храмы великого устюга и информация о них
иллюстрированный путеводитель по православным храмам России
Есть в России места, в которых хочется быть и никуда отсюда не уходить, не уезжать, потому что так хорошо, так спокойно на душе здесь, такая красота вокруг, что смотреть — не пересмотреть… Вот такой притягательностью обладает и город Великий Устюг. Татьяна, уроженка Устюга и наш гид по Вотчине Деда Мороза, расскажет о великолепных церквях города. Я уже хочу оказаться там непременно, а вы? …
На высоком берегу реки Сухоны раскинулся провинциальный городок Великий Устюг, моя маленькая тихая Родина. Давным-давно был он славным торговым городом, и сейчас о тех исторических временах напоминают храмы да старинные купеческие дома.
Прямо в центре города, возле гостиницы «Сухона», в небольшом сквере, находится прекрасный ансамбль из двух церквей – Сретенско-Преображенской и Спасо-Преображенской, датирован он концом XVII в.
Сретенско-Преображенская и Спасо-Преображенская церкви Великого Устюга
Возле Земляного моста стоит церковь Вознесения, построенная в 1648 г., а сейчас там Музей древнерусского искусства, где можно собственными глазами увидеть, как пишут иконы. И так этот храм напоминает ажур Лазаревской церкви в Суздале (1667 года), что закрадывается вопрос: а не один ли мастер строил эти великолепные храмы?
На берегу Сухоны стоит ныне действующий Собор Прокопия Праведного, его иконостас собрал жемчужины устюжской живописи XVII и XVIII веков.
У главного входа в храм лежит большой серый камень, которому предписывают целительные свойства. Мы никогда не видели его пустующим, постоянно кто-нибудь сидит на нём в надежде поправить своё здоровье. По моим личным наблюдениям – помогает!
Собор Прокопия Праведного
В этом же ансамбле располагается изумительный Успенский собор с колокольней, на которую обязательно надо подняться. Конечно, это не тот монументальный Успенский собор, что стоит над Клязьмой во Владимире, но все равно впечатляет своей красотой, изяществом и гармонией с окружающим миром. Летом там чаще всего сидят студенты-художники с мольбертами, потому что виды с этой колоколенки открываются неописуемые, истинно — лепота!
Напротив Соборного Дворища, на другом берегу Сухоны, стоят храмы Дымковской Слободы, украшающие береговой пейзаж. Если встать на набережной и попробовать сосчитать все видимые купола… думаю, вы собьётесь со счёта. В Устюге сохранилось 28 храмов, примерно столько же было разрушено в послереволюционные времена. И этим Устюг похож на Суздаль, бессчетные купола которого тоже заставляют остановиться и восхищенно созерцать…
Там, за Сухоной, расположилась Дымковская Слобода
Центральная улица Великого Устюга – Советский проспект. Многие дома здесь датируются XIX веком. Их сохраняют и реставрируют, не нарушая стиля. В центре города проезд транспорта по этой улице запрещён, и можно свободно гулять здесь детьми. Есть, правда, один пунктик, который не нравится туристам, – в центре города очень мало мест, где можно перекусить, могу припомнить всего три кафе и четыре ресторана, но я как местная жительница просто знаю, где они находятся. Однако, пожалуй, эта маленькая неприятность не испортит общего впечатления об Устюге.
Советский проспект — исторический центр Великого Устюга
Замечательная северная природа завораживает не меньше, чем старинные церкви. Выйдешь на берег Сухоны – и дух захватывает от простора и свободы! Неудивительно, что устюжская земля родила столько первопроходцев – Атласов, Дежнёв, Шилов, Хабаров.
Вулкан Делюкс – лучшие игровые автоматы для пользователей
Купить детские спортивные комплексы
Орка казино мир азартных развлечений с большими выигрышами
Лучшие краски для рисования на холсте
Казино Космолот на Андроид для пользователей смартфонов
Великий Устюг
Содержание
Общее описание [ править ]
Районный центр Вологодской области в 450 км к северо-востоку от Вологды. На р. Сухона. Население – около 37 тыс. человек.
Для города одного дня достаточно. На плане Великого Устюга можно посмотреть расположение церквей и достопримечательностей города.
Особенности городского быта
Важным событием в жизни города является ледоход. По причине обилия снега в этих краях и большой площади водосбора рек Сухона и Юг город нередко подтапливается; к счастью, расположенная на возвышенности старая часть обычно не затрагивается паводком.
Настоящее лето в Устюге – с 20 июня по 20 августа, до и после не редкость заморозки. Песчаные пляжи в пределах города имеются на обеих сторонах реки. Лучший пляж расположен выше по течению Сухоны, за автомобильным мостом.
История города [ править ]
После покорения Руси монголы прислали в Устюг баскака по имени Багу. Тяжело было вечевой вольнице, грубым и отважным северянам, которые поочерёдно утопили троих чем-то провинившихся воевод, подчиниться язычнику и деспоту. Терпение устюжан истощилось, когда Багу силой взял в наложницы юную дочь священника Марию. Как раз тогда (в 1262) пришло известие об избиении баскаков в Ростове, Суздале и других городах. Багу спасся только тем, что, по совету Марии, принял святое крещение с именем Иоанна и венчался с ней.
Святое таинство крещения, пример и поучения благочестивой жены, беседы игумена Киприана и юродивого Прокопия сотворили чудо: коварный язычник приобрёл добродетели христианина. Иоанн снискал любовь устюжан и управлял ими в течение нескольких десятилетий, до своей смерти. За давностью лет о жизни и смерти Иоанна и Марии известно не много, но имена праведных супругов занесены в святцы.
Они были похоронены у Вознесенской церкви. При перестройках церкви их могила оказалась под храмом. Вознесенский храм (1648) является самым старым из сохранившихся храмов Устюга. Средства на его строительство дал купец Никифор Ревякин.
Предшественником Устюга был город Гледен в 4 км от нынешнего Великого Устюга. Ростово-суздальские князья основали его в начале XII в. на холме при впадении р. Юг в Сухону. Название Гледен объясняют тем, что с холма видны окрестности на большом расстоянии. (По другой версии, имя Гледен поселению дали финно-угорские племена, пришедшие сюда в IX или X в.) Город просуществовал недолго – часто нападали чудские племена, а воды Юга подмывали его. Народ стал постепенно переселяться на новое место, которое получило имя Усть-Юг, позднее превратившееся в Устюг.
В 1436 г. Василий II Московский в ходе противоборства с Юрием Звенигородским и его сыновьями Василием Косым и Димитрием Шемякой осадил Гледен и после 2 месяцев осады вошёл в город, поклявшись никому не причинять вреда. Нарушив клятву, Василий казнил множество жителей во главе с воеводой. Через 2 года Гледен был сожжён вятичами.
На месте Гледена остался только Троице-Гледенский монастырь (у д. Морозовичи). Время его основания относят к концу XII в., хотя первые сохранившиеся летописные упоминания датированы 1492 г.
В XVIII в. монастырь был отстроен в камне: возведены Троицкий собор (1701), шатровая колокольня, церкви Успения Пресвятой Богородицы и Тихвинской иконы Божией Матери (1736), построена ограда со сторожевой башней.
После реформ Екатерины монастырь начал приходить в упадок и в 1841 г. был упразднён. В 1912 г. он начал вновь действовать как женский. В 1925 г. монастырь был закрыт, в его стенах водворялись поочерёдно колония, детдом, лагерь, дом инвалидов.
Сейчас в помещениях обители музей. Наиболее известный «экспонат» – иконостас Троицкого собора, сооружённый в 1776-1784 гг. Иконы в стиле католических мастеров восхищают искусствоведов, но являются шедеврами скорее живописи, чем иконописи. Резьба иконостаса в стиле барокко отличается изысканностью.
Музей открыт только летом.
Проезд. На пароме из Устюга (остановка по требованию).
На машине – в объезд (около 10 км).
Первое свидетельство об Устюге относится к 1207 г. Но уже в первый век существования это был большой и важный, хорошо укреплённый город. Устюг вклинился во владения Великого Новгорода, которому принадлежали просторы Русского Севера, богатого пушными зверями, рыбой и солью. Верхнее и среднее течение Сухоны вместе с Вологдой и Тотьмой принадлежали Новгороду, которому, однако, без Устюга невозможно было контролировать весь Сухоно-Двинский водный путь. Первые века город был северным оборонительным форпостом ростово-суздальских князей, с конца XIV в. – Московского княжества. Одно из самых разрушительных нападений произошло в 1398 г., когда новгородцы, завоевав город, стояли здесь 4 недели.
Важную роль в покорении севера играли монахи, просвещавшие языческие племена примером и словом. Выходец из Устюга Стефан Пермский много сделал для присоединения к Московскому государству земель бассейна р. Вычегды (Малой Перми).
Устюжские дружины участвовали в походах, значительно расширивших владения Москвы. В 1465 г. «охочие люди» из Устюга завоевали Югорскую землю. В 1471 г. устюжане участвовали в походе на двинские колонии Новгорода, в 1472 г. – в присоединении Пермской земли, в 1489 г. – Вятки.
В первой половине XIII в. произошёл такой случай: посетив Новгород и богослужение в его Софийском соборе, богатый иностранный купец роздал всё своё имущество, перешёл в православие и поселился в Хутынском монастыре. Мы знаем этого бывшего купца под именем Прокопия. Поступок Прокопия был для того времени настолько диковинным, что многие посещали Хутынский монастырь, чтобы посмотреть на обратившегося «немца».
Тяготясь славой, он ушёл из Новгорода. Житие повествует, что в Устюг он пришёл уже юродивым – нищим, оборванным, смиренным, с тремя деревянными клюками в руках. Здесь Прокопий остановился. Представляясь безумным и терпя оскорбления днём, ночью он молился на церковных папертях. Излюбленным местом его пребывания стала паперть Успенского собора и камень неподалёку, на берегу Сухоны. Хоть и приходилось Прокопию голодать по нескольку дней, он не брал от нажитого неправедно.
Друзьями Прокопия были праведные Иоанн и Мария, настоятель Архангельского монастыря Киприан, а после их смерти – Симеон, будущий отец святителя Стефана Пермского.
В беседах с мудрыми Прокопий был мудр, а с поражёнными безумием мира – безумен. Но и последним постепенно открылся пророческий дар Прокопия. Например, примечали, что, когда юродивый бегал по городу, держа свои клюки головами кверху, год будет урожайным, а когда книзу – наоборот. Однажды Прокопий поклонился в ноги 2-3-летней девочке Марии, сказав: «Вот идёт мать великого Стефана, епископа и учителя пермского».
В 1290 г. на воскресной службе Прокопий неожиданно призвал всех покаяться, «иначе город погибнет от града огненного». Его никто не послушал. Прокопий три дня плакал, потом пошёл по городу, снова призывая всех к покаянию, но встретил равнодушие и насмешки. Прокопий остался единственным молитвенником за город. Неделю спустя (25 июня) чёрная туча закрыла солнце, от ударов грома затряслись стены зданий. Устюжане вспомнили пророчество Прокопия и бросились в храмы молить Бога о пощаде. Прокопий молился в соборе. Через некоторое время послышалось благоухание, от иконы Благовещения Богородицы потекло миро, туча пошла прочь и разразилась раскалёнными каменьями в 20 верстах. А от мира, натекшего от иконы, многие исцелились, в том числе две бесноватые женщины. Эта икона в 1567 г. была перенесена в Успенский собор Московского Кремля и помещена справа от царских врат.
Прокопий в Устюге не имел крова и в одну лютую зиму так замерз, что только явление ангела спасло его. Также явлением ангела блаженный был предупреждён о приближении смерти. Почил святой 8 июля 1303 г. А на следующую ночь выпал снег, к вечеру растаяв. Сугроб сохранился лишь над телом Прокопия; по сугробу и нашли его на 4-й день. Память святого празднуется 8 (21) июля.
В 20 км от Устюга, у д. Котово, находится то место, где, как считается, в 1290 г. обрушился камнепад. Те, кто бывал в Котово, рассказывают, что там лежат тяжёлые, покрытые коркой валуны; металлоискатель показывает большое содержание железа в них, хотя нигде в округе месторождений железа не обнаружено. Различают два места, где выпали две «тучи» камней. У «ближней тучи» устроена часовня.
Устюг был связан по Сухоне с Вологдой, Ярославлем и Москвой, по Двине – с Архангельском и Поморьем, по Югу и Лузе – с Ветлугой, Вяткой и Казанью, по Вычегде – с Мезенью и Печорой. Такое выгодное расположение сделало его важным торговым центром. После того как в 1553 г. в устье Северной Двины занесло бурей английский корабль, Россия открыла возможность торговли с Европой через Белое море. Устюг находился на этом пути. В городе одна из улиц до революции называлась Немчинов ручей, потому что здесь селили иностранных купцов (теперь ул. Мира). Не случайно Иоанн Грозный включил Устюг в число 19 «опричных» городов; тогда же за ним утвердилось название Великий Устюг.
Благополучию города способствовало и то, что монгольские отряды сюда не доходили, а отряд поляков, добравшийся до Устюга в 1613 г., устюжане разгромили. В конце XVII в. население Устюга составляло около 10 тыс. человек: это был один из крупнейших городов России.
После завоеваний Петра путь в Европу прошёл через Балтику. Но Устюг продолжал процветать благодаря торговле с Сибирью. Через город проходил торговый путь из Архангельска в Сибирь, значение которого ещё больше возросло после отмены Екатериной II государственной монополии на торговлю с Китаем. Устюжские торговцы возили в Сибирь хлеб, предметы ремёсел, в т. ч. иконы, из Сибири привозили пушнину, моржовый клык, китайские товары. В приграничном с Китаем г. Кяхте устюжские купцы основали торговое общество, после чего этот город стал центром российско-китайской торговли. В 1763 г. перепись насчитала в Великом Устюге более 600 купцов; более трети из них в том году находились в Сибири. Говорят даже, что устюжский говор дал начало сибирскому.
В 1708 г., при разделе страны на 8 губерний, Великий Устюг стал центром провинции, в XVIII в. – центром уезда.
В XVII в., дотоле полностью деревянный, город начал отстраиваться в камне – сначала купцы строили храмы, потом и свои дома. Регулярный план застройки города был утверждён лишь в 1804 г.
Началу обеднения устюжских купцов послужили русско-турецкие войны при Екатерине II, открывшие России выход к южным морям. А открытие Суэцкого канала в 1869 г. привело к разорению устюжского торгового общества в Кяхте.
В Устюге сохранилось около 20 купеческих особняков. Самый старый – дом купца М. С. Кузнецова, построенный в середине XVIII в., но позднее существенно перестроенный (ул. Красная, 109). Наиболее красивым считается дом купца и землепроходца В. И. Шилова (ок. 1772) (ул. Шилова, 8).
Удобство торговых связей способствовало развитию художественных ремёсел. Устюжские иконописцы были настолько авторитетны, что их приглашали во многие города расписывать храмы, а устюжанин Фёдор Зубов ведал росписью соборов и палат в Московском Кремле. Также славились устюжская резьба по бересте, просечное железо, изделия из серебра.
Устюжские серебряные изделия были распространены по всей Руси. В XIX в. это ремесло пошло на спад. «Говорили, что только в Великом Устюге остался один престарелый чернильщик, но у него будто уже нет учеников», – писал Константин Паустовский в «Книге скитаний». Писатель был прав в том, что остался последний чернильщик, но ученики у того появились: М. П. Чирков передал мастерство, унаследованное от деда, молодым мастерам государственного предприятия «Северная чернь».
Монастыри [ править ]
Троице-Гледенский монастырь [ править ]
Троице-Гледенский монастырь основан примерно в последней четверти XII века около города Гледен, прародитель Великого Устюга, на месте слияния рек Сухоны и Юга.
Храмы [ править ]
Дымковские храмы [ править ]
На правом берегу, напротив Соборного дворища, находится Дымковская слобода с двумя церквями. В камне летняя церковь Димитрия Солунского была отстроена в 1708 году, а зимняя церковь Сергия Радонежского – в 1739-1747 годах.
Собор Иоанна Устюжского [ править ]
Блаженный Иоанн жил в XV в. С раннего детства он отличался благочестием и воздержанием. Его мать после смерти мужа ушла в монастырь и взяла сына с собой. Когда Иоанн подрос, он ушёл в Устюг и предался подвигу юродства, подражая св. Прокопию. Многие считали его слабоумным, но тем, которые верили ему, он помогал, исцеляя от болезней. Праведник преставился в 1494 г. Память святого празднуется 29 мая (11 июня).
Похоронили Иоанна там, где он жил, – недалеко от могилы св. Прокопия. Вскоре устюжанин Фёдор Тутыгин поставил над могилой Иоанна деревянную церковь в честь Происхождения древ Честного и Животворящего Креста Господня. В 1602 г. был устроен придел в честь св. Иоанна. В 1663 г. храм был отстроен в камне и позднее освящён в честь блаженного.
Мощи св. Иоанна похоронены под храмом – возможно, там, где на наружной стене выделяется белый прямоугольник (видимо, была фреска). Сейчас в соборе спортзал.
Храм Вознесения Господня (Великий Устюг) [ править ]
Церковь Вознесения на Торгу – древнейшая из сохранившихся великоустюжских церквей.
Храм построен по заказу устюжского купца Никифора Ревякина в 1648-1649 годах, «у торгу, на площади». Раньше на этом месте стояли две деревянные церкви, но они сгорели во время большого пожара в начале 1649 года.
Многие устюжские церкви строились «парами», холодная церковь рядом с теплой. Храм Вознесения на Торгу не стал исключением: к первоначальному холодному храму с колокольней позже пристроили двухэтажную теплую церковь. К концу 1670-х годов церковь обрела тот архитектурный облик, который по большей части сохранился до наших дней.
Храм с апреля 2009 совмещает действующую церковь и Музей древнерусского искусства. В музее представлено множество древних икон знаменитого устюжского письма — «Успение Богоматери» (1496), образ Спаса Нерукотворного (ХVI в.), чудотворная икона «Богоматерь Одигитрия Смоленская» (около 1558).
Адрес: Вологодская область, Великоустюгский район, г. Великий Устюг, Советский просп., д. 86
Кафедральный собор Прокопия Устюжского (Великий Устюг) [ править ]
Вначале могилу святого украшал только камень, на котором он когда-то молился. В 1458 г. нищий Иоанн поставил над могилой св. Прокопия деревянную часовенку. В 1495 г. по обету, за избавление от болезни, устюжские ратники поставили там же деревянную пятишатровую церковь в честь Прокопия. После чего молитв к святому и исцелений стало больше.
Храм неоднократно горел, но отстраивался вновь в прежней форме «о пяти верхах». В 1668 г. был отстроен в камне на средства купца Афанасия Гусельникова.
Мощи св. Прокопия захоронены около северной стены, на ней (снаружи храма) – фреска. У западной стены лежит камень, на котором блаженный молился.
Адрес: Россия, Вологодская область, г. Великий Устюг, ул. Набережная, 57
Успенский собор (Великий Устюг) [ править ]
В XVII в. в Устюге было 28 приходских храмов, с монастырскими – до 40. (В Устюге имелись также Иоанно-Предтеченский монастырь, основанный в 1262 г., и Спасо-Преображенский.) Большинство из них к концу века были отстроены местными купцами в камне. Как правило, храмы располагались попарно: зимняя церковь рядом с летней. Сегодня – всего 23 храма, большинство из которых не действует. По наружному декору видно, что строители кое-что заимствовали у мастеров серебряных дел.
После очередных пожаров храм отстраивался в 1493, 1502, 1558 гг. Сохранилось свидетельство, из которого можно заключить, что шатровый храм 1502 г. постройки имел высоту около 70 м. Наконец, в 1622 г. был освящён новый Успенский собор – первый каменный храм Устюга. Но сгорел и он. Второй каменный Успенский собор строили с 1639 по 1658 г. Храм имеет две колокольни, построенные в разное время.
Россия. Сакральный Устюг
Есть старое правило – если хочешь увидеть, понять, осознать что-то великое, следует отойти от него как можно дальше. Знакомство с Великим Устюгом следует начинать с противоположного берега реки Сухона, где расположена деревня Дымково. Только здесь можно понять, что Великий Устюг – город храмов. Когда-то их было сорок. Сейчас осталось 26. Все они являются не только достопримечательностями, но и украшением города.
Храмы и музеи Великого Устюга
На противоположный берег Сухоны мы отправились неспроста. У деревни Морозовица находится древний Троице-Гледенский монастырь. Когда-то на холме, в месте слияния рек Сухоны и Юга, стоял город Гледен. Его основали в конце XII века. Именно тогда и была заложена обитель, которая считается одной из древнейших на Русском Севере. Город был полностью разрушен в XV веке из-за постоянных стычек между князьями. Монастырь восстановили устюжане.
От стен обители открывается великолепная панорама
Сюда стоит приехать хотя бы затем, чтобы увидеть великолепную панораму, которая открывается от монастырских стен. Сам он нуждается в реставрации, но для своих лет выглядит неплохо. Его судьба в советский период была типичной для культовых сооружений. В нем устроили приют для беспризорников, потом оборудовали пересыльный пункт для раскулаченных, затем организовали Дом престарелых. Все это не могло не сказаться на его внешнем облике. К счастью, в 80-е годы он получил статус музея, и это, в какой-то мере, позволило остановить разрушение.
Высотной доминантой обители является Троицкий собор. Внутрь ведет крутая каменная лестница. Сразу за массивными дверями открывается великолепный позолоченный иконостас, который упирается в своды. Лишь спустя некоторое время понимаешь, что весь он представляет собой тончайшую деревянную резьбу. Ее создали во второй половине XVIII века. Иконостас уникален тем, что для его золочения применяли сразу несколько технологий.
Иконостас Троицкого собора
Мастера-резчики изготовили большое количество деревянных скульптур. Их так много, что иконостас можно рассматривать долго, открывая все новые и новые детали. Все деревянные детали вырезаны из липы. Фрагменты склеивали между собой при помощи осетрового клея. Это настоящий шедевр, который редко можно встретить в каком-либо другом храме. Мастера трудились над ним целых восемь лет! Деньги пожертвовали устюжане.
Иконостас Троицкого собора
У обители были и собственные средства, чтобы поддерживать образцовый вид построек. В середине XVII века в распоряжении монастыря были 60 деревень, более 1000 голов скота, 187 лошадей, 8 мельниц, пасека и собственные суда. Корабли требовались, чтобы доставлять зерно, муку и хлеб на ярмарки в Холмогоры. Обратно везли соль, которую продавали на устюжском рынке. Выражаясь современным языком, Гледенский монастырь в те времена был высокорентабельным производственно-коммерческим предприятием.
Иконостас Троицкого собора
Сохранились таможенные книги тех времен, где скрупулезно учитывались все товарные операции. В документах есть запись о том, как старец Троицкого монастыря привез из Холмогор товара на 98 рублей. На эти деньги он приобрел 800 пудов соли, тысячу штук трески, 6 пудов трескового сала и 6 пудов вяленых палтусов. Вот бы с нашими деньгами да в ту эпоху!
На Соборном дворище в центре Великого Устюга находится сразу несколько храмов. Самым заметным является Успенский собор с колокольней. Его построили в середине XVI века. Изначально его возвели по образу и подобию Успенского собора Московского Кремля, но многочисленные перестройки изрядно исказили первоначальный облик.
Стоит зайти внутрь, чтобы полюбоваться великолепными интерьерами. Можно подняться на колокольню, с которой открывается панорама города и реки. Правда, предварительно придется похудеть, поскольку лестничный ход очень узкий и разминуться со встречными посетителями бывает непросто.
Совсем рядом расположен собор Прокопия Праведного, который считается покровителем Великого Устюга. История святого весьма необычна. Он был богатым немецким купцом. Попав в 1243 году в Великий Новгород, принял православие и стал юродивым. Тогда таковыми были умные люди, которые прикидывались сумасшедшими. В подобном статусе можно было говорить все что угодно и вообще быть гораздо свободнее окружающих.
В соборе Прокопия Праведного хранятся его мощи, а возле стены лежит черный камень. Считается, что это один из тех, что выпал из тучи. На него садятся, чтобы попросить у святого исполнить свое сокровенное желание. В Устюге есть понятие «съездить на камни», то есть, совершить паломничество к месту, где свершилось чудо.
Музей древнерусского искусства
Музей древнерусского искусства
Еще одним примечательным храмом города является церковь Вознесения (Советский пр., 84). Храм сохранился благодаря тому, что в 1930 году получил статус музея и попал под охрану государства. Церковь отличается особой изящностью и нарядностью. Но главное, конечно, находится внутри. Сегодня в ней размещается экспозиция Музея древнерусского искусства. Здесь собраны настоящие церковные раритеты. Главной достопримечательностью считается великолепный иконостас. Для желающих проводят мастер-классы по иконописи.
Музей древнерусского искусства
Музей древнерусского искусства
Неподалеку от Соборного дворища, на набережной реки Сухони, стоит двухэтажный особняк розового цвета. Это бывшая усадьба купца Усова. Сейчас в нем размещается Музей истории Великого Устюга (ул.Набережная, 64). Обязательно стоит посетить его с экскурсией, чтобы привести свои знания в систему и увидеть действительно редкие вещи. При самостоятельном посещении их можно просто не заметить.
Музей истории Великого Устюга
Музей истории Великого Устюга
Если будете в музее, обратите внимание на большой сундук. Его металлическая обшивка блестит словно перламутровая. Эта технология носит название «мороз по жести». Действительно, рисунок напоминает зимние морозные узоры на стекле. Такие шедевры получались при помощи травления жести кислотой. Увы, точные рецепты старинной технологии не сохранились до наших дней. Ее использовали не только для изготовления сундуков, но и шкатулок, и ларцов. «Восточные сундучки» из Великого Устюга охотно покупали даже в Персии и Турции!
Шкатулка в стиле «мороз по жести»
В музее можно узнать о знаменитых русских путешественниках Ерофее Хабарове и Семене Дежневе, которые были родом из Великоустюжья. Кстати, устюжане произносят фамилию Хабарова с ударением на последний слог. Первопроходец прославился своими экспедициями по Приамурью. А Дежнев впервые прошел по Берингову проливу. Благодаря ему, мир узнал, что Америка и Евразия это не один континент. Обоим путешественникам в городе установлены памятники.
ГОСТИНИЦЫ ВЕЛИКОГО УСТЮГА