Jbl усилитель 4 канальный авто
Дизайн и не только. Тест усилителей JBL серии Club: четырёхканального JBL Club A754 и сабвуферного моноблока JBL Club A600
Совсем недавно JBL обновили серию Club – в продажу вышли усилители и акустика. У серии вполне разумные цены, техника хорошо выглядит и даже получила престижную премию Red Dot 2020, которая как раз присуждается в области дизайна. Это привлекло внимание, и всё это оказалось у меня в лаборатории на детальном изучении. Акустика будет чуть позже, а сегодня разберу возможности усилителей.
Сразу по заведённой традиции обозначу ценовой уровень. На момент теста цена четырёхканального JBL Club A754 составляет 12990 рублей, а сабвуферный моноблок JBL Club A600 стоит 13990 рублей.
ПЕРВОЕ ИЗУЧЕНИЕ КОНСТРУКЦИИ
Буду откровенен, внешний вид – это действительно первое, что привлекло внимание. Вживую усилители выглядят реально круто – глянцевые рамки и скруглённые формы так и просятся под изящные фальшпанели, мягкую «неоноподобную» подсветку или что-то в этом роде. Современный американский «фрезерованный» стиль инсталла им очень подойдёт. Впрочем, усилители разрабатывались в том числе и для рынка Штатов, так что всё логично.
Усилители имеют удобную одностороннюю компоновку подключений, так что с установкой проблем не будет – хоть в багажник, хоть под сиденье.
Логотип можно приклеить уже после установки (мало ли какая сторона окажется верхней).
В комплекте идёт установочная мелочёвка, запасные предохранители и пара наклеек. Подключение – по линейным или высокоуровневым входам. В обоих случаях – через разъёмы RCA, просто при высокоуровневом подключении это делается через специальные переходники.
Так, стоп… а для чего такие длинные установочные винты? И как вообще крепятся усилители? И где регулировки? Всё оказалось интересно. Глянцевые рамки отщёлкиваются, открывая доступ к установочным отверстиям по углам корпуса.
А чтобы добраться до регулировок, нужно сдвинуть верхнюю крышку. При этом всё прижимается и фиксируется плотно, где нужно – через упругие прокладки, на дребезг никакого намёка. В общем, исполнение пока нравится.
Открываю крышки, смотрю что по регулировкам. Во-первых, трёхпозиционным переключателем можно выбрать режим работы входов – линейные или высокоуровневые (H1 и H2 – разные уровни ослабления входного сигнала). Во-вторых, можно выбрать тип включения – традиционно по сигналу Remote или по наличию полезного сигнала на входе (если точнее – по постоянной составляющей при работе в высокоуровневом режиме).
По фильтровому оснащению всё более-менее привычно. У четырёхканальника – ФВЧ или ФНЧ с максимальной частотой настройки 320 Гц, у моноблока – регулируемый ФНЧ, бас-буст и переключатель полярности сигнала.
В комплекте к моноблоку дополнительно идёт проводной ПДУ. Работает традиционно – в ограниченных пределах дублирует гейн на усилителе.
Сначала открываю моноблок Club A600. Скомпонован рационально – сильноточная часть максимально удалена от «слаботочки».
Драйвер D-класса – хорошо зарекомендовавший себя чип IRS2092S от International Rectifier.
Выходные ключи – мощные IRFP260N от того же International Rectifier.
Напряжение в блоке питания не смотрел, но ёмкости в плечах вторички – на напряжение 80 Вольт. Впрочем, силовой потенциал усилителей я буду измерять другим способом, так что тут обычно не заморачиваюсь.
Плата входных фильтров прижата планкой, добраться к ней можно только если её снять.
Четырёхканальник Club A754, в отличие от басового моноблока, работает в традиционном классе АВ. Принцип компоновки тот же – линейная часть максимально далеко от блока питания. Это тоже вносит свой вклад – уровень шума у усилителя действительно низкий, на измерениях обращу на это внимание.
Блок питания скромно забился в угол корпуса, основную часть пространства занимает сама усилительная часть.
В усилителе широко используется SMD-монтаж.
Для любопытствующих – выходная часть построена на комплементарных парах TIP35C и TIP36C с «раскачкой» на 2SB649A и 2SD669A.
Входных плат у четырёхканальника две, но за счёт вертикальной компоновки места в корпусе особо не занимают.
На этом внешнее изучение пока закончу, теперь анализ работы усилителей.
ИЗМЕРЕНИЯ 1-КАНАЛЬНОГО УСИЛИТЕЛЯ JBL CLUB A600
Снова начну с моноблока. Первым делом смотрю фильтры. Ну тут особо проблем и не предвиделось, характеристики стабильны во всём диапазоне регулировок. Для полноты картины снял АЧХ ещё и при среднем положении регулятора.
Теперь к работе усилительной части. Подаю на вход двухтональные сигналы, смотрю, что на выходе. А что, очень даже прилично для моноблока. Чаще приходится видеть «пушистые расчёски», а тут лишнего совсем немного. Выходной фильтр явно настроен на 3 кГц.
Самые низкие искажения – как раз в самом «рабочем» диапазоне моноблока – от 30 до 60-70 Гц. Хорошо.
Величина искажений тоже вопросов не вызывает. Больше того, на малых уровнях сигнала КГИ не подскакивает, что у сабвуферных моноблоков D-класса – большая редкость.
Для сведения, измерение проводил на частоте 60 Гц. Обратите внимание, при каких выходных мощностях усилитель начинает ограничивать сигнал. Согласитесь, очень прилично для компактного малыша – больше полукиловатта на 2-омную нагрузку. Формальные показатели получились такими:
Коэффициент гармонических искажений (4 Ом, P=0,1Pmax)
С усилительной частью чуть сложнее. Начну с хорошего – фоновый шум крайне низкий. От усилителя с умеренной ценой это редкость. Второе – усилитель явно работает с малыми токами покоя. С одной стороны, это хорошо: КПД высокий, корпус почти не греется. С другой стороны, на выходе много лишнего даже на малых уровнях сигнала, причём спектр паразитных гармоник простирается высоко.
При подаче двухтональных сигналов спектры, понятное дело, получаются «пушистыми». Впрочем, будь у усилителя шумов повыше (как у большинства усилителей в этой цене) всё это выглядело бы чуть иначе, так что пугаться, в принципе, нечего.
Интересно распределение гармоник по спектру. На нижних частотах вторая лишь немного превосходит третью, а вот на СЧ и ВЧ главенствует третья. Это вполне согласуется с характером звучания – он без нарочитой теплоты, с чётким и немного даже резковатым «очерчиванием» звуков. Но об этом скажу чуть позже.
Посмотрел фазу выходного сигнала. Есть небольшой загиб внизу (обычное влияние ёмкостей на пути сигнала), наверху фаза почти не уплывает. Нормально.
Зависимость КГИ от выходной мощности – как в учебниках. Классическая ровненькая «галочка». Как всегда для широкополосных усилителей, измерение проводил на частоте 1000 Гц.
Усилитель хорошо работает на 4-омную и на 2-омную нагрузку. Силовой потенциал более чем достаточен для большинства «гражданских» систем.
Коэффициент гармонических искажений (4 Ом, P=0,1Pmax) 20 ноября 2020 в 08:34
Дизайн и не только. Тест усилителей JBL серии Club: четырёхканального JBL Club A754 и сабвуферного моноблока JBL Club A600
Совсем недавно JBL обновили серию Club – в продажу вышли усилители и акустика. У серии вполне разумные цены, техника хорошо выглядит и даже получила престижную премию Red Dot 2020, которая как раз присуждается в области дизайна. Это привлекло внимание, и всё это оказалось у меня в лаборатории на детальном изучении. Акустика будет чуть позже, а сегодня разберу возможности усилителей.
Сразу по заведённой традиции обозначу ценовой уровень. На момент теста цена четырёхканального JBL Club A754 составляет 12990 рублей, а сабвуферный моноблок JBL Club A600 стоит 13990 рублей.
ПЕРВОЕ ИЗУЧЕНИЕ КОНСТРУКЦИИ
Буду откровенен, внешний вид – это действительно первое, что привлекло внимание. Вживую усилители выглядят реально круто – глянцевые рамки и скруглённые формы так и просятся под изящные фальшпанели, мягкую «неоноподобную» подсветку или что-то в этом роде. Современный американский «фрезерованный» стиль инсталла им очень подойдёт. Впрочем, усилители разрабатывались в том числе и для рынка Штатов, так что всё логично.
Усилители имеют удобную одностороннюю компоновку подключений, так что с установкой проблем не будет – хоть в багажник, хоть под сиденье.
Логотип можно приклеить уже после установки (мало ли какая сторона окажется верхней).
В комплекте идёт установочная мелочёвка, запасные предохранители и пара наклеек. Подключение – по линейным или высокоуровневым входам. В обоих случаях – через разъёмы RCA, просто при высокоуровневом подключении это делается через специальные переходники.
Так, стоп… а для чего такие длинные установочные винты? И как вообще крепятся усилители? И где регулировки? Всё оказалось интересно. Глянцевые рамки отщёлкиваются, открывая доступ к установочным отверстиям по углам корпуса.
А чтобы добраться до регулировок, нужно сдвинуть верхнюю крышку. При этом всё прижимается и фиксируется плотно, где нужно – через упругие прокладки, на дребезг никакого намёка. В общем, исполнение пока нравится.
Открываю крышки, смотрю что по регулировкам. Во-первых, трёхпозиционным переключателем можно выбрать режим работы входов – линейные или высокоуровневые (H1 и H2 – разные уровни ослабления входного сигнала). Во-вторых, можно выбрать тип включения – традиционно по сигналу Remote или по наличию полезного сигнала на входе (если точнее – по постоянной составляющей при работе в высокоуровневом режиме).
По фильтровому оснащению всё более-менее привычно. У четырёхканальника – ФВЧ или ФНЧ с максимальной частотой настройки 320 Гц, у моноблока – регулируемый ФНЧ, бас-буст и переключатель полярности сигнала.
В комплекте к моноблоку дополнительно идёт проводной ПДУ. Работает традиционно – в ограниченных пределах дублирует гейн на усилителе.
Сначала открываю моноблок Club A600. Скомпонован рационально – сильноточная часть максимально удалена от «слаботочки».
Драйвер D-класса – хорошо зарекомендовавший себя чип IRS2092S от International Rectifier.
Выходные ключи – мощные IRFP260N от того же International Rectifier.
Напряжение в блоке питания не смотрел, но ёмкости в плечах вторички – на напряжение 80 Вольт. Впрочем, силовой потенциал усилителей я буду измерять другим способом, так что тут обычно не заморачиваюсь.
Плата входных фильтров прижата планкой, добраться к ней можно только если её снять.
Четырёхканальник Club A754, в отличие от басового моноблока, работает в традиционном классе АВ. Принцип компоновки тот же – линейная часть максимально далеко от блока питания. Это тоже вносит свой вклад – уровень шума у усилителя действительно низкий, на измерениях обращу на это внимание.
Блок питания скромно забился в угол корпуса, основную часть пространства занимает сама усилительная часть.
В усилителе широко используется SMD-монтаж.
Для любопытствующих – выходная часть построена на комплементарных парах TIP35C и TIP36C с «раскачкой» на 2SB649A и 2SD669A.
Входных плат у четырёхканальника две, но за счёт вертикальной компоновки места в корпусе особо не занимают.
На этом внешнее изучение пока закончу, теперь анализ работы усилителей.
ИЗМЕРЕНИЯ 1-КАНАЛЬНОГО УСИЛИТЕЛЯ JBL CLUB A600
Снова начну с моноблока. Первым делом смотрю фильтры. Ну тут особо проблем и не предвиделось, характеристики стабильны во всём диапазоне регулировок. Для полноты картины снял АЧХ ещё и при среднем положении регулятора.
Теперь к работе усилительной части. Подаю на вход двухтональные сигналы, смотрю, что на выходе. А что, очень даже прилично для моноблока. Чаще приходится видеть «пушистые расчёски», а тут лишнего совсем немного. Выходной фильтр явно настроен на 3 кГц.
Самые низкие искажения – как раз в самом «рабочем» диапазоне моноблока – от 30 до 60-70 Гц. Хорошо.
Величина искажений тоже вопросов не вызывает. Больше того, на малых уровнях сигнала КГИ не подскакивает, что у сабвуферных моноблоков D-класса – большая редкость.
Для сведения, измерение проводил на частоте 60 Гц. Обратите внимание, при каких выходных мощностях усилитель начинает ограничивать сигнал. Согласитесь, очень прилично для компактного малыша – больше полукиловатта на 2-омную нагрузку. Формальные показатели получились такими:
Коэффициент гармонических искажений (4 Ом, P=0,1Pmax)
С усилительной частью чуть сложнее. Начну с хорошего – фоновый шум крайне низкий. От усилителя с умеренной ценой это редкость. Второе – усилитель явно работает с малыми токами покоя. С одной стороны, это хорошо: КПД высокий, корпус почти не греется. С другой стороны, на выходе много лишнего даже на малых уровнях сигнала, причём спектр паразитных гармоник простирается высоко.
При подаче двухтональных сигналов спектры, понятное дело, получаются «пушистыми». Впрочем, будь у усилителя шумов повыше (как у большинства усилителей в этой цене) всё это выглядело бы чуть иначе, так что пугаться, в принципе, нечего.
Интересно распределение гармоник по спектру. На нижних частотах вторая лишь немного превосходит третью, а вот на СЧ и ВЧ главенствует третья. Это вполне согласуется с характером звучания – он без нарочитой теплоты, с чётким и немного даже резковатым «очерчиванием» звуков. Но об этом скажу чуть позже.
Посмотрел фазу выходного сигнала. Есть небольшой загиб внизу (обычное влияние ёмкостей на пути сигнала), наверху фаза почти не уплывает. Нормально.
Зависимость КГИ от выходной мощности – как в учебниках. Классическая ровненькая «галочка». Как всегда для широкополосных усилителей, измерение проводил на частоте 1000 Гц.
Усилитель хорошо работает на 4-омную и на 2-омную нагрузку. Силовой потенциал более чем достаточен для большинства «гражданских» систем.
Коэффициент гармонических искажений (4 Ом, P=0,1Pmax) 20 ноября 2020 в 08:58
Взбодрить штатку. Тест усилителей со встроенными процессорами: 8-канального JBL DSP4086 и 4-канального JBL DSP2544
И снова в лаборатории новинки, которые только-только поступают в продажу – это 4- и 8-канальные усилители от JBL. Их особенность – цифровые процессоры вместо привычных аналоговых фильтров. Усилители явно ориентированы на апгрейд штатных систем, но с разными компоновками: DSP4086 имеет 6 входов и 8 каналов усиления, а DSP2544 имеет 4 входа, 4 канала усиления и ещё одну «лишнюю» пару линейных выходов.
По заведённой традиции обозначу ценовой уровень. На момент теста 4-канальник DSP2544 ещё не вышел в продажу, но планируемая цена – 13990 рублей. А 8-канальник DSP4086 уже продаётся и стоит 21990 рублей.
ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО, ИЗУЧЕНИЕ КОНСТРУКЦИИ
Усилители выполнены практически в одинаковых корпусах, различие лишь в длине. С овальным профилем, кстати, выглядят симпатично. У обоих – удобная односторонняя компоновка.
Подключение – либо по линейным, либо по высокоуровневым входам (работают с сигналом до 15 В). В последнем случае усилитель может включаться без управления по Remote – автоматически по наличию входного сигнала (постоянная составляющая или полезный сигнал). В общем, явный ориентир на апгрейд штаток без лишних сложностей и вмешательств.
Все необходимые кабели с разъёмами идут в комплекте. У 4-канальника JBL DSP2544 предусмотрен разъём под проводной пульт, но сам пульт предлагается как опция.
У 8-канальника JBL DSP4086 пульт идёт в комплекте. Тут усилитель уже более серьёзный, поэтому питание идёт отдельным разъёмом.
Если у 4-канальника линейные и высокоуровневые входы выполнены раздельно, то у 8-канальника все подключения – через разъёмы RCA. Для подключения по высокому уровню в комплект вложены удобные переходники.
Внутри усилители разные. Восьмиканальник DSP4086 – это усилитель D-класса, а четырёхканальник DSP2544 работает в классе АВ. Обращу внимание на один существенный момент – платы имеют конформное покрытие (защиту от влаги). И хоть формально усилители не заявляются как Marine или Power Sport, при установке под передние сиденья это даст большой плюс к надёжности.
Процессорные части у обоих усилителей почти одинаковые и построены на связках от Asahi Kasei Microdevices. «Математика» возложена на AK7738, АЦП и ЦАП частично используются его же встроенные, в 4-канальнике замечен дополнительный ЦАП AK4432, а в 8-канальнике – пара AK4432 плюс внешний АЦП AK5552.
Усилительная часть восьмиканальника построена на четырёх двухканальных IR4322. Силовые ключи, судя по всему, расположены с нижней стороны платы и прижаты к корпусу. Описание почему-то скромничает насчёт мощности – заявляется всего 40 и 60 Вт при 4 и 2 Ом, хотя на деле силовой запас выше, на измерениях сами увидите.
В четырёхканальнике используется микросхема STPA008. Она прижата к теплоотводу, который передаёт тепло на корпус.
РАБОТА ВСТРОЕННЫХ ПРОЦЕССОРОВ
Настраиваются усилители с компьютера, подключение по USB (кабели в комплекте), программа управления скачивается с официального сайта. Поскольку 4-канальник на момент теста в открытую продажу ещё не поступил, при изучении пользовался программным обеспечением, присланным из Harman – версия 2.8.0. Она подошла для обоих усилителей, причём в каждом случае после подключения отображалось нужное число каналов.
Сначала о том, что понравилось. Во-первых, можно сразу задать назначение каналов (твитеры, среднечастотники, вуферы и т. д.), и программа автоматически включит фильтры – даже сложная система будет готова к первому включению буквально в несколько кликов. Картинка с расположением динамиков при этом будет соответствовать выбранной схеме – не запутаешься.
Во-вторых, есть индикаторы клиппирования сигнала – при настройке со штатными системами будут точно нелишними. В-третьих, прямо в программе есть контроль напряжения питания – специально для тех, кто любит настраивать без подключения зарядного устройства.
Маршрутизация каналов – традиционная матричная, причём можно не просто указывать, с какого входа на какой выход что пойдёт, но и смешивать сигналы в разных пропорциях.
В целом логика управления стандартная, так что к программе привыкаешь быстро. Единственное, что можно отметить как эргономический минус – при настройке фильтров частоты приходится вбивать вручную. То есть, настроить процессор, орудуя одной лишь мышкой, без клавиатуры, тут не получится.
Вторая придирка – нет возможности выбирать типы фильтров. То есть, крутизну – хоть до 48 дБ/октава, а вот сами фильтры – фиксированные. Снял для интереса характеристики при настройке фильтров на 70, 400 Гц и 6 кГц:
Заявки выдерживаются идеально, но у современных процессоров с этим особых проблем не наблюдается. Характеристики получились похожи на баттервортовские, это практически классика.
ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ И ХАРАКТЕРИСТИК 8-КАНАЛЬНОГО JBL DSP4086
Начну с 8-канальника, и сначала – спектры выходного сигнала при подаче на вход 1 кГц. Как видите, при малом сигнале лишних гармоник практически нет, и это можно считать приятной неожиданностью для не самого дорогого D-класса:
При подаче двухтональных сигналов всё выглядит прилично, обошлось без типичной задиристой «расчёски». Пока тоже зачёт.
А это – распределение гармоник по спектру. Как почти у всех усилителей на нижних частотах искажения ожидаемо чуть выше, хотя на СЧ (где это особенно важно) их уровень достаточно низок. Вторая и третья гармоника примерно одного порядка без явно выраженного доминирования какой-то одной.
Зависимость КГИ от выходной мощности стандартно снимаю на частоте 1 кГц. Примечательно, что с понижением уровня сигнала искажения не подскакивают, как это часто бывает в D-классе.
И обратите внимание, при каких мощностях наступает ограничение сигнала. Реально усилитель выдаёт заметно больше обещанных 40 и 60 Вт. Для сведения, при измерении нагружал 4 канала из 8, это хорошо соответствует работе в реальных системах (вряд ли все 8 каналов будут работать в полную полосу). Формально параметры получились такие:
Коэффициент гармонических искажений (4 Ом, P=0,1Pmax)
Даже картинка интермодуляционных искажений нормальная – практически полное отсутствие гармоник высших порядков. Вообще, спектры даже немного чище, чем у 8-канальника.
Распределение уровня искажений по спектру почти такое же, как у 8-канальника, но гармоники распределяются чуть иначе – на СЧ и ВЧ доминирует вторая.
Измерять мощность привычными методами не стал, усилитель построен на несложной микросхеме, так что в данном случае это было не нужно. Но решил наглядно показать, что происходит с сигналом, когда сигнал достигает максимального размаха. В принципе, сигнал на выходе остаётся достаточно чистым даже близко к максимуму, и это хорошо.
Как только усилитель достигает пределов, начинается ограничение сигнала. При питании 14,4 Вольт этот предел – примерно на отметке 12 Вольт.
По части силового запаса DSP2544 примерно сопоставим с головными устройствами, хотя в остальном сравнение с ними неуместно. Судя по тому, как усилитель обходится с сигналом, по звучанию он должен быть поинтересней, да и про приличный процессор забывать не будем.
Первым делом включил восьмиканальный DSP4086. Общий характер звука чуточку суховатый, но не холодный, в звуке нет колкости или грубости, присущей многим усилителям D-класса умеренной ценовой категории. Отсутствие нарочитой теплоты не делает звук утомительным, музыку можно слушать долго, это можно считать плюсом.
Серединка подаётся, я бы сказал, рафинировано – ясно, но как будто вычищено от лишних послезвучий. Наглядней всего это слышно на симфонической музыке – создаётся ощущение, будто инструменты все расставлены на своих местах, в том числе и в глубину, ничто не теряется, но при этом хочется чуть больше ощущения пространства. Какие-нибудь студийные записи звучат вполне нормально. Правда, в какой-то момент поймал себя на мысли – лишнего полез в аудиофильство. В своей ценовой категории усилитель гарантированно не станет слабым звеном в системе, а это главное.
Четырёхканальник DSP 2544 в плане звуковой подачи немного теплее и как-то «камернее» что ли. С ним хорошо слушать неспешный инструментал и электронику, хорошо заходит популярная музыка. Формально мощность у него ниже, чем у восьмиканальника, но звучит бодро и как-то плотненько что ли, так что впечатления в целом положительные.
Усилители определённо есть смысл рассматривать, когда нужно «взбодрить» штатную систему, не затратив много денег. А цены, меж тем, совсем невысокие: чуть меньше 22 тысяч за 8 каналов усиления плюс процессор на нормальных (ещё раз – на нормальных!) чипах – это недорого. Да и 4-канальник умещается в очень разумные пределы.
Разумеется, сейчас налетят снобы, которые начнут бухтеть, мол, нет цифровых входов. Но я бы не сказал, что апгрейд с подключением по аналогу востребован меньше, так что потенциальное поле использования осталось очень даже широким. Хотите оптику? Да не вопрос, докиньте деньжат и возьмите что-то другое. Не нужна оптика? Есть возможность сэкономить, взяв JBL, со своей задачей эти усилители вполне справляются.
Плюсы:
Компактные, удобны в установке
Влагозащитное покрытие плат (актуально при установке под сиденья)
Работают от 8 Вольт (актуально для автомобилей с системой Start-Stop)
Процессоры на весьма приличных чипах Asahi Kasei Microdevices
У 8-канальника мощность выше заявленной в описании
Минусы:
Не предусмотрено мостовое включение каналов
Цифровой вход расширил бы область применения усилителей
Дизайн и не только. Тест усилителей JBL серии Club: четырёхканального JBL Club A754 и сабвуферного моноблока JBL Club A600
Совсем недавно JBL обновили серию Club – в продажу вышли усилители и акустика. У серии вполне разумные цены, техника хорошо выглядит и даже получила престижную премию Red Dot 2020, которая как раз присуждается в области дизайна. Это привлекло внимание, и всё это оказалось у меня в лаборатории на детальном изучении. Акустика будет чуть позже, а сегодня разберу возможности усилителей.
Сразу по заведённой традиции обозначу ценовой уровень. На момент теста цена четырёхканального JBL Club A754 составляет 12990 рублей, а сабвуферный моноблок JBL Club A600 стоит 13990 рублей.
ПЕРВОЕ ИЗУЧЕНИЕ КОНСТРУКЦИИ
Буду откровенен, внешний вид – это действительно первое, что привлекло внимание. Вживую усилители выглядят реально круто – глянцевые рамки и скруглённые формы так и просятся под изящные фальшпанели, мягкую «неоноподобную» подсветку или что-то в этом роде. Современный американский «фрезерованный» стиль инсталла им очень подойдёт. Впрочем, усилители разрабатывались в том числе и для рынка Штатов, так что всё логично.
Усилители имеют удобную одностороннюю компоновку подключений, так что с установкой проблем не будет – хоть в багажник, хоть под сиденье.
Логотип можно приклеить уже после установки (мало ли какая сторона окажется верхней).
В комплекте идёт установочная мелочёвка, запасные предохранители и пара наклеек. Подключение – по линейным или высокоуровневым входам. В обоих случаях – через разъёмы RCA, просто при высокоуровневом подключении это делается через специальные переходники.
Так, стоп… а для чего такие длинные установочные винты? И как вообще крепятся усилители? И где регулировки? Всё оказалось интересно. Глянцевые рамки отщёлкиваются, открывая доступ к установочным отверстиям по углам корпуса.
А чтобы добраться до регулировок, нужно сдвинуть верхнюю крышку. При этом всё прижимается и фиксируется плотно, где нужно – через упругие прокладки, на дребезг никакого намёка. В общем, исполнение пока нравится.
Открываю крышки, смотрю что по регулировкам. Во-первых, трёхпозиционным переключателем можно выбрать режим работы входов – линейные или высокоуровневые (H1 и H2 – разные уровни ослабления входного сигнала). Во-вторых, можно выбрать тип включения – традиционно по сигналу Remote или по наличию полезного сигнала на входе (если точнее – по постоянной составляющей при работе в высокоуровневом режиме).
По фильтровому оснащению всё более-менее привычно. У четырёхканальника – ФВЧ или ФНЧ с максимальной частотой настройки 320 Гц, у моноблока – регулируемый ФНЧ, бас-буст и переключатель полярности сигнала.
В комплекте к моноблоку дополнительно идёт проводной ПДУ. Работает традиционно – в ограниченных пределах дублирует гейн на усилителе.
Сначала открываю моноблок Club A600. Скомпонован рационально – сильноточная часть максимально удалена от «слаботочки».
Драйвер D-класса – хорошо зарекомендовавший себя чип IRS2092S от International Rectifier.
Выходные ключи – мощные IRFP260N от того же International Rectifier.
Напряжение в блоке питания не смотрел, но ёмкости в плечах вторички – на напряжение 80 Вольт. Впрочем, силовой потенциал усилителей я буду измерять другим способом, так что тут обычно не заморачиваюсь.
Плата входных фильтров прижата планкой, добраться к ней можно только если её снять.
Четырёхканальник Club A754, в отличие от басового моноблока, работает в традиционном классе АВ. Принцип компоновки тот же – линейная часть максимально далеко от блока питания. Это тоже вносит свой вклад – уровень шума у усилителя действительно низкий, на измерениях обращу на это внимание.
Блок питания скромно забился в угол корпуса, основную часть пространства занимает сама усилительная часть.
В усилителе широко используется SMD-монтаж.
Для любопытствующих – выходная часть построена на комплементарных парах TIP35C и TIP36C с «раскачкой» на 2SB649A и 2SD669A.
Входных плат у четырёхканальника две, но за счёт вертикальной компоновки места в корпусе особо не занимают.
На этом внешнее изучение пока закончу, теперь анализ работы усилителей.
ИЗМЕРЕНИЯ 1-КАНАЛЬНОГО УСИЛИТЕЛЯ JBL CLUB A600
Снова начну с моноблока. Первым делом смотрю фильтры. Ну тут особо проблем и не предвиделось, характеристики стабильны во всём диапазоне регулировок. Для полноты картины снял АЧХ ещё и при среднем положении регулятора.
Теперь к работе усилительной части. Подаю на вход двухтональные сигналы, смотрю, что на выходе. А что, очень даже прилично для моноблока. Чаще приходится видеть «пушистые расчёски», а тут лишнего совсем немного. Выходной фильтр явно настроен на 3 кГц.
Самые низкие искажения – как раз в самом «рабочем» диапазоне моноблока – от 30 до 60-70 Гц. Хорошо.
Величина искажений тоже вопросов не вызывает. Больше того, на малых уровнях сигнала КГИ не подскакивает, что у сабвуферных моноблоков D-класса – большая редкость.
Для сведения, измерение проводил на частоте 60 Гц. Обратите внимание, при каких выходных мощностях усилитель начинает ограничивать сигнал. Согласитесь, очень прилично для компактного малыша – больше полукиловатта на 2-омную нагрузку. Формальные показатели получились такими:
Коэффициент гармонических искажений (4 Ом, P=0,1Pmax)
С усилительной частью чуть сложнее. Начну с хорошего – фоновый шум крайне низкий. От усилителя с умеренной ценой это редкость. Второе – усилитель явно работает с малыми токами покоя. С одной стороны, это хорошо: КПД высокий, корпус почти не греется. С другой стороны, на выходе много лишнего даже на малых уровнях сигнала, причём спектр паразитных гармоник простирается высоко.
При подаче двухтональных сигналов спектры, понятное дело, получаются «пушистыми». Впрочем, будь у усилителя шумов повыше (как у большинства усилителей в этой цене) всё это выглядело бы чуть иначе, так что пугаться, в принципе, нечего.
Интересно распределение гармоник по спектру. На нижних частотах вторая лишь немного превосходит третью, а вот на СЧ и ВЧ главенствует третья. Это вполне согласуется с характером звучания – он без нарочитой теплоты, с чётким и немного даже резковатым «очерчиванием» звуков. Но об этом скажу чуть позже.
Посмотрел фазу выходного сигнала. Есть небольшой загиб внизу (обычное влияние ёмкостей на пути сигнала), наверху фаза почти не уплывает. Нормально.
Зависимость КГИ от выходной мощности – как в учебниках. Классическая ровненькая «галочка». Как всегда для широкополосных усилителей, измерение проводил на частоте 1000 Гц.
Усилитель хорошо работает на 4-омную и на 2-омную нагрузку. Силовой потенциал более чем достаточен для большинства «гражданских» систем.
Коэффициент гармонических искажений (4 Ом, P=0,1Pmax) 20 ноября 2020 в 08:34
Взбодрить штатку. Тест усилителей со встроенными процессорами: 8-канального JBL DSP4086 и 4-канального JBL DSP2544
И снова в лаборатории новинки, которые только-только поступают в продажу – это 4- и 8-канальные усилители от JBL. Их особенность – цифровые процессоры вместо привычных аналоговых фильтров. Усилители явно ориентированы на апгрейд штатных систем, но с разными компоновками: DSP4086 имеет 6 входов и 8 каналов усиления, а DSP2544 имеет 4 входа, 4 канала усиления и ещё одну «лишнюю» пару линейных выходов.
По заведённой традиции обозначу ценовой уровень. На момент теста 4-канальник DSP2544 ещё не вышел в продажу, но планируемая цена – 13990 рублей. А 8-канальник DSP4086 уже продаётся и стоит 21990 рублей.
ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО, ИЗУЧЕНИЕ КОНСТРУКЦИИ
Усилители выполнены практически в одинаковых корпусах, различие лишь в длине. С овальным профилем, кстати, выглядят симпатично. У обоих – удобная односторонняя компоновка.
Подключение – либо по линейным, либо по высокоуровневым входам (работают с сигналом до 15 В). В последнем случае усилитель может включаться без управления по Remote – автоматически по наличию входного сигнала (постоянная составляющая или полезный сигнал). В общем, явный ориентир на апгрейд штаток без лишних сложностей и вмешательств.
Все необходимые кабели с разъёмами идут в комплекте. У 4-канальника JBL DSP2544 предусмотрен разъём под проводной пульт, но сам пульт предлагается как опция.
У 8-канальника JBL DSP4086 пульт идёт в комплекте. Тут усилитель уже более серьёзный, поэтому питание идёт отдельным разъёмом.
Если у 4-канальника линейные и высокоуровневые входы выполнены раздельно, то у 8-канальника все подключения – через разъёмы RCA. Для подключения по высокому уровню в комплект вложены удобные переходники.
Внутри усилители разные. Восьмиканальник DSP4086 – это усилитель D-класса, а четырёхканальник DSP2544 работает в классе АВ. Обращу внимание на один существенный момент – платы имеют конформное покрытие (защиту от влаги). И хоть формально усилители не заявляются как Marine или Power Sport, при установке под передние сиденья это даст большой плюс к надёжности.
Процессорные части у обоих усилителей почти одинаковые и построены на связках от Asahi Kasei Microdevices. «Математика» возложена на AK7738, АЦП и ЦАП частично используются его же встроенные, в 4-канальнике замечен дополнительный ЦАП AK4432, а в 8-канальнике – пара AK4432 плюс внешний АЦП AK5552.
Усилительная часть восьмиканальника построена на четырёх двухканальных IR4322. Силовые ключи, судя по всему, расположены с нижней стороны платы и прижаты к корпусу. Описание почему-то скромничает насчёт мощности – заявляется всего 40 и 60 Вт при 4 и 2 Ом, хотя на деле силовой запас выше, на измерениях сами увидите.
В четырёхканальнике используется микросхема STPA008. Она прижата к теплоотводу, который передаёт тепло на корпус.
РАБОТА ВСТРОЕННЫХ ПРОЦЕССОРОВ
Настраиваются усилители с компьютера, подключение по USB (кабели в комплекте), программа управления скачивается с официального сайта. Поскольку 4-канальник на момент теста в открытую продажу ещё не поступил, при изучении пользовался программным обеспечением, присланным из Harman – версия 2.8.0. Она подошла для обоих усилителей, причём в каждом случае после подключения отображалось нужное число каналов.
Сначала о том, что понравилось. Во-первых, можно сразу задать назначение каналов (твитеры, среднечастотники, вуферы и т. д.), и программа автоматически включит фильтры – даже сложная система будет готова к первому включению буквально в несколько кликов. Картинка с расположением динамиков при этом будет соответствовать выбранной схеме – не запутаешься.
Во-вторых, есть индикаторы клиппирования сигнала – при настройке со штатными системами будут точно нелишними. В-третьих, прямо в программе есть контроль напряжения питания – специально для тех, кто любит настраивать без подключения зарядного устройства.
Маршрутизация каналов – традиционная матричная, причём можно не просто указывать, с какого входа на какой выход что пойдёт, но и смешивать сигналы в разных пропорциях.
В целом логика управления стандартная, так что к программе привыкаешь быстро. Единственное, что можно отметить как эргономический минус – при настройке фильтров частоты приходится вбивать вручную. То есть, настроить процессор, орудуя одной лишь мышкой, без клавиатуры, тут не получится.
Вторая придирка – нет возможности выбирать типы фильтров. То есть, крутизну – хоть до 48 дБ/октава, а вот сами фильтры – фиксированные. Снял для интереса характеристики при настройке фильтров на 70, 400 Гц и 6 кГц:
Заявки выдерживаются идеально, но у современных процессоров с этим особых проблем не наблюдается. Характеристики получились похожи на баттервортовские, это практически классика.
ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ И ХАРАКТЕРИСТИК 8-КАНАЛЬНОГО JBL DSP4086
Начну с 8-канальника, и сначала – спектры выходного сигнала при подаче на вход 1 кГц. Как видите, при малом сигнале лишних гармоник практически нет, и это можно считать приятной неожиданностью для не самого дорогого D-класса:
При подаче двухтональных сигналов всё выглядит прилично, обошлось без типичной задиристой «расчёски». Пока тоже зачёт.
А это – распределение гармоник по спектру. Как почти у всех усилителей на нижних частотах искажения ожидаемо чуть выше, хотя на СЧ (где это особенно важно) их уровень достаточно низок. Вторая и третья гармоника примерно одного порядка без явно выраженного доминирования какой-то одной.
Зависимость КГИ от выходной мощности стандартно снимаю на частоте 1 кГц. Примечательно, что с понижением уровня сигнала искажения не подскакивают, как это часто бывает в D-классе.
И обратите внимание, при каких мощностях наступает ограничение сигнала. Реально усилитель выдаёт заметно больше обещанных 40 и 60 Вт. Для сведения, при измерении нагружал 4 канала из 8, это хорошо соответствует работе в реальных системах (вряд ли все 8 каналов будут работать в полную полосу). Формально параметры получились такие:
Коэффициент гармонических искажений (4 Ом, P=0,1Pmax)
Даже картинка интермодуляционных искажений нормальная – практически полное отсутствие гармоник высших порядков. Вообще, спектры даже немного чище, чем у 8-канальника.
Распределение уровня искажений по спектру почти такое же, как у 8-канальника, но гармоники распределяются чуть иначе – на СЧ и ВЧ доминирует вторая.
Измерять мощность привычными методами не стал, усилитель построен на несложной микросхеме, так что в данном случае это было не нужно. Но решил наглядно показать, что происходит с сигналом, когда сигнал достигает максимального размаха. В принципе, сигнал на выходе остаётся достаточно чистым даже близко к максимуму, и это хорошо.
Как только усилитель достигает пределов, начинается ограничение сигнала. При питании 14,4 Вольт этот предел – примерно на отметке 12 Вольт.
По части силового запаса DSP2544 примерно сопоставим с головными устройствами, хотя в остальном сравнение с ними неуместно. Судя по тому, как усилитель обходится с сигналом, по звучанию он должен быть поинтересней, да и про приличный процессор забывать не будем.
Первым делом включил восьмиканальный DSP4086. Общий характер звука чуточку суховатый, но не холодный, в звуке нет колкости или грубости, присущей многим усилителям D-класса умеренной ценовой категории. Отсутствие нарочитой теплоты не делает звук утомительным, музыку можно слушать долго, это можно считать плюсом.
Серединка подаётся, я бы сказал, рафинировано – ясно, но как будто вычищено от лишних послезвучий. Наглядней всего это слышно на симфонической музыке – создаётся ощущение, будто инструменты все расставлены на своих местах, в том числе и в глубину, ничто не теряется, но при этом хочется чуть больше ощущения пространства. Какие-нибудь студийные записи звучат вполне нормально. Правда, в какой-то момент поймал себя на мысли – лишнего полез в аудиофильство. В своей ценовой категории усилитель гарантированно не станет слабым звеном в системе, а это главное.
Четырёхканальник DSP 2544 в плане звуковой подачи немного теплее и как-то «камернее» что ли. С ним хорошо слушать неспешный инструментал и электронику, хорошо заходит популярная музыка. Формально мощность у него ниже, чем у восьмиканальника, но звучит бодро и как-то плотненько что ли, так что впечатления в целом положительные.
Усилители определённо есть смысл рассматривать, когда нужно «взбодрить» штатную систему, не затратив много денег. А цены, меж тем, совсем невысокие: чуть меньше 22 тысяч за 8 каналов усиления плюс процессор на нормальных (ещё раз – на нормальных!) чипах – это недорого. Да и 4-канальник умещается в очень разумные пределы.
Разумеется, сейчас налетят снобы, которые начнут бухтеть, мол, нет цифровых входов. Но я бы не сказал, что апгрейд с подключением по аналогу востребован меньше, так что потенциальное поле использования осталось очень даже широким. Хотите оптику? Да не вопрос, докиньте деньжат и возьмите что-то другое. Не нужна оптика? Есть возможность сэкономить, взяв JBL, со своей задачей эти усилители вполне справляются.
Плюсы:
Компактные, удобны в установке
Влагозащитное покрытие плат (актуально при установке под сиденья)
Работают от 8 Вольт (актуально для автомобилей с системой Start-Stop)
Процессоры на весьма приличных чипах Asahi Kasei Microdevices
У 8-канальника мощность выше заявленной в описании
Минусы:
Не предусмотрено мостовое включение каналов
Цифровой вход расширил бы область применения усилителей