храмы в наро фоминском районе

Путеводитель по достопримечательностям Наро-Фоминска

Изначально там, где сегодня расположен Hapo-Фоминск, были два села – Нара и Фоминское. В 1926 г. произошло их объединение, в результате которого появился полноценный город. Небольшой, но колоритный, он располагается в 70 км от столицы нашей Родины, на берегу живописной речки Нары, обладая множеством интересных достопримечательностей, с которыми мы вас сегодня и познакомим, предлагая фото, описания, названия и адреса.

Храмы и часовни Наро-Фоминска

Никольский храм

До 1812 г. вместо нынешнего прихода стояла деревянная Никольская церковь и, по легенде, в ней останавливался с ночевкой сам Наполеон Бонапарт во время Отечественной войны. При отступлении французы сожгли храм.

храмы в наро фоминском районе

В 1845 г. было начато строительство нового, более прочного сакрального сооружения – по проекту архитектора Буренина. Средства на строительство выделили местные помещики – Скуратов и Лукин. Первых прихожан в обновленной церкви приняли в 1852 г., на то время она была одной из красивейших в России.

У Свято-Никольского храма богатая история: после революции его превратили сначала в попечительство для бедных, затем в богадельню, потом и вовсе закрыли, а в годы войны безжалостно разграбили. В послевоенное время он стал сначала складом, а позднее – историческим музеем Наро-Фоминска. В 1989 г. его решили вернуть верующим. Так началось восстановление, длившееся до 2004 г.

храмы в наро фоминском районе

Сейчас Храм Святого Николая живет полноценной православной жизнью: в нем проходят службы и священные обряды, работают воскресные школы для прихожан всех возрастов. Он обладает такими святынями, как частицы мощей великомучеников, старинные иконы, ковчеги.

Часовня Богоматери «Неугасимая лампада»

храмы в наро фоминском районе

Часовня «Неугасимая лампада» появилась в Наро-Фоминске в 1990 г. – как хранилище Вечного огня в память о жестоких боях, шедших на этом месте в 1942 г. за оборону Москвы. Она органично вписывается в композицию Свято-Никольской церкви и наравне с ней является важной достопримечательностью Наро-Фоминска.

Храм Новомучеников и исповедников

храмы в наро фоминском районе

На севере Наро-Фоминска также функционирует православный приход – небольшой, но очень интересный. Он не может похвастать большой историей, так как возведен в 2016 г. Купол у него всего один – золоченный, с крестом. Фасад здания – беленый, крыша – темная. Окружает собор красивый парк из деревьев, высаженных, как видно, давно.

Музейные достопримечательности

Историко-краеведческий музей

9 мая 1973 г., на День Победы, состоялось официальное открытие Историко-краеведческого музея Наро-Фоминска, перенесенного в другое здание. Ранее он располагался в стенах Церкви Николая Чудотворца.

храмы в наро фоминском районе

Сегодня музейный фонд его состоит из более чем 25000 экспонатов. Здесь собрано все: и этнография края, и история существования Наро-Фоминска. Экспозиция размещена на двух этажах.

На первом находится все, что касается истории городка и места, где он расположен. А на втором посетители могут увидеть выставку работ художника-анималиста В.В. Андрияшиной – это очень интересные натуралистичные фигуры животных, выполненные в натуральную величину из бумаги и гипса.

храмы в наро фоминском районе

В музее постоянно действуют выставки, посвященные доблестной славе города, истории всемирно известного завода по производству грампластинок, расположенного неподалеку, и знаменитым жителям Наро-Фоминска.

Памятники и мемориалы

Памятник «Танк Т-34»

храмы в наро фоминском районе

Осенью 1941 г. именно тут красноармейцы остановили наступление немецкой армии. В историю вошел подвиг Г.Г. Хетагурова, который на танке КВ-1 разбил вражеский штаб, чем нанес непоправимый урон противнику. Есть версия, что «Танк Т-34» стоит именно на том месте, где и произошло это событие.

Памятник М.Г. Ефремову

Генерал-лейтенант Михаил Григорьевич Ефремов – полководец времен Гражданской войны. В период ВОВ он был командующим 33-й армии, оборонявшей подступы к столичной Москве под Наро-Фоминском.

храмы в наро фоминском районе

Противни, захватив рубеж, отдал дань уважения достойному противнику, похоронив с почетом генерал-лейтенанта близ деревни Слободка. Ефремов был удостоен звания героя Российской Федерации в 1990 г.

Стелла «Город воинской славы»

храмы в наро фоминском районе

Hapo-Фоминск стал «Городом воинской славы» в 1990 г., а год спустя на главной городской площади возведена памятная стелла с гербом России высотой в 12 м. У подножия монумента находятся три таблицы: одна с дословным указом президента о присвоении городу почетного звания, другая с описанием подвига Наро-Фоминска в годы ВОВ, третья содержит трагические цифры количества жертв и разрушений, которые претерпел край в войну.

Памятник «Черный тюльпан»

«Черный тюльпан» — памятная дань доблестным воинам-интернационалистам, отдавшим свою жизнь при исполнении служебного долга в Афганистане. Открытие этого мемориала состоялось в 1991 г.

храмы в наро фоминском районе

Все чествования солдат, воевавших в Афганистане, проходят возле этого печального мемориала. Здесь же чтят память тех, кто не вернулся с Афганской войны. В Нарофоминском районе почти 400 человек служили в Афгане, 23 из них не смогли вернуться живыми.

Памятник располагается в сквере Памяти. Рядом с ним поставлены мемориальные доски с перечнем погибших жителей Наро-Фоминска, которые принимали участие в других локальных столкновениях и конфликтах.

Скульптуры-украшения г. Наро-Фоминск

«Сердца влюбленных»

Композиция «Сердца влюбленных» создана скульптором В.Ф. Митрошиной. Она украшает площадь возле Дворца бракосочетаний и выполнена в виде арки из двух сердец, под которой идут навстречу семейному счастью двое влюбленных.

храмы в наро фоминском районе

Сегодня это традиционное место молодоженов, которые по окончании церемонии бракосочетания символично проходят под этой аркой. «Сердца влюбленных» — это романтичнейший памятник в Наро-Фоминске и одна из его изюминок.

«Емеля на печи»

Скульптура эта появилась в Наро-Фоминске в 2008 г. и сразу завоевала любовь горожан и приезжих. Считается, что она посвящена путешественникам. Сказочный персонаж Емеля с зонтиком в руке и чемоданом наготове сидит на печи, опирающейся на колеса от четырех видов транспорта – от телеги, от автомобиля, от мотоцикла и от самолета, которые как бы символизируют эволюцию средств передвижения.

храмы в наро фоминском районе

Щука тоже играет не последнюю роль в этой забавной композиции. Бытует мнение, что исполнится заветное желание, если доверить его этой рыбе. Главное не забыть произнести известную присказку из русской народной сказки.

Автором скульптуры является художник-монументалист, кузнец Г.В. Новоселов. «Емеля на печи» — не единственное его творение в Наро-Фоминске. Он также является автором «Черного тюльпана», памятника погибшим воинам во время несения службы в Афганистане, и кованных дверей в Никольской церкви. Но «Емеля на печи» уникален тем, что в этой скульптуре нет ни одного отдельно отлитого элемента.

Парки и скверы Наро-Фоминска

Парк Воровского

Главный парк Наро-Фоминска находится на историческом месте. Здесь когда-то располагалась усадьба князей Щербатовых, которая так и называлась – «Нара». Сквер был ее составляющей частью. Само имение сгорело в начале XX века, не оставив о себе никаких фотоснимков.

храмы в наро фоминском районе

Единственное, что осталось от былой роскоши – этот парк с его великолепными липовыми аллеями. После революции он получил название Вацлава Воровского, соратника В.И. Ленина. Сейчас это городской Центральный парк культуры и отдыха и место притяжения горожан. Здесь проводятся все народные праздничные гулянья, культурные и спортивные мероприятия.

В 1941 г. тут велись такие ожесточенные бои с наступающими на Москву немцами, что после войны парк пришлось восстанавливать в течение 10-ти лет.

В парке находится «Аллея Славы Героев», торжественно открытая 24 декабря 2014 г. Место выбрано не случайно: здесь в 1979 г. появился мемориальный комплекс в память о солдатах, павших в боях за Родину во время войны. Именно на парковой территории находится наибольшее захоронение советских воинов в черте города.

храмы в наро фоминском районе

Тенистые аллеи делают парк Воровского удобным для прогулок, а любители спорта могут взять напрокат спортивный инвентарь и заняться своим здоровьем на расположенном здесь же спорткомплексе или погонять мяч на футбольном поле. По выходным здесь работают тир, детские и спортивные батуты, веревочный городок. Рядом со спортивным комплексом есть игровая площадка для детей.

Парк Победы

храмы в наро фоминском районе

Парк Победы находится на самом берегу реки Нары. В центральной его части находится Памятник погибшим летчикам во время ВОВ в виде взвивающегося ввысь самолета. Рядом с ним расположен фонтан. Живописное и уютное место является любимым местом прогулок для многих туристов и жителей Наро-Фоминска.

Бобруйский скверик

храмы в наро фоминском районе

Сквер так называется в честь Бобруйска, города-побратима Наро-Фоминска, а «скверик» — потому что здесь много детских площадок, горок и милых сказочных скульптур из дерева, что создают особую атмосферу детства. У входа посетителей встречает забавный бобер, отлитый из бронзы. Желающие могут присесть рядом с ним на лавочку и сделать отличные фото.

Лесопарк Елочки

Еще одно место, которое стоит посетить в Наро-Фоминске. Правда, визиты сюда наносят по большей части жители города, а не приезжие. Лесопарк раскинулся в южной части населенного пункту, за железнодорожными путями.

храмы в наро фоминском районе

В нем просто замечательно гулять днем с детьми, как говорят отзывы, но вечером тут делать нечего — освещения и какого-либо оснащения нет. Зато тут немало белок, которых можно покормить практически из рук. Зимой в Елочках можно покататься на лыжах — есть трасса, а еще для любителей велосипедных прогулок предусмотрены велотрассы. Но опять же — оснащение мест досуга оставляет желать лучшего.

Другие интересные места Наро-Фоминска

Панно «Ленин и люди»

Панно это расположено на здании, где когда-то находился Шелковый комбинат. Оно является исторической и художественной ценностью Наро-Фоминска. Само по себе строение, возведенное в 1840 г. – уже архитектурный памятник, а его ценность для истории состоит в том, что находившаяся в нем бумагопрядильная фабрика напрямую связана с развитием городка.

храмы в наро фоминском районе

Именно Шелковый комбинат послужил причиной объединения сел Нара и Фоминское и образованием тут города. Основателем бумагопрядильной мануфактуры (так в то время назывался комбинат) стал Д.П. Скуратов. Затем фабрика начала активно развиваться и производить огромное количество рулонов различных тканей. Она же явилась историческим центром Наро-Фоминска, от которого началась застройка первых микрорайонов.

В 1971 г. комбинат получил государственную награду за успехи в производстве тканей и применении новейших технологий. Однако Шелковый комбинат прекратил свою деятельность в результате распада СССР. Теперь этот арт-объект – одна из главных достопримечательностей Наро-Фоминска.

Аллея городов-героев

храмы в наро фоминском районе

Аллея городов-героев была открыта в Наро-Фоминске в рамках Всесоюзной вахты Памяти 3 мая 1979 г. и протянулась от ограды Храма Николая Чудотворца до площади Победы. Она посвящена подвигам городов-героев, названия которых нанесены на чугунные решетки, вмонтированные в землю вокруг стволов берез, из которых и состоит сама аллея.

Река Нара

Нара берет свое начало в Полецком озере и впадает в Оку. Она была описана и внесена со всеми своими притоками в общую карту по повелению царя Ивана Грозного в XVI веке.

храмы в наро фоминском районе

Нара славится среди рыбаков массой рыбы и богатством ее разнообразных видов. Здесь ловятся карась, щука, окунь, язь, налим и многие другие рыбные разновидности. В верховьях практикуется искусственное разведение рыбы.

Природа вокруг Нары чрезвычайно живописна и является привлекательным местом для семейного отдыха, о чем свидетельствуют многочисленные отзывы.

Что посетить в окрестностях Наро-Фоминска

Тюбинг-парк Елагино

Развлекательный комплекс этот расположен в деревне Елагино, в 10 км к югу от Наро-Фоминска. Здесь созданы замечательные условия для горнолыжного отдыха в Подмосковье. Трассы оснащены по последнему слову, а персонал всегда приходит на помощь в случае необходимости.

храмы в наро фоминском районе

Территория тюбинг-парка очень огромна, в нем можно задержаться на весь день, ведь кроме активного отдыха тут вам предложат и пассивный — посидеть в кафешке в тепле, согреться чашечкой кофе и покушать вкусного шашлычка. Дети от 5-ти лет будут просто в восторге от этой достопримечательности.

Женский монастырь Зосимова Пустынь

В 27 км к востоку от Наро-Фоминска расположено село Зосимова Пустынь, где и находится одноименный Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь. Основана эта православная обитель в далеком 1826 г. монахом Зосимой.

храмы в наро фоминском районе

Как и многие другие святыни России, она в период СССР не использовалась по прямому назначению — тут располагались и пионерлагерь, и земледельческая артель.

Православной церкви ее вернули в 1999 году, а в 2000-м она получила официальный статус монастыря. Главные монастырские храмы — Троицкий собор и Церковь Иоанна Предтечи. А еще недалеко можно обнаружить братскую Могилу летчиков.

Вейк-парк Wannawake Park

храмы в наро фоминском районе

В небольшом селении Шапкино, что в 27 км к западу от Наро-Фоминска, есть еще одно интересное место для активного досуга — первый районе Вейк-парк, расположенный рядом с небольшими водоемами. Из отзывов становится понятно, что место это — далекое от идеала, здесь еще предстоит много поработать, но в целом отклики положительные. Многие отмечают лебедка в Wannawake Park весьма достойна, мол, есть неплохое место куда можно поехать на выходные. Да и для рыбалки тут условия достойные.

Читайте также про достопримечательности:

Сейчас немало туристов, выбирая маршрут передвижений по Московской области, все чаще делают выбор в пользу путешествий одного дня. Hapo-Фоминск относительно молодой город, так как ему еще нет и ста лет, поэтому его история больше всего связана с событиями, произошедшими в годы Великой Отечественной войны. Посетить его будет особенно полезно тем, кого интересует эта тема. Впрочем, даже простые любители путешествий не останутся разочарованными, рассмотрев достопримечательности Наро-Фоминска – все или хотя бы их часть.

Источник

Древнейшая церковь Подмосковья

Древнейшая церковь Московской области находится неподалёку от Наро-Фоминска в селе Каменское. Мы постоянно ездим по трассе М3 но лишь недавно смогли посмотреть этот удивительный храм.

Древнейшая церковь в Московской области

Никольская церковь действительно самая древняя в Подмосковье. Это единственная уцелевшая постройка времён Юрия Даниловича и Ивана Даниловича Калиты. В начале XIV столетия село Каменское принадлежало Великому князю Московскому. На охранной доске указана дата начала строительства — 1309 год. Эту датировку предложил современный художник и историк архитектуры Сергей Вольфгангович Заграевский.

храмы в наро фоминском районе

Первое упоминание о Каменском встречается в Духовной грамоте Ивана Калиты под 1325 годом. В источниках ХХ века Никольскую церковь датировали временами Дмитрия Донского. Такой точки зрения придерживался реставратор Борис Львович Альтшуллер.

храмы в наро фоминском районеРеконструкция церкви, сделанная Б.Л.Альтшуллером. Фото с сайта kamenskoenf.cerkov.ru

О безусловной древности храма говорят камни, слагающие его стены и своды. Древние мастера обработали их в «получистой» технике. Блоки вышли довольно неровными, гладко обтёсаны лишь камни порталов, цоколя и основания закомар. Особенно хорошо эти неровности заметны на сводах, которые опираются не на столпы, а непосредственно на стены.

храмы в наро фоминском районе

Стены в храме глухие. Узкие щелевидные окна прорезают лишь алтарную апсиду и световой барабан. В серый осенний день без внутреннего освещения в храме было темно.

храмы в наро фоминском районе

История древнейшей церкви и села

Даже если считать датой строительства Никольской церкви не 1309 год, а начало XV века, всё равно она остаётся старейшей в Подмосковье. Строительство каменного храма в селе было из ряда вон выходящим событием. В ту пору большинство городов имело лишь деревянные церкви. Это объясняется тем, что Каменское было великокняжеским владением.

Вплоть до конца XVI столетия Каменское принадлежало Рюриковичам. В Смутное время Каменское оказывалось на пути мятежников Ивана Болотникова, Тушинского вора, гетмана Хоткевича и крымских татар. Спустя 11 лет по окончании смуты, храм стоял заброшенным, а поповский двор пустовал. Лишь в 1649 году при царе Алексее Михайловиче церковь восстановили и освятили для богослужений.

храмы в наро фоминском районеДревнейшая церковь. Никольский храм в Каменском. Вид с юго-востока

Столетие спустя церковь перестроили, добавили придел святого Уара и колокольню. «Немодные» закомары заменили четырёхскатной кровлей.

храмы в наро фоминском районеДревнейшая церковь. Никольский храм в Каменском. Вид с севера

Каменское в 1812 и в 1941 году

В 1812 году в Наро-Фоминске останавливался Наполеон во главе «Великой армии». В окрестностях Каменского действовал отряд генерала Дорохова и местные партизаны. Они отстояли Каменское и не дали французам разграбить его. В бою русские воины взяли пленных, которые рассказали о планах Наполеона идти на Малоярославец и далее на юг. Кутузов, узнав об этом, приказал ускоренным маршем выдвигаться к Малоярославцу, где и произошло одно из важнейших сражений войны 1812 года.
храмы в наро фоминском районе
Спустя 129 лет в 1941 году Каменское оказалось на линии фронта и четыре раза переходило из рук в руки. Большая часть села сгорела, но церковь уцелела. В ней даже сохранилось внутреннее убранство. Однако службы не возобновились — ведь священника отца Евстафия ещё в 1938 году убили нквдшники. Церковь превратили в склад, использовали как молочную.

В 1957 году Никольский храм начал реставрировать Борис Львович Альтшуллер. При этом снесли более поздние приделы и колокольню XVIII века. К сожалению из-за недостатка финансирования работы были прерваны на целых 3 года. В это время храм разрушался и лишь в 1963 году его удалось законсервировать.
Службы в церкви возобновились в 1999 году. Год спустя пристроили современный притвор. Он заметно отличается от основного объёма средневекового храма, но из-за скромных размеров и нейтральной окраски не портит основной объём храма.

храмы в наро фоминском районеНикольский храм в Каменском. На первом плане современный притвор.

Древнейшая церковь Подмосковья. Как попасть внутрь

Церковь открывают на богослужения. В неурочное время лучше позвонить по телефону +7(906)7353440, спросить Валентину Алексеевну и предупредить о своём приезде. Нам повезло. Мы приехали за несколько минут до того, как она собралась уходить. Нам не только открыли церковь, но и разрешили фотографировать в интерьере. Как сказано выше, интерьер не сохранился. В церкви установили современный иконостас, стилизованный под XV-XVI века.
храмы в наро фоминском районе
Уцелела лишь одна старинная икона. Её спасла жительница Каменского и сохранила у себя дома.
храмы в наро фоминском районе
Рядом с древним Никольским храмом стоит маленькая церковь новомученика Евстафия. Её построили в 2006-2009 годах и освятили во имя настоятеля Никольской церкви, убитого коммунистами в 1938 году. Это довольно редкий тип храма «иже под колоколы». Такие обычно строили в Средние века. В более позднем храмовом зодчестве этот тип церкви встречается редко. (Духовская церковь в Сергиевом Посаде возведена по таком принципу).
храмы в наро фоминском районе

Церковь села Каменского однозначно заслуживает посещения всеми ценителями русских древностей. Знакомство с Каменским можно совместить с поездкой в Боровск.

Источник

Святые места Подмосковья. Запад и Юго-Запад. Часть 2

Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь (женский монастырь), город Наро-Фоминск, церковь Свт. Николая Чудотворца в селе Каменское, Покровская женская монашеская община в селе Юдановка, город Руза, храм во имя Преображения Спасителя в селе Спас-Прогнань.

храмы в наро фоминском районе
Троице-Одигитриевская Зосимова Пустынь.

Расположена в 68 км к ю.-западу от Москвы, в 23 км от г. Наро-Фоминска, в 2 км от ж/д станции «Бекасово-центральное».

Зосимова пустынь стала третьей женской общежительной обителью (после Борисо-Глебской Аносиной и Спасо-Бородинской), благословленной на земле Московской великим ее Архипастырем – митрополитом Филаретом (Дроздовым). Основание же общине положил монах-пустынножитель Зосима (Захария Васильевич Верховский, 24.3.1768 –24.10. 1833).

Старец Зосима являлся современником прп. Серафима Саровского (19.07.1759- 2.01.1833). Он принадлежал к древнему дворянскому роду Смоленской губернии, известному по документам с 1620 г. Родился в с. Буловицы Смоленского уезда в семье полковника Смоленской шляхты, будучи младшим из девяти детей. Родители его отличались благочестием и нищелюбием. Еще перед его рождением отец будущего подвижника во время ночной молитвы слышал голос: «У тебя родится сын, не учи его светским науками, но лишь Закону Божию». В детстве душу Захарии особенно занимали жития преподобных пустынников, когда мать читала их вслух, и он возгорался духом подражать им. Будучи шести-восьми лет, он, бывало, убегал в сад, молился как умел. А после молитвы ел плоды и овощи, чтобы за обедом не есть ни мяса, ни хлеба. Позже, уже в юности, имел он и другое предзнаменование своего иноческого будущего: сон, в котором явилась ему Небесная Дева, олицетворение чистоты и целомудрия.

храмы в наро фоминском районе
Прижизненный портрет Прп. Зосимы Верховского.

Но не сразу выпустил мир будущего монаха из своих тенет. Захария служил в столице в рядах блестящего гвардейского Преображенского полка. Будучи дворянином, имел наследственные земли и деревни. Собирался уже и жениться. Однако, тайный голос совести сильно тревожил его в глубине сердца. И однажды, как рассказывал впоследствии сам отец Зосима, когда проезжал он верхом мимо церкви своего села, вдруг точно кто рукою толкнул его в грудь и так сильно, что он пошатнулся на лошади, в то время внятно услышав слова: «Ты сам пойдешь в монахи.»

В это время Промысл Божий привел брянских отшельников под водительством иером. Адриана в близлежащие от родного дома Захарии Рославльские леса. Посещение пустынников произвело на Захарию ошеломляющее впечатление, которое не могли затмить потом уже ни богатство и беспечность помещичьей жизни, ни блеск столицы. К весне 1789 г. он отдал все свое имение родственникам, вышел в отставку и явился к рославльским пустынникам с намерением остаться там навсегда. Но умудренные опытом старцы отправили его сначала научиться смирению и послушанию в монастырь на Коневец, где в то время жил их наставник о.Адриан. Под неусыпным оком этого великого подвижника, ученика прп. Паисия Величковского, и начал юный Захария свой монашеский путь в Коневском монастыре (на Ладожском озере). Там он был пострижен с именем Зосима. Его отшельническая жизнь вдали от монастыря в уединенной келии проходила под руководством старца Василиска. Только по субботам вечером приходили они в монастырь на Всенощное бдение, а в воскресение, после Литургии и братской трапезы, снова удалялись на свое безмолвие. Но даже этого уединения стало им вскоре недостаточно. И когда духовный отец их Адриан отпущен был священноначалием на покой в Московский Симонов монастырь, подвижники испросили дозволения искать себе более глубокую пустыню. В 1799 г. они покинули о. Коневец. Много исходили они дорог и весей, несколько раз пытались попасть на Афон, но Божий промысел привел их в конце концов в дебри сибирских лесов, в пятидесяти верстах от Кузнецка. Мироощущение христовых подвижников передано ими самими с предельной ясностью в таком высказывании: «За что нам чаять от Бога, по смерти, воздаяния, ежели в сей жизни так облагодетельствованы по Его благости: живем во всяком спокойствии и услаждении мирным духом, радуемся, от всего свободны. Нет в пустынном пребывании нашем ничего такого, что бы возбраняло или отвлекало от Богослужения, удерживало или мешало заниматься чтением Св. Писания и питаться углублением в Богомыслие; напротив, всякий случай и всякий предмет побуждают здесь простираться к Богу. А от соединения души с Богом какая бывает радость, какой страх, какая любовь, сладость, утешение, просвещение, трепет, умиление, слезы и совершенное забвение самого себя и всего земного. Блаженнее же всего то, что мы между собою таким духовым дружелюбием, единодушием и единомыслием связаны о Христе, что всякий совет у нас бывает не раздорен, и послушание охотнейшее. Всякий случай, всякая вещь, одним словом, все зримое и слышимое склоняет к размышлению о всемогуществе, премудрости и благости Божией.»

храмы в наро фоминском районе
Троице-Одигитриевская Зосимова Пустынь. Угловая башня и колокольня.

Двадцать лет прожили пустынники в своих лесных келейках посреди дикого сибирского леса, восходя постепенно от силы в силу. Наконец пришло время воли Божией поставить светильники сии на свешники, да светят многим.

К концу 1810-х гг. стали притекать под окормление старцев Василиска и Зосимы также и женщины. Не посмели отцы отказать страждущим душами. Так в близлежащей д. Сидоровка получила свое начало женская общежительная община. Вскоре о.Зосиме удалось исхлопотать в Св.Синоде пустующий Свято-Николаевский монастырь в г. Туринске. здесь в 1822г. возникла первая женская обитель, устроенная с.Зосимой по благословению старца Василиска [1] и при содействии Святителя Филарета Московского.

Старец Зосима имел особенный дар не строгостью и принуждением, но отеческой любовью и собственным примером разогревать сердца к подвигам монашеским. Сюда о.Зосима привез и своих осиротевших племянниц Варвару и Матрону, получивших в постриге имена Вера и Маргарита; им суждено было стать его верными духовными дочерьми, сумевшими продолжить монашеское делание и управление будущей подмосковной обителью.

Много потрудился старец Зосима над устроением духовной жизни насельниц, а когда основные дела по обустройству новой пустыни были окончены, он позволил себе удаляться на пять дней в неделю на безмолвие, приходя к сестрам лишь в субботу и воскресенье. Около своей келии в лесу старец вырыл колодец, вода из которого после его смерти стала исцелять людей, с верою прибегающих к нему. Блаженная кончина старца последовала 24 окт. 1833 г. Незадолго до смерти он принял схиму. Позднее, в 1838 г. над его могилой возвели храм, посвященный согласно завещанию старца Живоначальной Троице. Сама М. С. Бахметева под конец жизни не покидала пустыни. Здесь она скончалась 13 дек. 1839 г. и была похоронена около алтаря Троицкого храма.

С. Л. Лепешкин скончался 10 авг. 1855 г. Колокольню закончили строить его сыновья, и 22 июля 1857 г. во 2 ярусе колокольни был освящен храм во имя Рождества Иоанна Предтечи.

Некоторые насельницы обосновались в окрестных деревнях, служили в ближайшем храме с. Руднева. Многие были сосланы. Но и после ссылок, возвращаясь, оставались верны служению Богу, монашествовали в миру. Могилы таких зосимовских трудниц известны в Боровске.

На территории монастыря долгое время располагался инвалидный дом. Храм продолжал действовать как приходской, но в 1933 г. его закрыли и переоборудовали под клуб. Сохранились известия, что священники Михаил Виноградов и Дмитрий Розанов были репрессированы. Св. мощи старца Зосимы перезахоронили на кладбище, не отметив могилы. Во время Отечественной войны в корпусах размещался госпиталь. Вскоре после войны разобрали на кирпич надвратный Одигитриевский храм. Очень знаменательно, что наступление немцев было остановлено именно перед монастырем – в Наро-Фоминске шли настоящие бои, а к святому месту враг не подошел.

В 1967 г. на территории обители разместился пионерский лагерь для детей сотрудников московского метрополитена. Колокольня продолжала служить в качестве водонапорной башни. Но… настала пора собирать камни, разбросанные в безбожные советские времена.

В 170-летний юбилей Зосимовой пустныни. 7 дек. 1996 г. состоялся водосвятный молебен и лития в Троицком храме бывшего монастыря, а под праздник иконы Божией Матери Одигитрии, 9 авг. 1997 г. – молебен на месте отшельнических подвигов схимонаха Зосимы, около Отчина колодца. Оба молебна возглавлял благочинный церквей Наро-Фоминского округа прот. Александр Сложеникин в сослужении нескольких священников этого же благочиния и настоятеля Казанского храма с. Хмелита Вяземского р-на иером. Даниила (прибывшего с родной для старца Зосимы Смоленщины).

Икона Прп. Зосимы Верховского.

По представлению нового благочинного церквей Наро-Фоминского р-на о. Георгия Ашкова на заседании Комиссии по канонизации святых 15 сент. 1999 г. было принято решение о причислении к лику местночтимых святых пустынника схимонаха Зосимы, духовного писателя, прожившего 30 лет на безмолвии и затем основавшего два монастыря. 11 окт. 1999 г. это решение утвердил Святейший Патриарх Алексий II.

В 1999 г. по благословению митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия на территории возвращенной обители открылось подворье Московского Новодевичьего монастыря. В конце октября сюда прибыли первые насельницы, возглавляемые настоятельницей подворья монахиней Еленой (Коньковой) и сумели в течение недели подготовить праздник в день памяти старца Зосимы, 6 ноября.

Праздник начался литургией в Троицком храме, возглавлявшейся еп. Видновским Тихоном. Потом была трапеза на сто пятьдесят человек, организованная при содействии местной администрации. Назначенный вскоре молодой священник о. Александр Суворкин организовал регулярные службы в Троицком храме по монастырскому уставу, без опущений.

И потянулись люди из окрестных селений к святой обители. А неутомимый батюшка Александр пошел на требы к больным, не оставляя без внимания ни одной просьбы.

К сожалению, открытие подворья в Зосимовой пустыни оказалось лебединой песней для незабвенной матушки Серафимы (Чичаговой), первой игуменьи Новодевичьего монастыря с момента его возобновления. 16 дек. 1999 г. ее не стало. Но дело матушки не пропало. Ее духовная дочь и ученица монахиня Елена, насельницы пустыни, многочисленные благодетели, администрация района – все принимали посильное участие в восстановлении обители.

храмы в наро фоминском районе
Троице-Одигитриевская Зосимова Пустынь.

7 марта 2000 г. Св. Синод принял решение об открытии Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни в качестве самостоятельного монастыря. 9 апреля, в Неделю 4-ю Великого поста, было совершено торжественное открытие возобновленного монастыря. В обитель прибыл митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий. При совершении Божественной литургии ему сослужили Преосвященные еп. Илиан и еп. Видновский Тихон, а также многочисленное духовенство Московской епархии. Не случайно праздник возрождения обители совпал с днем памяти Прп. Иоанна Лествичника: восходя от силы в силу, подымается по лествице добродетелей еще одна обитель земли Московской, собирая по молитвам старца Зосимы в своих стенах тех, кто, избегая соблазнов мира, решил послужить здесь ближним своим любовью и молитвой.

23 июля 2000 г. торжества по прославлению в лике святых прп. Зосимы возглавили высокопреосвященнейший Ювеналий, митр. Крутицкий и Коломенский. Ему сослужил собор архиереев: архиеп. Можайский Григорий, еп. Илиан, еп. Угличский Иосиф, еп. Видновский Тихон; настоятели монастырей, священники Наро-Фоминского благочиния. На празднике были настоятельницы обителей Московской епархии и гости из других епархий. Накануне, после всенощного бдения, был отслужен Парастас. Перед началом Божественной литургии последний раз отслужили панихиду по почившему в Бозе отцу Зосиме. На малом входе состоялось само прославление. При пении тропаря и кондака воспарила над присутствующими огромная икона преподобного, изображающая основателя обители, стоящего в полный рост на фоне монастыря.

На торжественной трапезе гости особо отметили факт почитания прп. Зосимы в самых разных уголках православного мира: на Смоленщине, в Екатеринбурге, на Кипре, в Сев. Калифорнии. Святой старец слышит всех обращающихся к нему в молитвах.

Преподобный отче Зосимо, моли Бога о нас!

храмы в наро фоминском районе
Троице-Одигитриевская Зосимова Пустынь. Колодец.

Источники:

Адрес: 209844, Московская обл., Наро-Фоминский р-н, п/о Кузнецово, монастырь

храмы в наро фоминском районе
г. Наро-Фоминск. Никольская церковь.

Расположен в 70 км к ю.-западу от Москвы на р. Наре (левый приток р. Оки). На месте современного города существовало село, образованное в 1864г из двух поселений, расположенных на обоих берегах р.Нары: 1) с.Фоминское – известно с 1328 г., до XVI в. – оборонительный форпост на дальних подступах к Москве, в XVI-XVIII вв. – вотчина кн. Барятинских; 2) д. Малая Нара – вXVII-XVIII вв. вотчина Саввино-Сторожевского монастыря. В октябре 1812 г. французская армия, отступавшая к Малоярославцу, заняла Фоминское, в местной церкви ночевал Наполеон. Город с 1926 г.. 1-5 дек. 1941 г. был центром Наро-Фоминской оборонительной операции. Освобожден 26 дек.

В 2002 г. Никольскому собору исполнится 150 лет. Предполагается его капитальная перестройка (в частности, возведение трапезной).

Проезд: до ст. Нара Киевской ж/д (70 км). Киевское шоссе.

храмы в наро фоминском районе
Село Каменское. Никольская церковь

Этот древнейший храм Подмосковья (серед. XIV в.) расположен в 18 км к ю.-востоку от Наро-Фоминска, на берегу р. Нара в с.Каменское, известном с 1328 г. Белокаменный, одноглавый, бесстолпный, трехапсидный храм является уникальным образцом раннемосковского зодчества. В 1930-ые гг. храм был разорен и закрыт. Богослужения возобновились с 22 мая 1999 г.

Проезд: До ст. Нара Киевской ж/д. Далее авт. до ост. Каменское. Киевское шоссе.

храмы в наро фоминском районе
Село Покровское Подольского района. Покровская церковь.

Расположена в 58 км к юго-зап. от Москвы близ пос. Вороново. Здесь выстроен храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделами свт. Николая Чудотворца и апп. Петра и Павла. При общине существует летняя дача детского приюта, расположенного в Москве при ц. Вознесения Господня на Люсиновской ул.

Настоятельница общины монахиня Алексия (Деменева)

Адрес: Московская обл., Подольский район, с. Юдановка (Покровское)

храмы в наро фоминском районе
Город Руза. Собор в честь св. вмч. Димитрия Солунского.

Расположен в 110 км к западу от Москвы на высоком берегу р. Руза (приток р. Москвы), в 22 км к сев.-зап. от ж/д ст. Тучково.

Впервые упоминается в Духовной грамоте Вел. кн. Ивана Калиты (1328 г.). принадлежала Звенигородскому княжеству, в 1462-1504 гг. входила в состав Волоцкого княжества, в 1504-1533 гг. – в удел дмитровского кн. Юрия Ивановича, затем – в состав Московского государства.

Была городом-крепостью, охранявшим с запада путь к Москве (сохранились мощные земляные валы). В 1618 г. выдержала осаду польско-литовских войск королевича Владислава. С 1781 г. – уездный город Московской губернии.

храмы в наро фоминском районе
Город Руза. Храм Покрова Пресв. Богородицы.

Вероятно, уже в конце XV в. в городе, на посаде существовал Георгиевский (Егорьевский) мужской монастырь. Он располагался на сев.-зап. окраине города, на левом берегу р. Городенки, за ныне существующим храмом Покрова Пресвятой Богородицы. Впервые упоминается в 1503 г. Сохранились упоминания об игуменах м-ря Мисаиле (1503 г.) и Иоакиме (1552 г.). В 1611 г. Руза была захвачена «литовскими людьми», которые сожгли монастырь. В 1713 г. помещик Богдан Анфиногенович Челищев построил в с. Комлево (в 6 км сев.-западнее Рузы) деревянный храм во имя Знамения Пресвятой Богородицы с приделом св. вмч. Георгия – в память о монастыре. К сожалению, другой владелец Комлева выстроил в 1802 г. новый каменный храм, уже без Георгиевского придела. Этот храм в полуразрушенном виде дошел до наших дней.

Сохранились сведения начала XVII в. о Троицком на Копыльце муж. монастыре. Он располагался в 2,5 км к югу от города, на правом берегу р. Рузы, там где она делает крутую излучину, у края нынешнего леса, близ дер. Лукино. В 1628 г. опись сообщает: «Копылецкий Троицкий монастырь разорен литовскими людьми, храм Живоначальной Троицы стоит пуст, непокрыт, ветх, и в храму образы и царские двери полиняли». А в описи 1685 г. читаем: «Троицкого монастыря церковная земля, в Городском стане: церковного места и кладбища, где был Троицкий монастырь на Копыльце, на берегу р. Рузы, на горе …». В 1697 г. земли обители были отданы Николо-Перервинскому монастырю (см. выпуск 1 с. 7).

Рядом с храмом могилка старца Амвросия Балабановского, одного из последних носителей духа благословенной Оптиной.

Старец Амвросий (в миру Василий Федорович Иванов) родился 2 янв. 1879 г. в с. Копыл Ростошенской волости, Борисоглебского уезда Тамбовской губернии. Его земляками по Тамбовскому краю оказались прпп. Серафим Саровский, Амвросий Оптинский и Силуан Афонский. Семья о.Амвросия (мать – крестьянка, отец – солдат) отличалась глубоким благочестием. Сестра его матери подвизалась в Таволжском монастыре, два брата монашествовали: один в Оптиной, другой – в Сарове. Особую роль в религиозном воспитании старца сыграла его мать, великую любовь к которой он пронес через всю свою жизнь.

Когда Василию было восемь лет, родители взяли его с собой в Оптину, где он получил благословение старца Амвросия. Именно тогда ему было предсказано, что он станет подражателем и преемником по духу величайшего Оптинского старца.

В мае 1923 г. монастырь был закрыт и о.Амвросий перешел служить в с.Иклинское. в 1930-1933 гг. он отбывал ссылку. Когда же в 1942 г. иклинский храм погиб, Господу угодно было определить батюшку в с.Спас-Прогнань, в ц. Преображения Господня. С 1 марта 1942 г. и до последних дней своей жизни великий старец молился в этом храме.

Известно множество случаев благодатной помощи и чудесных исцелений, происшедших по молитвам угодника Божия. Однажды один из глубоко уверовавших в старца людей приехал к нему с просьбой помолиться о смертельно заболевшей матери. Когда ему разрешили зайти в комнату старца, он застал батюшку лежащим на кровати в камилавке и в валеночках, глаза его были прикрыты. Постояв на пороге некоторое время, посетитель подождал, не изменится ли что-нибудь, но все было по-прежнему. Тогда, не желая беспокоить старца, приехавший поклонился и вышел. Уповая на Господа, он отправился домой. А через три дня на удивление всем его мать совершенно поправилась. Удивительна была эта встреча двух смирений, совсем обошедшаяся без слов.

Обычно о.Амвросий наставлял своих детей: «Не забывайте Бога, и Бог вас не забудет». Батюшка наизусть знал всю Псалтирь, имел особенную молитву к Царице Небесной.

Постриженица батюшки мать Афанасия вспоминала, что однажды «пришла странница, прошла по сторожке и говорит: «А я здесь открою монастырь». Я ее спрашиваю: «Мать, а ты кто такая есть?» А она так потянулась и отвечает: «Я? Я – Всемогущая» И вышла. А мне подумалось: кто же это был? Пошла за ней, а ее нет нигде». Как тут не вспомнить: «…К Тебе убо молимся, и Тебе, яко Всемогущей помощнице, сами себе и весь живот наш предадим …» Эти слова из молитвы Покрову Божией Матери, икона Которой находится справа от алтаря.

храмы в наро фоминском районе
Село Спас-Прогнань. Старица схимононахиня Серафима (Шошина).

Под благодатный покров молитв старца собирались люди. Именно на такой основе внутреннего соглашения и сложился тайный женский монастырь в миру, игуменьей которого являлась духоносная старица схимон. Серафима, восприемница более 800 (!) монахинь. На совершение постригов в эти годы гонений на Церковь старец имел благословение двух патриархов – Московского и Иерусалимского.

Однажды, по некоему доносу, что он совершает монашеские постриги, к нему приехала женщина-инспектор. На ее вопрос, правда ли, что он это делает, батюшка ответил: «Всех постригаю, и из райкома тоже. Мать, тащи ножницы, сейчас постригать буду!» Господь так устрашил женщину этими словами, что она почти бегом покинула старца, с тем его и оставили в покое.

Батюшка имел благословение отчитывать бесноватых. И даже после его смерти они рычат на могиле старца, но затихают его молитвами. У Господа нет случайностей: день кончины батюшки (15 окт. по н.ст.) совпал с празднованием сщмч. Киприана и мц. Иустинии, особенно подвизавшихся в подвиге против нечистой силы.

храмы в наро фоминском районе
Село Спас-Прогнань. Крест на могиле старец Амвросия (Иванова).

Один из батюшкиных чад (впоследствии иерей) как-то похвастался, что родился на Покров. На что старец с улыбкой заметил: «Родиться на Покров – это что? А ты вот умри в Покров!» Слова эти вспомнились ему, когда на второй день Покрова батюшки не стало. Он перешел в Жизнь Вечную 15 окт. 1978 г.

Еще при жизни старца некоторые из его чад ездили в Дивеево (до открытия там монастыря). Они посетили там старицу Евдокию, бывшую насельницу этой обители. Ей показали фотографию отца Амвросия, она взглянула, перекрестилась и сказала: «Это преподобный».

Настоятель храма иеромонах Никифор ( Коженков)

Адрес: 249002 Калужская область, с. Спас-Прогнань, храм

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *