Jbl усилитель 4 канальный авто

Дизайн и не только. Тест усилителей JBL серии Club: четырёхканального JBL Club A754 и сабвуферного моноблока JBL Club A600

Jbl усилитель 4 канальный авто

Совсем недавно JBL обновили серию Club – в продажу вышли усилители и акустика. У серии вполне разумные цены, техника хорошо выглядит и даже получила престижную премию Red Dot 2020, которая как раз присуждается в области дизайна. Это привлекло внимание, и всё это оказалось у меня в лаборатории на детальном изучении. Акустика будет чуть позже, а сегодня разберу возможности усилителей.

Сразу по заведённой традиции обозначу ценовой уровень. На момент теста цена четырёхканального JBL Club A754 составляет 12990 рублей, а сабвуферный моноблок JBL Club A600 стоит 13990 рублей.

Jbl усилитель 4 канальный авто

ПЕРВОЕ ИЗУЧЕНИЕ КОНСТРУКЦИИ

Буду откровенен, внешний вид – это действительно первое, что привлекло внимание. Вживую усилители выглядят реально круто – глянцевые рамки и скруглённые формы так и просятся под изящные фальшпанели, мягкую «неоноподобную» подсветку или что-то в этом роде. Современный американский «фрезерованный» стиль инсталла им очень подойдёт. Впрочем, усилители разрабатывались в том числе и для рынка Штатов, так что всё логично.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Усилители имеют удобную одностороннюю компоновку подключений, так что с установкой проблем не будет – хоть в багажник, хоть под сиденье.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Логотип можно приклеить уже после установки (мало ли какая сторона окажется верхней).

Jbl усилитель 4 канальный авто

В комплекте идёт установочная мелочёвка, запасные предохранители и пара наклеек. Подключение – по линейным или высокоуровневым входам. В обоих случаях – через разъёмы RCA, просто при высокоуровневом подключении это делается через специальные переходники.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Так, стоп… а для чего такие длинные установочные винты? И как вообще крепятся усилители? И где регулировки? Всё оказалось интересно. Глянцевые рамки отщёлкиваются, открывая доступ к установочным отверстиям по углам корпуса.

Jbl усилитель 4 канальный авто

А чтобы добраться до регулировок, нужно сдвинуть верхнюю крышку. При этом всё прижимается и фиксируется плотно, где нужно – через упругие прокладки, на дребезг никакого намёка. В общем, исполнение пока нравится.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Открываю крышки, смотрю что по регулировкам. Во-первых, трёхпозиционным переключателем можно выбрать режим работы входов – линейные или высокоуровневые (H1 и H2 – разные уровни ослабления входного сигнала). Во-вторых, можно выбрать тип включения – традиционно по сигналу Remote или по наличию полезного сигнала на входе (если точнее – по постоянной составляющей при работе в высокоуровневом режиме).

Jbl усилитель 4 канальный авто

По фильтровому оснащению всё более-менее привычно. У четырёхканальника – ФВЧ или ФНЧ с максимальной частотой настройки 320 Гц, у моноблока – регулируемый ФНЧ, бас-буст и переключатель полярности сигнала.

Jbl усилитель 4 канальный авто

В комплекте к моноблоку дополнительно идёт проводной ПДУ. Работает традиционно – в ограниченных пределах дублирует гейн на усилителе.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Сначала открываю моноблок Club A600. Скомпонован рационально – сильноточная часть максимально удалена от «слаботочки».

Jbl усилитель 4 канальный авто

Драйвер D-класса – хорошо зарекомендовавший себя чип IRS2092S от International Rectifier.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Выходные ключи – мощные IRFP260N от того же International Rectifier.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Напряжение в блоке питания не смотрел, но ёмкости в плечах вторички – на напряжение 80 Вольт. Впрочем, силовой потенциал усилителей я буду измерять другим способом, так что тут обычно не заморачиваюсь.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Плата входных фильтров прижата планкой, добраться к ней можно только если её снять.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Четырёхканальник Club A754, в отличие от басового моноблока, работает в традиционном классе АВ. Принцип компоновки тот же – линейная часть максимально далеко от блока питания. Это тоже вносит свой вклад – уровень шума у усилителя действительно низкий, на измерениях обращу на это внимание.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Блок питания скромно забился в угол корпуса, основную часть пространства занимает сама усилительная часть.

Jbl усилитель 4 канальный авто

В усилителе широко используется SMD-монтаж.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Для любопытствующих – выходная часть построена на комплементарных парах TIP35C и TIP36C с «раскачкой» на 2SB649A и 2SD669A.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Входных плат у четырёхканальника две, но за счёт вертикальной компоновки места в корпусе особо не занимают.

Jbl усилитель 4 канальный авто

На этом внешнее изучение пока закончу, теперь анализ работы усилителей.

ИЗМЕРЕНИЯ 1-КАНАЛЬНОГО УСИЛИТЕЛЯ JBL CLUB A600

Снова начну с моноблока. Первым делом смотрю фильтры. Ну тут особо проблем и не предвиделось, характеристики стабильны во всём диапазоне регулировок. Для полноты картины снял АЧХ ещё и при среднем положении регулятора.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Теперь к работе усилительной части. Подаю на вход двухтональные сигналы, смотрю, что на выходе. А что, очень даже прилично для моноблока. Чаще приходится видеть «пушистые расчёски», а тут лишнего совсем немного. Выходной фильтр явно настроен на 3 кГц.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Самые низкие искажения – как раз в самом «рабочем» диапазоне моноблока – от 30 до 60-70 Гц. Хорошо.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Величина искажений тоже вопросов не вызывает. Больше того, на малых уровнях сигнала КГИ не подскакивает, что у сабвуферных моноблоков D-класса – большая редкость.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Для сведения, измерение проводил на частоте 60 Гц. Обратите внимание, при каких выходных мощностях усилитель начинает ограничивать сигнал. Согласитесь, очень прилично для компактного малыша – больше полукиловатта на 2-омную нагрузку. Формальные показатели получились такими:

Коэффициент гармонических искажений (4 Ом, P=0,1Pmax) Jbl усилитель 4 канальный авто

С усилительной частью чуть сложнее. Начну с хорошего – фоновый шум крайне низкий. От усилителя с умеренной ценой это редкость. Второе – усилитель явно работает с малыми токами покоя. С одной стороны, это хорошо: КПД высокий, корпус почти не греется. С другой стороны, на выходе много лишнего даже на малых уровнях сигнала, причём спектр паразитных гармоник простирается высоко.

Jbl усилитель 4 канальный авто

При подаче двухтональных сигналов спектры, понятное дело, получаются «пушистыми». Впрочем, будь у усилителя шумов повыше (как у большинства усилителей в этой цене) всё это выглядело бы чуть иначе, так что пугаться, в принципе, нечего.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Интересно распределение гармоник по спектру. На нижних частотах вторая лишь немного превосходит третью, а вот на СЧ и ВЧ главенствует третья. Это вполне согласуется с характером звучания – он без нарочитой теплоты, с чётким и немного даже резковатым «очерчиванием» звуков. Но об этом скажу чуть позже.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Посмотрел фазу выходного сигнала. Есть небольшой загиб внизу (обычное влияние ёмкостей на пути сигнала), наверху фаза почти не уплывает. Нормально.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Зависимость КГИ от выходной мощности – как в учебниках. Классическая ровненькая «галочка». Как всегда для широкополосных усилителей, измерение проводил на частоте 1000 Гц.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Усилитель хорошо работает на 4-омную и на 2-омную нагрузку. Силовой потенциал более чем достаточен для большинства «гражданских» систем.

Коэффициент гармонических искажений (4 Ом, P=0,1Pmax) 20 ноября 2020 в 08:34

Источник

Дизайн и не только. Тест усилителей JBL серии Club: четырёхканального JBL Club A754 и сабвуферного моноблока JBL Club A600

Jbl усилитель 4 канальный авто

Совсем недавно JBL обновили серию Club – в продажу вышли усилители и акустика. У серии вполне разумные цены, техника хорошо выглядит и даже получила престижную премию Red Dot 2020, которая как раз присуждается в области дизайна. Это привлекло внимание, и всё это оказалось у меня в лаборатории на детальном изучении. Акустика будет чуть позже, а сегодня разберу возможности усилителей.

Сразу по заведённой традиции обозначу ценовой уровень. На момент теста цена четырёхканального JBL Club A754 составляет 12990 рублей, а сабвуферный моноблок JBL Club A600 стоит 13990 рублей.

Jbl усилитель 4 канальный авто

ПЕРВОЕ ИЗУЧЕНИЕ КОНСТРУКЦИИ

Буду откровенен, внешний вид – это действительно первое, что привлекло внимание. Вживую усилители выглядят реально круто – глянцевые рамки и скруглённые формы так и просятся под изящные фальшпанели, мягкую «неоноподобную» подсветку или что-то в этом роде. Современный американский «фрезерованный» стиль инсталла им очень подойдёт. Впрочем, усилители разрабатывались в том числе и для рынка Штатов, так что всё логично.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Усилители имеют удобную одностороннюю компоновку подключений, так что с установкой проблем не будет – хоть в багажник, хоть под сиденье.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Логотип можно приклеить уже после установки (мало ли какая сторона окажется верхней).

Jbl усилитель 4 канальный авто

В комплекте идёт установочная мелочёвка, запасные предохранители и пара наклеек. Подключение – по линейным или высокоуровневым входам. В обоих случаях – через разъёмы RCA, просто при высокоуровневом подключении это делается через специальные переходники.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Так, стоп… а для чего такие длинные установочные винты? И как вообще крепятся усилители? И где регулировки? Всё оказалось интересно. Глянцевые рамки отщёлкиваются, открывая доступ к установочным отверстиям по углам корпуса.

Jbl усилитель 4 канальный авто

А чтобы добраться до регулировок, нужно сдвинуть верхнюю крышку. При этом всё прижимается и фиксируется плотно, где нужно – через упругие прокладки, на дребезг никакого намёка. В общем, исполнение пока нравится.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Открываю крышки, смотрю что по регулировкам. Во-первых, трёхпозиционным переключателем можно выбрать режим работы входов – линейные или высокоуровневые (H1 и H2 – разные уровни ослабления входного сигнала). Во-вторых, можно выбрать тип включения – традиционно по сигналу Remote или по наличию полезного сигнала на входе (если точнее – по постоянной составляющей при работе в высокоуровневом режиме).

Jbl усилитель 4 канальный авто

По фильтровому оснащению всё более-менее привычно. У четырёхканальника – ФВЧ или ФНЧ с максимальной частотой настройки 320 Гц, у моноблока – регулируемый ФНЧ, бас-буст и переключатель полярности сигнала.

Jbl усилитель 4 канальный авто

В комплекте к моноблоку дополнительно идёт проводной ПДУ. Работает традиционно – в ограниченных пределах дублирует гейн на усилителе.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Сначала открываю моноблок Club A600. Скомпонован рационально – сильноточная часть максимально удалена от «слаботочки».

Jbl усилитель 4 канальный авто

Драйвер D-класса – хорошо зарекомендовавший себя чип IRS2092S от International Rectifier.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Выходные ключи – мощные IRFP260N от того же International Rectifier.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Напряжение в блоке питания не смотрел, но ёмкости в плечах вторички – на напряжение 80 Вольт. Впрочем, силовой потенциал усилителей я буду измерять другим способом, так что тут обычно не заморачиваюсь.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Плата входных фильтров прижата планкой, добраться к ней можно только если её снять.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Четырёхканальник Club A754, в отличие от басового моноблока, работает в традиционном классе АВ. Принцип компоновки тот же – линейная часть максимально далеко от блока питания. Это тоже вносит свой вклад – уровень шума у усилителя действительно низкий, на измерениях обращу на это внимание.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Блок питания скромно забился в угол корпуса, основную часть пространства занимает сама усилительная часть.

Jbl усилитель 4 канальный авто

В усилителе широко используется SMD-монтаж.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Для любопытствующих – выходная часть построена на комплементарных парах TIP35C и TIP36C с «раскачкой» на 2SB649A и 2SD669A.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Входных плат у четырёхканальника две, но за счёт вертикальной компоновки места в корпусе особо не занимают.

Jbl усилитель 4 канальный авто

На этом внешнее изучение пока закончу, теперь анализ работы усилителей.

ИЗМЕРЕНИЯ 1-КАНАЛЬНОГО УСИЛИТЕЛЯ JBL CLUB A600

Снова начну с моноблока. Первым делом смотрю фильтры. Ну тут особо проблем и не предвиделось, характеристики стабильны во всём диапазоне регулировок. Для полноты картины снял АЧХ ещё и при среднем положении регулятора.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Теперь к работе усилительной части. Подаю на вход двухтональные сигналы, смотрю, что на выходе. А что, очень даже прилично для моноблока. Чаще приходится видеть «пушистые расчёски», а тут лишнего совсем немного. Выходной фильтр явно настроен на 3 кГц.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Самые низкие искажения – как раз в самом «рабочем» диапазоне моноблока – от 30 до 60-70 Гц. Хорошо.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Величина искажений тоже вопросов не вызывает. Больше того, на малых уровнях сигнала КГИ не подскакивает, что у сабвуферных моноблоков D-класса – большая редкость.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Для сведения, измерение проводил на частоте 60 Гц. Обратите внимание, при каких выходных мощностях усилитель начинает ограничивать сигнал. Согласитесь, очень прилично для компактного малыша – больше полукиловатта на 2-омную нагрузку. Формальные показатели получились такими:

Коэффициент гармонических искажений (4 Ом, P=0,1Pmax) Jbl усилитель 4 канальный авто

С усилительной частью чуть сложнее. Начну с хорошего – фоновый шум крайне низкий. От усилителя с умеренной ценой это редкость. Второе – усилитель явно работает с малыми токами покоя. С одной стороны, это хорошо: КПД высокий, корпус почти не греется. С другой стороны, на выходе много лишнего даже на малых уровнях сигнала, причём спектр паразитных гармоник простирается высоко.

Jbl усилитель 4 канальный авто

При подаче двухтональных сигналов спектры, понятное дело, получаются «пушистыми». Впрочем, будь у усилителя шумов повыше (как у большинства усилителей в этой цене) всё это выглядело бы чуть иначе, так что пугаться, в принципе, нечего.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Интересно распределение гармоник по спектру. На нижних частотах вторая лишь немного превосходит третью, а вот на СЧ и ВЧ главенствует третья. Это вполне согласуется с характером звучания – он без нарочитой теплоты, с чётким и немного даже резковатым «очерчиванием» звуков. Но об этом скажу чуть позже.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Посмотрел фазу выходного сигнала. Есть небольшой загиб внизу (обычное влияние ёмкостей на пути сигнала), наверху фаза почти не уплывает. Нормально.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Зависимость КГИ от выходной мощности – как в учебниках. Классическая ровненькая «галочка». Как всегда для широкополосных усилителей, измерение проводил на частоте 1000 Гц.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Усилитель хорошо работает на 4-омную и на 2-омную нагрузку. Силовой потенциал более чем достаточен для большинства «гражданских» систем.

Коэффициент гармонических искажений (4 Ом, P=0,1Pmax) 20 ноября 2020 в 08:58

Источник

Взбодрить штатку. Тест усилителей со встроенными процессорами: 8-канального JBL DSP4086 и 4-канального JBL DSP2544

Jbl усилитель 4 канальный авто

И снова в лаборатории новинки, которые только-только поступают в продажу – это 4- и 8-канальные усилители от JBL. Их особенность – цифровые процессоры вместо привычных аналоговых фильтров. Усилители явно ориентированы на апгрейд штатных систем, но с разными компоновками: DSP4086 имеет 6 входов и 8 каналов усиления, а DSP2544 имеет 4 входа, 4 канала усиления и ещё одну «лишнюю» пару линейных выходов.

По заведённой традиции обозначу ценовой уровень. На момент теста 4-канальник DSP2544 ещё не вышел в продажу, но планируемая цена – 13990 рублей. А 8-канальник DSP4086 уже продаётся и стоит 21990 рублей.

Jbl усилитель 4 канальный авто

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО, ИЗУЧЕНИЕ КОНСТРУКЦИИ

Усилители выполнены практически в одинаковых корпусах, различие лишь в длине. С овальным профилем, кстати, выглядят симпатично. У обоих – удобная односторонняя компоновка.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Подключение – либо по линейным, либо по высокоуровневым входам (работают с сигналом до 15 В). В последнем случае усилитель может включаться без управления по Remote – автоматически по наличию входного сигнала (постоянная составляющая или полезный сигнал). В общем, явный ориентир на апгрейд штаток без лишних сложностей и вмешательств.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Jbl усилитель 4 канальный авто

Все необходимые кабели с разъёмами идут в комплекте. У 4-канальника JBL DSP2544 предусмотрен разъём под проводной пульт, но сам пульт предлагается как опция.

Jbl усилитель 4 канальный авто

У 8-канальника JBL DSP4086 пульт идёт в комплекте. Тут усилитель уже более серьёзный, поэтому питание идёт отдельным разъёмом.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Если у 4-канальника линейные и высокоуровневые входы выполнены раздельно, то у 8-канальника все подключения – через разъёмы RCA. Для подключения по высокому уровню в комплект вложены удобные переходники.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Внутри усилители разные. Восьмиканальник DSP4086 – это усилитель D-класса, а четырёхканальник DSP2544 работает в классе АВ. Обращу внимание на один существенный момент – платы имеют конформное покрытие (защиту от влаги). И хоть формально усилители не заявляются как Marine или Power Sport, при установке под передние сиденья это даст большой плюс к надёжности.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Процессорные части у обоих усилителей почти одинаковые и построены на связках от Asahi Kasei Microdevices. «Математика» возложена на AK7738, АЦП и ЦАП частично используются его же встроенные, в 4-канальнике замечен дополнительный ЦАП AK4432, а в 8-канальнике – пара AK4432 плюс внешний АЦП AK5552.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Jbl усилитель 4 канальный авто

Усилительная часть восьмиканальника построена на четырёх двухканальных IR4322. Силовые ключи, судя по всему, расположены с нижней стороны платы и прижаты к корпусу. Описание почему-то скромничает насчёт мощности – заявляется всего 40 и 60 Вт при 4 и 2 Ом, хотя на деле силовой запас выше, на измерениях сами увидите.

Jbl усилитель 4 канальный авто

В четырёхканальнике используется микросхема STPA008. Она прижата к теплоотводу, который передаёт тепло на корпус.

Jbl усилитель 4 канальный авто

РАБОТА ВСТРОЕННЫХ ПРОЦЕССОРОВ

Настраиваются усилители с компьютера, подключение по USB (кабели в комплекте), программа управления скачивается с официального сайта. Поскольку 4-канальник на момент теста в открытую продажу ещё не поступил, при изучении пользовался программным обеспечением, присланным из Harman – версия 2.8.0. Она подошла для обоих усилителей, причём в каждом случае после подключения отображалось нужное число каналов.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Jbl усилитель 4 канальный авто

Сначала о том, что понравилось. Во-первых, можно сразу задать назначение каналов (твитеры, среднечастотники, вуферы и т. д.), и программа автоматически включит фильтры – даже сложная система будет готова к первому включению буквально в несколько кликов. Картинка с расположением динамиков при этом будет соответствовать выбранной схеме – не запутаешься.

Во-вторых, есть индикаторы клиппирования сигнала – при настройке со штатными системами будут точно нелишними. В-третьих, прямо в программе есть контроль напряжения питания – специально для тех, кто любит настраивать без подключения зарядного устройства.

Маршрутизация каналов – традиционная матричная, причём можно не просто указывать, с какого входа на какой выход что пойдёт, но и смешивать сигналы в разных пропорциях.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Jbl усилитель 4 канальный авто

В целом логика управления стандартная, так что к программе привыкаешь быстро. Единственное, что можно отметить как эргономический минус – при настройке фильтров частоты приходится вбивать вручную. То есть, настроить процессор, орудуя одной лишь мышкой, без клавиатуры, тут не получится.

Вторая придирка – нет возможности выбирать типы фильтров. То есть, крутизну – хоть до 48 дБ/октава, а вот сами фильтры – фиксированные. Снял для интереса характеристики при настройке фильтров на 70, 400 Гц и 6 кГц:

Jbl усилитель 4 канальный авто

Заявки выдерживаются идеально, но у современных процессоров с этим особых проблем не наблюдается. Характеристики получились похожи на баттервортовские, это практически классика.

ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ И ХАРАКТЕРИСТИК 8-КАНАЛЬНОГО JBL DSP4086

Начну с 8-канальника, и сначала – спектры выходного сигнала при подаче на вход 1 кГц. Как видите, при малом сигнале лишних гармоник практически нет, и это можно считать приятной неожиданностью для не самого дорогого D-класса:

Jbl усилитель 4 канальный авто

При подаче двухтональных сигналов всё выглядит прилично, обошлось без типичной задиристой «расчёски». Пока тоже зачёт.

Jbl усилитель 4 канальный авто

А это – распределение гармоник по спектру. Как почти у всех усилителей на нижних частотах искажения ожидаемо чуть выше, хотя на СЧ (где это особенно важно) их уровень достаточно низок. Вторая и третья гармоника примерно одного порядка без явно выраженного доминирования какой-то одной.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Зависимость КГИ от выходной мощности стандартно снимаю на частоте 1 кГц. Примечательно, что с понижением уровня сигнала искажения не подскакивают, как это часто бывает в D-классе.

Jbl усилитель 4 канальный авто

И обратите внимание, при каких мощностях наступает ограничение сигнала. Реально усилитель выдаёт заметно больше обещанных 40 и 60 Вт. Для сведения, при измерении нагружал 4 канала из 8, это хорошо соответствует работе в реальных системах (вряд ли все 8 каналов будут работать в полную полосу). Формально параметры получились такие:

Коэффициент гармонических искажений (4 Ом, P=0,1Pmax) Jbl усилитель 4 канальный авто

Даже картинка интермодуляционных искажений нормальная – практически полное отсутствие гармоник высших порядков. Вообще, спектры даже немного чище, чем у 8-канальника.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Распределение уровня искажений по спектру почти такое же, как у 8-канальника, но гармоники распределяются чуть иначе – на СЧ и ВЧ доминирует вторая.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Измерять мощность привычными методами не стал, усилитель построен на несложной микросхеме, так что в данном случае это было не нужно. Но решил наглядно показать, что происходит с сигналом, когда сигнал достигает максимального размаха. В принципе, сигнал на выходе остаётся достаточно чистым даже близко к максимуму, и это хорошо.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Как только усилитель достигает пределов, начинается ограничение сигнала. При питании 14,4 Вольт этот предел – примерно на отметке 12 Вольт.

Jbl усилитель 4 канальный авто

По части силового запаса DSP2544 примерно сопоставим с головными устройствами, хотя в остальном сравнение с ними неуместно. Судя по тому, как усилитель обходится с сигналом, по звучанию он должен быть поинтересней, да и про приличный процессор забывать не будем.

Первым делом включил восьмиканальный DSP4086. Общий характер звука чуточку суховатый, но не холодный, в звуке нет колкости или грубости, присущей многим усилителям D-класса умеренной ценовой категории. Отсутствие нарочитой теплоты не делает звук утомительным, музыку можно слушать долго, это можно считать плюсом.

Серединка подаётся, я бы сказал, рафинировано – ясно, но как будто вычищено от лишних послезвучий. Наглядней всего это слышно на симфонической музыке – создаётся ощущение, будто инструменты все расставлены на своих местах, в том числе и в глубину, ничто не теряется, но при этом хочется чуть больше ощущения пространства. Какие-нибудь студийные записи звучат вполне нормально. Правда, в какой-то момент поймал себя на мысли – лишнего полез в аудиофильство. В своей ценовой категории усилитель гарантированно не станет слабым звеном в системе, а это главное.

Четырёхканальник DSP 2544 в плане звуковой подачи немного теплее и как-то «камернее» что ли. С ним хорошо слушать неспешный инструментал и электронику, хорошо заходит популярная музыка. Формально мощность у него ниже, чем у восьмиканальника, но звучит бодро и как-то плотненько что ли, так что впечатления в целом положительные.

Усилители определённо есть смысл рассматривать, когда нужно «взбодрить» штатную систему, не затратив много денег. А цены, меж тем, совсем невысокие: чуть меньше 22 тысяч за 8 каналов усиления плюс процессор на нормальных (ещё раз – на нормальных!) чипах – это недорого. Да и 4-канальник умещается в очень разумные пределы.

Разумеется, сейчас налетят снобы, которые начнут бухтеть, мол, нет цифровых входов. Но я бы не сказал, что апгрейд с подключением по аналогу востребован меньше, так что потенциальное поле использования осталось очень даже широким. Хотите оптику? Да не вопрос, докиньте деньжат и возьмите что-то другое. Не нужна оптика? Есть возможность сэкономить, взяв JBL, со своей задачей эти усилители вполне справляются.

Плюсы:
Компактные, удобны в установке
Влагозащитное покрытие плат (актуально при установке под сиденья)
Работают от 8 Вольт (актуально для автомобилей с системой Start-Stop)
Процессоры на весьма приличных чипах Asahi Kasei Microdevices
У 8-канальника мощность выше заявленной в описании

Минусы:
Не предусмотрено мостовое включение каналов
Цифровой вход расширил бы область применения усилителей

Источник

Дизайн и не только. Тест усилителей JBL серии Club: четырёхканального JBL Club A754 и сабвуферного моноблока JBL Club A600

Jbl усилитель 4 канальный авто

Совсем недавно JBL обновили серию Club – в продажу вышли усилители и акустика. У серии вполне разумные цены, техника хорошо выглядит и даже получила престижную премию Red Dot 2020, которая как раз присуждается в области дизайна. Это привлекло внимание, и всё это оказалось у меня в лаборатории на детальном изучении. Акустика будет чуть позже, а сегодня разберу возможности усилителей.

Сразу по заведённой традиции обозначу ценовой уровень. На момент теста цена четырёхканального JBL Club A754 составляет 12990 рублей, а сабвуферный моноблок JBL Club A600 стоит 13990 рублей.

Jbl усилитель 4 канальный авто

ПЕРВОЕ ИЗУЧЕНИЕ КОНСТРУКЦИИ

Буду откровенен, внешний вид – это действительно первое, что привлекло внимание. Вживую усилители выглядят реально круто – глянцевые рамки и скруглённые формы так и просятся под изящные фальшпанели, мягкую «неоноподобную» подсветку или что-то в этом роде. Современный американский «фрезерованный» стиль инсталла им очень подойдёт. Впрочем, усилители разрабатывались в том числе и для рынка Штатов, так что всё логично.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Усилители имеют удобную одностороннюю компоновку подключений, так что с установкой проблем не будет – хоть в багажник, хоть под сиденье.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Логотип можно приклеить уже после установки (мало ли какая сторона окажется верхней).

Jbl усилитель 4 канальный авто

В комплекте идёт установочная мелочёвка, запасные предохранители и пара наклеек. Подключение – по линейным или высокоуровневым входам. В обоих случаях – через разъёмы RCA, просто при высокоуровневом подключении это делается через специальные переходники.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Так, стоп… а для чего такие длинные установочные винты? И как вообще крепятся усилители? И где регулировки? Всё оказалось интересно. Глянцевые рамки отщёлкиваются, открывая доступ к установочным отверстиям по углам корпуса.

Jbl усилитель 4 канальный авто

А чтобы добраться до регулировок, нужно сдвинуть верхнюю крышку. При этом всё прижимается и фиксируется плотно, где нужно – через упругие прокладки, на дребезг никакого намёка. В общем, исполнение пока нравится.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Открываю крышки, смотрю что по регулировкам. Во-первых, трёхпозиционным переключателем можно выбрать режим работы входов – линейные или высокоуровневые (H1 и H2 – разные уровни ослабления входного сигнала). Во-вторых, можно выбрать тип включения – традиционно по сигналу Remote или по наличию полезного сигнала на входе (если точнее – по постоянной составляющей при работе в высокоуровневом режиме).

Jbl усилитель 4 канальный авто

По фильтровому оснащению всё более-менее привычно. У четырёхканальника – ФВЧ или ФНЧ с максимальной частотой настройки 320 Гц, у моноблока – регулируемый ФНЧ, бас-буст и переключатель полярности сигнала.

Jbl усилитель 4 канальный авто

В комплекте к моноблоку дополнительно идёт проводной ПДУ. Работает традиционно – в ограниченных пределах дублирует гейн на усилителе.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Сначала открываю моноблок Club A600. Скомпонован рационально – сильноточная часть максимально удалена от «слаботочки».

Jbl усилитель 4 канальный авто

Драйвер D-класса – хорошо зарекомендовавший себя чип IRS2092S от International Rectifier.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Выходные ключи – мощные IRFP260N от того же International Rectifier.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Напряжение в блоке питания не смотрел, но ёмкости в плечах вторички – на напряжение 80 Вольт. Впрочем, силовой потенциал усилителей я буду измерять другим способом, так что тут обычно не заморачиваюсь.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Плата входных фильтров прижата планкой, добраться к ней можно только если её снять.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Четырёхканальник Club A754, в отличие от басового моноблока, работает в традиционном классе АВ. Принцип компоновки тот же – линейная часть максимально далеко от блока питания. Это тоже вносит свой вклад – уровень шума у усилителя действительно низкий, на измерениях обращу на это внимание.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Блок питания скромно забился в угол корпуса, основную часть пространства занимает сама усилительная часть.

Jbl усилитель 4 канальный авто

В усилителе широко используется SMD-монтаж.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Для любопытствующих – выходная часть построена на комплементарных парах TIP35C и TIP36C с «раскачкой» на 2SB649A и 2SD669A.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Входных плат у четырёхканальника две, но за счёт вертикальной компоновки места в корпусе особо не занимают.

Jbl усилитель 4 канальный авто

На этом внешнее изучение пока закончу, теперь анализ работы усилителей.

ИЗМЕРЕНИЯ 1-КАНАЛЬНОГО УСИЛИТЕЛЯ JBL CLUB A600

Снова начну с моноблока. Первым делом смотрю фильтры. Ну тут особо проблем и не предвиделось, характеристики стабильны во всём диапазоне регулировок. Для полноты картины снял АЧХ ещё и при среднем положении регулятора.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Теперь к работе усилительной части. Подаю на вход двухтональные сигналы, смотрю, что на выходе. А что, очень даже прилично для моноблока. Чаще приходится видеть «пушистые расчёски», а тут лишнего совсем немного. Выходной фильтр явно настроен на 3 кГц.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Самые низкие искажения – как раз в самом «рабочем» диапазоне моноблока – от 30 до 60-70 Гц. Хорошо.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Величина искажений тоже вопросов не вызывает. Больше того, на малых уровнях сигнала КГИ не подскакивает, что у сабвуферных моноблоков D-класса – большая редкость.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Для сведения, измерение проводил на частоте 60 Гц. Обратите внимание, при каких выходных мощностях усилитель начинает ограничивать сигнал. Согласитесь, очень прилично для компактного малыша – больше полукиловатта на 2-омную нагрузку. Формальные показатели получились такими:

Коэффициент гармонических искажений (4 Ом, P=0,1Pmax) Jbl усилитель 4 канальный авто

С усилительной частью чуть сложнее. Начну с хорошего – фоновый шум крайне низкий. От усилителя с умеренной ценой это редкость. Второе – усилитель явно работает с малыми токами покоя. С одной стороны, это хорошо: КПД высокий, корпус почти не греется. С другой стороны, на выходе много лишнего даже на малых уровнях сигнала, причём спектр паразитных гармоник простирается высоко.

Jbl усилитель 4 канальный авто

При подаче двухтональных сигналов спектры, понятное дело, получаются «пушистыми». Впрочем, будь у усилителя шумов повыше (как у большинства усилителей в этой цене) всё это выглядело бы чуть иначе, так что пугаться, в принципе, нечего.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Интересно распределение гармоник по спектру. На нижних частотах вторая лишь немного превосходит третью, а вот на СЧ и ВЧ главенствует третья. Это вполне согласуется с характером звучания – он без нарочитой теплоты, с чётким и немного даже резковатым «очерчиванием» звуков. Но об этом скажу чуть позже.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Посмотрел фазу выходного сигнала. Есть небольшой загиб внизу (обычное влияние ёмкостей на пути сигнала), наверху фаза почти не уплывает. Нормально.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Зависимость КГИ от выходной мощности – как в учебниках. Классическая ровненькая «галочка». Как всегда для широкополосных усилителей, измерение проводил на частоте 1000 Гц.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Усилитель хорошо работает на 4-омную и на 2-омную нагрузку. Силовой потенциал более чем достаточен для большинства «гражданских» систем.

Коэффициент гармонических искажений (4 Ом, P=0,1Pmax) 20 ноября 2020 в 08:34

Источник

Взбодрить штатку. Тест усилителей со встроенными процессорами: 8-канального JBL DSP4086 и 4-канального JBL DSP2544

Jbl усилитель 4 канальный авто

И снова в лаборатории новинки, которые только-только поступают в продажу – это 4- и 8-канальные усилители от JBL. Их особенность – цифровые процессоры вместо привычных аналоговых фильтров. Усилители явно ориентированы на апгрейд штатных систем, но с разными компоновками: DSP4086 имеет 6 входов и 8 каналов усиления, а DSP2544 имеет 4 входа, 4 канала усиления и ещё одну «лишнюю» пару линейных выходов.

По заведённой традиции обозначу ценовой уровень. На момент теста 4-канальник DSP2544 ещё не вышел в продажу, но планируемая цена – 13990 рублей. А 8-канальник DSP4086 уже продаётся и стоит 21990 рублей.

Jbl усилитель 4 канальный авто

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО, ИЗУЧЕНИЕ КОНСТРУКЦИИ

Усилители выполнены практически в одинаковых корпусах, различие лишь в длине. С овальным профилем, кстати, выглядят симпатично. У обоих – удобная односторонняя компоновка.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Подключение – либо по линейным, либо по высокоуровневым входам (работают с сигналом до 15 В). В последнем случае усилитель может включаться без управления по Remote – автоматически по наличию входного сигнала (постоянная составляющая или полезный сигнал). В общем, явный ориентир на апгрейд штаток без лишних сложностей и вмешательств.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Jbl усилитель 4 канальный авто

Все необходимые кабели с разъёмами идут в комплекте. У 4-канальника JBL DSP2544 предусмотрен разъём под проводной пульт, но сам пульт предлагается как опция.

Jbl усилитель 4 канальный авто

У 8-канальника JBL DSP4086 пульт идёт в комплекте. Тут усилитель уже более серьёзный, поэтому питание идёт отдельным разъёмом.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Если у 4-канальника линейные и высокоуровневые входы выполнены раздельно, то у 8-канальника все подключения – через разъёмы RCA. Для подключения по высокому уровню в комплект вложены удобные переходники.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Внутри усилители разные. Восьмиканальник DSP4086 – это усилитель D-класса, а четырёхканальник DSP2544 работает в классе АВ. Обращу внимание на один существенный момент – платы имеют конформное покрытие (защиту от влаги). И хоть формально усилители не заявляются как Marine или Power Sport, при установке под передние сиденья это даст большой плюс к надёжности.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Процессорные части у обоих усилителей почти одинаковые и построены на связках от Asahi Kasei Microdevices. «Математика» возложена на AK7738, АЦП и ЦАП частично используются его же встроенные, в 4-канальнике замечен дополнительный ЦАП AK4432, а в 8-канальнике – пара AK4432 плюс внешний АЦП AK5552.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Jbl усилитель 4 канальный авто

Усилительная часть восьмиканальника построена на четырёх двухканальных IR4322. Силовые ключи, судя по всему, расположены с нижней стороны платы и прижаты к корпусу. Описание почему-то скромничает насчёт мощности – заявляется всего 40 и 60 Вт при 4 и 2 Ом, хотя на деле силовой запас выше, на измерениях сами увидите.

Jbl усилитель 4 канальный авто

В четырёхканальнике используется микросхема STPA008. Она прижата к теплоотводу, который передаёт тепло на корпус.

Jbl усилитель 4 канальный авто

РАБОТА ВСТРОЕННЫХ ПРОЦЕССОРОВ

Настраиваются усилители с компьютера, подключение по USB (кабели в комплекте), программа управления скачивается с официального сайта. Поскольку 4-канальник на момент теста в открытую продажу ещё не поступил, при изучении пользовался программным обеспечением, присланным из Harman – версия 2.8.0. Она подошла для обоих усилителей, причём в каждом случае после подключения отображалось нужное число каналов.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Jbl усилитель 4 канальный авто

Сначала о том, что понравилось. Во-первых, можно сразу задать назначение каналов (твитеры, среднечастотники, вуферы и т. д.), и программа автоматически включит фильтры – даже сложная система будет готова к первому включению буквально в несколько кликов. Картинка с расположением динамиков при этом будет соответствовать выбранной схеме – не запутаешься.

Во-вторых, есть индикаторы клиппирования сигнала – при настройке со штатными системами будут точно нелишними. В-третьих, прямо в программе есть контроль напряжения питания – специально для тех, кто любит настраивать без подключения зарядного устройства.

Маршрутизация каналов – традиционная матричная, причём можно не просто указывать, с какого входа на какой выход что пойдёт, но и смешивать сигналы в разных пропорциях.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Jbl усилитель 4 канальный авто

В целом логика управления стандартная, так что к программе привыкаешь быстро. Единственное, что можно отметить как эргономический минус – при настройке фильтров частоты приходится вбивать вручную. То есть, настроить процессор, орудуя одной лишь мышкой, без клавиатуры, тут не получится.

Вторая придирка – нет возможности выбирать типы фильтров. То есть, крутизну – хоть до 48 дБ/октава, а вот сами фильтры – фиксированные. Снял для интереса характеристики при настройке фильтров на 70, 400 Гц и 6 кГц:

Jbl усилитель 4 канальный авто

Заявки выдерживаются идеально, но у современных процессоров с этим особых проблем не наблюдается. Характеристики получились похожи на баттервортовские, это практически классика.

ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ И ХАРАКТЕРИСТИК 8-КАНАЛЬНОГО JBL DSP4086

Начну с 8-канальника, и сначала – спектры выходного сигнала при подаче на вход 1 кГц. Как видите, при малом сигнале лишних гармоник практически нет, и это можно считать приятной неожиданностью для не самого дорогого D-класса:

Jbl усилитель 4 канальный авто

При подаче двухтональных сигналов всё выглядит прилично, обошлось без типичной задиристой «расчёски». Пока тоже зачёт.

Jbl усилитель 4 канальный авто

А это – распределение гармоник по спектру. Как почти у всех усилителей на нижних частотах искажения ожидаемо чуть выше, хотя на СЧ (где это особенно важно) их уровень достаточно низок. Вторая и третья гармоника примерно одного порядка без явно выраженного доминирования какой-то одной.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Зависимость КГИ от выходной мощности стандартно снимаю на частоте 1 кГц. Примечательно, что с понижением уровня сигнала искажения не подскакивают, как это часто бывает в D-классе.

Jbl усилитель 4 канальный авто

И обратите внимание, при каких мощностях наступает ограничение сигнала. Реально усилитель выдаёт заметно больше обещанных 40 и 60 Вт. Для сведения, при измерении нагружал 4 канала из 8, это хорошо соответствует работе в реальных системах (вряд ли все 8 каналов будут работать в полную полосу). Формально параметры получились такие:

Коэффициент гармонических искажений (4 Ом, P=0,1Pmax) Jbl усилитель 4 канальный авто

Даже картинка интермодуляционных искажений нормальная – практически полное отсутствие гармоник высших порядков. Вообще, спектры даже немного чище, чем у 8-канальника.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Распределение уровня искажений по спектру почти такое же, как у 8-канальника, но гармоники распределяются чуть иначе – на СЧ и ВЧ доминирует вторая.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Измерять мощность привычными методами не стал, усилитель построен на несложной микросхеме, так что в данном случае это было не нужно. Но решил наглядно показать, что происходит с сигналом, когда сигнал достигает максимального размаха. В принципе, сигнал на выходе остаётся достаточно чистым даже близко к максимуму, и это хорошо.

Jbl усилитель 4 канальный авто

Как только усилитель достигает пределов, начинается ограничение сигнала. При питании 14,4 Вольт этот предел – примерно на отметке 12 Вольт.

Jbl усилитель 4 канальный авто

По части силового запаса DSP2544 примерно сопоставим с головными устройствами, хотя в остальном сравнение с ними неуместно. Судя по тому, как усилитель обходится с сигналом, по звучанию он должен быть поинтересней, да и про приличный процессор забывать не будем.

Первым делом включил восьмиканальный DSP4086. Общий характер звука чуточку суховатый, но не холодный, в звуке нет колкости или грубости, присущей многим усилителям D-класса умеренной ценовой категории. Отсутствие нарочитой теплоты не делает звук утомительным, музыку можно слушать долго, это можно считать плюсом.

Серединка подаётся, я бы сказал, рафинировано – ясно, но как будто вычищено от лишних послезвучий. Наглядней всего это слышно на симфонической музыке – создаётся ощущение, будто инструменты все расставлены на своих местах, в том числе и в глубину, ничто не теряется, но при этом хочется чуть больше ощущения пространства. Какие-нибудь студийные записи звучат вполне нормально. Правда, в какой-то момент поймал себя на мысли – лишнего полез в аудиофильство. В своей ценовой категории усилитель гарантированно не станет слабым звеном в системе, а это главное.

Четырёхканальник DSP 2544 в плане звуковой подачи немного теплее и как-то «камернее» что ли. С ним хорошо слушать неспешный инструментал и электронику, хорошо заходит популярная музыка. Формально мощность у него ниже, чем у восьмиканальника, но звучит бодро и как-то плотненько что ли, так что впечатления в целом положительные.

Усилители определённо есть смысл рассматривать, когда нужно «взбодрить» штатную систему, не затратив много денег. А цены, меж тем, совсем невысокие: чуть меньше 22 тысяч за 8 каналов усиления плюс процессор на нормальных (ещё раз – на нормальных!) чипах – это недорого. Да и 4-канальник умещается в очень разумные пределы.

Разумеется, сейчас налетят снобы, которые начнут бухтеть, мол, нет цифровых входов. Но я бы не сказал, что апгрейд с подключением по аналогу востребован меньше, так что потенциальное поле использования осталось очень даже широким. Хотите оптику? Да не вопрос, докиньте деньжат и возьмите что-то другое. Не нужна оптика? Есть возможность сэкономить, взяв JBL, со своей задачей эти усилители вполне справляются.

Плюсы:
Компактные, удобны в установке
Влагозащитное покрытие плат (актуально при установке под сиденья)
Работают от 8 Вольт (актуально для автомобилей с системой Start-Stop)
Процессоры на весьма приличных чипах Asahi Kasei Microdevices
У 8-канальника мощность выше заявленной в описании

Минусы:
Не предусмотрено мостовое включение каналов
Цифровой вход расширил бы область применения усилителей

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *