христос пантократор византийская икона

Христос Пантократор

Первая половина VI в.

Христос Пантократор

Константинопольский мастер, VI век.
Синай, монастырь Св. Екатерины.
Энкаустика, доска; 84 × 45,5 см.

«Христос Пантократор» — это самая известная икона доиконоборческого периода среди образов, хранящихся в монастыре Св. Екатерины на Синае. Христос, лик Которого обрамлен длинными волосами и бородой и окружен нимбом с крестом, облачен в тунику и пурпурный плащ: фигура помещена в нишу, только частично видимую на фоне голубого неба. Десница Спасителя сложена в жесте благословения. В левой руке — Евангелие в драгоценном, украшенном золотом и каменьями окладе.

Фигуру Христа отличает величественность и в то же время естественность. Гармонично сочетаются между собой иератизм позы, устремленность взгляда с одной стороны, и тонкая асимметрия в чертах лица и в композиции — с другой. Не на одном уровне находятся глаза, брови имеют разную форму, волосы разделены пробором не по центру и ниспадают лишь на правое плечо, усы — разной длины.

Эти особенности, как и естественность моделировки и жестов образа в целом, подчеркивают человеческую природу Христа, сочетающуюся с иератичностью композиции. Перед нами образ Христа, подчеркивающий в Нем одновременно божественность и человечность. В этом художник следовал основным требованиям византийской Церкви, преодолевавшей в те годы острые споры по вопросу о богочеловеческой природе Христа; ведь в этот период монофизиты, настаивавшие на преобладающей божественной природе Христа, получали все больше поддержки в обширных областях империи.

Исследователи сходятся во мнении, что такая иконография возникла в кругах, близких к императорскому двору. Это подтверждает серебрянный крест, пожертвованный Юстином II (565–578) в сокровищницу собора Св. Петра в Риме; чуть позже при Юстиниане II (585–595) стали чеканить образ Христа на лицевой стороне монет, возможно, следуя монументальной мозаике, помещенной над бронзовыми вратами Императорского дворца в Константинополе, уничтоженной иконоборцами в 726 году. Собственно и монастырь Св. Екатерины был основан Юстинианом, поэтому, несмотря на отсутствие точных свидетельств, целесообразно предположить, что икона была послана самим императором вместе с другими вкладами.

Высочайшее качество исполнения и иконография, принятая при дворе, говорят исключительно в пользу столичного происхождения образа.

Мария Раффаэлла Менна

Источник

Христос Пантократор из Синайского монастыря, Константинополь, VI век

христос пантократор византийская икона

Эта икона примечательна асимметрией лица Христа. Если разделить на левую и правую стороны и затем скопировать и отразить их по отдельности, то получатся как бы два лица Христа с совершенно разными выражениями. Каждый видит их по-своему, так что навязывать свои характеристики не буду, просто выложу свою склейку.

христос пантократор византийская икона

христос пантократор византийская икона

Богохульник, мать твою, а ну иди сюда, душа пропащая, решил к Хресту лезть? Ты, сатаны прислужник, мать твою, а? Ну иди сюда, попробуй меня перекрестить, я тебя сам перекрещу, заблудший, антихрист чертов, будь ты проклят, иди, еретик, причастить тебя и всю твою семью, безбожник падший, вероотступник, грешник ада, иди сюда, нечестивец, дьявол, раб, иди сюда, ты безбожник! ©

христос пантократор византийская икона

Судя по размеру трапециевидной и шеи на первой и третьей этот чизас-христас явно поработал в зале.

Я бы сказала что это два разных человека. И у второго более выражены восточные черты, и кажется что не изображение Христа, а какого-нибудь полководца.

Интересно, если Сталлоне так же разделить и склеить, что выйдет?

христос пантократор византийская икона

христос пантократор византийская икона

Да пох! Камин топить можно и норм.

СПГС во всей красе. В картине «Старый рыбак» и то смысла больше.

Хотя если привести сюда копипасту из Чехова (Толстый и тонкий), то может и будет какая-то мысля.

христос пантократор византийская икона

христос пантократор византийская икона

Ненадёжный способ

христос пантократор византийская икона

христос пантократор византийская икона

«Что есть истина?» Ге, или как Толстой заставил Третьякова купить картину

Передвижник Николай Ге регулярно умудрялся разделить зрителей на противоположные лагеря. Эта картина не стала исключением.

Название художник взял из Евангелия от Иоанна. Понтий Пилат вел небольшой допрос Иисуса: «Пилат сказал Ему: итак, Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришёл в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего». Заканчивалась беседа риторическим вопросом от Пилата – что есть истина?

Именно этот последний вопрос к Христу и изобразил Ге. И нарушил несколько незыблемых законов живописи.

Николай Ге – «Что есть истина? Христос и Пилат», 1890

христос пантократор византийская икона

Во-первых, игра света – на полотне подсвечивается номинальное «зло», в то время как добро стоит в потемках.

Во-вторых, Иисус не изображен красивым человеком, а измученным страдальцем с потемневшим лицом, без какого-либо намека на красоту. Естественно, многие зрители такого не поняли и не приняли, но Ге был непреклонен – когда видишь гонимого и страждущего человека, ты не обращаешь внимания на идеальность черт лица, ты смотришь внутрь самого образа.

Собственно, неоднозначную картину не приняла публика настолько, что император Александр III распорядился снять ее с выставки. Третьяков отказался покупать ее, чем навлек на себя гнев Льва Толстого. Толстой написал разгромное письмо, где относительно вежливо («Вы собрали кучу навоза для того, чтобы не упустить жемчужину») убедил его все же приобрести картину.

Ну и еще одна интересная деталька. Видите пятно на стене рядом с головой Пилата? Это не хитрый символ чего-либо, а следствие резкого порыва Ге – он написал картину поверх другой работы, «Милосердие», которую тоже не приняла публика.

Рентгеновский снимок картины «Милосердие», поверх которой Ге написал разговор Пилата и Христа:

христос пантократор византийская икона

Вот куда делось утраченное полотно, и вот откуда пятно (было головой Христа с прошлой картины).

Ну а на вопрос картины ответ уже найден другим гением: истина прежде всего в том, что у Пилата болит голова.

Больше интересных историй из мира живописи можно посмотреть в моем телеграме: https://t.me/picturebymaslo

христос пантократор византийская икона

Раннехристианская купель для крещения, Тунис

христос пантократор византийская икона

Крепкое религиозное мракобесие

христос пантократор византийская икона

Монета Понтия Пилата

Доброе утро, пикабушники.

Сегодня я познакомлю вас с довольно интересной, с точки зрения истории христианства, монетой. Речь идет о медной пруте, выпущенной в 30 году нашей эры римским прокуратором в Иудее Понтием Пилатом.

Дух захватывает от того, что эта монетка запросто могла слышать слова Нагорной проповеди, могла лежать в кошельке у апостолов на Тайной вечере, или же быть на Голгофе в день Распятия! И уж точно участвовала в жизни первой христианской общины Иерусалима!

христос пантократор византийская икона

В следующий раз напишу про древнерусские монеты.

Всем спасибо за внимание.

христос пантократор византийская икона

Трехликие иконы: как появились и почему их запретили?

христос пантократор византийская икона

На Руси такие иконы назывались смесоипостатными. Тут надо пояснить: в христианстве считается, что Бог един, однако имеет три ипостаси: Бог Отец, Бог Сын (Иисус Христос) и Святой Дух. А смесоипостатные иконы — это оригинальный способ средневековых художников представить единство ипостасей Бога.

Как появились смесоипостасные иконы

Первым известным иконописцем в истории принято считать одного из учеников Иисуса Христа — Луку. Он создал икону Пресвятой Богородицы, а после — икону святых Апостолов Петра и Павла. На протяжении многих лет после этого шло формирование канонов иконописи. Так возникла регламентированная система изображений — иконография Иисуса Христа и других святых. Отступление от канонов не приветствовалось церковью, но всё-таки происходило.

В X веке в западной Европе особое распространение получили иконы Святой Троицы, написанной в виде трёх идентичных друг другу фигур с ликом Христа. На некоторых иконах Троица имела одно туловище, но три головы с одинаковыми ликами. Это было связано с появлением в католицизме термина «филиокве». Он означал, что Святой Дух исходит одновременно и от Бога Отца, и от Бога Сына. С филиокве были несогласны многие, из-за этого даже произошёл раскол католической церкви. Позднее многие иконы с изображением Святой Троицы в виде трёх одинаковых фигур с идентичными ликами уничтожили. А им на смену пришли смесоипостасные иконы.

христос пантократор византийская икона

Какими были смесоипостасные иконы

Чтобы лучше понять замысел авторов смесоипостасных икон, нужно разобраться в том, что такое ипостась. В христианстве под ипостасью подразумевают сущность бытия, а Восточная православная церковь утверждает, что Иисус Христос «сугуб естеством, но не ипостасью». Так, Бог Отец является первой ипостасью Святой Троицы, Бог Сын — второй, а Святой Дух — третьей. Единство ипостасей Бога и было отражено на смесоипостасных средневековых иконах весьма оригинальным способом.

На иконе «Смесоипостасная троица» три одинаковых лика Бога располагались на одной голове. Выходило так, что у трёхликого лица было четыре глаза (два глаза среднего лика были глазами и боковых), три носа и три рта. Тело же на изображении было одно. Таким образом неизвестный иконописец хотел отразить то, что Святая Троица является единой и неделимой. Примечательно, что на протяжении нескольких веков такое изображение Святой Троицы считалось церковниками самым правильным. Однако оно не находило понимания у простых прихожан. Многие просто не понимали причин, по которым смесоипостасные иконы объединяли в себе три лика Бога. Разумеется, это порождало множество кривотолков и домыслов.

Иконы смесоипостасной Троицы получили большое распространение среди католиков Западной Европы в XIII–XVI веках. Но и в России смесоипостасные иконы тоже были. Особенно известна смесоипостасная икона «Троица» неизвестного тобольского мастера, датированная 1729 годом. Трёхликое изображение Троицы несколько десятилетий занимало почётное место над воротами главного тюменского собора — Благовещенского. Кстати, этот собор был первым каменным зданием, построенным в Тюмени.

Позднее икону «Троица» сняли с врат и переместили в Ново-Тихвинский женский монастырь. А сегодня она находится в краеведческом музее Свердловска, правда, без оклада. За давностью лет он был утрачен. Утраченными для истории оказались и многие другие русские смесоипостасные иконы из-за запретов церкви.

христос пантократор византийская икона

Почему запретили смесоипостасные иконы

В Европе смесоипостасные иконы оказались под запретом в начале XVI века. Такое решение приняли на Тридентском соборе. В 1628 году указом Папы Римского Урбана VIII практика написания смесоипостасных икон Троицы была запрещена вновь. Все подобные иконы объявили кощунственными и еретическими. После этого практически все смесоипостасные иконы в Европе сожгли. А те, что каким-то чудом сохранились, сегодня можно увидеть в музеях. Например, в австрийском музее народного искусства в Тироле или над входом в одну небольшую церковь в Румынии. В России запрет на смесоипостасные иконы ввели в 1764 году Священным синодом Русской православной церкви.

Священный синод также признал необычные иконы Святой Троицы еретическими. В указе предписывалось, чтобы «в иконных изображениях все нелепые и странные непристойности все пресечены были». Из-за этого указа смесоипостасная икона Святой Троицы, которую церковь назвала «подобием еллинских (эллинских) богов» сняли с врат Благовещенского собора в Тюмени.

Несмотря на указ Священного синода, эту запрещённую икону не уничтожили. Как не уничтожили и некоторые другие смесоипостасные иконы, находившиеся в отдалённых от столицы церквях. Похожая участь постигла и трёхликие иконы, написанные по уникальной технологии.

христос пантократор византийская икона

Клятва на Библии

«А Я [Иисус] говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Евангелие от Матфея 5:33-37)

христос пантократор византийская икона

христос пантократор византийская икона

христос пантократор византийская икона

Искусство войны. Мульвийский мост: знак Христа как способ победы

Такое вот, хм. Спорное тактическое нововведение, но победителей, как известно, не судят.

Можно ли считать тактической хитростью использование символов новой религии на поле боя? Если это «заряжает» войска и вселяет неуверенность в противника, то, безусловно, да! Именно так поступил римский император Константин I Великий в борьбе со своим соперником за власть Максенцием. В битве у Мульвийского моста в 312 году н.э. Константин достиг сразу двух целей: мотивировал собственную армию и заставил пасть духом суеверного конкурента, что в итоге обеспечило победу.

христос пантократор византийская икона

Император Константин I Великий. Древнеримская скульптура.

христос пантократор византийская икона

Полевые войска Восточной Римской империи (Византии) в IV веке нашей эры: тяжелый пехотинец и кавалерист.

И здесь самое время упомянуть о христианской религии. К III-IV веку христиане, несмотря на преследования со стороны ряда императоров, стали влиятельной силой в империи. Особенно это касалось как раз инородцев, которые входили в империю, нередко получали римское гражданство, но не прониклись старым культом греко-римских богов. Именно среди тех, кого считали «людьми второго сорта», христианская проповедь имела наибольший успех. Кстати, сам Константин к христианам относился терпимо и с уважением — эту религию исповедовала, например, его мать Елена.

Решающее столкновение Константина с Максенцием произошло в Италии в непосредственной близости от Рима. Максенций, рассчитывая на численное превосходство (по оценке современного историка Стефана Одуэна-Рузо — 100 тысяч человек против 25 тысяч), не позаботился о том, чтобы защитить подступы к «вечному городу», и позволил сопернику оказаться в непосредственной близости от столицы. Впрочем, римские источники описывают правителя Запада как человека, не слишком компетентного в военном деле, к тому же — очень суеверного. И еще один интересный момент: войска Максенция, в отличие от армии Константина, в основном состояли из легионов «старого образца». Армии встретились 28 октября 312 года у Мульвийского моста, на дальнем от Рима берегу реки Тибр.

христос пантократор византийская икона

христос пантократор византийская икона

Мульвийский (Мульвиев) мост в наши дни.

Константин решил в полной мере использовать и особенности своих войск, и суеверия соперника. Перед битвой он объявил воинам, что ему приснился вещий сон: явился Христос и показал некий знак, с помощью которого будущий единовластный правитель Рима (то есть он, Константин) должен одержать победу. Этот знак солдаты нарисовали на щитах, впоследствии он появился на императорском флаге и выглядел как пересечение двух греческих букв «Хи» и «Ро» (начальные буквы слова «Христос»). Был ли на самом деле вещий сон, или Константин выдумал его — не суть важно. Гораздо интереснее, как полководец воспользовался ситуацией.

христос пантократор византийская икона

Сон Константина. С фрески Пьеро делла Франческа, XV век.

христос пантократор византийская икона

Тот самый знак «Хи-Ро» («Христос»), который Константин впервые поместил на щиты своих воинов. Впоследствии фигурировал на императорском флаге Византии.

Войска Константина, которым явно пришлось по душе идти в бой со «знаком Христа», заметно воодушевились. Был и еще один нюанс: у обоих претендентов на трон, разумеется, имелись лазутчики в противоположном лагере. Можно не сомневаться: Максенцию донесли о том, что Константин пойдет в атаку с неким неведомым символом. На это и рассчитывал Константин: мнительный и суеверный Максенций пал духом и попытался одолеть врага какой-нибудь военной хитростью, в которых он сам был не слишком силен. Он приказал разрушить часть Мульвийского моста, возможно, пытаясь показать войску, что «отступать некуда — позади Рим», но на случай отхода все-таки построил выше по течению понтонную переправу. Это оказалось ловушкой для самого претендента: когда под первым натиском воодушевленных бойцов Константина солдаты Максенция начали отходить, понтонный мост рухнул под тяжестью тысяч воинов, многие легионеры утонули в реке. Погиб и сам Максенций, пытаясь спастись вплавь на лошади от наступающих врагов.

христос пантократор византийская икона

Битва у Мульвийского моста. Картина художника Джулио Романо (XVI век).

К чести Константина, использование христианской символики не осталось сиюминутной прихотью. После его воцарения в качестве единственного императора христианство станет государственной религией Рима.

Это интересно! Похожий сюжет с вещим сном встречается в истории Средневековья. В 1278 году немецкий император Рудольф Габсбург перед битвой с чешским королём Оттокаром II у Сухих Крут объявил войскам, что ему приснилось, как немецкий орел выклевал глаза чешскому льву (животные-символы обоих государств). Солдаты восприняли сон как предзнаменование победы и разбили армию Оттокара. Причем чешский король тоже погиб в этой битве, как и Максенций в сражении с Константином.

христос пантократор византийская икона

Император Рудольф у тела короля Оттокара после битвы у Сухих Крут. Современная иллюстрация.

Источник

Икона «Христос Пантократор»

христос пантократор византийская иконаДревнейшим изображением Спасителя, дошедшим до нашего времени, является икона «Спас Синайский», поскольку в 6 веке император Юстиниан пожертвовал ее в дар Синайскому монастырю, где она и была обнаружена в 19 веке. Пантократор переводится с греческого как Вседержитель.

Определение «Вседержитель» выражает двойственную природу Иисуса Христа – божественную и человеческую. Божественность Спасителя заключается в том, что Он, Сын Господень и Царь Небесный, входит в Святую Троицу и станет Судией на Страшном суде, перед которым каждый человек будет держать ответ за свои деяния. Человеческая же природа Спасителя также находит выражение в определении «Вседержитель», так как, будучи Мессией, Он взял на себя миссию спасения человечества, пожертвовав Собой и приняв мученический крест.

Как свидетельствует история, с давних времен икона Иисуса Христа Пантократора имелась в большинстве храмов как образ Спасителя во всей Его силе; этот же образ часто становился темой росписи куполов как в православных, так и в католических храмах.

Описание иконы

Определенные каноны в иконописном изображении Иисуса Христа сложились уже к 9 веку. На иконе Христа Пантократора Его образ соответствует тому возрасту, когда Иисус начал Свою проповедь. Внешний облик Спасителя имеет черты, характерные для Его времени: длинные волосы до плеч, усы, борода, но от Его лика как бы исходит необычайная аура силы, властности и, вместе с тем, человечности.

На иконе Иисус Пантократор облачен, как правило, в длинный хитон красного цвета и задрапированный поверх гиматий синего цвета, что должно символизировать гармонию между Его небесным и земным началами. Правда, этот канон соблюдается не всегда: так, на иконе Андрея Рублева «Спас в силах» Христос предстает в золотых царских одеждах.

христос пантократор византийская икона

Существует три разновидности иконы «Пантократор»: поясное изображение Спасителя, в полный рост и восседающим на царском престоле, что подчеркивает его статус как Царя Небесного; в левой руке Он держит Священное Писание, а правая поднята для благословляющего жеста.

христос пантократор византийская икона

Каждый элемент на иконе «Господь Пантократор» исполнен глубокого значения, в том числе и сложение пальцев на правой руке Спасителя: два из них, поднятые вверх, не только благословляют, но и символизируют Его двойственную ипостась, человеческую и божественную, а три пальца, соединенные вместе, — Пресвятую Троицу: Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух.

Значение иконы

Невозможно переоценить значение иконы «Христос Пантократор», на которой Спаситель явлен во всем Своем величии после пережитых Им мук и распятия на кресте, которое в Его времена считалось позорной казнью.

Его образ служит для всех верующих обещанием торжества справедливости в Царствии Небесном и заставляет задуматься о том, что каждый из нас должен раскаяться, отказаться от неправедной жизни и ходить только путями Господними.

О чем молятся перед иконой Христа Пантократора

Молитва перед этой иконой помогает в обретении душевной гармонии, укреплении стойкости в вере, утешении в тяжкие минуты жизни. Душа очищается молитвой от нечистоты и направляется на путь истинный, избегая дурного пути. Молитва помогает защититься от злых происков, обмана и всяческих бед; она помогает достичь не только душевной гармонии, но и гармонии с окружающим миром и близкими людьми.

христос пантократор византийская икона

В самый тяжелый час к иконе Христа Пантократора можно обратиться с молитвой, идущей от чистого сердца, и получить утешение и разрешение в сложной жизненной ситуации, касается ли это состояния здоровья, взаимоотношений в семье или проблем с детьми, ибо Господь всесилен и на искреннюю молитву ответит Своей помощью.

У иконы «Христос Пантократор» нет специального дня празднования, так как Христос Сам воплощает Собой праздник.

Молитва

О, Милосердный и Могущественный Царь Небес, Сын Господень Иисус Христос! Ты жизнью Своей пожертвовал, спасая род человеческий от мук и страданий. Спасибо, Спаситель наш, что не оставил в минуты тяжкие. Молитвы наши услышь, ибо к Тебе слова наши возносим! Не оставь нас в горести и бедах, избавь от злости и корысти, придай нам воли и стойкости. Исцели от недугов душевных и телесных. Наставь на путь истинный, отпусти нам грехи наши и подари Свое благословение. Перед Твоей святейшей иконой молимся, лишь Ты опора наша и защита! Оберегай детей наших и дома наши от врагов и невзгод! Будь рядом и не покидай нас до конца дней наших. Каемся мы и просим прощения у Тебя, Сын Божий, и у Господа, Отца Твоего, за все греховные поступки и помыслы наши. Избавь нас от страданий и стань покровителем нашим земным! Образ Твой мы почитать и прославлять не перестанем! Да восхвалим мы имя Твое, Сын Господа, Иисус Христос! Да будет на все воля Твоя. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Во веки веков. Аминь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *