Добро пожаловать в группу прихода Никольского храма г. Солнечногорска
Никольский храм г. Солнечногорск, Русская Православная Церковь, Московская епархия, Солнечногорске благочиние. Престольный праздник: свт. Николая (22 мая, 19 декабря) Настоятель: протоиерей Антоний Тирков, 1976 Показать полностью.
Священство храма: — иерей Владимир Карантиров, 1972
— иерей Вячеслав Васильченко. 1964
-дьякон Дмитрий Князев. 1990
Приделы блгв. кн. Александра Невского (12 сентября, 6 декабря) иконы Божией Матери «Троеручица» (11 июля, 25 июля)
Приписные храмы храм иконы Божией Матери «Знамение» храм блгв. кн. Александра Невского
Адрес г. Солнечногорск, Солнечногорский район, ул. Тельнова, д. 1
Телефон 8 (496) 264-48-30
Из Истории. Новый каменный храм во имя святителя Николая в деревне Солнечная Гора Клинского уезда построили в ноябре 1879 г. вместо старой деревянной церкви, стоявшей в селе Никольском-Хлопове с 1777 г., в основном на средства купцов Цызарева, Фришмана и мещанина Носкова. Первым настоятелем Никольской церкви был священник Василий Зимин. Предположительно, правый придел в честь иконы Божией Матери «Троеручицы» освятили вместе с главным храмом, а левый — во имя святого благоверного Александра Невского, сооруженный несколько позже, в 1895 г. Храм построен в псевдорусском стиле, его венчают пять куполов. Невысокая, очень соразмерная колокольня выполнена в московском шатровом стиле. Внутри церковь украшена росписью на сюжеты из Священного Писания и жития святителя Николая Чудотворца. Деревянный резной иконостас расписали московские мастера. Храм оставался одним из немногочисленных действующих в Солнечногорске. В начале 1990-х гг. при нем открылась воскресная школа, одна из первых в благочинии. В течение последнего десятилетия велись работы по благоукрашению церкви. Наиболее почитаемы в приходе иконы Божией Матери «Троеручица» и привезенная со Святой Горы Афон «Всецарица», а также икона святого праведного воина Феодора (Ушакова) с частицей мощей.
Храм Алексия, митрополита Московского дер. Середниково
Храмы Солнечногорья (1917—2017 гг.)
Всего в Солнечногорском районе в годы гонений на церковь сохранялись здания 7 храмов, богослужения в которых не совершались.
За исключением церкви в Льялове, все они были бесхозными и постепенно разрушались.
Предположительно, в строительстве этой церкви принимал участие митрополит Московский Платон (Левшин) — сын причетника храма соседнего села Чашникова.
1937 году церковь была закрыта. Здание использовалось под колхозный склад, мастерские. В 1956 году оно было перестроено под клуб.
Чудом в годы гонений на церковь сохранился и закрытый в 1930-х годах и разграбленный храм Рождества Богородицы в Поярково (1665 г) – один из красивейших храмов Солнечногорского благочиния.
Храм был построен выдающимся государственным деятелем 17 века Матвеевым Артамоном Сергеевичем, который выпол¬нял дипломатические поручения при первых царях из династии Романовых Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче.
Интересна судьба Михаило-Архангельского храма д. Вертлино. Построенный на средства прихожан в 1833 году, в 1939 г. храм был закрыт решением Мособлисполкома «по желанию трудящихся». Здание было передано Комитету по народному образованию под школу.
До конца 60-х годов так оно и было. Колокольня была полностью разрушена. В главном приделе был устроен второй этаж, где находились спальни учащихся, прорублен второй ряд окон. В алтаре устроена учительская. Некоторые ученики этой школы живы до сих пор. Они рассказывали, что в учительской стоял диванчик, на котором разрешали полежать приболевшим ученикам, и в течение небольшого времени недомогание проходило.
После закрытия школы здание было заброшено, в нем случился пожар. Сгорели перекрытия «второго этажа», обрушились своды. С течением времени обломки, оставшиеся после пожара, покрылись слоем земли, на котором вырос дикий кустарник, на стенах выросли молодые березки, местные жители стали выбрасывать сюда мешки с мусором. К 2005 г. можно было беспрепятственно войти в храм через оконный проем, настолько поднялся уровень земли снаружи.
В 1928 г. церковь закрыли и переоборудовали под клуб. В 1930—1940 гг. здание использовалось под овощехранилище. Во время Великой Отечественной войны церковь сильно пострадала от удара взрывной волны. Дальнейшее разрушение совершило время.
Возрождение церковной жизни в Солнечногорье началось в конце 1980-х гг. В настоящее время в благочинии 35 храмов, из которых 14 построено на новых местах.
Многие из разрушенных храмов восстановлены, какие-то еще восстанавливаются, но есть и такие храмы, о которых уже почти забыли, и восстанавливать пока не собираются.
В селе Чашниково тоже когда-то был храм.
Исстари в селе существовала церковь во имя святого Николая Чудотворца.
В 1807 г на средства И. С. Любучникова на месте старой церкви был сооружен каменный храм в стиле ампир, относящийся к интересной, сравнительно редко встречаемой группе двух колокольных храмов.
Никольский храм представлял собой четырёхгранник главной части, перекрытый куполом с круглым барабаном, прямоугольную трапезную, над западным фасадом которой, по сторонам входа громоздились две четырёхгранные колокольни, завершённые шпилями. При храме было кладбище, где хоронили господ (в церковной ограде за алтарем). К церкви были приписаны деревни Чашниково, Алабушево и Дурыкино.
Храм был закрыт перед войной в 1941 году и поврежден в ходе боевых действий, а вскоре полностью разобран.
В 1920-30-х годах при храме служил настоятелем протоиерей Виноградов Иван Павлович (1879—1937). В 2000 г он был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских.
Иван родился 5 января 1879 года в селе Преображенском Серпуховского уезда Московской губернии в семье псаломщика Павла Виноградова. В 1901 году Иван Павлович окончил Московскую Духовную семинарию и был назначен законоучителем и учителем церковнославянского языка в школу города Москвы.
В 1903 году Иван Павлович женился на Марии Федоровне Чертковой и в этом же году был рукоположен во диакона, а в 1905 году он был рукоположен в сан священника. Кроме служения в храме отец Иоанн был заведующим и законоучителем церковноприходской школы.
В 1921 году отец Иоанн был возведен в сан протоиерея и в 1922 году назначен настоятелем Никольской церкви села Чашниково Московского уезда.
25 февраля 1930 года отца Иоанна арестовали и приговорили к трем годам ссылки в Архангельск.
По возвращении в 1934 году он служил уже в другом Никольском храме в селе Вышелец.
Отец Иоанн был человеком необыкновенной кротости и смирения, никогда не повышал голоса, но со своими детьми бывал строг в тех случаях, когда они этого заслуживали, когда шалости обращались в проступки. В обращении с прихожанами он был бессребреником и принципиально не брал денег за требы. Люди помогали ему, кто чем мог, чаще всего продуктами, так как сами были бедны и деньги мало у кого в то время были.
Однажды его позвали к умирающему довольно далеко от села, где жил священник. За ним прислали лошадей, и он поехал. Исповедал и причастил умиравшего, но обратно ехать на лошадях отказался: «Завтра лошади вам самим в хозяйстве будут нужны, а я домой потихоньку пешком дойду».
Время было уже вечернее, дорога шла густым старым лесом. Пока светила луна, он еще как-то различал, куда идти, но когда луна скрылась, дороги не стало видно, и отец Иоанн заблудился. Долго он ходил, высматривая, не мелькнут ли между деревьев крыши деревенских домов или купол храма. Но сколько ни шел, сколько ни высматривал — ничего не было видно, а чем дальше, тем становилось все холоднее. Устав, отец Иоанн присел отдохнуть и увидел, что рядом, совсем недалеко от него, сидит на пне старец. Старец спросил его:
— Ищу свой храм, дом свой ищу. Заблудился я, отец.
— Что же ты ищешь, вон — прямо перед тобой твоя церковь-то.
Глянул отец Иоанн, присмотрелся, и действительно, он недалеко был от храма. Хотел он поблагодарить старца, оглянулся, но того уже не было. Придя домой, он первым делом отслужил благодарственный молебен святителю Николаю, в честь которого был освящен храм.
27 ноября 1937 года власти вновь арестовали священника и заключили в Бутырскую тюрьму в Москве. Отец Иоанн был обвинен в проведении подрывной антисоветской деятельности, выражавшейся в том, что он высказывался вслух о незаконности своей ссылки в 1930 году и говорил, что по воле большевиков многие люди страдают в лагерях безвинно. Кроме того, священника обвинили в том, что он с целью подрыва колхозного строя устраивал торжественные церковные службы и затягивал их дольше обычного времени, что будто бы привело к массовым невыходам на работу крестьян.
Протоиерей Иоанн категорически отверг все возводимые на него обвинения.
5 декабря 1937 года Тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Протоиерей Иоанн Виноградов был расстрелян 9 декабря 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
На иконе собора новомучеников Солнечногорских мы видим почти наших современников, живших не так давно. Все они в разное время после революции служили в Солнечногорских храмах, открыто исповедовали веру Христову и мужественно исполняли свои пастырские обязанности в эти богоборческие годы.
Подвиг мученичества характерен не только для периода раннего Христианства, когда за веру пострадало много людей, но и для современности, когда в России в годы гонений на Церковь появились сонмы новомучеников. Память об их подвиге объединяет и укрепляет всех христиан в вере и заставляет задуматься о своем ежедневном выборе решений в разных ситуациях – поступить во имя Христа или проявить в чем-то свою слабость.
Главная » История » Храмы Солнечногорья (1917—2017 гг.)
Благодарим Вас за посещение нашего сайта.
История : Храмы Солнечногорья (1917—2017 гг.)
автор: Tien | 10-09-2021, 00:04 | Просмотров: 2173
Всего в Солнечногорском районе в годы гонений на церковь сохранялись здания 7 храмов, богослужения в которых не совершались.
За исключением церкви в Льялове, все они были бесхозными и постепенно разрушались.
Предположительно, в строительстве этой церкви принимал участие митрополит Московский Платон (Левшин) — сын причетника храма соседнего села Чашникова.
1937 году церковь была закрыта. Здание использовалось под колхозный склад, мастерские. В 1956 году оно было перестроено под клуб.
Чудом в годы гонений на церковь сохранился и закрытый в 1930-х годах и разграбленный храм Рождества Богородицы в Поярково (1665 г) – один из красивейших храмов Солнечногорского благочиния.
Храм был построен выдающимся государственным деятелем 17 века Матвеевым Артамоном Сергеевичем, который выпол¬нял дипломатические поручения при первых царях из династии Романовых Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче.
Интересна судьба Михаило-Архангельского храма д. Вертлино. Построенный на средства прихожан в 1833 году, в 1939 г. храм был закрыт решением Мособлисполкома «по желанию трудящихся». Здание было передано Комитету по народному образованию под школу.
До конца 60-х годов так оно и было. Колокольня была полностью разрушена. В главном приделе был устроен второй этаж, где находились спальни учащихся, прорублен второй ряд окон. В алтаре устроена учительская. Некоторые ученики этой школы живы до сих пор. Они рассказывали, что в учительской стоял диванчик, на котором разрешали полежать приболевшим ученикам, и в течение небольшого времени недомогание проходило.
После закрытия школы здание было заброшено, в нем случился пожар. Сгорели перекрытия «второго этажа», обрушились своды. С течением времени обломки, оставшиеся после пожара, покрылись слоем земли, на котором вырос дикий кустарник, на стенах выросли молодые березки, местные жители стали выбрасывать сюда мешки с мусором. К 2005 г. можно было беспрепятственно войти в храм через оконный проем, настолько поднялся уровень земли снаружи.
В 1928 г. церковь закрыли и переоборудовали под клуб. В 1930—1940 гг. здание использовалось под овощехранилище. Во время Великой Отечественной войны церковь сильно пострадала от удара взрывной волны. Дальнейшее разрушение совершило время.
Возрождение церковной жизни в Солнечногорье началось в конце 1980-х гг. В настоящее время в благочинии 35 храмов, из которых 14 построено на новых местах.
Многие из разрушенных храмов восстановлены, какие-то еще восстанавливаются, но есть и такие храмы, о которых уже почти забыли, и восстанавливать пока не собираются.
В селе Чашниково тоже когда-то был храм.
Исстари в селе существовала церковь во имя святого Николая Чудотворца.
В 1807 г на средства И. С. Любучникова на месте старой церкви был сооружен каменный храм в стиле ампир, относящийся к интересной, сравнительно редко встречаемой группе двух колокольных храмов.
Никольский храм представлял собой четырёхгранник главной части, перекрытый куполом с круглым барабаном, прямоугольную трапезную, над западным фасадом которой, по сторонам входа громоздились две четырёхгранные колокольни, завершённые шпилями. При храме было кладбище, где хоронили господ (в церковной ограде за алтарем). К церкви были приписаны деревни Чашниково, Алабушево и Дурыкино.
Храм был закрыт перед войной в 1941 году и поврежден в ходе боевых действий, а вскоре полностью разобран.
В 1920-30-х годах при храме служил настоятелем протоиерей Виноградов Иван Павлович (1879—1937). В 2000 г он был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских.
Иван родился 5 января 1879 года в селе Преображенском Серпуховского уезда Московской губернии в семье псаломщика Павла Виноградова. В 1901 году Иван Павлович окончил Московскую Духовную семинарию и был назначен законоучителем и учителем церковнославянского языка в школу города Москвы.
В 1903 году Иван Павлович женился на Марии Федоровне Чертковой и в этом же году был рукоположен во диакона, а в 1905 году он был рукоположен в сан священника. Кроме служения в храме отец Иоанн был заведующим и законоучителем церковноприходской школы.
В 1921 году отец Иоанн был возведен в сан протоиерея и в 1922 году назначен настоятелем Никольской церкви села Чашниково Московского уезда.
25 февраля 1930 года отца Иоанна арестовали и приговорили к трем годам ссылки в Архангельск.
По возвращении в 1934 году он служил уже в другом Никольском храме в селе Вышелец.
Отец Иоанн был человеком необыкновенной кротости и смирения, никогда не повышал голоса, но со своими детьми бывал строг в тех случаях, когда они этого заслуживали, когда шалости обращались в проступки. В обращении с прихожанами он был бессребреником и принципиально не брал денег за требы. Люди помогали ему, кто чем мог, чаще всего продуктами, так как сами были бедны и деньги мало у кого в то время были.
Однажды его позвали к умирающему довольно далеко от села, где жил священник. За ним прислали лошадей, и он поехал. Исповедал и причастил умиравшего, но обратно ехать на лошадях отказался: «Завтра лошади вам самим в хозяйстве будут нужны, а я домой потихоньку пешком дойду».
Время было уже вечернее, дорога шла густым старым лесом. Пока светила луна, он еще как-то различал, куда идти, но когда луна скрылась, дороги не стало видно, и отец Иоанн заблудился. Долго он ходил, высматривая, не мелькнут ли между деревьев крыши деревенских домов или купол храма. Но сколько ни шел, сколько ни высматривал — ничего не было видно, а чем дальше, тем становилось все холоднее. Устав, отец Иоанн присел отдохнуть и увидел, что рядом, совсем недалеко от него, сидит на пне старец. Старец спросил его:
— Ищу свой храм, дом свой ищу. Заблудился я, отец.
— Что же ты ищешь, вон — прямо перед тобой твоя церковь-то.
Глянул отец Иоанн, присмотрелся, и действительно, он недалеко был от храма. Хотел он поблагодарить старца, оглянулся, но того уже не было. Придя домой, он первым делом отслужил благодарственный молебен святителю Николаю, в честь которого был освящен храм.
27 ноября 1937 года власти вновь арестовали священника и заключили в Бутырскую тюрьму в Москве. Отец Иоанн был обвинен в проведении подрывной антисоветской деятельности, выражавшейся в том, что он высказывался вслух о незаконности своей ссылки в 1930 году и говорил, что по воле большевиков многие люди страдают в лагерях безвинно. Кроме того, священника обвинили в том, что он с целью подрыва колхозного строя устраивал торжественные церковные службы и затягивал их дольше обычного времени, что будто бы привело к массовым невыходам на работу крестьян.
Протоиерей Иоанн категорически отверг все возводимые на него обвинения.
5 декабря 1937 года Тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Протоиерей Иоанн Виноградов был расстрелян 9 декабря 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
На иконе собора новомучеников Солнечногорских мы видим почти наших современников, живших не так давно. Все они в разное время после революции служили в Солнечногорских храмах, открыто исповедовали веру Христову и мужественно исполняли свои пастырские обязанности в эти богоборческие годы.
Подвиг мученичества характерен не только для периода раннего Христианства, когда за веру пострадало много людей, но и для современности, когда в России в годы гонений на Церковь появились сонмы новомучеников. Память об их подвиге объединяет и укрепляет всех христиан в вере и заставляет задуматься о своем ежедневном выборе решений в разных ситуациях – поступить во имя Христа или проявить в чем-то свою слабость.
Местная религиозная организация православный приход Спасского храма г.Солнечногорска Московской области. (Русская Православная Церковь, Московская областная митрополия, Сергиево-Посадская епархия, Солнечногорское благочиние) Показать полностью.
Спасская церковь города Солнечногорска сохранилась от села Спасское-Телешево, находившегося в Дмитровском уезде, Берендеевом стане. Исстари здесь стояла деревянная церковь в честь святителя Николая Чудотворца, которая была уничтожена в смутное время начала XVII века.
В 60-х гг. XVII столетия деревянная церковь была восстановлена и освящена в честь праздника Всемилостивого Спаса. В 1742 году село стало собственностью П. И. Лопухина, который в 1759 году построил ныне существующий каменный храм. В середине XIX века Львовы, владевшие селом с 1807 года, перестроили церковь, в результате чего она приобрела современный облик.
Храм типа «восьмерик на четверике» с алтарём, притвором и колокольней в три яруса поднят на высокий подклет. С боковых сторон к храму примыкают открытые галереи (гульбища) на аркадах. Крест на куполе венчает корона — символ принадлежности Лопухиных к царскому роду. Барочный резной иконостас — ровесник церкви. Масляная живопись на сводах и стенах середины XIX века с позднейшими обновлениями.
В XX веке Спасская церковь не закрывалась.
ПРЕСТОЛЫ: верхний храм — Всемилостивого Спаса (празднование 1/14 августа);
нижний храм — в честь Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия» (празднование 28 июля/10 августа);
во втором ярусе колокольни — придел в честь святителя Николая Чудотворца (празднование 6/19 декабря и 9/22 мая).
иерей Петр Литягин, ответственный за экологическую работу в благочинии
Спасский храм г.Солнечногорск запись закреплена
Спасский храм г.Солнечногорск запись закреплена
16 октября епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Фома посетил с архипастырским визитом храм Всемилостивого Спаса в поселке Андреевка и совершил Божественную литургию.
По окончании Литургии епископ Фома обратился к собравшимся архипастырским словом, после чего, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, в благословение за чадородие и жертвенное материнское служение наградил Патриаршими знаками многодетных матерей. Показать полностью.
Среди награждаемых были многодетные матери с прихода нашего Спасского храма: Матушка Василиса Литягина, Татьяна Козлова, Татьяна Гульдеева и Анна Гечебаева.
17 октября, после Божественной Литургии, настоятель Спасского храма города Солнечногорска иерей Сергий Козлов от лица всего прихода поздравил многодетных мам с этим знаменательным событием, пожелав крепкого здравия, семейного счастья, радости духовной и помощи Божией на многая и благая лета Батюшка отметил, что данная Патриаршая награда является настоящей проповедью уважения в обществе к подвигу материнства, а также содействия защите материнства и детства. Отец Сергий выразил свое восхищение, уважение и радость, что на приходе есть такой замечательный пример материнства, чадолюбия и служения семье.
Как сказано в «Положении о Патриаршем Знаке Материнства» церковной награды удостаиваются следующие лица :«воспитавшие в традициях православной веры пять и более детей; явившие образец духовно-нравственного воспитания детей; явившие исключительный пример подвига чадолюбия, материнства, служения семье и укрепления семейных ценностей в российском обществе».
Спасский храм г.Солнечногорск запись закреплена
Спасский храм г.Солнечногорск запись закреплена
«Всего семь нот… но в них вся Ваша жизнь, Пронизанная звука воплощеньем, А время так торопится, бежит, Проходят годы и богослуженья.
Но как и прежде, рук привычный взмах Способен тишину разверзнуть звуком! О сколько веры, силы в тех руках, Господь благословляет эти руки!
Мы молимся, чтоб дух не угасал, В труде совместном здесь, на Божьей ниве, Чтобы Господь Вам руки поддержал Для славы Бога в трепетном порыве.
Пусть Ваша преданность служенью без конца Примером будет ещё многим душам, Пусть волею небесного Отца Приходят люди в хор — и петь и слушать. «
Спасский храм г.Солнечногорск запись закреплена
Дорогая Ирина Геннадьевна, от лица настоятеля, служащих в Спасском храме, прихожан сердечно поздравляем Вас и желаем Вам и Вашим близким крепкого здоровья, духовной радости, мира, благополучия, безграничной энергии и вдохновения для воплощения Ваших творческих идей! Спаси Господь за Ваше ангельское пение, так украшающее Богослужения! Желаем успехов в педагогических трудах и регентском служении, помощи Божией во всём и Покрова Пресвятой Богородицы на Многая и благая лета!
Спасский храм г.Солнечногорск запись закреплена
Радуйся, Радосте наша, Покрый нас от всякого зла Честным Твоим омофором
Дорогие братья и сестры, от всей души поздравляем Вас с Праздником Покрова Пресвятой Богородицы! Показать полностью. Молитвенно желаем крепкого здравия Вам и Вашим близким, духовной радости, мира, добра, тепла и уюта Вашим домам! Желаем, чтобы Вы ощущали над собой Покров Пресвятой Богородицы, Ее помощь, Ее заступничество.
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы (отмечается 14 октября) пришел на Русь из Византии и стал одним из самых почитаемых. Этот праздник не входит в число двунадесятых, но, несмотря на это, является одним из самых значимых. 14 октября православные христиане вспоминают события середины X в., когда св. Андрею Юродивому и его ученику Епифанию было видение Покрова Божией Матери. Это случилось в Константинополе при императоре Льве Премудром. Это были трудные времена для Византии. Империи угрожали нападением сарацины, которые исповедовали ислам. Не видя ниоткуда помощи, в те дни греки во множестве стекались во Влахернский храм, в котором хранились риза Богоматери и Ее головной покров, и молились. Во время всенощного бдения во Влахернском храме молились свв. Андрей и Епифаний. И вот в четвертом часу ночи видит Андрей величественную Жену, идущую от Царских Врат. Ее поддерживают св. Иоанн Предтеча и св. апостол Иоанн Богослов. Многие святые в белых одеждах сопровождают Ее. Когда Она приблизилась к амвону, прп. Андрей подошел к Епифанию и спросил: «Видишь ли Госпожу и Царицу мира?» — «Вижу, отец мой духовный», — отвечал тот. И вот видят они, преклонила Пречистая колена и приступила к молитве. Долгий час молилась Она, обливая слезами Свое Боговидное лицо. Окончив молитву здесь, Она подошла к престолу и стала молить за предстоящий в храме народ. По окончании молитвы сняла Богородица с Себя блистающее великое покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великой торжественностью, распростерла над всем стоящим народом. Долго смотрели святые Андрей и Епифаний на распростертое покрывало и блистающую, как молния, Славу Господню. Доколе была там Пресвятая Богородица, видно было и покрывало. После же Ее ухода сделалось и оно невидимым, но осталась всем бывшим там Ее благодать. Изумленные чудесным видением, святой Андрей и Епифаний поведали о нем всему народу. В этот день все уходили из храма с духовной радостью и надеждой на помощь Царицы Небесной. И эта надежда вскоре оправдалась: враги без всякого кровопролития отступили от города. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы установлен в Русской Церкви с XII века. В честь Покрова Богородицы в 1165 году Великим князем Владимирским Андреем Боголюбским был построен один из самых красивых и неповторимых православных храмов — Покрова на Нерли.
Величаем Тя, / Пресвятая Дево, / и чтим Покров Твой честный, / Тя бо виде святый Андрей на воздусе, / за ны Христу молящуюся.