храмы в пулковском парке

Храмы на Средней Рогатке

храмы в пулковском парке

храмы в пулковском парке

храмы в пулковском парке

храмы в пулковском парке

храмы в пулковском парке

храмы в пулковском парке

Дорогие братья и сёстры. Мы рады видеть ВАС в наших храмах Рождества Христова, великомученика Георгия Победоносца и преподобного Сергия Радонежского на Средней Рогатке.
Показать полностью. На нашем приходе каждый день совершается Божественная Литургия в каком-либо из трёх храмов. Все христиане стараются прийти в храм в воскресный день, так как именно это т день благовествует нам о Воскресшем Христе – Спасителе нашем. В воскресенье у нас совершается Божественная Литургия в храме Рождества Христова в 10 часов утра, таинство покаяния (исповедь) начинается в 9.30 утра. По окончании Божественной Литургии совершается благодарственное молебное пение, и прихожане прикладываются ко Кресту. Затем отдельно совершаются молебны блаженной Матроне Московской и мученикам младенцам Вифлеемским.

В другие дни Литургия совершается в храме великомученика Георгия Победонросца также в 10 часов утра, таинство покаяния (исповедь) в 9.30 утра.

Во дни Двунадесятых праздников, Великих праздников, а также во дни памяти великих святых и по субботам Божественная Литургия совершается в храме преподобного Сергия Радонежского, (что на острове). После Литургии служится молебен преподобному Сергию Радонежскому перед ракой с его мощами.

храмы в пулковском парке

Храмы на Средней Рогатке запись закреплена

храмы в пулковском парке

храмы в пулковском парке

Храмы на Средней Рогатке запись закреплена

История, получившаяся из найденной таблички.

Рано или поздно у человека возникает интерес к своим корням, истории семьи. Мне в этом смысле повезло и генеалогическая ветвь со стороны мамы известна не только по семейным рассказам (семейный фольклор), но и была исследована кандидатом филологических наук, заслуженным работником культуры Республики Карелия Региной Борисовной Калашниковой.
Показать полностью.

Одна из самых крупных статей «Священники Плотниковы из села Лижма (Устная история семьи)» доступна по ссылке https://kizhi.karelia.ru/library/vestnik-9/311.html

Конечно, ещё в детстве я узнал, что бабушкин отец был священником. А из рассказов бабушки, бабушкиной родной сестры тети Тамары я узнал, как их родители рассказывали, что прятались в подвале дома от революционных солдат и матросов.

Кстати, в самой деревне Лижма (Кондопожский район Карелии) дом священника старожилы называли «попов дом», а в Лижемской губе есть остров с названием Попов официально на картах. На этом острове были огороды, которые принадлежали священникам. Вот такое интересное отражение семейной истории в топонимике.

К сожалению люди уходят. Моя бабушка умерла в августе этого года в возрасте 97 лет и вот уже некому рассказать что-то об этом времени. Поэтому я признателен тем крупицам информации, которые запомнил и замечательному исследованию, выполненному Калашниковой Р.Б.

При помощи этой информации удается узнать кое-что новое и восстановить некоторые из страниц истории семьи.

Вот об одной из таких историй пойдёт речь.

Дядей и крестным отцом моей прабабушки Анны Аполлоновны Матвеевой (Плотниковой) был Виктор Васильевич Плотников (1872-1937 годы), впоследствии архиепископ Венедикт. Статью владыке Венедикте можно найти в Википедии.

Его дочь Таисию (1895-1984 годы) я застал в живых, но был ещё слишком мал, чтобы понять и спросить что-либо. Помню лишь только то, что речь у тёти Таси была совсем другая, более сложная и красивая.

В статье Р.Б. Калашниковой есть фраза из воспоминаний тёти Тамары (внучатая племянница владыки Венедикта): «До революции дядя Виша жил в Аптекарском переулке и имел там квартиру, которая состояла из пяти комнат, … у него была такая табличка металлическая «Священник Плотников» … После революции, конечно, квартиру национализировали и сделали ее коммунальной, оставив им только одну комнату»

Помню, что в детстве ездил куда-то в центр, в квартиру рядом с каналом и бабушка сказала, что здесь живет тетя Тася.

Сейчас я знаю, что это была квартира по адресу: Аптекарский пер., д. 6, кв. 12. В этой квартире, точнее в одной из комнат, тётя Тася прожила всю жизнь, включая блокаду. Лишь в конце её жизни бабушка перевезла её к себе, где тётя Тася пробыла недолгое время до самой смерти.

И вот среди вещей у бабушки и была найдена табличка «Священникъ Викторъ Васильевичъ Плотниковъ». Кто же жил в квартире за дверью с этой табличкой, как выглядели эти люди?

Из воспоминаний бабушки о тёте Тасе: «Она знала пять языков. Французский она знала очень хорошо, как родной язык. Английский еще знала… у нее были дипломы из Берлина по немецкому языку. Таисия Викторовна окончила Павловский институт иностранных языков, над которым шефствовала Мария Федоровна, наша императрица.

Дядя Виша взял к себе экономкой генеральскую вдову с дочерью для воспитания Таисии Викторовны. Эти девочки были как родные сестры. Татьяна Павловна поехала в Вологду сопровождать дядю Вишу в ссылку. А потом она жила у тети Таси до самой смерти, вела хозяйство. Так они день говорили на немецком языке, день – на французском, день – на русском, вот так».

Следует отметить, что мать тёти Таси, Лидия Львовна, умерла вскоре после рождения дочери.

Также у бабушки нашел фотографии, которые тоже оказались весьма интересны и помогли найти ответы на вопросы.

На одной из фотографий четверо: ещё тогда священник Виктор Плотников, девочка и две женщины молодая и более старшего возраста. На оборотной стороне фотографии карандашом написано 1904 год.

Среди старых открыток, которые остались у бабушки, достаточно много писем адресовано Татьяне Кононович-Горбатской, также нашелся диплом о владении французским языком Т. Кононович-Горбатской.

В Санкт-Петербургском мартирологе духовенства и мирян (всех исповеданий) есть запись: «КОНОНОВИЧ-ГОРБАТСКАЯ Татьяна Павловна, 1887–(?). Родилась в С.-Петербурге. Племянница (?) епископа Венедикта (ПЛОТНИКОВА). Арестована 28.12.1930 в Ленинграде по «церковному делу». Приговорена 08.10.1931 к ссылке.

АУФСБ СПб ЛО. П-83017. Т. 2 Л. 547.»

То есть на фотографии молодая женщина это Татьяна Павловна Кононович-Горбатская в 17 лет, а более старшая – её мать (вдова).

Судьба самого владыки Венедикта сложилась трагически: арест, суды, ссылка, возвращение, смена кафедр, опять арест, суд и расстрел (16 августа 1937 года), похоронен на Левашовской пустоши.

Есть фотографии, где владыка Венедикт со Священномучеником Вениамином, митрополитом Петроградским и Гдовским на суде вместе на скамье подсудимых по делу об изъятии церковных ценностей.

Интересна запись в мартирологе «племянница (?)», то есть, скорее всего, Татьяна Павловна выдавала себя за племянницу владыки Венедикта, чтобы попасть к нему или передать что-либо в то время, когда он находился в заключении и в ссылке.

Поддержание связи с владыкой Венедиктом подтверждается также фотографией, где одновременно и владыка Венедикт, и тётя Тася с Татьяной Павловной. Датировать эту фотографию можно по другой фотографии с дарственной надписью от владыки Венедикта дочери, где проставлена дата 9/22 августа 1929 года и место (Нижний Новгород).

Также полностью подтвердилось то, что Татьяна Павловна Кононович-Горбатская пробыла с тётей Тасей всю жизнь. Доказательство этого сохранившиеся открытки, а также свидетельство о смерти Татьяны Павловны.

Татьяна Павловна Кононович-Горбатская умерла в возрасте 91 года 19 марта 1978 года в Ленинграде. К сожалению, мне пока неизвестно место её захоронения.

Вот такая история найденной таблички, которая стала историей жён-мироносиц: дочери владыки Венедикта Таисии и её подруги Татьяны, которые поддерживали владыку Венедикта в годы испытаний.

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих:
архиепископа Венедикта,
Лидии,
Таисии,
Татианы
и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

P.S. Храните фотографии, подписывайте их, спрашивайте старшее поколение и записывайте услышанное, чтобы было что помнить. Без памяти ни человек, ни народ существовать не может.

храмы в пулковском парке

Храмы на Средней Рогатке запись закреплена

Поздравляем вас с праздником Покрова Пресвятой Богородицы!

Днесь благовернии людие светло празднуем осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе Пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровом, и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

«Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу» (Кондак праздника).
Показать полностью.

Это молитвенное предстояние Божией Матери и святых пред Богом напоминает нам, братие, что мы, члены Церкви земной, можем и должны быть в самом живом общении с членами Церкви небесной. Видимо удаляясь от мира во время земной своей жизни и оставляя землю, как бы место тягостного для них изгнания, святые на самом деле никогда не отделяли себя от общения с людьми. Они не принимали участия в обычных житейских суетных попечениях людей, но духовные нужды людей всегда были им близки. Они даже более любили людей, нежели люди, живущие в мире, любят друг друга. И эта любовь их выражалась особенно в духовных советах, в которых они никогда не отказывали желающим, или в их писаниях; и если даже они совершенно удалялись в пустыню, то и тогда молитвенно воздыхали и сетовали о своих собратиях в мире. Оставив же земную жизнь, они тем более усилили свои к Богу молитвенные ходатайства за мир. Тайнозритель святой Иоанн Богослов видел в откровении, как молитвы святых вместе с фимиамом кадильным возносились пред Бога, отвращая от мира грозящие ему бедствия.

И быть может, их молитвы и молитвы неизвестных миру, но еще не оставивших земную жизнь святых подвижников более имеют значения, нежели громкие и всем известные дела тех из нас, кто считает себя полезным деятелем на благо человечества. Ибо мы только «делатели» на «Божией ниве», возрастить же то, над чем мы трудились, может один Бог, Который взирает прежде всего не на видимое величие дел человеческих, но на внутреннее расположение духа трудящихся.

Но какие мысли и чувства вызывает в нас размышление о молитвенном предстательстве за нас святых пред Богом? Многие ли из нас исполняются радостью о том, что они «приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах»? Многие ли имеют такую веру, чтобы общение их с небесной Церковью не было только мысленным, но и действительным и как бы ощутительным? Не бывает ли, напротив, что мы в действительности держимся мыслей тех людей, которые еще ясно не знали о будущей жизни, думая, что когда человек нисходит в преисподнюю, то уже он отошел в путь невозвратный «и место его не будет уже знать его», как «не существующего более»? Затем, если святые, исполненные любви ко всем, не оставляли своего общения с земной Церковью, но ведают все наши нужды и немощи духовные, то ищем ли мы сами общения с ними? Ибо общение должно быть взаимным. Можем ли мы сказать, что стремиться к общению с ними столь же приятно и радостно для нас, как и с людьми, которых мы любим на земле, считая пребывание и беседы с ними счастьем для себя и подражая им? Не бывает ли, напротив, обыкновенно то, что мы готовы, правда с уважением, относиться к подвигам святых, но не считаем эти подвиги предметом желаний или предметом подражания для нас самих? Мы думаем, что нам предстоят другого рода занятия и деятельность на пользу общественную, и сохраняем в себе уверенность, что можно быть в общении с Церковью небесною, не имея в себе расположения духа святых людей. Считая же подвиги святых необходимыми лишь для них самих, мы перестаем и помощь их считать для себя необходимою. Но ведь если даже мы способны или по крайней мере считаем себя способными устроить свои земные дела, то можем ли обойтись без помощи святых в жизни духовной: в борьбе со своими страстями, с дурными привычками, даже незначительными, с малейшими движениями гнева, в изгнании из сердца своего себялюбия и в научении делам любви?

Итак, братие, желая быть живыми и действительными членами Церкви небесной, постараемся приобрести прежде всего простую и смиренную веру в предстательство святых, ибо невидимое молитвенное предстательство святых созерцается лишь посредством духовного ока веры и только «смиренным Бог. дает благодать». В простоте и смирении сердца прибегающие к молитвам святых, особенно же Божией Матери пред Ее иконами, повсюду прославленными чудесами, никогда не постыдятся в своем уповании, но получат всегдашнюю помощь. И если бы мы, братие, проходя путь жизни своей, прибегали к Божией Матери и святым с подобной же верой и с тем смирением сердца, за которое «сотворил Ей величие Сильный», так что »ублажают Ее все роды», то для нас как бы осязательным сделался распростертый над миром Ее святой Покров.
Аминь.
храмы в пулковском паркесвященномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской

Источник

Парк Городов-Героев (Пулковский парк) — история возникновения

Парк Городов-Героев (Пулковский парк) — начинает свою историю с 1980 года, когда он был заложен. В эксплуатацию Пулковский парк был введен почти спустя 10 лет, в 1989 году.

Парк располагается в Московском районе южнее площади Победы между Пулковским и Московским шоссе (ранее этот район был известен как Средняя Рогатка).

Изначально парк получил официальное название — Парк Городов-героев. Дальнейшего оформления, рассказывающего о городах-героях, не произошло, и по предложению Управления садово-паркового хозяйства парку дали новое имя — Пулковский.

храмы в пулковском паркеФото: «Сitywalls» 1972 г. храмы в пулковском паркеФото: «Сitywalls» Среднерогатский пруд

Разбивка парка проходила в 1972-1980 г. Парковый ансамбль выполнен по проекту А. Г. Лелякова. Площадь парка составляет 39,7 га. В южной части парка расположены «Среднерогатский пруд» (5600 кв. м), ранее известный как «Кикерикексен» (что по-фински означает «Лягушкино болото») и мемориальные ДОТы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.).

Второе название пруда — «Среднерогатский», рассказывает о другой странице в истории этого района. С 1710 года в районе нынешней площади Победы находилась одна из трех застав на Москву, где стояла караульная будка с «рогаткой», и сама местность очень долго именовалась Средней рогаткой.

Как упоминалось выше, на территории парка находятся ДОТы, а именно в северной части парка со стороны площади Победы (Оборонительный рубеж «Ижора»). Согласно памятной записи здесь занимали оборону пулеметно-артиллерийкие подразделения 79 укрепленного района и части истребительно-противотанковой артиллерии 42-й армии.

Надпись на камне гласит: «В 1941-1942 гг. патриоты-ленинградцы по призыву коммунистической партии воздвигнули оборонительные рубежи, построили долговременные огневые точки и вместе с советскими войсками не допустили вторжения немецко-фашистских войск в город трех революций, колыбель Октября — Ленинград. / здесь занимали оборону пулеметно-артиллерийские подразделения 79 укрепленного района и части истребительно-противотанковой артиллерии 42-й армии».

храмы в пулковском паркеФото: «Сitywalls» Мемориал пулеметно-артиллерийскому подразделению 79 укрепленного района и части истребительно-противотанковой артиллерии 42-й армии» храмы в пулковском паркеФото: «Сitywalls» Часть Храмового комплекса

Также на территории находится Храмовый комплекс, который состоит из трех церквей и часовни: Церковь св Георгия Победоносца — построена в 1995 г., Церковь Рождества Христова — 2003 г., Церковь преподобного Сергия Радонежского — 2001 г., Часовня Царственных Мучеников — 2001 г.

В закладке аллеи принимали участие почетные граждане Петербурга: Михаил Бобров, Олег Басилашвили, Даниил Гранин, Сергей Крикалев, Тамара Москвина. Они высадили красные клены.

храмы в пулковском паркеФото: «Сitywalls» Аллея почетных граждан Петербурга (иное название «Аллея бизнеса») храмы в пулковском паркеФото: «Сitywalls» Высадка деревьев

У каждого клена находится каменная стела с именем почетного гражданина, в честь которого он посажен. Подобная церемония проходит каждый год и аллея регулярно пополняется новыми деревьями в честь почетных граждан.

До 2017 г. почетные граждане, их родственники или представители посадили 41 красный клен, еще 8 кленов были посажены в честь почетных граждан, которые были удостоены этого высокого звания до революции.

Вход в аллею украшает закладной камень, в подножии которого в год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне была заложена капсула времени с посланием к потомкам от почетных граждан, которая должна быть вскрыта в 2045 в год 100-летия Победы.

Закладной камень на месте проектируемого памятника святому апостолу Андрею Первозванному. В декабре 2004 г. в Пулковском парке у храмового комплекса был установлен и освящен закладной камень будущего памятника апостолу Андрею Первозванному.

Установка в северной столице монумента небесному покровителю воинов была давней мечтой ушедшего из жизни скульптора Владимира Оленева. Работу завершил друг мастера, председатель петербургского Союза художников Альберт Чаркин. В мае 2006 г. выполненная в каноническом стиле 6-метровая бронзовая скульптура должна была украсит парк.

В ноябре 2014 г. Смольный решил отказаться от установки памятника апостолу Андрею Первозванному в Пулковском парке. (Авторами выступили скульпторы Альберт Чаркин и Владимир Оленев и арх. Александр Чернов). Комитет по градостроительству и архитектуре опубликовал соответствующее постановление. Памятник в качестве дара планировали передать Петербургу фонд «Помощь». После его установки он должен был перейти в ведение администрации Московского района.

храмы в пулковском паркеФото: «Сitywalls» 1999 г. Карта из космоса

26 мая 2018 г. в Пулковском парке высадили липовую аллею в честь дня рождения города. В мероприятии приняли участие члены Правительства Петербурга во главе с губернатором города Георгием Полтавченко, студенты петербургских вузов, волонтеры, посетители Пулковского парка. Всего вдоль Пулковоского шоссе появилось 315 молодых лип, что символизирует юбилейную дату в жизни Санкт-Петербурга.

В 2020 году проводится масштабная реконструкция всего парка общей стоимостью 200 миллионов рублей. Часть территории, примыкающей к южной части парка, застроена несколькими жилыми и коммерческими комплексами.

храмы в пулковском паркеФото: «Яндекс» Современный вид

На сегодняшний момент известно, что Пулковский парк планируется облагородить в 2021-2022 годах за 800 млн — сообщает «Вечерний Питер». Такое заявление в июле 2020 года сделал глава администрации Московского района — Владимир Ушаков. Также он отметил, что концепций благоустройства парка сейчас существует много. Выбирать лучшие из них будут на общественных слушаниях, все идеи горожан обещают принять.

Однако существует и проблема застройки, которая «верными шагами» направляется непосредственно к парку, чему жители очень возмущены. По этому поводу был создан попечительский совет, который будет заниматься сбором подписей и прочими организационными вопросами, связанными с Пулковским парком.

На данный момент уже собрана инициативная группа, которая планирует остановить строительство и подыскать для объектов другое место на территории Московского района (пустырь, заброшенный участок и т.д.) и включить Пулковский парк в зеленую зону, посадить деревья вместо вырубленных — сообщает «Вечерний Питер».

Также в сентябре 2020 года петербуржцы «обняли» Пулковский парк в рамках акции против его застройки.

храмы в пулковском паркеФото: «Вечерний Питер» Акция объятия Пулковского парка

Источник

Гид по Петербургу

Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице

Пулковский парк в Санкт-Петербурге

Парки, Сады и Скверы

храмы в пулковском парке

Краткое описание

Пулковский парк, один из шестидесяти парков Санкт-Петербурга, по праву считается жемчужиной северной столицы России. Его неповторимое природное богатство и потрясающей красоты храмы неизменно покоряют сердца всех посетителей парка.

История

История территории, на которой находится Пулковский парк, берёт своё начало с середины XVIII столетия. Эта часть современного Московского района была основана выходцами из Германии как немецкая колония. Своим названием она обязана находившимся в то время там шлагбауму, рогатке, и охранной будке.

храмы в пулковском парке

храмы в пулковском парке

Таких заграждений в петровское время было три:

Эти строения препятствовали выходу из Петербурга беглых солдат и крепостных крестьян

Однако после смерти императора Петра I в течение 30 лет дворец не использовался и постепенно пришел в упадок. Поэтому сооружение было разобрано, и на его фундаменте в 1743 году построили новое здание, где жили служители монаршего двора, переведенные сюда из Зимнего дворца на случай приезда царского кортежа.

храмы в пулковском парке

Через 7 лет по указанию младшей дочери Петра I, императрицы Елизаветы Петровны, Растрелли возвел третий каменный дворец, представлявший собой дворцовый комплекс из большого бального зала и 15 комнат. Напротив его находился «второй» Среднерогатский дворец, разобранный в 1791 году.

храмы в пулковском паркеИмператор Павел I в 1850 году продал Третий Среднерогатский дворец, и в нем расположилась фабрика по изготовлению красок. После революции 1917 года бывший дворец был перестроен, и здание использовалось под химическое производство.

В 1971 году при строительстве Мемориала защитникам Ленинграда было принято решение разобрать дворцовое сооружение, которое, по мнению архитекторов, не вписывалось в утвержденный проект. Тогда все снятые украшающие здание элементы были перенесены в зал «Архитектуры Петербурга» городского исторического музея. Освободившуюся территорию использовали как часть будущего Пулковского парка.

В 1972 году по решению городского руководства Ленинграда, согласно утвержденному проекту ландшафтного архитектора Алексея Лелякова, между Пулковской и Московской автострадами начали закладывать парковую зону.

храмы в пулковском паркеИзначально зелёную зону планировалось назвать «Парком Городов-Героев». Однако в результате она получила название «Пулковский парк», открытие которого состоялось в 1989 году.

Сейчас площадь этого живого ландшафта составляет около 40 гектаров, на которых высажено более 3 000 деревьев разных пород

В центральной части парка находится Среднерогатское озеро, площадью 5 250 м². Этот исторический водоем в прошлые времена назывался «Кикерикексен», что в переводе с финского языка означает «Лягушкино болото».

Интересные места

Главной достопримечательностью Пулковского парка является выстроенный на берегу пруда храмовый комплекс. Часовня Святого Георгия Победоносца возведена на берегу Среднерогатского водоема в 1996 году.

храмы в пулковском паркеХарактерной особенностью часовни являются купола, выполненные в московском неорусском архитектурном стиле XIX столетия

В фундамент часовни, символизирующей самоотверженность советских солдат во время Великой Отечественной войны, заложены 12 капсул, заполненных землей из городов-героев.

храмы в пулковском паркеЦерковное сооружение Рождества Христова, являющееся основным храмом всего комплекса, было освящено в 1999 году

В 2001 году по проекту швейцарского архитектора Дахиндена петербургские зодчие возвели в центре острова третье культовое храмовое сооружение — церковь Сергия Радонежского. Паломники и туристы могут посетить собор, воспользовавшись мостом от церкви Святого Георгия.

храмы в пулковском паркеВсе три культовых сооружения являются действующими, в них в определенные дни проходят литургии

Во время ВОВ по территории парка проходила линия обороны Ленинграда

До нашего времени сохранился ряд огневых точек 42 армии. В память об героических днях они восстановлены и входят в список достопримечательностей Пулковского парка.

Где находится

Адрес

Метро

Как добраться

Добраться к парку можно воспользовавшись метрополитеном. Сойдя на станции «Московская», пройдите по Московскому проспекту до площади Победы. Затем пересечь площадь, и с правой стороны будет вход в парковую зону.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *