храмы старочеркасска фото с названиями
flackelf
Русский киевлянин пишет из Петербурга.
2. В станице по возможности всё сохранено так, как выглядело в 19 веке. Тут сохранились старые казачьи дома, единственные в своем роде
3. На территории историко-культурного заповедника стоят вот такие скульптуры казаков из разных эпох.
5. Часть территории монастыря занимает музейный комплекс.
7. Магазин для туристов, где можно увидеть много старых предметов казацкого быта и сувениров.
8. Здесь разрешают фотографировать и трогать, даже если ничего не покупаешь.
9. Интересная дореволюционная карта Области войска Донского. На северо-западе она захватывает часть территории нынешней Украины и граничит с Харьковской губернией.
10. Наложение карты Области воска Донского, упраздненной большевиками, на современные административные границы. Видно как она захватывает часть Украины. Даже нынешний Донецк (Юзовка) в её составе. Также значительная часть нынешней Волгоградской области находилось в её составе.
Административным центром был не Ростов, как самый крупный город в регионе, а Новочеркасск.
13. На территории музея «Атаманское подворье». Это усадьба атаманов Ефремовых (архитектурные памятники XVIII-XIX веков).
15. Храм Донской иконы Божьей Матери. 1761 год.
16. Когда-то Черкасск был на острове и был подготовлен к круговой обороне. Его окружал ров с водой, а с юга он омывался рекой Дон.
Ведь по соседству веками находились турки и Кавказ.
17. Краткая история этого казацкого поселения изложена на этих трёх щитах.
20. Бывший атаманский дворец.
«Атаманский дворец, выстроенный по образцу столичных аристократических домов. В своём окончательном виде дворец насчитывает 21 комнату»
21. По стилю довольно сильно напоминает храмы на территории нынешней Украины (Малороссии). И мало похоже на храмы центральной, а тем более северной Руси.
24. На закрытой для посторонних части монастыря. Меня сюда пустили сделать пару снимков.
25. По улице Советской приближаемся к главному храму станицы.
26. В начале апреля весна тут была в самом разгаре, что меня приехавшего из Питера радовало необычайно.
Храм действительно очень похож на те, которые я встречал где-нибудь на Черниговщине.
29. Современный памятник атаману Платову.
30. Предметы старины.
31. В соборе на полу есть вот такая табличка, которая сохранилась с 19 века.
32. Вид на собор со стороны дороги, которая ведет к берегу Дона, до которого от него буквально метров 500.
33. Тихий Дон около станицы Старочеркасская. Широкий и красивый.
Глядя на эти красоты тянет на что-то поэтическое.
«Весной разливы Дона регулярно затопляли город. Именно из-за постоянных разливов и пожаров, атаманом М. И. Платовым и было в 1804 году принято решение об основании новой столицы Области Войска Донского, — и в 1805 году она была перенесена в Новочеркасск. После чего Черкасск стал именоваться Старочеркасском, а к концу XIX века потерял статус города.»
34. Тут же действует паром на тут сторону.
35. Вид на станицу Старочеркасскую со стороны реки Дон.
37.
38. Ещё один храм в Старочеркасской, правда недействующий, это Церковь Петра и Павла.
39. Как же сильно всё это напоминает архитектуру Малороссии! Будто в родных краях побывал.
41. Частные дома в станице. Помимо музея и монастыря, тут ещё живут люди.
45. Электричкой тогда в Ростов вернуться не удалось. Они ходят не так часто, поэтому пришлось некоторое расстояние идти пешком, а потом ловить маршрутку.
boris_mavlyutov
Борис Мавлютов
Один из первых же увиденных в городе домов (ж\д станция находится в старом городе. Новый же вполне современен и расположился чуть дальше) заставил вспомнить кума Тыкву из сказки про Чиполлино. Дом которого был крохотным настолько, что у хозяина, находившегося в своём жилище, ноги торчали наружу.
Некоторые события из жизни Аксая отражены в его памятниках.
Герои Великой Отечественной. Рядом с этой аллеей мемориал в честь всех погибших и пропавших на войне жителей города.
Здесь были жестокие бои за переправу через Дон.
Не забыты чернобыльцы.
О том, что это земля казаков, напоминает и флаг над небольшим домом.
Судя по расписанию работы, штаты казачьей структуры немалые. Видимо, малым количеством народу такое дело, как возрождение казачества, не потянуть.
Главный туристический объект в городе, вне всякого сомнения, музей «Почтовая станция».
«. Здесь некогда бывал и я. » Изменим чуток пушкинскую строку. (Без позволения, рассчитывая на известное великодушие Поэта. ).
Похоже на рыбацкую турбазу в глубине Карельского перешейка.
Образцы транспортных средств.
Летний вариант.
И зимний. Сейчас же мы меняем только резину.
Рядом церковь. Но её почти не видно из-за деревьев.
Есть ещё один музей. Таможня минувших дней. Расположена она очень неудобно. Не смогли, в своё время, заглянуть в будущее, чтобы правильней определиться с местом. Навряд ли найдутся любопытные туристы, которые будут её разыскивать (ещё и мало, кто о ней из местных знает). Наверное, самое правильное, это перенести её в центр города, чтобы сделать доступной. В конце концов, указывать, что она когда-то стояла в другом месте можно. Но не обязательно. Пока же девушка, заведующая нынче таможней, была сильно удивлена, когда увидела посетителя.
Тем более, что интересной архитектуры в городе немного. Такие дома, как у местного оценщика редкость.
Зато есть Дом счастья.
Ещё одна аксайская церковь. Видно, что практичные хозяйственники советской эпохи приделали к ней какой-то цех. Строили социализм с Божьей помощью.
Первое, что встречает гостя Старочеркасской, это Ратное кладбище. На нём похоронены многие известные жители Черкасска. У кладбища находится Преображенский собор. От него начинались все военные походы казаков
Старочеркасская невелика. Всего две улицы, одна из которых переулок. Дома, преимущественно, обычные для поселений такого типа.
Состояние части из них тоже привычно.
Есть свои развалины. Что тут было раньше никто ответить не может.
Крепкие хозяева, которые всегда были на Дону, есть и сейчас. Хотя это могут быть просто дачи обеспеченных граждан из Ростова-на-Дону.
Из признаков цивилизации телефон.
Отделение Сбербанка. Работает всего три дня в неделю. Да и того много, т.к. потенциальных клиентов не видно вообще.
И гостиница. Почему-то практически на всех сайтах о Старочеркасской указано, что в станице переночевать негде.
Церковь Петра и Павла. В ней крестили будущего атамана Матвея Платова.
Дом Кондратия Булавина, руководителя одного из казацких восстаний против центрального правительства. Выражение «хватил Кондратий (кондрашка)» о нём. Говорят, что лют был атаман. Некоторые источники гласят о том, что в этом доме он и застрелился, чтобы не сдаться в плен. Теперь здесь проходят выставки.
Есть в станице библиотека. Она расположена в этом здании.
На небольшой площади, по всей видимости, бывшей торговой, установлены деревянные скульптуры жителей старого Черкасска.
За спиной казачки рынок. Сегодня он абсолютно пуст.
Почти во всей станице свет днём не выключали. Видимо, на такие мелочи казаки внимания не обращают.
Величественно выглядит Воскресенский войсковой собор. Площадь перед ним является свидетельницей многих важных и драматичных событий того времени.
И трофеи, привезённые из военных походов.
Створки крепостных ворот. И коромысло торговых весов.
Конечно, в нём Атаманский дворец.
И двор. Как видно, жизнь атамана была достаточно простой.
Здесь же Донская домовая церковь.
Нынешнее состояние Старочекасской не вызвало большого оптимизма. И только фигура местного батюшки дала надежду на то, что мощь и сила былого могут возродиться вновь.
В станице теперь есть монастырь.
За воротами свободно гуляли козы.
Не так часто городскому жителю выпадает счастливая случайность увидеть этих редких ныне животных. Повелитель коз повернулся ко мне. Одухотворённый взгляд, бородка клинышком, рога. Достаточно распространённый нынче типаж. Ни намёка на какой-то испуг. Было видно, что за своих дам он будет стоять до конца. Короче, вёл себя в лучших мужских традициях. И почему это слово «козёл» стало ругательным у людей? Завидуют его выдержке и смелости?
Недалеко от берега установлен памятный камень.
На другую сторону Дона можно перебраться на пароме.
Одинокая лодка плещется на волнах в ожидании хозяина. Но кругом почти никого нет.
Только монах из монастыря пришёл поудить рыбы. Наверное, сегодня в рационе заведения будет уха. Поговорили. Показался он мне уравновешенным, без какого-нибудь фанатизма или озлобленности. Почему решил порвать с обычной для всех нас жизнью? Или человек стал таким уже здесь?
Обратный автобус из Старочеркасской в Аксай пришёл уже в темноте. Над Доном веял лёгкий ветерок. Погода явно располагала к размышлению. Я пытался понять, узнал ли я что-нибудь новое о казацкой жизни? Возрождается ли казачество где-либо, кроме отчётов?
И реально ли это.
Воскресенский войсковой собор (Старочеркасская)
Воскресенский войсковой собор — главная архитектурная достопримечательность станицы Старочеркасской — первый на Дону каменный собор. Вплоть до 1805 года Воскресенский собор являлся главным храмом Войска Донского.
Содержание
История [ править ]
В 1650 году, по данному в Азовском сидении обету, казаками был построен деревянный собор, на площади возле которого собирались войсковые круги. Из-за частых пожаров, случавшихся в Черкасске (тогдашнее название города) собор два раза сгорал.
Каменный храм строился с 1706 по 1719 годы. Он был возведён во время действия указа Петра I, запрещавшего строительство каменных зданий везде, кроме Петербурга. Однако, в виду политической необходимости, Пётр сам содействовал строительству, помогая деньгами, утварью и, как утверждается, лично принял символическое участие в строительстве, положив на извести несколько кирпичей (что заявлено на памятной надписи, сделанной, правда, уже в XIX веке). Также считается, что основные строительные работы выполнялись специально присланными царём московскими мастерами.
Кроме того сохранилась информация (подтверждённая современными исследованиями фундамента собора), что храм построен на болоте: «Гасили трясину бутом и дубовым лесом».
Описание [ править ]
Воскресенский войсковой собор — это девятиглавый храм высотой 49 м, построенный неизвестным архитектором в стиле украинского барокко. Возле храма возведена 48-метровая колокольня.
С трёх сторон собор окружён пристроенной несколько позже двухъярусной галереей — гульбищем, визуально связавшей его с архитектурой казачих куреней Черкасска.
Интерьер [ править ]
Интерьер собора поражает своим убранством, находящимся в контрасте со сдержанным внешним видом. Уникальный пятиярусный позолоченный резной иконостас размером 19×23 метра содержит в себе 149 икон середины XVIII века, выполненных московским иконописцем Егором Ивановым Греком.
Напротив средних царских врат собора (перед иконостасом) висит отлитое из меди пятиярусное паникадило весом более 550 кг. Считается, что оно было привезено в 1643 году из Предтеченской церкви Азова атаманом Иосифом Петровым.
В больших полукруглых окнах окружающей собор галерее (с южной её стороны) раньше стояли нацеленные на задонскую степь пушки. В бытность Черкасска столицей донского казачества, на этой же галерее, в кладовых с сохранившимися и поныне массивными железными дверями, хранились регалии Войска Донского.
Из необычных деталей привлекают внимание металлические плиты перед алтарём, где находятся отлитые надписи о том, что на этом месте в своё время молились российские императоры и великие князья.
В библиотеке собора собраны как церковные книги (многие изданы ещё в XVII веке), так и старинные светские (например, Славянская грамматика 1646 года и букварь на славянском, латинском и греческом языках 1701 года).
Наружное убранство [ править ]
Возле входа в собор в стену вмурованы массивные цепи, в которые был якобы закован Степан Разин перед отправкой на казнь. Тут же недалеко, в галерее, за металлической плитой, находится прах того человек — войскового атамана Кирилла Яковлева, — который предательски выдал своего крёстного сына Степана царскому правительству.
Между папертью и колокольней выложены захваченные во время Азовском сидения трофеи:
Колокольня [ править ]
Возле храма находится двухъярусная шатровая колокольня высотой 45,8 метра. Это единственное здание такого типа в Южной России.
Колокольня возведена по образцу строившихся в Москве восьмигранных шатровых колоколен и состоит из четырёх частей: подклета (подвала), четверика, восьмерика и увенчанного крестом восьмигранного шатра. На первом и втором этажах колокольни в 1744—1857 годах хранился войсковой казачий архив, а в подклете долгое время держали преступников.
В настоящее время колокольня передана Донскому Старочеркасскому монастырю.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Соборная ул., 1, Старочеркасская, Ростовская обл., Россия, 346701
Паломнику [ править ]
Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.
Старочеркасский Войсковой собор Ростовская область
Содержание:
Старочеркасский Войсковой собор строился по обету, данному донскими казаками во время Азовской эпопеи, когда казалось, что всем им в самое ближайшее время грозит неминуемая гибель.
Строительство Войскового собора Старочеркасская
Началась история Старочеркасского Воскресенского собора при обстоятельствах необыкновенных. В 1637 году донские казаки выбили турок из Азова. Турция, занятая тогда войной с Персией, не сразу смогла ответить на этот вызов. Лишь в 1641 году двинув под Азов 100-тысячную прекрасно вооруженную армию, поддержанную крымскими татарами, — казаков же насчитывалось в крепости около 10 тысяч. Казаки выдержали более чем трехмесячную осаду, добившись ее снятия. Турки понесли огромные потери. В самый тяжелый момент осады казаки дали обет в случае, если они останутся живы, воздвигнуть церковь в честь Воскресения Христова.
Первый Воскресенский собор в честь Воскресения Христова в Старочеркасске был из дерева, он стал непосредственным «свидетелем» громких событий той поры, несколько раз выгорал до основания и было решено строить собор в камне.
Заложили его в 1706 году, уже в эпоху Петра I, чуть выше того места, где, практически на берегу Дона, стояли деревянные Воскресенские храмы. Тут хлюпало болото, поэтому, прежде чем ставить фундамент, «гасили трясину бутом и дубовым лесом». В 1709 году Петр I лично прибыл в Черкасск и заложил несколько кирпичей в стену алтаря, залив их известью. 1 февраля 1719 года Воскресенский войсковой собор освятили.
На протяжении XVIII века, пока Черкасск считался главным городом Донской земли, Воскресенский войсковой собор оставался ее главным храмом.
История Старочеркасского Войскового собора
В 1725—1730 годах неподалеку от собора построили соборную колокольню, которая исполняла еще и роль сторожевой башни, с нее велось наблюдение за окрестностями.
12 августа 1744 года случился большой пожар, когда в течение трех часов выгорел весь город. Сам храм представлял собой печальное зрелище — он буквально обуглился, полностью восстановить город так и не удалось — не в малой степени именно этим и определялся перенос столицы Войска Донского в начале XIX века.
В конце XVIII века решалось будущее Черкасска, в конечном счете возобладал проект, предусматривавший перенос казачьей столицы на новое место. 31 декабря 1804 года император Александр I утвердил этот план, 18 мая 1805 года совершилась торжественная закладка Новочеркасска. 9 мая 1806 года войсковая канцелярия с регалиями перебралась в новый город, Черкасск отныне превращался в «станицу Старочеркасскую», Воскресенский собор с тех пор отошел на вторые роли.
Между тем храм ветшал. Поновления живописи — в условиях недостатка денег — выполнялись непрофессионально и наносили ей урон. В 1919 году казаки, покидая под напором большевистских войск свою родину, забрали с собой уникальные царские врата и самые ценные иконы, присланные на Дон царем Алексеем Михайловичем в середине XVII века. Остальное реквизировали большевики в 1922-м.
Сильно обедневший после «белых» и «красных» реквизиций, Воскресенский войсковой собор, тем не менее, до 1936 года оставался действующим храмом. Потом его закрыли, намереваясь устроить в нем музей. В 1939 году собор был частично музеефицирован. Составление экспозиции не удалось довести до конца из-за начавшейся войны. В 1942 году в храм вернулась молитва — богослужения в нем совершались до 1954 года. Следующие шестнадцать лет на дверях собора висел замок — до тех пор пока, в ходе празднования 400-летия образования Войска Донского и Черкасска, в Старочеркасской не побывал Михаил Шолохов.
В 1958 году храм передали открывшемуся здесь филиалу Новочеркасского музея истории донского казачества. Наконец, в конце 1970 года по инициативе Михаила Шолохова в Старочеркасской был создан историко-архитектурный музей-заповедник. После этого в Воскресенском соборе появились реставраторы.
Архитектура Старочеркасского Войскового собора
План Старочеркасского Войскового собора строг и четок. По оси «запад — восток» расположены три двусоставных восьмигранника (центральный купол — самый большой, восточный и западный — поменьше), что вполне укладывается в схему западноукраинского деревянного храма — таких церквей и сейчас немало встречается в Галиции. Еще два восьмигранника, идентичных западному и восточному, поставлены с севера и юга, обозначая соответствующие рукава креста и приделы — вполне в русле русского зодчества XVII столетия. Промежутки между боковыми восьмигранниками занимают четыре небольшие башни с самыми маленькими куполами.
С трех сторон собор окружен галереей-«гульбищем»; в галерею ведет мощная двухвсходная лестница, устроенная в 1876 году. Во второй половине XIX века возвели каменную ограду с железной решеткой.
Храм смотрится необыкновенно гармонично, производит очень сильное и очень светлое — «небесное» — впечатление.
Несколько цифр. Толщина кирпичных стен основной части достигает 2 метров, толщина стен приделов — 1,5 метра. Протяженность собора с галереей по оси «запад — восток» составляет 36,85 метра, по оси «юг — север» — 37,7 метра (площадь основного помещения 25 х 29 метров). Высота девятиглавого храма до центрального креста — 49 метров.
Старочеркасский Войсковой собор внутри
Удивительный резной иконостас с иконами середины XVIII века. Однако «старая» храмовая живопись образами иконостаса не исчерпывается. При этом стены собора лишены росписей — за исключением небольшой площади горнего места в алтаре, расписанного в 1784 году послушником Киево-Печерской Лавры Филиппом Симановичем. Объясняют эту «пустоту» по-разному. Одна из версий — таким образом хотели подчеркнуть «прекрасность» иконостаса. Другая версия — Воскресенский собор был «холодным» храмом, и в условиях серьезного перепада температур вряд ли имело смысл украшать собор фресками.
Некоторой компенсацией этого недостатка стали уникальные (действительно уникальные — аналоги подыскать трудно) росписи нижней части хор, выполненные в 1751 году. Хоры, поднятые на высоту три метра от пола собора, представляют собой деревянный балкон длиной 54 метра, протянувшийся вдоль трех стен и опирающийся на деревянный кронштейн. Вот здесь, на досках последнего (их число варьируется от четырех до шести, что составляет около 135 сантиметров), и размещены росписи. Все они иллюстрируют события Библии и распадаются на два цикла — ветхозаветный и новозаветный. Первые выделены барочным орнаментом, по своей форме близким к квадрату, вторые — орнаментом в форме круга. Внизу каждой композиции находится картуш с комментарием — иногда в виде силлабического двустишия. Встречаются и «субтитры» на самом изображении. Так, в «Познании греха» в солнечный круг вписан возглас Бога: «Адаме! где еси?», а под фигурами устыдившихся своей наготы Адама и Евы значится: «И грознаго Божиа гласа встрепеташа, И скрышася, грех бо свой обои познаша».
К 1970-м годам росписи хор находились в ужасающем состоянии: пятая часть их осыпалась, остальные держались на честном слове. Как выяснили реставраторы, щели между досками были проклеены холстом, который при хождении людей по галерее «играл», провоцируя осыпание красочного слоя с мест стыка и прилегающих к ним площадей. Героическая работа реставраторов увенчалась успехом — и хотя стыки досок по-прежнему выглядят «увечными», общий ансамбль росписи теперь можно рассматривать долго и с пользой для себя. Исполнение восхищает — очевидно, что автор в своей работе стремился к специфически понятому им «реализму», но это стремление уравновешивается естественным примитивизмом, необыкновенно симпатичным, что не позволяет живописному ансамблю превратиться в дурную кальку академической живописи. Авторов росписей было два — один трудился над ветхозаветным циклом, а другой — над новозаветным.
Заканчивая рассказ об интерьере Воскресенского собора, упомянем центральное паникадило — историческое в своем роде: оно было вывезено казаками из Азова в 1643 году, о чем сообщает надпись, выбитая на нем. Весит это паникадило около 550 килограммов.
Войсковой храм Старочеркасское график работы контакты богослужения как добраться расположение на карте
График работы храма:
Воскресенский войсковой собор открыт ежедневно с 10:00 до 17:00. В галерее открыта экспозиция, посвященная истории храма. Расписание богослужений уточняйте в Свято-Донском Старочеркасском монастыре.
Контакты:
Как добраться самостоятельно к Войсковому храму Старочеркасская:
Ближайший к станице Старочеркасской крупный город — Ростов-на-Дону. Расстояние между ними составляет всего 35 километров. То есть свое путешествие в Старочеркасскую нужно планировать отсюда.
Если вы едете на автомобиле, то держите путь на Аксай, где на пересечении улиц Ленина и Садовой нужно повернуть налево — на шоссе, ведущее в Новочеркасск. Километра через четыре — развилка в районе Большого Лога. Здесь вам — направо, по указателю «Старочеркасская». Эта дорога, минуя Монастырский Яр, приведет вас в Новочеркасск.
Что касается общественного транспорта, то от площади К. Маркса в Ростове-на-Дону в Старочеркасскую ходят автобусы и маршрутные такси. Есть автобусные маршруты и из Аксая. Летом возможен водный вариант — с речного вокзала Ростова-на-Дону. «Речное» расписание советуем уточнять заранее — рейсов совсем немного.