христианские храмы в мусульманских странах
Новое в блогах
Христиане в мусульманских странах. Горькая правда.
Одна из самых актуальных на сегодняшний день международных тем: это положение христианских общин в мусульманских странах. Учитывая закрытость от СМИ , большинство информационных источников в странах, исповедующих жёсткий Ислам (Ближний восток, Северная Африка, Иран, Турция) вырисовывается следующая неприглядная картина :
Новостные агентства арабских стран сообщили, что 12 марта главный муфтий Саудовской Аравии шейх Абдул Азиз аль-Ашейх потребовал разрушить все церкви во всех государствах Аравийского полуострова.
В Пакистане, «поджоги церквей, насильственное обращение в ислам, изнасилования, похищения, судебные преследования христиан стали будничными».
Жестокие преследования христиан начались в Ираке после свержения Саддама Хуссейна. Орен сообщает, что после падения Саддама в 2003 году в Ираке было сожжено 70 церквей, только в одном Багдаде число убитых христиан превышает 1 000.
При Саддаме в Ираке проживали 800 000 христиан, сейчас остались 150 000. Из Афганистана несколько лет назад удалось вывезти несчастного, приговоренного к казни за переход в христианство, а в Иране сейчас ожидает смерти пастор Юсеф Надархани, осужденный за свою веру.
В Египте, «освободившемся» от Мубарака, в октябре прошлого года около 1 000 христиан-коптов вышли на мирную демонстрацию, протестуя против сожжения мусульманскими бандами двух их церквей.
Как сообщили копты, их атаковали мусульмане, поддержанные армией. Их давили армейскими машинами, в них стреляли и волокли тела по улицам Каира. По разным данным, было убито от 19 до 40 человек. Только за прошлый год, сообщает посол Израиля в США М. Орен, 200 000 коптов покинули Египет.
В Земле Израиля, переданной в 1994 году под мусульманский контроль(Вифлием), резко снизилось христианское население, в целом, по оценке Орена, с 15 до 2%. Бейт-Лехем, в котором, как они верят, родился Иисус, населяли более 80% христиан, сейчас их там меньше 20%.
В Газе церкви, монастыри, христианские библиотеки сожжены.
В Турции от двух миллионов христиан после Первой мировой войны сейчас остались сто тысяч, в Иордании за полстолетия процент христиан снизился с 17 до 2, в Сирии — с 50 до 4. В Ливане в 1946 году большинство населения были христиане, сейчас их меньше 30%.
Единственная страна в регионе, в которой христианское население возросло, — это Израиль. По оценке Орена, выросло оно более чем на 1000%.
Недавно в интервью MSNBC видный протестантский проповедник Франклин Грэм обвинил президента Обаму, что тот «больше печется о мусульманах мира, чем о христианах, которых убивают в мусульманских странах». Грэм разъяснил: «Ислам видит его как сына ислама… Я не могу утверждать (что Обама не мусульманин), поскольку ислам пользуется явным покровительством Обамы».
Однако,следует заметить, что и при других Президентах, симпатии США к мусульманам, частенько шли в разрез со здравым смыслом.
Когда президент Клинтон в 1999 году три месяца бомбил христианскую Сербию, позволив мусульманам Косова спалить в крае церкви и изгнать более 200 000 сербов, в Америке не раздалось ни одного голоса солидарности с сербами.
Когда после датских карикатур на мусульман в исламском мире жгли церкви, монастыри и убивали священников, тоже не было ни звука протестов. Единственной реакцией на недавние убийства американских военнослужащих в Афганистане после сожжения на военной базе Корана стало извинение американского президента перед мусульманами. В чем причина индифферентности христиан к судьбе своих собратьев по вере?
Может быть, она в культе страданий в христианстве? Во всех католических учреждениях на стене висит изображение их Спасителя, страдающего на кресте.Тот терпел, и, как говорили в России, им велел. А еще велел подставлять другую щеку.
Похоже, что последняя надежда ближневосточных христиан на защиту — это мы, евреи. В Израиле мы не только успешно защищаем себя от мусульман, но и защищаем мусульман от себя. Видно, пора создавать еврейские комитеты спасения христиан. Как-никак, нас в мире почти целый процент относительно числа христиан.
Читать дальше: http://mnenia.zahav.ru/Articles/1010/christiane_i_islam#ixzz1uGqHcIiO
Не даром, арабское христианское население города Назарет, с недавних пор, под сопровождение возгласов: Аллах Акбар!- предпочитает селиться поближе к евреям: подальше от своих непредсказуемых собратьев: арабов-мусульман.
С евреями жить спокойнее и надёжнее. Ведь у нас одна общая цель: мир на Святой земле.
Как найти христианскую Византию в мусульманской Турции
Протоиерей Владимир Долгих
Турция. По этой земле ходили многие и многие святые, которых мы ныне почитаем и имена которых носим. Многие события из житий святых происходили именно здесь. Фото: tourstanok.ua
9 сентября традиционно считается Днем памяти русских воинов, павших при обороне Севастополя и в Крымской (Восточной) войне 1853-1856 гг. О причинах начала этой войны написано уже немало различных исследований и монографий, как публицистами, так и профессиональными историками. Углубляться в эти исследования мы не будем, поговорим о другом.
Мне хотелось бы напомнить, что среди причин (пусть, возможно, и не решающих) спровоцировавших объявление войны России со стороны Англии, Франции и Османской империи, было ее стремление поддержать христианские народы в освободительной борьбе против турецкого ига, а также желание получить право покровительства над османскими христианами и святынями, находящимися на территории мусульманского государства. В полной мере реализовать эти цели тогда не удалось. Сегодня же мы видим совершенно иную картину мира: балканские народы свободны, имеют возможность беспрепятственно исповедовать православную веру, но значительная часть древних христианских святынь все еще остается во владении мусульман. Именно поэтому предлагаю отправиться на поиски христианской Византии на территории современной Турции.
Святая София
Своды храма Святой Софии, Стамбул. Фото: kozbey.com
Естественно, что на ум сразу приходит, недавно снова превращенный в мечеть, величественный Софийский собор Константинополя – главная и самая узнаваемая святыня древней столицы.
Ввиду известности храма, подробно останавливаться на нем я не стану, только, в контексте послужившего к написанию этой статьи повода, хотелось бы отметить, что знаменитая Голубая мечеть, построенная в XVII веке, была практически скопирована с Айя-Софии. Дабы это понять, не нужно быть экспертом в архитектуре, достаточно просто взглянуть на фотографии: такой себе «китайский» аналог христианского храма.
Не зря святитель Николай Сербский как-то сказал, что турки уничтожили не одну культуру, при том не создали своей собственной. Возможно, христианского святого кто-то обвинит в предвзятости, но ведь даже у арабов есть поговорка: «Скорее курица взлетит, чем турок научится любить».
Храм святой Ирины
Церковь святой Ирины. Фото: weatlas.com
Но оставим турок в покое. Лучше давайте пройдем метров 50 к северу от Айя-Софии и мы увидим храм святой Ирины – место проведения Второго Вселенского собора. Это один из шедевров византийской архитектуры IV столетия, представлявший новый для своего времени тип базилики – крестообразный.
Примечательно, что храм святой Ирины – одна из немногих христианских церквей, которую османы не превратили в мечеть после завоевания Константинополя. Долгое время там располагался оружейный склад. Сегодня – это концертный зал. Если мы посмотрим на интерьер храма, то к сожалению, не обнаружим там каких-либо иконографических росписей или мозаик, а только лишь изображение четырехконечного креста в центральной апсиде. Все это дело рук не турецких, но иконоборческих. Храм святой Ирины на века сохранил в себе следы временного торжества иконоборческой ереси.
Монастырь Хора – жемчужина христианского искусства
Монастырь Хора. Свод южного купола нартекса. Фото: ru.wikipedia.org
Если переместиться на 4-5 км вдоль берега залива Золотой Рог, то среди городских кварталов Стамбула можно отыскать монастырь Хора и его центральный храм Христа Спасителя, в котором лучше, чем где-либо еще в своем первозданном виде сохранились древние фрески. Возведен он был между 1077 и 1081 годами, стараниями тещи императора Алексия Комнина.
Впоследствии, в начале XIV столетия, храм был перестроен, а созданные в этот период фрески и мозаики представляют собой непревзойденный художественный шедевр эпохи династии Палеологов.
Сегодня власти Турции и эту церковь снова превратили в мечеть, а потому будем надеяться и молить милосердного Бога, чтобы ревностные мусульмане не уничтожили между делом эти уникальные древние христианские иконографические образы.
Монастырь Пантократора
Ведя повествование о святынях Константинополя нельзя не вспомнить о монастыре Пантократора – второй по величине, после Софийского собора, памятник византийской архитектуры.
Начало строительству монастыря было положено в XII веке стараниями императрицы Ирины Комниной. После ее смерти строительство было закончено благодаря попечению императора Иоанна II. Кафаликон, или главный храм монастыря посвящен Софии, Премудрости Божией. В монастырской часовне в честь Архистратига Михаила погребены оба ктитора, а также император Иоанн V Палеолог.
В связи с тем, что здания монастыря к концу ХХ века пришли в сильнейшее запустение и упадок, ЮНЕСКО внесло их в список Всемирного наследия, которым угрожает уничтожение. Этот фактор сыграл положительную роль и с 2009 по 2019 гг. власти Турции провели в монастыре масштабные реставрационные работы.
Церковь Сергия и Вакха
Церковь Святых Сергия и Вакха. Фото: Андрей Шабаев-Маркин, 2014
Любимым храмом императорской четы Юстиниана и Феодоры была церковь святых Сергия и Вакха или, так называемая, «малая Айя-София», построенная в 527-529 гг., возле дома, где будущий император провел свое детство.
В мечеть храм был превращен в 1506 году, однако богатые мозаики и фрески в нем уничтожили еще иконоборцы. Сегодня функционирование рядом с храмом железной дороги провоцирует постепенное, но постоянное разрушение этой древней христианской святыни. Турецкие власти пока не предпринимают никаких действий для ее сохранения.
Церковь Богородицы Паммакаристы
Церковь Богородицы Паммакаристы. Фото: TripAdvisor
Третий (после Айя-Софии и монастыря Хора) по площади сохранившихся фресок византийский храм – церковь Богородицы Паммакаристы. Возведен он был в XI веке, однако одна из версий говорит о том, что нынешнее здание храма было построено уже после владычества в Константинополе крестоносцев, т.е. после 1261 года.
После падения Византии некоторое время именно здесь размещалась кафедра Константинопольского патриарха. Но 1590 году, в ознаменования завоевания Закавказья, султан Мурад III и этот храм превратил в мечеть. Сегодня он функционирует как музей.
Студийский монастырь
Студийский монастырь. Фото: media.elitsy.ru
На юге Стамбула, на берегу Мраморного моря, можно отыскать обросшие кустарниками стены знаменитого Студийского монастыря. Основанный еще в далеком V столетии, он был самым значительным монастырем средневековой Византийской столицы. Среди имен его настоятелей звучат имена таких святые как: Феодор Студит, Климент Песнописец, Николай Студийский, Навкратий, Платон, Еварест, Фаддей, Иаков Катанский, Тит Чудотворец, Иосиф Солунский.
В X-XI веках в Студийском монастыре также подвизались преподобные Симеон Благоговейный, Симеон Новый Богослов и его ученик Никита Стифат. Уже после падения Византии, в результате двух пожаров, землетрясения и демонтажа построек монастыря местным населением для ремонта своих домов, остались лишь четыре стены соборного храма Иоанна Предтечи, которые мы и имеем возможность наблюдать сегодня.
Древний Константинополь наполнен большим количеством святынь, однако хочется также сказать несколько слов и о тех выдающихся местах христианской истории, которые можно отыскать в других регионах Турции.
Никея – место проведения Вселенских Соборов
На берегу озера Изник находится одноименный городок. Сегодня это небольшой районный центр. А в древности это был достаточно большой город Никея – место поведения Первого и Седьмого Вселенских соборов.
Из следов бывшего величия здесь можно найти стены церкви святой Софии, которые все еще помнят императрицу Ирину и святителя Тарасия, созвавших собор для противодействия иконоборческой ереси. В мечеть храм был превращен сразу после захвата города османами, т.е. в 1331 году. В ХХ веке здесь проводились археологические раскопки, затем был устроен музей, а с 2011 года – снова мечеть.
Эфес – место упокоения Иоанна Богослова
Место погребения апостола Иоанна Богослова в Эфесе (ныне город Сельчук). Фото: metaloleg.livejournal.com
Коль уж мы заговорили о Вселенских соборах, то нельзя не упомянуть о древнем Эфесе (современный городок Сельчук). Хотя, конечно же, мы все помним, что именно здесь жил апостол Иоанн Богослов вместе с Божией Матерью.
Сегодня не составит труда отыскать гробницу апостола, домик Богородицы и руины собора эфесских епископов – первого в мире храма в честь Девы Марии, специально воздвигнутого в связи с проведением Третьего Вселенского собора.
Тут же мы можем посетить и грот святых мучеников Семи эфесских отроков, заживо замурованных в пещере и проспавших там несколько веков.
Трапезунд
Храм святой Софии в Трапезунде (ныне Трабзон). Фото: za7gorami.ru
Перенесемся теперь на северо-восток Турции, где на побережье Черного моря можно отыскать довольно большой город Трабзон, бывший Трапезунд. На его территории в 1238-1263 годах был возведен еще один Софийский собор – выдающийся памятник поздневизантийской архитектуры, и крупнейший храм одной из древнейших митрополий Константинопольской Церкви.
Султан Мехмед II, захвативший и столицу Византии, сразу после овладения Трапезундом в 1461 году, превратил его в мечеть. В 50-60-х гг. ХХ столетия специалисты Эдинбургского университета провели в соборе реставрационный работы, после чего он был превращен в музей, а в апреле 2013 года – снова в мечеть.
Недоступная Панагия Сумела
Панагия Сумела. Фото: ru.wikipedia.org
Чуть южнее Трабзона, находится один из наиболее труднодоступных монастырей мира – Панагия Сумела, основанный неким монахом Варнавой еще в IV-V веках. Здесь хранилась чудотворная икона Божией Матери, согласно преданию, написанная самим апостолом Лукой. В VI столетии, после набега арабов, восстановлением монастыря занимался святитель Софроний Иерусалимский. Все привилегии, которыми наделили эту обитель византийские правители, подтвердил и султан Селим I – внук Мехмеда Завоевателя, в результате чего наибольшего расцвета монастырь достиг в XVIII-XIX веках.
Монашеская жизнь здесь прекратилась в 1922 году из-за греко-турецкого обмена населением. Современные турецкие власти крайне враждебно относились к паломничеству сюда православных христиан, которое стало возможным лишь в 2007 году, а в 2010-м в монастыре Панагия Сумела, впервые за практически сто лет, была отслужена литургия.
В 2015 году обитель закрыли для проведения реставрационных работ, однако же, как мы знаем, в это время какие-то вандалы изуродовали драгоценнейшие фрески, выцарапав лики святых.
О христианских святынях современной Турции можно писать бесконечно долго. Я специально не затронул такие известные места как Каппадокия, которые заслуживают отдельной публикации. Мне просто хотелось напомнить, что по этой земле ходили многие и многие святые, которых мы ныне почитаем и имена которых носим. Многие события из житий святых происходили именно здесь.
Здесь родились святитель Николай Чудотворец и апостол Павел, писавший позже послания к Колоссянам и к Галатам, которые тоже проживали в пределах нынешней Турции. Здесь жили и проповедовали великие каппадокийцы Василий Великий, Григорий Нисский и Григорий Богослов. Тимофей Эфесский, которому апостол Павел адресовал два Послания к Тимофею, тоже жил и проповедовал здесь.
Эта земля много ближе и роднее нам, чем может показаться на первый взгляд. И дело совсем не в теплом море и ласковом солнце. Мне очень хочется, чтобы наши соотечественники, довольно часто прилетающие в приветливую Турцию, знали и посещали дорогие христианской душе места, могущие напитать душу историей и поведать о былом величии некогда существовшей христианской империи – Византии.
Православные эмираты
Этим летом были увенчаны золотыми крестами купола единственного русского православного храма на Аравийском полуострове: храма во имя святого апостола Филиппа в городе Шарджа, в Объединенных Арабских Эмиратах. Это стало возможно благодаря особому личному распоряжению правителя эмирата Шарджа Его Высочества д-ра Султана Аль Касеми.
Храм св. ап. Филиппа: фото с сайта http://www.rus-church.ae/
Игумен Александр (Заркешев) считает главным чудом в своей жизни — православные храмы на Ближнем Востоке, в течение многих лет окормляет православную общину Ирана, и говорит, что на улицах Тегерана и Эмиратов чувствует себя спокойнее, чем в Москве.
Как живет православие в стране шариата — об этом игумен Александр (Заркешев) рассказал порталу «Православие и Мир».
Игумен Александр (Заркешев): выпускник Санкт-Петербургской Духовной Академии, кандидат богословия, сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, проходил пастырское служение в храме Святых апостолов Петра и Павла в Карловых Варах (Чехия), награжден орденом Русской Православной Церкви Святителя Иннокентия Московского 3 ст., за миссионерские труды, автор книги «Русская Православная Церковь в Персии-Иране (1597-2001 гг.)».
— Отец Александр, каково положение православных в Арабских Эмиратах?
Игумен Александр (Заркешев)
— В ОАЭ христиане всех конфессий имеют право исповедовать свою религию и справлять религиозные обряды и службы. Никаких притеснений православных христиан, как и христиан других конфессий, в ОАЭ нет. Но любая миссионерская деятельность в Эмиратах, как и в других исламских странах, запрещена.
— Каков состав вашей общины?
— Наша православная русскоязычная община очень многонациональна. В эмиратах живут люди практически со всех республик бывшего СССР. Есть среди них люди, которые бежали из республик в период распада страны, есть люди, которые приехали работать. Эмиграции в прямом смысле в ОАЭ нет. Эмираты не предоставляют гражданство. Если есть работа – предоставляется виза и право на жительство. Нет работы – виза аннулируется, и человек по закону обязан покинуть страну.
— Есть ли случаи обращения местного населения? Что говорит местное законодательство, запрещен ли переход из ислама в христианство?
По законодательству переход из мусульманства в христианство запрещен и является преступлением.
— Какова история Вашего храма?
В начале 90-х годов в ОАЭ в большом количестве стали приезжать граждане СССР, в основном для мелкооптовой торговли и туризма. Постепенно в стране образовалась большая русская диаспора, и со временем возникла необходимость ее духовного окормления.
фото с сайта http://www.rus-church.ae/
С 1999 года я начал посещать с пастырскими визитами русскую православную общину в ОАЭ.
В мае 2005 года состоялся визит первой официальной делегации Русской Православной Церкви во главе с Председателем отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом. В рамках визита состоялась встреча митрополита Кирилла с правителем эмирата Шарджа Шейхом Султаном Бен Мухаммедом Аль Касеми. В результате встречи шейх Шарджи пообещал выделить земельный участок под строительство русского православного храма.
27 декабря 2005 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви был учрежден русский православный приход святого апостола Филиппа в ОАЭ, с поручением духовного окормления вашему покорному слуге.
В марте 2007 года русский православный приход святого апостола Филиппа был официально зарегистрирован муниципалитетом города Шарджи. Шейх Султан Бен Мухаммед Аль Касеми в апреле 2007 года выделил русской православной общине земельный участок под строительство храма общей площадью 2 гектара. 9 сентября 2008 года Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил освящение закладного камня храма в честь святого апостола Филиппа в Шардже.
— На каком языке будет вестись богослужение?
— Богослужения проводятся на церковно-славянском языке.
— Как складываются взаимоотношения приезжих христиан с местным населением?
— В ОАЭ нет проявлений межрелигиозной и межнациональной вражды, поэтому взаимоотношения складываются хорошо.
Так было в 2007 году
— Не докатилась ли до Эмиратов волна конфликтов из остального арабского мира? Возможно ли повторение сценариев Туниса, Египта?
— Слава Богу, эти волнения, спровоцированные деструктивными политическими силами в регионе, не докатились до ОАЭ. В этой стране большинство жителей — это люди, которые приехали зарабатывать себе на жизнь – выходцы из Индии, Пакистана, Филиппин. Эти люди заинтересованы в работе, а не в революционных движениях. Эмираты — богатая страна с высоким уровнем жизни и материальным обеспечением. Местное население, как правило, вообще не работает и не нуждается в переменах к лучшему.
— Что возведение крестов значит для вас, для вашего прихода?
— Промыслительно, что возможность установки крестов появилось именно к празднику Вознесения. Это не просто важное, это исторически важное событие в истории Русской Православной Церкви.
— Как расположено нынешнее руководство Арабских Эмиратов (тот же Султан Аль-Касеми) к Русской Православной Церкви? Разрешение на установку крестов — это жест доброй воли по отношению к нашей Церкви?
— Отношение властей, слава Богу, хорошее, и разрешение установки крестов является тому свидетельством.
— Каково отношение местных жителей к духовенству?
— Местное население не знакомо с таким понятием, как духовенство. Наши отечественные мусульмане, как и мусульмане не арабоязычных стран, больше знакомы с этим понятием, так как Коран на арабском языке читают муфтии. А в арабских странах такой необходимости нет, и понятия священства тоже.
— Как складываются взаимоотношения с другими христианскими конфессиями, которые присутствуют в Эмиратах?
— Отношения складываются дружески, так как вольно или невольно мы являемся жителями исламской страны и должны быть ближе друг к другу. Пока у нас не было своего храма, наша община проводила богослужения в армянском храме, греческом и антиохийском.
— Будет ли разрешено проповедовать?
— В стенах своего храма и для православной общины проповедовать не запрещено.
— Есть ли христиане в стране?
— Большая часть населения — это приезжие из других стран, христиане различных конфессий из Индии, Шри-Ланки, Филиппин, из европейских стран. Также это православные арабы из Палестины, Ливана, Сирии.
В храме апостола Филиппа
— Как в целом живется в стране? Какие нравы?
— Эмираты — благополучная страна во всех смыслах: в политическом, экономическом, социальном. В стране очень безопасно, уровень преступности довольно низкий. Вы не встретите железных дверей на домах и квартирах, практически нет сигнализаций и на машинах. Так как страна мусульманская, надо соблюдать правила исламской этики – не рекомендуется ходить в общественных местах в шортах и коротких юбках, нельзя распивать на улицах спиртные напитки и появляться пьяным. Во время мусульманского поста нельзя есть и пить в общественных местах, а в машинах включать громко музыку.
— Расскажите, пожалуйста, как строится Ваш день? Чем занимается священник в Арабских Эмиратах?
— День у меня строится, как у любого православного священника. Молитва, служба, встречи и беседы с прихожанами и, конечно же, огромные хлопоты по строительству храма и культурно-просветительского центра, а теперь уже по благоукрашению и благоустройству нашей церкви.
— Спасибо и помощи Божией Вам в служении!
В Шардже Богослужения совершаются только по праздникам в Армянском храме, в районе Аль-Ярмук, в Дубае Богослужения совершаются еженедельно по пятницам с 08:30 до 10:30 утра в греческом храме Святой Марии в Джебел Али (Saint Mary Greek Orthodox Church), в Абу Даби Богослужения совершаются только по праздникам в греческом храме Сант Андре (Snt. Andrew’s Church). Подробнее — на сайте храма св. апостола Филиппа.