learning journey map в обучении это

Как построить маршрут обучения? Learning Journey Map (LJM)

Когда вы создаете свой курс, важно понимать, как пользователи ведут себя во время обучения. Так, чтобы вы знали, какие у них потребности, эмоции, препятствия и желаемый результат. Для визуализации этих характеристик есть множество инструментов и сегодня мы познакомим вас с одним из них.

Learning Journey Map (LJM) основана по аналогии с Customer Journey Map (CJM), которая показывает путь клиента на этапах взаимодействия с продуктом. Подсвечивает его сомнения, ожидания, критерии для выбора и т.д. Этим инструментам активно пользуются маркетологи, позже подобная карта была сделана и для обучения.

Learning Journey Map (LJM) составляют для того, чтобы взглянуть на процесс обучения глазами студента, чтобы побыть не лектором у доски, а учеником за партой. Понять его переживания, выявить ожидания и факторы, которые могут помешать ему достичь результата.

Делается это, конечно, для того, чтобы зафиксировать слепые зоны и улучшить программу обучения. Например, вы можете узнать, что ученики застревают на одной и той же теме, а в каком-то блоке вы выбрали неудачную подачу материала и тесты показывают, что он не усваивается. Это некий аудит вашего обучающего продукта, который позволит вам сделать настоящую пушку.

Ну что, переходим от слов к делу. Что вам нужно для составления карты о своих учениках:

Да, у самурая нет цели, только путь, но мы с вами не сильно-то и похожи на японских воинов, поэтому задаем себе вопрос: «Зачем?».

Может, вы хотите увеличить количество записей на платное обучение после бесплатного продукта или, например, повысить число учеников, которые прошли курс до конца. Главное, чтобы цель была четкой, ясной и измеримой.

Во-вторых, это аудитория.

Погрузитесь в мир ваших учеников. Подумайте, как ваше обучение решает их проблемы. Учитывайте любые мелочи и детали, которые могут помочь лучше понять человека и «подстроиться» под него. Способов узнать, что происходит в головах и жизнях учеников немного, а точнее — один. Просто спросить. Анкета, опросы в социальных сетях, интервью — используйте то, что вам удобнее. Лучше всего разделить аудиторию на сегменты. Это легче, чем вы будете пытаться описать большую кучу людей общими словами. Например, если это обучающий курс иностранного языка, сегментами могут быть:

Результат можно оформить с помощью пирамиды Роберта Дилтса.

В-третьих, этапы обучения + поведение учеников на каждом из этапов

Тут вам нужно определить все шаги, которые проделывает ваш студент: от его первой встрече с вашей программой до завершения курса. Сами шаги могут меняться в зависимости от вида обучения, поэтому тут придется подумать самостоятельно. Можно разбить курс на модули или темы и продумывать действия ученика в их рамках.

Когда путь расписан, добавьте туда факторы, влияющие на поведение студента. Вопросы, которые могут вам помочь:

В-четвертых, это способы улучшения опыта.

То, что меняет взаимодействие ученика с курсом в лучшую сторону. Опять же, смотрите на ситуацию глазами ученика, хотя бы на время забудьте о своих целях и выгодах. Вы — ученик. И вы хотите получить пользу.

Фиксируйте все идеи для улучшения курса. В результате вы должны предложить своим студентам максимально простой и удобный путь, который приведет их к желаемой цели.

Теперь дело за малым — представить всю полученную информацию в удобном виде. Причем не только для вас, но и для команды, если вы работаете не в одиночку.

Для этого можно использовать:

Шаблон для создания своей LJM будет ждать вас в нашем Телеграм-канале. Не забывайте подписываться.

В комментариях делитесь, пользовались ли вы сами таким инструментом или слышите впервые?

Источник

Что такое Learning Journey Map, как создать и использовать этот инструмент

С его помощью создатели курсов могут взглянуть на образовательный опыт глазами ученика и устранить все препятствия на пути к результату.

learning journey map в обучении это

learning journey map в обучении это

Из этой статьи вы узнаете:

learning journey map в обучении это

Редактор направления «Образование» Skillbox Media.

Что такое Learning Journey Map

Learning Journey Map (LJM, «карта пути обучения»), Learner Experience Map (LEM, «карта опыта учащегося»), или Student Journey Map (SJM, «карта пути студента»), — это персонализированная схема, которая отражает образовательный маршрут с точки зрения ученика, учитывает его исходный уровень, эмоции и потребности, возможные препятствия и желаемый результат.

Технология LJM основана на создании карт клиентского опыта (Customer Journey Map, CJM), которые демонстрируют путь пользователя на всех этапах взаимодействия с продуктом — от возникновения потребности до повторного обращения. Такой инструмент используют маркетологи и продуктологи.

Главные преимущества LJM заключаются в целостном подходе и наглядной визуализации. Так, карта может показывать:

Кроме LJM, похожим образом создаются Teacher Journey Map (карта пути преподавателя), Support Journey Map (карта пути куратора) и другие карты, показывающие программу с точки зрения любого участника образовательного процесса.

Для чего нужна Learning Journey Map

Цель составления LJM — взглянуть на процесс обучения глазами студента, лучше понять его потребности, выявить болевые точки и факторы, которые могут негативно сказаться на опыте ученика. И в результате — улучшить образовательную программу.

Плюс карты пути обучения в том, что она смещает привычный фокус. Если до этого вы рассматривали свой курс или другой проект с позиции создателя, то с LJM сможете увидеть его с точки зрения того, для кого курс предназначен, — потребителя, который выбирает образовательный продукт, а затем становится студентом. Это обеспечивает более глубокий уровень понимания положительных и отрицательных сторон программы. Вы увидите, какие инструменты и технологии работают, а какие — нет.

learning journey map в обучении это

Мы составляем LJM и в процессе проектирования нового курса, и для имеющихся продуктов, когда с ними происходят какие-то значительные изменения — скажем, при переводе из синхронного формата в асинхронный.

Ещё этот инструмент помогает, когда нужно провести аудит продукта. Имея перед глазами весь путь студента, накладывая на него учебную аналитику, данные опросов и интервью, обратную связь, можно точно определить основные проблемные места и продумать план действий.

Валентина Пахомова,
тимлид линейки курсов в БЮ «Интернет-маркетинг» в «Нетологии»

Например, вы можете обнаружить, что человек получает недостаточно информации для того, чтобы принять решение о покупке курса. Или поймёте, что обучению мешает неудобная организация процессов. Возможно, вы выясните, что не удовлетворяете эмоциональных потребностей учащихся или не предлагаете комфортных условий для общения студентов. Такая информация бесценна при пересмотре и улучшении процессов и программы обучения.

При этом, создавая или оптимизируя курс, важно помнить не только о комфорте клиента, но и об образовательных целях ученика.

learning journey map в обучении это

Мотивация в итоге закладывается не только в удобном интерфейсе и развлечениях на интерактивных вебинарах, а в образовательных вызовах, которые мы ставим перед учеником. В этом большая разница между позицией клиента, то есть пользователя, и позицией студента. И хорошая LJM её отражает.

Галина Турчак,
помощница по обучению в Skillbox, андрагог и автор Telegram-канала «Учусь как умею»

Какими бывают карты пути обучения

Евгения Ращупкина, руководитель школы методистов Skillbox и автор Telegram-канала LX notes, называет четыре способа составить LJM.

Какую карту выбрать — зависит от вашей цели. Если вы хотите улучшить существующую программу, можно составить LJM текущего состояния и карту, визуализирующую желаемый результат, а потом сравнить их. Вы получите список пунктов, которые нужно доработать. Если вам нужно внимательнее рассмотреть отдельный аспект программы — например, старт обучения, — то при составлении карты детализируйте его и захватите также этапы принятия решения, опыт студента до начала курса. Это очень гибкий инструмент, который подстраивается под ваши задачи.

Как составить Learning Journey Map

Вот пять шагов, которые помогут составить LJM.

1. Выберите цель составления карты

Нужно понять, какую задачу вы хотите решить с помощью этого инструмента. Например, улучшить опыт регистрации на курс, повысить удовлетворённость студентов от обучения и процент доходимости (Completion Rate). Позаботьтесь о том, чтобы цель была конкретной, а желаемый результат — объективно измеряемым.

2. Определите целевую аудиторию

Как и при создании карты клиентского опыта, во время составления LJM это тоже самый первый и важный шаг.

Начните с изучения целевой аудитории и составления портрета ученика. Сформулируйте его основные характеристики: от пола, возраста и занятия/профессии до потребностей, целей и интересов. Вы должны понимать, какие у вашей целевой аудитории страхи и сомнения, альтернативы и отвлекающие факторы.

learning journey map в обучении это

Важно понять уровень образовательного опыта и знаний потенциального студента. Учился ли он раньше онлайн? Сколько времени может уделить учёбе? Какой формат обучения ему подойдёт? Есть ли у него представления об изучаемом предмете, или он впервые узнаёт о нём?

Галина Турчак,
помощница по обучению в Skillbox, андрагог

Лучше всего сегментировать аудиторию, продумать несколько персонажей для каждого сегмента и создать LJM для каждого из них. Например, если у представителей одного сегмента гораздо больше свободного времени, чем у людей из другой группы, это значительно отразится на пути обучения первых.

Собрать необходимую информацию можно с помощью исследований: веб-аналитики, анкетирования и опросов, общения с потенциальными учениками в соцсетях. Если вы создаёте программу корпоративного обучения, используйте данные компании о сотрудниках. Наконец, вы можете собрать тестовый вариант курса, предложить пользователям его пройти, получить обратную связь и использовать эти данные для доработки программы.

3. Продумайте основные этапы обучения

На этой стадии вам нужно определить все шаги, которые совершит учащийся: от узнавания о программе до окончания обучения. Специалисты eLearning-компании Bottom-Line Performance выделяют четыре базовые стадии, из которых состоит любая образовательная программа: подготовка, освоение знаний и навыков, закрепление и применение в работе, долговременная поддержка.

learning journey map в обучении это

Сами шаги и их количество могут меняться в зависимости от вида и цели обучения. Разберём, как может выглядеть маршрут учащегося, на примере онлайн-курса.

Ваша карта не обязательно должна строиться именно так. Вы можете разбить путь студента на любые шаги, действия, этапы — например на модули или уроки. Детализация LJM тоже может быть разной: от крупноблочной карты, где отображены только основные стадии, до такой, где показан каждый шаг студента.

4. Оцените опыт учащегося на каждом этапе

Когда вы расписали путь ученика от начала и до конца, настало время рассмотреть факторы, которые влияют на процесс обучения.

Сюда попадает всё, что требуется сделать учащемуся: открыть письмо и перейти по ссылке, включить вебинар, пройти тест и так далее.

На этом уровне отражается собственно познавательный путь студента — то, к какой образовательной цели он идёт, с какими вызовами сталкивается, как меняется его мышление и отношение к предмету в процессе. Например, студент может двигаться от выявления образовательной потребности на этапе «Информирование» до свободного и уверенного владения предметом на этапе «Применение полученных знаний».

Эмоции, потребности и ожидания ученика

Для каждой из стадий вам нужно ответить на следующие вопросы:

Во время поиска ответов вы можете поставить себя на место ученика и ориентироваться на свои предположения, однако ценнее всего будет актуальная обратная связь от непосредственных пользователей.

В процессе обучения человек может использовать технологии и инструменты, алгоритмы и инструкции, сталкиваться с различными процессами и взаимодействовать с другими людьми. Например, студент заполняет форму на сайте курса, принимает звонок от менеджера, регистрируется на LMS-платформе, смотрит вебинар, отправляет домашнее задание на проверку. Ваша задача — рассмотреть каждый из факторов и определить, как он влияет на опыт ученика: нейтрально, положительно или отрицательно.

Скорее всего, вы уже заметили слабые места, в которых ученик заскучал, не получил достаточно информации или времени, чтобы освоить новый инструмент. Теперь вам нужно дойти до истоков проблемы и выяснить, почему это происходит. Возможно, понадобится подкорректировать какие-то детали, или же вы обнаружите системную ошибку в процессах.

learning journey map в обучении это

Карта — это такая развёртка всего курса, на которой много-много слоёв, как бы накладывающихся друг на друга. Вот какие ещё могут быть слои:

Валентина Пахомова,
тимлид линейки курсов в БЮ «Интернет-маркетинг», «Нетология»

5. Подумайте, как улучшить опыт ученика

После обнаружения проблем необходимо продумать всевозможные пути их устранения. Не забывайте смотреть на процесс глазами ученика, чтобы сфокусироваться именно на решении его задач.

Проверить, какие из идей подойдут лучше всего, снова поможет карта. Визуализируйте изменения и ответьте на вопросы:

Затем выберите самые подходящие идеи, начните проверять их на практике, собирать обратную связь и анализировать результат. Ваша задача — свести количество барьеров к минимуму и обеспечить студенту как можно более простой и комфортный маршрут, который приведёт его к желаемой цели.

Какие инструменты помогут составить LJM

Всё это замечательно — но как составить Learning Journey Map, если это схема, карта? На самом деле LJM изначально, как правило, представляет собой таблицу, потому что в этом формате удобно собирать данные. Затем эти данные, конечно, можно визуализировать в виде схемы. Выбор инструментов для составления и оформления зависит от того, к чему привыкла ваша команда, что для вас удобнее.

learning journey map в обучении это

«Google Таблицы»

Это самый доступный инструмент — проще только бумажные стикеры на стене. По горизонтали разместите этапы пути ученика, по вертикали — «Действия», «Обучение», «Эмоции», «Барьеры» и так далее. Получится таблица, которую вам нужно будет заполнить. Вот пример самого простого шаблона LJM. Чтобы им воспользоваться, в меню выберите «Файл» → «Создать копию».

Онлайн-доски

Такие сервисы предлагают готовые шаблоны и интуитивно-понятный интерфейс, так что с визуализацией справятся даже те, кто далёк от графического дизайна. Бесплатные Canvanizer и Conceptboard подойдут для того, чтобы быстро собрать простую LJM, Miro содержит несколько шаблонов и позволяет бесплатно работать в команде до трёх человек. Touchpoint Dashboard — платный сервис с расширенными функциями и без ограничений для командной работы, доступен пробный период.

learning journey map в обучении это

Графические редакторы

Если вам нужно подробно визуализировать схему и в команде есть дизайнеры, которым можно это поручить, используйте специализированные графические редакторы: Figma, Sketch, Adobe Illustrator — смотря чем пользуются в вашей компании.

Главная ценность карты пути учащегося не в полученной таблице или красивой инфографике. К тому же вы не сможете заранее предсказать опыт каждого ученика, даже если максимально вдумчиво подойдёте к задаче. Суть в самом процессе: составление учебного маршрута позволит задать важные вопросы и совершить значимые открытия. Удачного путешествия!

Источник

Learning journey map в обучении это

learning journey map в обучении это

learning journey map в обучении это

learning journey map в обучении это

Время на прочтение статьи

Часто повторяемый в последнее время на наших вебинарах англоязычный термин Learning journey map запомнился зрителям, а сегодня в рубрике “Слово недели” мы поговорим про это понятие подробнее — узнаем, что оно значит и чем может пригодиться современному преподавателю!

“Learning journey map” переводится как “карта пути обучения” или “карта опыта учащегося” и представляет собой схему, благодаря которой преподаватель может представить себе уже готовую образовательную программу или только начать её формировать с обязательной ориентацией на студента, который эту программу будет проходить. “Карта пути обучения” представляет собой условный маршрут студента по программе обучения, возможность для преподавателя взглянуть на процесс получения знаний его глазами, с учетом исходного уровня ученика, эмоций, которые он испытывает, трудностей, с которыми сталкивается, потребностей, которые у него возникают. Эта технология пришла в преподавание из маркетинга, где таким образом анализировалось взаимодействие клиентов с тем или иным продуктом, но и для образовательной среды она оказалась очень эффективной.

В первую очередь “карты пути обучения” создаются с целью улучшить образовательный продукт через анализ взаимодействия с ним ученика. Эта технология смещает привычный фокус с преподавателя на учащегося, что позволяет яснее понять, какие инструменты, задания, теоретические блоки работают, а какие нет.

Специалисты выделяют 4 основных типа карт пути обучения:

Буквально каждая стадия процесса обучения требует от педагога, чтобы он постоянно помнил, в чем нуждается сейчас ученик, что он ожидает получить от обучения, какие вопросы у него возникают, что он чувствует. Именно для этого необходима хорошо налаженная обратная связь. Благодаря ей всегда можно найти те барьеры, которые мешают ученику получить от обучения нужный результат, а значит — и снять эти барьеры в дальнейшем.

Чтобы создать свою карту пути обучения, можно использовать такие простые инструменты, как Google.Документы, Miro, а затем перейти к более сложной визуализации маршрутов на таких сервисах, как Figma или Adobe Illustrator.

Источник

Как проектировать обучение с помощью LJM

Как использовать LJM и спроектировать обучение, которым будут пользоваться с удовольствием.

Learning Journey Map — это карта образовательного опыта. Мы используем её для проектирования программ, систем дистанционного обучения, порталов и тренингов.

Столбцы LJM обозначают фазы жизненного цикла обучения. Одни могут быть шире, другие уже, но все они так или иначе есть в хорошем образовательном продукте. Эта статья поможет вам заполнить шаблон.

learning journey map в обучении этоСкачать шаблон-плакат формата А3

Этот шаблон — не единственно верный. LJM может охватывать модератора, проверяющего, руководителя компании или бизнес, если речь о корп-обучении. Но поняв базовые принципы на этом шаблоне, вы сможете сами расширить его.

Расскажем о каждой фазе.

Информирование

Рассказ пользователю про обучение до его начала: реклама, рассылки, промостраницы, корпоративные собрания, личные сообщения, инструкции. На этом этапе вы отвечаете на вопросы: как люди узнают про обучение, насколько им понятен порядок действий, какой канал коммуникации выбрать?

Плохо
«Обучение начинается завтра в 18:00. Заходите по ссылке, чтобы принять участие».
Человек ничего не поймёт: какое обучение, зачем обучение, мне точно на него надо?

Хорошо
«Скоро компания выходит на международный уровень, у нас будут иностранные партнёры, и основным языком продукта станет английский. Поэтому мы договорились о курсе „Бизнес-английский для айтишников“ с нашими партнёрами».
Человек сам приходит к выводу, что английский надо бы выучить, чтобы как минимум остаться работать в компании.

⚠️ Опасность
Если этого не продумать, люди не будут готовы или запутаются уже на старте. Ещё хуже — вообще не узнают про ваше обучение, если отправить сообщение на корп-почту, которой не пользовались три года.

Мотивация

Какую пользу получит пользователь от обучения: карьерный рост, сертификат, счастье или возможность поговорить с руководителем. У человека формируется осознание, зачем ему это обучение.

Плохо
Считать, что обучение — само по себе ценность. Возможно, в вашей компании есть люди, для которых это так, но их точно немного. Для большинства важно понимать, какой профит они получат в конце.

Хорошо
Разобраться, что важно для ваших сотрудников, и сделать это ценностным предложением обучения. Для кого-то это возможность получить повышение, для другого — пообщаться с топ-менеджером и быть услышанным. Для третьего — сертификат на стеночке.

learning journey map в обучении этоВ Лидер-клубе «Сбер-университета» ценность даётся на лендинге до начала обучения

⚠️ Опасность
Если этого не продумать, у человека не сформируется внутреннее согласие учиться, он не поймёт, зачем вкладывать столько сил — особенно, если обучение долгое. Он будет сопротивляться и так или иначе саботирует процесс.

Усвоение знаний

Взаимодействие со всем обучением: онбординг, прохождение курсов, форматы, уделённое время, когда, где и как всё происходит, кто и как проверяет задания.

Это самый большой этап, его можно сегментировать по частям программы или по участникам обучения (студенты, модераторы, проверяющие). Можно заполнять и коротко, если путь пользователя в обучении универсален.

⚠️ Опасность
Если на этом этапе нет понимания, как человек учится — получится просто плохой образовательный продукт. Тогда уже будет неважно, насколько хорошо прописаны остальные части LJM, пользовательский опыт будет испорчен.

Отработка/Проверка

Проверка знаний, которые человек получил: тест, экзамен, курсовая работа. Отработка показывает, насколько человек достиг образовательных результатов.

Плохо
Просто загружать в людей контент и верить, что они усвоили знания.

Хорошо
Выделить желаемые образовательные результаты и проверить их в подходящей форме: теста, домашней работы, выступления.

⚠️ Опасность
Пока не случилась проверка или отработка, мы не знаем, что человек что-то усвоил. Типичная ситуация: после лекции об ошибках проектного управления сотрудники сказали, что всё поняли, а в отработке на практикуме совершили все те же ошибки.

Внедрение в работу

Применение опыта в реальности: на рабочем месте, в практической или полевой работе. Это покажет, что человек сможет реально сделать в жизни, есть ли для этого условия.

⚠️ Опасность
Этот этап чаще всего пропускают, и это большая ошибка. За пределами тепличных условий обучения — риски реальных проектов, наказания за ошибки, насмешки коллег. Поэтому важно продумать, как человек перенесёт опыт в работу, есть ли для этого условия и поддержка руководства.

Поддержка

Обновление знаний, подтверждение изученного, воспроизводство — чтобы информация не потерялась и не забылась.

Плохо
Закончить обучение на последнем уроке или проверочном тесте.

Хорошо
Рассылки с дополнительными материалами, сохранённая база знаний, обновления продуктовой матрицы или стратегии компании, фоллоу-ап.

⚠️ Опасность
Знания могут устареть, потеряться, забыться. Если человеку некуда вернуться, негде подсмотреть, он может сам уже не воспроизвести их. Обучение придётся проходить по второму кругу.

Что делать дальше

LJM — не универсальный инструмент, чтобы решить проблемы проектирования, но это хорошая пошаговая визуализация того, что уже сделали и что ещё собираемся. Здесь можно держать все данные и гипотезы, и проверять на каждом шаге.

Если вам интересна тема эта тема, посмотрите вебинар Артура Гобеева про LJM и вступайте в телеграм-чат Edutainment Community, где мы создаём новый пользовательский опыт в обучении.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *