храмы в псевдорусском стиле
Псевдорусский стиль
Сегодня хочется показать здания в Москве, относящиеся к так называемому псевдорусскому стилю. Его называют также и неорусским и новорусским. Сам стиль возник во второй половине девятнадцатого века. И он не повторяет архитектуру века семнадцатого, взятую в основном тогдашними зодчими для образца. Это произведения как бы по мотивам древнего зодчества. Отличают строения этого стиля очень множественная отделка наружных стен, достаточно узкие окна, сами здания выглядят как терема.
Мне кажется, что самым известным зданием этого стиля в Москве является здание Верхних торговых рядов, нынешний ГУМ, построенных архитектором А.Н.Померанцевым в 1889 — 1893 годах
видно, что деталей тут в отделке очень много, но на лампочки внимания не обращаем)
Также широко известен и Исторический музей, 1875-1881 архитектор В.О.Шервуд.
Со стороны Красной площади
со стороны Манежной площади
Еще одна постройка данного стиля — это нынешний филиал Исторического музея, бывший музей В.И.Ленина, занимающий здание бывшей Городской думы, возведенное в 1890—1892 годах, архитектор Д. Н. Чичагов.
окошки достаточно типичны
да и вход особенный
Здание Политехнического музея, кроме большого времени постройки — около 30 лет с 1877 по 1907 годы, строили разные архитекторы Монигетти И.А., Шохин Н.А., Макаев Г.И., Воейков В.В.
Окошки, как и положено по стилю небольшие)
Декор обилен, если можно так сказать)
конечно, в Москве есть и другие здания, построенные в этом стиле.
Недалеко от Политехнического музея в 1895-1897 году было построено по проекту архитектора В.Е. Сретенского административное здание Московской духовной консистории. Сейчас в здании распологается ГУ ГИБДД МВД РФ.
Многим знаком Рижский вокзал, построенный в 1901 году по проекту архитектора С. Бржозовского, хотя в то время он назывался Виндавским. Позже он был и Балтийским и Ржевским, а Рижский он с 1946 года
В псевдорусском стиле возводились дома различного назначения. Не миновала эта участь и тетральную Москву. В 1885 году было построено здание Театра Корша, по проекту М.Н.Чичагова. Сейчас там тоже театр, Театр наций, под руководством Евгения Миронова.
А мне еще нравится здание бывшего Музея русских древностей П.И.Щукина, построенное в 1892—1915 годах. Теперь там располагается государственный биологический музей имени К.А.Тимирязева
Естественно, это не все здания, но какое-то представление о псевдорусском стиле получить можно) )
ПСЕВДОРУССКИЙ СТИЛЬ
Начиная с 1870-х годов происходит постепенный переход к приемам и образам русской архитектуры XV- XVII веков.
Отказ от подражания западной и древней архитектуре был связан с новыми идеями, волновавшими общество.
Возникшее народническое движение, демократические идеи охватили интеллигенцию и особенно молодежь, резкой критике подвергались архитекторы за их обращение к прошлому и к западной архитектуре. Против подражательства в искусстве выступал знаменитый представитель художественной культуры, критик и общественный деятель В. В. Стасов (1824- 1906).
Исследователи русской архитектуры XVI-XVII веков своими трудами оказали большое влияние на появление в 70-х годах XIX века псевдорусского стиля. Развитие капитализма и расширение межнациональных отношений, участие России на международных выставках способствовали пониманию на данном этапе значения этого стиля и его развитию.
На международных выставках во Франции, Дании и США павильоны России, построенные по проектам архитекторов В. А. Гартмана и И. П. Ропета, познакомили Запад со стилизаторством русского зодчества. Все выставочные павильоны и некоторые здания были выстроены из дерева. Но уже начиная с 1875 года здания в псевдорусском стиле строили в кирпиче.
Ярким образцом псевдорусского стиля в Петербурге является дом Басина (1878-1879) на Театральной площади, построенный архитектором И. П. Басиным. В Москве В. О. Шервуд (1833-1897) возводит Исторический музей (1875-1881). Это направление в архитектуре получило название «ропетовское» по фамилии талантливого его представителя архитектора И. П. Ропета (псевдоним архитектора И. П. Петрова, 1845-1908).
Доходный дом на Театральной площади в Петербурге
Исторический музей
Но вскоре ропетовское направление постепенно стало уступать место стилю допетровского зодчества XVII века.
Влияние допетровского зодчества в конце XIX века ощущается в таких интересных общественных зданиях, как Городская дума (1890-1892), архитектор Д. Н. Чичагов (1835-1894); Верхние торговые ряды (ныне ГУМ) на Красной площади (1889-1893), архитектор А. Н. Померанцев (1848-1918).
Достижения строительной техники, новые строительные материалы и функциональные назначения зданий и сооружений требовали новых архитектурных форм, новых направлений.
Псевдорусский стиль
Введение
История появления псевдорусского стиля
Русское зодчество — одно из древнейших искусств на планете. Неповторимый стиль строений, который легко узнать среди десятков других стилей, уходит корнями в глубокую древность, к самым истокам русской истории. Недолговечность конструкции стало одной из основных причин интереса к этой культуре во времена Российской Империи. Строения из дерева редко проживали больше двух ста лет, поэтому российские архитекторы того времени решили частично возродить древнюю культуру русского зодчества.
Как уже говорилось, в основу псевдорусского стиля вошли элементы древний деревянных построек. С течение времени элементы видоизменялись и становились более функциональными. Кроме многовековой русской архитектуры, новое течение собрало в себе много различных элементов византийской культуры. Это привело к созданию гармоничного стиля, в котором данные течения идеально дополняли друг друга.
Типичное строение в псевдорусском стиле представляло самой дом, с традиционными русскими окнами, крышей, украшенной декоративными орнаментами. В таком доме важным считался только наружный дизайн, внутренне убранство оставалось таким же, как и в большинстве домов. Частым явлением было декорирование уже построенного дома в псевдорусский стиль. Это достигалось посредством декорирования внешнего фасада резными козырьками, шатрами и другими традиционными русскими элементами.
Основным вдохновение, для постройки зданий в подобном стиле, служили различные памятники древней русской архитектуре, расположенные в Пскове, Новгороде и других древних русских городах. Некоторые постройки, сохранившееся с XII – XIII веков послужили основной для домой в Москве и Петербурге. Такое решение способствовало постройке здания, максимально приближенного к древним канонам русской архитектуры.
Услуги дизайнеров
В последние время интерес к традиционной русской архитектуре стал набирать новые обороты. Люди стали интересоваться историей и культурой своей страны. Это привело к интересу, по отношению псевдорусского стиля. Многие захотели приобщиться к великой культуре и воссоздать часть прямо у себя дома. Однако, большое количество людей не предполагает, что псевдорусский стиль является полноценным сложным архитектурным стилем. Для реализации подобного здания требуется основательный подход. Профессиональный дизайнер сможет помочь в нелегком деле воссоздания классической русской архитектуры. Он учтет все пожелания и создаст детальный, проработанный план разработки подобного строения. Это избавит от большого количества проблем, поможет сэкономить время и деньги, а также даст уверенность в качестве и долговечности конструкции.
Резюме:
Псевдорусский стиль является настоящим памятником русского архитектурного искусства. Он совместил в себе современный комфорт и традиционный дизайн. Он прекрасно подойдет для ценителей русской культуры.
Также Вам может понравиться стиль функционализм
Псевдорусский стиль в архитектуре
Псевдорусский (иначе — Неорусский, Ложнорусский) стиль является общим условным названием совокупности различных по своим идейным истокам течений в русской архитектуре, возникших во второй четверти XIX в. и представляющих собой синтез традиций древнерусского и русского народного зодчества, а также ассоциируемых с ними элементов византийской архитектуры.
Псевдорусский стиль возник в рамках общего подъема интереса к национальной архитектуре, царившей в Европе XIX в., и представляет собой интерпретацию и стилизацию русского архитектурного наследия. В настоящее время псевдорусский стиль зачастую ошибочно называют русской или древнерусской архитектурой, хотя он напрямую не наследует русскую архитектурную традицию. Представляя собой искусную стилизацию, псевдорусский стиль последовательно сочетался с другими, интернациональными стилями — от архитектурного романтизма первой половины XIX в. до стиля модерн. Является одним из направлений архитектурного стиля историзм.
Развитие
Одним из первых течений, возникших в рамках псевдорусского стиля, является зародившийся в 1830-е гг. «русско-византийский стиль» в архитектуре церквей. Развитию этого направления способствовала весьма широкая правительственная поддержка, поскольку русско-византийский стиль воплощал идею официального православия о преемственности между Византией и Россией. Для русско-византийской архитектуры характерно заимствование ряда композиционных приёмов и мотивов византийской архитектуры, наиболее ярко воплотившихся в «образцовых проектах» церквей Константина Тона в 1840-е гг. В рамках этого направления Тоном были возведены Храм Христа Спасителя, Большой Кремлёвский дворец и Оружейная палата в Москве, а также кафедральные соборы в Свеаборге, Ельце(Вознесенский собор), Томске, Ростове-на-Дону и Красноярске.
Другое направление в рамках псевдорусского стиля возникло под влиянием романтизма и славянофильства, для которого были характерны постройки, использующие произвольно истолкованные мотивы древнерусской архитектуры. В рамках данного направления были возведены многие постройки Алексея Гороностаева, ярким примером является построенная в Москве на Девичьем поле деревянная «Погодинская изба» Николая Никитина.
В начале 1870-х гг. под воздействием народнических идей, охвативших широкие слои демократически настроенной интеллигенции, особенно молодежи, возник новый демократический вариант псевдорусского стиля, который сводился к обильному декорированию зданий узорами, типичных для русского народного зодчества, прежде всего, вышивки и резьбы по дереву. Идеологические основы народничества обусловили резкую критику западного ретроспективизма и пробудили в художественных кругах повышенный интерес к народной культуре, крестьянскому зодчеству и русской архитектуре XVI—XVII вв. Одними из самых ярких представителей псевдорусского стиля 1870-х гг. стали Иван Ропет («Терем» в Абрамцеве под Москвой, 1873 г.) и Виктор Гартман (типография Мамонтова, ныне № 16 Главполиграфпрома в Москве, 1872 г.). Это направление (известное также как «ропетовщина»), активно пропагандировавшееся известным художественным критиком того времени, Владимиром Стасовым, распространилось вначале в архитектуре деревянных выставочных павильонов и небольших городских домов, а затем в монументальном каменном зодчестве.
К началу 1880-х гг. «ропетовщину» сменило новое официальное направление псевдорусского стиля, почти буквально копировавшее декоративные мотивы русской архитектуры XVII в. В рамках данного направления здания, построенные, как правило, из кирпича или белого камня, с применением интернациональных строительных технологий стали обильно декорироваться в традициях русского народного зодчества. Характерные приёмы этого времени, такие как «пузатые» колонны, низкие сводчатые потолки, узкие окна-бойницы, теремообразные крыши, фрески с растительными орнаментами, использование многоцветных изразцов и массивной ковки, проявляются как во внешнем, так и во внутреннем убранстве помещений. Одним из типичных образцов, на которые ориентируется псевдорусская архитектура это периода является собор Василия Блаженного — здание построенное в китчевом эклектичном, основанном на традициях, прежде всего, восточной архитектуры, стиле. В рамках данного направления были возведены Верхние торговые ряды (ныне здание ГУМа, 1890-93 гг., архитектор Александр Померанцев), здание Исторического музея (1875-81 гг., архитектор Владимир Шервуд), завершившие ансамбль Красной площади в Москве и Саввинское подворье архитектора И. С. Кузнецова.
В начале ХХ века «неорусский стиль» получает дальнейшее развитие. В поисках монументальной простоты архитекторы обратились к древним памятникам Новгорода и Пскова. На сооружениях этого направления лежит отпечаток стилизации в духе модерна. В Санкт Петербурге «неорусский стиль» нашел применение главным образом в церковных постройках В. А. Покровского, С. С. Кричинского, А. П. Аплаксина.
Псевдорусский стиль
Псевдорусский стиль или русский стиль (включает неорусский стиль и русско-византийский стиль) — течение в русской архитектуре XIX — начала XX веков, основанное на использовании традиций древнерусского зодчества и народного искусства, а также ассоциируемых с ними элементов византийской архитектуры. [1] [2]
Русский стиль возник в рамках общеевропейского подъема интереса к национальной архитектуре, и представляет собой интерпретацию и стилизацию русского архитектурного наследия. Представляя собой искусную стилизацию, русский стиль последовательно сочетался с другими стилями — от архитектурного романтизма первой половины XIX в. до стиля модерн.
Содержание
Развитие
Одним из первых течений, возникших в рамках псевдорусского стиля, является зародившийся в 1830-е годы «русско-византийский стиль» в архитектуре церквей. Развитию этого направления способствовала весьма широкая правительственная поддержка, поскольку русско-византийский стиль воплощал идею официального православия о преемственности между Византией и Россией. Для русско-византийской архитектуры характерно заимствование ряда композиционных приёмов и мотивов византийской архитектуры, наиболее ярко воплотившихся в «образцовых проектах» церквей Константина Тона в 1840-е годы. Тоном были возведены Храм Христа Спасителя, Большой Кремлёвский дворец и Оружейная палата в Москве, а также кафедральные соборы в Свеаборге, Ельце (Вознесенский собор), Томске, Ростове-на-Дону и Красноярске.
Для другого направления псевдорусского стиля, возникшего под влиянием романтизма и славянофильства, характерны постройки, использующие произвольно истолкованные мотивы древнерусской архитектуры. В рамках данного направления были возведены многие постройки Алексея Горностаева. Ярким примером этого направления является построенная в Москве на Девичьем поле деревянная «Погодинская изба» Николая Никитина.
Развитие в конце XIX века
В начале 1870-х годов народнические идеи пробудили в художественных кругах повышенный интерес к народной культуре, крестьянскому зодчеству и русской архитектуре XVI—XVII вв. Одними из самых ярких построек псевдорусского стиля 1870-х годов стали «Терем» Ивана Ропета в Абрамцеве под Москвой (1873) и типография Мамонтова в Москве, построенная Виктором Гартманом (1872). Это направление, активно пропагандировавшееся известным художественным критиком Владимиром Стасовым, распространилось вначале в архитектуре деревянных выставочных павильонов и небольших городских домов, а затем в монументальном каменном зодчестве.
К началу 1880-х гг. «ропетовщину» сменило новое официальное направление псевдорусского стиля, почти буквально копировавшее декоративные мотивы русской архитектуры XVII в. В рамках данного направления здания, построенные, как правило, из кирпича или белого камня, стали обильно декорироваться в традициях русского народного зодчества. Для этой архитектуры характерны «пузатые» колонны, низкие сводчатые потолки, узкие окна-бойницы, теремообразные крыши, фрески с растительными орнаментами, использование многоцветных изразцов и массивной ковки. В рамках данного направления были возведены Верхние торговые ряды (ныне здание ГУМа, 1890-1893, архитектор Александр Померанцев), здание Исторического музея (1875-1881, архитектор Владимир Шервуд), завершившие ансамбль Красной площади в Москве, и Саввинское подворье архитектора Ивана Кузнецова.
Развитие в начале XX века
В начале XX века получает развитие «неорусский стиль». В поисках монументальной простоты архитекторы обратились к древним памятникам Новгорода и Пскова и к традициям зодчества русского Севера. На сооружениях этого направления лежит отпечаток стилизации в духе северного модерна. В Санкт-Петербурге «неорусский стиль» нашел применение главным образом в церковных постройках Владимира Покровского, Степана Кричинского, Андрея Аплаксина, Германа Гримма, хотя в этом же стиле строились и некоторые доходные дома (характерный пример — дом Купермана, построенный архитектором А. Л. Лишневским на Плуталовой улице).
Любопытным образцом неорусского стиля (с оттенком модерна) является Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме, построенная в честь 300-летия Романовых архитектором В. И. Мотылёвым по рисунку С. И. Вашкова (1879—1914), ученика Васнецова, в 1913—1916-е годы.
Историками архитектуры высказывалось мнение, что неорусский стиль стоит ближе к модерну, чем к эклектике, и этим отличается от «псевдорусского стиля» в его традиционном понимании. [3]
См. также
Литература
Ссылки
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Псевдорусский стиль» в других словарях:
Псевдорусский стиль — ПСЕВДОРУССКИЙ СТИЛЬ, подражание древнерусским или русским образцам в архитектуре и художественной промышленности 19 в. В 1830 х гг. возник официальный “русско византийский” стиль (К.А. Тон). Идеями славянофильства навеян узорочный псевдорусский… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ПСЕВДОРУССКИЙ СТИЛЬ — см. Русский стиль … Большой Энциклопедический словарь
Псевдорусский стиль — условное общее наименование нескольких различных по своим идейным истокам эклектических направлений в русской архитектуре 2 й половины 19 в. С 1830 х гг. в архитектуре церквей начал распространяться пользовавшийся правительственной… … Большая советская энциклопедия
псевдорусский стиль — стилевое направление в архитектуре второй половины XIX в., в поисках национальной самобытности ориентировавшееся на древнерусское зодчество. С 1830 х гг. многие крупные соборы и общественные здания строились в формах так называемого русско… … Москва (энциклопедия)
Псевдорусский стиль в архитектуре — Псевдорусский (иначе Неорусский, Ложнорусский) стиль является общим условным названием совокупности различных по своим идейным истокам течений в русской архитектуре, возникших во второй четверти XIX в. и представляющих собой синтез традиций… … Википедия
ПСЕВДОРУССКИЙ СТИЛЬ, см. Русский стиль — (см. РУССКИЙ СТИЛЬ) … Энциклопедический словарь
Стиль (в лит-ре и искусстве) — Стиль в литературе и искусстве, устойчивая целостность или общность образной системы, средств художественной выразительности, образных приёмов, характеризующих произведение искусства или совокупность произведений. С. также называется система… … Большая советская энциклопедия
Стиль — I (Stál) Андре (р. 1.4.1921, Эрньи, департамент Нор), французский писатель, публицист. Член Французской коммунистической партии (ФКП) с 1942. Окончил университет в Лилле. Лиценциат литературы и философии. Участвовал в Движении… … Большая советская энциклопедия
псевдорусский — ая, ое. 1. Использующий внешние признаки русской культуры, быта, мышления и т.п.; не являющийся подлинно русским. П ие пляски. П ие интересы. 2. Архит. Направление в русской архитектуре 19 в., пытавшееся возродить формы, декоративное оформление,… … Энциклопедический словарь
псевдорусский — ая, ое. 1) Использующий внешние признаки русской культуры, быта, мышления и т.п.; не являющийся подлинно русским. П ие пляски. П ие интересы. 2) архит. Направление в русской архитектуре 19 в., пытавшееся возродить формы, декоративное оформление,… … Словарь многих выражений