храмы сергия радонежского в москве адреса

Где находятся мощи Сергия Радонежского в Москве?

храмы сергия радонежского в москве адреса

Как найти мощи Сергия Радонежского в Москве, чтобы поклониться останкам великого игумена земли Русской? Об этом Вы узнаете, если прочитаете нашу статью!

18 июля Церковью празднуется память преподобного Сергия Радонежского — одного из самых любимых и известных русских святых.

храмы сергия радонежского в москве адреса

Преподобный Сергий Радонежский

Мощи Сергия Радонежского в Москве

Нет смысла пересказывать житие игумена земли Русской — оно и так прекрасно известно. Также все знают, что мощи его почиют в созданной им обители — Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в подмосковном Сергиевом Посаде. Если вы хотите поклониться любимому святому, но в середине недели выехать из Москвы не можете — не огорчайтесь. В нескольких московских храмах есть частицы мощей преподобного Сергия.

храмы сергия радонежского в москве адреса

Рака с мощами преподобного Сергия Радонежского в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

На подворье Троице-Сергиевой Лавры, в храме Троицы Живоначальной (2-й Троицкий пер. 6а — от станции метро «Цветной бульвар» пешком) находится икона преподобного с частицей его мощей. Подворье представляет собой фактически небольшой монастырь, и службы здесь совершаются по монастырскому уставу.

храмы сергия радонежского в москве адреса

Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве

В храме святителя Николая в Кленниках (метро «Китай-Город»), где служил святой праведный Алексий (Мечев) — также есть икона преподобного Сергия Радонежского с частицей мощей.

храмы сергия радонежского в москве адреса

Храм святителя Николая в Кленниках на Маросейке

Кажется символичным, что частица мощей Радонежского чудотворца находится в храме, бывшем в смутные революционные годы настоящим светом миру — именно здесь святой Алексий (Мечев) создал свою знаменитую общину. Напомним, что в начале века в Москве был создан и другой подобный «светильник» — Марфо-Мариинская обитель, и ее основательница — Великая Княгиня Елисавета Феодоровна — вспоминается Церковью в один день с преподобным Сергием, небесным покровителем ее супруга, Великого Князя Сергея Александровича, убитого террористом.

храмы сергия радонежского в москве адреса

Храм Илии Обыденного

В другой московской церкви — храме Илии Обыденного, никогда не закрывавшемся — среди многочисленных святынь тоже есть икона преподобного Сергия с частицей мощей.

В храме Владимирской иконы Богородицы в Виноградове на севере Москвы (Дмитровское шоссе, 170, проезд от метро «Петровско-Разумовская» или «Алтуфьево»), кроме того, что находятся частицы мощей преподобного Сергия Радонежского, в честь него освящен один из трех приделов.

В том же Северо-Восточном округе Москвы (Троицкое благочиние) на улице Костромская (дом 7 — район Бибирево) стоит храм преподобного Сергия Радонежского. История его создания интересна сама по себе.

Летом 1873 года в селе Бибирево бушевала эпидемия холеры. По селу монахи носили с молитвой чудотворную икону преподобного Сергия Радонежского. 13 июля образ вырвался из рук и пронесся по воздуху. После этого эпидемия отступила. 13 июля жители Бибирева стали почитать за праздник, в этот день совершались молебны преподобному — а вскоре было решено поставить храм в память о чудесном событии. В 1893 году новая церковь была освящена. Там и находится чтимая икона преподобного Сергия.

храмы сергия радонежского в москве адреса

Храм преподобного Сергия в Бибирево

Другое чудо, связанное с именем преподобного Сергия Радонежского, произошло несколько лет назад в храме Успения Пресвятой Богородицы в Архангельском-Тюрикове (Дмитровское ш., 120, кор.1, проезд: от ст. метро «Алтуфьево»). В 1995 году в церковь принесли темную доску, найденную в лесу. По словам дарителей, от иконы по ночам исходит странное свечение, пугающее их.

храмы сергия радонежского в москве адреса

Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому. Чудотворный образ в храме Успения Пресвятой Богородицы в Архангельском-Тюрикове

В храме свечение от иконы также иногда наблюдали, но было оно не пугающим, а, напротив, светлым и тихим, и в нем можно было различить образ Божией Матери. Постепенно стало возможным различить и другие фигуры. Через год стало окончательно ясно: это икона с редким сюжетом: «Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому».

Вы прочитали статью Мощи Сергия Радонежского в Москве: где находятся? Читайте также:

Источник

Храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках (Москва)

Мiръ Россия Москва Храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках (Москва)

храмы сергия радонежского в москве адреса

Храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках — православный храм Иверского благочиния Московской городской епархии. Церковь построена как усыпальница бояр Ухтомских в 1678 г., сменив деревянный храм XVI в.

Содержание

История [ править ]

Церковь преподобного Сергия Радонежского Чудотворца, «что в Старых Сторожах», «что в Старых Серебряниках», «на Петровке», «в Крапивниках», «на Трубе» известна по документам с 1591 года. Она расположена напротив юго-восточной стены Высоко-Петровского монастыря, основанного митрополитом Петром в XIV веке и обязанного своим расцветом покровительству Петра I и Нарышкиных.

Время построения Сергиевской церкви в точности не известно, в описании XIX века предположительно указывается 1591 год. Пока единственным документальным подтверждением этой даты является так называемый «Петров чертеж» (1597), на котором можно видеть небольшой одноглавый храм на спуске от Высоко-Петровского монастыря к Неглинной. Название местности «Старые Серебряники» говорит о том, что здесь располагались дворы серебряников — мастеровых, работавших на Монетном дворе.

Определение «на Петровке у Трубы» указывает на расположение храма в переулке между Петровкой и Трубной площадью. А о происхождении названия «в Крапивниках» (или «в Крапивках») мнения разнятся. Чаще всего говорят о том, что здешняя местность была изобильна крапивой. Есть и другие версии: «Еще один переулок в этих местах — Крапивенский. Название его связывают с зарослями крапивы, якобы особенно буйно росшей здесь. Однако в Москве переулки обычно назывались по фамилии наиболее заметного домовладельца, жившего в нем. В документе 1752 г. упомянут некий коллежский асессор Алексей Крапивин, живший тут, — возможно, от его фамилии и произошло наименование переулка» (С. К. Романюк. Из истории московских переулков (1988)).

Трудно сказать, были ли в XVII задворки Высоко-Петровского монастыря столь глухи и чащобны, чтобы дать название переулку. По Сигизмундову плану Москвы 1610 года все пространство между улицей Петровкой и речкой Неглинной было застроено деревянными домами. Однако на плане Горихвостова 1767 года восточнее Петровки разбросаны отдельные дворы, городских кварталов нет; вдоль низменного берега Неглинной темным тоном показана пойменная луговина или пустырь, возможно, возникший в результате пожаров в первой половине XVIII века. В Переписных книгах 1738–1742 годов местность позади дворов прихожан церкви Сергия Чудотворца в сторону Неглинной значится «безгласной».

храмы сергия радонежского в москве адреса

Церковь преподобного Сергия впервые упоминается в документах в 1625 году. Церковь названа деревянной, и записано, что «по окладу дани 18 алтын 2 деньги платил поп Иван». Та же запись повторяется и в 1628 году.

В 1631–1632 годах в приходе церкви насчитывалось 40 дворов, священником был Кузьма Игнатьев. За последующие 6 лет приход увеличился на 14 дворов, и в Переписной книге 1638 года у «Сергия Чудотворца Старых Серебреников» записано уже 54 двора — в том числе двор попа Агафоника, дворы стольника Семена Яковлева сына Вельяминова, князя Феодора княж Васильева сына Долгорукова, князя Василья княж Григорьева сына Козловского, его сына стольника князя Алексия, Микиты княж Левонтьева сына Шаховского, стольника Микифора Иванова сына Плещеева, стряпчего князя Юрья княж Михайлова сына Ухтомского и других.

Какой вид имела церковь в первой половине XVII века, мы можем приблизительно представить по плану Мериана, относящемуся к 1638 году. На нем изображена шатровая деревянная церковь.

В 1639 году проводилась перепись московских церквей, но церковь Сергия в Старых Серебряниках была ею пропущена, о чем и сообщает Строельная книга 1657 года.

В 1677 году церковь сгорела, в связи с чем вышло постановление церковных властей: «С сей церкви для пожарного разорения данных денег велено взять половину». Скорее всего, в следующем году началась постройка каменного храма. В Писцовой книге 1680 года он уже показан как «церковь Сергия Чудотворца, что у Трубы, каменная». На плане Готофреда (1695) Сергиевский храм предстает скромным четвериком с позакомарным покрытием и одной луковичной главкой.

При церкви, видимо, существовала колокольня. Где именно она располагалась и какие формы имела — неизвестно. Но до конца XIX века в Сергиевской церкви сохранялся вкладной колокол 1689 года, который «приложили от малого своего подаяния за многое свое согрешение стольники князь Михайла да князь Иван Юрьевичи Ухтомские в церкви Преподобного отца Сергия Чудотворца, что меж Петровки у реки Неглинной, у Трубы, в Старых Серебряниках, для поминовения усопших сродников своих». Весил колокол 73 пуда (примерно 1 200 кг).

Прошло около двадцати лет, и к южной стене храма пристроили придел с трапезной, посвященный Иоанну Предтече. Эта реконструкция не отражена в документах, однако известно, что 21 марта 1702 года был «выдан антиминс в церковь Преподобного Сергия Чудотворца, что в Белом городе у Трубы, в Старых Серебряниках. Взял диакон Стефан Алексеев». Антиминсы выдавались на вновь освящаемые престолы. Следовательно, можно с уверенностью считать, что незадолго до того строительство Предтеченского придела завершилось.

Известно также по Переписным книгам 1702 года, что служил в церкви поп Алексей Иванов, а в приходе было 47 дворов.

Во время нашествия французов в 1812 году церковь была разграблена и, видимо, сильно пострадала, так как не значится в списках уцелевших по Тверской части. Указом Святейшего Синода от 9 апреля 1813 года ее как бесприходную приписали к церкви Григория Богослова, что близ Дмитровки. Утварь и имущество Сергиевского храма описали, часть взяли в церковь свт. Григория, а икону преподобного Сергия в 1816 году передали в церковь села Бородина.

По упразднении Сергиевского прихода дома священнослужителей разобрали, а в 1828 году, ввиду требования гражданского начальства, чтобы в Белом городе все дома были каменными, староста и прихожане церкви Григория обратились к митрополиту Московскому Филарету (Дроздову) с прошением о позволении разобрать ветхую Сергиевскую церковь, а материал пустить на постройку домов для священнослужителей.

Митрополит не одобрил этой инициативы, пожелав сохранить в целости святой храм. В 1847 году он сам осмотрел церковь преподобного Сергия и, найдя ее «прочной, исправно отделанной», предложил для устройства Антиохийского подворья, но митрополит Илиопольский предпочел Вознесенско-Ипатьевский храм в Китай-городе.

В 1848 году о передаче Сергиевского храма для устройства подворья ходатайствовали представители Афонского Пантелеимонова монастыря, однако священнослужители и прихожане Григорие-Богословской церкви уступить приписной храм афонитам не согласились «из благоговения к угоднику Божию преподобному Сергию». Митрополит Филарет также был против устроения в Москве Афонского подворья. «Иное дело идти на Афон для безмолвия, — писал владыка обер-секретарю Святейшего Синода А. Н. Муравьеву, — а иное, после удаления на Афон, с именем афонского безмолвника идти жить в молву московскую, на подворье».

В 1870 году прихожане и причт Григорьевского храма снова отказались передать Сергиевскую церковь, теперь уже для устройства Сербского подворья, указав, что это единственная в Москве приходская церковь, где главный престол посвящен преподобному Сергию Радонежскому.

В 1875 году «церковь была возобновлена прихожанами с позолотою всех трех ее иконостасов. Богослужения в ней совершались под все и во все большие праздники». В этом же году случилось и неприятное происшествие: храм посетили воры.

К началу 1880-х годов в Москве не осталось приписных церквей. В 1883 году перестал быть приписным и Сергиевский храм: указом Александра III от 15 ноября 1883 года его передали Константинопольскому Патриархату для устройства подворья. Церковь принял по описи архимандрит Серафим (Скорули).

В ней в это время имелись два Евангелия, дискос и серебряный позолоченный потир с надписью, что тот устроен в церкви Сергия в 1775 году. Ризница была пуста, но иконостасы целы.

храмы сергия радонежского в москве адреса

В 1920-е годы XX века Сергиевская церковь как памятник старины состояла на учете в Музейном отделе Наркомпроса. Будучи подворьем Константинопольского Патриархата, храм оставался действующим довольно долго. В 1920–1930-е годы его настоятелем являлся архимандрит Василий (Димопуло). Колоритный образ архимандрита Василия сохранился в мемуарах художника и историка Церкви М. Е. Губонина. Существует также посвященная ему статья священника Александра Мазырина, сотрудника кафедры общей и русской церковной истории и канонического права ПСТГУ, «Последний представитель Константинопольского Патриарха в Москве архимандрит Василий (Димопуло) и его церковно-политическая деятельность» (2013).

В 1922 году из храма преподобного Сергия изъяли ценности, причем изъятие сопровождалось беспорядками. Упоминание о них содержится в Информационной сводке № 92 Московского губотдела ГПУ «О политическом состоянии Москвы и губернии за 25 апреля 1922 года»: «У церкви Сергия (Трубная пл.) сегодня собралась толпа мальчишек, которые бросали в членов комиссии (имеется в виду комиссия по изъятию церковных ценностей. — Прим. ред.) камни. Были приняты соответствующие меры, толпа была рассеяна отрядом кавалеристов».

В 1925 году жилтоварищество, объединявшее окружающие церковь дома, устроило между уличной оградой участка и стеной церкви дровяной сарай, против чего возражал Музейный отдел, так как сарай угрожал пожарной безопасности храма.

После закрытия верхний ярус колокольни разрушили, в стенах пробили новые окна, в центральной апсиде — дверь. В здании храма разместился цех № 2 Первого московского завода коньков, производившего коньки и лыжные крепления.

В 1984 году искусствовед Н. В. Галактионова подготовила проект реставрации Сергиевской церкви.

В 1991 году храм преподобного Сергия был возобновлен как Патриаршее подворье. 30 августа 1991 года Святейший Патриарх Алексий II освятил центральный престол преподобного Сергия чином малого освящения. Первым настоятелем Сергиевского храма после его возвращения Церкви стал протоиерей Иоанн Экономцев (впоследствии — архимандрит), а в составе клира были протоиерей Глеб Каледа, иерей Иоанн Вавилов, иерей Иоанн Свиридов. После того как в 1993 году верующим передали церковь преподобного Сергия Радонежского в Высоко-Петровском монастыре, клир переместился туда, а в Сергиевском храме в Крапивниках остался иерей Иоанн Вавилов, ставший его настоятелем.

15 января 1998 года благочинный Сретенского благочиния протоиерей Олег Клемышев освятил, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, бывший Никольский придел во имя преподобного Серафима Саровского.

В новое тысячелетие храм преподобного Сергия вошел с воссозданной колокольней. Решение о ее восстановлении было принято в начале 2000 года. Над возобновлением звона трудился И. В. Коновалов, старший звонарь Московского Кремля и храма Христа Спасителя, председатель Общества церковных звонарей. Проект выполнялся методом стереофотограмметрии по фотографии из альбома Найденова. Метод позволил с точностью до нескольких сантиметров восстановить размеры и формы колокольни. Воссоздан также весь подбор колоколов — от стопудового до восьмикилограммового: 100, 50, 25, 15, 8, 4, 2, 1 и 0,5 пудов. По завершении работ 15 декабря 2001 года на колокольне был установлен крест с четырьмя растяжками.

Первый звон в стопудовый колокол состоялся на всенощном бдении на Крещение Господне 2002 года. Колокола весом 50 и 25 пудов были изготовлены и доставлены в храм весной 2002 года. 5 апреля 2002 года состоялось освящение колоколов на колокольне. Первый звон во все колокола прозвучал на Благовещение 2002 года.

В 2010 году настоятелем храма назначен протоиерей Александр Абрамов. В том же году было совершено малое освящение придела Всех святых, в земле Русской просиявших. Началась (и продолжается) научная реставрация облика храма и его святынь. В 2013 году новое убранство получил Серафимовский придел: росписи алтарной части выполнила Ирина Зарон, алтарную преграду — Сергей Антонов. В 2014 году завершились работы по перевеске колоколов, золочению глав колокольни и храма.

Источник

Не только Лавра: Сергий Радонежский и храмы Москвы

храмы сергия радонежского в москве адреса

Фото: m24.ru/ Виктория Виатрис

«Любовью и единением спасемся»

Точный день рождения Сергия Радонежского неизвестен, но Русская православная церковь считает датой его появления на свет 3 мая 1314 года. Благодаря житию, написанному учеником Радонежского Епифанием, мы знаем, что Варфоломей (имя, данное Сергию при крещении) родился недалеко от Ростова Великого в семье бояр. В 7 лет мальчика и двух его братьев отдали в учение к дьячку, но грамота ему не давалась.

Все изменилось после того, как Варфоломей встретил в поле молившегося старца-черноризца. Мальчик попросил помолиться и за то, чтобы Бог помог ему научиться читать. И случилось чудо: в тот же день он начал складно читать, а вскоре любимыми его книгами стали жития святых и летописи. Старец же предсказал родителям мальчика, что сыну их суждено создать обитель Святой Троицы, и он «многих приведет вслед за собой к пониманию Божьих заповедей».

Когда Варфоломей был подростком, его семье пришлось покинуть родные земли и перебраться в город Радонеж недалеко от Москвы. Мечтой Варфоломея была монашеская жизнь, после смерти родителей он сместе со старшим братом Стефаном (к тому времени овдовевшим и принявшим монашество с именем Стефан) отравился на «взыскание места пустынного», которое нашлось на холме Маковец неподалеку от Радонежа. Там братья поставили два сруба — один под церковь, а другой под келью. Церковь освятили во имя Святой и Живоначальной Троицы. Так начиналась история известной на весь мир Троице-Сергиевой Лавры.

Варфоломей принял иноческий сан с именем Сергий, постпенно собрал вокруг себя учеников. Он показывал им пример во всем: сам дрова рубил, воду носил, и огород развел, и плотничал. Смирение, терпение, любовь к Богу и ближним прославили Сергия, к нему потянулись люди: не только за советом и добрым словом, но и за исцелением.

храмы сергия радонежского в москве адреса

Выставка «Преподобный Сергий Радонежский» в «Коломенском»

Вся обитель стояла на молитве за русское воинство, время от времени игумен прерывал молебен, чтобы поведать братии о ходе битвы, называл имена погибших и тут же читал по ним заупокойные молитвы. И, наконец, с радостью возвестил об окончательной победе.

Гонец с Куликова поля только через четыре дня примчался в Москву с доброй вестью, а в Святотроицкой обители уже праздновали победу русского воинства. После Куликовской битвы великий князь стал относиться к радонежскому игумену с еще большим благоговением. Перед смертью князь Дмитрий позвал Сергия скрепить его духовное завещание, узаконивающее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну.

Людская слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения. Даже уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно отказался.

Сергий Радонежский один из самых почитаемых в России святых. Сейчас, как и сотни лет назад, актуальны его слова «Любовью и единением спасемся». В его честь созданы сотни храмов по всей стране. В честь юбилейной даты будут отреставрированы более 700 храмов и пределов, которые носят имя Сергия Радонежского, а в Свято-Троицкой Сергиевой лавре пройдут масштабные реставрационные работы, по объему сравнимые только с восстановлением храма после сожжения одним из монгольских ханов.

Свято-Троицкая Сергиева лавра

храмы сергия радонежского в москве адреса

Датой основания Троице-Сергиевой лавры принято считать 1337 год, когда Варфоломей и Стефан поселились на холме Маковец. Вскоре Стефан ушел в Московский Богоявленский монастырь, не выдержав всех тягот пустынножительства, и его брат, принявший иноческий сан с именем Сергий, остался один. Но ненадолго. Вскоре к нему потянулись люди, нуждающиеся в духовной помощи, и другие иноки. Любопытный факт: долгое время иноков — учеников Сергия, было ровно 12, как апостолов у Христа. Они построили двенадцать келий и обнесли обитель забором.

Постепенно слава Сергия и монастыря росла, в обитель стали обращаться все, от крестьян до князей; многие селились по соседству, жертвовали ей свое имущество. Сергий запрещал просить, но он не запрещал брать подаяние, если оно идет от чистого сердца. Благодаря им пустынь обратилась в богатый монастырь, сожженный в 1408 году татарским ханом Едигеем.

Первым каменным строением на территории восстановленной обители стал Троицкий собор, возведенный при игумене Никоне – любимом ученике Сергия. В росписи храма участвовали Андрей Рублев и Даниил Черный, для иконостаса собора была написана знаменитая «Троица».

Троицкий собор почитался московскими князьями: здесь совершались молебны перед походами и после их окончания, «крестоцелованием» скреплялись договоры, совершалось крещение наследников престола.

Стрелецкий бунт за стенами монастыря пережидали царевичи Петр и Иоанн Алексеевичи с царевной Софьей, затем Петр скрывался здесь во время выступления стрельцов, присягнувших Софье. Именно в Троице-Сергиевом монастыре произошла расправа над сторонниками Софьи, и отсюда уже единовластным правителем Петр уехал в Москву. При нем в обители появилась великолепная барочная трапезная с храмом преподобного Сергия Радонежского.

Преемники Петра Великого, основавшего новую столицу Санкт-Петербург, не проявляли большого интереса к судьбе монастыря. И только с приходом к власти Елизаветы Петровны наступил новый период расцвета обители. При ней в 1744 году Троице-Сергиев монастырь получил титул лавры. Так именовали некоторые крупнейшие мужские православные монастыри, как правило, подчиненные патриарху. Существует легенда, что Елизавета Петровна очень оригинальным способом ходила на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру пешком из Москвы: в день она проходила 2-3 км, после чего отправлялась в карете во дворец. На следующий день карета привозила ее к тому месту, откуда и забрала, и Елизавета проходила еще немного.

В XVIII—XIX веках лавра стала одним из богатейших монастырей Росси, но революция 17-го года привела к ее закрытию. На территории обители открылся историко-архитектурный музей, на переплавку изъяли большую часть лаврских колоколов (уцелели колокол «Лебедь» 1593 года и древнейший «никоновский» 1420 года).

К концу 1930-х памятники Лавры были сильно разрушены, частично перестроены и приспособлены под жилье и хозяйственные нужды. Лишь в 1946 году благовест колокола «Лебедь» возвестил о начале богослужения в Успенском соборе, а патриарх Алексий I заново освятил трапезный храм Сергия Радонежского.

Несмотря на трудности послевоенного времени, удалось ликвидировать аварийное состояние памятников, выполнить капитальную реставрацию ряда построек. В то время это были крупнейшие в СССР реставрационно‑восстановительные работы, они постепенно продолжались все последующие годы. В 1993 году архитектурный ансамбль лавры, куда входят около 50 зданий различного назначения, построенными лучшими зодчими XV—XIX веков, вошел в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Собор Сергия Радонежского в Высокопетровском монастыре (1690—1694)

храмы сергия радонежского в москве адреса

Высокопетровский мужской монастырь, расположенный на Петровке, известен с 1377 года, но основная часть современного архитектурного комплекса монастыря сооружена в XVII—XVIII вв. В частности, собор Сергия Радонежского возведен в 1690-1694 по приказу Петра I после стрелецкого бунта в благодарность за спасение семьи в стенах Троице-Сергиева монастыря и за то, что св. Сергий внял молитвам Петра I, которого он просил о помощи в борьбе с сестрой Софьей.

Сам Петр активно укреплял Высоко-Петровсктий монастырь, тогда как его сестра Софья — Новодевичий. Даже центральный крест храма во имя Сергия Радонежского был украшен короной, чтобы показать, что здесь молельня будущего государя. При входе в храм было построено царское крыльцо (замененное новоделом в начале 2000-х). А Трапезная церковь повторила Трапезную Троице-Сергиевой Лавры в память о спасении Петра I во время стрелецкого бунта.

В 1812 году монастырь разграбили наполеоновские войска, а в храме Сергия находилась их конюшня. Позже храм был восстановлен, но без прежнего блеска. После революции монастырь официально закрыли, но он продолжал работать подпольно, на что пожаловались рядом живущие партийцы, это положило начало очередному разграблению. Из монастыря вывезли 40 пудов «цветного лома», 2 кг серебра, позолоченный иконостас. Висячие подсвечники надлежало сдать в Рудметаллторг, а «не имеющие музейного и антикварного значения» иконы предписывалось использовать как стройматериал для нужд Исторического музея.

Также храм стал репетиционной площадкой танцевального ансамбля «Березка», в братских кельях разместился Литературный музей, остальные помещения использовались как запасники произведений изобразительного искусства. Не особо заботились о сохранности построек и при строительстве московского метро: территория Высокопетровского монастыря заваливалась мусором и грунтом, из-за чего храмы ушли в землю почти на 2 метра.

В 1992 году храм передали общине верующих, и здесь были возобновлены богослужения, сейчас в нем хранятся частицы мощей Сергия Радонежского. В целом обитель восстановлена так, как она должна была выглядеть при Петре Великом.

Храм Сергия Радонежского в Крапивниках (1678)

храмы сергия радонежского в москве адреса

Церковь «в Старых Серебряниках», «на Петровке у Трубы», «в Крапивниках» упоминается в документах с 1591 года. Первоначально строение было деревянным, и после пожара его сменила каменная церковь, возведенная в 1678 году как усыпальница бояр Ухтомских (сегодня на северной стене храма можно видеть 4 каменные плиты, на одной из которых выбита фамилия Ухтомских). Впоследствии храм процветал при покровительстве Петра I и Нарышкиных, но после войны 1812 года здание сильно пострадало, его даже убрали из списка церквей Москвы. Спустя полвека церковь была восстановлена прихожанами.

В начале ХХ века храм в Крапивинском переулке закрыли большевики, частично разобрана колокольня. Позже в храме разместили цех Первого московского завода коньков, а в оставании колокольни находилась трансформаторная подстанция.

Также в начале нового тысячелетия была восстановлена по образцу XVIII века разрушенная колокольня, на ней воссоздан весь подбор колоколов — от стопудового до восьмикилограммового. Отливали колокола под Ярославлем по старинной и очень трудоемкой технологии – в настоящей литейной яме.

Храм Сергия Радонежского в Бусинове (2-я пол. 1850-х)

храмы сергия радонежского в москве адреса

Первые сведения о храме в селе Бусиново (ныне микрорайон на севере Москвы в составе района Западное Дегунино) относятся к 1584 году. По преданию это место благословил сам Преподобный Сергий Радонежский, проходя из Троицкой обители в Москву к митрополиту Алексию.

В XVI веке на этом месте построили деревянный храм в честь великомученика Георгия Победоносца, спустя столетие здесь вырос новый деревянный храм во имя Преподобного Сергия. Каменным он стал еще через два века благодаря пожертвованиям владимирского купца Ивана Бусурина и князя Николая Оболенского, а на месте старой деревянной церкви возвели часовню.

С 37-го года храм бездействовал. Колокольню частично сломали, здание храма сильно перестроили: некоторое время тут работала фабрика по пошиву матрасов, потом храм пустовал, лишь в 90-м году богослужения были возобновлены. Сегодня в нем хранится древняя икона прп. Сергия с частицей его мощей.

Храм Сергия Радонежского в Бибирево (1864—1894)

храмы сергия радонежского в москве адреса

Деревянный храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Бибирево в бывшем владении кремлевского Вознесенского монастыря известен с XVI в. В 1755 г. здесь построили новый деревянный храм. В 1864 году рядом с ним в благодарность Богу за избавление жителей Бибирева от холеры по молитвам Сергия начали строить каменный храм прп. Сергия Радонежского, освещенный спустя 20 лет.

По преданию, 13 июля 1873 года в селе Бибирево произошло чудо. Во время эпидемии холеры чудотворная икона Преподобного Сергия Радонежского, которую носили монахи, вырвалась из рук и понеслась по воздуху. После этого эпидемия отступила. С тех пор 13 июля в Бибирево служат молебен Сергию Радонежскому.

В 1918 г. монастырское подворье было ликвидировано, и монахини создали сельхозартель, затем образовали артель по пошиву одеял.

Лишь в 90-е годы храм на Костромской улице возвратили Русской Православной церкви. Сейчас на территории строится новый храмовый комплекс во имя Собора Московских Святых.

Храм Сергия Радонежского в Рогожской слободе (XIX век)

храмы сергия радонежского в москве адреса

Первый деревянный храм преподобного Сергия был построен в Рогожской слободе в начале XVII века, а первое упоминание о каменном храме относится к 1722 году. Как и у многих других московских церквей, различные части храма Сергия Радонежского были построены в разное время. Самой древней частью (1796 г) является трапезная с приделами преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая.

Нынешнее здание было построено в 1818 г. на средства статского советника Смолянского, потратившего на строительство практически все свое состояние. Впоследствии покровительство храму оказывали местные купцы, а также московские власти, украшавшие храм ради привлечения старообрядцев к Православной Церкви. В итоге по подбору древних икон и по внутреннему убранству храм мог соперничать с соборами Московского Кремля.

Как и большинству храмов, ему пришлось пережить закрытие и запустение, которому предшествовало варварское разграбление. Из храма было вывезено более 800 кг серебряной утвари и других церковных ценностей. Купола были ободраны, кресты сбиты, на крышах росли маленькие деревца, а здание пронизали глубокие трещины. В Храме некоторое время размещался секретный архив, в доме причта разместили коммуналки. В 80-е храм передали расположенному в Спасо-Андрониковом монастыре музею древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

храмы сергия радонежского в москве адреса

В здании храма устроили экспозицию древнерусского церковного искусства. В это же время в храме были начаты реставрационные работы, и в начале 90-х он снова ожил.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *