храмы в районе третьяковской
antinormanist
Записки историка путешествующего
Тот, кто хорошо осведомлен о прошлом, никогда не станет отчаиваться по поводу настоящего
Сама церковь уникальна для Москвы – единственный большой памятник церковного барокко «питерского» стиля в первопрестольной. Построена в 1762-1774 годах, на месте существовавшей с XIV века церквушки, на средства купца 1-й гильдии К.М. Матвеева, архитектор точно неизвестен.
Благодаря тому, что в советские годы церковь отдали под книгохранилище Ленинки, сохранилось оригинальное внутреннее убранство, но в моём случае церковь оказалась заперта – хотя церковная лавка у ворот и работала.
Вокруг – масса бюджетных едален: «Макдональдс», «Ёлки-палки», «Му-Му» и прочие, а на углу Большой Ордынки и книжный.
А вот памятного знака никакого нет, хотя это место столь же важно для истории России как, к примеру, разъезд Дубосеково.
24 августа 1612 года именно тут встали насмерть («вси умирити, а не победивше врагов своих никако же не возвратитися») ополченцы Минина и Пожарского, и в бою, что был «велик зело и преужасен», не пропустили рвавшегося к Кремлю гетмана Ходкевича, что и предопределило завтрашний праздник.
Выхожу на Большую Ордынку и через дорогу вижу золотые купола церкви Иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость», в комплексе которой соединились неоклассическая колокольня с трапезной, построенная в 1783-91 годах В.И.Баженовым, и украшенная лепниной ротонда в стиле ампир, возведённая в 1834-36-м О.И.Бове.
Рукой подать. Часть 2
Продолжаем паломничество по московским храмам, и сегодня нашей целью стали три чудотворные иконы Божией Матери: Владимирская, «Всех скорбящих Радость» и «Споручница грешных».
Владимирская икона Божией Матери
(храм святителя Николая в Толмачах)
– Ты не представляешь, – говорил знакомый батюшка и блистал глазами, – ты не представляешь! Она же, оказывается, в храме! Я и сам не знал; думал, в музее, а она – в храме! И там никого нет! Никого! Хоть целый день перед ней стой! Можно к ней прикладываться, поклоны класть, стоять, сидеть, я не знаю… Лежать! Я там помолился, даже подремал потом на лавочке. Ты понимаешь?! Та самая!
«И весь город вышел ей навстречу, все, от мала до велика, и не было человека, который не плакал бы, и отовсюду слышалось молебное пение: “Не предай же нас, Заступница наша, надежда наша, не предай нас в руки татарам. ” И вняла Матерь Божия воплям русских людей», – писал архиепископ Никон (Рождественский). Необъяснимо для атеистической истории, великий Тамерлан, напуганный видением Богородицы, отвернул от города, куда ему оставалось вот именно что только войти, и ушел терзать враждебную Москве Кипчакскую орду. А икона осталась в Москве.
И сегодня она – не копия, а «та самая», после революции взятая из Успенского собора Кремля и заключенная в музей, – с 1999-го находится в храме святителя Николы в Толмачах, возвращенном Церкви в 1993 году в статусе домового храма Третьяковской галереи.
Ясным февральским днем я направилась туда дымящимися от мороза московскими переулками.
Двери оказались закрыты, стрелочка «Вход там» указывала на, казалось бы, не соединенный с храмом (выяснилось, что соединен – подземным проходом) подъезд, тоже запертый, в котором за бликующим под зимним солнцем стеклом удалось-таки разглядеть тетеньку в погонах, в ответ на мои вопрошающие ужимки махнувшую рукой: да, дескать, правильно понимаете, через вход в галерею.
У ворот – небольшие завихрения ручейка, устремляющегося внутрь: румяные иностранцы в теплых, словно детских, шапочках колокольчиками и куцых пальтишках, румяные столичные школьники, под предводительством классной руководительницы стремящиеся к прекрасному.
Внутри – почтительный гул. Старомосковская дама в гардеробе (буду уходить – она вздохнет, словно огорченная проводами дорогого гостя: «Уже?») степенно забирает полушубок.
Оглядываюсь – указатель зовет налево: «Вход в храм-музей». Наверх по лестнице, вправо, мой внутренний указатель сбивается, но внешние не подводят. На траверсе проплывает давешняя тетенька-милиционер.
Поворот, лестница, еще гардероб, табличка на белой двери: «Братья и сестры, входить в храм в верхней одежде не благословляется» (хорошо, что разделась!), доска с объявлениями (расписание богослужений плюс домашняя просьба к кому-то вернуть книги в библиотеку, будто и не в центре Москвы в храме при Третьяковской галерее, а где-то на тихом милом провинциальном приходе). У свечного ящика (свечи зажигать не благословляется – следует просто ставить на подсвечник, зажгут за службой) минуту подумав, покупаю акафист в чуть шершавой охристой обложке и свечу. По лестнице вверх и…
В пустом храме тихо, и падает на пол охапками солнечный свет. Вправду, почти никого нет – только присматривает за порядком служительница на стуле да у Казанской (храм полон древних икон) экскурсовод нашептывает что-то двум внимательным дамам. Едва раздается некий призвук: музейное оборудование почти неслышно следит за температурным режимом.
Скольжу к царским вратам. Слева, в резном киоте – она.
Достаю из сумки акафист и встаю, чтобы никому не мешать – у правого клироса.
За окном вдруг оглушительно вскрикивают птицы. Это московские воробьи в самые лютые морозы с несомненной ясностью трезвонят о скоро грядущей весне.
Малый Толмачевский пер., 9 (вход через здание Третьяковской галереи, расположенное слева от храма);
Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке
Между тем именно первообраз – прославившаяся в 1688 году икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» – все 324 года, последовавшие после ее явления, находится в самом центре Москвы. Или даже чуть больше – точная дата принесения иконы в церковь на Ордынке, сегодня носящую ее имя, а тогда именуемую Преображенская, неизвестно.
Зимнее небо над Ордынкой – как где-нибудь на Синае: синее до густоты. Иногда в самые лютые морозы случаются такие атмосферные фокусы: глядишь вверх – и будто ты не в московском феврале, а совсем в иной точке времени и пространства. Снег люто хрустит под «уггами». Во дворе ослепительно желтой на фоне синего неба Скорбященской церкви никого, да и в храме безлюдно – середина дня, уборка, – только играет пламя от свечей на медной старинной табличке под иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Пачки листочков для записок на темном бюро. В старинном полу – истонченная временем медная плита. «1770 года Сентября 11 дня по полуночи в 9-ом часу преставился раб Божий Генерал-Майор и ордена св. Анны Кавалер Петр Петрович Воейков», – сообщает старинная вязь.
Выстроенную в ее нынешнем виде архитектором Баженовым, в советские времена Скорбященскую церковь закрывали, но как-то ненадолго и особым образом. Разграбленная еще в 1922-м (изъяли 4 пуда 26 фунтов 22 золотника золотых и серебряных изделий и повезли в Европы – продавать), церковь дотянула до 1933-го, когда, несмотря на безнадежно-героическое сопротивление прихода, 5 мая все-таки было вынесено заключение о ее ликвидации. Теперь здесь помещались запасники «Третьяковки», что обещало потери, но все же не столь глобальные, как если бы тут устроили овощную базу. А в 1948 году храм, который все это время, как могли, оберегали сотрудники галереи, вернули Церкви – и приделы заново освящал Святейший Патриарх Алексий (Симанский).
«Каждый воскресный вечер перед образом Божией Матери “Всех скорбящих Радость” – чтимой святыней храма – совершается молебен с чтением акафиста, – писал в 1950-м «Журнал Московской Патриархии». – По окончании молебна настоятель храма неизменно обращается к собравшимся с назидательным словом. Особенно торжественно празднуется день прославления чтимой иконы – 6 ноября н.ст.».
«По преданию, взывая к Богородице о избавлении от болезни, Евфимия однажды во время молитвы услышала голос:
– Евфимия, отчего в страдании твоем не прибегаешь ты к общей Целительнице всех?
– Где же найти мне такую Целительницу? – отвечала Евфимия, изумленная голосом.
– Есть в храме Преображения Сына Моего образ Мой, именуемый “Всех скорбящих Радость”. Стоит он на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины. Призови к себе из этой церкви священника с этим образом, и, когда он отслужит молебен с водосвятием, ты получишь исцеление.
Не забывай же тогда Моего к тебе милосердия и исповедуй его в прославление имени Моего.
Придя в себя, Евфимия узнала от родных, что, действительно, в храме Преображения на Ордынке есть икона “Всех скорбящих Радость”, попросила принести ее к себе в дом и после молебна пред нею получила исцеление. Это произошло 24 октября, и с того времени, по церковному преданию, эта икона являла множество чудесных исцелений. Эта история известна из “Сказания об иконе”, написанного практически сразу после совершения чуда.
Все это я вычитала в тоненькой книжечке, купленной здесь же, – я, конечно же, забыла дома очки и, водружаясь на темную лавку у чтимого образа святого мученика сотника Лонгина (как войдешь – справа), весьма сетовала на это, пока не обнаружила, что шрифт очень удобен и отлично можно читать и так. Может быть, это из-за моего соседства? – мученику Лонгину молятся при глазных болезнях. Или освещение хорошее?
У входа вдруг обнаруживается группа людей, похожих на иностранную делегацию: девушки на каблуках и в красивых шубах и молодые люди маячат на линии свечного ящика. У некоторых – фотоаппараты.
В храме тем временем начинается движение – раскатывают ковровую дорожку. Входит немолодой живописный священник, похожий на горбоносого сотника Лонгина в древнем восточном головном уборе, и удаляется куда-то вглубь.
– Матушка! А что будет-то сейчас? – тоном заправской бабули интересуюсь на свечном.
– Венчание, – отвечает та.
Раз так, пора и честь знать.
ул. Большая Ордынка, 20;
тел/факс: 7 (495) 951-60-34.
Икона Божией Матери «Споручница грешных»
(храм святителя Николая в Хамовниках)
Это было в самом конце 1990-х. За два года до этого Лиза крестилась, но как-то ей никто не объяснил, что нужно делать после, и хотя в доме откуда-то взялась книга «Вопросы к батюшке» (стояла на полке в кухне между «Московской сагой» и желтеньким «Сатанизмом для интеллигенции» дьякона Андрея Кураева), Лиза как-то ее не читала, ведя духовную жизнь в том смысле, что иногда подолгу беседовала по телефону с подругой о чем-нибудь «православном».
И вот наступила Страстная неделя. Лиза знала, что в Великий пост нужно идти на исповедь, и пошла. Встала в одну из длинных очередей и всю очередь думала, что ей сказать.
Так вышло, что с момента крещения очевидными смертными грехами она не грешила. Оставался невыразимый песок – и тогда она решила начать с главного – того, что, с ее точки зрения, объясняло все остальное. «Я крестилась два года назад, но с тех пор ни разу в церкви не была», – сообщила она священнику. Худенький невысокий батюшка поднял на нее усталые глаза. «Постилась?» – «Да, – радостно и энергично кивнула она, – мяса не ела! Только вот молоко немножко пила и…» «Значит, не постилась, – не дал договорить он, – ладно, а то еще два года не придешь, знаю я вас», – и накрыл ее голову епитрахилью.
Она летела домой, как птица.
И только потом, совсем через время, узнала, что это был один из опытнейших московских духовников, и что то, что он сделал, называется словом «икономия», и что та икона в храме святителя Николая в Хамовниках, что в киоте слева сразу, как войдешь, – чудотворная «Споручница грешных».
То есть ее, Лизина, Споручница. И не иначе как Она поручилась, чтобы Лизе дали вот это причастие – авансом, на грядущие девять лет кромешной, беспробудной, свинской жизни, в которую совсем скоро скатится наша Лиза, но, когда они закончатся, ей будет куда возвращаться: туда, где сиял ей из жгучей темноты немерцающий свет ее первой настоящей Пасхи.
Осталось лишь рассказать, что это за икона. Вкратце это будет так. Происхождение не совсем известно – говорят, что, возможно, вдохновением для иконописца послужили слова из акафиста Пресвятой Богородицы пред иконою «Утоли моя печали»: «Радуйся, руце Твои в поручение о нас Богу приносящая!»
Купчиха просила отслужить молебен перед иконой «Споручница грешных», что и было исполнено, после чего ребеночек ее выздоровел.
Вскоре от иконы, теперь уж внесенной в монастырь, последовали и другие знамения – и она прославилась как чудотворная. Это было в 1844-м.
А в 1847 году список иконы из Одринского монастыря прислали в Москву подполковнику Д. П. Бонческулу, получившему это благословение после того, как он приютил у себя иеромонаха, приезжавшего в столицу за ризами для чудотворной иконы. Этот подполковник вскоре стал замечать нечто необычное: его икона сияла и мироточила, а больные, пользовавшиеся этими благоуханными каплями, исцелялись.
И в мае 1848 года подполковник пожертвовал свою икону «Споручница грешных» в храм святителя Николая в Хамовниках, где необычные явления продолжились: в алтаре по ночам были замечены необычные свечения в виде появлявшихся и исчезавших звезд, и икона продолжала мироточить, прославившись в том числе и исцелением от холеры, свирепствовавшей в том году в Москве.
С тех пор икона эта и находится неотлучно в храме святителя Николая в Хамовниках, где в 2008 году торжественно отпраздновали 160-летний юбилей перенесения и прославления под его сводами чудотворного образа Божией Матери «Споручница грешных».
Храм святителя Николая в Хамовниках:
ул. Льва Толстого, 2;
тел.: 7 (499) 246-72-08, 246-69-52.
Храм Святителя Николая в Пыжах
Храм Святителя Николая в Пыжах расположен в Москве, между улицами Большая и Малая Ордынка, он является одним из древнейших сооружений Замоскворечья. Относится к Москворецкому благочинию Московской городской епархии Русской православной церкви. Является памятником архитектуры XVII века, находясь в статусе объекта культурного наследия народов РФ, федерального значения.
Время строительства храма Мирликийского Святителя Николая в Пыжах различается в нескольких документах. В книге «Исторический указатель московских церквей» краеведа и историка Михаила Александровского указывается, что храм был построен в период с 1647–1657 годы. В другом труде «Москва. Подробное историческое и археологическое описание города» русского архитектора Алексея Мартынова указана другая дата — 1670 год.
Церковь построена в традиционном для того времени стиле «русское узорочье». Здание имеет четырехугольную форму с трехчастными алтарными выступами и является бесстолпным, своды и купол в нем держатся только за счет наружных стен. Окна расположены в два горизонтальных ряда. Приделы церкви выдвинуты к юго-востоку и северо-востоку куба основного строения, что позволяет образовать единую линию из алтарных выступов с алтарным выступом основного строения. Белоснежная церковь украшена кирпичными деталями.
Арочный проем входа в трапезную украшен резными гирляндами и колонками. Оконные обрамления северного фасада отличаются тонким и сложным рисунком. Очень красиво смотрится пирамида из пяти куполов. Рядом стоит трехъярусная шатровая колокольня, вход которой украшен «висячей» гирькой. В ней реализованы 16 слуховых окон, чтобы звон колоколов был слышен по всей округе. Первоначальное убранство церкви утрачено. Иконостасы, установленные сейчас в храме, выполнены в древнерусском стиле.
Расписание служб в храме Святителя Николая в Пыжах
По воскресеньям, а также во время престольных и великих праздников в храме Святителя Николая в Пыжах проходят Божественные литургии в 07:00 и в 10:00.
В остальные дни Божественная Литургия совершается в 7:30 или в 08:00. Вечернее богослужение начинается в 18:00.
Богослужения проводятся на церковнославянском языке. На праздничный молебен по воскресным дням из алтаря выносятся ковчежцы с мощами. Настоятель храма — митрофорный протоиерей Александр Шаргунов.
Святыни
В храме есть мощевик в форме креста, в котором хранятся мощи семидесяти двух святых Вселенской Церкви. Список главных святынь:
История
Стрелецкий полк Василия Философова был сформирован в 1650-х годах. Затем его главой стал Богдан Пыжов, в 1668 году. Именно на средства его стрельцов была построена каменная церковь Стрелецкой слободы, так раньше назывался этот храм. Вначале в церкви существовало два придела: первый — в честь Святителя Николая, освященный во имя Благовещения, второй — в честь преподобных Феодосия и Антония Печерских. В те времена было принято называть храмы по приделам, тогда храм был известен как Никольский.
В 1692 году к зданию была пристроена трапезная и колокольня. До того времени приделы храма были расположены в его боковых апсидах. Со временем их увеличили надстройками и они сами стали самостоятельными приделами. Еще один — Никольский придел с южной стороны построили в 1811 году. В этом же году была переделана трапезная, которая в результате получила свой нынешний вид. Ее убранство сохранилось только частично, это карниз и небольшое окно.
Во время Отечественной войны 1812 году враги разорили церковь. В XIX веке церковь дважды перестраивалась и обновлялась. В 1858 году деньги на ее восстановление были выделены купцом И. Ляминым, на эти средства изготовили новый иконостас, которых до наших времен не сохранился. Вторая реконструкция была произведена в 1895 году, на деньги его жены.
В 1922 году, в годы большевистской власти из храма изъяли золотые и серебряные церковные изделия, весом более 20 пудов. Была утрачена уникальная церковная утварь XVII века, украшенная драгоценными камнями. В 1930 году храм оказался закрыт и подвергся реконструкции. Колокол, висевший в колокольне храма Святителя Николая в Пыжах, был передан в Большой театр, где использовался в некоторых постановках. Сейчас этот колокол установлен в храме Богоявления в Елохове, но на нем можно увидеть надпись о принадлежности церкви Святителя Николая в Пыжах.
Также в 1930-х годах, при проведении реквизиции, иконы храма были отданы в фонды Третьяковской галереи и других московских музеев. В 1960-х годах храм снова перестраивают под светские нужды. Здесь располагались швейные мастерские, общежитие и даже Научно-Исследовательский Институт стройматериалов.
Храм был возвращен под управление Русской православной церкви в 1990 году. Через два года, в 1992 году здесь начали проводиться первые богослужения. С 1992 по 2003 годы иконописец И. Клименко создает новые иконостасы. В южном приделе церкви сохранились несколько росписей XIX века.
В 1993 году в храме освящают третий престол, в честь священномученика Владимира, митрополита Галицкого и Киевского. Настоятель церкви Святителя Николая Мирликийского в Пыжах Александр Шаргунов является главой комитета «За нравственное возрождение Отечества». Главной задачей этой организации является борьба с пропагандой сатанизма и разврата в России.
Как добраться
Храм Святителя Николая Чудотворца Мирликийского в Пыжах находится на улице Большая Ордынка 27А/8, строение 1. Рядом расположены три станции московского метрополитена, в пешей доступности от здания церкви. Станции «Третьяковская» Калужско-Рижской линии и «Третьяковская» Калининской линии. От них до храма следует пройтись пешком 310–360 метров. Станция «Новокузнецкая» Замоскворецкой линии находится на расстоянии 610 метров.
На общественном транспорте до храма Святителя Николая в Пыжах можно доехать на автобусах, троллейбусах и трамваях. Ближайшие остановки:
В Москве удобно вызвать такси, чтобы с комфортом доехать до церкви. Можно воспользоваться мобильными приложениями таких операторов как Яндекс. Такси, Ситимобил, Uber, Везёт, Maxim, Gett.
Видео о храме Святителя Николая Чудотворца в Пыжах
Храм у Третьяковской галереи
Третьяковская галерея: храм
Формально — это домовый храм, что очень необычно. Потому что, как правило, под домовыми церквями подразумеваются те, которые располагаются внутри зданий (например, больниц или вокзалов) — то есть, обычные помещения, переоборудованные или изначально оформленные, как храм: алтарь, иконостас.
Реже встречаются домовые храмы в виде крошечных церквушек на территории, допустим, богатых усадеб. Но церковь у Третьяковской галереи — редкий случай, когда домовым является самый обычный по архитектуре храм. Он, в общем-то и есть, и был всегда обычной приходской церковью формально домовой она сейчас считается, потому что здание принадлежит Третьяковской Галерее располагается, как мы уже сказали, на территории, которая относится к музею.
Храм у Третьяковской галереи освящен в честь Николая Чудотворца, и официально его название: храм Николая Чудотворца в Толмачах. Толмачи — так именовался долго время весь этот район. Как память об этом — Большой и Малый Толмачевские переулки, возле- или на которых расположена церковь.
Храм у Третьяковской Галереи, история
У храма Николы в Толмачах богатая история. Большой материал — настоящий исторический труд, — опубликовал об этом храме сайт pravoslavie.ru.
Сначала — как нередко бывает, — здесь располагалась деревянная церковь. В XVII веке на этом месте возвели каменный храм, который потом несколько раз достраивался и перестраивался.
В 1812 году эта церковь оказалась единственной в округе постройкой, которая уцелела во время «наполеоновского пожара». Уцелела, но затем полгода не действовала — потому в храм было некому ходить, жилые дома все сгорели.
Также церковь у Третьяковской галереи была закрыта в советское время — с 1929 года по 1993.
Вот, так она выглядела в 20-х:
А так — за некоторое время до того, как ее начали восстанавливать.
А так она выглядит сейчас:
С каждый стороны — совершенно иной, свой облик:
Красивая высокая колокольня, которая видная издалека.
Храм у Третьяковской Галереи: расписание богослужения, как добраться
Службы в церкви у Третьяковской Галереи служатся не каждый день. Но литургии по субботам и воскресениям — всегда. Начало — как правило в 9:00.
Самое свежее расписание всегда опубликовано на сайте церкви.
Добраться до храма Николы в Толмачах проще всего на метро: станция «Третьяковская» оранжевой или желтой веток. Пять минут пешком до Третьяковской Галереи.
Адрес храма: Малый Толмачевский переулок, дом.9.
Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте
Храмы Замоскворечья: прогулка по старинной Москве
Погуляем по одному из самых популярных экскурсионных районов города и узнаем, где на этой тихой территории прячется история нескольких веков. Мини-путешествие подготовила Виктория Фролкова, гид и организатор экскурсий в Москве.
За Москвой-рекой находится старинный район Замоскворечье. Ещё на рубеже XVI–XVII веков здесь, в районе нынешнего Садового кольца, появилось первое деревянное укрепление, защищавшее Москву от набегов с юга. Именно из Замоскворечья москвичи отправляли дань в Золотую Орду: отсюда и названия двух улиц — Большая и Малая Ордынки.
Замоскворечье всегда славилось своей храмовой архитектурой. Застройке района удалось пережить даже советскую власть, поэтому сегодня здесь сохранилось большое количество храмов, церквей и даже есть обитель.
Красная церковь
ул. Большая Полянка, д. 29А
Начинаем прогулку от станции метро «Полянка», где встречаем уникальный памятник истории и архитектуры — Красную церковь. Название описывает не буквально цвет её стен, а происходит от слова «красивая». Есть у храма и более официальное название — Церковь во имя святого Григория Неокесарийского.
Церковь построили в честь важного события: в день памяти святого, 17 ноября 1445 года, из плена возвратился великий князь Василий II по прозвищу Тёмный (его ослепили в плену). В этой церкви в 1671 году царь Алексей Михайлович венчался с Натальей Нарышкиной, матерью Петра I, а позже именно здесь крестили будущего императора. Тогда же духовник царя попросил разрешение на каменную перестройку здания. Архитекторами стали Иван Кузнечик и крепостной из Костромы Карп Губа. Изразцы в стиле «павлинье око» создал известный далеко за пределами Москвы известный мастер Степан Полубес.
Рекомендуем посетить этот храм на Пасху, когда вокруг храма проводят крестный ход. Движение на Полянке перекрывают, а внутренний двор церкви открывается. Для обычного человека это единственная возможность увидеть один раз в году всю территорию храма: небольшая часовня, скамейки, тропинки, цветочные клумбы — истинная атмосфера Замоскворечья.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Казачьей слободе
ул. Большая Полянка, д. 37, стр. 3
Церковь построили в XVII веке на средства местных жителей, как и многие церкви и храмы Замоскворечья. Через сто лет была пристроена новая трапезная и колокольня. Храм не только пережил пожар 1812 года, но и практически полностью сохранился. В 1922 году церковь закрыли, всё церковное имущество вывезли, а колокола сняли.
Прогуляйтесь по Большой Полянке или выберите удобную точку обзора, чтобы видеть одновременно два храма. Здания, абсолютно разные с архитектурной точки зрения, но удивительным образом дополняющие друг друга, сливаются в гармоничный архитектурный ансамбль.
Храм Великомученицы Екатерины на Всполье
ул. Большая Ордынка, д. 60/2, стр. 4
Идём дальше и впереди встречаем храм Великомученицы Екатерины на Всполье, который был построен архитектором Карлом Ивановичем Бланком в 1775 году. Храм был специально возведён для императрицы Екатерины II.
Обратите внимание на иконы внутри храма, их писал придворный художник Дмитрий Левицкий. Царские врата, изготовленные из чистого серебра, весили восемь пудов, а ризу (верхнее облачение священника) для храма пожертвовала сама императрица.
К сожалению, драгоценные ворота в ХХ веке сохранить не удалось, но церковь до сих пор известна в районе Замоскворечье и почитаема прихожанами со всей Москвы.
Храм Троицы Живоначальной в Вишняках
ул. Пятницкая, д. 51, стр. 4
Первое упоминание церкви мы можем встретить в разных источниках в 1642 году. Здание неоднократно перестраивалось, а до наших дней дошла постройка 1815 года. Храм выполнили в стиле «поздний ампир». Колокольню перестраивали позже, в 1826–1827 годах по проекту архитекторов Шестакова и Козловского.
В 1920-х годах храм закрыли и только в 1991 году вернули верующим. 8 июня 1994 года Святейший Патриарх Алексий II вновь освятил главный придел храма.
Церковь Климента Папы Римского
Пятницкая ул., д. 26, стр. 1
Святой Климент, в честь которого освящена церковь, жил в I веке нашей эры. Он был учеником апостола Петра и считается четвёртым папой Римским. Многие удивляются, почему церковь в Москве названа в честь католического папы, но этому есть весьма разумное объяснение. Разделение православной и католической церкви произошло намного позднее, а мы говорим о самом начале христианской религии. Поэтому Климент может наравне почитаться как в православии, так и у католиков.
Первое упоминание деревянного храма встречается в источниках 1612 года, а чуть позднее в городе появился каменный храм. В середине XVIII века его полностью перестроили в стиле позднего барокко, что делает этот храм уникальным для Москвы.
В советское время церковь решили снести, но передумали и использовали помещение под временный склад книг Ленинской библиотеки. Это определённо спасло внутреннее убранство. Обязательно зайдите внутрь церкви: голубой цвет, много золота, семиярусный иконостас – всё сохранилось в прекрасном состоянии.
Эта церковь — доминанта района и самое высокое здание в округе. Но, к сожалению, прямо сейчас напротив церкви Климента папы Римского возводят новое высокое стеклянное здание.
Храм святителя Николая в Пыжах
ул. Большая Ордынка, д. 27А/8, стр. 1
Деревянный храм на этом месте появился в 1593 году. Когда-то здесь располагалась Стрелецкая слобода, на территории которой размещался Стрелецкий полк. В середине XVII века им руководил Богдан Пыжов, в честь которого и была названа данная местность. Стрельцы же и построили этот храм. В разных документах информация разнится, но считается, что впервые храм был построен в камне в 1657 году.
Обратите внимание на стройную шатровую колокольню с «висящей» аркой входа. Эта постройка считается одним из лучших примеров русского и московского зодчества. Храм имеет пышный антаблемент и украшение кокошниками.
Вернёмся к станции метро «Третьяковская», к зданию одной из первых АТС в СССР, построенных в начале 1930-х. Отсюда мы начнём нашу следующую прогулку по Замоскворечью.