храмы в волгограде красноармейский район
Красноармейский район
История Красноармейского района уходит в далёкое прошлое. Бескрайние степи Нижней Волги привлекали внимание кочевников многие века. В середине же восемнадцатого века здесь появились первые переселенцы из Саксонии. Дорогу в наши суровые степи им открыл манифест Екатерины II, изданный 4 декабря 1762 года, которым императрица решала и постановляла определить места, условия и права европейских переселенцев. В том числе и немцев. Прибыв на берега Сарпы при впадении ее в Волгу 10 августа 1765 года, первые полсотни саксонских поселенцев получили около 17 тысяч гектаров земли и заложили 14 домов, ставших основой немецкой колонии Сарепты. Вскоре колонисты построили торговую лавку, мастерские, частные жилые дома. В 1771 году закончили кирху. Параллельно шло строительство крепостных сооружений для защиты мирных поселян от набегов кочевников и разбойников. Так, в 1768—1772 годах была построена крепость, вскоре заявившая о себе как развитый промышленно-торговый оазис-городок.
Нынешнее название района появилось на карте Нижнего Поволжья вскоре после революции. В мае 1920 года 1-м Царицынским губернским съездом Советов Черноярский уезд был переименован в Красноармейский в связи с перенесением уездного центра из г. Чёрный Яр в Сарепту, включением Сарепты в Черноярский уезд и переименованием Сарепты в город Красноармейск. По данным на 1921 год, в Красноармейский уезд входило 10 волостей: Аксайская, Большечапурниковская, Каменноярская, Красноармейская, Светлоярская, Северная, Солодниковская, Старицкая, Царицынская и Черноярская.
В октябре 1931 года Красноармейский район Сталинградского округа был упразднён, а его территория передана Котельниковскому, Ленинскому, Сталинградскому районам и Калмыцкой области. И лишь 21 марта 1944 года за счёт разукрупнения Кировского района вновь был образован Красноармейский район г. Сталинграда. Эту дату сегодня и принято считать официальным днем рождения района.
Местонахождение Красноармейского района у слияния двух великих рек, Волги и Дона, позволяет считать его водными воротами города, а Волго-Донской судоходный канал имени Ленина — важнейшей стратегической транспортной магистралью.
История района восходит к возникшему в 18-м веке поселению Сарепта. Гордостью местных жителей является ОАО «ВМЭЗ «Сарепта» — переработчик семян масличных культур, в том числе горчицы. Знаменитое деликатесное горчичное масло делают именно здесь! А также МУП «Сарептская мельница» — единственное предприятие, сохранившее не только производственный профиль, но и внешний облик конца 18-го века.
Кроме того, в районе планомерно развиваются предприятия химической и нефтеперерабатывающей промышленности, металлургии, стройиндустрии, деревообработки, пищевой промышленности, судостроения.
Приход храма Успения Богородицы г.Волгограда
[Официальная группа Православного прихода храма Успения Богородицы г. Волгограда Русской Православной Церкви (Московского Патриархата)]
храм располагается в Красноармейском районе г.Волгограда, ул. Гражданская 32а.
Храм открыт ежедневно с 08.00-19.00
В дни богослужений с 07.00-19.00
Приход храма Успения Богородицы г.Волгограда запись закреплена
Миссионерский отдел Волгоградской епархии
В РАМКАХ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭТАПА XXX МЕЖДУНАРОДНЫХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЧТЕНИЙ
ЦИКЛ ВСТРЕЧ «БИБЛЕЙСКИЕ ВЕХИ»
12.11.2021 в 19.00
Показать полностью.
«Открытие личности в христианстве: все люди – личности, но не все личности – люди» (лектор: Малер А. М.)
13.11.2021 в 14.00
«Библейское понимание библейской истории» (лектор: Малер А. М.)
19.11.2021 в 19.00
«Православие и политика: от Константина Великого до Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» (лектор: Малер А. М.)
10.12.2021 в 19.00
«Актуальность ветхозаветных текстов для современного человека» (лектор: Вевюрко И. С.)
Эти беседы проведут:
Малер Аркадий Маркович — философ, политолог, публицист, исследователь христианской философии, глава интеллектуального клуба «Катехон», главный редактор сайта katehon.ru и видеоканала Катехон-ТВ (YouTube). Старший преподаватель философского факультета Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН), член Синодальной библейско-богословской комиссии и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.
Встречи пройдут в онлайн-формате на платформе ZOOM, для участия и активного обсуждения необходимо пройти регистрацию:
Посмотреть встречи в прямом эфире можно на Ютуб канале Миссионерского отдела Волгоградской епархии:
ПРИГЛАШАЕМ ВАС ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ
Приход храма Успения Богородицы г.Волгограда запись закреплена
Волгоградская Митрополия
11 ноября Церковь вспоминает подвиг священномученика Николая Пробатова
Священномученик Николай Пробатов родился в 1874 году в селе Игнатьеве близ города Кадома Тамбовской губернии. Он был младшим сыном священника этого села Александра Николаевича Пробатова и его жены Еликониды.
Показать полностью.
Образование Николай получил в Касимовском духовном училище, а затем в Тамбовской Духовной семинарии. Из сохранившихся его писем к брату, протоиерею Василию, видно, что учился он находясь в условиях большой материальной нужды: иногда одежда изнашивалась настолько, что товарищи смеялись над ним, а наставники делали замечания.
По окончании семинарии он женился на младшей дочери священника села Темирево Елатемского уезда Варваре Алгебраистовой. После венчания Николай и Варвара, по существовавшему тогда благочестивому обычаю, отправились в свадебное паломничество в Саровский монастырь.
В 1899 году Николай был рукоположен в сан пресвитера и определен вторым священником в храм села Темирево. Но он очень хотел служить один. Желание его вскоре сбылось, в 1906 году он получил приход в селе Агломазово, где был деревянный Богоявленский храм, выстроенный в 1779 году. В 1910 году отец Николай обновил обветшавший иконостас. При храме был хор, и трудами отца Николая было устроено прекрасное общее пение. Перед служением литургии священник всегда долго и усердно молился, служил он с вдохновением и благоговением; а о службе церковной говорил: «У меня в алтаре уголок рая».
Село Агломазово насчитывало тогда сто пятьдесят домов, более тысячи прихожан, и была большая нужда в открытии церковноприходской школы. Стараниями отца Николая было выстроено просторное деревянное здание, в котором свободно могло обучаться двести детей. Талантливый проповедник, он усердно проповедовал в храме, а в школе преподавал Закон Божий. Семья священника жила бедно, но он за требы платы не брал. Обуви всегда имел только две пары – зимнюю и летнюю.
Началась Первая мировая война. Священников в армии не хватало, и епархиальный архиерей, епископ Тамбовский Кирилл (Смирнов), обратился к духовенству епархии с просьбой – пойти священниками в действующую армию. Охотников нашлось немного. Отговаривались – кто болезнью, кто семьей, кто малолетством детей.
Слыша такое от священников, отец Николай устыдился: что же это мы – священники, и отказываемся – у одного жена, у другого дети, а там наши же воины кровь проливают, защищая родину; надо соглашаться. И хотя у отца Николая с женой было трое детей, старшему сыну четырнадцать лет, младшим, сыну и дочери, по году, он пошел служить полковым священником в первый Бахмутовский полк, сражавшийся против австрийцев. Здесь, на фронте, в полку он увидел, как мало остается в людях веры: из всего наличного состава полка храм посещали не более тридцати человек. Вернувшись в 1917 году домой, он с нескрываемой скорбью говорил близким: «Священники уже тут не нужны, они теперь скорее жители Неба, чем земли».
Совершилась революция. Нравственная болезнь коснулась и крестьян. Многие бросились рубить впрок казенные и господские леса, наваливая штабеля бревен перед домами, поспешно делили земли крупных землевладельцев.
После издания большевиками декрета об изъятии из храмов метрических книг к отцу Николаю явился отряд солдат и потребовал выдать из церкви книги.
– А кто вы такие, что мне указываете? – решительно встретил их отец Николай. – Скажет мое начальство, тогда передам.
– Нет, – не отступали солдаты, – передавай сейчас.
– Ну, хорошо, – ответил священник, – не хотите слушать церковное начальство, соберем сход крестьян. И как решит народ, так и сделаю.
Собрали сход, и священник произнес слово, после которого крестьяне сразу же изгнали покушавшихся на церковные книги.
В феврале 1918 года большевики объявили мобилизацию в Красную гвардию. Крестьяне, ждавшие от большевиков мира, решили в армию не записываться, а идти в ближайший уездный город и разогнать там большевистское начальство. Перед выходом попросили отца Николая отслужить для них напутственный молебен. После молебна священник сказал краткую проповедь, которую заключил словами: «Благословляю вас идти на борьбу с гонителями Церкви Христовой».
Крестьяне, вооруженные кто топорами, кто вилами, двинулись к уездному городу, до которого было двадцать пять верст. Пока шли, решимость многих растаяла, и они стали возвращаться домой. Нашлись и такие, которые поспешили в город, чтобы предупредить большевиков. Когда оставшиеся крестьяне подошли к городу вплотную, по ним была выпущена очередь из пулемета, установленного на колокольне. Это остановило восставших, и толпа быстро рассеялась. Инцидент был исчерпан, но большевики никогда не прощали тем, кто выступал против них, и в Агломазово был направлен карательный отряд. Известие о карательном отряде достигло села, и священник благословил домашних уйти в соседнее село Калиновец, где служил брат жены отца Николая. Тревожные предчувствия томили его душу, и жена, видя это, сказала:
– Написано: Господь не посылает испытаний выше сил человеческих.
– Да, – сказал священник. И, помолившись, наугад открыл Апостол и прочел «Верен Бог, который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так, чтобы вы могли перенести».
Слово Священного Писания, как ничто другое, утешило и укрепило душу. Ко времени прихода карателей отец Николай совершенно успокоился, предав свою жизнь в волю Божию. Крестьяне говорили ему:
– Беги, батюшка, убьют!
– Я никогда не бежал и сейчас не побегу.
Домашние ушли, остался только старший сын Александр. Отец Николай предложил и ему уйти, тем более что матери, возможно, потребуется помощь, но Александр не пожелал оставить отца.
Священник надел теплый ватный подрясник и вышел из дома. Издалека показался отряд карателей.
– Римские легионы идут, – покачав головой, сказал отец Николай.
Карательный отряд приближался, и вскоре слышна стала песня, которую пели идущие: «Трансвааль, Трансвааль, страна моя, ты вся горишь в огне…»
Каратели расположились неподалеку от храма, в большом кирпичном доме, принадлежавшем некоему Седухину. Всех арестованных сводили в подвал дома. Списки на аресты составлял сельский учитель, Петр Филиппович, местный безбожник, не любивший храм и священника.
Двоих красногвардейцев отправили за священником. После ареста отца Николая в доме был произведен обыск. Присутствовал лишь сын священника, Александр. Каратели перерыли все вещи, но ничего не нашли.
Арестованных допрашивали с побоями и издевательствами. Отца Николая били шомполами по пяткам, заставляя плясать.
– Я и раньше никогда не плясал и перед смертью не буду, – ответил священник.
Последнюю свою литургию перед арестом отец Николай отслужил на праздник Казанской иконы Божией Матери. Некоторые из палачей еще недавно посещали церковные службы и помнили слова молитв. Издеваясь над пастырем, они говорили:
– Заступница усердная. Ты Ей молился! Что же Она тебя не заступает? – И старались всячески оскорбить священника.
На все поношения отец Николай отвечал:
– Христос терпел, будучи безгрешен, а мы терпим за свои грехи.
Эти слова священника вызывали у истязателей хохот.
– Господи, прости им, они не знают, что делают.
Раздался залп. Хотя уже совсем стемнело и каратели, похоже, не собирались проверять, кто жив, кто мертв, но отец Николай, собрав силы, поднялся и с воздетыми руками продолжал вслух молиться:
– Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу…
Вторым залпом он был убит.
Из восемнадцати человек были убиты тринадцать, остальные ночью доползли до ближайших изб и были спрятаны жителями. От них и стали известны подробности расстрела. Убиты были староста храма Косма Егорович, крестьяне Виктор Краснов, Наум и Филипп (отец с сыном), Иван, Павел, Андрей, Павел, Василий, Алексей, Иван и Агафья.
На следующее утро крестьяне снарядили подводу и поехали забрать убитых. Вместе с ними поехал сын священника Александр. Весь песок был пропитан кровью, и Александр снял с него верхний слой и положил на телегу. Тело священника уже закоченело – с поднятыми при последней молитве руками, с пальцами, сложенными для благословения. Когда его везли по селу, крестьяне выглядывали из окон и говорили: «Батюшка нас и мертвый благословляет».
Отпевать и хоронить мученика пришли священники соседних приходов – отец Павел Мальцев из села Усады и отец Максим из села Старое Березово. Отец Павел был очень дружен с отцом Николаем, они договорились заранее: если кого убьют, чтобы другой пришел отпевать и хоронить.
Отпевали отца Николая в его доме. Окна занавесили черной плотной материей, чтобы каратели не могли видеть, что происходит внутри. Тело мученика перенесли со стола в гроб, и началось неспешное отпевание. Хоронили отца Николая глубокой ночью, священники несли гроб на кладбище, где уже была вырыта могила на месте погребения близкого отцу Николаю прихожанина, неистлевший гроб которого был хорошо виден при ясном свете луны и звезд. И плыло тихое пение последних погребальных молитв.
Игумен Дамаскин (Орловский)
«Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 5». Тверь. 2001. С. 321–325
Приход храма Успения Богородицы г.Волгограда запись закреплена
Волгоградская Митрополия
Митрополит Феодор участвует в праздновании 150-летнего юбилея Ташкентской и Узбекистанской епархии
Митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор по приглашению главы Среднеазиатского митрополичьего округа митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия принимает участие в торжествах, посвященных 150-летию со дня образования Ташкентской и Туркестанской епархии.
Показать полностью.
Праздничные мероприятия начались с открытия Международной научно-просветительской конференции. Перед ее началом в фойе Духовно-административного центра состоялась презентация сразу двух выставок, повествующих об истории епархии, а также о жизни и служении Ташкентского архипастыря Гурия, подготовленной к 130-летию со дня его рождения. Евгений Абдуллаев, главный редактор епархиального журнала «Восток Свыше», кратко рассказал об экспозиции, подчеркнув, что слово Евангельской истины на территорию епархии принесли апостолы Фома и Андрей, первая митрополия была уже открыта на территории современного Хорезма.
Как сообщает пресс-служба Ташкентской и Узбекистанской епархии, свое архипастырское благословение на начало работы представительного форума преподал митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий. Владыка в своем приветственном слове поздравил всех с юбилеем и отметил важные исторические вехи епархии, кратко рассказал о вкладе первого правящего архиерея епископа Софония (Сокольского) в развитии религиозной и общественной жизни епархии.
Митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор также обратился к гостям международной конференции с приветственным словом.
Своим участием мероприятие почтили и другие иерархи Русской Православной Церкви: митрополит Челябинский и Миасский Алексий, епископ Душанбинский и Таджикистанский Павел, представители в священном сане из Омской и Екатеринбургской митрополий.
Приход храма Успения Богородицы г.Волгограда запись закреплена
Волгоградская Митрополия
Сегодня день рождения митрополита Германа (Тимофеева)
11 ноября свой 84-й день рождения отмечает митрополит Герман (Тимофеев), ныне находящийся на покое.
За годы пребывания на кафедре Владыка активно способствовал приобщению людей к Православию, сохранению духовности и нравственности. Его Высокопреосвященство является примером ревностного служения для пастырей и мудрым наставником для мирян.
Показать полностью. Основание духовной школы, развитие активной социальной и миссионерской деятельности, начало воссоздания в Волгограде собора в честь святого благоверного князя Александра Невского и возрождение духовной жизни в доверенном ему регионе – лишь часть осуществленных планов митрополита.
По словам самого Владыки, все начиналось с храма Александра Невского. Он с большим теплом вспоминает свои первые впечатления от посещения церкви – это был храм святого благоверного князя Александра Невского на Ташкентском кладбище, куда ребенком его привела бабушка:
«Тогда, помню, душа моя, по рождению и по крещению христианка, пленилась благолепием Божия Дома. Потом я видел много других храмов, более благолепных, и в них было больше святынь в виде чтимых икон и мощей угодников Божиих. Но тот кладбищенский храм на земле моего знойного, далекого отсюда родного края навсегда остался единственным, как родоначальник всех других святынь, пережитых мною от того часа даже до днесь».
С 1950 года будущий епископ служил в алтаре Ташкентского кафедрального собора, был книгодержцем у владыки Гурия.
Его епископское служение началось в 1968 году. Хиротония состоялась в академическом Иоанно-Богословском храме Ленинградской епархии. За годы своего архиерейства Владыка возглавлял разные кафедры и в России, и за рубежом.
А 31 января 1991 года архиепископ Герман возглавил вновь образованную кафедру с центром в городе Волгограде. На момент учреждения епархии в ней числилось всего 42 прихода, а в Волгограде действовали всего две церкви — Казанский собор в Ворошиловском районе и Свято-Никитский храм в Бекетовке. Владыка предпринял все усилия, чтоб в епархии открывались новые храмы и монастыри.
К 1996 году число приходов в Волгограде увеличилось до 25, по епархии – до 115. Почти одновременно открывается большая часть разоренных в 30-е годы монастырей. В 1991 году первые насельники отправляются в Кременско-Вознесенскую обитель в Клетском районе, Свято-Троицкую Каменно-Бродскую — в Ольховском, Спасо-Преображенскую Усть-Медведицкую в Серафимовиче. В том же году открывается Свято-Вознесенский женский монастырь в Дубовке, вслед за ним, в 1992 году – мужской Свято-Духовский в Волгограде, в 1996 – женская обитель Ахтырской иконы Божией Матери в Гусевке Ольховского района.
Со дня основания епархии владыка Герман неустанно оказывает попечение о душах мирян и наставлении пастырей, воспитав не одно поколение волгоградских священнослужителей.
Верующие Волгоградской земли желают Владыке мира духовного, доброго здравия, долгоденствие, спасение души и непрестанной радости о Боге!
Приход храма Успения Богородицы г.Волгограда запись закреплена
Волгоградская Митрополия
Святая Церковь чтит великомученицу Параскеву Пятницу
Великомученица Параскева родилась в городе Иконии в Малой Азии. Родители ее особо чтили пятницу, когда на Кресте пострадал Господь Иисус Христос. В честь этого дня они и дочь свою назвали Пятницей (по-гречески Параскева).
Показать полностью.
Она рано осиротела. Достигнув совершеннолетнего возраста, Параскева приняла обет девства и заботилась о распространении веры Христовой среди язычников.
В 300 году пришел в город военачальник императора Диоклетиана, которому было поручено истребить христиан. Параскева отказалась принести жертву идолам и за это была подвергнута истязаниям. Ее повесили на дереве и терзали тело железными гвоздями и потом изъязвленную до костей и едва живую бросили в темницу. Бог не оставил святую страдалицу и чудесно исцелил ее. Злобный мучитель не вразумился этим чудом и продолжал истязать святую Параскеву, приказав повесить на дереве и жечь факелами. Наконец ей отсекли мечом голову. Христиане похоронили тело святой Параскевы. От мощей великомученицы подавались исцеления болящим.
У православных христиан святая Параскева (Пятница, или Петка) издревле пользовалась особой любовью. Ей посвящали храмы и придорожные часовни (Пятницы); считали ее за покровительницу полей и скота. В день ее памяти русские люди приносили в храм плоды для освящения. Святая Параскева считается целительницей душевных и телесных недугов, хранительницей семейного благополучия и счастья. Изображают ее на иконах суровой подвижницей, высокой, с лучезарным венцом на голове.
Приход храма Успения Богородицы г.Волгограда запись закреплена
Приход храма Успения Богородицы г.Волгограда запись закреплена
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Патриаршая проповедь в праздник Казанской иконы Божией Матери после Литургии в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве, 4 ноября 2021 года.
Приход храма Успения Богородицы г.Волгограда запись закреплена
Приход храма Успения Богородицы г.Волгограда запись закреплена
Приход храма Успения Богородицы г.Волгограда запись закреплена
Волгоградская Митрополия
18 октября Святая Церковь празднует память Святителей Московских
Сегодня Святая Церковь отмечает память святителей Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария, Московских и всея России чудотворцев.
Показать полностью.
Своей праведной жизнью и безупречным пастырством эти Первосвятители земли Русской много сделали для утверждения православной веры и укрепления нашего государства. Празднуя память всероссийских святителей в один день, Церковь воздает каждому из них равную честь как Небесным покровителям города Москвы и молитвенникам за наше Отечество.
Празднование в один день памяти святителей Петра, Алексия и Ионы было установлено святым Патриархом Иовом 5 октября 1596 года. Впоследствии к сонму Московских Первосвятителей стали добавляться имена их святых наследников. В 1875 году по ходатайству митрополита Московского святителя Иннокентия к ним был причислен святитель Филипп, а в 1913 году — святитель Ермоген. Вплоть до конца XX века соборным празднованием Московских и всея России чудотворцев чтилась память этих пяти святителей. Имена еще семи святых Предстоятелей Русской Православной Церкви: патриархов Иова и Тихона и митрополитов Макария, Филарета, Иннокентия, Макария и Петра были включены в Собор Московских святителей согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2005 года.
Святитель Петр, митрополит Киевский и всея Руси († 1326).
Святой митрополит Петр стоял у истоков Московской государственности. В 1325 году по просьбе великого князя Иоанна Данииловича Калиты он перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело огромное значение для всей Руси. Святитель Петр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России. По его благословению в Московском Кремле был заложен собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. Это было глубоко знаменательное благословение великого Первосвятителя земли Русской. В 1326 году святитель Петр отошел ко Господу и был погребен в Успенском соборе в каменном гробу, который он сам приготовил. Множество чудес совершилось по молитвам этого угодника Божия.
Как особо чтимый покровитель Москвы святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. При его гробе нарекались и избирались многие русские Первосвятители.
Святитель Алексий, митрополит Киевский и всея Руси († 1378).
Родился в Москве в семье боярина Феодора Бяконта, выходца из Черниговского княжества. Господь рано открыл будущему святителю его высокое предназначение. Постриженик Московского Богоявленского монастыря, святой митрополит всю свою жизнь отдал служению единству Руси. Духовный отец и воспитатель великого князя Димитрия Донского, дипломат и чудотворец, святитель Алексий укрепил русское духовное единство. Много потрудился, чтобы примирять и смирять строптивых князей, не желавших признавать власть Москвы. Вместе с тем не оставлял и трудов по устройству новых обителей. Исцелив слепую ханшу Тайдулу, получил ордынский ярлык, освобождающий Церковь от притеснений. Погребен по его завещанию в Чудовом монастыре Московского Кремля. Ныне мощи святителя находятся в Богоявленском патриаршем соборе Москвы.
Святитель Иона, митрополит Киевский и всея Руси († 1461).
Святитель Иона был последним святителем, имевшим кафедру в Москве, но носившим титул митрополита Киевского. В 1459 году соборным решением закрепил новый порядок избрания первосвятителей-митрополитов: на Соборе русских епископов и с согласия московского князя. Таким образом было положено начало фактической автокефалии Русской Церкви, которая отвергла Флорентийскую унию. Именно при святителе Ионе Русская Церковь получила самостоятельность от Византии. Он оказывал большое влияние на деятельность великого князя Василия II и принимал активное участие в объединении разрозненных русских княжеств. Митрополит Иона изображен на памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде.
27 мая 1472 года, при перестройке Успенского собора, совершилось обретение его нетленных мощей.
Святителям Петру, Алексию и Ионе обязана Москва своим возвышением, а Русь — освобождением от татар.
Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси († 1563).
Митрополит Макарий, последователь Иосифа Волоцкого, утвердил в 1551 году основы русского православия на Стоглавом Соборе. Много усилий приложил он к организации на Руси книгопечатного дела. При нем была открыта в Москве первая типография для печатания священных и богослужебных книг. Еще в бытность свою архиепископом Новгородским святитель Макарий задался целью собрать «все чтомые книги, яже в земле Русской обретаются». Плодом его трудов, которые он продолжил в Москве, будучи митрополитом, стали двенадцать фолиантов Великих Четьих Миней. В годы его первосвятительства состоялся знаменитый Стоглавый Поместный Собор Русской Православной Церкви. Святитель Макарий известен как выдающийся церковный просветитель, совершивший огромную работу по составлению житий и канонизации русских святых. Мощи святого находятся в Успенском соборе Московского Кремля.
Святитель Филипп, митрополит Московский и всея Руси († 1569).
Святитель Филипп принадлежал к младшей ветви известного боярского рода Колычёвых. До избрания на московскую кафедру был игуменом Соловецкого монастыря, где проявил себя как способный руководитель. Старался смягчить суровые нравы своего времени как проповедью слова Божия, так и личным примером молитвенника, аскета и нестяжателя. Когда началась очередная волна террора царя Иоанна Грозного, митрополит Филипп из-за несогласия с его политикой и открытого выступления против опричнины попал в опалу. Решением церковного собора был лишен сана и в колодках и кандалах сослан в тверской Отроч Успенский монастырь, где был убит Малютой Скуратовым.
В 1652 году по инициативе Патриарха Никона мощи святителя Филиппа были перенесены в Москву и положены в серебряную раку в Успенском соборе, около иконостаса. Позднее рака была покрыта серебряной доской, которая была утрачена при захвате Москвы войсками Наполеона. Из серебра, отбитого у французов М.И. Кутузовым, была изготовлена новая доска на раку святителя.
Святитель Иов, Патриарх Московский и всея Руси († 1607).
Главной целью деятельности святителя Иова — митрополита, а затем первого русского Патриарха — было укрепление в стране православия и Русской Церкви. По инициативе святителя были проведены преобразования, в результате которых архиепископии были преобразованы в митрополии, другие епархии стали архиепископиями. При нем были учреждены новые епархии, основано более десятка монастырей. Личные средства и богатые царские подарки Патриарх Иов отдавал на милостыню и строительство храмов. Проявлял неустанную заботу об укреплении дисциплины духовенства.
Патриарх проявил великое мужество во время смуты начала XVII века, нашел в себе силы противостоять самозванцу Лжедмитрию I, ставленнику поляков и католиков, которого поддерживали многие влиятельные люди. После убийства Фёдора Годунова Патриарха арестовали, сорвали облачение и отправили в изгнание, а на патриаршую кафедру возвели грека Игнатия, которого никто не признал, и до самой своей смерти в 1607 году Патриарх Иов оставался единственным законным главой Русской Церкви.
Скончался святитель в Старицком Успенском монастыре. В 1652 году святые мощи были перенесены в Успенский собор Московского Кремля.
Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси
(† 1612).
Патриаршество святителя Ермогена пришлось на смутное время. Своей деятельностью он внес весомый вклад в сохранение Православной Церкви и государственности в России в эти годы. С декабря 1610 г. Патриарх, находясь в заключении, рассылал по городам грамоты с призывом к борьбе с польской интервенцией. Благословил оба ополчения, призванные освободить Москву от поляков. По благословению Патриарха из Казани была перенесена Казанская икона Пресвятой Богородицы, ставшая главной святыней ополчения. Бескомпромиссная позиция Патриарха стала причиной репрессий против него, и 17 февраля 1612 г., находясь в заключении, он мученически скончался от голода и жажды.
Почитание святителя Ермогена как исповедника началось еще при его жизни. В 1652 г. мощи святителя, оказавшиеся нетленными, были по инициативе Патриарха Никона перенесены из рассыпавшегося гроба в Чудовом монастыре в Успенский собор Московского Кремля.
Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России († 1925).
Будущий Патриарх Тихон (в миру Василий Иванович Беллавин) родился в семье потомственного священника. Пострижен в монашество с именем Тихон в честь святителя Тихона Задонского. В 1898 году назначен епископом Алеутским и Аляскинским. Попечением архиепископа Тихона в США были открыты десятки новых храмов, в состав епархии вошло множество униатских общин. При его активном участии завершился перевод богослужебных текстов на английский язык, были открыты приходские школы и приюты для детей, первая в США православная духовная семинария.
В 1917 году святитель Тихон был избран на Московскую кафедру с возведением в сан митрополита. На Всероссийском Поместном Соборе ему выпал жребий на патриаршество. Новому Первосвятителю пришлось решать вопрос об отношениях с новой властью, враждебно воспринимавшей Церковь, ему также предстояло сделать все возможное, чтобы сохранить православие в тяжелый период лихолетья.
Патриарх Тихон прославился своей мудростью, кротостью и глубочайшей молитвенностью. Активно противостоял обновленческому расколу. Личной проповедью и твердым исповеданием христианской правды, неустанной борьбой с врагами Церкви Патриарх Тихон вызвал на себя ненависть представителей новой власти, постоянно преследовавшей его. Его заключали в тюрьму, содержали под домашним арестом в московском Донском монастыре. Жизнь Его Святейшества все время была под угрозой: на него трижды совершались покушения, тем не менее, он выезжал для совершения богослужений в различные храмы Москвы и за ее пределами. В условиях жесточайших богоборческих гонений ему удалось сохранить Русскую Церковь.
Святейший Патриарх Тихон скончался 7 апреля 1925 г., в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, и был погребен в московском Донском монастыре. Со временем место погребения было утрачено. В начале 1992 г. в Малом соборе Донского монастыря произошел пожар; при восстановительных работах были обнаружены мощи святителя Тихона. В настоящее время они покоятся в Большом соборе Донского монастыря Москвы.
Священномученик Петр, митрополит Крутицкий († 1937).
Митрополит Петр (в миру Петр Федорович Полянский) родился в 1862 году в семье сельского приходского священника Воронежской губернии. Окончил Костромское духовное училище, Воронежскую семинарию, в 1892 году — Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Женат не был, однако ни сана, ни монашества не принимал. Преподавал в духовных училищах, занимал должность младшего помощника правителя дел Учебного комитета при Святейшем Синоде, принимал участие в работе Поместного Собора, войдя в состав его секретариата. Оставшись без работы, устроился в 1918 году главным бухгалтером в кооперативной артели «Богатырь».
В конце 1919 — начале 1920 года Патриарх Тихон предложил Петру Полянскому принять постриг, священство и епископство и стать его помощником в делах церковного управления. Это было время, когда некоторые, опасаясь за свою жизнь и судьбу близких, отказывались от сана, а будущий святитель, несмотря на то, что прекрасно понимал, чем это может для него закончиться, принял его. Объясняя это решение, он сказал своим родственникам: «Я не могу отказаться. Если я откажусь, то я буду предателем Церкви, но когда соглашусь, — я знаю, я подпишу сам себе смертный приговор». Постриг его в монашество с именем Петр в честь святителя Петра, митрополита Московского, совершил митрополит Сергий (Страгородский).
Бескомпромиссный борец с обновленцами, строгий ревнитель церковных правил и бессребреник, в своем управлении Русской Церковью митрополит Петр шел по пути святителя Тихона — пути твердого стояния за православие и бескомпромиссного противодействия обновленческому расколу. Это вызывало крайнее недовольство гонителей Церкви. До самой своей мученической смерти он оставался верен первосвятительскому служению. В 1937 году священномученик Петр был расстрелян богоборцами и погребен в безымянной могиле.
Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский (†1867).
Митрополит Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов), крупнейший православный богослов XIX века, автор ряда религиозных сочинений, в т. ч. «Пространного христианского катехизиса Православной Кафолической Восточной Церкви», родился в 1782 году в городе Коломна, Московской губернии. Отличался трудоспособностью, эрудицией, писательским талантом. Принял участие в создании ряда важнейших государственных документов. За время пребывания на Московской кафедре по его благословению был основан ряд монастырей и скитов. Был организатором перевода Библии на современный русский язык.
Святитель Филарет погребен в Троице-Сергиевой лавре, в пристроенном к храму Сошествия Святого Духа приделе святого Филарета Милостивого. Ныне мощи святителя Филарета — являются одной из святынь Храма Христа Спасителя в Москве.
Святитель Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский († 1879).
Современники называли великого миссионера и просветителя Иннокентия (Попова-Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского, «Апостолом нашего времени». Одно лишь перечисление мест его миссионерских трудов: Северная Америка, Алеутские и Командорские и Курильские острова, Камчатка, Приамурье, Чукотка, Восточная Сибирь, побережье Охотского моря — говорят о размахе его деятельности. Совершая свой апостольский подвиг в суровых условиях, с большой опасностью для жизни, он обратил в православие десятки тысяч людей в Сибири, на Дальнем Востоке и в Русской Америке. Святитель строил храмы, при которых основывал школы, и сам обучал в них христианской вере. Замечательный проповедник, он говорил: «Чтобы действовать на сердце, надо говорить от сердца». Проводя большую часть жизни в миссионерских путешествиях, будущий святитель изучал язык, быт и нравы народов, среди которых проповедовал. Он перевел на несколько языков Слово Божие и Богослужение; написал одно из лучших пастырских миссионерских произведений «Указание пути в Царство Небесное», переведенное на все языки малых народов Сибири и выдержавшее более сорока изданий.
Погребен святитель Иннокентий в Троице-Сергиевой лавре, в церкви Филарета Милостивого.
Святитель Макарий, митрополит Московский и Коломенский († 1926).
Святитель Макарий (в миру Михаил Парвицкий-Невский), подвижник-аскет, молитвенник, писатель-богослов родился в 1835 году в семье бедного причетника сельского храма Владимирской губернии. Окончив Тобольскую семинарию одним из лучших, он отказался от поступления в Духовную академию, избрав себе иной путь: двадцатилетний юноша-миссионер отправился на Алтай, где начал свое служение в качестве псаломщика и учителя церковного пения. Освоив язык местных местных жителей, он ревностно благовествовал не только в храме, но во всех местах, которые посещал: приходы, школы, общины. В 1861 году был пострижен в монашество с именем Макарий. Святитель сопровождал миссионеров в их поездках в самые дикие и труднодоступные места Горного Алтая, а весь свой досуг посвящал переводу богослужебных книг на алтайский язык. В 1873 году архимандрит Макарий был назначен начальником Алтайской миссии.
В 1884 году он становится епископом Бийским, в 1891 году — епископом Томским и Семипалатинским, а с 1908 года — архиепископом Томским и Алтайским. Митрополит Макарий имел дар умной сердечной молитвы, был строгим монахом и аскетом, своим словом и примером подвигал людей к благочестию. Он много заботился о просвещении и обучении детей и взрослых, развернул работу по созданию новых приходов, строительству храмов, открытию учебных заведений, церковно-приходских школ и других учреждений, выступал против пьянства, сквернословия, обмана, увеселений в те дни, когда следовало молиться Богу. Современники называли его «Апостолом Алтая», «Сибирским столпом православия», «живым русским святым».
В 1912 году был назначен митрополитом Московским и Коломенским и членом Святейшего Синода. В Москве, как и в Томске, владыка большое внимание уделяет катехизации народа, смело обличает нравственную распущенность современников, выступает против вс