храмы в городе бронницы
Наши храмы
Всем, кто бывал в Бронницах, хорошо знаком величественный облик храмового ансамбля, расположенного в самом центре города. Сердцем этого ансамбля является собор Архистратига Михаила и всех Небесных Сил Бесплотных
В настоящее время храм Успения Божьей Матери расположен вблизи городского парка. В семнадцатом столетии на этом месте было городское кладбище с деревянной церковью Ильи пророка
Поселок Денежниково Раменского р-на Московской обл. возник в годы советской власти, и храма на его территории никогда не было
От чудесного Ильинского храма с. Большое Ивановское сохранился лишь вросший в землю закладной камень с высеченной на нем датой: «1762 г.»
Церковь во имя Всемилостивого Спаса Нерукотворенного Образа села Ульянино Бронницкого уезда, деревянная, вначале была построена в 1725 году
Село Софьино с церковью Великомученика Никиты в Лужецком стане Московского уезда известно по письменным источникам со второй половины XVI столетия
Храм Рождества Богородицы села Плетениха построен в 1686 году. Храм находится в лесу и поблизости нет населенных пунктов
Нынешнее село Михеево образовалось из слияния трех селений: Абакшино, Михеево и погост (кладбище) Сорокородни
Земли вокруг села Салтыково в XVI веке были вотчиной боярина Морозова, который при Иване Грозном получил кличку Салтык
Каменную церковь с колокольней построил по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Адриана
Древнее село получило название по имени боярина Бисера, который в начале XV века завещал митрополиту Фотию свои земли
Первое документальное упоминание о селе Кривцы датировано 1454-м годом. Дальнейшие сведения о селе сохранились в писцовых книгах
Деревня Рылеево отмечена в документах XVII века. В этой местности, отмеченной в метриках как Сельское поселение Ганусовское, у села Спас-Михнево издревле существовал Спас-Михневский погост
Деревянная церковь в селе Петровском известна еще с 1570-х гг.
Деревня Малышево известно с XVI века. В середине XIX веке она принадлежала княгине Анне Александровне Голициной.
Боршева упоминается в духовных грамотах великих князей Ивана Калиты и Дмитрия Донского.
Свое название это древнее село получило от речки Вышневки, притока р.Жданки. В документах оно впервые упоминается в 1348 г. в договоре между сыновьями Ивана Калиты
Деревня Татариново упоминается в писцовых книгах Московского царства с 1577-78 годов. Тогда она принадлежала Рудаку, Ильину сыну, из дворянского рода Вечесловых
Порушенная святыня Подмосковья. В храме ведутся восстановительные работы.
Покровская церковь – кирпичный храм с традиционным трёхчастным продольно-осевым построением. Двухсветный четверик храма перекрыт глухим сомкнутым сводом
Селом Семеновское на р. Песоченке в 1636 году владел некто Ф. Чоботов. Уже в это время в селе стоял деревянный храм Богоявления
В селе Степановском стоят два храма. Церковь Благовещения сооружена в XVI веке до 1575 года в вотчине боярина Н.Р. Захарьина — Юрьева, дяди царя – Михаила Романова.
Писцовые книги ХVI века сообщают, что село Никитское получило свое название от церкви Никиты Мученика, там построенной
Село Константиново расположилось на одном из правых притоков Пахры, и является одним из древнейших сел Подмосковья
Храм в честь священномученика Иоанна Срельцова в селе Федино построен на кладбище (погост Романь). В районе постройки храма когда-то был храм в честь святителя Николая Архиепископа Мирликийских, но он был разрушен до основания во время лихолетий и революции.
Поделиться:
Икона дня
Православный календарь
Прмц. Анастасии Римляныни (III). Прп. Аврамия затворника и блж. Марии, племянницы его (ок. 360). Прп. Аврамия, архим. Ростовского (1073–1077).
Мчч. Клавдия, Астерия, Неона и Феониллы (285). Прп. Анны (826).
Сщмч. Николая Пробатова пресвитера и с ним мчч. Агломазовских: Космы, Виктора Краснова, Наума, Филиппа, Иоанна, Павла, Андрея, Павла, Василия, Алексия, Иоанна и мц. Агафии (1918); сщмч. Иоанна Рудинского пресвитера (1930); сщмч. Евгения Ивашко пресвитера (1937); мц. Анастасии Лебедевой (после 1937); сщмч. Леонида Муравьева пресвитера (1941).
Кол., 252 зач., I, 24–29.Лк., 57 зач., XI, 14–23.Прп.:Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2.Мф., 43 зач., XI, 27–30.
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДCКОГО ОКРУГА БРОННИЦЫ
Туризм
Туризм
История Бронниц
Современный город
Достопримечательности
Храмы бронницкого благочиния
Экскурсии
Музей истории Бронниц
Туристические предприятия
Организация общепита
Храмы бронницкого благочиния
СОБОРНЫЙ КОМПЛЕКС ГОРОДА БРОННИЦЫ
Всем, кто бывал в Бронницах, хорошо знаком величественный облик храмового ансамбля, расположенного в самом центре города. Сердцем этого ансамбля является собор Архистратига Михаила и всех Небесных Сил Бесплотных. Построенный и освященный в 1705 году, он уже отпраздновал своё 300-летие.
К концу XVII столетия город Бронницы (тогда богатое село и крупный центр дворцового коннозаводства) уже имел деревянный храм, освященный Архистратигу Михаилу. В начале XVIII столетия деревянный храм обветшал, и было решено возвести новый, каменный собор. Работы по его строительству были закончены в 1705 году и в том же году освящен. Иконостас и иконы для храма были заказаны лучшим мастерам Оружейной палаты, царским мастерам-иконописцам Тихону Ивановичу Филатьеву и Кириллу Ивановичу Уланову. Оба мастера подписывали свои работы, поэтому в соборе известны две подписные иконы Тихона Филатьева: Спаса Вседержителя и Смоленская икона Божией Матери (датированные 1703 годом). Кирилл Уланов написал для собора икону Богоматери «Живоносный Источник» (1703), Владимирскую икону Божией Матери, храмовый образ Архангела Михаила (1704), а также икону свт. Иоанна Милостивого (1705).
В близлежащих дворцовых владениях к тому времени уже существовали каменные храмы. Но следует отметить, что подлинная, не перестроенная церковь, осталась лишь в Бронницах. Поэтому здесь мы имеем уникальный образец каменной церковной архитектуры начала XVIII столетия: храм дошел до нас практически без изменения своего внешнего облика.
Храм представляет собою высокий, квадратный в плане четверик, завершенный величественным пятиглавием. Алтарная апсида собора трехчастная. Такая постройка была традиционной для русской церковной архитектуры того времени. По декоративным своим элементам собор принадлежит эпохе московского барокко: внутреннее пространство богато украшено лепными украшениями – картушами (виньетками). Благолепие храма подчеркивается и высоким резным вызолоченным шестиярусным иконостасом, который являлся великолепным украшением собора; богатством же самого иконостаса были иконы, написанные кистью царских иконописцев.
Храм святого Архистратига Михаила был холодным. К середине XVIII столетия в Бронницах построили отдельную теплую церковь во имя святителя Иоанна Милостивого. Из архивных документов известно, что для проведения строительных работ при возведении этой церкви в Бронницах был устроен кирпичный завод, существующий и поныне. Историк, географ и путешественник Герард Миллер (1705–1783), проезжавший через Бронницы в Коломну в 1778 году, так и отмечает: «В Бронницах две церкви каменные: 1/ Михаила Архангела, 2/ Иоанна Милостивого с приделом Николая Чудотворца».
В 70-х годах XVIII столетия Москву и ее окрестности постигло страшное бедствие: холера. Ужасная эта болезнь унесла тысячи человеческих жизней. Наивысший пик заболевания пришелся на начало осени 1771 года, и многочисленные паломники, стекаясь со всех сторон, шли и шли в Бронницы «для богомолья» перед чудотворным образом Иерусалимской иконы Божией Матери. Это было началом сугубого почитания Иерусалимской иконы. Тогда покров Божией Матери спас жителей Бронниц. Благодарные горожане обновили деревянную часовню, где стояла чудотворная икона (на плане города 1787 года она показана на центральной площади). С того времени ежегодно, в 10-е воскресение после Пасхи, вокруг города торжественно совершался крестный ход с чудотворной Иерусалимской иконой Божией Матери в память чудесного спасения жителей Бронниц от заразной болезни. Этот благочестивый обычай соблюдается и ныне.
В 1835 году церковные ведомости писали, что здание соборного храма, колокольня и ограда «требовало починки». В прошении к святителю митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету (Дроздову) просили разрешить им следующее: пристроить трапезную к древнему храму святого Архангела Михаила; возвести новую колокольню; разобрать пришедший в ветхость храм святителя Иоанна Милостивого с приделом во имя Николая Чудотворца и возвести на его месте новый храм. Прошение было одобрено, и московским архитектором А.С. Кутеповым вскоре был разработан проект новой трапезной церкви и колокольни. Но по размерам храма и колокольни, а также по смете этот проект не подошел бронницкому обществу. Новое прошение к митрополиту Филарету от бронницкого причта датируется 1839 годом. По новому замыслу предполагалось, «оставив холодную церковь неприкосновенною, теплую церковь вновь выстроить отдельно от холодной с прибавлением третьего придела: в честь Иерусалимской иконы Божией Матери, а колокольню… построить над Святыми вратами». Проектные чертежи выполнил московский архитектор А.М. Шестаков. Строительство нового теплого храма на месте каменной Иоанновской церкви, которую разобрали до основания, началось в 1840 году. Храм строили более пяти лет, и еще год ушел на приготовление внутреннего убранства. Это великолепное убранство стало возможным благодаря щедрым пожертвованиям бронницкого купца 1-й гильдии А.К. Кононова.
Главным престолом новой церкви стал престол в честь Иерусалимской иконы Божией Матери, освящение которого состоялось 3 февраля 1846 года. Торжества возглавил святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский. В 1847 году к освящению были подготовлены и приделы храма, которые с собором духовенства освятил протоиерей московского Архангельского собора Арсений Тяжелов.
К возведению колокольни над Святыми вратами приступили летом 1849 года. Проект колокольни выполнил московский архитектор М.И. Бове Этот первый проект претерпел большие изменения, был переделан и утвержден Императором Николаем I лишь в конце 1850 года. Строительство колокольни закончилось в 1853 г.
Итак, во второй половине XIX века храмовый комплекс города Бронницы состоял из следующих строений: холодный соборный храм Архангела Михаила, теплая каменная трехпрестольная церковь во имя Иерусалимской иконы Божией Матери с двумя приделами – во имя святителя Иоанна Милостивого и святителя Николая Чудотворца. Соборным имуществом была и каменная часовня на городской площади, освященная в честь Иерусалимской иконы Богоматери. Приписана к собору была также кладбищенская деревянная однопрестольная Ильинская церковь.
В ризницах соборных церквей хранилось также много серебряных вещей высокохудожественной работы: напрестольные кресты, богослужебные сосуды, дарохранительницы, кадила. Хранились там и редкие книжные издания XVIII столетия, в том числе издания против раскольников-старообрядцев. Здесь же, в церковном книгохранилище, значительное место занимали книги по церковной истории, а также творения святых отцов Церкви.
60–80-е годы XIX столетия были временем широкой благотворительной деятельности Ивана Алексеевича Кононова, сына А.К. Кононова, о котором говорилось раньше. На его средства были обновлены городские соборные храмы и выстроена новая кладбищенская церковь – каменная, взамен деревянной. Особо ответственной была работа по обновлению древнего Архангельского собора: на его средства была увеличена трапезная часть, переделан и вызолочен лучшим золотом иконостас, отреставрированы иконы и вновь расписаны стены храма, картины декорированы стильной позолоченной лепниной. С южной и западной сторон храма были устроены чугунные паперти. Торжественное освящение обновленного Архангельского собора состоялось 26 сентября 1865 года.
Храм в честь иконы Иерусалимской Божией Матери к концу 1870-х годов оказался тесен и тоже претерпел большие изменения. Строительные работы здесь длились несколько лет и были закончены в 1880 году.
В 1893 году кладбищенская церковь образовала самостоятельный приход, куда были назначены священник и псаломщик. С 1894 года настоятелем Успенской церкви в Бронницах стал опытный пастырь – Павел Иванович Кедров, выпускник Московской Духовной Семинарии. В 1909 году протоиерей Павел Кедров стал духовником священно- и церковнослужителей города Бронницы. После его смерти в 1915 году настоятелем Успенской церкви стал его сын Александр, также закончивший Московскую Духовную Семинарию.
События 1917 года, ставшие временем страшных потрясений для всей России, не обошли и Бронницы. Советскую власть здесь установили в ноябре 1917 года рабочие из Люберец и Раменского. Однако население не спешило приветствовать большевиков, и по уезду начались стихийные контрреволюционные выступления, в организации которых в первую очередь обвинялись служители Церкви. Большевики припомнили гражданам Бронниц многое: и участие в монархических организациях, и деятельность местного Общества хоругвеносцев, но особенно припомнили патриотическую манифестацию 1905 года и приезд в Бронницы известного «реакционера» протоиерея Иоанна Восторгова. С именем этого священника было связано основание уездного отделения Союза Михаила Архангела, председателем которого был избран протоиерей Иоанн Добров – настоятель бронницких храмов с 1917 по 1922 год.
В 1918 году, после покушения на Ленина и начавшегося вслед за этим «красного террора», многие жители Бронниц пострадали от произвола местных властей. Когда был арестован городской Глава Жужиков, то поднятые звоном на соборной колокольне жители штурмом брали тюрьму. Вскоре после этого были арестованы священники Иоанн Добров и Александр Кедров. Отца Александра Кедрова препроводили в Москву, в Таганскую тюрьму. Позже он был освобожден по амнистии и смог вернуться в Бронницы. Освобождение получил, видимо, и протоиерей Иоанн Добров, но он в Бронницы не вернулся и перебрался в Москву, посчитав, вероятно, что в большом городе ему будет легче скрыться от глаз чекистов. После отъезда отца Иоанна священник Александр Кедров стал настоятелем Архангельского собора в Бронницах (с 1922 по 1929 г.).
Весной 1922 года по всей России началась кампания по изъятию церковных ценностей в пользу голодающих Поволжья. В Бронницах изъятие ценностей из городских храмов было произведено 25–27 апреля 1922 г. В архивах сохранился Акт описи церковного имущества бронницких храмов от 10 ноября 1925 года, который был подписан местными властями и членами приходского совета («двадцаткой»), впоследствии также пострадавшими от гонений на Церковь. Среди них мы встречаемследующие имена и фамилии: П.А. Мелков, В.А. Тарасов, Е.И. Казаков, О.П. Саблина. Не пройдет и пяти лет, как они окажутся в сталинских тюрьмах и лагерях.
К 1927 году относится запрещение советских властей носить чудотворный Иерусалимский образ Божией Матери по уезду. Власти ссылались при этом на циркуляр НКВД, по которому «предметы культа должны всегда находиться в храме и обслуживать только свой приход».
В ноябре 1929 года ГПУ начало расследование контрреволюционного «заговора» в Бронницах. В первую очередь по этому сфабрикованному делу был арестован священник Иоанн Успенский, исполнявший в то время обязанности настоятеля соборного храма. Он был привлечен к уголовной ответственности по статье 58-10. Был арестован и протоиерей Александр Кедров. Всего по делу проходило 33 человека. Обвинение было стандартным: «сознательная антисоветская агитация». Постановление о закрытии соборного храма в Бронницах датировано мартом 1931 года. Имущество собора, особо чтимые иконы – и прежде всего чудотворный Иерусалимский образ Божией Матери – верующие перенесли в оставшуюся действующей к тому времени кладбищенскую Успенскую церковь. Тогда открыто отнимать у верующих их великую Святыню еще не посмели, – боялись массовых беспорядков.
Сейчас достаточно трудно восстановить историю тех событий, когда Иерусалимская икона Божией Матери попала из Бронниц в село Малахово. Существуют разные легенды, вплоть до того, что икона якобы была замурована верующими в стене одного из городских зданий.
Сразу же после закрытия соборных храмов в холодной Архангельской церкви расположился Бронницкий районный архив. Теплый Иерусалимский собор был отдан сначала под зернохранилище, а позднее здесь расположилась Всесоюзная книжная палата. Колокольня была занята пожарной частью.
6 июня 1941 года, за две недели до начала Великой Отечественной войны, в Бронницах был закрыт последний храм – кладбищенская Успенская церковь. Власти собирались переоборудовать здание под культурные и производственные нужды. Вероятно, именно тогда бронницкую Святыню –Иерусалимскую икону Божией Матери – из Успенской церкви перенесли в церковь св. Димитрия Солунского в селе Малахово, где она и находится до сегодняшнего дня.
Таким образом, к началу войны в Бронницах не осталось ни одной действующей церкви. Такое положение сохранялось и в последующие десятилетия. Все это время церковные здания были заняты местными учреждениями. Лишь в период перестройки появилась возможность возрождения соборного храма. В 1987 году в Бронницах была создана «двадцатка», которая попыталась получить у местных властей необходимую регистрацию, но Раменский горсовет отказал на том основании, что «на территории города нет свободных культовых помещений». И только в мае 1988 года религиозное общество г. Бронницы получило необходимую регистрацию. Но вопрос передачи православной общине храма оказался очень непростым, так как соборные церкви были заняты архивом и книгохранилищем. В это время обострилась борьба между верующей и неверующей частью жителей города. Последние резко возражали против передачи храмов религиозной общине, – их в то время все еще волновал вопрос «о коммунистическом воспитании подрастающего поколения».
Община Архангельского собора была зарегистрирована в 1989 году, а первое богослужение – после перерыва во многие десятилетия – было совершено в 1990 году в праздник Входа Господня в Иерусалим, за неделю до Пасхи. Большой трехпрестольный Иерусалимский храм к тому времени был все еще занят Книжной палатой. Архангельский собор, только что освобожденный от районного архива, представлял собою грустное зрелище. Но жизнь брала своё. 25 ноября 1990 года (в день памяти святителя Иоанна Милостивого, престольный праздник в Иерусалимском храме), впервые за многие десятилетия, в Архангельском соборе прошла первая архиерейская служба – Божественную литургию здесь служил Высокопреосвященнейший Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский. Летом 1991 года собор был удостоен посещения Его Святейшеством Алексием II, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.
Первым настоятелем возрожденного Архангельского собора стал иеромонах Димитрий (Захаров), впоследствии переведенный служить в Коломну. После него настоятелем собора был назначен священник Георгий Пищулин, ныне протоиерей, благочинный Бронницкого церковного округа. Протоиерей Георгий Пищулин вначале закончил Коломенское Духовное училище, затем продолжил обучение в Московской Духовной Семинарии (выпускник 1997 года), а в 2002 году закончил Московскую Духовную Академию.
С 1993 года при храме действует Воскресная школа, собрана хорошая библиотека религиозной литературы, а также аудио- и видеотека.
Божественная литургия совершается в храме ежедневно (в праздничные и воскресные дни в 9 часов; в будни – в 8 часов); по воскресным дням читается акафист Архистратигу Михаилу; по четвергам, а по пятницам, в Архангельском соборе, – акафист Иерусалимской иконе Божией Матери (начало чтения акафистов в 17 часов).
Храм Успения Божией Матери города Бронницы
В настоящее время храм Успения Божьей Матери расположен вблизи городского парка. В семнадцатом столетии на этом месте было городское кладбище с деревянной церковью Ильи пророка. В середине 19-го века деревянная кладбищенская церковь крайне обветшала, и поэтому было принято решение разобрать её и воздвигнуть каменный храм.
В советское время в храме располагался хозяйственный магазин, в котором несколько раз был сильный пожар. Уничтожена уникальная лепнина, дубовый иконостас и всё внутреннее убранство. В 2003 году храм наконец-то был передан общине верующих. В настоящее время ведутся реставрационные работы. Действует воскресная школа.
Проезд: от м. Выхино автобусом до г. Бронницы
Богослужения совершаются каждую субботу в 9.00 и в 17.00 и каждое воскресенье в 9.00 и во все праздники также в 9.00.
Церковь Михаила Архангела села Константиново
Село Константиново расположилось на одном из правых притоков Пахры, и является одним из древнейших сел Подмосковья.
Свое название село получило по имени первого владельца. В сохранившихся источниках село Константиновское впервые упоминается в духовной грамоте 1331 г. московского великого князя Ивана Даниловича Калиты. С тех пор на протяжении полутора столетия оно постоянно находилось во владении великокняжеского дома, из поколения в поколение передаваясь старшему из сыновей московского князя.
При Иване III село было дано в собственность московскому Николо-Угрешскому монастырю. Об этом становится известным из двух разъезжих грамот 90-х годов XVв.
Сведения по истории села за XVI в. отсутствуют, а к 1627 г. оно являлось владением московского Новоспасского монастыря. Тогда здесь находилось деревянная церковь Михаила Архангела, монастырский двор, двор приказчика, три двора «монастырских детенышей», 16 дворов крестьян. По данным переписи 1646 г. в селе кроме монастырского двора имелось 40 крестьянских дворов.
В 1703 г. монастырь передает село с 65 дворами на оброк Борису Петровичу Шереметьеву, а спустя пять лет, в 1708 г., Петр I именным указом распорядился отдать село ему в полную собственность. После смерти Б.П.Шереметьева Константиново достается его сыну от второго брака Петру Борисовичу Шереметьеву.
В 1812 г. село попадает в зону боевых действий. Ранним утром 5 сентября по приказу М.И.Кутузова колонна, состоявшая под начальством генерала Д.С.Дохтурова, выступила из лагеря при Боровской переправе вправо от Рязанской дороги и через Константиново вышла к Подольску, совершив знаменитый обходной маневр.
В 1880 году в с. Константиново в семье священника Павла Кедрова родился будущий священномученик Сергий (Кедров).
В 70-е годы на месте церкви был построен Дворец культуры и разбит сквер.
В 1995 г. в селе была выстроена часовня в честь Архангела Михаила.
В 2001 г. по ходатайству верующих и при поддержке благочинного Раменского района, птицефабрикой «Константиновская» было выделено складское помещение для проведения богослужений. В 2006 г. помещение передано Московской епархии.
По благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия 20 июля 2003 г. была совершена закладка камня на месте будущего храма. В мае 2005 г. Администрация поселка выделила участок под строительство храма.
1 мая 2006 г. началось строительство нового храма Архангела Михаила по проекту М.Ю.Кеслера
Храм рассчитан на 500 человек, ширина 18 м., длина 25 м., высота колокольни 31 м., купола 28 м. Выстроен цокольный этаж, где будут располагаться классы воскресной школы, стены, возводится купол.
В мае 2007 г. по прошествии 80 лет в селе впервые зазвучали колокола.