храмы владимиро суздальской школы

Владимиро-суздальская архитектурная школа: камень, проповедующий Христа

В первых числах августа жители Суздаля празднуют день города. Город этот, богатый своей церковной архитектурой, тесно связан с Украиной, в частности, с историей Киева.

Как-то я листал памятные даты календаря и увидел, что в начале августа Суздаль празднует день города. В голове сразу начали всплывать лекции доцента Киевской духовной академии Хроненко И. В. о шедеврах храмостроения Владимиро-суздальской архитектурной школы. По этому предмету, без знания различных архитектурных элементов, невозможно было получить оценку выше тройки.

На зачет Игорь Викторович приносил толстый альбом с фотографиями закомар, аркатурных поясов, архитравов, пилястров, фризов и прочих «красивостей» и прежде, чем начать отвечать на вопросы по пройденным темам, нужно было показать, что ты хорошо ориентируешься в архитектурной терминологии. Тогда нам, юным и жаждущим духовных подвигов, была не понятна такая въедливость педагога, сегодня же я безмерно благодарен за нее.

О Владимиро-суздальской школе стоит отдельно поговорить хотя бы потому, что руками ее мастеров были созданы действительно удивительные храмы. Каменное строительство Владимиро-Суздальского княжества было достаточно тесно связано с киевской художественной и технической традициями. Расцвет школы приходится на XII-XIII века, хотя архитектурные обычаи юга Руси начали просачиваться в Поволжье уже в XI столетии. Именно поэтому не будет преувеличением сказать, что культура Киевской Руси послужила своеобразным прологом ко всему общерусскому зодчеству. Об этом, например, говорит хотя бы тот факт, что Золотые Ворота и Успенский собор во Владимире возводились с оглядкой на Золотые Ворота и Софийский собор, соответственно, в Киеве, а Успенский собор Московского Кремля – с оглядкой на Успенский собор Владимира.

храмы владимиро суздальской школыЗолотые ворота во Владимире. Фото: planeta.turtella.ru

Поначалу, как на севере, так и на юге Руси, храмы строились деревянные. Впервые каменное зодчество было принесено во Владимиро-Суздальские земли князем Владимиром Мономахом. Под возведенным в XIII веке Богородице-Рождественским собором в Суздале, была обнаружена кладка более раннего периода. В свое время это был монументальный храм, свидетельствующий о превосходстве христианского Бога над языческими идолами, еще плотно «живущими» в умах наших предков. Техника кладки плинфы и камня свидетельствует, что собор возводили привезенные Мономахом мастера из Киева.

Князь также прославился возведением храма в честь Христа во Владимире. Львовская летопись свидетельствует, что строительство завершилось в 1108 году: «И созда в нем церковь камену святаго Спаса». Также подтверждением указанной даты могут быть слова из 1-й Новгородской летописи, где отмечается, что Мономах: «Созда первую церков святаго Спаса за 50 лет до Богородичина ставлення». Речь идет о постройке Успенского собора во Владимире в 1158 году.

храмы владимиро суздальской школыСобор Рождества Богородицы в Суздале. Фото: planeta.turtella.ru

После того, как Владимир Мономах умер, активное каменное зодчество прервалось вплоть до середины XII века. Новый виток развития архитектура северных земель Руси получила уже во времена правления Ростово-Суздальского князя Юрия Долгорукого и его сына – Владимирского князя Андрея Боголюбского. В эту эпоху появляются на свет знаменитая и удивительно красивая церковь Покрова на Нерли, храм святых Бориса и Глеба в Кидекше, Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, Успенский собор и др.

Храмы получались белокаменными, так как возводились путем практически сухой укладки блоков из местного известняка. Естественно, что для такой работы камни должны быть тщательно вытесаны и идеально подогнаны друг под друга. Весьма интересным представляется тот факт, что эта строительная технология, как и некоторые декоративные детали, характерны для архитектуры княжества Галичского, что свидетельствует о происхождении зодчих, быстро подготовивших необходимых мастеров и создавших довольно сильную строительную организацию.

храмы владимиро суздальской школыХрам Покрова на Нерли. Фото: gid.turtella.ru

Скажем немного о каждом из упомянутых выше храмов. Плохо сохранившаяся церковь страстотерпцев Бориса и Глеба в Кидекше – суровый, но стройный придворный храм замка Юрия Долгорукого. Именно здесь был похоронен один из сыновей князя – Борис, его жена Мария и дочь Ефросиния.

«Духу» княжеских крепостей соответствует и Преображенский собор в Переславле-Залесском. Это наиболее сохранившийся из всех ранних белокаменных храмов. Он стал усыпальницей и баптистерием многих князей, в том числе и святого Александра Невского, который, как мы знаем, родился в 1221 году именно в Переславле.

храмы владимиро суздальской школыСпасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском. Вид на собор с крепостного вала. Фото: putidorogi-nn.ru

Храм Покрова на Нерли кажется сейчас одиноко стоящим сооружением на берегу одноименной реки. Какой смысл был его строить? Но в реальности на него возлагалось множество задач. Это памятник и победоносному походу на болгар в 1164 году, и погибшему от ран Изяславу – юному сыну Андрея Боголюбского.

Храм еще и посвятили новому церковному празднику, и находился он у самого «входа» во Владимирские земли, являясь их символом и введением в архитектурные ансамбли города. Нередко это произведение зодческого искусства называют поэтичным, легким, изящным, сияющим белизной стен храмом, стоящим над зеркалом вод.

храмы владимиро суздальской школыУспенский собор во Владимире. Фото: lubovbezusl.ru

Если мы уже вспомнили о князе Андрее Боголюбском, то нужно мысленно вернуться и к основанному им шедевру – Успенскому собору Владимира. Западная часть города была аристократической, помимо прочих построек там располагалось несколько княжеских храмов, центром и довершением которых и стал собор.

Для возведения собора была выбрана наиболее выгодная точка – одна из городских высот с прекрасным панорамным видом на реку Клязьму. Успенский собор строился не только как главный храм местной епархии, но и как возможный престольный храм митрополита – главы Русской Церкви, чего очень хотел и добивался князь Андрей Боголюбский. Именно поэтому храм строился с размахом: высота собора составляет 32,3 м, т.е. выше, чем Софийские соборы Новгорода и Киева. К сожалению, сегодня Успенский собор имеет отличный от первоначального вид, потому что сильно повредился во время пожара 1185 года и был перестроен.

храмы владимиро суздальской школыФрески Успенского собора во Владимире. Фото: kapitanarch.com

Белые стены этого удивительного храма сдержаны, но при этом гармоничны и торжественны. Внешний аскетизм уравновешивался богатством внутреннего убранства. Князь на это дело средств не жалел и отдал храму «много имения, и свободы купленья и с даньми, и села лепшая, десятины в стадех своих, и торг десятый». Прекрасная роспись, цветной пол из майоликовой плитки, золоченые богослужебные сосуды и даже облачение из заморских тканей – все это в совокупности свидетельствовало о величии христианской веры. Главной святыней собора стала Владимирская икона Богородицы.

Нужно отметить, что помимо упомянутых зодчих из Галиции, Андрей Боголюбский пригласил и новых мастеров. В этом ему помог император Фридрих Барбаросса, приславший высококвалифицированных строителей из северной Италии и южной Германии. Не будет преувеличением сказать, что именно в этот период Владимиро-суздальское зодчество достигло своего наивысшего расцвета.

Говорить и писать о храмах Владимиро-суздальской архитектурной школы можно нескончаемо долго. Я кратко сказал лишь о тех, которые сохранились до наших дней и фотографии которых несложно найти в сети. Каждый, кто видел эти храмы хотя бы на картинках, согласится, что наряду с внешним аскетизмом и часто даже некоторой суровостью, они выглядят легкими, воздушными, наполненными какой-то невероятной притягательностью.

Можно только представить какое впечатление эти храмы производили на своих современников. Бездушный, немой, но посвященный Богу камень проповедовал Христа только одним своим видом. И проповедует по сей день.

Источник

Архитектура Владимиро-Суздальского княжества

храмы владимиро суздальской школы

Успенский собор во Владимире

Основание культуры Владимиро-Суздальского княжества было заложено в начале 12 века Владимиром Мономахом, но лишь при его сыне Юрии Долгоруком и внуках Андрее Боголюбском и Всеволоде III здесь развертывается активная строительная, художественная и литературная деятельность. Строятся города, крепости, возводятся храмы, дворцовые сооружения, создаются росписи, иконы. Еще при жизни отца в 1155 году Андрей Боголюбский перевозит из Вышгорода замечательную византийскую икону Богоматери, позже получившей название Владимирской.

Особой заботой князя стало превращение Владимира в столицу державы, царствующий град, превосходящий могуществом и красотой старшие города земли — Ростов Великий и Суздаль. Вокруг Владимира возводится новый пояс укреплений длиной более четырех километров с тремя рублеными и двумя каменными воротами — Золотыми и Серебряными. В центре города на высоком холме ставится грандиозный Успенский собор, княжеская резиденция в Боголюбово и церковь Покрова-на-Нерли.

Рельефная скульптура

храмы владимиро суздальской школы
Памятники Владимиро-Суздальского княжества свидетельствуют о том, что в изобразительном искусстве этого княжества первостепенное значение приобретает декоративная скульптура. Владимиро-Суздальские мастера щедро, будто ковром, покрывали стены храмов белокаменной резьбой, позолотой. Интерьеры храмов украшаются фресковой росписью, иконами в драгоценных окладах, тканями, поливной керамикой, золотыми и серебряными сосудами. Стены и столбы Успенского собора украшают рельефные изображениями человеческих фигур, фантастических зверей, птиц — львов, грифонов и растений. Распространенным персонажем был также и библейский царь Давид.

Рельефная скульптура

храмы владимиро суздальской школы

Храм Покрова-на-Нерли

Храм Покрова-на-Нерли

храмы владимиро суздальской школы

О чем ты думаешь? Про что ты вспоминаешь своею голубою головой?

Задумчивый, спокойный, светлоглавый, в кудрях листвы, спадающей на грудь,

Своею громкой мировою славой ты не кичишься, кажется, ничуть!

Ты дружишь с небом, да с широким полем, да с ветром, погоняющим волну.

От шумных слов, от звона колоколен ушел ты в луговую тишину.

Жизнь катит годы, как шальные орды. Не раз огонь над куполом свистел.

А ты все тот же — доблестный и добрый…Скажи, каким ты чудом уцелел?

Успенский собор

храмы владимиро суздальской школы
В центре г. Владимира на высоком холме возвышается Успенский собор ( 1189 г. ), блестя золотой, издали видной главой. Он венчает собой всю панораму города Владимира. Собор предназначался быть митрополичьей кафедрой, «стеной» и «покровом» народу и княжеству. Несмотря на значительную ширину храма, он создает ощущение вознесенности, устремленности вверх, которое еще острее чувствуется в интерьере храма, где высота столбов в восемь раз превышает его ширину. Не только интерьер, но и фасады храма были покрыты росписью и позолотой. Стены и столбы храма богато украшают рельефы с изображением грифонов, львов, княжеских символов, сцен сражений с Александром Македонским. Интерьер храма также богато украшен иконами в драгоценных окладах, с позолотой. Позже князь Всеволод III расширил Успенский собор и храм стал пятиглавым.

Дмитриевский собор

храмы владимиро суздальской школы
В 1197 году во Владимире был построен Дмитриевский собор. Это сравнительно небольшой, одноглавый храм. По своей архитектуре он напоминает храм Покрова — на — Нерли. Своими размерами, обликом, обилием белокаменных резных изображений собор отражал богатство, силу и роль Всеволода III в политической жизни Руси. Внутри храм был украшен росписью, выполненной пришлыми византийскими мастерами и их русскими товарищами-художниками. От росписи сохранились фрагменты некоторых сцен «Страшного суда». Прозрачные, светлые тона живописи, воздушные складки одежд, благородно-возвышенные лики апостолов и прекрасные юношеские лики ангелов замечательно гармонируют с широким и светлым пространством храма. Здесь нет тех драматических образов, какие мы видим в росписях Спаса Нередицы. Скульптура Дмитриевского собора также отличается от рельефов предыдущих храмов, она становится более плоской. Каменная резьба напоминает традиционно русские формы резьбы по дереву. Рельефы здесь представляют целый мир, подобный цветущему райскому саду: расхаживают сказочного вида звери и птицы, стремительно скачут всадники — святые воины. Наряду с традиционными фигурами царей-пророков Давида и Соломона, Александра Македонского появляется изображение князя с детьми, предположительно самого Всеволода III с сыновьями.

Георгиевский собор

храмы владимиро суздальской школы
В Юрьеве — Польском в 1234 году был построен Георгиевский собор. Сравнительно небольших размеров, он также увенчан одной главой. Белокаменная резьба по традиции Владимиро- Суздальского княжества сплошь, будто ковром, покрывает стены. Но вместо грозных хищных львов изображены добродушные сказочные львы и райские птицы, фигуры которых переплетаются с завитками узоров. Наряду с ними вводятся изображения евангельских сцен, святых воинов, Богоматери, Георгия, с которыми соседствуют разнообразные женские и мужские маски-личины, кентавры, сирины, грифоны.

Источник

Истоки владимиро-суздальской архитектуры

храмы владимиро суздальской школы

Но раз уж речь зашла про Владимир, то на повестке дня именно его архитектура, как ни крути.

храмы владимиро суздальской школы

Примером раннего зодчества может служить храм в Переяславле-Залесском: маленько, миленько, но ничего особенного.

храмы владимиро суздальской школы
Фото с Википедии: Спасо-Перображенский собор в Переяславле-Залесском

Все изменилось с основанием в Боголюбове княжеской резиденции. Местные архитекторы не смогли удовлетворить в полной мере его завышенным амбициям, и он пригласил мастеров «из немцев». Для того времени это было обычной практикой, ведь до монгол Русь считалась полноценной частью Европы и межнациональное общение шло полным ходом.

храмы владимиро суздальской школы

В результате появились творения, до сих пор рассматривающиеся, как лучшие произведения владимирского зодчества: это ансамбль Боголюбова, церковь Покрова на Нерли, Золотые ворота и старый Успенский собор. Был еще один собор в Ростове, но его разрушили до основания монголы.

Феерическая резьба по камню, тончайшие детали и пропорции, отменнейшее чувство меры характеризуют эти строения. Резко улучшается качество строительства: с и так нормального на просто изумительное. Смешение немецких бригад с русскими дало потрясающие результаты.

Дело в том, как все эти детали употребляются: мышление наших архитекторов принципиально отличалось от западного. Греческо-римские понятия о тектонике, ордерном строении, склонность к гигантомании и высокому качеству строительства Руси были совершенно чужды: западные по сути элементы применялись так, что немцы только пальцем у виска крутили, когда видели это: понятно, что архитектура получалась самая что ни на есть русская.

храмы владимиро суздальской школы

Вот какой европеец в здравом уме поставит колонну на резную голову, которая еще и висит в воздухе? Это совершенно не тектонично и не вызывает ощущения устойчивости ни разу. Наших архитекторов это не смущало.

К сожалению, полностью нетронутый храм той поры сохранился только один: церковь Покрова на Нерли. Боголюбовскую церковь перестроили выше фундамента полностью в 1751 году, а Успенский собор обстроили при Всеволоде Большое гнездо.

храмы владимиро суздальской школы
05. Кстати, Золотые Ворота: их убили адовой реставрацией, после которой они стали выглядеть ну совершенно не так, как было.

Соответственно, структура стены в Дмитровском соборе просто потеряна, скрывшись за многочисленными узорами. При общей занимательности, гармонии в образе собора, как в Покрова на Нерли, достичь не удалось. Сама резьба также несколько грубее, чем в Покрова на Нерли.

храмы владимиро суздальской школы
Собор в Юрьеве-Польсклм: реконструкция первоначального облика: сверху тоже была резьба, просто никто не знает, как она выглядела точно, поэтому она условно не показана, кроме совсем очевидных фрагментов, найденных около собора.

Дальнейшее развитие владимиро-суздальской школы пошло по линии наращивания декоративной резьбы: последний собор перед монголами, в Юрьеве-Польском, несет на себе просто-таки фарш из рельефов. Кто знает, что бы было дальше, если бы не монголы!

храмы владимиро суздальской школы

Ну и, думаю, будет уместно дополнение о послемонгольской архитектуре Владимира: чем-то особенным она не является, но мы говорим о конкретном городе, а не о русской архитектуре вообще, так что можно рассмотреть и ее.

храмы владимиро суздальской школы

07. Вид с Козлова вала на Никитскую церковь

храмы владимиро суздальской школы

Собор построен в 1760х годах на месте деревянной церкви XVII века. Говорят, внутри у него прекрасный резной иконостас, по богатству, проработанности и профессионализму не уступающий экстерьеру самого здания. К сожалению, храм недействующий.

храмы владимиро суздальской школы

09. Мужская гимназия перед Успенским собором.

Но если Владимир и имеет ряд действительно древних строений, то, в отличие от, скажем, Пскова, они не задают общую атмосферу города. Основная рядовая историческая застройка Владимира все-таки дворянская и купеческая XVIII-XIX веков: это маленькие частные городские дома, перемежающиеся вот такими огромными административными учреждениями с налетом провинциальной безвкусности.

Много также и сталинской застройки, но она теснится на окраинах исторического ядра. Порой архитекторы той эпохи весьма умело обыгрывают рельеф, о чем я расскажу в следующем посте. Спасибо за внимание!

Источник

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Метки

Рубрики

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

На северо-востоке Европейской части России, в расположенных рядом городах, находятся Белокаменные памятники Владимира и Суздаля. Эти старинные города занимают одно из ведущих мест в истории развития такого искусства страны как архитектура. Становление архитектурной школы произошло здесь с XII по XIII века. Ее отличительной чертой являлось то, что здания сооружались из особого материала – белого известняка, благодаря которому постройки и называют белокаменными. Также для нее характерны изысканные пропорции, искусная резьба по камню на разные природные сюжеты (звери, растения), аркатурные пояса, внешняя легкость зданий и умение вписывать их в окружающий природный ландшафт. Эти архитектурные особенности оказали огромное влияние на русскую архитектуру. Все эти постройки являются шедеврами русского зодчества, но наибольшую известность получили Успенский и Дмитровский соборы. Успенский собор, бывший главным храмом княжества, а потому богато оформленный золотом, хранит росписи Даниила Черного и Андрея Рублева, а также икону, ныне известную как Владимирская Богоматерь. Подлинными шедеврами этой школы являются памятники (точнее — восемь отдельных памятников плюс два ансамбля), которые составляют данную номинацию. Некоторые из них находятся в центре города Владимира (Успенский и Дмитриевский соборы, Золотые ворота), другие — в Суздале (Рождественский собор и Архиерейские палаты Суздальского кремля, Спасо-Евфимиев и Покровский монастыри). Это также памятники, располагающиеся в пригородах — храм Покрова на Нерли, дворец Андрея Боголюбского в Боголюбово, а также церковь Бориса и Глеба в селе Кидекша. Ныне памятники (а также ряд прочих достопримечательностей Владимиро-Суздальской земли) входят в состав Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (учрежден в 1958 г.). Белокаменные постройки Владимира и Суздаля являются шедеврами русского зодчества и находятся под присмотром ЮНЕСКО.

храмы владимиро суздальской школы

В центре г. Владимира на высоком холме возвышается Успенский собор ( 1189г. ), блестя золотой, издали видной главой. Он венчает собой всю панораму города Владимира. Собор предназначался быть митрополичьей кафедрой, «стеной» и «покровом» народу и княжеству. Несмотря на значительную ширину храма, он создает ощущение вознесенности, устремленности вверх, которое еще острее чувствуется в интерьере храма, где высота столбов в восемь раз превышает его ширину. Не только интерьер, но и фасады храма были покрыты росписью и позолотой. Стены и столбы храма богато украшают рельефы с изображением грифонов, львов, княжеских символов, сцен сражений с Александром Македонским. Интерьер храма также богато украшен иконами в драгоценных окладах, с позолотой. Позже князь Всеволод III расширил Успенский собор и храм стал пятиглавым. Уникальное строение 12 века является жемчужиной русской архитектуры, истории, искусства. В этом храме венчались на царство и покоятся с миром Московские и Владимирские князья, сохранились работы Андрея Рублева. Белокаменный храм построил сын Юрия Долгорукого – Андрей. Он выделил на строительство десятую часть своего имения, желая построить храм не хуже Киевской Софии. Над украшением Успенского собора трудились мастера из многих городов Киевской Руси, Галича, Греции и Германии. Именно отсюда пошло понятие белокаменной резьбы, фрагменты которой можно наблюдать на внешнем облике собора. Это картина вознесения Александра Македонского, отроки, брошенные в печь Вавилонским царем, сорок севастийских мучеников и др. Главный купол пятиглавого собора был позолочен червленым золотом и в народе собор получил название Златоверхий.

храмы владимиро суздальской школы

Памятники Владимиро-Суздальского княжества свидетельствуют о том, что в изобразительном искусстве этого княжества первостепенное значение приобретает декоративная скульптура. Владимиро-Суздальские мастера щедро, будто ковром, покрывали стены храмов белокаменной резьбой, позолотой. Интерьеры храмов украшаются фресковой росписью, иконами в драгоценных окладах, тканями, поливной керамикой, золотыми и серебряными сосудами. Стены и столбы Успенского собора украшают рельефные изображениями человеческих фигур, фантастических зверей, птиц — львов, грифонов и растений. Распространенным персонажем был также и библейский царь Давид.

храмы владимиро суздальской школы

В 1197 году во Владимире был построен Дмитриевский собор. Это сравнительно небольшой, одноглавый храм. По своей архитектуре он напоминает храм Покрова — на — Нерли. Своими размерами, обликом, обилием белокаменных резных изображений собор отражал богатство, силу и роль Всеволода III в политической жизни Руси. Внутри храм был украшен росписью, выполненной пришлыми византийскими мастерами и их русскими товарищами-художниками. От росписи сохранились фрагменты некоторых сцен «Страшного суда». Прозрачные, светлые тона живописи, воздушные складки одежд, благородно-возвышенные лики апостолов и прекрасные юношеские лики ангелов замечательно гармонируют с широким и светлым пространством храма. Здесь нет тех драматических образов, какие мы видим в росписях Спаса Нередицы. Скульптура Дмитриевского собора также отличается от рельефов предыдущих храмов, она становится более плоской. Каменная резьба напоминает традиционно русские формы резьбы по дереву. Рельефы здесь представляют целый мир, подобный цветущему райскому саду: расхаживают сказочного вида звери и птицы, стремительно скачут всадники — святые воины. Наряду с традиционными фигурами царей-пророков Давида и Соломона, Александра Македонского появляется изображение князя с детьми, предположительно самого Всеволода III с сыновьями. Дмитриевский собор знаменит тем, что стены украшены резьбой. Более 600 рельефов изображают разнообразных святых и невиданных животных. В летописях особо подчеркивается факт, что работы в Дмитриевском соборе выполнены именно русскими мастерами. Они достигли особого искусства, создавая каменные росписи и барельефы на стенах собора. Этот шедевр часто называют драгоценным ларцом. На фасадах храма 566 резных картин. Верхняя часть почти сплошь покрыта резьбой. Под окнами выложен колонный пояс. Внутреннюю отделку выполняли греческие мастера, но от старинных фресок сохранились только фрагменты. После татарской навалы собор был разграблен. Древний храм пережил разрушительные пожары 1536, 1719 и 1760 гг. Крайнюю ветхость и бедность Дмитриевского собора заметил в 1834 г., во время посещения г. Владимира, император Николай I, пожелавший привести храм в «первобытный вид» и убрать галереи. В 1840-1847 гг. состоялся ремонт и внутри здания. Стены были заново расписаны, при этом обнаружены древние фрески под хорами. В 1883 г. появилось калориферное отопление, позволившее вести службу круглый год. Здание ремонтировалось в 1896 и 1906 гг. После 1917 г. храм сохранил свое значение как памятник древнерусского искусства. В 1919 г. храм был закрыт для богослужений и передан Владимирскому музею. Отопление бездействовало, разрушались конструкции, настенные росписи, белый камень. Ремонтные работы начались в 1937 г. Укрепление конструкций в 1941, 1948-1952 гг. (архитектор А.В. Столетов) вывело здание из аварийного состояния. В 1974-1980-е гг. реставраторы занимались проблемами сохранения белого камня. Окончательный этап работ проведен в 1999-2004 гг.: покрытие белого камня и рельефов защитной пластической смесью, устройство водосточных труб, замена креста на куполе, создание микроклимата. Дмитриевский собор вошел в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО в 1992 году.

храмы владимиро суздальской школы

храмы владимиро суздальской школы

Дворец Андрея Боголюбского, Боголюбово.

Облик древнего собора и дворца стал известен благодаря многолетним археологическим исследованиям Н.Н. Воронина.
Сейчас в Боголюбове размещается действующий Свято-Боголюбский женский монастырь. На территории Свято-Боголюбского женского монастыря Рождества Богородицы сохранились остатки двухэтажного каменного дворца-замка Андрея Боголюбского — единственного дошедшего до нас гражданского здания Древней Руси.

Уникальный памятник гражданского зодчества – палаты князя Андрея, а также собор Рождества Богородицы совместно используются Владимиро-Суздальским музеем-заповедником и монастырём; внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

храмы владимиро суздальской школы

Церковь Покрова на Нерли, Боголюбово

храмы владимиро суздальской школы

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше

храмы владимиро суздальской школы

Суздальский кремль с Рождественским собором, Суздаль

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *