ifs терапия обучение в россии
Ifs терапия обучение в россии
Личность любого из нас неоднородна и множественна, наша уникальная внутренняя архитектура складывается из многих составляющих, порой разнонаправленных, конфликтующих друг с другом.
Любому из нас доступны и понятны такие идеи, как разные состояния (мы можем быть в гневе, мы можем быть в радости), самоуправление внутренней речью (когда мы сами себе говорим по утрам: «Пора вставать!» – есть «кто-то», кто это произносит и «кто-то», кому это произносят); внутренние конфликты (и хочу, и боюсь); состояния, переживаемые телом (когда от стресса болит голова или тоска переживается как тупая боль в области солнечного сплетения), наконец, состояния, когда нам кажется, что мы теряем себя, насколько нас может «накрыть», «затопить» какая-то эмоция или аффект (мы замираем от страха, не помним себя от гнева и пр.)
При этом, понятно, что эти состояния сменяют друг друга. Если мы накричали на своего ребенка, спустя секунду мы будем об этом жалеть и раскаиваться, а еще спустя одну, возможно, объяснять ему, что он сам виноват и снова сердиться.
Субличности – части нашей личности, которые берут на себя функции заботы и управления (менеджеры: внутренняя критика, перфекционизм, планирование); бремя, пережитых когда-то нами эмоций (изгнанники: боль отвержения, чувства одиночества и покинутости) и могут отключить нас, в случае если внутреннее напряжение становится слишком сильным либо переключают нас на что-то еще (пожарные: прокрастинация, зависимости, диссоциация).
Идея множественности личности не является абсолютно новой в психологии и психотерапии, но ключевой момент, отличающий IFS от прочих подходов – это концепт Self – самости, ядра, стержня, того, что всегда стремится к жизни и развитию; того, благодаря чему, засыпая и просыпаясь, мы снова знаем, что мы – это мы. Присутствие Селф ощущается и переживается самим человеком как единение и гармония с собой, поток сознания, внутренняя осознанность, нечто, что обычно имеет следующие качества: любознательность, радость, креативность, спокойствие, уверенность, смелость, способность к контакту с другими.
Такие «движения», диалоги, споры, перемены внутри нас происходят постоянно, порой так быстро, что мы не успеваем заметить и тогда нам кажется, что мы просто захвачены каким-то негативным чувством, мы страдаем. Но все наши части работают на одну цель – наше благополучие. С точки зрения IFS, субличности не могут быть плохими и желающими нам навредить. Даже когда мы говорим о самых экстремальных частях, которые подумывают о самоповреждениях или деструкции, – даже в этих случаях субличность имеет интенцию защиты всей нашей внутренней семьи-системы от боли. (Самоповреждение – чтобы боль отвлекла. Деструкция – чтобы яростью защитить себя от опасности) IFS – не патологизирующий подход, в котором всем нашим частям рады и всем частям есть место.
IFS в России
История IFS в России начинается с момента перевода первой книги Ричарда Шварца на русский язык («Системная семейная терапия субличностей», под научной редакцией Черникова А.В., перевод: Восканова Х.М.).
С 2018 года в России существует IFS-комьюнити, объединяющее психологов, психотерапевтов, психиатров, педагогов и социальных работников. В данный момент единственное в России и на территории бывшего СНГ сертифицированное обучение подходу проводит сам Институт IFSI под лидерством Ричарда Шварца. Организаторами обучения и официальными партнерами IFS Institute в России являются Мария Москова, Ольга Младова и Марина Травкова.
СОДЕРЖАНИЕ
Запчасти
IFS утверждает, что разум состоит из нескольких частей, и в основе них лежит ядро человека, или истинное «Я». Как и члены семьи, внутренние части человека могут брать на себя экстремальные роли или субличности. Каждая часть имеет свою точку зрения, интересы, воспоминания и точку зрения. Основной принцип IFS заключается в том, что каждая часть имеет положительное намерение, даже если ее действия контрпродуктивны и / или вызывают дисфункцию. Нет необходимости бороться с частями, принуждать или устранять их; Метод IFS способствует внутренней связи и гармонии, чтобы вернуть разум в равновесие.
В модели IFS есть три основных типа деталей:
Внутренняя система
Между частями существует три основных типа отношений: защита, поляризация и союз.
IFS метод
Практикующие IFS сообщают о четко определенном терапевтическом методе индивидуальной терапии, основанном на следующих принципах. В этом описании термин «защитник» относится либо к менеджеру, либо к пожарному.
Критика
Наконец, можно предвидеть, что IFS имеет ограничения, когда дело доходит до включения систем с множеством задействованных элементов, из-за возросшего бремени управления экспоненциально большим количеством отдельных частей. Терапевт Шэрон А. Дикон и Джонатан С. Дэвис сказали, что работа со своими частями «может быть эмоциональной и вызывать беспокойство у клиентов», и что IFS может плохо работать с бредовыми, параноидальными или шизофреническими клиентами, которые могут не иметь реальных оснований. и поэтому неправильно используют идею «частей».
Международная программа обучения Эмоционально-фокусированной терапии пар (подробное описание)
Первая и единственная в России международная образовательная программа по эмоционально-фокусированной терапии пар (ЭФТ) для семейных и супружеских терапевтов, психологов-консультантов, знакомых с теоретическими положениями гуманистического и системного подходов.
ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ эмоционально-фокусированной терапии состоит из:
2.Core Skills Advanced Training in EFT Продвинутый курс по Основным Навыкам ЭФТ(48 часов). Проводится в малых группах, 2 трех-дневных воркшопа (до 15 человек)
2.1 Основные навыки 1-2: Core Skil 1/2
трехдневный семинар
2.2 Основные навыки 3-4: Core Skil 3/4
трехдневный семинар
4. По окончании обучения участники программы представляют письменное описание собственной работы в подходе ЭФТ (анализ клинического случая).
Описанные выше шаги являются необходимым условием для сертификации в ЭФТ и соответствуют требованиям Международного центра по совершенствованию в области эмоционально-фокусированной терапии пар ICEEFT.
Базовый Курс ЭФТ; четырехдневный семинар.
Состоит из теоретической части, знакомящей слушателей с основными положениями теории взрослых любовных отношений, с результатами новейших исследований в данной области, с техническими основами ЭФТ.
Практическая часть семинара включает выполнение упражнений в малых группах, участие в ролевых играх, просмотр и обсуждение видеозаписей сессий реальной работы с различными парами, наблюдение за живой сессией ЭФТ, проводимой приглашенным тренером, ответы на вопросы.
В результате базового курса участники смогут:
Продвинутый Курс по Основным Навыкам ЭФТ проводится в форме двух 3-4 дневных семинаров в малых группах (до 15 человек) сертифицированным тренером ЭФТ.
Участники курса изучают техники ЭФТ, применяемые на различных стадиях терапевтического процесса, представляют свою работу с конкретными парами (понадобится аудио-видеозапись сессии). Детальное изучение терапевтических интервенций на материале собственной работы и работы коллег предоставляет возможность освоить ЭФТ на глубоком понятийном и практическом уровне. Практическая часть семинара включает выполнение упражнений в малых группах, участие в ролевых играх, просмотр и обсуждение видеозаписей сессий реальной работы с различными парами, наблюдение за живой сессией ЭФТ. Каждый участник семинара представляет свою работу в подходе ЭФТ. Для презентации потребуется аудио или видеозапись фрагмента сессии (около 15 мин). Получение обратной связи от тренера и членов группы в безопасной и поддерживающей обстановке поможет участникам получить углубленное понимание ЭФТ.
Телеконференция: это разновидность групповой супервизии (10 часов). Предполагает структурированное обсуждение случаев своей работы по телефону с сертифицированным тренером. Время на обсуждение одного случая 30 мин. Все участники и тренер получают транскрипцию 20 минутного фрагмента сессии. Часы участия в телеконференции засчитываются в качестве часов групповой супервизии.
Супервизии; проводятся как в индивидуальном, так и в групповом формате сертифицированными супервизорами ЭФТ. Групповые супервизии также доступны в формате телеконференции и посредством участия в тренингах продвинутого уровня («Продвинутый Курс ЭФТ» и Продвинутый Курс по Основным Навыкам ЭФТ 1-4»)
Основные принципы проведения супервизий в ЭФТ:
По окончанию курса выдаётся международный сертификат ICEEFT (The International Centre of Excellence in Emotionally
Лидер образовательных курсов
и программ по АВА-терапии в России
Обучаем доказательным практикам работы с детьми с ОВЗ
Повышение квалификации для педагогов всей страны
Более 50 курсов по актуальным направлениям
Преимущества обучения в ИПАП
Практико-ориентированные
курсы и программы
Наши курсы разработаны с учетом профессиональных потребностей современных российских педагогов и специалистов, и предлагают востребованные поведенческие подходы и действенные психолого-педагогические инструменты для эффективной работы в школе, детском саду или коррекционно-развивающем центре
Обучаем методам
с доказанной эффективностью
Поведенческие подходы при обучении и развитии детей и подростков с ОВЗ, включая РАС и другие ментальные нарушения, имеют доказанную эффективность, приводятся в методических рекомендациях минобрнауки РФ по вопросам внедрения ФГОС НОО ОВЗ (2016), клинических рекомендациях Минздрава РФ по оказанию помощи детям с РАС (2020), и широко применяются педагогами во всем мире
Наши преподаватели обладают высочайшей профессиональной квалификацией и огромным опытом успешной работы даже с самыми сложными категориями детей и подростков с ОВЗ, поделятся с вами передовыми знаниями, ответят на все ваши вопросы, и помогут овладеть новыми востребованными компетенциями
Создаем атмосферу учебной аудитории даже онлайн
Вебинары, живое общение с высококлассными экспертами-практиками, онлайн-практикумы, групповые встречи-консультации, методическая и техническая поддержка образовательного процесса
Применение Терапии Внутренних семейных систем (Internal Family Systems Therapy) в работе с супругами
Применение Терапии Внутренних семейных систем (Internal Family Systems Therapy) в работе с супругами.
Материалы к презентации доклада на Международной конференции «Психотерапия и консультирование: Технологии и духовное измерение».
IFS является современной интегративной системной моделью и легко сочетается
• Краткосрочной терапией, ориентированной на решение.
• Теорией семейных систем Мюррея Боуэна
• Эмоционально-фокусированной супружеской терапией.
Введение языка частей и фиксация разных состояний (Предпочитаемых и проблемных). Терапевт: В кого вы превращаетесь в лучшие и худшие моменты ваших взаимоотношений? Кем вы становитесь? Какой образ лучше всего отражает ваше состояние? Персонажем какой истории вы становитесь? Оформление цели терапии, как преодоление Цикла уязвимости для перехода к желаемым отношениям. Подробное исследование Цикла уязвимости и составление карты частей обоих партнеров, задействованных в цикле. Изменение взаимодействия партнеров. Клиенты говорят от лица своих частей друг с другом, а не через них. Формирование индивидуального запроса на гармонизацию внутренней системы каждого. Возможны разовые индивидуальные сессии или работа с своей внутренней системой при партнере. Создание эмоционально – корригирующего опыта на сессии и Празднование все новых исключений из цикла уязвимости. Отход терапевта на задний план. Терапевт теперь больше свидетель, чем активный участник переговоров супругов.
• Она ведет себя как маленькая
• Он хочет контролировать всю семью
• Им часто овладевает грустная или пассивная часть личности.
• Она проявляет детскую часть в этой ситуации.
• У него есть субличность, которая стремится контролировать других членов семьи.
Интервенции, формирующие язык частей:
• Жена: Я не могу выносить беспорядок, который он оставляет в ванной комнате. Если он не начнет за собой убирать, я не знаю что я сделаю.
• Терапевт: Что вы говорите себе, когда находите беспорядок в ванной.
• Жена: Я говорю, что он это делает это нарочно, чтобы позлить меня.
• Терапевт: Та ваша часть, которая говорит вам, что он это делает нарочно, к чему, к какому поведению она вас подталкивает?
• Жена: Тогда я ору на него. Затем я чувствую себя виноватой по этому поводу.
• Терапевт: Что вы говорите самой себе, когда чувствуете вину?
• Жена: Я говорю себе, что я опять сорвалась из-за ерунды и я собой недовольна.
• Терапевт: Итак, одна ваша часть бесится по поводу действий мужа, а другая спорит с этим и атакует вас. Это правильно?
Использование образов для введения языка частей.
• Выберите игрушку, которая будет символизировать эту сторону вашей личности.
• Сосредоточьтесь на этом состоянии. Кого оно вам напоминает? Какой образ у вас с ним ассоциируется? Какой сказочный персонаж мог бы так себя чувствовать?
Фиксация взаимообусловленных состояний (Предпочитаемых и проблемных)
• В кого вы превращаетесь в лучшие и худшие моменты ваших взаимоотношений? Кем вы становитесь?
• Кто ваш партнер по отношению к вам в этот момент? Какой образ подходит для него? Кем он тогда для вас становится?
Стадия 2. Оформление цели терапии, как преодоление Цикла уязвимости для перехода к желаемым отношениям.
Цикл уязвимости – основная мишень супружеской терапии.
• ЦУ – стереотипная последовательность взаимодействий супругов, приводящая к ощущению тупика.
• В основе ЦУ – травматический опыт партнеров.
• Совладающие стратегии супругов бьют по уязвимым частям партнера, что и формирует тупик.
Стадия 3. Подробное исследование Цикла уязвимости и составление карты частей обоих партнеров, задействованных в цикле.
Триггеры уязвимости партнеров в Цикле.
• Центр Личности (SELF, внутренний режиссер, ядро личности, центр самосознания и т. д.)
• Импульсивные части личности, которые включаются, стремясь потушить боль и сильные эмоции Изгнанников.
• Они достигают это разными способами – используя истерики, гнев, критику, дистанцию и холодность по отношению к партнеру.
• Пожарные могут толкать человека к самодеструктивному и зависимому поведению (алкоголь, наркотики, шопинг, переедание, азартные и компьютерные игры и т. д.).
• Детские части личности, которые испытали травму и часто в связи с этим стали исключенными из остальной системы.
• Они изолируются Менеджерами и Пожарными, старающимися защитить человека от чувств боли, ужаса, страха, стыда и т. д., которыми полны Изгнанники.
• Наличие изгнанников можно заметить по возникающим состояниям хрупкости и уязвимости.
• Это качественно другой уровень внутренней сущности, чем части личности.
• Он может и должен быть внутренним лидером, снимать поляризацию между противоречащими друг другу субличностями, помогать им ладить друг с другом.
• IFS постулирует наличие Self в любой, даже исключительно сильно травмированной системе.
• Целью терапии становится тогда не исправление дефекта, а снятие ограничений, не позволяющих Self клиента осуществлять полноценное руководство собственной жизнью.
• Данный вид терапии является терапией ориентированной на сотрудничество, и Self клиента становится ко-терапевтом процесса изменений.
• В ситуации стресса может быть смешен с одной из частей и заполонен ее экстремальными чувствами. В этом случае Self перестает руководить нашей личностью, и мы видим всю ситуацию очень ограниченно, глазами одной из наших частей.
• Будучи очищен, дифференцирован от других частей, Центр Личности может проявить свои природные качества – компетентность, любопытство, спокойствие, уверенность, мужество, сострадание, ясность и креативность.
Стадия 4. Изменение взаимодействия партнеров. Клиенты говорят от лица своих частей друг с другом, а не через них.
Терапевт как детектор частей:
• Муж: Она вечно ко мне придирается…
• Жена: А он вчера забыл ребенка в детском саду…
• Терапевт (прерывая супругов): Остановите музыку на секундочку. Сфокусируйтесь на том, что происходит у вас внутри. Что вы сами себе говорите? Какая из выявленных нами частей сейчас овладела вами?
• Терапевт: Сделайте шаг назад, что эта часть хочет сейчас от вас и от вашего партнера?
Стадия 5. Формирование индивидуального запроса на гармонизацию внутренней системы каждого. Возможны разовые индивидуальные сессии или работа с своей внутренней системой при партнере.
Формирование запроса у супругов на самоисследование:
• Терапевт: Как вы думаете, чем отличалась бы наша беседа, если бы эти части не вмешивались и не затапливали бы ваше сознание?
• С какой из этих своих частей вы бы хотели изменить взаимоотношения?
Важные особенности IFT в работе с частями Я:
• Необходимость дифференциации Self до работы с субличностью.
• Установление сотрудничества с менеджерами и работа с изгнанниками только с их согласия.
• Работа с одной из частей включает в себя работу с сетью взаимосвязанных с ней частей (внутренняя система).
При дифференциации SELF образ субличности меняется.
· Терапевт: Представь внутри себя пространство, в котором находится эта часть. Какие чувства ты к ней испытываешь?
· Клиентка: Я ее презираю.
· Т: Отсоединись от него и помести презрение в другое внутреннее пространство. Что ты сейчас чувствуешь по отношению к «Тревожной женщине».
· Кл: Сочувствие, мне ее жаль. (Теперь клиентка воспринимает эту часть из SELF)
Например, из тревожной в бдительную
Этапы работы IFS с индивидом.
• Дифференциация SELF при работе с субличностью.
• Определение функций менеджеров и пожарных во внутренней семейной системе.
• Восстановление изгнанников из прошлого, в котором они застряли.
• Освобождение частей от груза экстремальных идей, долженствований и семейных ожиданий.
• Уменьшение поляризации частей. SELF как посредник и внутренний терапевт.
Стадия 6. Создание эмоционально – корригирующего опыта на сессии и празднование все новых исключений из цикла уязвимости.
Стадия 7. Отход терапевта на задний план. Терапевт теперь больше свидетель, чем активный участник переговоров супругов.
• IFS Фокусируется на сильных сторонах людей, признавая неповрежденное стержневое Я, а также способность частей сдвинуться в позитивные роли.
• IFS делает циклы взаимодействий очень наглядными.
• Язык частей позволяет по-новому взглянуть на себя и других людей, облегчает самораскрытие и ответственность за свое поведение.
• Обеспечивает возможность работы с «сопротивлением» через признание за субличностями позитивных намерений.
• Предоставляет возможность для экологического восприятия целостной системы, включающей самого терапевта.
• Терапевт рассматривает Self клиента как ко-терапевта и доверяет его мудрости в работе с частями. Терапевт и клиент – оба эксперты, каждый в своем.