храмы сергия радонежского в московской области

Не только Лавра: Сергий Радонежский и храмы Москвы

храмы сергия радонежского в московской области

Фото: m24.ru/ Виктория Виатрис

«Любовью и единением спасемся»

Точный день рождения Сергия Радонежского неизвестен, но Русская православная церковь считает датой его появления на свет 3 мая 1314 года. Благодаря житию, написанному учеником Радонежского Епифанием, мы знаем, что Варфоломей (имя, данное Сергию при крещении) родился недалеко от Ростова Великого в семье бояр. В 7 лет мальчика и двух его братьев отдали в учение к дьячку, но грамота ему не давалась.

Все изменилось после того, как Варфоломей встретил в поле молившегося старца-черноризца. Мальчик попросил помолиться и за то, чтобы Бог помог ему научиться читать. И случилось чудо: в тот же день он начал складно читать, а вскоре любимыми его книгами стали жития святых и летописи. Старец же предсказал родителям мальчика, что сыну их суждено создать обитель Святой Троицы, и он «многих приведет вслед за собой к пониманию Божьих заповедей».

Когда Варфоломей был подростком, его семье пришлось покинуть родные земли и перебраться в город Радонеж недалеко от Москвы. Мечтой Варфоломея была монашеская жизнь, после смерти родителей он сместе со старшим братом Стефаном (к тому времени овдовевшим и принявшим монашество с именем Стефан) отравился на «взыскание места пустынного», которое нашлось на холме Маковец неподалеку от Радонежа. Там братья поставили два сруба — один под церковь, а другой под келью. Церковь освятили во имя Святой и Живоначальной Троицы. Так начиналась история известной на весь мир Троице-Сергиевой Лавры.

Варфоломей принял иноческий сан с именем Сергий, постпенно собрал вокруг себя учеников. Он показывал им пример во всем: сам дрова рубил, воду носил, и огород развел, и плотничал. Смирение, терпение, любовь к Богу и ближним прославили Сергия, к нему потянулись люди: не только за советом и добрым словом, но и за исцелением.

храмы сергия радонежского в московской области

Выставка «Преподобный Сергий Радонежский» в «Коломенском»

Вся обитель стояла на молитве за русское воинство, время от времени игумен прерывал молебен, чтобы поведать братии о ходе битвы, называл имена погибших и тут же читал по ним заупокойные молитвы. И, наконец, с радостью возвестил об окончательной победе.

Гонец с Куликова поля только через четыре дня примчался в Москву с доброй вестью, а в Святотроицкой обители уже праздновали победу русского воинства. После Куликовской битвы великий князь стал относиться к радонежскому игумену с еще большим благоговением. Перед смертью князь Дмитрий позвал Сергия скрепить его духовное завещание, узаконивающее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну.

Людская слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения. Даже уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно отказался.

Сергий Радонежский один из самых почитаемых в России святых. Сейчас, как и сотни лет назад, актуальны его слова «Любовью и единением спасемся». В его честь созданы сотни храмов по всей стране. В честь юбилейной даты будут отреставрированы более 700 храмов и пределов, которые носят имя Сергия Радонежского, а в Свято-Троицкой Сергиевой лавре пройдут масштабные реставрационные работы, по объему сравнимые только с восстановлением храма после сожжения одним из монгольских ханов.

Свято-Троицкая Сергиева лавра

храмы сергия радонежского в московской области

Датой основания Троице-Сергиевой лавры принято считать 1337 год, когда Варфоломей и Стефан поселились на холме Маковец. Вскоре Стефан ушел в Московский Богоявленский монастырь, не выдержав всех тягот пустынножительства, и его брат, принявший иноческий сан с именем Сергий, остался один. Но ненадолго. Вскоре к нему потянулись люди, нуждающиеся в духовной помощи, и другие иноки. Любопытный факт: долгое время иноков — учеников Сергия, было ровно 12, как апостолов у Христа. Они построили двенадцать келий и обнесли обитель забором.

Постепенно слава Сергия и монастыря росла, в обитель стали обращаться все, от крестьян до князей; многие селились по соседству, жертвовали ей свое имущество. Сергий запрещал просить, но он не запрещал брать подаяние, если оно идет от чистого сердца. Благодаря им пустынь обратилась в богатый монастырь, сожженный в 1408 году татарским ханом Едигеем.

Первым каменным строением на территории восстановленной обители стал Троицкий собор, возведенный при игумене Никоне – любимом ученике Сергия. В росписи храма участвовали Андрей Рублев и Даниил Черный, для иконостаса собора была написана знаменитая «Троица».

Троицкий собор почитался московскими князьями: здесь совершались молебны перед походами и после их окончания, «крестоцелованием» скреплялись договоры, совершалось крещение наследников престола.

Стрелецкий бунт за стенами монастыря пережидали царевичи Петр и Иоанн Алексеевичи с царевной Софьей, затем Петр скрывался здесь во время выступления стрельцов, присягнувших Софье. Именно в Троице-Сергиевом монастыре произошла расправа над сторонниками Софьи, и отсюда уже единовластным правителем Петр уехал в Москву. При нем в обители появилась великолепная барочная трапезная с храмом преподобного Сергия Радонежского.

Преемники Петра Великого, основавшего новую столицу Санкт-Петербург, не проявляли большого интереса к судьбе монастыря. И только с приходом к власти Елизаветы Петровны наступил новый период расцвета обители. При ней в 1744 году Троице-Сергиев монастырь получил титул лавры. Так именовали некоторые крупнейшие мужские православные монастыри, как правило, подчиненные патриарху. Существует легенда, что Елизавета Петровна очень оригинальным способом ходила на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру пешком из Москвы: в день она проходила 2-3 км, после чего отправлялась в карете во дворец. На следующий день карета привозила ее к тому месту, откуда и забрала, и Елизавета проходила еще немного.

В XVIII—XIX веках лавра стала одним из богатейших монастырей Росси, но революция 17-го года привела к ее закрытию. На территории обители открылся историко-архитектурный музей, на переплавку изъяли большую часть лаврских колоколов (уцелели колокол «Лебедь» 1593 года и древнейший «никоновский» 1420 года).

К концу 1930-х памятники Лавры были сильно разрушены, частично перестроены и приспособлены под жилье и хозяйственные нужды. Лишь в 1946 году благовест колокола «Лебедь» возвестил о начале богослужения в Успенском соборе, а патриарх Алексий I заново освятил трапезный храм Сергия Радонежского.

Несмотря на трудности послевоенного времени, удалось ликвидировать аварийное состояние памятников, выполнить капитальную реставрацию ряда построек. В то время это были крупнейшие в СССР реставрационно‑восстановительные работы, они постепенно продолжались все последующие годы. В 1993 году архитектурный ансамбль лавры, куда входят около 50 зданий различного назначения, построенными лучшими зодчими XV—XIX веков, вошел в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Собор Сергия Радонежского в Высокопетровском монастыре (1690—1694)

храмы сергия радонежского в московской области

Высокопетровский мужской монастырь, расположенный на Петровке, известен с 1377 года, но основная часть современного архитектурного комплекса монастыря сооружена в XVII—XVIII вв. В частности, собор Сергия Радонежского возведен в 1690-1694 по приказу Петра I после стрелецкого бунта в благодарность за спасение семьи в стенах Троице-Сергиева монастыря и за то, что св. Сергий внял молитвам Петра I, которого он просил о помощи в борьбе с сестрой Софьей.

Сам Петр активно укреплял Высоко-Петровсктий монастырь, тогда как его сестра Софья — Новодевичий. Даже центральный крест храма во имя Сергия Радонежского был украшен короной, чтобы показать, что здесь молельня будущего государя. При входе в храм было построено царское крыльцо (замененное новоделом в начале 2000-х). А Трапезная церковь повторила Трапезную Троице-Сергиевой Лавры в память о спасении Петра I во время стрелецкого бунта.

В 1812 году монастырь разграбили наполеоновские войска, а в храме Сергия находилась их конюшня. Позже храм был восстановлен, но без прежнего блеска. После революции монастырь официально закрыли, но он продолжал работать подпольно, на что пожаловались рядом живущие партийцы, это положило начало очередному разграблению. Из монастыря вывезли 40 пудов «цветного лома», 2 кг серебра, позолоченный иконостас. Висячие подсвечники надлежало сдать в Рудметаллторг, а «не имеющие музейного и антикварного значения» иконы предписывалось использовать как стройматериал для нужд Исторического музея.

Также храм стал репетиционной площадкой танцевального ансамбля «Березка», в братских кельях разместился Литературный музей, остальные помещения использовались как запасники произведений изобразительного искусства. Не особо заботились о сохранности построек и при строительстве московского метро: территория Высокопетровского монастыря заваливалась мусором и грунтом, из-за чего храмы ушли в землю почти на 2 метра.

В 1992 году храм передали общине верующих, и здесь были возобновлены богослужения, сейчас в нем хранятся частицы мощей Сергия Радонежского. В целом обитель восстановлена так, как она должна была выглядеть при Петре Великом.

Храм Сергия Радонежского в Крапивниках (1678)

храмы сергия радонежского в московской области

Церковь «в Старых Серебряниках», «на Петровке у Трубы», «в Крапивниках» упоминается в документах с 1591 года. Первоначально строение было деревянным, и после пожара его сменила каменная церковь, возведенная в 1678 году как усыпальница бояр Ухтомских (сегодня на северной стене храма можно видеть 4 каменные плиты, на одной из которых выбита фамилия Ухтомских). Впоследствии храм процветал при покровительстве Петра I и Нарышкиных, но после войны 1812 года здание сильно пострадало, его даже убрали из списка церквей Москвы. Спустя полвека церковь была восстановлена прихожанами.

В начале ХХ века храм в Крапивинском переулке закрыли большевики, частично разобрана колокольня. Позже в храме разместили цех Первого московского завода коньков, а в оставании колокольни находилась трансформаторная подстанция.

Также в начале нового тысячелетия была восстановлена по образцу XVIII века разрушенная колокольня, на ней воссоздан весь подбор колоколов — от стопудового до восьмикилограммового. Отливали колокола под Ярославлем по старинной и очень трудоемкой технологии – в настоящей литейной яме.

Храм Сергия Радонежского в Бусинове (2-я пол. 1850-х)

храмы сергия радонежского в московской области

Первые сведения о храме в селе Бусиново (ныне микрорайон на севере Москвы в составе района Западное Дегунино) относятся к 1584 году. По преданию это место благословил сам Преподобный Сергий Радонежский, проходя из Троицкой обители в Москву к митрополиту Алексию.

В XVI веке на этом месте построили деревянный храм в честь великомученика Георгия Победоносца, спустя столетие здесь вырос новый деревянный храм во имя Преподобного Сергия. Каменным он стал еще через два века благодаря пожертвованиям владимирского купца Ивана Бусурина и князя Николая Оболенского, а на месте старой деревянной церкви возвели часовню.

С 37-го года храм бездействовал. Колокольню частично сломали, здание храма сильно перестроили: некоторое время тут работала фабрика по пошиву матрасов, потом храм пустовал, лишь в 90-м году богослужения были возобновлены. Сегодня в нем хранится древняя икона прп. Сергия с частицей его мощей.

Храм Сергия Радонежского в Бибирево (1864—1894)

храмы сергия радонежского в московской области

Деревянный храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Бибирево в бывшем владении кремлевского Вознесенского монастыря известен с XVI в. В 1755 г. здесь построили новый деревянный храм. В 1864 году рядом с ним в благодарность Богу за избавление жителей Бибирева от холеры по молитвам Сергия начали строить каменный храм прп. Сергия Радонежского, освещенный спустя 20 лет.

По преданию, 13 июля 1873 года в селе Бибирево произошло чудо. Во время эпидемии холеры чудотворная икона Преподобного Сергия Радонежского, которую носили монахи, вырвалась из рук и понеслась по воздуху. После этого эпидемия отступила. С тех пор 13 июля в Бибирево служат молебен Сергию Радонежскому.

В 1918 г. монастырское подворье было ликвидировано, и монахини создали сельхозартель, затем образовали артель по пошиву одеял.

Лишь в 90-е годы храм на Костромской улице возвратили Русской Православной церкви. Сейчас на территории строится новый храмовый комплекс во имя Собора Московских Святых.

Храм Сергия Радонежского в Рогожской слободе (XIX век)

храмы сергия радонежского в московской области

Первый деревянный храм преподобного Сергия был построен в Рогожской слободе в начале XVII века, а первое упоминание о каменном храме относится к 1722 году. Как и у многих других московских церквей, различные части храма Сергия Радонежского были построены в разное время. Самой древней частью (1796 г) является трапезная с приделами преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая.

Нынешнее здание было построено в 1818 г. на средства статского советника Смолянского, потратившего на строительство практически все свое состояние. Впоследствии покровительство храму оказывали местные купцы, а также московские власти, украшавшие храм ради привлечения старообрядцев к Православной Церкви. В итоге по подбору древних икон и по внутреннему убранству храм мог соперничать с соборами Московского Кремля.

Как и большинству храмов, ему пришлось пережить закрытие и запустение, которому предшествовало варварское разграбление. Из храма было вывезено более 800 кг серебряной утвари и других церковных ценностей. Купола были ободраны, кресты сбиты, на крышах росли маленькие деревца, а здание пронизали глубокие трещины. В Храме некоторое время размещался секретный архив, в доме причта разместили коммуналки. В 80-е храм передали расположенному в Спасо-Андрониковом монастыре музею древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

храмы сергия радонежского в московской области

В здании храма устроили экспозицию древнерусского церковного искусства. В это же время в храме были начаты реставрационные работы, и в начале 90-х он снова ожил.

Источник

Где находятся мощи Сергия Радонежского в Москве?

храмы сергия радонежского в московской области

Как найти мощи Сергия Радонежского в Москве, чтобы поклониться останкам великого игумена земли Русской? Об этом Вы узнаете, если прочитаете нашу статью!

18 июля Церковью празднуется память преподобного Сергия Радонежского — одного из самых любимых и известных русских святых.

храмы сергия радонежского в московской области

Преподобный Сергий Радонежский

Мощи Сергия Радонежского в Москве

Нет смысла пересказывать житие игумена земли Русской — оно и так прекрасно известно. Также все знают, что мощи его почиют в созданной им обители — Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в подмосковном Сергиевом Посаде. Если вы хотите поклониться любимому святому, но в середине недели выехать из Москвы не можете — не огорчайтесь. В нескольких московских храмах есть частицы мощей преподобного Сергия.

храмы сергия радонежского в московской области

Рака с мощами преподобного Сергия Радонежского в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

На подворье Троице-Сергиевой Лавры, в храме Троицы Живоначальной (2-й Троицкий пер. 6а — от станции метро «Цветной бульвар» пешком) находится икона преподобного с частицей его мощей. Подворье представляет собой фактически небольшой монастырь, и службы здесь совершаются по монастырскому уставу.

храмы сергия радонежского в московской области

Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве

В храме святителя Николая в Кленниках (метро «Китай-Город»), где служил святой праведный Алексий (Мечев) — также есть икона преподобного Сергия Радонежского с частицей мощей.

храмы сергия радонежского в московской области

Храм святителя Николая в Кленниках на Маросейке

Кажется символичным, что частица мощей Радонежского чудотворца находится в храме, бывшем в смутные революционные годы настоящим светом миру — именно здесь святой Алексий (Мечев) создал свою знаменитую общину. Напомним, что в начале века в Москве был создан и другой подобный «светильник» — Марфо-Мариинская обитель, и ее основательница — Великая Княгиня Елисавета Феодоровна — вспоминается Церковью в один день с преподобным Сергием, небесным покровителем ее супруга, Великого Князя Сергея Александровича, убитого террористом.

храмы сергия радонежского в московской области

Храм Илии Обыденного

В другой московской церкви — храме Илии Обыденного, никогда не закрывавшемся — среди многочисленных святынь тоже есть икона преподобного Сергия с частицей мощей.

В храме Владимирской иконы Богородицы в Виноградове на севере Москвы (Дмитровское шоссе, 170, проезд от метро «Петровско-Разумовская» или «Алтуфьево»), кроме того, что находятся частицы мощей преподобного Сергия Радонежского, в честь него освящен один из трех приделов.

В том же Северо-Восточном округе Москвы (Троицкое благочиние) на улице Костромская (дом 7 — район Бибирево) стоит храм преподобного Сергия Радонежского. История его создания интересна сама по себе.

Летом 1873 года в селе Бибирево бушевала эпидемия холеры. По селу монахи носили с молитвой чудотворную икону преподобного Сергия Радонежского. 13 июля образ вырвался из рук и пронесся по воздуху. После этого эпидемия отступила. 13 июля жители Бибирева стали почитать за праздник, в этот день совершались молебны преподобному — а вскоре было решено поставить храм в память о чудесном событии. В 1893 году новая церковь была освящена. Там и находится чтимая икона преподобного Сергия.

храмы сергия радонежского в московской области

Храм преподобного Сергия в Бибирево

Другое чудо, связанное с именем преподобного Сергия Радонежского, произошло несколько лет назад в храме Успения Пресвятой Богородицы в Архангельском-Тюрикове (Дмитровское ш., 120, кор.1, проезд: от ст. метро «Алтуфьево»). В 1995 году в церковь принесли темную доску, найденную в лесу. По словам дарителей, от иконы по ночам исходит странное свечение, пугающее их.

храмы сергия радонежского в московской области

Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому. Чудотворный образ в храме Успения Пресвятой Богородицы в Архангельском-Тюрикове

В храме свечение от иконы также иногда наблюдали, но было оно не пугающим, а, напротив, светлым и тихим, и в нем можно было различить образ Божией Матери. Постепенно стало возможным различить и другие фигуры. Через год стало окончательно ясно: это икона с редким сюжетом: «Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому».

Вы прочитали статью Мощи Сергия Радонежского в Москве: где находятся? Читайте также:

Источник

Церковь Сергия Радонежского (Новосергиево)

храмы сергия радонежского в московской области

Храм Преподобного Сергия Радонежского — православный храм в селе Новосергиево Ногинского района Московской области. Памятник архитектуры местного значения.

Содержание

История [ править ]

В ближайшем будущем планируется археологическая экспедиция в село Новосергиево, для подтверждения предположений краеведов. Возможно, что специалистам удастся найти следы истории, которые скрывает от нас эта земля.

Если проследить за дальнейшим развитием этого уголка, то мы обнаружим, что люди сначала неохотно селились в этой местности. Здесь же нет плодородных оазисов и полноводной реки, следовательно, плотность населения была мала, а экономическая деятельность жителей практически отсутствовала.

Когда-то Погостище, судя по церковной летописи села Филипповского, в составе других земель этого района принадлежало Стромынскому мужскому монастырю, основанному в 1381 году, и являлось вотчиной Троице-Сергиевой лавры. Княгиня Московская Софья передала эти земли монастырю своею властью в 1444 году и до 1764 года село входило в состав вотчины. Но даже после того, как Погост стал относиться к Покровскому уезду Владимирской губернии численность населения не возрастала, и о строительстве храма в селе ещё никто даже не помышлял.

С развитием мануфактуры развивались и торговые пути. Важнейшим таким путём стал сухопутный Стромынский тракт, соединяющий Москву и Суздаль. Стромынка была древним путём и проходила она в суздальскую землю через Киржач. Везли обозы промышленников продукты земледелия, бумажные изделия Московского мануфактурного округа, шелка и прочие товары из подмосковной местности. Из Владимира и Суздаля переправлялись по этой дороге в столицу съестные яства. Отряды татар и местных разбойников часто нападали на торговые караваны. От этих набегов страдали и жители всей окрестности, включая и село Погостище. Такое соседство села со Стромынским трактом было тогда настоящим бедствием. А ещё позже жители стали страдать и от набегов польских войск, после которых село оказывалось сплошным пепелищем. Но жизнь замирала ненадолго, и после короткого времени строились новые дома, количество которых постепенно росло. А ведь в 1616-1617 годах в деревне насчитывалось всего пять дворов с семью хозяйствами в них. Так нам свидетельствуют церковные акты и писцовые книги того времени.

Итак, до 1839г., все деревни, которые сейчас составляют Ново-Сергиевский приход, относились к церкви села Филипповское. Но по причине неудобства из-за дальности расстояния было решено построить и освятить свою церковь и образовать свой отдельный приход.

При Анатолии Демидове (1812-1870), хозяине Погостища, стараниями местных благотворителей и окрестных жителей в 1839 году в деревне была заложена каменная церковь. Освятить храм решили во имя преподобного Сергия Радонежского, поскольку все эти места связаны с именем этого святого и в память того, что до 1764 г. деревня принадлежала Троице-Сергиевому монастырю. В том же 1839 году была освящена трапеза, а главный храм был освящён только в 1845г.

Основным благотворителем и жертвователем церкви в то время был зажиточный крестьянин Федот Федотович Макин. В 1840 году, основав в селе ручное ткачество бархата, он стал родоначальником развития ручного ткачества и в окрестных деревнях. Его правнук, Николай Петрович Федотов, в конце XIX века стал купцом 1-ой гильдии и крупным фабрикантом в Богородском уезде. Его дед, Герасим Федотович Федотов, когда-то имел пять шелкоткацких светелок. На их месте внук в 1898 году построил каменную двухэтажную механическую шелкоткацкую фабрику. Рядом возникла красильная фабрика с подсобными строениями. На фабриках Николая Федотова работали не только сельские ткачи, красильщики и сновальщики, вышедшие из местных крестьян, но и люди из ближних и дальних поселений Богородского уезда.

В 1859 году по данным центрального статистического комитета министерства внутренних дел Российской империи, в Новосергиевском погосте стоял 41 двор, проживало мужского пола – 124 человека, женского пола – 131 человек. В селе находились 2 ярмарки, особые торжки проходили в дни храмовых праздников.

В 1867 году в селе даже появилось «Народное училище» — земская трехклассная школа. В нее было записано 60 крестьянских детей. Однако из записавшихся трехлетний курс окончили всего два мальчика. Остальные крестьянские дети были забраны родителями с первого или второго года обучения…

Местные православные жители и меценаты с тщанием заботились о храме во имя преподробного Сергия Радонежского. В 1876 году в нем была расширена трапезная и устроены приделы Покрова Божией Матери и Святых апостолов Петра и Павла. После завершения этих работ четырехстолпный однокупольный храм в стиле классицизма с одной алтарной апсидой и трехъярусной колонной над западным притвором обрел окончательный архитектурный вид. Здание из кирпича было оштукатурено и украшено белокаменной отделкой и портиками на боковых фасадах. Его богатое внутреннее убранство украшали фрески и известный во всем Богородском уезде главный иконостас.

А вот, что представлял собой Новосергиевский приход в 1896 году по данным Историко-статистического описания церквей и приходов Владимирской епархии за 1897 год:

«В тёплой трапезе, расширенной в 1876 году, приделы освящены во имя Покрова Пресвятой Богородицы и святых апостолов Петра и Павла. Утварью, ризницей, святыми иконами и богослужебными книгами церковь весьма богата. Стены храма украшены ценной живописью. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1839 года, исповедные росписи с 1840 года. Причта по штату положено: священник, дьякон и псаломщик. На содержание их получается:

а)процентов с причтового капитала-2300 руб.

б) хлебного сбора от прихожан на 165 руб.

в) от земли сенокосной до 100руб.

г) от служб и требоисправлений-2260руб.,

а всего в 1895г.-2617руб.

Дома у членов причта собственные на церковной усадебной земле. Земли при церкви по обязательству прихожан должно быть – усадебной 3 десятка, пахотной 21 десяток, сенокосной 13 дес. Пахатная земля доселе не отмежевана, 7 десятков сенокосной земли неудобны. Вместо пахотной земли с прихожан собирается по четверти ржи и овса с каждой ревизской души.

Приход состоит из погоста Ново-Сергиевского и деревень: Боровкова (3 версты от церкви), Зубцова (2 версты от церкви) и Новой (1 верста). В коих по клировым ведомостям числится 1125 душ мужского пола и 1363 женского, из них раскольников 4 души.

В приходе три земских народных школы: в Погосте, в деревне Боровкова и деревне Зубцова. Учащихся во всех этих заведениях в 1895 году было 126 человек».

В селе Ново-Сергиевский погост, по данным 1881 года, находилось 53 двора. Из них 13 безлошадных и 37 при одной лошади. В 19 дворах хозяйства были при одной корове, а в пяти хозяйствах вовсе не было никакой скотины.

По переписи 1900 года в селе проживало 517 жителей и находилось 84 крестьянских двора.

Кто был священником в первые годы развития прихода пока неизвестно. Есть сведения о Любимове Василии Ивановиче, который родился 22 февраля 1864 года в селе Ивановское Суздальского района. В 1894 году окончил Владимирскую духовную семинарию по 2 разряду и в 1896 году служил диаконом в Новосергиевской церкви. В 1904 году его рукоположили во священника. В 1924 году был арестован, затем освобождён. В 1930 году он служил священником в Введенском храме г.Вязники. В 1934 его возвели в сан протоиерея. 17.08.1937 года вновь арестован и приговорён к расстрелу. Отец Василий был расстрелян в городе Иваново. В 1957 году был реабилитирован.

Священник Михаил Иванович Сахаров (1884г.р.) окончил Владимирскую духовную семинарию по 2-му разряду в 1907 году. Был переведён в Новосергиево в 1922 году. Сколько он служил в храме и в каком сане пока неизвестно. В 1938 году был расстрелян. В 1957 году о.Михаила Сахарова реабилитировали.

В советские времена в названии села исчезло слово «погост», и оно стало называться просто Ново-Сергиево. Во времена воинствующего атеизма храм в 1937 году был закрыт.

Появились в Новосергиеве и свои жертвы богоборческой власти.

Так, сторож храма, житель села Новосергиево Федор Константинович Быстров (1866-1938) был арестован 9 августа 1937 года. Ему было инкриминировано «участие в контрреволюционной группе кулаков и церковников». По печально известной статье 58-10 УК РСФСР Тройка при УНКВД СССР по Московской области приговорила сторожа к высшей мере наказания. 26 февраля 1938 года он был расстрелян и погребен в одном из рвов Бутовского полигона НКВД. Реабилитирован Федор Быстров 20 июля 1989 года.

Староста храма Марфа Ивановна Кондратьева (1891-1943) была обвинена в том, что она «проводила антисоветскую агитацию среди населения, распространяла клевету в отношении коммунистов и руководителей Советской власти» (сохранены орфография и синтаксис обвинительного заключения – В.П.). Она была арестована по доносу 6 декабря 1941 года и по ст. 58-10 ч.2 УК РСФСР приговорена к лишению свободы на 7 лет «с лишением прав на 5 лет и конфискацией лично ей принадлежащего имущества». Марфа Кондратьева умерла в возрасте 53 лет от пневмонии 12 ноября 1943 года в Мариинском концлагере, расположенном в Верхне-Чебулинском районе Новосибирской области. Реабилитирована она была 18 октября 1991 года.

Закрытый храм, по воспоминаниям местных жителей, долгое время стоял в полном убранстве, но впоследствии, как и многие другие церкви в нашей стране, подвергся разорению и опустошению. Его здание постепенно ветшало и приобретало весьма запущенный и печальный вид.

Храм был передан православной общине в 1991 году. Настоятелем назначен священник Александр Торик. Трудными были первые годы возрождения приходской жизни: богослужения проводились в полуразрушенном неотапливаемом храме, не хватало средств, людей…. Но искренняя вера и заступничество преподобного Сергия дали прихожанам силы перенести все тяготы и искушения этого периода.

Современное состояние [ править ]

В настоящий момент храм восстановлен и в нем регулярно совершаются богослужения. Со временем прихожане сплотились в довольно большую и дружную общину, которая регулярно пополняется новыми братьями и сестрами. Особая теплая и доброжелательная атмосфера — характерная особенность Сергиевского прихода. В храме используется практика древнерусского знаменного пения, которое придаёт богослужениям дополнительную красоту и помогает молитвенному настрою. На приходе работает воскресная школа для детей, действуют любительский хор и театральная студия. Доброй традицией храма стало проведение ежегодного фольклорно-этнографического фестиваля. Приход духовно окормляет Электростальское и Ногинское отделение ветеранов войны в Афганистане и Чечне «Боевое братство», Электростальское отделение Всероссийского Общества глухих, электростальский интернат для глухих и слабослышащих. Вблизи храма установлен мемориальный Поклонный крест в память погибших воинам-интернационалистам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *