиограф методико- библиографического отдела.