храмы во владимире с чудотворными иконами

Владимир. По святым местам древнего города. Наталия Смольникова

«Русь Святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение». Эти, ставшие почти народными, слова стихиры написал для службы Всем святым, в земле Российской просиявшим, исповедник прошлого столетия святитель Афанасий Сахаров. Те, кто читал его житие, наверняка прониклись уважением к этому замечательному человеку. Глубокое смирение, кротость, терпение и доброта отличали епископа, проведшего в тюрьмах, лагерях и ссылках почти три десятилетия.

Желание поклониться мощам святителя Афанасия, почивающим в Богородице-Рождественском монастыре Владимира, собственно, и привело меня в этот город. Однако мне удалось побывать не только в заветной обители, но и у других владимирских святынь.

храмы во владимире с чудотворными иконами

Молитвами святителя Афанасия неожиданно находились добрые люди, которые показывали город и его храмы. Так короткая поездка превратилась в настоящее паломничество по древнему Владимиру.

Богородице-Рождественский монастырь

Богородице-Рождественский монастырь находится недалеко от железнодорожной станции, всего в десяти минутах ходьбы. Высокий холм над Клязьмой — раньше это место на границе с наиболее укрепленной частью города называли кремлем. Да и сейчас, чтобы с вокзала попасть в обитель на Большой Московской, 68, нужно подняться по тропинке вверх. Этот путь для паломника — словно ворота в маленький уютный город.

Одна из старейших в России, Богородице-Рождественская обитель была основана владимирским князем Всеволодом Юрьевичем Большое Гнездо. Считается, что произошло это в 1191 году.

Главный центр монашеской жизни Владимиро-Суздальской Руси, один из центров летописания, резиденция русских митрополитов — все это славные страницы истории Богородице-Рождественского монастыря. В течение трех с половиной веков он считался старшим среди русских монастырей, пока этот статус не перешел к Троице-Сергиевой обители.

В 1263 году монастырь стал местом погребения благоверного князя Александра Невского, скончавшегося по пути из Золотой Орды во Владимир. Отсюда в 1724 году его святые мощи были перенесены в Санкт-Петербург.

В историю обители вошло также имя святителя Феофана Затворника, три года управлявшего Владимирской епархией и освятившего в 1866 году перестроенный собор во имя Рождества Христова. Духовная семинария, которая располагается на территории монастыря, носит сегодня имя этого выдающегося богослова и духовного писателя.

Храмы, белая колокольня, уютные дорожки, ветвистые деревья. А ведь нынешний ухоженный вид Богородице-Рождественской обители — результат долгой работы по ее восстановлению, которое ведется с 1991 года. К сожалению, многие строения, в том числе Богородице-Рождественский собор, были разрушены здесь в годы советского безбожия.

Поклонный крест напоминает о трагическом прошлом обители. С приходом советской власти ее территория была занята ГубЧК (ОГПУ, НКВД). В 30-е годы здесь проводились допросы, следствия и расстрелы «врагов народа», которых хоронили в монастырском саду. Так что место это освящено страданиями и кровью погибших в страшной мясорубке террора.

Узником в стенах закрытого уже монастыря бывал и прежний его наместник епископ Афанасий Сахаров. Но ему Господь уготовал не мученическую, а особую исповедническую стезю и жизненный путь длиною в 75 лет.

Мне посчастливилось трижды приложиться к мощам святителя Афанасия, покоящимся в раке под сенью в правой части Христорождественского собора. Трудно описать всю гамму чувств, которую испытываешь перед мужественным исповедником веры. Радость, почтение, собственную немощь, слабость перед высотой его духа. И, конечно, благодарность Богу за то, что Он позволил побывать здесь и чуть-чуть прикоснуться душой к великой тайне святости.

Успенский собор

Можно ли сказать, что ты побывал во Владимире, если ты не видел знаменитого Успенского собора? Он находится неподалеку от Богородице-Рождественского монастыря, тоже на Большой Московской улице.

Памятник белокаменного зодчества, в котором сохранились фрески Андрея Рублёва, привлекает к себе туристов и паломников со всего мира. Он был построен русскими и иностранными мастерами по повелению благоверного князя Андрея Боголюбского в 1158-1160 годах, а затем был значительно расширен при князе Всеволоде Большое Гнездо. Здесь, в главном храме Северо-Восточной Руси, совершались венчания на великое княжение.

За свою долгую историю Успенский собор претерпел многое — набеги татар, пожары, многочисленные перестройки и обновления. После 1917 года там устроили музей научного атеизма. Но в 1944 году собор был открыт для верующих и с тех пор не закрывался. Сейчас он находится в совместном ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника и Русской Православной Церкви, здесь проходят богослужения.

Величественный Успенский собор восхищает своим внутренним убранством и росписями. Но главное открытие для паломника — это множество святынь.

В иконостасе находится чудотворный список Владимирского образа Пресвятой Богородицы XVII века. Древняя икона, с которой был сделан список, пребывает ныне в московском храме святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. А когда-то она находилась в Успенском соборе Владимира. Икону приносили в Москву для защиты от захватчиков, впоследствии она так и осталась в столице.

Кстати, образы с этим названием во Владимире особенно почитают, такую икону я увидела даже в светской гостинице у стойки администратора.

Но чем особенно поражает Успенский собор, так это множеством захоронений владимирских великих князей, членов их семей, а также владимирских архиереев в специальных нишах в стенах галерей. Представьте себе, этих захоронений свыше сорока!

Многие из погребенных в Успенском соборе прославлены в лике святых. Вот митрополит Киевский и всея Руси Максим, который в 1299 году перенес кафедру во Владимир и удостоился видения Пресвятой Богородицы, вручившей ему святительский омофор. Это событие изображено на Максимовской иконе Божией Матери, службу которой составил, кстати, святитель Афанасий Сахаров.

А вот захоронение даже не одного человека, а целой семьи благоверного князя Георгия Всеволодовича, погибшей в пожаре, который устроили монголо-татары в 1238 году прямо в Успенском соборе.

У солеи в левой части собора находятся мощи его строителя, благоверного князя Андрея Боголюбского. Объединитель русских земель и первый русский самодержец, он перенес столицу княжества из Киева во Владимир. Построил там множество храмов и монастырей, знаменитые владимирские Золотые ворота.

Известно, что именно князь Андрей установил на Руси два новых праздника — Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы и Покрова Пресвятой Богородицы. А на пути из Вышгорода в Суздальскую землю удостоился явления самой Божией Матери. На этом месте, получившем название Боголюбово, он воздвиг храм и княжескую резиденцию.

В 1174 году князь был убит заговорщиками-боярами, недовольными его растущей властью.

В Успенском соборе покоится и благочестивый сын Андрея Боголюбского Глеб, умерший в возрасте девятнадцати лет незадолго до убийства отца. У его нетленных мощей происходили чудеса.

А вот благоверный князь Георгий Всеволодович, погибший в неравном бою с татарами в 1238 году. С его мощами связана удивительная история. Князя похоронили в Ростове: сначала тело, а позже приложили к нему отрубленную главу. В 1239 году честные останки Георгия Всеволодовича были перенесены во Владимир. При погребении оказалось, что глава его чудесным образом приросла к телу.

Засвидетельствовано это было и при обследовании мощей в 1919 году. Примечательный факт: затеянная тогда советской властью дискредитация святых мощей Успенского собора превратилась, вопреки ожиданиям богоборцев, в торжество православия. Иеромонах Афанасий Сахаров при открытии дверей храма для собравшегося на «выставку» народа начал служить молебен владимирским святым, а пришедшие стали креститься и молиться.

Захоронения, мощи, иконы… В Успенском соборе царит особая благодатная атмосфера. Ты словно входишь в иной мир, и прошлое становится совсем близким. Кажется, до него рукой подать! Здесь сердцем начинаешь понимать, что такое историческая память. И ясно ощущаешь, что за твоей спиной — десятки, а может быть, сотни поколений, с которыми ты каким-то непостижимым образом связан.

Сотрудник музея, подойдя, рассказывает о местных святынях. А потом в тишине древнего собора читает свои духовные стихи. Под впечатлением от увиденного и услышанного мне хочется снова и снова благодарить Бога за эти радостные и волнующие минуты.

Успенский Княгинин монастырь

Тихий уголок в шестистах метрах от центра Владимира. Не сразу удалось найти скрытый от городского шума старинный Успенский монастырь. Его основал в 1200 году великий князь Всеволод Большое Гнездо по просьбе жены, княгини Марии. Отсюда и название — Княгинин.

После рождения двенадцатого ребенка Мария тяжело заболела и пролежала в расслаблении семь лет. Тогда и созрело у благочестивой княгини решение провести последние годы жизни в монастыре.

В 1201 году в новой обители был воздвигнут белокаменный Успенский собор. А спустя пять лет, попрощавшись с родными и завещав сыновьям жить в мире друг с другом, Мария удалилась в монастырь. Через 18 дней после пострига она отошла в вечность, перед смертью приняв схиму с именем Марфа.

Гробница супруги князя Всеволода находится здесь, в монастырском соборе. Благоверная княгиня почитается как местночтимая святая. Видимо, именно ее молитвами Успенская обитель и выдержала все испытания временем.

В 1923 году монастырь был закрыт советскими властями. Многие его постройки снесли, но, к счастью, сохранились и Успенский собор, и Казанский храм.

В 1992 году монастырь был вновь открыт. А в следующем году сюда передали частицу мощей святого Авраамия Болгарского, уроженца Волжской Болгарии, замученного его соплеменниками за проповедь христианства в 1233 году. Это было небесное благословение возрождающейся обители, ведь в течение веков мощи святого мученика находились здесь: их привез из похода в Волжскую Болгарию сын княгини Марии Георгий Всеволодович.

В 1919 году мощи святого Авраамия были изъяты у монастыря богоборческой властью и бесследно исчезли. Но перед этим часть мощей сохранил иеромонах Афанасий Сахаров, который передал их игумении Олимпиаде. Хранившаяся во Владимире, эта святыня впоследствии вернулась в Княгинину обитель.

В возрожденном монастыре несколько лет пребывала и еще одна святыня — чудотворная Боголюбская икона Божией Матери XII века, написанная по повелению князя Андрея Боголюбского. Пресвятая Богородица на ней изображена такой, какой Она явилась князю на пути в Суздальскую землю.

К сожалению, состояние иконы оказалось столь плачевным, что реставраторы настояли на передаче ее в 2009 году Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику для проведения необходимых работ. А в Успенской обители остался точный список с чудотворного образа.

Яркие впечатления, новые имена для помянника, иконы владимирских святых — с этим ценным багажом я вернулась из Владимира домой. А молитвенное заступничество святителя Афанасия я чувствую и по сей день. Как знать, возможно, когда-то мне посчастливится побывать во Владимире еще раз. А может, туда отправится кто-то из моих читателей. Древний радушный город ждет гостей.

Источник

Владимирская область

храмы во владимире с чудотворными иконами

Владимирская область образована 14 августа 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР на территории существовавшей до 14 января 1929 года Владимирской губернии РСФСР (в границах, значительно меньших Владимирской губернии Российской империи).

Археологические раскопки Мурома и других поселений рассказывают нам о финно-угорских корнях этих земель. Территорию области населяли мещера, мурома и меря.

С X века началась славянская колонизация области, возникли города Муром, Суздаль. Территория современной Владимирской области вошла в состав Древнерусского государства. В XI веке вошла в состав Ростовско-Суздальского княжества, в XII веке Владимирско-Суздальского княжества. В начале XII века возник Владимир, тогда же, вероятно, Ярополч-Залесский. В середине XII века при Юрии Долгоруком и Андрее Боголюбском земли Владимирской области стремительно развиваются. Возникают города Юрьев-Польский, Гороховец, Стародуб-на-Клязьме, Мстиславль, княжеские резиденции Кидекша и Боголюбово. Нагляднейшие памятники истории — сохранившиеся города напоминают о древнерусской и средневековой истории — пике культурного развития этих мест, а подробные документы, об истории последних столетий (Владимирская губерния, Владимирский тракт).

Содержание

Православие во Владимирской области [ править ]

После восстановление Владимирской области в 1944 году границы Владимиро-Суздальской епархии совпадали с её пределами.

16 июля 2013 года из состава Владимирской епархии были выделены самостоятельные Муромская и Александровская епархии, после чего в ведении Владимирской кафедры остались городские округа Владимир, Гусь-Хрустальный, Ковров; ЗАТО Радужный, а также Гусь-Хрустальный, Камешковский, Ковровский, Собинский, Судогодский и Суздальский районы в средней части Владимирской области. Одновременно Владимирская епархия была определена центром новоучрежденной Владимирской митрополии.

Населённые пункты [ править ]

Святыни Владимирской области [ править ]

Александровской район [ править ]

В Троицком Стефано-Махрищском женском монастыре (Александров) находятся мощи Стефана Махрищского и Варлаама Махрищского

Владимир [ править ]

Киржач [ править ]

Муром [ править ]

Суздаль [ править ]

Юрьев-Польский район [ править ]

Святые источники [ править ]

Монастыри Владимирской области [ править ]

Свято-Троицкий женский монастырь (Муром) [ править ]

храмы во владимире с чудотворными иконами

Свято-Троицкий женский монастырь был построен в середине XVII века на средства богатого муромского купца Тарасия Борисовича Цветнова. На месте деревянной церкви Святой Троицы, построенной в 1351 году по велению князя Юрия Ярославича, в 1642-1643 гг. был воздвигнут каменный храм в честь Живоначальной Троицы. Небольшой пятиглавый Троицкий собор имеет изящные пропорции и богато украшен. Особую нарядность ему придают изразцы с изображениями трав, диковинных зверей и птиц.

Рядом с Троицким собором в 1648-1552 гг. на одном фундаменте были построены шатровые Казанская надвратная церковь и колокольня. Казанская церковь также украшена изразцами, а колокольня, благодаря прорезным граням шатра и «кружевным» деталям убора, совершенно лишена тяжеловесности. Архитектура обеих построек настолько ажурна и воздушна, что кажется, будто они стоят без всякого фундамента.

Адрес: Владимирская область, г. Муром, площадь Крестьянина (Троицкая пл.), д. 3-а г.

Боголюбский женский монастырь Рождества Богородицы [ править ]

храмы во владимире с чудотворными иконами

Монастырь занимает территорию дворца-замка Андрея Боголюбского — единственного гражданского здания Древней Руси, дошедшего до нашего времени хотя бы частично.

Владимиро-суздальский князь Андрей Юрьевич Боголюбский (второй сын ростово-суздальского князя Юрия Владимировича Долгорукого) около 1158 года основал здесь загородную резиденцию — «град камен» Боголюбово, в котором также воздвиг храм в честьРождества Богородицы. Позднейшие источники объясняли выбор места волей Богоматери, либо чрез Владимирскую икону, либо при её явлении князю Андрею (см. Боголюбская икона Божией Матери).

Ансамбль княжеской резиденции включал в себя, помимо храмов, двухэтажный каменный дворец и каменный киворий; замок ограждён каменными стенами (см. одну из реконструкций). «Другого столь значительного комплекса белокаменных зданий мы в домонгольской Руси не знаем», — констатирует С. В. Заграевский. Замок до 1950-х годов считался утраченным, пока Н. Н. Воронин в 1954 году не обнаружил переход на хоры и лестничную башню, над которой в XVIII веке была надстроена шатровая колокольня. От белокаменной церкви Рождества Богородицы, рухнувшей в 1722 году, сохранилась только цокольная часть.

Адрес: 601270, Владимирская область, Суздальский район, поселок Боголюбово

Смоленско-Зосимова мужская пустынь [ править ]

храмы во владимире с чудотворными иконами

Смоленская Зосимова пустынь входила в ряд приписных пустыней и скитов вокруг Троице-Сергиевой Лавры. Основателем мужской пустыни предание называет схимонаха Зосиму, подвизавшегося в конце XVII в. После смерти Схимника в середине XVIII в. обитель прекратила свое существование.

Несколько попыток ее возродить были безуспешны. Лишь в 1848 г. местный фабрикант Зубов поставил деревянную часовню над могилой Зосимы. В 1867-м пустынь возродили монахи Троице-Сергиевой Лавры, к которой она и была приписана.

Адрес: 601604, Владимирская область, Александровский район, п/о Плеханы

Храмы Владимирской области [ править ]

Успенский собор (Владимир) [ править ]

храмы во владимире с чудотворными иконами

Собор поставлен на крайней и высокой части холма, завершая древний центр Владимира. Он является важным элементом пространственно-композиционной структуры города и его панорамы из-за реки Клязьмы, определяет городской пейзаж.

Первая церковь В 990 году во во Владимире на Клязьме была построена из дубового леса первая православная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. После того как икона Божией Матери, за это названная Владимирской, стала чудесно недвижимой близ Владимира, благоверный великий князь Андрей Боголюбский велел заложить здесь новый белокаменный собор для святыни. Согласно Лаврентиевской летописи в 1158году «. заложи Андрей князь в Володимери церковь камену святую Богородицю, месяца апреля в 8 день. «. В 1160 году собор был уже отстроен: «Того же лета создана бысть святая Богородица. благоверным. князем Андреем. и верх ея позолоти, по вере же его и по тщанью его к святой Богородице приведе ему Бог из земель все мастеры, и украси ю паче инех церквей_» летом 1161 года.

Адрес: Россия, 600000, г. Владимир, ул. Большая Московская, 56

Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Суздаль) [ править ]

храмы во владимире с чудотворными иконами

Адрес: Владимирская область, г. Суздаль, ул. Кремлевская

Николо-Набережная церковь (Муром) [ править ]

храмы во владимире с чудотворными иконами

Церковь впервые упомянута в источниках второй половины XVI века: «В Муроме на посаде за городом государя и царя и великого князя двор против Николы Мокрого…». В XVI веке храм имел два придела: мученика Феодора Стратилата и святых Косьмы и Дамиана. Рядом стояла деревянная церковь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Упоминание о Николо-Набережной церкви содержится и в Писцовой книге г. Мурома 1636/1837 гг., где церкви названы «строением государевым».

В 1700 году началось строительство каменного Никольского храма. Его возводил московский священник Дмитрий Христофоров в память о своём отце — священнике Никольской церкви протоиерее Хритофоре. В 1707 году была получена благословенная грамота на строительство и в 1714 году в новопостроенной церкви уже установлен иконостас. В 1717 году для храма Николы Набережного знаменитый муромский иконописец Александр Казанцев исполнил изображения двенадцати сивилл — пророчиц, якобы предсказавших рождение Иисуса Христа. В 1717 году храм был освящён.

Адрес: ул. Плеханова, 27А, Муром, Россия

Источник

Святые места Владимирской области: куда едут излечиться и попросить о ребенке

храмы во владимире с чудотворными иконами

Фото из открытых источников

Топ 5 мест, которые можно назвать чудесными

Владимирскую область не зря называют благословенной. На этой древней земле находится огромное количество так называемых святых мест, в которые тянутся тысячи паломников со всей России и из-за границы. И едут не из праздного любопытства, а в надежде получить помощь свыше. И получают. Мы создали топ-5 самых святых мест Владимирской области.

храмы во владимире с чудотворными иконами

храмы во владимире с чудотворными иконами

храмы во владимире с чудотворными иконамиФото intplaces.ru

храмы во владимире с чудотворными иконамиФото twitter.com

Примечательно то, что они совершенно не пострадали ни в войну, ни во время гонений не церковь эпохи коммунизма. Хотите верьте, хотите нет, но иконы здесь восстанавливаются без участия реставраторов. Буквально на глазах у прихожан тусклые изображения становятся более яркими. Несколько икон очень сильно мироточат, из них истекает ароматная жидкость. Как и почему это происходит, и по сей день загадка. Это относится и к очень редкой иконе, называется она «Отечество». О её чудесах слухи идут по всей России. К ней попросить о рождении детей, приезжают сотни семейных пар. Настоятельница монастыря ведет статистику счастливых новоиспеченных родителей, которые в своё время утратили всякую надежду стать таковыми. Фотографии малышей хранятся как доказательство.

храмы во владимире с чудотворными иконами

Недалеко от храмов находится исцеляющий родник Николая Чудотворца. О его целебных свойствах люди рассказывают много историй.

4. На Муромской земле прославились своими чудесами как при жизни, так и после кончины святые князь Петр и княгиня Феврония. В России в их честь установлен праздник — День семьи, любви и верности, который отмечают 8 июля. Поклониться мощам святых, которые покоятся в одной раке (специальный саркофаг, где находятся мощи святого) в Троицком Новодевичьем женском монастыре, едут не только жители нашей области, туда стекаются тысячи паломников со сего мира. Одинокие люди, мечтающие создать семью, или же семейные, но бездетные пары. Этим святым верят и ждут от них помощи. И они всех слышат.

храмы во владимире с чудотворными иконами

О Петре и Февронии снято много фильмов. Есть предание, что в годы сталинских гонений святых много раз пытались разъединить, переместить в разные раки. Но каждый раз на утро снова находили их вместе. Разлучить святых так и не смогли.

храмы во владимире с чудотворными иконами

5. В Судогодском районе, в красивейшем селе Чамерево, находится Святой источник Александра Невского. Когда к нему приближаешься, кажется, что в сказку попадаешь — вид уж больно нереальный, сказочный.

храмы во владимире с чудотворными иконамиФото fotokto.ru

Смотришь с горы и видишь красивую деревянную купальню. Родник освящен во имя святого благоверного князя Александра Невского. Когда здесь возник источник, старожилы не помнят, но знают точно, что его волшебная вода приносила облегчение тяжело раненым солдатам во время второй мировой войны, которые лежали в госпитале в Чамерево. Бойцы гораздо быстрее шли на поправку и вставали на ноги. Сюда, для избавления от самых разных недугов, приезжают многочисленные паломники.

Какие святые места Владимирской области знаете вы? Есть история о чудесной помощи, полученной в таком месте? Поделитесь в комментариях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *