храмы волгограда кировский район
Кировский район
История района неразрывно связана с именем Астраханского губернатора Никиты Афанасьевича Бекетова, основавшего в 1750 г. посёлки Отрада и Хохловка, позже переименованные в Бекетовку. С 1763 года по 1773 год эти поселения входили в Астраханскую губернию.
Вплоть до революции Бекетовка была базой лесоперерабатывающей промышленности. Здесь насчитывалось более полутора десятков частных заводов. В районе Горной Поляны в то время были построены дачи, ферма, работал даже свой ресторанчик с отменной кухней, рядом были посажены бахчи. Но до 1914 года не было в Бекетовке ни больниц, ни школ. Существовал один летний кинотеатр.
После гражданской войны посёлок стал менять свой облик. На базе нескольких лесопильных заводов в 1920 г. было создано деревообрабатывающее предприятие, ныне известное как народное предприятие «Волгоградмебель». Немного помоложе его Бекетовский хлебозавод. Одним из первых самых крупных сооружений стало строительство в 1931 году ВПО «Химпром». А пуск в эксплуатацию 7 ноября 1930 года Сталинградской ГРЭС создал условия для интенсивного подъёма промышленности города. Именно она давала ток для строящегося Сталинградского тракторного и реконструируемого «Красного Октября», ряда других предприятии города.
В 1931 году Старая Бекетовка стала пятым районом города Сталинграда.
Образование же нынешнего Кировского района осуществлялось путём слияния посёлков Бекетовки, Закрольчатника, Старой Отрады, Солёного Пруда, Барачного, Весёлой Балки и СталГРЭС. В основу планировки района были положены 2-я Продольная магистраль и ул. Кирова, проектируемая как внутренняя главная улица, объединяющая все микрорайоны и связывающая жилой массив с предприятиями.
Своё нынешнее название Кировский район носит с 16 марта 1935 года.
Особенности экономико-географического положения Кировского района определяются его удалённостью от центра города Волгограда на 15 км. Кировский район граничит с Советским и Красноармейским районами города, а также с Городищенским районом области. Площадь района составляет около 7,152 тысячи га. Численность населения — 105 тысяч человек.
Там, где Волга делает крутой поворот и устремляется к Каспию, — в самом центре этой природной дуги, — раскинулся Кировский район. Особенности экономико-географического положения Кировского района определяются его отдалённостью от центра города Волгограда на 15 км. На севере он граничит с Советским районом, на юге — с Красноармейским. Территория ограничена с одной стороны рекой Волгой, с другой — Ергенинскими высотами.
Район ещё молод по названию — ему нет и семидесяти, но посёлки, которые органически влились в него, имеют многовековую историю. Сегодня Кировский, безусловно, промышленный район. Но есть на его территории коллективное сельскохозяйственное предприятие «Тепличное», которое поставляет горожанам свежие овощи круглый год. Новым шагом в развитии района стали пуск троллейбусного движения и ввод новой телефонной станции. В настоящее время разработан проект центральной части района, где предусмотрено строительство досуговых учреждений, спортивных сооружений, благоустройство территории набережной. Планируется строительство торгового центра на ул. Курчатова.
Тогда и сейчас: старейшая церковь Волгограда, построенная на деньги фаворита императрицы Елизаветы Петровны
Фотоматериалы предоставлены ГБУ «ВОНПЦ по охране памятников истории и культуры»
Читайте также:
В конце 1950-х годов на русскую православную церковь обрушились очередные гонения. Власть призывала усилить атеистическое воспитание, последовала уже вторая волна массового уничтожения храмов. Никитской церкви помог один случай. Правдивая ли эта легенда — сказать сложно. В годы хрущевских гонений, когда церкви и храмы закрывали, разрушали, Свято-Никитской церкви удалось выстоять несмотря ни на что. Никто из представителей власти не захотел брать на себя ответственности за снос.
Считается, что именно так имя Никиты Хрущева, несмотря на «хрущевский» период, уберегло этот храм от полного уничтожения.
У здания данной церкви богатейшая история. Прихожане чувствуют намоленность и связь поколений, как только входят вовнутрь, утверждают сегодня служители.
Появление этой церкви в Волгограде тоже несколько необычно. Свято-Никитскую церковь построили в 18 столетии на средства мецената, тогдашнего фаворита императрицы Елизаветы Петровны Никиты Бекетова. Бекетову удалось обратить на себя внимание императрицы, он участвовал в различных спектаклях, которые часто давали при дворе. В дар от императрицы Бекетов получил богатые поместья. В 1780 году Бекетов уже в качестве губернатора Астраханской области получает во владение от Екатерины II земли вблизи крепости Царицын. Именно здесь он организует село Отрада, оно станет имением Бекетова. При селе Бекетов решает основать храм в честь своего святого покровителя Никиты-исповедника.
Он строил храм, в котором могли бы помолиться крестьяне, живущие рядом. Беспокоился не только о душевном, но и отличался своей просветительской деятельностью. По одним данным, храм был основан в 1782 году, по другим — в 1795. Чтобы построить храм, Бекетов основал при имении кирпичный завод. Церковь возвели из этих кирпичей, были построены здание церкви, трапезная, колокольня и купол оставались деревянными. И только в 1901 году вместо деревянной колокольни появилась каменная. Здание храма, построенное в форме базилики, несколько раз перестраивали.
Храм освятили уже после смерти Никиты Афанасьевича, в 1795 году. Фаворит Елизаветы Петровны похоронен в церкви села Черепаха. Это у Астрахани. В Отраде распространяется еще одна легенда — прах Бекетова находится где-то в склепе Никитской церкви.
По сей день церковь выделяется редкой объемной композицией, своим необычным алтарем, открытым, по византийский канонам, таких алтарей в России больше нет. До наших дней дошли оригинальные голландские печи в приделах и кованые решетки на окнах.
В 1833 году при этом храме работала школа грамотности и церковно-приходская школа. А в 1867 году известным землевладельцем Царицына Валерианом Поповым на ремонт храма было пожертвовано 120 рублей, и это в дополнение к 400 рублям приходских денег. В церкви на эти деньги заменили окна, двери, выложили ограду, построили сторожку, приделы. И как раз каменную колокольню.
Стоит добавить, что Никитская церковь в современном Кировском районе пережила гонения со стороны большевистской власти, после революции здесь не прекращали проповеди. Наоборот, уполномоченный по делам религии докладывал обкому Сталинграда, что Никитский храм с каждым годом все больше и больше совершает крещений. Антирелигиозную борьбу просили усилить.
По другой версии, район церкви все-таки подвергался вражеской бомбардировке. Зданию Свято-Никитской церкви повредили купол, позднее он был восстановлен. Кроме того, во время битвы в церкви находился командный пункт 157-й дивизии.
Битва за город подошла к концу только ко 2 февраля 1943 году. В мае того же года жители Отрады попросили разрешения совершать богослужения в церкви. Исполком Сталинградского горсовета разрешил. Встретить Светлое Христово Воскресение 1946 года в храме собралось полторы тысячи человек, еще четыре тысячи молились у здания, прямо под отрытым небом.
Спустя два года храм заново освятили.
Добавим, что с 1955 года и по наши дни внутри основного здания Никитской церкви мало что изменилось. Тогда сюда в Почаевской лавре приобрели список с чудотворной иконой Пресвятой Богородицы, провели ремонтно-реставрационные работы, на которые затратили более миллиона рублей. Прошла огромная реставрация. Возможно, еще поэтому церковь так хорошо сохранилась сейчас.
Вот еще несколько удивительных фактов из жизни Никитской церкви: в 1990-е годы в алтаре просели полы. Под ними обнаружили захоронение. Это был склеп с казачьими офицерами. Именно после этого также начались ремонтные работы. В 1990-е и начале 2000-х в храме была проведена еще одна масштабная реставрация. Значительным событием в жизни Никитской церкви стали крестные ходы с иконой Чудотворной Урюпинской иконы Божией Матери.
За все время своего существования храм не работал только три года — с 1940 по 1943.
Сейчас здесь богослужения совершаются ежедневно, есть воскресная школа и библиотека. Священники часто посещают школы, больницы, хоспис.
Ирина Рассказова
Новости на Блoкнoт-Волгоград
Будь в курсе событий!
Добавь «Блокнот Волгоград»
в избранное.
Святого Никиты исповедника
Свято-Никитская церковь — одна из немногих на территории современного г. Волгограда, которая пережила советское время и сохранилась до наших дней. Церковь была построена на средства Астраханского генерал-губернатора Никиты Афанасьевича Бекетова в конце XVIII века. С проблемой более точной датировки строительства храма сталкивались все, кто обращался к его истории. Одним из первых пытался разрешить её более ста лет назад известный исследователь нашего края А. Н. Минх. В «Историко-географическом словаре Саратовской губернии» он писал: «По сведениям волостного правления Никита Афанасьевич Бекетов построил в 1782 году в Отраде церковь во имя св. Никиты Исповедника, в честь своего ангела, но по архивным документам («Труды» Саратовской учёной архивной комиссии 1893 года – вып. 2, с. 106) показано, что Никитинская каменная церковь в селе Отрада построена в 1795 году, следовательно, принимая во внимание время кончины Бекетова 9 июня 1794 года, вероятно, эта церковь была начата лишь при нем, освящена же в 1795 году, вскоре после его смерти. »
Первоначально храм был построен в форме базилики. Вдоль стен в два ряда на небольшом расстоянии друг от друга располагались окна, благодаря чему вовнутрь поступало много света. Фасады были окрашены в светло-жёлтый цвет.
В XIX – XX веках храм дважды перестраивался. По утверждению В. В. Серебряной, в 1867 году церковь была расширена притворами с юга и севера и приобрела крестообразную форму. В 1901 году вместо деревянной колокольни была возведена каменная. Очевидно, тогда храм приобрёл тот вид, какой он имеет в настоящее время: сочетание классицизма и эклектики (с элементами древнерусской архитектуры). Объёмная композиция состоит из крестообразного в плане с пятигранной апсидой храма, прямоугольной трапезной и трёхъярусной колокольни, размещённых на одной оси. Апсида пятигранная, каждая грань прорезана окнами в два света и окружена шестью тосканскими колоннами (снесены в начале 1990-х годов, восстановлены в 1997 году). Колонны поставлены на высокие постаменты и поддерживают сильно вынесенный профилированный деревянный карниз. Над апсидой возвышается восьмигранный высокий барабан с куполом, что чрезвычайно редко встречается в русской архитектуре. В южном и северном приделах использован мотив триумфальной арки: в центре большая арка — вход, а по сторонам крупные арочные окна, франкированные пилястрами, над ними по фризу идёт декор в виде триглифов. На западной и восточной стенах приделов в центре расположены плоские арочные ниши, углы оформлены спаренными пилястрами. Трапезная по ширине равна храму, двухсветная. Первый ярус колокольни по высоте равен трапезной и является притвором. Четверик второго яруса прорезан сдвоенными арочными проёмами. Третий ярус – восьмерик с арочными проёмами.
В первые годы после открытия Свято-Никитской церкви к её приходу кроме села Отрада принадлежали слобода Бекетовка, посёлок Ивановка и колония Сарепта. Причт состоял из священника и псаломщика. Храм посещало 529 человек. В 1895 году в списках прихожан числилось 3062 души, в 1912 году – 3427 Согласно церковной ведомости 1917 года, приход Свято-Никитской церкви составляли жители с. Отрада (1575 чел.) и с. Бекетовка (1984 чел.). К Свято-Никитской церкви с начала XX века была приписана Параскевинская церковь и молитвенный дом при посёлке Новая Отрада. В приходе было две земские школы. В 1911 году причт состоял из двух священников, диакона и двух псаломщиков. К сожалению, наши сведения о священнослужителях Свято-Никитской церкви чрезвычайно скудны. Известно, что в 1917 году, накануне установления советской власти, в храме служили священники Алексий Добросердов, Евгений Мегарский, диакон Сергий Крестовоздвиженский. Священник Никанор Карамзин состоял в штате Свято-Никитской церкви с откомандированием в посёлок Новая Отрада. Настоятелем прихода с 1907 года был о. Алексий Добросердов, сын священника Саратовской епархии, выпускник Пензенской духовной семинарии. Отец Алексий много внимания уделял просветительской и благотворительной деятельности. Большой интерес он проявлял к естественным наукам и статистике. С 1901 года священник Алексий Добросердов был сотрудником Саратовского общества естествоиспытателей, а его труды по сельскохозяйственной статистике были отмечены министром земледелия и государственных имуществ. Сын отца Алексия Павел окончил курс Московской духовной академии, стал священником и служил в Свято-Никитской церкви в 1920-х годах.
Духовенство прихода, несмотря на гонения со стороны большевистской власти, не прекращало церковной проповеди. В документах Сталинградских партийных органов в 1930-е годы часто указывалось на оживление деятельности «религиозников» и «церковников» во всех районах города, и особенно в Кировском, где в то время оставалась действующей только Свято-Никитская церковь. Сталинградский горком ВКП(б) требовал, чтобы партийные организации Кировского района усилили антирелигиозную пропаганду и агитацию. Не полагаясь исключительно на средства идеологического воздействия, власти прибегли к закрытию оставшихся в Сталинграде храмов. В их числе была и Свято-Никитская церковь. 29 июня 1940 года решением исполкома Сталинградского областного Совета депутатов трудящихся храм был закрыт и передан «под культурное учреждение».
В годы Великой Отечественной войны произошли изменения в политике советского государства в отношении Церкви. Ряд уцелевших церковных зданий был возвращён верующим. В г. Сталинграде был первым открыт Свято-Никитский храм. 8 мая 1943 года в ответ на просьбу жителей с. Старая Отрада и пос. Ермана исполком Сталинградского горсовета разрешил совершать богослужения в Свято-Никитской церкви. Верующие с большой радостью восприняли это событие. Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Сталинградской области в своём отчёте в 1946 году сообщал: «В Никитинской церкви Кировского района г. Сталинграда на Пасхальном богослужении было народа более 6 тыс. человек, в числе которых молодёжи и детей школьного возраста было не менее 1500 человек. Под открытым небом находилось 3 – 4 тысячи человек, которые также все стояли со свечами».
Очевидно, в первые годы после открытия храма были выполнены необходимые ремонтные работы. Устранены повреждения военного времени. Были отремонтированы богослужебные сосуды и церковная утварь. В храме до недавних пор хранились запаянная чаша и самодельная звездица. Возможно, тогда были написаны в народном стиле иконы преп. Никиты Исповедника (икон более раннего времени не сохранилось). Одна из них сейчас находится над входом в притвор. 20 мая 1948 года архиепископ Астраханский и Сталинградский Филипп (Ставицкий) освятил антиминс и престол в Свято-Никитской церкви.
В 1955 году в Почаевской лавре был приобретён для церкви список с Чудотворной иконы Пресвятой Богородицы. В честь её перенесения в Свято-Никитском храме была устроена торжественная встреча, в которой участвовало около 200 человек. Тогда же, в 1955 году, по благословению епископа Астраханского и Сталинградского Сергия (Ларина) начались ремонтно-реставрационные работы в Свято-Никитском храме. В 1956—1957 годах был перестроен алтарь, возведены новые купол и иконостас, оштукатурена левая часть храма, расписаны апсида, плафон, стены, хоры и притворы. Храм расписывали художники М. Е. Губонин и Б. М. Красильников. Они написали в стиле портретной живописи новые иконы преп. Никиты Исповедника (аналойную, храмовую и медальон в алтаре). Альфрейные работы выполнил А. В. Козленков. С 1952 по 1958 год приход израсходовал на ремонтно-реставрационные работы и украшение церкви свыше 1 млн. рублей. Эта деятельность происходила при активном сопротивлении властей. В 1950-е годы на Русскую Православную Церковь обрушились новые гонения. Позднее Волгоградский горком КПСС также неоднократно призывал к «усилению атеистического воспитания», с тревогой отмечая рост численности верующих. На заседании бюро Волгоградского горкома КПСС 7 августа 1972 года отмечалось: «. Вследствие серьёзных недостатков, имеющихся в атеистическом воспитании населения Кировского района, за последние два года увеличилось количество совершенных религиозных обрядов. Так, в 1970 году было 291 крещение, 1971 году – 336, за шесть месяцев 1972 года – 151. Среди крестившихся в 1971 году – 331 человек детей, то есть 21,7 процента от регистрации рождений в органах ЗАГСа. ». Спустя десять лет Волгоградский горком КПСС вынужден был констатировать, что ситуация с атеистическим воспитанием в городе в целом и в Кировском районе в частности стала ещё более безотрадной. На заседании бюро Волгоградского горкома КПСС 11 декабря 1981 года указывалось: «В дни культовых праздников Казанский собор (Ворошиловский район), Никитскую церковь (Кировский район) и молитвенные дома посещают свыше 40 тысяч человек. Постоянно возрастают доходы религиозных объединений, растёт число совершаемых крещений, венчаний и отпеваний. Более 40 % дохода церквей области образуется за счёт церквей нашего города. В городе совершается от общего количества обрядов по области: 33,7 % – крещений, 28,1 % – венчаний, 43,1 % – заочных отпеваний. Так, из 14 143 родившихся в 1980 году окрещено 4399 детей, то есть почти каждый третий».
Вплоть до конца 1980-х годов деятельность церковных организаций находилась под жёстким контролем государственных органов, что препятствовало полноценному развитию приходской жизни. Возрождение Русской Православной Церкви началось с 1991 года. Это стало возможно благодаря падению коммунистического режима и демократизации общества. Оживлению церковной жизни в г. Волгограде и области способствовало и создание Волгоградской епархии. Назначенный архиепископом Волгоградским и Камышинским Высокопреосвященный Герман (Тимофеев) добился возвращения Церкви разрушенных храмов и монастырей, позаботился о ремонте старых и строительстве новых храмов, об издании православной газеты, об открытии духовных учебных заведений, воскресных школ, библиотек.
Знаменательным событием в жизни Свято-Никитского прихода, как и всей Волгоградской епархии, стал приезд в июне 1993 года в наш город Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Следует отметить, что десятью годами ранее, 11 ноября 1983 года Его Святейшество Алексий II, в то время митрополит Таллинский и Эстонский, был в Волгограде и посещал Свято-Никитский храм. Тогда будущий патриарх прибыл в Волгоград вместе с архиепископом Тульским и Белевским Германом, нынешним митрополитом Волгоградским и Камышинским, по приглашению архиепископа Саратовского и Волгоградского Пимена. В Книге почётных посетителей Свято-Никитской церкви сохранилась запись:
В год сорокалетия славной Победы на Волге и в связи с 60-летием Высокопреосвященного Архиепископа Саратовского и Волгоградского Пимена мы имели возможность и духовную радость посетить Свято-Никитский храм города Волгограда и видеть его благолепие. Милость и благословение Божие да пребывает с этим приходом, священнослужителями и прихожанами.
Алексий, Митрополит Таллинский и Эстонский
Герман, Архиепископ Тульский и Белевский
Пимен, Архиепископ Саратовский и Волгоградский.
20 июня 1993 года Святейший Патриарх Алексий II вновь посетил Свято-Никитский храм. Его Святейшество освятил новые кресты на купола церкви и в Книге почётных гостей оставил запись: «Да благословит Господь труды отца настоятеля и вас, тружеников церковных, в осуществлении задуманного возрождения приходской жизни во всем её многообразии».
По благословению архиепископа Волгоградского и Камышинского Германа в 1990-е годы в Свято-Никитском храме возобновились ремонтно-реставрационные работы. По просьбе архитектора Волгоградского областного научно-производственного центра по охране памятников истории и культуры Е. А. Стяжковой и настоятеля Свято-Никитского прихода иерея Николая Станкова сотрудники Проектного института по реставрации памятников истории и культуры «Спецпроектреставрация» (Москва) в конце 1995 – 1996 году провели натурные и лабораторные исследования состояния кладочных материалов, штукатурки и окраски на фасадах и в интерьере храма, на основании которых составили «Технологические рекомендации по реставрации кладочных и штукатурных материалов и окраски» (Т. Н. Семина и Г. С. Мигаева) и «Проект вертикальной планировки территории храма» (Т. В. Логачева). В связи с аварийным состоянием стен алтаря и верхнего яруса колокольни директором Регионального инженерно-технического центра (г. Владимир) Ю. А. Ковалём был разработан проект противоаварийных работ по усилению конструкций церкви. С осени 1996 года Ю. А. Коваль возглавил проведение ремонтных и реставрационных работ на храме. Его сотрудники произвели вычинку разрушавшихся алтарных стен, установили металлические бандажи на апсиде и на верхнем ярусе колокольни (1996), восстановили колонны по восточному фасаду, укрепили профилированный деревянный карниз над алтарём и шатёр колокольни (1997), выполнили вертикальную планировку территории храма, сняли асфальтовое покрытие и два слоя бетонной отмостки вокруг церкви, установили дискретную отмостку, обустроили газоны и цветники (1998–1999), заменили фундамент под апсидой и восстановили гидроизоляцию, укрепили и отремонтировали надалтарную часть и купола (2000), облицевали белым камнем цокольную часть алтаря (2001), изготовили и установили новый купол на крестильне (2002), начали работы по укреплению стен и колонн внутри храма (2003–2004).
Большую помощь в украшении храма оказало Русское культурное общество (председатель – В. Л. Самохин). По заказу Общества для Свято-Никитской церкви были написаны иконы «Рождество Иоанна Предтечи» (написала инокиня Феодосия), «Сретение Господне», икона Пресвятой Богородицы «Благодатное Небо». Русское культурное общество также подарило храму вышитые в своих мастерских Толгскую икону Божией Матери, икону Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, хоругви с ликами святителя Николая Чудотворца, преподобных Никиты Исповедника и Сергия Радонежского. Председатель и сотрудники Русского культурного общества всегда были желанными гостями на детских праздниках при Свято-Никитской церкви, в проведении которых они принимали самое живое участие. Часто они привозили с собой детей из детских садов и взрослых из больниц, которых опекало Общество.
В 2000 году иконописец Е.В. Мавродиева написала новую аналойную икону преподобного Никиты Исповедника и образ святителя Феодора Едесского для воскресной школы. В 2001 году она написала фреску преподобного Никиты Исповедника на алтарной стене. Все иконы созданы в древнерусском стиле.
Значительными событиями в жизни Свято-Никитского прихода были крестные ходы и пребывание в храме 27–28 сентября 2002 года и 17–18 сентября 2004 года Чудотворной Урюпинской иконы Божией Матери. Богослужения в эти дни проходили при большом стечении молящихся, среди которых было много детей и подростков.
С начала 1990-х годов деятельность духовенства, ограничивавшаяся в течение нескольких десятилетий советской власти совершением богослужений и треб, вышла за пределы церковной ограды. Священники занялись просветительской и миссионерской деятельностью, душепопечительной работой в воинских частях, тюрьмах и больницах. 22 июля 1996 года при приходе была создана Детская воскресная школа святителя Феодора, епископа Едесского (директор – Л. К. Ведерникова). В разные годы её посещали от 20 до 40 детей. В 1997 года при храме был открыт филиал школы «Воскресение». Для маленьких прихожан ежегодно устраиваются Рождественская ёлка и Пасхальный детский праздник. Воскресная школа занимается миссионерской деятельностью, поддерживает отношения с другими школами и детскими учреждениями. Ученики воскресной школы участвовали в смотрах и конкурсах, в чествованиях ветеранов Великой Отечественной войны, выступали в Доме детского творчества, в Театре юного зрителя, на праздниках Кировского района, в детском саду № 81, в школах № 24 и № 122, в библиотеке № 9, в школе-интернате № 4. Воскресная школа вместе со священниками Свято-Никитского прихода ежегодно принимает активное участие в торжествах в честь святых равноапостольных Мефодия и Кирилла. Детские праздники в школе святителя Феодора Едесского посещали учащиеся из других воскресных и общеобразовательных школ, детской певческой школы из Свято-Духова монастыря. Большую радость и пользу детям принесли паломнические поездки по храмам Волгограда, в Свято-Духов мужской монастырь и Дубовский Свято-Вознесенский женский монастырь.
Священники и педагоги-прихожане Свято-Никитской церкви значительное внимание уделяют преподаванию «Основ православной культуры» в детских садах и учебных заведениях. Настоятель прихода священник Николай Станков читает курс лекций «Духовная культура южных славян в IX–XX веках» на факультете истории и международных отношений Волгоградского государственного университета. Иерей Дмитрий Климов преподаёт «Основы православной культуры» в Волгоградском энергетическом колледже. Прихожанки Свято-Никитской церкви Н. Ю. Бухарева и Т. И. Беликова преподают «Основы православной культуры» в общеобразовательных школах № 24 и 122 и в коррекционной школе-интернате № 4. Приход оказывает помощь школам в приобретении учебной и методической литературы по предмету «Основы православной культуры», в организации поездок учителей в Москву для участия в ежегодных Всероссийских Рождественских чтениях. 14-16 апреля 2004 года при Свято-Никитском храме состоялись Первые Пасхальные чтения учащихся общеобразовательных учреждений Кировского района г. Волгограда, в которых приняли участие более 50 учащихся. 16 апреля, в день преподобного Никиты Исповедника, после Божественной литургии митрополит Волгоградский и Камышинский Герман вручил участникам Чтений грамоты и памятные подарки. В приветственном слове Высокопреосвященный Герман говорил о необходимости преподавания предмета «Основы православной культуры» в общеобразовательных школах и в других учебных заведениях, об ответственности Церкви за нравственное воспитание детей и молодёжи. Наше время свидетельствует, что восстановление православной веры и православного образа жизни является намного более трудной задачей, чем восстановление стен храма.
Настоятель прихода Свято-Никитской церкви
священник Николай Станков.
Минх А. Н. Историко-географический словарь Саратовской губернии. Саратов, 1901. Т. 4. Вып. 2. С. 729.
Серебряная В. В. Культовое зодчество Волгоградской области. Волгоград, 2002. С. 44.
Государственный архив Саратовской области. Ф. 135. Оп. 1. Д. 8266. Л. 2. (Далее – ГАСО).
Семина Т. Н., Мигаева Г. С. Памятник архитектуры XVIII–XIX вв. храм Святого Преподобного Никиты Исповедника в г. Волгограде: Технологические рекомендации кладочных и штукатурных материалов и окраски. М., 1996. С. 4-5.
Иванов С. М., Супрун В. И. Православие на Волгоградской земле: Храмы Царицына – Сталинграда – Волгограда. Волгоград, 2003. С. 157.
ГАСО. Ф. 135. Оп. 1. Д. 8266. Л. 12.Л. 8 об.Л. 4 об.
Иванов С. М., Супрун В. И. Указ. соч. С. 157.
Государство и религиозные организации Нижней Волги и Дона в XX веке: Сборник документов и материалов. Каталог культовых зданий. Волгоград, 2002. С. 273. Док. № 94.
Государственный архив Волгоградской области. Ф. 2115. Оп. 1. Д. 294. Л. 149, 169 об. (Далее – ГАВО).
ГАВО. Ф. 6284. Оп. 2. Д. 6. Л. 28 об. – 29 об.Д. 26. Л. 4.
Государство и религиозные организации Нижней Волги и Дона в XX веке. С. 336. Док. № 120.
Центр документации по новейшей истории Волгоградской области. Ф. 71. Оп. 46. Д. 10. Л. 103. (Выписка из документа предоставлена О. Ю. Редькиной).
Государство и религиозные организации Нижней Волги и Дона в XX веке. С. 368. Док. № 139.
Настоятель — протоиерей Николай Станков.
Адрес: 400023, город Волгоград, ул. Абганеровская, д. 110А.
Телефон: 8 (8442) 44-58-87