христианские храмы в архызе
Христианские лики Архыза
Сезон отпусков закончился, и убедиться в правоте ученых, утверждающих, что Архыз – древний центр христианства, теперь можно, только придя на выставку в музей Храма Христа Спасителя.
Придется оговориться, чтобы не вводить в заблуждение будущих посетителей экспозиции. Это скорее выставка фотографий, нежели археологических находок и памятников письменности, хотя и они имеют место быть. Но без сомнения, многие будут до глубины души потрясены красотами Карачаево-Черкесии и поражены гармоничностью, с которой христианские храмы вписываются в величественную панораму горных вершин.
Именно этими шелковыми маршрутами в Аланию из Византии пришло христианство, причем значительно раньше, чем в Киевскую Русь. Cвидетелями тому являются христианские храмы византийской постройки, сохранившиеся в Архызе и его окрестностях. Впрочем, доступными их осталось не так много, всего около десятка. И множество развалин и руин от некогда бывших здесь соборов, храмов и церквушек. Но достаточно взглянуть на выставочные экспонаты, чтобы убедиться, Архыз – христианский центр.
Самыми известными аланскими храмами, их еще называют зеленьчукскими, являются северный, средний и южный.
Северный храм, или Георгиевский кафедральный собор, учеными назван старейшим христианским храмом на территории России. Он был построен задолго до разделения Церквей, старше Софии Киевской (датируется X в.). Храм был богато украшен фресками, написанными византийскими мастерами. Впрочем, сейчас судить об этом можно лишь по архивным зарисовкам фресок. Они были сделаны художником-археологом Д. М. Струковым еще в 80-е годы XIX века, когда он принял участие в одной из аланских экспедиций. С большой степенью вероятности можно утверждать, что храм являлся кафедральным собором Аланской епархии, подведомственной Константинополю, которая уже в XX веке получила статус митрополии.
Аналогичным по типу своей постройки, а именно крестовокупольным, является средний храм, расположенный на северной окраине города. В отличие от кафедрального собора, он, скорее всего, был городским храмом и посещался простым населением Архыза. Храм был восстановлен в 90 гг. XIX века монахами Александро-Афонского монастыря, образованного здесь тогда же (существовал с 1889-го по 1924 г.).
Участие астрономов в археологических исследованиях не только не случайно, скорее даже закономерно. Во-первых, согласно данным специалистов, издревле храмы возводились в строгом соответствии с астрономическими показателями, если быть точнее, при закладке ориентировались на восход солнца. А кто как не астрономы скорее и правильнее сумеют вычислить подобные показатели. Во-вторых, Архыз – городок астрономов. Здесь находиться крупнейшая в стране Астрофизическая обсерватория Академии Наук России. Вот почему посетителям выставки не стоит удивляться фотоснимкам обсерватории. Наконец, именно благодаря творческому тандему астрономов и археологов, удалось приблизиться к ответу на вопрос, что за храмы были построены в архызском городище на рубеже I-II тысячелетий.
Зругский храм и нузальская часовная, стоящие в горной долине реки Ардон, прославились уцелевшими фресками. Фрагменты настенной росписи удалось привести в Москву, хотя в основном зрителю приходиться довольствоваться фотографиями последней в натуральную величину. Впрочем, идея масштабного воспроизведения памятников вполне себя оправдала. Именно благодаря фотомакетам и детальной фотосессии москвичи имеют возможность познакомиться с легендарной наскальной живописью Архыза.
Наскальный образ Господа нашего Иисуса Христа |
Фото первое – гора, густо проросшая кустарником и деревьями с небольшой белеющей лысиной скалы. Она выделена на фотографии желтым квадратным контуром. Фото второе – зритель вместе с фотографом почти вплотную приближается к скальному выступу и замечает маленькое цветовое пятно. Третье фото, крупным планом – лик Спасителя. И, наконец, огромное фотопанно в натуральную величину. Это та самая потаенная икона на склоне хребта Мацешта, о которой в Архызе уже много веков ходят легенды. Местные жители утверждают, что образ был открыт еще до основания Александро-Афонского монастыря, позднее утрачен. Впрочем, как говорят, видели икону и в годы Великой отечественной войны. Но настоящее обретение состоялось накануне 2000-летия рождества Христова, в мае 1999 года. Образ Спаса Нерукотворного практически случайно был обнаружен охотниками, если учесть, что икона написана на отвесной скале, на высоте более 150 метров от земли. Великолепную сохранность лика ученые объясняют скальным козырьком, защищающим образ от ветра и дождя, а также спецификой местного климата.
Написан образ возможно одновременно с постройкой среднего храма, на который икона буквально направлена. Есть вероятность, что написание совпадает с появлением аланской епархии. Согласно другой версии, образ был создан в XIV в., с целью защитить город от эпидемии чумы. Окончательно ученые не сошлись еще во мнении об авторстве и времени создания лика, но в Архызе за эти шесть лет икона стала местночтимой святыней, поклониться которой стекаются многие и многие православные.
Выставка подготовлена Музеем истории Москвы совместно со Ставропольским государственным краеведческим музеем, проходит в музее Храма Христа спасителя и продлиться до октября. Вход свободный.
очередной отпуск на Кавказе ч.8 Храмы Нижнего Архыза.
Логичнее было публиковать этот пост сразу после материала о Шаонине, существует какая-то незримая связь между этими сооружениями, а может и вполне зримая, возможно через храм на Шаонине и храмы Нижнего Архыза проходил Великий Щелковый Путь, ведь не случайно же здесь обнаружили каменные менгиры, указатели, которые устанавливали в давние времена на, некогда оживлённых, караванных путях прошлого. Но я пошел по временному принципу опубликования, в тот день побывали в обсерватории затем спустились вниз и попали к древним аланским храмам.
Сначала чуть истории.
В этом месте находятся развалины древнего города, который был столицей Алании, носил имя Маас или Аспе. В нём проживало около 3000 человек( для сравнения- в это же время в Париже проживало около 1500 человек), было около 800 построек, включая древнейшие христианские храмы, построенные в 9-м-10-м веках, когда Алания переживала свой расцвет и испытывала влияние Византии (недалеко от города проходила дорога в Абхазию, которую сейчас собираются восстанавливать). Город просуществовал до нашествия Тамерлана в конце 14 века, после чего пришел в забвение. Но вернемся к городу. Его протяженность была 2.5 км, три улицы. Тысячу лет назад Алания была крупной по тогдашним меркам горно-степной страной, простиравшейся от Кавказского хребта на юге до придонских степей на севере. И, естественно, являлась «зоной повышенного интереса» для Византийской империи — хотя бы потому, что в аланах Константинополь рассчитывал получить союзников против кочевого хазарского каганата, отчасти это получилось, а отчасти нет, ибо аланы были на редкость свободолюбивым и независимым народом.
Среди архитектурных памятников раннего христианства здесь необходимо отметить храмы Архыза – Северный, Средний и Южный, которые называют Зеленчукскими храмами. Но обо всем по порядку.
Начнем с дальнего — Северного храма.
Северный храм сложен из песчаника и имеет форму креста. Считается, что в X-XIII веках он был центром культурной и духовной жизни алан. Именно здесь расположена первая крещальня, купель, где принимали новую веру предки нынешних осетин. Самый крупный и средневековых храмов Северного Кавказа. Датируется примерно началом 900-х годов нашей эры. Кафедральный храм Аланской епархии. Есть мнение что посвящен Николаю Чудотворцу.
Длина — 25,50 м, ширина с притворами — 19,50 м. Без притворов здание северного храма Архыза строго пропорционально — длина с нартексом 21м, ширина 10,50 м.
Предполагается, что именно в этом храме находилась резиденция аланских митрополитов. В 1940 году под полом храма было обнаружено богатое женское захоронение. Золотые украшения – массивные серьги и перстни, найденные там, сейчас хранятся в Государственном историческом музее.
Аланы, Магас и Лик Христа: тайны тысячелетних Зеленчукских храмов
Горы Архыза манят туристов со всей России и ближнего зарубежья. И не только горнолыжными трассами, конными прогулками, рафтингом и шашлыками на берегу бурной реки.
Это место называется Нижнеархызским городищем, а три чудом сохранившихся каменных христианских храма — Зеленчукскими.
Заплатив символические 100 рублей с человека вы попадаете на территорию истории. Можно пешком пройти все локации минут за 20-30, а можно и на машине за 10 минут всё объехать.
Как правило, по выходным тут гуляют толпы туристов. Бывает, в храмах устраивают свадебные фотосессии. Тем не менее, официально Нижнеархызское городище — памятник федерального значения с соответствующим охранным статусом.
Давайте же прогуляемся по остаткам древнего аланского города.
В ту пору, когда Русь была еще языческой, здесь, в окруженной кавказскими горами живописной долине располагался древний город Магас, или Маас. Упоминания встречаются в византийских летописях.
Магас был столицей Аланского государства. X век — период наибольшего могущества алан на Северном Кавказе, сумевших на время побороть внутренние противоречия.
Пару веков аланы довольно успешно лавировали между интересами таких игроков на кавказской сцене как иудаистский Хазарский каганат, исламский Арабский халифат и христианская Византийская империя.
Сквозь транзитный город Магас-Маас проходило ответвление Великого Шелкового пути. Через Марухский перевал шли в том числе христианские миссионеры из Византии, а также многочисленные торговцы, которые попадали сюда с территории современной Абхазии.
Но все хорошее рано или поздно заканчивается. Сколько раз подвергались разграблению и поруганию некогда величественные Зеленчукские храмы — установить невозможно. Есть точка зрения, согласно которой Аланское городище прекратило существование в конце XIII века из-за внутреннего упадка усугубленного татаро-монгольским нашествием, а поселок продержался до середины XIV века.
В 1829 году кавказский генерал-губернатор Эммануэль отправил архитектора Бернардацци в Архыз. Итальянец также сделал подробные записи и составил первые план-схемы Зеленчукских храмов.
Эммануэль якобы просил императора Николая I выделить средства на реставрацию древних христианских храмов, но в те времена Кавказская война была в разгаре и просьба была отклонена.
Он обнаружил надпись на греческом языке, которая датируется X веком. Также Струковым создан альбом ценных рисунков с натуры.
Но куда интереснее возможная прямая связь живописца с так называемым Ликом Христа.
Наскальный лик Христа размером 140 на 80 см похож на синайскую икону Христа-Пантократора, списанную с лика, проступившего на Туринской плащанице. Сейчас Лик вкупе с Зеленчукскими храмами можно назвать одной из самых востребованных православных достопримечательностей Северного Кавказа.
По официальной версии обнаружили Лик на крутом склоне горы случайно. Это удалось жителям станицы Зеленчукской Сергею и Анатолию Варченко в 1999 году. Однако есть другая точка зрения, по которой первое упоминание о Лике приходится еще на предвоенное время.
Лик видел житель станицы Зеленчукской Иван Толопа. Есть и более позднее свидетельство Сергея Тоцкого. Ещё в 1970-71 годах во время экспедиции юношеской геологоразведочной партии Черкесска они с одноклассниками Александром Дармиловым, Сергеем Ерофеевым и Олегом Лафишевым фотографировались на фоне образа.
Тем не менее, Митрополит Ставропольский и Владикавказский Гедеон посетил место находки и благословил почитать икону как Нерукотворный Образ Спасителя нашего Иисуса Христа.
Чтобы узреть лик Спасителя паломникам предстоит преодолеть 345-метровую лестницу из 526 ступенек. Лик Христа четко ориентирован на Восток. Взгляд Иисуса устремлен на Средний Зеленчукский храм.
Кто знает, может авторами наскального Образа и были византийские мастера-иконописцы. Впрочем, есть смелая версия, согласно которой Лик Христа мог создать художник Струков.
Но вернемся к главной теме поста. Параллельно с археологами и художниками на территорию Нижнеархызского городища приходят православные монахи.
В 1886 году в Архыз с Афона прибыл иероманах Серафим (Титов) с 11-ю монахами. Они строят общежития, организуют хозяйство. Так был основан Александро-Невский Афонский Зеленчукский монастырь, который большевики закрыли в 1918 году.
Итак, что вас ждет на территории самого городища?
Датируется памятник первой половиной XI века. Вероятно, когда-то в раннем средневековье его построило местное население, он разительно отличается от двух других как по стилю, так и по используемым для строительства материалам.
Сейчас он выглядит как многие другие православные церквушки. Неудивительно, ведь здание перестраивалось, прежде чем принять «псково-печерский» стиль. Но это не отменяет его ценности. Обязательно зайдите сюда, поставьте свечку. Где еще вы прикоснетесь к тысячелетней истории.
Следующий по пути от входа храм — Средний или Троицкий. Длина – 21,5 м, ширина – 13,25 м, высота – 15 м.
Храм отличается размерной пропорциональностью предметов и деталей. Из внутренних деталей в алтарной части отмечались остатки престола.
Считается, что Средний храм отличается особой акустикой. В XIX веке объект был практически разрушен, но его восстановили монахи. До революции использовался в качестве соборного храма монастыря.
А вот так Cредний выглядел в 1930-е годы. Получше, чем сейчас.
Ну и третий храм городища — Северный или Георгиевский. Крестообразный, с единым шатровым куполом. По мнению археолога Владимира Кузнецова, Северный храм был кафедральным собором Аланской епархии и центром духовной жизни Алании в Х-XIII вв. Построен при абхазском царе Георгии II (920–955 годы). Вдумайтесь в эти цифры. Вы можете посетить сооружение, которому 1100 лет!
В храме проводится богослужение только один раз в году, 6 мая – в день памяти Георгия Победоносца.
Посмотрите на фото ниже — это он, Северный храм в середине 1930-х. Тогда никто не следил за состоянием памятника. Фактически здание разрушено. Но позже его восстановили.
А все потому, что в 1940 году экспедиция советских археологов обнаружила под полом в Северном храме клад с драгоценностями. Интерес вернулся.
Нашли элитное женское погребение, включавшее более 100 золотых украшений, серьги, массивные перстни, на одном из них арабскими буквами было вырезано имя царя Ашота.
Сокровища передали в Государственный Исторический музей. Потом археологи вскрывали руины христианских церквей и часовен, погребения, остатки жилых построек, но ничего особо ценного больше не обнаружили.
Исследователи проводят параллели Зеленчукских храмов с архитектурой, характерной для православных церквей на черноморском побережье Кавказа. В частности, Северный храм принято считать аналогом Лыхненского в Абхазии.
Будете ехать в Архыз — загляните на полчасика к Зеленчукским храмам. Постойте под сводами, послушайте ветер, прикоснитесь к камням — почувствуйте связь времен.
Христианские лики Архыза
Сезон отпусков закончился, и убедиться в правоте ученых, утверждающих, что Архыз – древний центр христианства, теперь можно, только придя на выставку в музей Храма Христа Спасителя.
Придется оговориться, чтобы не вводить в заблуждение будущих посетителей экспозиции. Это скорее выставка фотографий, нежели археологических находок и памятников письменности, хотя и они имеют место быть. Но без сомнения, многие будут до глубины души потрясены красотами Карачаево-Черкесии и поражены гармоничностью, с которой христианские храмы вписываются в величественную панораму горных вершин.
Именно этими шелковыми маршрутами в Аланию из Византии пришло христианство, причем значительно раньше, чем в Киевскую Русь. Cвидетелями тому являются христианские храмы византийской постройки, сохранившиеся в Архызе и его окрестностях. Впрочем, доступными их осталось не так много, всего около десятка. И множество развалин и руин от некогда бывших здесь соборов, храмов и церквушек. Но достаточно взглянуть на выставочные экспонаты, чтобы убедиться, Архыз – христианский центр.
Самыми известными аланскими храмами, их еще называют зеленьчукскими, являются северный, средний и южный.
Северный храм, или Георгиевский кафедральный собор, учеными назван старейшим христианским храмом на территории России. Он был построен задолго до разделения Церквей, старше Софии Киевской (датируется X в.). Храм был богато украшен фресками, написанными византийскими мастерами. Впрочем, сейчас судить об этом можно лишь по архивным зарисовкам фресок. Они были сделаны художником-археологом Д. М. Струковым еще в 80-е годы XIX века, когда он принял участие в одной из аланских экспедиций. С большой степенью вероятности можно утверждать, что храм являлся кафедральным собором Аланской епархии, подведомственной Константинополю, которая уже в XX веке получила статус митрополии.
Аналогичным по типу своей постройки, а именно крестовокупольным, является средний храм, расположенный на северной окраине города. В отличие от кафедрального собора, он, скорее всего, был городским храмом и посещался простым населением Архыза. Храм был восстановлен в 90 гг. XIX века монахами Александро-Афонского монастыря, образованного здесь тогда же (существовал с 1889-го по 1924 г.).
Наскальный образ Господа нашего Иисуса Христа |
Написан образ возможно одновременно с постройкой среднего храма, на который икона буквально направлена. Есть вероятность, что написание совпадает с появлением аланской епархии. Согласно другой версии, образ был создан в XIV в., с целью защитить город от эпидемии чумы. Окончательно ученые не сошлись еще во мнении об авторстве и времени создания лика, но в Архызе за эти шесть лет икона стала местночтимой святыней, поклониться которой стекаются многие и многие православные.
Выставка подготовлена Музеем истории Москвы совместно со Ставропольским государственным краеведческим музеем, проходит в музее Храма Христа спасителя и продлиться до октября. Вход свободный.
Христианские храмы Архыза
По данным археологических раскопок, которые ведутся здесь с конца XIX века, город имел протяжённость 2, 5 километра. В нём было 14 церквей, включая три крупных храма. Учёные пришли к выводу, что именно здесь была столица аланской епархии. Сейчас же между крупными храмами можно видеть заросший дикими травами луг.
Массовое паломничество в эти места мы не видели, (посетители вроде нас были единичны), но вот Карачаево-Черкесское телевидение снимало в нашу там бытность видеоролик о храмах и мы стали статистами в их фильме. Недолгие уговоры. и вот уже мы держим свечи перед иконами, что-то шепчем губами в жарком помещении перед иконами и понимаем, что «влипли» в историю.
Приняв участие в съёмках фильма, по мощённой дороге мы спустились к нижнему западному храму, который отличался от восточного только тем, что перед ним находилось несколько вскрытых могильных склепов служителей этого храма.
Между самым старым и западным храмами встретились нам два менгира (мегалитических сооружения, вертикально врытых в землю длинных камней 4-5 метров высотой), изображающих аланских воинов.
Необычайно большое количество таких каменных воинов на одной из полян перед Архызом навело учёных на мысль, что именно здесь было легендарное место спортивных состязаний древних кавказских народов, известное в осетинском нартском эпосе как поляна Зиллакк.