храмы суджанского района курской области
Суджа. Собор Успения Пресвятой Богородицы и Михаила Архангела.
Успенско-Архангельский собор
Статьи
Когда-то в центре Суджи был Успенско-Архангельский собор. Из материалов краеведа Геннадия Буряченко известно, что это было «самое величественное архитектурное сооружение в городе. Возводить его закончили в 1803 году, и он сразу стал центром духовной жизни края». После известных событий 1917 года его судьба была похожей на судьбы многих храмов России. А в 50-х годах прошлого века его совсем не стало…
После возведения в 1803 году Успенско-Архангельского собора прилегавшая к нему Торговая площадь стала уже называться Соборной.
Успенско-Архангельский собор стоял в центре города и был одной из главных архитектурных достопримечательностей Суджи. После 1917 года собор был закрыт, церковная утварь конфискована и разграблена. В 1920-30-е годы в соборе располагался зерносклад. Окончательно собор снесен в 1950-е годы. В 1960-е годы на фундаменте собора был построен районный Дом культуры с памятником В.И. Ленину перед ним.
На Сѣнной улицѣ находится построеная въ 1868 году Бѣлогорской пустынью въ память избавленiя отъ опасности Государя Императора Александра II — 14 апреля 1866 г., каменная, крытая желѣзомъ часовня, въ которой совершается богослуженiе во время ежегоднаго приноса въ городъ Суджу, 16 августа, чудотворной иконы Пряжевской Божiей Матери изъ Бѣлогорской пустыни, Суджанскаго уѣзда; копiя этой иконы находится въ небольшомъ иконостасѣ описанной часовни. Часовня состоитъ въ вѣдѣнiи Бѣлогорской пустыни, которою и поддерживается.
Въ Успенско-Архангельскомъ соборѣ г. Суджи есть напрестольное Евангелiе печати 1618 года, пожалованное Государемъ Алексѣемъ Михайловичемъ въ 1672 году.
Н.И. Златоверховниковъ «Курск дореволюционный»
В 1665 г. по челобитной, подписанной от всех горожан Марком Бученко и Кондратом Ивановым с товарищами, в Судже было разрешено строить соборную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы с приделами во имя святого и праведного Алексея человека Божия и Николы Чудотворца. Строительство было благословлено митрополитом Сарским и Подонским Павлом и поручено протопопу Ерофею Иванову. Однако из-за отсутствия денег сооружение соборной церкви было завершено только в 1667 г.
В 1667 г. по челобитной всего города, подписанной протопопом Ерофеем Ивановым и атаманом Авраамом Лукьяновым с товарищами, в Суджу были присланы вестовой колокол и Соборное уложение.
10 октября 1668 г. суджанский воевода Яцков сообщил царю о завершении строительства города (острога-крепости) и соборной церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы. В своей отписке воевода особо отметил, что «строен тот город судженцы детьми боярскими и черкасы».
С отпиской о завершении строительства и с деревянным макетом построенного в Судже острога в Москву были посланы суджане дети боярские Анисим Суханов, Гордей Семенов и Федор Яковлев, а также черкасы Лукьян Данилов, Иван Лазарев и Абрам Лукьянов. 22 октября 1668 г. «за городовое дело и за привоз к Москве деревяного чертежа» государь велел пожаловать «черкасом по пяти рублев, детям боярским по три рубля человеку…и отпустить их с Москвы тотчас и дать свою государеву грамоту к приказному к Микифору Яцкому, … Микифора и детей боярских и черкас за их службу и за городовое дело похвалить всех и чтоб они и впредь ему, великому государю, служили со всяким радиньем».
Исследовательский проект на тему Святыни Суджи
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
по предмету «история Курского края»
на тему: «Православные святыни Суджанской земли».
· Название проекта «Православные святыни Суджанской земли».
· Руководитель проекта Павлюкова Елена Николаевна
· Автор проекта: Марченко Виктория учащаяся 9 “Б”
· История Курского края Дисциплина
· Тип проекта индивидуальный творческий
· Цель работы: выявление, собирание и изучение исторического прошлого православных церквей Суджанской земли.
1. познакомиться с историей храмов Суджанской земли в различные периоды их существования;
2. выяснить, какие храмы сохранились, и функционируют в наши дни на территории города Суджи и его окрестностей;
3. изучить архивные материалы, публикации, рассказывающие o возникновении, строительстве, разрушении и восстановлении православных храмов Суджанского района;
4. систематизировать полученную информацию.
5. развивать навыки исследовательской работы в области краеведения;
6. воспитывать патриотические чувства и любовь к малой Родине.
· Вопрос проекта – какие храмы находились и находятся сегодня на территории Суджанского района?
Сегодня люди приходят сюда помолиться, попросить у Бога здоровья, счастья и благополучия. Церковь в каждом населенном пункте была не только местом поклонения людей Богу, обретения ими духовных сил, но еще и украшением и гордостью села, частью русской архитектуры.
1. История земли Суджанской.
2. История храмов Суджанского района.
2.2. Покровский храм – ровесник городу.
2.3. Церковь пророка Илии в слободе Заолешенка
2.4. Спасо-Преображенский храм слободы Замостье.
2.5. Суджанская Иоанно-Предтечсевская пустынь.
2.6. Предтеченский храм села Махновка.
АРХИВНЫЕ ФОНДЫ И ФОТОМАТЕРИАЛЫ
СУДЖАНСКОГО РАЙОННОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ .
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
«Храм – это здание для общественного богослуженья, всякого исповеданья; церковь». [2] У каждого храма есть своя собственная история, свои особенности.
Таким образом, тема моего исследования является актуальной. Я считаю, что изучение истории храмов Суджанского района позволит мне и многим одноклассникам расширить свой кругозор, узнать, какие храмы находились и находятся на территории района, изучить историю каждого храма, открыть для себя уникальный мир самых святых уголков своей «малой Родины».
Поэтому актуальность темы исследования состоит в том, что в нашем районе еще имеются и такие памятники архитектуры и истории, которые не занесены в список объектов культурного значения. Одни канули в лета, другие разрушены. Суджанский край, как и вся наша страна, потерял огромное количество памятников архитектуры, изобразительного искусства, народного творчества, документальных памятников. Однако не все памятники исчезли бесследно. От них остались фрагменты, планы, рисунки, фотографии, копии, описания, легенды и воспоминания. В этом отношении меня заинтересовали храмы, которые были восстановлены во 2-й половине XX века. Сегодня люди приходят сюда помолиться, попросить у Бога здоровья, счастья и благополучия. Церковь в каждом населенном пункте была не только местом поклонения людей Богу, обретения ими духовных сил, но еще и украшением и гордостью села, частью русской архитектуры.
Гипотеза моего исследования: события и факты истории нашего государства, его политика влияли как на строительство, так и на разрушение, закрытие, а затем возрождение христианских храмов и святынь. На территории Суджанского уезда с X VII века православные храмы строились в каждом крупном селе, некоторые из них выстояли в годы безбожия XX века.
Именно поэтому о бъектом исследования является изучение исторической судьбы церквей Суджанского уезда, выявление их культурно-исторической ценности и архитектурных особенностей.
Предмет исследования данной работы – православные храмы города Суджи и его окрестностей.
Цель исследовательской работы – выявление, собирание и изучение исторического прошлого православных церквей Суджанской земли.
Для достижения постановленной цели в ходе исследовательской работы решаются следующие задачи исследования:
· познакомиться с историей храмов Суджанской земли в различные периоды их существования;
· выяснить, какие храмы сохранились, и функционируют в наши дни на территории города Суджи и его окрестностей;
· изучить архивные материалы, публикации, рассказывающие o возникновении, строительстве, разрушении и восстановлении православных храмов Суджанского района;
· систематизировать полученную информацию.
· р азвивать навыки исследовательской работы в области краеведения;
· воспитывать патриотические чувства и любовь к малой Родине.
Гипотеза: исторические события в государстве влияют как на рождение, так и на закрытие и возрождение православных храмов.
работа с архивными документами районного краеведческого музея, с публикациями в районной газете «Суджанские вести», экскурсии по храмам г. Суджи, сравнение, анализ и обобщение полученной информации.
Особенностью работы является тематика, ранее глубоко не изученная учащимися.
Продукты проекта: исследовательская работа,
1. История земли Суджанской.
Когда – то давно на холме в окружении вод вырос красивый город.
И так будет продолжаться до тех пор, пока у людей жива вера во всемогущество Бога.
Но в нашей округе имеется еще немало храмов, которые молча, хранят свои тайны и свою историю.
Большой интерес представляют судьбы этих святынь.
2.История храмов Суджанского района.
2.1.Троице – Вознесенская церковь.
Из памятников архитектуры XIX века заслуживает внимания Троицкая (Вознесенская) церковь в центре города. Ее нарядные купола выглядывают из-за растущих вокруг больших деревьев(приложение 2).
Церковь довольно большая: от пола до купола 23 метра, а общая площадь ее помещений около 500 квадратных метров.
Как уже говорилось, п остройка этой церкви окончилась в 1812 году, и в этом году была освящена; колокольня по обычаю того времени выстроена была отдельно.
В этом памятнике формы классической архитектуры поданы своеобразно, в сочетании с предшествующим стилем барокко. Ко всему этому надо добавить, что по народной традиции памятник украшен цветными керамическими и лепными деталями, которые придают ему нарядный и даже изысканный облик. В 1994 году в силу разрушения лепных деталей было решено их удалить, и нанести новый слой штукатурки.
План здания крестообразный, с трапезной-притвором, что в какой-то степени напоминает старообрядческие деревянные церкви в городах Клинцы и Новозыбкове Брянской области. На этом притворе возведена двухъярусная колокольня; первый ее этаж восьмигранный, а второй — круглый, что выглядит несколько неожиданно. Такой прием, правда, известен в архитектуре классицизма, но по традициям этого стиля поверхности стен обычно не содержат обильных украшений. Искусство архитектуры в таких случаях достигается контрастом немногочисленных скупых деталей на фоне гладких стен. Здесь же керамические цветные розетки сплошными полосами опоясывают нижние ярусы колокольни, изящные пилястры каннелированы и также украшены красивыми розетками. Живописный лепной орнамент покрывает круглые поверхности колокольни. Главный подкупольный барабан декорирован таким же способом. В целом архитектурный облик этого здания создается не только объемами и масштабной соразмерностью, но и обильным применением цветных декоративных элементов. Все это напоминает декор народного искусства — цветную керамику, вышивку, ткачество и другие его виды.
Убытки от пожара оказались невосполнимыми. Лишь через два года была возведена новая кровля. 11 июня 1946 года храм был освящен и признан соборным.
Вернулись к кровавым событиям времен войны, только в 1999 году, когда под руководством областного патриотического клуба «Поиск» подростками-поисковиками были подняты на территории храма более 350-ти останков. Среди больших костей были обнаружены и маленькие. Что за дети были погребены у церковных стен, еще предстоит исторически установить.
Перезахоронение состоялось 7 июня 2000 года. Отпевание по православному чину совершил Владыка Ювеналий. Детские останки захоронены отдельно слева у алтаря. Мадьярская могила находится за церковной оградой с западной стороны. Памятный знак установлен на средства Венгрии.
К 200-летнему юбилею, стараниями настоятеля Троицкого храма протоирея Евгения были проведены реставрационные работы: установили пластиковые окна, произведена замена полов, поставлены ворота, возведен иконостас, закончен внешний ремонт, расписаны станы храма…
Обновленный храм поражает своей красотой и величием.
2.2. Покровский храм – ровесник городу.
Непростую жизнь пришлось прожить Покровскому храму: это творение архитектуры перестраивалось несколько раз, пострадало во время войны, закрывалось в период гонений на религию.
2.3.Церковь пророка Илии в слободе Заолешенка (приложение 4).
2.4.Спасо-Преображенский храм слободы Замостье (приложение 5).
Росписи храма были выполнены в 1922 г. П. К. Лихиным в соавторстве с Ф. И. Нестеровым и В. С. Клименко (о чем повествует авторская надпись в алтаре). Работы над монументальными росписями не была закончена. Не расписанными остались боковые нефы храма, кроме того, две росписи были оставлены на стадии первой прописки. Вероятно причиной незавершенности росписей стала неблагоприятная политическая ситуация в стране в 20-е гг. XX ст.
Автор росписей Петр Константинович Лихин родился в июле 1879 года в Судже. Первое художественное образование получил в Одесской рисовальной школе, где учился у К. Констанди и Г. Ладыженского. В 1900 г. П. К. Лихин поступил в Петербургскую академию художеств, где его учителями стали В. Маковский. И. Репин, П. Чистяков. В 1910 году П. К. Лихин получил звание художника с правом преподавания рисования в учебных заведениях страны. Художник вернулся в г. Суджу, где преподавал рисование в Суджанском реальном училище, затем в педагогическом техникуме, художественнографическом педучилище и других учебных заведениях Курска и Суджи. Именно в это время П. К. Лихиным были выполнены росписи храма в сл. Замостье. Сотрудничество художника с причтом Преображенского храма было достаточно продолжительным, о чем говорят его живописные работы, проведенные в храме с 1915 по 1922 г. Работы в Преображенском храме не были его единственной работой на поприще иконописца. Отдельные иконы П. К. Лихина, выполненные в разное время, находятся в храмах г. Суджи. Некоторые из икон, как стало известно со слов старожилов Суджи, были написаны и в 1960-е гг.
Согласно официальной биографии П. К. Лихин с 1934 г. по 1951 г. жил и работал в Курске. Он был инициатором создания и руководителем художественной студии, организатором и первым директором Курской картинной галереи. В 1936 году в Курске было создано отделение Союза советских художников, он стал членом его правления.
В официальной биографии художника говорится в основном о его работах, выполненных в традициях соцреализма, портретах, батальных картинах.
Иконописные работы постоянно сопутствовали творческой биографии художника, несмотря на ряд написанных им в 1930-е гг. антиклерикальных работ, сохраняющихся в Курской картинной галерее.
В советское время храм в сл. Замостье и росписи, которые покрывают его стены, не были уничтожены. Несмотря на ряд сюжетных заимствований, в Преображенском храме представлена оригинальная иконографическая программа.
Авторы росписей и здесь отходят от канонических правил, помещая главную храмовую роспись Преображение не с правой стороны от входа, а на центральный (северный) столп, да еще на той его стороне, которая направлена к алтарю. Но, такое нетрадиционное расположение сюжетов оправдано той идеей, которую автор хотел выразить. Это боговоплощение и новозаветное явление Св. Троицы. Не случайно росписи Крещение, Преображение и Сошествие Св. Духа, т.е. Новозаветные сюжеты в которых являет себя Пресвятая Троица находятся на тех опорных столпах, на которых водружен купол с росписью «Сопрестолье». Росписи, расположенные восточней купольной части посвящены боговоплощению: Благовещение, Рождество, Тайная Вечеря, в алтаре храма, на горнем месте Христос несомый херувимами (с В. Васнецова).
На западной стене роспись Несение креста, которую фланкируют небольшого размера росписи: «Предание Иуды» (с южной стороны) и «Богородица и Мария Магдалина» (с северной).
2.5.Суджанская Иоанно-Предтечсевская пустынь.
окрестностях Махновки есть таинственное, овеянное легендами труднодоступное место. В сосновом лесу среди болота на островке между реками Псел и Суджа давным-давно располагалась Иоанно-Предтечевская пустынь.
В «Исторических записках о городе Судже и его уезде», изданных в начале прошлого века, сообщается: «Построена эта пустынь в конце X VII столетия с благословенного разрешения преосвященного Авраамия, митрополита Белгородского. Время основания нужно относить между 1685 и 1692 годами. Строителем пустыни был иеромонах Антоний Бенза. Как церковь, так и необходимые для иноческой жизни помещения были деревянные. Главный придел в храме был во имя Св. Иоанна Предтечи. Земельные угодья и материальные пожертвования для устройства были изысканы подполковником Сумского полка Семёном Кновою.
Небольшая монастырская церковь стояла примерно до 1933 года, службы здесь шли по великим праздникам, прихожанами её были жители части Махновки и деревни Фанасеевки. Все строения монастыря, конечно, разобрали, в наши дни в этих местах находятся обломки кирпичей, печных изразцов с рисунками, известковой обмазки. В 1999 году на месте бывшего монастыря установлен православный крест, памятное место освящено митрополитом Курским и Рыльским Ювеналием.
2.6. Предтеченский храм села Махновка.
В России все сначала не впервые начинать –
Истреблялась, исчезала, а потом, глядишь, опять,
Из-под пепла, из-под праха, где чернела пустота.
После крови, после страха вырастала красота.
Часовня на месте упраздненного Предтеченского монастыря была приписана к этой церкви.
В приходе имелась церковно – приходская школа, учрежденная в 1884 году. В ней в 1916 году обучались 94 мальчика и 40 девочек. В храме была большая церковная библиотека духовной и классической литературы, которой пользовались все желающие.
После принятия в 1918 году декрета СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» Предтеченская церковь оставалась действующей.
Предтеченский храм пережил немало страшных событий. Согласно декрету ВЦИК «О порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих» в 1922 году из храма были изъяты две серебряные ризы малого размера. По состоянию на 11 марта 1930 г. по документам административного отдела Льговского окрисполкома церковь числилась в списке закрытых. В годы истребления веры в Бога с храма сбросили колокола, один утопили в реке Суджа. Малую часть церковных святостей и икон местные жители успели спрятать по домам. В 1934 г. здание бездействующей церкви за 5600 рублей купил колхоз «Завет Ильича» Махновского сельсовета. Здание колхозом было переоборудовано, в нем располагались молокоприёмный пункт, зернохранилище. А по решению президиума облисполкома Предтеченская церковь была закрыта 7 июля 1935 года для использования под клуб. Во время оккупации Суджанского района в период Великой Отечественной войны группа верующих заняла переоборудованное здание храма под молитвенный дом. Служба в храме велась до 1950 года. А 20 июля 1950 г. решением облисполкома за № 697 помещение вновь было изъято у церковной общины и возвращено колхозу «Завет Ильича». В последующие годы богослужения в церкви не возобновлялись.
Постановлением губернатора Курской области от 30.10.1998 г. № 566 церковь во имя пророка Иоанна Предтечи поставлена на охрану как памятник культовой архитектуры регионального значения.
Моя работа была долгой и сложной, но цели исследования были достигнуты, а поставленные задачи решены. Исследовав, изучив, проанализировав, сопоставив и обобщив полученные данные, я доказала, что исторические события в государстве влияют как на рождение, так и на закрытие и возрождение православных храмов. Полученные данные в ходе исследования доказывают, что все храмы, находящиеся на территории Суджаского района – это святые места и исторические памятники нашей малой Родины.
В результате моего исследования была получена и систематизирована информация об истории православных храмов Суджаского района.
Но, конечно, далеко не все святыни края изучены в ходе работы. Поэтому у моих сверстников, одноклассников есть потенциал для дальнейшего исследования.
Практическая значимость проведенной работы состоит в том, что я восстановила хронику событий, связанных с храмами района. Данная работа может применяться как на уроках ОДНКНР, так и на уроках истории Курского края, внеклассных мероприятиях, позволит расширить кругозор о святых местах Суджаской земли, и будет полезна как детям, так и взрослым.
АРХИВНЫЕ ФОНДЫ И ФОТОМАТЕРИАЛЫ
СУДЖАНСКОГО РАЙОННОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ:
в) (копии) Зубов А.Н. Топографическое описание Курского наместничества по минувшей 3-й и нынешней 4-й ревизии. Сочинено тщанием сея правителем господином Зубовым в 1784 году. Т. 2, часть 6: Суджанская округа;
г) Памятная книжка Курской Губернии на 1894 год.- Курск. Типография Курского Губернского правления. 1894;
д) фотографии храмов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
1. Платонов О.А. «Терновый венец России. История русского народа в XX веке» Издательство: Родник 1997 г.
2. В. Даль. Толковый словарь. Эсмо. 2014 г.
4. С правочная книга о церквях, приходах и притчах Курской епархии за 1908 г. – Курск. 1909;
5. Скибина И.В. – историк, краевед («Вестник Суджи») ;
Храмы суджанского района курской области
П ервое упоминание о храме встречается в «Топографическом описании Курской губернии» (1784 г.), где записано: «во оном селении церковь деревянная во имя Воздвижения Честного Креста, при которой священно- и церковнослужительских дворов два, во оных душ шесть да означенных помещика Извекова и Романова три деревянных дома». Церковь построена в 1831 г. тщанием прихожан, возобновлена в 1868 г. К приходу церкви относился хут. Ивашковский. В 1908 г. Православных прихожан насчитывалось 1132 чел.
В 1915 г. Церковь размещалась в каменном здании, с такой же колокольней, покрыты железом. Престол один – во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Ближайшими к Крестовоздвиженской церкви были церкви Димитриевская с. Русское Поречное и Симеоновская с. Разгребель. В клировой ведомости за 1917 г. сообщается, что в с. Черкасском Поречном имелось 248 домов, в которых проживали 1067 м. и 1072 ж.; в хут. Ивашковском насчитывалось 20 домов, в них проживали 128 м. и 128 ж., всего в приходе проживали: духовных лиц – 4 м. и 4 ж. (2 дома), крестьян – 1188 м. и 1192 ж. (266 домов). Имелись земли усадебной с погостом 2 дес., сенокосной – 33 дес. В отдельном здании располагалась церковно-приходская школа, в которой обучалось 33 мальчика и 43 девочки. В церковной библиотеке насчитывалось 46 томов книг. Законоучителем в церковно-приходской и земской школах состоял священник Фильшин Константин Михайлович.
После принятия в 1918 г. декрета СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» Крестовоздвиженская церковь оставалась действующей. По состоянию на 23 ноября 1920 г. имеются следующие сведения о церкви и церковном имуществе: храм кирпичный, ограда вокруг храма – кирпичная, в алтаре престол деревянный, на престоле Евангелие (в деревянной оправе), крест посеребренный, икон двадцативершковых – 20, икон меньшего размера – 20, икон (живопись на дощечках) – 36, икон большого размера – 3, колокол весом 300 п. – 5, богослужебных книг – 20, денег в сумме 15 тыс. Изъятия церковных ценностей из храма в 1922 г. не было из-за отсутствия таковых.
В 1924 г. Суджанским волисполкомом перерегистрирован в религиозное общество Крестовоздвиженской церкви с. Черкасского Поречного. С 1938 г. церковь не функционировала, помещение временно было занято колхозом «1 Августа» под засыпку хлеба. 16 сентября 1940 г. исполком Суджанского райсовета депутатов трудящихся вынес решение о закрытии молитвенного здания в с. Черкасское Поречное в связи с тем, что группа верующих и церковный совет с декабря 1938 г. распались, церковь не функционирует, здание и имущество находятся без охраны. Во время Великой Отечественной войны богослужения были возобновлены. Зарегистрировано религиозное общество 22.08.1944 г. Приход состоял из сел Черкасское Поречное и Русское Поречное.
Документы церкви в госархиве Курской области: клировые ведомости за 1915, 1917 гг.; метрические книги за 1836-1844, 1857, 1868, 1876-1878, 1880-1883, 1888, 1890, 1893, 1897, 1898, 1900-1903, 1911, 1913-1916 гг. Постановлением губернатора Курской области от 30.10.1998 г. ансамбль Крестовоздвиженской церкви в составе зданий: церковь, церковно-приходская школа и ограда – поставлены на охрану как памятник культовой архитектуры регионального значения.
Адрес: 307802, Курская область, Суджанский район, с. Черкасское Поречное
Настоятель: иерей Всеволод Ярмолюк
Телефон: (47143) 3-21-35