храмы в ливнах орловской области

Церкви г. Ливны Орловской обл РС ЕХБ

Информационная страницы для людей причастных к церквям ЕХБ города Ливны или просто интересующихся христианством и жизнью христиан.

Время богослужений: Воскресение 10.00
ул. Октябрьская, д. 1в
ул. Лизы Чайкиной, д. 1

храмы в ливнах орловской области

Церкви г. Ливны Орловской обл РС ЕХБ запись закреплена
Александр Легостаев

храмы в ливнах орловской области

Церкви г. Ливны Орловской обл РС ЕХБ запись закреплена

храмы в ливнах орловской области

Fishru Fishru запись закреплена

С уважением, Оптовый интернет-магазин церковной утвари Fish153.ru
Популярные товары

ДОЗАТОР (500МЛ)
Дозатор для розлива в стаканчики (500мл)
400,00 руб.

ДОЗАТОР (250МЛ)
Дозатор для розлива в стаканчики (250мл)
300,00 руб.

ЧАША ПОД СТАКАНЧИКИ ДЛЯ ПРИЧАСТИЯ (40 СТАКАНЧИКОВ)
Нержавеющая сталь
4500,00 руб.

ЧАЙНИК ДЛЯ ПРИЧАСТИЯ
1400мл, цвет серебро
2500,00 руб.

ЧАША ПОД СТАКАНЧИКИ ДЛЯ ПРИЧАСТИЯ (32 СТАКАНЧИКА)
Чаша на 32 стаканчика с чашечкой для просвир + крышка ( стаканчики в комплекте )
7500,00 руб.

ЧАША ПОД СТАКАНЧИКИ ДЛЯ ПРИЧАСТИЯ 3-Х ЯРУСНАЯ (96 СТАКАНЧИКОВ)
3 яруса, 96 стаканчиков, с чашечками для просвир + крышка ( стаканчики в комплекте )
17500,00 руб.

ЧАША ДЛЯ ПРИЧАСТИЯ ( 72 СТАКАНЧИКА)
Ярус под 72 стаканчика (без крышки)
5000,00 руб.

Чаша под хлеб (просвиры) для причастия
3500,00 руб.

Источник

Орловская митрополия

храмы в ливнах орловской области

Ливны — второй по величине и экономическому значению город Орловской области. Население города — 50,9 тыс. жителей (по состоянию на 2009 г.).

Первое упоминание в летописях относится к 1177 году (как центр удельного Ливенского княжества). По мнению историков, город был полностью разрушен в XIII веке Ордой. Возрождён в 1571 году и 1586 году — здесь была поставлена крепость, позднее входившая в Большую засечную черту.

Ливны и Воронеж стали первыми южными укреплёнными городами в конце XVI века, защищающих государство от набегов в придонских степях.

С давних времен бытовало мнение, об известности города с XII века. Например, его высказывал Г.Пясецкий, утверждая в 1893 году, будто «не подлежит сомнению, что Ливны принадлежат к числу древнейших городов Орловской губернии, так как они не только существовали в XII веке, но были тогда уже княжеским городом».

В 1888 году преподаватель Воронежской духовной семинарии и член Ученой Рязанской Архивной комиссии Стефан Егорович Зверев отыскал в частной библиотеке г-на Муромцева в селе Баловневе Данковского уезда Рязанской губернии рукописный сборник 1667 года. Там помещалась родословная Рязанских князей, где на листе 287 упоминались дети князя Глеба Ростиславича Рязанского (умершего в 1177 году) сидевшие «на Ливнах и на Воронеже».

В. Н. Татищев (1686–1750) колебался в названии князя Святослава (XIII век) Липецким или Ливецким, то есть Ливенским.

С. М. Соловьёв (1820–1879) вторя В. Н. Татищеву, считал, что территория княжения Святослава и сама его деятельность больше соответствует Ливнам чем Липецку.

В 70-х годах XX века на ливенском въезде в названии города поместили дату основания — 1180 г. Однако, после запроса руководства города, Главное архивное управление СССР официально сообщило, что город-крепость Ливны основан в 1586 году и никакими другими документами Центральный государственный архив древних актов не располагает. Поэтому к концу 70-х годов дату при въезде изменили на нынешнюю.

Сегодня аргументы Г.Пясецкого не считаются достаточно весомыми, так как мнения В. Н. Татищева и С. М. Соловьёва по сути лишь не подкрепленные документами сомнения. В современных изданиях, например у В. Н. Татищева, Святослав, попавший в хроники 1284–1285 гг., однозначно зовется липецким.

По всей видимости неоднозначность года основания Ливен происходит из фактически двойного их рождения.

Первое — «спонтанно-экономическое». В XII веке, произошло в лесу у слияния рек Ливна Полевая и Ливна Лесная. Это подтверждено проводившимися раскопками древнего городища. Его остатки отнесены к 1150–1200 годам. По данным С. П. Волкова, первое рождение закончилась уничтожением поселения ордами хана Батыя в 1237 году.

Второе — «декретно-оборонное». По Указу 1586 года произошло сравнительно недалеко от места первого, в четырех километрах южнее, у впадения реки Ливны (ныне Ливенки) в реку Сосну. То есть на самой границе ногайских и московских территорий. Именно эта разрывность времени и места существования является причиной разночтений даты рождения города.

Ливенский район — административная единица на юго-востоке Орловской области. Административный центр — город Ливны.

Площадь 1806,3 кв. км.

Район образован в 1928 г.

Население — 34 тыс. человек (без райцентра). Всего насчитывается 145 сельских населённых пунктов.

иерей Димитрий Степаненков

Источник

Орловская митрополия

В состав благочиния входят храмы Ливенского и Краснозоренского районов.

Историческая справка

В церковном отношении город Ливны и его уезд были неоднократно перемещаемы из одной епархии в другую. Первоначально Ливенский край находился в области Черниговской епархии, к которой относилось и все Рязанское княжество; потому-то Черниговские архипастыри считали своим долгом посредствовать между великим князем Владимирским и князьями, господствовавшими «на Рязани, на Ливнах и на Воронеже». В конце века на Рязани образована была особая епископская кафедра, и с тех пор обитатели Быстрой Сосны находились в ведении Рязанских владык. Со времени же присоединения Соснинсого бассейна к Московскому княжеству мы видим его находящимся в епархии Крутицкой; почему в царствование Василия Шуйского и послан был сюда Крутицкий митрополит Пафнутий для увещания жителей, передавшихся на сторону самозванца. В царствование Алексея Михайловича был поднят вопрос об учреждении на Ливнах епископской кафедры. Именно на Московском соборе 1667 года, бывшим под председательством святейших патриархов: Александрийского Паисия, Антиохиского Макария и Московского Иосафа II царь Алексей Михайлович предлагал учредить в городе Ливнах особую епископию, и собор тогда же постановил «открыть на Ливнах епископскую кафедру, с подчинением ее Крутицкой митрополии, так чтобы Ливенский епископ, кроме священнослужения и хиротонисания, нечего не делал без благословления и повеления Крутицкого митрополита». Но постановление это, как и соборное определение 1681 года об учреждении такой же кафедры в городе Болхов, не было приведено в исполнение по недостатку на то материальных средств. Оставшийся по-прежнему в непосредственном ведении Крутицких иерархов, Ливенский уезд испытывал немалые затруднения в сношении с епархиальною кафедрою, которая отделялась от него почти расстоянием. Вследствие этого многие из церквей оставались «без пения». Так, например, в 1678 году из сёл Ливенского уезда в не было ни попов, ни дьячков.

Русский православный народ искони выражал свое благочестие в преданности к храмам Божиим. Эту черту обнаруживают и обитатели Ливенскаго уезда в веке. Из переписных книг этого времени видно, что где скоплялось несколько десятков жилых дворов, там появлялся уже и погост с церковью или, по крайней мере, часовнею. Ввиду бедности людской, между прихожанами и попами установлялась крепкая связь и взаимная преданность. Если прихожане были не в состоянии на свой счет постоит церковь, к ним приходил на помощь поп и на свои собственные средства созидал церковь, которую потом или выкупали у него прихожане, или обогащали внутреннее достояние ее своими «прикладами», состоявшими в образах, ризах, книгах, колоколах и т.п.

Уездные церкви были вообще весьма бедны. Построенные клетцки, они совсем отличались от обыкновенного жилого дома только приподнятою кровлею (на подобие клетки), а внутри имели вид моленных домов. Весь иконостас их состоял иногда из двух икон. Но при всей бедности населения, в некоторых церквях имелись иконы в серебряных окладах. Напрестольные кресты были неокладные, следовательно, деревянные. Таковы же, вероятно, были и священные сосуды; о сосудах же Георгиевской церкви замечено, что они были оловянные. Кандеи или кадильницы упоминаются медные. Священнические ризы были везде полотняные (т.е. собственно: риза, стихарь, поручи и епитрахиль) и по одной паре; только Никольской церкви было двое риз, из которых одни были собственностью попа, а другие составляли «приклад» приходских людей. О колокольнях не встречается упоминания; о числе же колоколов известно, что их было: при Никольской — 2, Пятницкой — 4, Георгиевской — 3. При новостроившейся церкви села Новосильского колоколов еще не было. Из часовен только одна Георгиевская имела 2 колокола, которые, очевидно, были спасены при разорении находившейся здесь церкви в приход Крымского храма.

В целом, священство в районе было грамотное. Где обучались грамоте Ливенские кандидаты на священство и дьячковство-неизвестно; но есть основание думать, что рассадником духовного просвещения для г. Ливен и его уезда уже тогда служил именно Сергиевский монастырь. Из переписных книг века мы знаем, что некоторые бобыли, жившие на земле Сергиевского монастыря, умели читать и писать, почему иногда поступали подьячими в Ливенскую съезжую избу. Вероятнее всего предполагать, что своею грамотою, а через нее и карьерою, обязаны они были какому-нибудь черному старцу Сергиевского монастыря, поставившему для себя подвигом обучение детей чтению и письму, тем более, что у монастыря была своя лавка в городе, где, как нужно думать, можно было приобрести самые грамотки, бумагу и чернила. По крайней мере, на просветительное значение Сергиевского монастыря для всего Ливенского уезда ясно указывает то, что в первой половине века при Сергиевской обители существовала уже правильно организованная школа для детей духовенства Ливенского уезда, так называемая «Русская школа».

В дальнейшем, центром образования местного духовенства стало Ливенское Духовное училище. Здесь получили образование такие известные в церковном мире люди, как святитель Феофан Затворник Вышенский, философ-публицист протоиерей Сергий Булгаков, епископ Астраханский и Енотаевский Митрофан (Невский), схиигумен Павел (Драчев), а также известный конструктор Николай Николаевич Поликарпов.

Также родом с Ливенского уезда преподобные Иоанникий и Арсений Святогорские, преподобный Севастьян Карагандинский, священномученик Иувеналий Рязанский. Родился в Ливнах Тамбовский юродивый, известный под именем Илии Немого. В самих Ливнах прославились своим юродством «Сережа» и «Петька-петушок». Свято чтится память первого игумена бывшего в городе мужского монастыря — игумена Харалампия с почившей братией. На территории Свято-Сергиевского Кафедрального собора находится усыпальница иноков — «пещерка», самая почитаемая святыня города. Возле самого собора, справа от алтаря, установлена сень над могильной плитой одного из наместников бывшего монастыря — архимандрита Алексия (Щеглова, в схиме — Авраамия). Известен он был своей тихостью и кротким нравом, так что многие из братии досаждали ему. Под горкой, на которой расположился собор, находится источник святой воды (т.н. «Харалампиевский источник») и купель возле него.

Подготовил иерей Димитрий Степаненков

Источник

Свято-Сергиевский кафедральный собор (Ливны)

Мiръ Россия Орловская область Ливны Свято-Сергиевский кафедральный собор (Ливны)

храмы в ливнах орловской области

Свято-Сергиевский кафедральный собор находится в городе Ливны Орловской области в живописном месте на склоне берега реки Сосны. Расположен на территории бывшего Свято-Успенского мужского монастыря, находившегося здесь с 1664 по 1766 гг. На территории имеются два храма и колокольня.

Содержание

История [ править ]

Первые сведения о существовании монастыря относятся к 1592 году, когда государь Федор Иванович пожаловал монастырю реку Тим. Через 26 лет гетман Сагайдачный с запорожскими казаками ограбил Ливны и поживился монастырским добром. В 1647 году монастырь сгорел до тла, с этого момента начинается строительство каменной церкви. В начале XVIII века была предпринята попытка устранить монастырь, но горожане сохранили его. В 1739 году на должность настоятеля монастыря был назначен архимандрит Алексий (Щеглов), на личности которого я остановлюсь подробнее. Это был один из самых выдающихся настоятелей монастыря, такой популярностью славился также и протоиерей Леонид (Илькевич).

Среди насельников Ливенского Сергиевского монастыря бывали самые разные люди: крестьяне и дворяне, уроженцы дальних мест и жители Ливенского уезда. Но особое место среди них по праву принадлежит Алексию Щеглову. Отчества его теперь никто не узнает, известно только, что архимандрит Алексий был родом из крестьян села Лютое (Георгиевское тож, — добавляет монастырская летопись), что пришел в монастырь в юношеском возрасте после смерти своих родителей, чтобы выучиться грамоте. Выучился и остался в монастыре рядовым монахом. Но большие и постоянно пополняемые знания, хозяйственная сметка, свойственные ему, заставили братию обители предложить его кандидатуру на пост настоятеля монастыря.

храмы в ливнах орловской области

Редкий это был настоятель. Ни при ком другом обитель так много не строила. Именно Алексий Щеглов закончил монастырскую каменную ограду, расширил в 1746 году придел преподобного Сергия Радонежского в Успено-Сергиевской церкви, построил на реке Кшени монастырскую мельницу о четырех поставах. Устроил на колокольне «боевые часы» (т.е. часы с боем).

При Алексии, большом любителе книг и любознательном человеке, устроена в монастыре «Русская школа» — училище для детей духовенства и ливенских мещан. Обучение в ней продолжалось сначала пять, затем семь лет. Мальчики осваивали чтение, письмо, счет, церковное пение, ирмологию, иконопись. После окончания школы ее ученики становились дьячками в церкви, приказчиками у купцов, мелкими чиновниками.

Но не в этом оказалась слава Алексия. Бог одарил этого необычного во многом человека не только умом, талантом и разумением, но и великим даром любви ко всем и вся, которая проявлялась в самых разных чертах его характера. Щедрый, он преподнес родному селу необыкновенный подарок. По его инициативе и на средства монастыря была построена в Лютом в середине XVIII века каменная церковь.

«Нрава же он был такого кроткого, что некоторые из подчиненных ему монахов делали ему великие досады, но он все это сносил терпеливо. Перед кончиною воспринял образ схимонашеский с именем Авраамий, умер в 1764 году и погребен подле большой церкви на правой стороне, на гробе его лежит большой брусовый камень».

Эту кротость и незлобие оценила братия монастыря, похоронив Алексия-Авраамия на самом почетном месте — вплотную к стене храма. Но спустя двадцать лет оказалось, что милостивый Алексий умеет быть и грозным, что Господь не дает в обиду своего праведника. Легенду о могиле Алексия записал в 1915 году священник Василий Понятовский.

«Житейская рассеянность, неверие и нечувствие, — пишет о. Василий в своей «Истории Ливенской пещеры» — холодность и окаменение сердца не дали места должному вниманию к монастырской усыпальнице. Построили в этом месте обыкновенный дом, а усыпальницу превратили в погреб, чтобы не тратиться на копанье. Снесли, надо думать, бывшие надгробные камни, подобные одному, чудесным образом оставшемуся в ограде Сергиевской церкви на могиле архимандрита Алексия. В ту ночь, когда его (камень) перенесли на порог одного дома, хозяину этого дома было такое страшное видение, что он немедленно утром возвратил камень на прежнее место».

храмы в ливнах орловской области

Так и лежит этот камень по-прежнему на могиле. Только теперь он скрылся под новым нарядным надгробием, возведенным в память Алексия Щеглова заботами отца Леонида Илькевича. Достойный дар принесен памяти незаурядного человека в 80-е годы нашего века.

Следует также отметить, что при проведении раскопок на территории церкви в 1777 году было найдено нетленное тело в священническом облачении.

Но есть в истории нашего храма не только выдающиеся личности, но древние строения монастыря, привлекающие к себе внимание.

В середине XIX века в г. Ливнах произошли события, которые вновь привлекли внимание к Сергиевскому монастырю, упраздненному задолго перед этим. Большое внимание и интерес к ним, не ослабевавшие в течение всего последующего времени, привели к возникновению в Ливнах знаменитой Сергиевской пещеры, над которой в 1885 году была возведена часовня. В нескольких небольших публикациях 1860х-1880х годов излагается история появления пещеры и часовни. Обобщенно она сводится к следующему: в доме купца Тюпина /в погребе этого дома/, расположенном около Сергиевской церкви, в 1857-1858 годах произошло несколько особых случаев. Сначала хозяйка дома, а затем квартировавший в доме офицер услышали голоса, исходившие из погреба, офицер имел при этом видение монаха, который сообщил ему, что в погребе находятся старинные монашеские погребения. Слух об этом распространился по всему городу, а затем достиг многих других мест России, в результате чего «в Ливны стали притекать люди, с просьбой в означенной пещере служить молебны.. а по молебне отправлять панихиду по покойникам. предположительно почивающим в той пещере.»

Авторы XIX века описывают исцеления, происходившие в «пещере старцев Ливенских» /так стали называть домашний погреб Тюпина/. «. христиане со всех сторон нашего отечества толпами, начиная с последних дней весны и во всё лето, приходят … в преславный город Ливны.… По приходе они охотно и скоро стремятся к Сергиевской пещере для поминовения покойников монастырских, предварительно обращаясь при молебном пении к святым иконам Спасителя, Божьей Матери и пр. угодников. «

В 1882-1885 г.г. над пещерой была выстроена часовня, названная Александровской /в честь Александра II/.

В 1915 году была сделана ещё одна попытка поднять исторический авторитет пещеры. Священник В. Понятовский на юбилее, посвященном Сергиеву монастырю, произнес речь «Духовное и религиозно-нравственное для Ливенского края значение бывшего Сергиева монастыря и сохранившейся от него пещеры.» В этой речи автор провёл параллель между ливенской пещерой и пещерами Киево-Печерской лавры, связывая само происхождение монастыря с выходцами из Лавры.

Одна из фотографий показывает, что пещера, если она действительно существовала в древности, могла быть расположена на территории монастыря вблизи от монастырских стен, об этом же говорит и план монастыря. Хотя монашеские захоронения в маленьких монастырях обычно располагались в непосредственной близости от церквей, не исключено, что они могли быть и в ином месте /как в данном случае/. Ясность в этот вопрос внести трудно, но в известной мере этому помогает материал раскопок, производившихся около Сергиевской церкви в 1890 году, во время которых были найдены остатки старых фундаментов городских строений, возведенных после упразднения монастыря, древние стены монастыря, часть очень загадочной древней кладки, каменная стенка под домом упомянутого ранее купца Тюпина, а также древний ход под пещеру.

храмы в ливнах орловской области

Построенные в разное время, Сергиевская и Тихвинская церкви представляют собой целостный архитектурно-художественный комплекс. Главная монастырская церковь и надвратная церковь-колокольня в период существования монастыря были объединены в общую композицию.

Подвергшиеся разрушению во время войны, Сергиевская и Тихвинская церкви были восстановлены в 1948-1951 годах и взяты под охрану государства /постановление Сов. Мин. РСФСР от 22 мая 1948 г./. Однако, неоднократные перестройки памятников в ХVШ-ХIХ веках выдвигают вопрос об их научной реставрации. Большой историко-архивный материал, представленный в данной работе, позволяет успешно браться за его разрешение.

Современное состояние [ править ]

храмы в ливнах орловской области

Свято-Сергиевский кафедральный собор находится в г. Ливны Орловской области в живописном месте на склоне берега реки Сосны. Расположен на территории бывшего Свято-Успенского мужского монастыря, находившегося здесь с 1664 по 1766 гг.

На территории имеются два храма и колокольня. Центральный храм имеет два престола, которые освящены в честь Успения Пресвятой Богородицы и преподобного Сергия Радонежского Чудотворца. Второй храм посвящен преподобному Серафиму Саровскому Чудотворцу. В колокольне имеется надвратный храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери.

Недалеко от храма, на склоне берега, находится источник в честь преподобного Сергия Радонежского и купель. Желающие искупаться в Святом Источнике могут взять ключи в сторожке Собора.

Также от храма открыты две часовни: Вознесенская на железнодорожном вокзале и Воскресенская на новом заливенском кладбище. В Вознесенской часовне каждый четверг в 8-00 совершается литургия, также читается акафист покровителю торговли св. Иоанну Сочавскому. В Воскресенской часовне на кладбище литургия совершается каждую субботу в 8-00.

При храме действует духовная школа, занятия проходят каждое воскресение. При воскресной школе функционирует детский хор, где дети обучаются церковному пению.

Источник

Официальный сайт Свято-Сергиевского Кафедрального собора г. Ливны Ливенской епархии Орловской митрополии Русской Православной Церкви

создан по благословению епископа Ливенского и Малоархангельского Нектария

храмы в ливнах орловской области

Икона дня

Православный календарь

Сщмч. Зиновия, еп. Егейского, и сестры его мц. Зиновии (285).

Апп. от 70-ти Тертия, Марка, Иуста и Артемы (I). Сщмч. Маркиана, еп. Сиракузского (II). Мц. Евтропии (ок. 250). Мц. Анастасии Солунской (III). Свв. Стефана Милютина, короля Сербского (1320), брата его Драгутина (1316) и матери их Елены (1306) (Серб.).

Сщмч. Матфея Казарина диакона (1942). Обре́тение мощей свт. Агафангела исп., митр. Ярославского (1998).

Озерянской иконы Божией Матери (XVI).

Кол., 253 зач., II, 1–7.Лк., 58 зач., XI, 23–26.

Свежие записи

Облако меток

Архивы

Пещерка

храмы в ливнах орловской областиМного веков уже минуло с той поры, как было принесено на Святую Русь христианство. Первые семена его были посеяны задолго до 10 века, когда в водах Днепра массово были крещены прибывшими греческими священниками русские поселяне. Киевляне долго еще сопротивлялись, как и жители других городов, не хотели они менять привычное язычество на новую веру. Но власть князя и помощь его военной дружины сделали своё дело. Недаром с Новгорода пошла поговорка «Путята крести мечем, а Добрыня огнём».

Вскоре христианство начало давать свои плоды: иноческая отшельническая жизнь стала зарождаться на Киевских кручах. Был основан первый монастырь – Печерский, позже выросший в Лавру. Эта обитель была носительницей далекого афонского духа, этот дух возжигал ревность по Бозе у многих подвижников. А духовный огонёк, как известно, подвержен влиянию ветерка: он может потухнуть при сильных порывах ветра. Но тот огонек не только не гаснул, но и еще более возгарался и зажигал соседние духовные лампады. Таким образом, монашеская жизнь стала распространяться по всей земле русской. Немало святых обителей было основано выходцами из Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, в том числе и бывший Свято-Успено-Сергиевский Ливенский монастырь. Чем-то он напоминает Лавру: расположен на склоне реки Сосны. Каждый монастырь имеет свои святыни. Так и наш бывший монастырь сохранил свою святыню, пронес через века её для будущих поколений это Ливенская пещерка.

Совсем недавно, около столетия назад, почти во всех городах и весях было известно о ней, люди стремились сюда за духовной поддержкой и окормлением. И вот за годы гонений на Церковь Ливенская пещерка была стерта из памяти людской. Но для Бога нет времени, Он по-прежнему являет чудеса в этой пещере через своих угодников и помогает всем, приходящим к Нему с верой и любовью. Ныне от монастыря остался лишь Успенско-Сергиевский храм и колокольня с Надвратной Тихвинской Церковью.

Монастырь имеет очень богатую историю. Начинается она с 1592 года по письменным источникам, когда монастырю Царем Федором Иоанновичем была пожалована речка Тим со всеми угодьями. Не раз в летописной истории будет упомянуто о царских жалованных грамотах в пользу обители. Этим подчеркивается та немаловажная роль, которую играл город и его монастырь. Ливны были южной окраиной Русского государства, отсюда всегда приходили первые вести о приближающихся набегах татар. Имеется летописное известие о состоянии монастыря в 1615 году. Согласно этому, в монастыре был игумен Харалампий, «поп белый» и 11 человек братии жили в келлиях. В монастыре были две деревянных храма: холодный Сергиевский и теплый Благовещенский. «Поп белый» — женатый священник, вероятно, находился при храме для совершения приходских треб, т.к. храмов приходских не было еще достаточно для справления треб. Игумен Харалампий – по летописи, первый наместник основанной обители. Эта личность на веки осталась в памяти народной. Как первый наместник, он остался и первым в народной памяти. Пещерка и источник на склоне горки до сих пор называются Харалампиевскими. Именно игумен Харалампий являет Божью помощь просящим её у ливенских угодников.

В 1618 году монастырь был разрушен почти до основания: походы гетмана Сагайдачного коснулись и обители. Но благодаря пожертвованиям монастырь был восстановлен. Не раз это бедствие постигало монастырь, и не раз помощь благодетелей поднимала его из руин.

Что представляла из себя пещерка? Это место захоронения наместников бывшего монастыря. В нашей пещерки нет видимых признаков могил: нет ни гробов, ни каменных плит. Они находятся под нами, так устроена пещерка. И расположена она нестандартно: Вход с восточной стороны. Подробнее причины этого будут рассмотрены далее. Впервые о пещере заговорили как о святом месте в 1857-58 гг. в связи с видением монаха Харалампия. И не раз видения повторялись. Но, как это всегда бывает, были и явные противники пещерки, которые отрицали чудеса, происходившие в пещере. Против их домыслов можно привести следующий пример: в 1666 году на территории монастыря проводились раскопки под руководством соборного протоиерея Андреева. В ходе работ было найдено нетленное тело в гробу. На голове найденного монаха была митра, это свидетельствует о том, что он был архимандритом. Но мощи были вновь зарыты в землю в связи с тем, что в городе была неспокойная обстановка. Пещерка еще не раз давала повод вспомнить о монастыре и о погребенных здесь монахах, о чем ясно свидетельствуют чудеса, записанные смотрителями пещерки. Какую же ценность имеет наша пещерка для нас, для нашей жизни? Мы, православные христиане, обязаны хранить и почитать церковные святыни. Основной святыней нашего города является усыпальница наместников бывшего мужского Сергиева монастыря. И каждый из нас должен понимать, что он в ответе за сохранение этой святыни для наших потомков.

Память народная всегда хранила и продолжает хранить устные рассказы о чудесах и подвигах святых, передавая их из поколения в поколение. Некоторые из этих событий записываются на бумагу и хранятся веками, что является более надежным способом передачи информации. Именно благодаря публикациям конца XIX – начала XX вв. заведущим Ливенской пещерой протоиерем Василием Понятовским до нас дошли сведения о чудотворениях в Ливенской пещере.

Ливенская пещера

Её история, прославление и первые чудеса

Много веков существовал древний Успенско-Сергиевский монастырь (так официально называвшийся прежде), от которого у нас в настоящее время остались только два памятника: монастырская Успенско-Сергиевская церковь и пещера возле церкви на месте усыпальницы, где погребались иноки монастыря. Начало этого монастыря восходит еще ко временам Татарского ига. В летописи Сергиевской церкви при её синодике упоминается, что изображение луны на кресте Сергиевской церкви означает, что Сергиевский монастырь платил дань татарам. В земельных документах монастырских счет велся сохами, а этот счет велся только до Иоанна Грозного. После него стали считать землю четвертями. Первоначальное свое местопребывание монастырь (по преданию и на основании некоторых земельных документов) имел версты четыре от города, на месте, называемом Удерев, где теперь деревня Горностаевка. А в город Ливны на то место, где теперь Сергиевская церковь и пещера, он перенесен в начале семнадцатого века. В 1613 году был здесь первый возведен в сан игумена из настоятелей обители много почитаемый нами Харалампий.

На всяком христианском кладбище есть угодившие Богу. На монастырском кладбище их гораздо больше, как это всякий знает, хотя бы немного поживший в монастыре. А в усыпальнице древней обители, существование которой восходит к началу христианства в нашем отечестве, к временам Киевских, Святогорских и т.п. угодников, когда православная вера на Руси была более действенная, более жизненная, подобно, как в первые века христианства, — рождала мучеников, подвижников, отшельников, — когда угодивших Богу было гораздо больше, и сами угодники, без всякого сомнения, возвышеннее, святее позднейших и современных нам благочестивых людей, по одному уже этому Ливенская пещера заслуживает глубокого почитания и благоговения. Находясь в ней, мысленно переносимся к началу христианства на Руси, к преподобным Антонию, Феодосию и другим. Сергиевская обитель первоначально образовалась из выходцев Киево-Печерской Лавры после разорения её татарами и называлась первоначально Успенско-Сергиевской обителью в память главной Успенской церкви Киево-Печерской Лавры. И до сих пор в оставшейся от монастыря Сергиевской церкви главный престол в честь Успения Божией Матери, а в праздник Успения до ХХ века совершался крестный ход в эту церковь со всех церквей города, оставшийся от монастырского времени.

Но кроме этого Господу было угодно явно прославить это место чудесными событиями, когда корысть, холодность, невнимание людское к этому святому месту сделали его «мерзостью запустения» — погребом, куда сваливали сырые кожи с павших животных. В 1764 году после многих-многих бедствий за время своей жизни Ливенская обитель прекратила свое существование по случаю сокращения штатов монастырей. Иноки переведены были в Оптину пустынь. Земля монастырская с крестьянами была отдана графу Растопчину. В 1772 году были срыты и сами стены монастырские по указу свт. Тихона Воронежского. Указ этот был вызван ходатайством граждан для удобства строения домов по новому плану после небольшого пожара, бывшего перед этим. И по снесении стен стали на этом месте строить дома. И, прямо же, место пещеры, монастырского кладбища, отвели под постройку обыкновенного дома. Первый на этом месте стал воздвигать домашние постройки местный протоиерей (протопоп) Ливенского Собора Андреев в 1777 году. Так значится в летописи Сергиевской церкви. И Господу Богу было угодно явить чудесное знамение для прославления сего места, чтобы люди по своей рассеянности не забыли его совсем и не сравняли его с другими мирскими местами, что и было временно после. Когда рабочие протоиерея рыли фундамент, так пишется в летописи, они нашли целый, неповрежденный гроб с нетленным телом в митре, или, как выражается летописец языком рабочих, в золотой шапке. Это было тело погребенного здесь архимандрита. Пораженный этим открытием протоиерей не посмел дать официальную огласку событию и велел рабочим поставить опять гроб на прежнее место. Но всю жизнь свою хранил благоговейную память о сем событии, делясь воспоминаниями о нем со своими родными и знакомыми, со слов которых и записал это летописец Сергиевской церкви.

Но житейская рассеянность, неверие, нечувствие, холодность, окаменение сердца не дали места должному вниманию к этому событию и к месту, где оно случилось, т.е. к монастырской усыпальнице, теперешней пещере. Построили на этом месте обыкновенный дом, а усыпальницу обратили в погреб, чтобы не тратиться на копанье; снесли, надо думать, бывшие надгробные камни, подобно чудесным образом оставшемуся одному во ограде Сергиевской церкви на могиле архимандрита Алексия. (В ту ночь, когда его перенесли на порог одного дома, хозяину этого дома было такое страшное видение, что он немедленно утром возвратил его на прежнее место). Так около полустолетия оставалось в неизвестности и небрежении это великое место хотя после описанного чудесного события при рытии фундамента, тихо и безмолвно подготовлялась почва к прославлению сего места, чему способствовало также благоговейное воспоминание жителей, по преданию о святой, всем известной жизни, первого игумена Харалампия, но еще не готова была к открытому почитанию.

Через 80 лет после упомянутого чудесного события Господу Богу угодно было прославить это место еще двумя чудесными событиями, чтобы растворить окаменелые сердца окружающих и побудить к почитанию его. В половине позапрошлого девятнадцатого столетия дом с погребом на месте нынешней пещеры поступил во владение Ливенскому купцу Тюпину. Он был просол и складывал в этот погреб скупаемые им кожи. В доме его квартировал офицер Гробовский стоявшего тогда в Ливнах Силединского полка, поляк, католик. Однажды вечером на яву является ему старец-инок. Когда он спросил, что ему угодно, инок отвечал: «Скажи своему хозяину, чтобы он вынес из погреба кожи, потому что здесь нахожусь я, Харалампий, да и многие другие иноки со мной», — и скрылся. (Подробность о кожах передана Ливенским купцом Ив. Ив. Прохоровым, заимствованная по преданию). Гробовский зовет денщика и приказывает ему вернуть монаха. Денщик говорит, что он никакого монаха не видал. Пораженный этим явлением Гробовский объявил всем это чудное видение. Молва об этом чудесном видении с быстротой молнии разнеслась по окрестности. «И страх бе в окрест живущих». И все слышавшие прославляли Бога и шли на поклонение святому, начавшемуся прославляться месту – «погребку», как его тогда звали, щли тысячами, шли из самых далеких мест, даже из Сибири. Особенно, конечно, больные, многие, многие получали исцеления и удостаивались видений: явления почивших здесь иноков и, особенно, игумена Харалампия.

Особо выдающиеся чудесные исцеления и видения записывались отправляющим служение в «погребке», после разрешения светскою и епархиальною властию, в выданною тогдашним Благочинным Ливенских градских церквей Ипполитом Мерцаловым книгу для записи случаев исцелений, полученных приходящими богомольцами в Ливнах по молитвенном призывании инока Харалампия и других, почивающих в погребе под домом купчихи Тюпиной. 12 июня 1864 года. Но запись чудесных исцелений служащими в «погребке» начата была прямо по первоначальном в 1858 году. Первое чудо прозрения глаз жены Ливенского купца Семена Ильина, бывшей слепой 30 лет и прозревшей от трения глаз песком из «подвала» Тюпина, умовения водою из близлежащего колодца и призыванием игумена Харалампия, о святой жизни которого она много слышала, не обозначено точно. Но второе чудесное исцеление Ливенского купца Тимофея Александровича Черемесинова, страдавшего зиму 1858 года жестокою неизлечимою болью, опухолью по лицу и в несколько дней прошедшего от хождения в «выход» и трения больного места взятым оттуда песком, прямо обозначено в марте месяце 1858 года. И все записанные чудесные исцеления (около 100) с 1858 по 1864 гг. внесены в упомянутую книгу, выданную благочинным Мерцаловым в 1864 году.

Скоро после чудесного видения Гробовского, приблизительно через месяц или два, произошло в «погребе» Тюпиных другое чудесное событие, укрепившее ещё более мысль в святости этого места и ещё более распространившее молву о нём. У упомянутых Тюпиных, которым принадлежал дом с «погребом»-пещерой, жила в услужении девочка лет десяти-тринадцати, Маша, выдающаяся перед всеми по своей набожности. Она при страшном желании учиться, по-тогдашнему, училась у члена причта, именно, священника Никольской церкви отца Василия (фамилия забыта передающим), известного своим особенным благочестием. (Этот случай записан со слов Ливенского мещанина Александра Николаевича Паршина, заимствовавшего его по преданию). Будучи в услужении у Тюпиных, эта девочка во всех своих поступках проявляла крайнее благочестие и набожность, малым чем отличалась от монахинь. От Пасхи до Вознесения у ней была постоянная монастырская привычка говорить «Христос Воскресе» при начале всякого дела. В первый день Пасхи 24 или 25 марта 1858 года девочку Машу хозяева послали в «погреб» взять что-то для разговения и, взявшись за предмет, по привычке она сказала: «Христос Воскресе!» И вдруг услышала в ответ из глубины погреба: «Воистину Воскресе!» Предполагая, что ослышалась, она повторила ещё: «Христос Воскресе!» И опять услышала такой же ясный ответ: «Воистину Воскресе!» После этого она без чувств упала на пол и лежала, пока не пришли хозяева и не привели её в чувства. И, придя в себя, она рассказала сначала хозяевам, и потом, конечно, своим родным и знакомым о случившемся с нею. Эти случившиеся два чудесных события, одно скоро после другого привлекли множество поклонников в «погреб» Тюпиных. Явилось много чудесных исцелений, видений, которые, как я понимал, записывались в особую книгу, но, конечно, не было никакой возможности написать все чудесные исцеления и видения, являемые на этом месте благодатью Божиею. «Если писать о той (чудесной, благодатной, действующей на этом месте, силе Божией), то, думаю, и самому миру не вместить бы пишемых книг» (Иоанн. 21:25). Особо поразительный случай исцеления прямо после описанного случая в первый день Пасхи, печатаемый отдельною брошюрою, был со схимонахиней Марие-Магдалинского монастыря Ливенского уезда монахиней Елевферией, когда они жили ещё в миру, в селе Нижней Граворонки Воронежской губернии Землянского уезда. Непосредственно после Пасхи, когда был помянутый чудесный случай с прислугой Тюпиных, дядя её, торговец, привез из Ливен «песочку» и святой воды из «погребка» и прямо же, по призывании Ливенских угодников во время чудесного видения, она получила исцеление ноги, зараженной антоновым огнём.

Таково начало прославления пещеры этого святого места, которое и доныне прославляется явлением постоянных новых чудесных исцелений и видений, и «блажен, кто не соблазнится о нём», о действующей в нём благодати Божией (Матф. 11:6). Прежде всех, конечно, получали исцеление в Ливенской пещере жители города Ливен и его слобод, как первые и ближайшие зрители её чудесных событий. Поэтому в 1858 году мы встречаем в книге записи чудес только их одних. Но уже в следующем 1859 году, когда молва о чудесных видениях и исцелениях в Ливенской пещере разнеслась, можно сказать, по всей России, и со всех концов стали приходить в Ливны «к угодникам», в пещере стали получать исцеления жители и других местностей, других уездов, например, Малоархангельского, Елецкого, и других губерний: Воронежской, Курской, Тамбовской, Тульской, Калужской, Рязанской, Черниговской и Харьковской, Войска Донского и даже из Сибири, о чём свидетельствуют записи последующих годов, начиная с 1859 года.

В виду всех этих чудесных видений, исцелений в Ливенской пещере от почивающих в ней и молвы народной, зашедшей весьма далеко за пределы Орловской губернии, не могло не обратить внимание на Ливенскую пещеру начальство духовное и светское. Начиная с 1859 года открывается деятельная переписка Орловского епархиального Управления со Священным Синодом. После сделанного Епархиальным начальством дознания о подлинности чудесных событий и утверждения их, с донесением о сем Священному Синоду, разрешено было открыть на этом месте служение панихид по погребенным здесь инокам и молебнов, согласно с потребностью каждого. По поводу всего этого в 1859 году посетил Ливны известный своею благочестивой жизнью (уже современники называли его святым) преосвященный Поликарп, епископ Орловский и Севский, благословил это место, назвав его святым и разрешил отправлять панихиды и молебные Богослужения для удовлетворения просьб об этом многочисленных богомольцев. И, таким образом, этот Святитель своим благословением и разрешением служения положил краеугольный камень торжественного, официального признания Ливенской пещеры святым местом для особого почитания. Благословение и признание Святителем этого места святым и много чтимым, дало ему большой авторитет, силу, значение, ещё более духовно возвысило его. С этого времени мы видим ещё больший приток богомольцев, доходящих летом до громадного стечения народа, особенно в праздничные дни. А также, вместе с этим умножались и чудесные события, видения и исцеления. Особенно выдающиеся записывались отправляющим служение в особую книгу.

Исторический очерк Ливенской пещеры имел бы большой ущерб без упоминания характерного чудесного случая, бывшего в 1890 году во время археологических раскопок, производимых под руководством начальника Ливенской ж.д. инженера Киришева, переданный почетным потомственным гражданином города Ливны Иваном Андреевичем Васильевым. Нужно заметить, что иконостас в пещере стоит на западе, а не на востоке, как в церквах, а молящиеся обращаются лицом к западу, что в усыпальнице не могло быть. Сейчас может быть это допущено особым промыслом Божиим, чтобы притекающие почитатели почивших в пещере обращались мысленно к лицу их: хоронят головой к западу, и лицом, обращенным к востоку. Таким образом, поклонники, обращаясь лицом к западу, обращаются к мысленному духовному лицу почивших. (Мощи полагаются лицом к западу). С мыслью о таком чудном расположении пещеры Васильев в это время однажды засыпает. И вот видит во сне Ливенскую пещеру с гробами по обоим сторонам и иноки в ней, и входит в неё не с востока, как в действительности, а с запада по порогам (он даже не заметил размер порогов) и с удивлением спрашивает инока: «Почему такая перемена?» Инок отвечает, что никакой перемены нет, что сначала было так — такой ход с западной стороны. Васильев, пораженный этим сновидением, идет прямо же утром к Каришеву и просит его сделать раскопки с восточной стороны теперешней пещеры. Каришев приказывает рабочим копать на этом месте. И что же? Действительно, откопали на этом месте пороги, остаток бывшего в склепе хода с западной стороны. Но так как дальнейшая раскопка грозила падением новой, выстроенной на этом месте часовни в память 17 октября 1888 года[1], то по необходимости пришлось приостановить работы, и открытые пороги находятся под землей в указанном месте.

Описание чудесных исцелений, видений, как современных, так и выдающихся прошлых, хочется надеяться, что по молитвам наших Ливенских угодников будут печататься отдельными книжками.

[1] В этот день произошла трагедия на железной дороге: сошел с рельс императорский поезд. Среди Царской семьи жертв не было, но пострадали люди из других вагонов (десятки раненых и убитых).

Слава и благодарение Богу и его угодникам за все!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *