Храм в честь Рождества Христова в Ильинском, 2017 год. Фото с сайта sobory.ru
Храм в честь Рождества Христова в Ильинском (Яхромское благочиние Московской епархии)
Первоначально в вотчине Бекетовых существовала деревянная Никольская церковь, которая упоминается в документах 1562-1563 годов. Позднее владельцы продали село Богдану Иванову, он же отдал свою вотчину в Троице-Сергиев монастырь.
В 1651 году по указу царя Алексея Михайловича село Ильинское с сельцами и деревнями куплено в государеву казну и от царя отдано во владение Новгородскому архиерейскому дому, митрополиту Новгородскому и Великолуцкому Никону.
В 1910 году на приходе открыли «братство трезвости», в которое обращались не только жители села Ильинское, но и близлежащих деревень.
В мае 1922 года из храма изъяли богослужебную утварь и иконы. Окончательно храм был закрыт в 1938 году.
В 1940-е годах верующие села Ильинское ходатайствовали перед Советом по делам РПЦ об открытии храма, но получили отказ.
В 1996 году храм передан общине верующих, начались восстановительные работы.
22 октября 2011 года состоялся чин освящения отреставрированных четырех золоченых крестов для храм, который совершил благочинный Дмитровского церковного округа и настоятель храма протоиерей Афанасий Чорногуз.
25 октября 2012 года завершен ремонт часовни на источнике Тихвинской иконы Божией Матери при храме. Усердием прихожан устроено новое крыльцо, заменены полы и расширена купель.
При храме действует воскресная школа и библиотека.
Архитектура
Храм сложен из кирпича с применением белого камня в цоколе и на ответственных участках кладки, снаружи он был побелен. Характерная для своего времени архитектура здания основана на совмещении композиционных принципов классицизма и изобразительных форм допетровского зодчества. Общий объем складывается из храма и колокольни в три яруса, из которых верхний восьмигранный завершался стропильным шатром. Относительно низкий четырех столпный храм с центральной апсидой увенчан глухим декоративным пятиглавием. Граненые каркасные барабаны и луковичные главы обшиты листовым железом. Перекрытие с центральным парусным сводом варьирует крестовокупольную систему. Центричность объема подчеркнута симметричной организацией сильно расчлененных фасадов, средняя часть которых выделена с помощью ложных закомар, поставленных над антаблементом. Лопатки на постаментах, креповки, филенки, пояски и архивольты окон и порталов создают на поверхности стен жесткий геометрический узор.
Внутри храма его восточную алтарную часть отделяли три стоявшие в ряд иконостаса. От прежнего убранства остались на стенах и сводах фрагменты масляной сюжетной и орнаментальной живописи.
«Все у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях и с тем, чтобы воспитывать их в учении и Наставлении Господнем» (святитель Иоанн Златоуст).
Есть краткая формулировка о пути ко спасению, данная прп. Антонием Великим: «От ближнего зависит жизнь и смерть» (нашей души).
Для родителей, очевидно, на первом месте из ближних стоят дети и забота об их воспитании. Иначе говоря, нет у родителей более высокой задачи, как воспитать детей так, чтобы они стали истинными христианами и могли всю свою жизнь посвятить Господу и ревностно послужить Ему на тех путях, куда Он их поставит.
Господь ищет на земле душ человеческих, до конца преданных и верных Ему, и великая благодать будет изливаться на тех родителей, которые сумеют так воспитать своих детей. Св. Иоанн Златоуст так говорит об этом: «Кто небрежен к своим детям, тот хотя бы в других отношениях и порядочен, понесет крайнее наказание за этот грех».
Памятуя о таком грозном предупреждении учителя Церкви, на нашем приходе благодаря сплоченным родителям начала организовываться школа по программе русской классической школы.(https://russianclassicalschool.ru/)
Проект здания школы уже разработан, возведены стены, и главное, начат учебный процесс.
Дорогие братья и сестры!
Сердечно просим Вас оказать посильную помощь в строительстве церковно-приходской школы для детей, с церковной библиотекой!
В связи со сложной эпидемиологической обстановкой просим внимательно отнестись к нижеизложенным рекомендациям.
Святитель Филарет Московский говорит:
«Не леностны будем и в употреблении естественных средств и предосторожностей к сохранению здравия, и к недопущению вредоносных влияний. Как можем требовать, чтобы хранил нас Бог, если мы сами не бережем себя и предаем действию разрушительных сил малодушием и недостатком надежды на Бога, неумеренностию и невоздержанием и другими небрежностями? Внимательно храни себя малым возможным для тебя хранением: и Бог будет хранить тебя великим, всеблагим и всемощным хранением».
Укрепи нас Господи в вере и избави нас и близких от душепагубных напастей!
необходимо выполнять следующие общие условия:
Ограничение на участие в храмовых богослужениях граждан в возрасте старше 65 лет, лиц, страдающих хроническими заболеваниями, в первую очередь болезнями органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, диабетом.
Обязательно ношение защитных масок лицами, посещающими монастыри и храмы.
Рекомендуется использование защитных масок священнослужителями во время совершения таинства исповеди.
Соблюдение мер социального дистанцирования (не менее 1,5 метра между людьми) в помещениях и на территории монастырей и храмов, для чего целесообразно сделать соответствующую разметку.
Соблюдение иных санитарных мер (регулярное проветривание помещений, использование устройств обеззараживания воздуха, антисептическая обработка рук при входе, регулярная дезинфекция киотов и предметов, используемых при совершении богослужений, религиозных обрядов, и другое), а также мер, установленных и утвержденных Священным Синодом Русской Православной Церкви (журнал № 30 от 17.03.2020 г.).
Совершение крестин, венчаний, отпеваний и других частных треб в ограниченном присутствии близких людей.
Проведение разъяснительной работы с населением о принимаемых мерах.
Не допускается доступ посетителей в помещения монастырей и храмов, в которых выявлены случаи заболевания новой коронавирусной инфекцией среди священнослужителей до завершения противоэпидемических мероприятий, включая проведение заключительной дезинфекции.
На основании изложенного настоятелям приходов, игуменам и игумениям монастырей Московской епархии надлежит исполнить вышеуказанные предписания главного государственного санитарного врача по Московской области.
Контроль за исполнением вышеупомянутых предписаний возлагается на благочинных.
Пришлите сообщение на hramrozhdestva-i@yandex.ru или whatsapp(89852593189): укажите вид поминовения (записка, сорокоуст, молебен, панихида), имена поминаемых о здравии или упокоении, свечи (укажите их количество). Всё будет исполнено на ближайшей Литургии.
Пожертвования можно отправить по следующим реквизитам:
Местная религиозная организация православного прихода Христорождественского храма с.Ильинское Дмитровского р-на Московской области Московской епархии Русской Православной Церкви
ПАО Сбербанк г.Москва
Или яндекс кошелек на главной странице сайта храма
Исповедь только вечером согласно расписанию.
Таинство Крещениясовершается ТОЛЬКО после собеседования, которое проводится не менее чем за неделю до планируемой даты крещения.
Крещение – не услуга церкви, а желание быть христианином. Как желание водить автомобиль подразумевает обучение и приобретение соответствующих навыков, и инспектор не может просто так выдать вам права, так и священник обязан требовать от вас необходимых знаний и ответственного отношения к православию.
Обряд Венчания– может быть совершен и имеет смысл, только когда оба супруга желают создать домашнюю церковь,т.е. вместе молиться, соблюдать посты, праздники и посещать богослужения.
Подготовка к венчанию начинается с собеседования желательно не менее чем за месяц.
Венчание возможно только в зарегистрированном браке.
РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ (ноябрь, декабрь 2021г.)
5
Пт
17.00 – Вечерня.Утреня.Исповедь.
6
Сб
Дмитриевская родительская суббота.
8.00 – Часы. Литургия. Панихида.
17.00 – Вечерня. Утреня. Исповедь.
Неделя 20–я по Пятидесятнице.
9.00 – Часы.Литургия.
11
Чт
9.00 — Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу.
12
Пт
17.00 – Вечерня. Утреня. Исповедь.
13
Сб
Священномученика Сергия Розанова.
8.00 – Часы. Литургия.
17.00 – Вечерня. Утреня. Исповедь.
14
Вс
Неделя 21–я по Пятидесятнице.
9.00 – Часы. Литургия.
18
Чт
9.00 — Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу.
20
Сб
9.00 – Молебен с акафистом Пресвятой Богородице.
17.00 – Вечерня. Утреня. Исповедь.
21
Вс
Неделя 22–я по Пятидесятнице.
Собор Архистратига Михаила
9.00 – Часы. Литургия.
25
9.00 — Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу.
27
Сб
9.00 – Молебен с акафистом Пресвятой Богородице.
17.00 – Вечерня. Утреня. Исповедь.
28
Вс
Неделя 23–я по Пятидесятнице.
9.00 – Часы. Литургия.
Начало Рождественского поста.
ДЕКАБРЬ
2
Чт
9.00 — Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу.
3
Пт
17.00 – Вечерня. Утреня. Исповедь.
4
Сб
Введение во храм Пресвятой Богородицы.
8.00 – Часы. Литургия.
17.00 – Вечерня. Утреня. Исповедь.
5
Вс
Неделя 24–я по Пятидесятнице.
9.00 – Часы. Литургия.
11
Сб
17.00 – Вечерня. Утреня. Исповедь.
12
Вс
Неделя 25–я по Пятидесятнице.
9.00 –Часы. Литургия.
16
Чт
9.00 — Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу.
18
Сб
9.00 – Молебен с акафистом Пресвятой Богородице.
17.00 – Вечерня. Утреня. Исповедь.
19
Вс
Неделя 26–я по Пятидесятнице.
Свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца.
18 августа текущего года исполняется 140 лет нашему храму. В этот день будет совершено торжественное богослужение, которое возглавит епископ Фома Сергиево-Посадский и Дмитровский. Приглашаем молитвенно разделить праздничную радость.
Будем искренне благодарны в посильной помощи в подготовке к празднику.
Сердечно благодарю всех поддерживающих храм в непростое время эпидемии. Богослужения, реставрация, вся просветительская и социальная деятельность осуществяются только на ваши пожертвования.
Благослови вас Бог своими присутствием в вашей жизни. Ибо где Он там все на своих местах, там счастье.
Престольный праздник — Рождества Христова (7 января)
Настоятель — священник Олег Игоревич Давидкевич, 1980
При храме действует воскресная школа и библиотека.
Первоначально в вотчине Бекетовых существовала деревянная Никольская церковь, которая упоминается в документах 1562—1563 гг. Позднее владельцы продали село Богдану Иванову, он же отдал свою вотчину в Троице-Сергиев монастырь. Известно, что в 1651 г. по указу царя Алексея Михайловича село Ильинское с сельцами и деревнями куплено в государеву казну и от царя отдано во владение Новгородскому Архиерейскому дому, митрополиту Новгородскому и Великолуцкому Никону, будущему Патриарху.
Каменный трехпрестольный храм Рождества Христова с колокольней был построен в селе Ильинское попечительством церковного старосты Ивана Андреевича Винтера, немца, обращенного из лютеранства в Православие.
Подтверждением твердой веры новообращенного стало строительство им Христорождественской церкви. Проект представил известный московский архитектор и инженер В.О.Грудзин. По проекту храм должен был вмещать 600—700 прихожан села Ильинского и 13 окрестных деревень. Закладка храма произошла 16 августа 1873 г., окончание работ относится к 1881 г. Главный иконостас храма был пятиярусный, деревянный и вызолоченный, придельные иконостасы трехъярусные. Приделы храма — во имя святителя Николая и пророка Илии — освящены 24 февраля 1885 г.
Силами Дмитровского земства в селе была устроена школа — Ильинское народное училище. Законоучителем состоял местный настоятель.
При храме была устроена библиотека. В 1910 г. на приходе открыли «братство трезвости», в которое обращались не только жители села Ильинское, но и близлежащих деревень.
В мае 1922 г. из храма изъяли богослужебную утварь и иконы. Окончательно храм был закрыт в 1938 г. В 1940-е гг. верующие села Ильинское ходатайствовали перед Советом по делам РПЦ об открытии храма, но получили отказ.
В 1996 г. храм передан общине верующих. Ведутся восстановительные работы.
Существуют темы, которые регулярно затрагиваются на исповедях и в личных беседах, но которые неуместно озвучивать на проповедях. На одну из таких тем сделана попытка создать подборку высказываний святых и благочестивых людей, помогающую выстроить правильную систему координат в браке, и уже по этим координатам прокладывать путь ко спасению своего семейного корабля.
Для начала определимся о предмете рассуждения:
Семья это что – допустимое разрешение или это норма жизни человека, созданного в раю Богом?
Если это норма, тогда это то, что адресовано каждому человеку, если же это допустимое искажение, тогда, извините, меньшинству.
Семья установлена в раю с целью познания Бога Троицы и восхождения к Его Любви через любовь супружескую. Следовательно — норма — и обращена к каждому.
Люди потому и стремятся любить, чтобы достичь полноты жизни. Это их естественная потребность и желание – жить в любви. Более того, способность любить неким образом делает человека похожим на Бога: «Любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога» (1 Ин. 4, 7).
«Главною целью христианского брака являетсявнутреннее духовное восполнение одной личности другою, взаимное содействие в целях гармонического течения земной жизни и нравственного совершенствования.»
В браке можно выделить три стороны: религиозную, нравственную и физическую и три цели (приведены в порядке их значимости):
При этом, удовлетворение природного (полового) инстинкта является одной из целей брака, которая может быть и не связанной с деторождением. Кроме того, эта цель, по мнению свт. Иоанна Златоуста (смотри ниже), имеет бОльшее значение (бóльшую важность) в браке, чем деторождение.
По словам митр. Сурожского Антония: «Целомудрие именно заключается в том, чтобы относится к своему телу, и к своей душевности как к святыне, которая пронизана Божественным присутствием. И когда человек вступает в телесное общение в браке, это не осквернение, это момент, когда один человек другому — который его любит, его уважает, который к нему относится с благоговением, — отдает свою чистоту, чтобы своей чистотой поделиться с тем, кто в чистоте сердца, в духовном целомудрии его воспринимает. И тогда брак делается действительно таинством, то есть тайной, в которой уже совершается единство двух в чистоте и в святости брака. Вот, мне кажется, где целомудрие и в чем его корень и значение.
Воздержание — другое дело. Человек может воздерживаться от всего плотского и гореть всеми страстями, которые оскверняют его ум и его сердце. целомудрие — в другом: целомудрие не в воздержании, не в отрицании плоти, а в том, чтобы в своей плоти увидеть святость и поделиться этой святыней с другим человеком»
Церковное мнение сегодня представлено большей частью молчанием, иногда нарушаемым «сексофобией» и сведением секса, по сути, к «племенному скотоводству»(польза государству, умножение православных и т.д.). Это даже слышать до боли неприятно. Требовать рожать от семейных, то же, что требовать от монахов быть исихастами поголовно без отговорок.
Протоиерей Василий Зеньковский настаивает на том, что тему сексуальной жизни возможно раскрыть и понять только в контексте супружеской любви. Сущность половых отношений как раз и состоит в искании любви, что есть центр и основа того огня, который горит в человеке. Сексуальность же есть только выражение этих внутренних движений в сфере телесной. Как тело вообще есть инструмент души, так и сексуальность лишь передает и выражает то, что загорается в душе́. Тело подобно музыкальному инструменту, который своими звучаниями передает мелодию, разыгрываемую на нём душой. Человеческая любовь между мужчинами и женщинами – это очень важное, основополагающее для семьи сложное явление, выражающееся во всех сферах жизни человека, в том числе в сексуальной. Секс, таким образом, призван быть не более чем выражением и не менее чем венцом любви, его нельзя оторвать от любви, а значит, и от ответственности, и от жертвенности, и от доверия. Такая ориентированность человека, не подавляя и не уродуя ни одного естественного движения, может вместе с тем обеспечить здоровое развитие всех сил в человеке и организовать внутреннее равновесие в его душе́.
Каноны и другие церковные правила вслед за апостолом Павлом однозначно говорят о святости брачного союза и брачных отношений между супругами: «Брак свят, и ложе непорочно».
Чадорождение — второстепенная цель брачного союза.
Можно убедиться, что каноны и авторитетные в каноническом отношении правила прямо противостоят точкам зрения, которые заявляют о том, что цель брака только деторождение и что супружеские отношения возможны только для зачатия детей.
Обратимся к авторитетным каноническим текстам. 51-й канон Апостольских правил (древний сборник церковного законодательства, утвержденный в составе авторитетных текстов Трулльским собором) признает «добром» супружеские отношения. Гангрский собор в правиле № 21 говорит, что брачное честно́е сожительство почтенно, а святитель Григорий Нисский (†394) в своем правиле № 4 противопоставляет интимные супружеские отношения блудной связи, называя их праведными. Он говорит, что если кто стяжал себе, по выражению божественного Павла свой собственный сосуд, тому закон естественный предоставляет праведное употребление оного. Таким образом, можно заключить, что каноны настаивают на чистоте законного брака и неотъемлемых от него супружеских отношений и грозят тем, кто считает эти отношения нечистыми, отлучением от Церкви. (См. Апостольские правила № 5, 51; правила Гангрского собора № 1, 4, 9, 14.)
В этом вопросе канонические авторы повторяют слова апостола Павла: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1Кор 7:4-5). Так, Дионисий Александрийский (†265) в правиле № 3 о супружеских отношениях говорит, что достаточно слов апостола Павла и что «вступившие в брак должны сами себе быть достаточными судьями». Тимофей Александрийский (†385) в правилах 5-м и 13-м добавляет к этому, что желательно супругам воздерживаться ради Евхаристии накануне субботы и воскресного дня, впрочем, полагая это скорее как рекомендацию, ибо за нарушение правила не налагает на супругов никаких мер прещения. Оба автора делают акцент на словах апостола Павла о необходимости брачного общения, чтобы супруги не лишали друг друга общения и чтобы не искушал их сатана. Очень важным является то, что все разговоры идут вне контекста зачатия детей. И апостол Павел, и канонические авторы говорят об общении супругов и применяют именно это понятие, а не зачатие или что-то другое.
О НЕГРЕХОВНОСТИ СУПРУЖЕСКОЙ БЛИЗОСТИ
Чтобы быть более понятным, приведу примеры из жизни женатых иереев и мирян, которые и сейчас живы и которых я знаю. Среди них есть такие, кто, заключив брачный союз, родили одного, двоих, троих детей, а затем живут в чистоте. Другие вступают в супружескую близость лишь на время деторождения, а остальное время живут как брат и сестра. Иные воздерживаются от близости лишь в период постов, а в остальное время имеют близкие отношения. Некоторым и того не удается исполнять. Есть имеющие общение в середине недели, чтобы быть в чистоте три дня перед Божественным Причастием и три дня после Божественного Причастия. Некоторые и тут спотыкаются, по той причине, что Христос, явившись по Воскресении к Апостолам, тотчас сказал: Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас… примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20: 21-23).
Цель же состоит в том, чтобы каждый подвизался с рассуждением и тщанием, в соответствии со своими духовными силами.
Вначале, конечно, молодость мешает, но с течением времени плоть слабеет, дух укрепляется и даже женатые начинают понемногу вкушать от Божественного наслаждения. Тогда люди – уже естественным путем – отвлекаются от телесных удовольствий, которые становятся в их глазах ничтожными. Вот так подвизаются женатые – они приходят в рай по спокойной дороге с поворотами, в то время как монахи восходят туда, карабкаясь по скалам и взбираясь на вершины. Ты должен иметь в виду, что проблема супружеских отношений не только твоя проблема и что ты не имеешь права регулировать их один; ты можешь делать это лишь по взаимному согласию, как заповедует апостол Павел (см. 1 Кор. 7: 5). Когда это происходит по взаимному согласию, опять же требуется молитва. И сильный должен входить в положение немощного. Часто бывает так: одна половина соглашается воздерживаться, чтобы не огорчить другую, но внутренне страдает. Это чаще всего случается с женами, имеющими мало страха Божия и подвижную плоть. Иногда некоторые благочестивые мужья, слыша от жен своих слова согласия, по нерассудительности продлевают период воздержания, и тогда страдают жены: они становятся нервными и прочее. Мужья полагают, что их жены укрепились в добродетели, и хотят жить более чисто, вступая в отношения через более длительные периоды, и от этого жены входят в искушение и пытаются сойтись с кем-нибудь. И когда случается падение, их мучают угрызения совести. Однако мужья по-прежнему стараются жить более чисто, хотя и видят, что жены к тому не расположены. Таким образом, мужья полагают, что жены достигли духовного преуспеяния и не желают телесного. Но физическая причина порою неустранима, и женский эгоизм имеет оправдание, как и ревность, которую испытывают более слабые. Жена, видя, что муж хочет жить духовной жизнью, делает над собой усилия, желая его опередить.
Большое значение имеет то, насколько оба супруга похожи по физическому сложению. Когда один кроткий и болезненный, а другой очень живой, надо, чтобы более сильный приносил себя в жертву более слабому. И постепенно слабый с помощью сильного становится здоровым, а когда оба здоровы, они могут продвигаться вперед.
Как я говорил вначале, и для освящения женатого требуется рассудительность, тщание и подвиг. Полагаю, что неправильно жениться только для того, чтобы пить-есть, спать и иметь плотские удовольствия, ибо все это плотское, а человек – не только плоть, но и дух. Плоть должна бы помогать освящению души, а не разорять душу. Бог же видит тщание каждого христианина и знает силу, которую Он дал христианину, и спрашивает соответственно» (19. Гл. «О супругах»).
То, что зачатие не связано ни с какой скверной, можно увидеть и из следующего.
В Православной Церкви даже есть праздники, которые посвящены зачатию. Например, праздник зачатия Божией Матери в утробе Ее матери – праведной Анны или зачатие Иоанна Предтечи в утробе праведной Елизаветы. Действительно, это – праздник. Человек еще не родился, но мы знаем, что он уже есть.
Существуют даже иконы праздников, связанных с зачатием. Конечно, на иконе мы видим не постельную сцену, а условное целомудренное изображение супружеской близости, Супруги, а это праведные Иоаким и Анна, родители Пресвятой Богородицы, стоят рядом друг с другом в движении, напоминающем целомудренное скромное лобзание. Все! Этого вполне достаточно, чтобы указать на телесное единство супругов в зачатии».
Зачатие детей как нравственное оправдание супружеского общения в принципе не входит в соборно принятые дисциплинарные вопросы церковной жизни вне зависимости от того, какое воззрение на этот вопрос имели церковные писатели разных времен. Исходя из вышеизложенного и отсутствия канона, налагающего прещение за то, что «супруги не ради зачатия детей сошлись», можно сделать вывод о том, что каноны оставляют решение интимных вопросов на суд супругов и дозволяют супругам-христианам иметь взаимное общение тогда, когда они захотят, вне зависимости от возможности зачатия.
Часто в качестве доказательства обратной точки зрения приводят выдержку из Апостольских постановлений, одного из древних сборников канонического права Церкви, важного памятника древнего церковного законодательства, в конечном итоге не вошедшего в церковное каноническое право ни Западной, ни Восточной Церквей: «Впрочем, когда у жен бывает естественное, мужья не должны сходиться с ними, заботясь о здоровье имеющих родиться; ибо это воспрещено Законом; «К жене, говорит он, в месячных находящейся, не приближайся». И с беременными женами не должны они иметь сообщения; ибо с ними сообщаются не для произведения детей, но для удовольствия, а боголюбец не должен быть сластолюбцем».
Но, во-первых, очевидно, что такой подход продиктован всегда бытовавшими в западнойтрадиции взглядами, оправдывающими брачные отношения исключительно деторождением, во-вторых, заботой о здоровье (в части запрета схождения в месячные) и, в-третьих, возвещением нравственного идеала. Тут дело, аналогичное вопросу с богатством, с пресыщением и сластолюбием вообще (пищей, питьем, информацией, развлечениями и т. д.). Поскольку нарушителям этого постановления Апостольские постановления не предписывают никаких прещений, то это также может быть рассмотрено, как возвещение идеала и напоминание об опасностях превышения меры, а не жесткое безапелляционное правило. Подобным образом, например, Церковь призывает посещать все воскресные и праздничные службы без исключения, показывая человеку, к чему ему надлежит стремиться. Из контекста вполне можно заключить, что лозунг «не сходиться ради удовольствия, а исключительно только ради произведения детей» – это рекомендация, а не призыв к практическому построению жизни. Если дело в те времена (заметим, и во все последующие и предстоящие времена) дошло до необходимости письменной фиксации такого правила, то значит, на практике дело обстояло хуже; видимо, так же, как и в настоящее время. Мы видим, что и последующая практика церковного законодательства не приняла какого-нибудь ригористического подхода, оставив проповедь «секса только ради зачатия» для частных возвещений церковным проповедникам тем, кто «может вместить».
ПОСТ И СУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ.
Мы уже говорили, что никогда в каноническом праве Церковь не касалась этого сугубо интимного вопроса, оставляя его на решение супругов.
Ни одно каноническое или авторитетное в каноническом отношении правило не приравнивает супружеский пост к телесному посту и не говорит о грехе в случае супружеских отношений в пост.
Единственное исключение – супружеский пост перед причастием (5-е правило Тимофея Александрийского). Но и оно понималось всегда лишь как некоторая аскетическая рекомендация, не предполагающая за нарушение никаких прещений или наказаний. Некоторые древние христиане даже выступали против подобных рекомендаций. В подтверждение этого можно привести выдержки из уже приводимых «Апостольских постановлений», достаточно ригористичного по отношению к «сластолюбию» документу:
«Если же кто наблюдает и исполняет обряды иудейские относительно извержения семени, течения семени во сне, соитий законных, те пусть скажут нам, перестают ли они в те часы и дни, когда подвергаются чему-либо такому, молиться или касаться книг, или причащаться Евхаристии? Если скажут, что перестают, то явно, что они не имеют в себе Духа Святого… Ибо ни законное совокупление, ни роды, ни течение кровей, ни течение семени во сне не могут осквернить естество человека или отлучить от него Духа Святого, но одно нечестие и беззаконная деятельность».
Таким образом, составители Апостольских постановлений не считали основанием для непричащения, а следовательно, и ни в какой степени греховными «законные соития», ибо: «Равно и вы, мужья, люби́те жен своих, как члены свои, как общниц жизни и споспешниц к рождению детей… Люби́те их, говорим, как члены свои, как тела́ свои; ибо написано так: «Бог засвидетельствовал между тобою и между женою юности твоей, и она – общница твоя; не сотворил тебя одного, но в ней – остаток духа твоего; и храните дух ваш, и жены́ юности твоей не оставляй».
Итак, муж и жена, совокупляясь по законному браку и вставая с общего ложа, пусть молятся, ничего не наблюдая: они чисты, хотя бы и не омылись. Но кто растлит и осквернит чужую жену или осквернится с любодейцей, тот, встав от нее, хотя бы вылил на себя целое море или все реки, не может быть чистым».
Тем более, что пост пищевой предполагает замену пищи животного происхождения на другую прищу растительную, а в супружеских отношениях чем заменить? Даже писать это противно замыслу о семье.
Что Бог сочетал человек, даже сам человек состоящий в браке, да не разлучает!
Повторимся, поскольку на брачные отношения мирян постом нет запрета и потому не может быть речи о разрешении.
Единственное, на что обращает внимание святитель Иоанн Златоуст и многие другие подвижники Церкви, что при воздержании молитва будет более совершенной «.
Ещё одно замечание.
Воздерживаться можно от того, что уже есть. Невозможно воздерживаться себя в тратах, когда нет денег, в еде- когда нечего есть. В чем добродетель воздерживаться от супружеской близости в посту, когда её нет вообще?
Если супруги и так переживают кризис, то удаление друг от друга (чаще всего не по обоюдному согласию и не ради поста, а из-за обиды и неприязни, отвращения) приведёт к ещё большему отчуждения. Впрочем об этом уже сказано выше у Св. Иоанна Златоуста.
В наших рассуждениях не стоит опускать еще очень известное место из посланий апостола Павла:
Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. (1Кор.7:3-5) — в греческом оригинале оно звучит несколько иначе, чем в русском переводе.
Во-первых, слова «должное благорасположение» – это попытка не-перевода ныне и так общеизвестного выражения «супружеский долг». Буквально: «муж жене должное пусть отдает». По-латыни именно так это и звучит: «uxori (жене) vir (муж) debitum (должное) reddat (воздает)»».
Во-вторых, в словах «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве» слов «в посте» в древнейших рукописях нет. «Авторитетный современный текстолог-библеист Мецгер говорит, что это добавлено в аскетических целях (см. Metzger В. A textual commentary on the greek New Testament. Stuttgart, 1994, p. 488). «Прибавка «для поста» имеется только в очень малом количестве рукописей» (Толковая Библия. Т. 11, СПб., 1913, с. 48). Ни латинский, ни древнеармянский тексты Нового Завета этой вставки не знают».
В-третьих, слово «упражнение» в оригинале «shole» обозначает дословно «досуг», занятие в свободные часы, чтение. «Значит, отказ от половой близости для апостола Павла – это форма отдыха друг от друга. Отдых – молитва. Половая близость – долг».
В-шестых, русские канонисты Средних веков колебались относительно этого вопроса. Так, новгородский епископ Нифонт (XII век) говорил: «Что вы у́чите воздерживаться от жен в говенье? Грех вам за это» (Вопрошения Кирика, 57 // Смирнов С. Древнерусский духовник. Исследование из истории церковного быта. М., 1914, с. 113–114). А митрополит Георгий был более строг: «В говение добро бы блюстися жены своея, но аще не может, то первую неделю и последнюю да соблюдется» (Написание митрополита Георгия русского и Феодоса // Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины. (Тексты и заметки) // Смирнов С. Древнерусский духовник. Исследование из истории церковного быта. М., 1914, с. 40).
Кстати, и в древнерусской Церкви ясно оспаривалось суеверное представление о том, что дети, зачатые в пост, станут проклятыми. Ответ епископа Нифонта на задаваемый ему на эту тему вопрос, содержит предложение сжигать те книги, в которых говорится, что если ребенок будет зачат в пост или под праздник, то будет он либо вор, либо блудник, либо разбойник.
Таким образом, «при наличии ясных и мягких апостольских слов, при отсутствии древних канонических и святоотеческих запретов на супружеское общение в пост и при том, что в позднее Средневековье дискуссия по этому сюжету велась веками, вывод может быть лишь один: если супруги хотят воздерживаться, то это их подвиг (хотя иногда он может оказаться неразумным). Но если по желанию одного или тем более обоих супругов они в постное время «отдают друг другу должное», то это никак не может быть поводом для наложения на них епитимьи».
О контрацепции.
Сторонники полного запрета неабортивных противозачаточных средств не могут привести правила, утвержденные авторитетом Вселенских соборов, и, как правило, приводят цитаты из Номоканона при Большом Требнике. «В данном случае мы имеем дело с «сектантским» подходом, когда какая-то фраза вырывается из контекста и должным образом не исследуется. /…/ Даже при беглом чтении этих норм мы увидим, что в них говорится именно об убийстве, а не о каких-либо барьерных средствах контрацепции! Хочу заметить, что для противников противозачаточных средств данная часть Номоканона является главным доказательством их правоты. Создается впечатление, что люди, которые таким образом упорно отстаивают свою точку зрения, просто не умеют и не хотят читать и анализировать. /…/ А. Павлов, написавший монографию по исследованию Номоканона, отмечает, что эти вопросы женщине в чинопоследовании исповеди составлены применительно к 69–74-й статьям второй части Номоканона, т. е. последние являются определяющими, а вопросы из чинопоследования – производными. Обратившись к этим статьям, мы увидим, что в них говорится именно об убийстве, и нет ни единого намека на средства, которые могут служить барьером, препятствующим оплодотворению».
Также можно обнаружить точку зрения, по которой использование неабортивной контрацепции приравнивается ко греху Онана (Быт.38:8–10) и к онанизму. А. Гелясов поясняет, что грех Онана совсем не то, что принято называть онанизмом. По обычаям древних израильтян, если женатый мужчина умирал бездетным, то брат усопшего должен был жить с его вдовой и восстановить потомство покойного. При этом дети от такого брака считались родными детьми умершего. «Таким образом, грех Онана состоял в непослушании и нарушении правил левитарного брака, и никакого отношения к греху онанизма его действия не имеют. /…/ Приравнивание барьерной контрацепции к одному из этих грехов является достаточно неграмотной выдумкой, не имеющей под собой никаких оснований».
Барьерные противозачаточные средства известны с глубокой древности, но Церковь на протяжении всей своей истории не выносила осуждающих решений относительно их использования. Кроме того, во многих случаях сегодня контрацепция требуется по медицинским показаниям.
Закончим наставлением святителя Свт. Иоанн Златоуста: «Две цели, для которых установлен брак: чтобы мы жили целомудренно и чтобы делались отцами; но главнейшая из этих двух целей — целомудрие…»
2 Кор Гл 13, Ст. 11 Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, — и Бог любви и мира будет с вами.
« Когда ребенок выходит из дома голодным, он ест то, что ему дают другие люди – у него нет другого выхода. То же самое происходит и в человеческих взаимоотношениях. И супруги, которые разводятся – это супруги, которые не насыщаются своими отношениями дома…
Задумайтесь, что вы даете другим, и не думайте, что ваша жена или ваш муж это кто-то, у кого прошло время выбора и уже не существует опасности его потерять…
…Это хороший способ удержать свою половинку. Ведь тогда у коллеги по работе, соседа, или кого-то еще, искушающего близкого вам человека разными заманчивыми предложениями, не будет шансов. Если душа, тело, чувства, полнота характера и личности другого человека удовлетворены тобой, можешь не сомневаться, он всегда будет рядом. И тогда не придется тайно подсматривать в его мобильный телефон, не придется беспокоиться и заставлять других людей за ним следить или устраивать сцены ревности.
Простите меня за то, что я сейчас скажу – я не в осуждение это говорю – особенно внимательны должны быть женщины, потому что у них в руках ключи человеческих отношений. Женщина может делать с мужем все, что захочет, может сделать его овечкой, может свести его с ума, может его завоевать и может его потерять…
…Вот так устроен человек. Он хочет слышать это слово, хочет знать, что кто-то любит его, защищает его, находится рядом. Это является нашей общей потребностью. Нет человека, который в этом бы не нуждался. Нам необходимо научится любить, потому что быть человеком Божиим – это научиться чувствовать потребности другого человека и его боль.
Как радостно знать, что есть человек, который живет и существует для тебя, что это твой любимый, который думает о тебе, уважает тебя, и ты находишься рядом с ним, как же это прекрасно!
…Эта жизнь пройдет, и ты поймешь, что жена была твоим самым большим благодетелем и что твой муж был твоим самым большим благодетелем. Благодаря ему или ей мы попадем в Рай, потому что мы вместе учимся терпению, смирению, прощению. Учимся тому, чтобы слушать, а не говорить. Учимся любить. Где еще ты научишься этому? Разве сможешь научиться этому сам?»