libreoffice обучение для начинающих

Как пользоваться LibreOffice

libreoffice обучение для начинающих

В операционной системе Linux вы не сможете установить пакет Microsoft Office, то есть использовать программы Word или Excel не получится. Но есть отличная альтернатива – бесплатная программа LibreOffice, включающая множество похожих продуктов. С ее помощью можно создавать таблицы, текстовые файлы, презентации, рисунки и так далее.

Я расскажу, что представляет собой это приложение, и научу им пользоваться.

Как установить LibreOffice

LibreOffice практически не отличается от аналогичного продукта корпорации Microsoft. Точнее так – все, что в Office поставляется по отдельности, тут объединено в один сервис. Libre поддерживает и использует собственные форматы, шрифты, стили и так далее. Программа полностью совместима со всеми форматами, что используются в Microsoft Office.

LibreOffice входит в стандартные репозитории основных дистрибутивов Linux. Кроме того, пакет доступен для Windows и macOS.

Скачать программу для всех ОС можно на официальном сайте разработчика. Переходите на сайт, выбираете версию системы и язык. Загружаете инсталлятор, затем запускаете его, проходите все шаги и ждете, пока распаковка не закончится. После окончания сего процесса можете сразу же приступать к работе.libreoffice обучение для начинающих

Один нюанс – установка в Windows может быть с автоматической или ручной настройкой. Во втором случае вы, конечно же, сможете убрать ненужные компоненты, а также дадите разрешение или запрет на ассоциацию с некоторыми файлами Microsoft Office. Ясное дело, при автоматической установке все ассоциации будут применены по умолчанию.

Если вы используете Линукс, то установить программу можно простой командой – открываете Терминал, потом вводите вот такой запрос:

Подтверждаете запрос вводом пароля и дожидаетесь окончания скачивания. После этого программа готова к использованию!

Интерфейс LibreOffice

Что сразу хочется отметить у LibreOffice – то, что для создания документов разных форматов не приходится открывать разные приложения. После открытия просто выбираете нужный тип файла. Далее я буду описывать интерфейс программы в ОС Windows при создании текстовых файлов и таблиц.

libreoffice обучение для начинающих

Если говорить о текстовом редакторе, то внешне он мало чем отличается от того же Word. По стилю напоминает версию 2007 года. Здесь примерно похожее расположение инструментов, линейки, меню. Лишь часто используемые инструменты и функции у Libre перемещены в правую панель. Еще и шрифты по умолчанию стоят совсем другие, но изменить это легко.

libreoffice обучение для начинающих

При сохранении по умолчанию будет предлагаться формат Libre (ODF). Чтобы изменить его, необходимо выбрать нужный вам формат из выпадающего меню. Кстати, по устройству интерфейса версии на ОС Windows и Linux практически не отличаются, что отлично видно на скриншоте ниже (с дистрибутива Fedora).

libreoffice обучение для начинающих

Одна отличительная штука в LibreOffice мне сильно понравилась, и ее, можно сказать, нет в таком виде в Word – речь идет о навигаторе. В Либре он показывает, какие заголовки, таблицы, изображения, ссылки, гиперссылки, а также прочие составляющие есть в одном файле. Если мне надо быстро перейти к определенному изображению или комментарию, я смогу это сделать через навигатор. Ворд тоже имеет свой навигатор, но он сильно упрощен и показывает только заголовки, страницы, результаты поиска.

libreoffice обучение для начинающих

Кстати, если вы хотите закрыть документ, не выходя из приложения LibreOffice, нужно нажать не на привычный крестик, а на тот, что поменьше. У Linux он имеет похожее расположение, только иногда выделяется другим цветом, поэтому вы точно не запутаетесь.

libreoffice обучение для начинающих

Дальше посмотрим, как выглядит интерфейс при работе с таблицами. Думаю, сходств с Excel в данном случае еще больше. Возможностей для работы с формулами, форматирования, редактирования ничуть не меньше.

libreoffice обучение для начинающих

От себя скажу: программы Microsoft Office мне нравится тем, что рабочую панель можно откреплять и скрывать, тем самым освобождая пространство (я обычно работаю на половину экрана, мне так удобнее). В Libre же скрыть панель инструментов нельзя, только полностью убрать ее через меню «Вид». Это не очень удобно и несколько огорчает, ведь программа-то достойная.

Пока я копалась в настройках, назрел хороший вопрос – можно ли в программе одновременно создавать файлы нескольких типов? Еще как! Для этого нужно открыть меню «Файл», перейти к подпункту «Создать» и уже там выбрать подходящий формат.

libreoffice обучение для начинающих

Форматирование в LibreOffice

Как я уже говорила, в LibreOffice предусмотрены собственные стили форматирования документов и шрифты. Но базовые функции вроде выделения текста, изменения его цвета и выравнивания все же выделены в главном меню. Регулировать отступы и интервалы можно как с помощью линейки, так и через настройки.

Инструмент для работы со стилями тоже имеется, и выбрать подходящий можно несколькими способами – через выпадающее окно в меню или панель управления в правой части. Вы сможете использовать как любой из встроенных стилей, так и создать собственный.

libreoffice обучение для начинающих

Шаблоны для разных случаев жизни тоже предусмотрены. Для их просмотра потребуется перейти в менеджер – открыть раздел «Файл», затем перейти во вкладку «Шаблоны», выбрать «Управление шаблонами». Доступно несколько вариантов для текстовых файлов и презентаций. При желании вы сможете создать собственный шаблон и сохранить его в приложении.

libreoffice обучение для начинающих

Заголовки, оглавление, библиография

С разметкой заголовков тут проблем нет. Все как в Word – нужно выделить определенное предложение и применить к нему конкретный стиль. Но это вершина айсберга, ведь суть всего процесса сводится к составлению оглавления… Сразу скажу, работать в LibreOffice с оглавлением и библиографией в разы проще.

Итак, чтобы вставить в документ оглавление, необходимо перейти в раздел меню «Вставка», затем в подраздел «Оглавление и указатели», а там уже выбрать «Оглавление, указатель или библиография». В результате откроется окно, в котором вы сможете выбрать, что будете вставлять, дать заголовок, а также провести более подробную настройку, пройдясь по вкладкам. После этого остается только нажать на кнопку ОК, и оглавление будет вставлено.

libreoffice обучение для начинающих

Если же вы хотите вставить библиографию, прежде придется немного попотеть. Для начала стоит разработать список источников, в Libre для этого существует специальный инструмент. Чтобы перейти в него, открываете меню «Сервис» и переходите в «Базы данных библиографии». После этого откроется новое окно, где вы сможете внести полную информацию об источнике информации.

libreoffice обучение для начинающих

Когда все данные будут внесены, вы сможете вставить список литературы или какой-то его элемент. Правда, последний будет в виде сокращенного идентификатора, который вы ввели ранее в базу данных.

Вставка изображений, диаграмм и таблиц

Вставлять изображения в документы, создаваемые в LibreOffice, можно несколькими способами – из буфера обмена, перемещением из папки сразу в файл, а также через меню. В последнем случае нужно будет открыть меню «Вставка», затем кликнуть по пункту «Изображение» и выбрать его в файловом менеджере.

libreoffice обучение для начинающих

После того как изображение будет вставлено, под панелью управления появится новое меню с инструментами для изменения параметров изображения. Так, можно установить обтекание текста, центрирование, расположение на странице, а также обрамление и положение. При желании вы сможете и фильтр применить.

libreoffice обучение для начинающих

Создать таблицу очень просто – необходимо кликнуть в панели инструментов по элементу «Вставить таблицу», выбрать требуемое количество строк и столбцов. То же самое, по сути, можно сделать через меню. Но у вас будет больше возможностей для добавления столбцов и строк, а также изменения оформления.

libreoffice обучение для начинающих

После нажатия на кнопку «Вставить» новая таблица отобразится на странице. Ниже появится панель инструментов для работы с ней, с помощью которой можно добавлять и удалять строки, менять стили, а также применять формулы.

libreoffice обучение для начинающих

К сожалению, в текстовом редакторе LibreOffice (как и в Word) не предусмотрена возможность создания диаграммы на основе данных из готовой таблицы. Поэтому, если вы хотите создать диаграмму, лучше сначала создать ее, а затем отредактировать значения. Для начала потребуется перейти в раздел «Вставка», затем выбрать одноименный пункт. Диаграмма будет с рандомными значениями – чтобы изменить их, следует нажать на пункт «Таблица данных» в меню. Меняете по необходимости все значения, цветовые схемы, наименования элементов и применяете изменения.

libreoffice обучение для начинающих

Типов диаграмм тоже довольно много – есть круговые схемы, столбчатые, ленточные, пузырьковые, смешанные и так далее.

libreoffice обучение для начинающих

Интересно, что в табличном редакторе есть возможность создания диаграммы на основе уже введенных данных. Необходимо лишь выделить нужный фрагмент, затем в меню «Вставка» выбрать «Диаграмма». Далее просто выбираете подходящий формат.

libreoffice обучение для начинающих

Заключение

Может показаться, что LibreOffice является копией офисного пакета Microsoft. Отчасти это правда, но в этой программе есть куча своих функций, которые в Word или Excel не найти (о чем я говорила выше). Тем, кто переходит на это приложение с Microsoft Office, интерфейс сначала может показаться не самым удобным, но вы быстро к нему привыкните.

Источник

Libreoffice обучение для начинающих

До начала работы необходимо установить на ПК соответствующее программное обеспечение

LibreOffice Writer

рассматривает основные возможности работы в LibreOffice Writer (коротко об основном)

1.Необходимо скачать все документы находящиеся в папке «Урок 1.»

2.Открыть документ «Урок 1.odt»

3.В работе использовать документы: «кошки исходный.odt», «Кот.jpg», «Мейн-кун.jpg», «Сингапура.jpg»

4.Результат работы сравнить с содержимым файла «кошки.odt»

создание файлов и основные панели инструментов

Скачать документ «Урок 2.odt»

открытие и сохранение уже существующих (ранее созданных) документов

Скачать документ «Урок 3.odt»

работа с абзацами, списками и колонками

1 Необходимо скачать все документы находящиеся в папке «Урок 4»

2.Открыть документ «Урок 4.odt»

3.Результат работы сравнить с содержимым файла «кошки2.odt»

1.Необходимо скачать все документы находящиеся в папке «Урок 5.»

2.Открыть документ «Урок 5.odt»

3.Результат работы сравнить с содержимым файла «таблица.odt»

4.Научиться производить расчет суммы на основании документа «Таблица для расчета.odt»

1.Необходимо скачать документ находящиеся в папке «Урок 6»

2.Открыть документ «Урок 6.odt»

Урок 7 более подробно рассказывает о форматировании текста:

1 Необходимо скачать все документы находящиеся в папке «Урок 7»

2.Открыть документ «Урок 7.odt»

3.Результат работы сравнить с содержимым файла «форматирование.odt»

1.Вырезание, копирование, вставка текста

2.Поиск и замена текста

3.Вставка специальных символов

Необходимо скачать документ Урок 8.odt

Колонтитулы и нумерация

Печать и экспорт в другие форматы

Добавление или удаление кнопок на панели инструментов

LibreOffice Calc

LibreOffice Calc позволяет создавать и обрабатывать электронные таблицы с расширениями *.odc, *.ods, *.ots, *.sxc *.stc, *.fonds, *.xml, *.xlsx, *.xlsm, *.xltx, *.xlsb, *.xls, *.xlc, *.xlw, *.xlm, *.xlk, *.xlt, *.wk1, *.dif, *.123, *.wks, *.csv и *.wb2.

Таблицы, листы и ячейки

Сохранение электронных таблиц

1. Скачать все документы из папки

2. Выполнить задание

3. Сравнить выполненное задание с содержимым файла «урок 2 результат.ods»

Для самостоятельного выполнения (закрепление навыков полученных в уроке 2)

Построение и форматирование диаграмм

1. Скачать документы из папки «Урок 4»

2. Выполнить задание из документа «Урок 4.odt»

3. Сравнить результат с документом «Урок 4.ods»

Построение столбчатых и комбинированных диаграмм. Задание для самостоятельного построения диаграммы

1. Скачать все документы из папки «Урок 5»

2. Выполнить задание в соответствии с документом «Урок 5.odt»

3. Сравнить выполнение с содержимым файла «Урок 5.ods», листом выполнения «Гистограмма»

4.Выполнить задание в соответствии с документом «Урок 6.odt»

5. Сравнить выполнение с содержимым файла «Урок 6.ods», листом выполнения «Комб.диаграмма»

6. «Урок 7.ods» для самостоятельного выполнения

Создание базы данных

Скачать все документы из папки «Урок 8»

1. Выполнить задание из файла «Урок 8.odt»

2. Сравнить выполнение с содержимым файла «Урок 8.ods»

Сортировка и фильтрация данных

1. Скачать все документы из папки «Урок 9»

2. Выполнить работу в соответствии с файлом «Урок 9.odt»

3. Сравнить выполнение с файлом «Урок 9.ods»

1. Скачать документы из папки «Урок 10»

2. Выполнить задание в соответствии с файлом «Урок 10.odt»

3. Сравнить выполнение с содержимым файла «Урок 10.ods»

1. Скачать документы из папки «Урок 11»

2. Выполнить задание в соответствии с файлом «Урок 11.odt»

3. Сравнить выполнение с содержимым файла «Урок 11.ods»

Источник

Учимся работать в LibreOffice Writer правильно

Эта статья по сути будет клоном первой статьи «Учимся работать в Microsoft Word правильно», только про LibreOffice Writer. В ней мы также научимся создавать в LO Writer гибридную систему нумерованных и ненумерованных заголовков, и я покажу вам, насколько в LO Writer это делать проще и быстрее. Для этой и последующих статей предполагается, что мы работаем по ГОСТ 7.32-2001, и далее он упоминаться больше не будет.

В этой статье также будет проведено сравнение работы с заголовками в MS Word и LO Writer, как это было сделано в прошлой статье для работы с изображениями. Кроме того мы научимся работать в LO Writer со сложной нумерацией рисунков.

Здесь мы также будем наследовать свои стили «Нумерованный заголовок 1-5» и «Структурный элемент отчета» от стилей «Заголовок 1-5». Напомню, что стиль во Writer создается в панели «Стили и форматирование» с помощью пункта контекстного меню «Создать. ».

libreoffice обучение для начинающих

libreoffice обучение для начинающих

Во вкладке «Управление»:

1. Задаем имя стиля «Нумерованный заголовок 1»;

2. Устанавливаем автообновление;

3. Устанавливаем следующий стиль «Основной текст»;

4. Наследуем стиль от «Заголовок 1»;

5. Помещаем стиль в категорию «Стили пользователя». Если вдруг LO Writer самовольно решит перенести стиль в другую категорию – ничего страшного, это ни на что не влияет.

Во вкладке «Отступы и интервалы»:

1. Устанавливаем отступ первой (красной) строки 1,25 см. Галку «Автоматически» не устанавливать, иначе Writer будет наследовать значения отступов из стиля «Заголовок 1».

1. Установим обычный «Liberation Serif» – это свободный аналог «Times New Roman». Динозавров, пользующихся Windows XP, заставьте установить шрифт «Liberation Serif» в их систему.

Во вкладке «Положение на странице»:

1. Включите автоматическую расстановку переносов. В LO Writer она устанавливается для каждого стиля индивидуально – это преимущество №1 LO Writer по сравнению в MS Word в данной статье.

Ключевой вкладкой для нас здесь является вкладка «Структура и нумерация». На данной вкладке мы устанавливаем связь между создаваемым стилем «Нумерованный заголовок 1» и одним из предустановленных нумерованных списков.

Сразу хочу отметить, что, в отличие от MS Word, все нумерованные списки в LO Writer являются многоуровневыми, и в нем нет необходимости создавать собственный многоуровневый список, достаточно для целей нумерации заголовков немного поправить структуру одного из стилей «Нумерованный список 1-5» (и это преимущество LO Writer №2 при работе с заголовками). В данном случае мы сделаем это со стилем «Нумерованный заголовок 1».

libreoffice обучение для начинающих

Итак, на вкладке «Структура и нумерация»:

1. Устанавливаем стиль нумерации «Нумерованный список 1». Обратите внимание, что при следующем редактировании кнопка «Изменить стиль» станет доступна только после того, как мы еще раз дернем выпадающий список «Нумерация». Это небольшая недоработка разработчиков;

2. Нажмем на кнопку «Изменить стиль» и установим первые пять уровней, как мы делали это в Word: на каждом уровне в поле «Разделитель – После» убираем точку, и в поле «Все уровни» устанавливаем текущий уровень.

После этого по аналогии настраиваем стили «Нумерованный заголовок 2-5», наследуя их от стилей «Заголовок 2-5», и используя в качестве стиля нумерации уже настроенный стиль «Нумерованный список 1».

Аналогично настраиваем стиль «Структурный элемент отчета» с той лишь разницей, что в поле «Стиль нумерации» устанавливаем «Нет», а на вкладке «Эффекты шрифта» в поле «Эффекты» выбираем «Прописные буквы».

libreoffice обучение для начинающих

Нам не нужно настраивать оглавление как в MS Word. Writer автоматически подхватывает все уровни заголовков и понимает, что их следует использовать. И это преимущество LO Writer №3.

Единственное, что нам следует сделать – это поменять заголовок оглавления. Оглавление настраивается в пункте меню «Вставка – Оглавление и указатели – Оглавление указатель или библиография. »:

libreoffice обучение для начинающих

В поле «Заголовок» мы стираем слово «Оглавление» и пишем слово «Содержание».

После нажатия на кнопку «ОК» наше содержание будет выглядеть примерно так:

libreoffice обучение для начинающих

Далее мы можем настроить стиль «Заголовок оглавления», кликнув правой кнопкой мыши по слову «Содержание», и выбрав в контекстном меню «Стили – Изменить стиль. ».

Настроив шрифт, выравнивание по центру и прописные буквы мы получим то, что соответствует нашей цели:

libreoffice обучение для начинающих

Единственное, что осталось отметить: нумерованные списки в LO Writer работают иначе, чем в MS Word. Любой заголовок на самом деле может иметь любой уровень, который регулируется с помощью контекстного меню «Повысить на один уровень» / «Понизить на один уровень».

libreoffice обучение для начинающих

При добавлении заголовка он изначально всегда получает Уровень 1 (то есть заголовок будет выглядеть: «1 Устройство синхрофазотрона»). Затем заголовку можно задать любой уровень. При нажатии на «Понизить на один уровень» получится «1.1 Устройство синхрофазотрона».

В конце данной статьи мне бы хотелось рассмотреть работу в
LO Writer со сложной нумерацией рисунков. В отличие от MS Word, LO Writer прекрасно понимает уровни наследованных заголовков, и для реализации сложной нумерации рисунков не требуется настраивать главы. И это преимущество LO Writer №4.

Для настройки сложной нумерации в окне «Вставить название» следует нажать кнопку «Параметры. ». В открывшемся окне «Параметры названия» нужно выбрать «Уровень 1», если мы хотим иметь нумерацию рисунков типа «Рисунок 1.1», выбрать «Уровень 2», если хотим иметь «Рисунок 1.1.1» и т. д.

libreoffice обучение для начинающих

Также в окне «Вставить название» есть замечательная кнопка «Авто. », которая позволяет забыть о подписях рисунков после настройки их автодобавления.

Для настройки автодобавления подписей следует установить галку «Изображение LibreOffice Writer» и установить те же настройки, что и в окнах «Вставить название» и «Параметры названия». И это преимущество LO Writer №5.

libreoffice обучение для начинающих

По правде говоря, данное сравнение явно не в пользу MS Word. Мы начинаем понимать, что возможности LO Writer гораздо шире, хоть он и совершенно свободный и бесплатный.

В конце статьи я оставляю ссылку на шаблон Normal.ott, в котором содержится структура заголовков, созданная в данном уроке. Шаблон можно добавить с помощью пункта меню «Файл – Создать – Шаблоны. ». Затем нажать на кнопку «Импорт. » и выбрать категорию «Мои шаблоны», после чего выбрать файл Normal.ott из локации, в которую Вы его загрузили.

libreoffice обучение для начинающих

В следующей статье я расскажу, как работать с макросами в Microsoft Word. Большой объем работы в ноябре все-таки подстегнул меня на доведение их до ума.

вопрос есть. а как у либра с таблицами в доковских файлах?

Подскажите, пожалуйста, как посмотреть какое место в тексте определенно с данным стилем. Т.е. я выбираю стиль, а в редакторе подсвечивается текст с заданным стилем. Вроде в Word такое можно сделать.

А вы используете какие либо расширения для libreoffice?

Так что же? Может ворд и не необходим? Может тот Либрари лучше для целей школьника/студента

все равно не поможет. я тебе могу доку скинуть вордовскую, это типа личное дело школьника. так вот у меня аж глаз задергался когда я увидел это поделие, а вроде как и образованный человек делал. люди никогда не будут делать доки правильно.

Сие творение уже научилось ставить запятые перед «а» и «но»?

libreoffice обучение для начинающих

libreoffice обучение для начинающих

Наша победа! Сообществу быть!

Уважаемые подписчики, спешу вас обрадовать @SupportCommunity разрешил создать сообщество посвящённое Office. Спасибо вам за поддержку))

Сообщество будет посвящено MS Office, Libreoffice и Google docs.

Я хочу чтобы сообщество приносило пользу многим, дабы облегчить работу офисному брату))

Тех кто владеет Libreoffice и Google docs призываю вас быть активней, сообществу понадобятся модераторы, чтобы следить за порядком и публиковать полезные посты.

libreoffice обучение для начинающих

Рисуем в Word/Excel

libreoffice обучение для начинающих

libreoffice обучение для начинающих

libreoffice обучение для начинающих

все перечислять не буду, думаю и так понятно. Если выделить фигуру у ней есть белые точки, которые меняют ее размер, для большинства фигур есть зеленая точка, которая поворачивает фигуры. Внимание лайфхак! Если перетаскивать размерные точки и зажать Shift то фигура будет изменяться пропорционально, если зажать Ctrl то также будут перетаскиваться точки на противоположной стороне фигуры (как бы симметрично)

libreoffice обучение для начинающих

libreoffice обучение для начинающих

При перемещении фигуры если зажать Shift то фигура будет перемещаться по 1 оси, если Ctrlто при отпускании кнопки мыши фигура скопируется.
При повороте нажатие на Shiftповорачивает фигуру «шагами» по 15 градусов.
Для некоторых фигур есть желтые ромбики которые меняют пропорции некоторых элементов фигуры.

libreoffice обучение для начинающих

libreoffice обучение для начинающих

Фигуры можно группировать и разгруппировывать (выпадающее меню при выборе нескольких фигур через зажатый Ctrl, пункт «Группировать»), например для удобства их масштабирования, перемещения, копирования.

libreoffice обучение для начинающих

также можно выставлять «передвигать» фигуру на передний либо на задний план(выпадающее меню, пункт « на передний план», «на задний план»), на один «слой» вперед или на один назад. Изначально каждая новая фигура рисуется поверх предыдущих.

libreoffice обучение для начинающих

Есть еще о чем рассказать в этом направлении, про заливки, про прозрачность, про кривые, если эта тема будет интересна расскажу поподробнее.
Я иногда беру какое то фото или картинку, подкладываю и «обвожу» многогранниками и линиями. Вот несколько моих «рисунков» в Word:
Эмблема с Бычком в сомбреро

libreoffice обучение для начинающих

Стилизованный автомат AUG

libreoffice обучение для начинающих

проволока для Вейпа

libreoffice обучение для начинающих

Стилизованное изображение девушки

libreoffice обучение для начинающих

Основные правила типографики при работе в Microsoft Word

Сегодня мы разберем основные правила типографики. Как говорит нам врикипедия, Типографика (от греч. τύπος — отпечаток + γράφω — пишу) — искусство оформления при помощи наборного (не рисованного) текста, базирующееся на определённых, присущих конкретному языку правилах, посредством набора и вёрстки.

Некоторые из этих правил, которые постоянно нарушают при написании текстов в MS Word как школьники, так и вполне взрослые люди, мы сейчас и разберем. Все нижеперечисленные правила применяются полностью и исключительно для облегчения восприятия печатного текста читателем, облегчения набора текста автором и совместимости с другими текстовыми редакторами.

1. Не используйте перевод строки для создания интервала до и после абзаца. Вместо этого настройте несколько стилей для разных элементов текста (заголовки, основной текст, таблица, рисунок), и в каждом из них настройте необходимые интервалы до и после абзацев. Этим вы избавите себя от необходимости регулярно создавать интервалы;

libreoffice обучение для начинающих

2. Не переходите на новую страницу с помощью многократного перевода строки – велика вероятность того, что при открытии вашего документа в другой версии программы, текст будет начинаться не с новой страницы. Для перехода на новую страницу используйте функцию «разрыв страницы» (Ctrl + Enter);

libreoffice обучение для начинающих

3. Для выравнивания по ширине используйте функции выравнивания содержимого (Ctrl +L, Ctrl +E, Ctrl + R, Ctrl + J). Лучше всего применить одну из этих функций один раз для каждого стиля в тексте, и затем просто назначать новым фрагментам уже настроенные стили;

4. Не используйте дефисы или тире, набранные вручную, для маркированного списка. Просто единожды воспользуйтесь функцией «Определить новый маркер…» и настройте стиль для маркированных списков;

libreoffice обучение для начинающих

libreoffice обучение для начинающих

6. Не используйте двойные и более пробелы – пользуйтесь автоматической расстановкой переносов;

7. Не делайте границы таблиц жирными. Человеческий взгляд должен цепляться за содержимое таблицы, а не за границы ее ячеек;

libreoffice обучение для начинающих

9. Не используйте функцию «Уравнение» для вставки в текст отдельных букв греческого алфавита. Для этого существует функция «Символ». Использование уравнений для вставки одного символа – это наиглупейшее действие, потому что этим вы попросту нагружаете документ;

libreoffice обучение для начинающих

1. Не вставляйте в документ изображения огромного разрешения. Уменьшайте их перед вставкой с помощью растровых редакторов (например, GIMP). Нет смысла использовать изображения, превышающие по ширине 1280 px, т.к. качество изображения, ограниченного полями документа и напечатанного на бумаге, от этого не повысится, а скорость обработки документа на слабых компьютерах значительно упадет;

2. Если вам лень пользоваться растровыми редакторами для соединения нескольких изображений в одно (рисунок 1а, 1б, 1в, 1г), используйте таблицу со скрытыми границами для вставки в нее всех изображений вместо использования плавающих рисунков, иначе документ не будет правильно отображаться в LO Writer и других версиях MS Word. О плавающих рисунках в MS Word, не привязанных к конкретному символу, просто забудьте;

libreoffice обучение для начинающих

3. Не комбинируйте текст с растровыми изображениями. Идентификаторы рисунка (а, б, в…) или указатели на элементы схемы (1, 2, 3…) должны быть выполнены в растре, на самом рисунке, а не рядом с ним или поверх него. Если хотите пользоваться рисованием в MS Word («Вставка – Фигуры») – пользуйтесь, но только затем переводите полученное таким образом гибридное изображение (фигуры + текст + растр) в растр. Шанс, что ваше гибридное изображение правильно откроется в LO Writer или другой версии MS Word стремится к нулю.

libreoffice обучение для начинающих

4. Не вставляйте в документ MS Word графики, полученные в MS Excel или таких программах как Grapher. Вместо этого, перед вставкой в документ MS Word, экспортируйте графики из приложений, работающих с вектором, в растр. Этим вы избавите ваших соавторов от лицезрения «крякозябр» на подписях к осям графиков по причине отсутствия у соавторов необходимых шрифтов.

libreoffice обучение для начинающих

1. В конце заголовков точка не ставится. Никогда, ни при каких обстоятельствах. Она может быть только между предложениями, составляющими заголовок, внутри него. Если вам выслали текст, в конце заголовков которого поставлены точки, можете сразу быть уверены, что за этим человеком придется переделывать абсолютно всё;

libreoffice обучение для начинающих

2. Для тире используйте «–» (Alt+0150) или «—» (Alt+0151), а не дефис «-». Дефис ставится исключительно в наречиях, междометиях, сложных прилагательных, сложных существительных и между числительными. Популярно и подробно об этом написано здесь.

3. В книжной верстке в качестве базовых кавычек используйте «», а не «» или “”;

4. Используйте для обозначения градуса «°» (Alt+0176), а не «0» или «o» в верхнем регистре;

5. Для функции «умножить» используйте символ «∙» (Alt+0183), а не «*». Знак «∙» исполь-зуется в математических формулах;

6. Для функции «умножить» используйте символ «×» (Alt+0215), а не «х». Знак «×» используется при указании габаритных размеров;

7. Важные сокращения: КПД, а не к.п.д., но вуз;

1. В MS Word раскладка клавиатуры меняется с помощью «Win + Space». Традиционное для Windows «Shift + Alt» включает режим управления с клавиатуры. Зачем они так сделали я не знаю;

2. «Shift +F3» – замена выделенных строчных букв прописными и наоборот;

3. «Ctrl + A» – выделить все;

4. «Ctrl + A» + «F9» – обновить все поля;

5. «Ctrl + Shift + Space» – неразрывный пробел;

6. «Shift + Enter» – перевод строки без смены абзаца;

7. «Ctrl + Plus» – перевод выделенного текста в нижний регистр;

8. «Ctrl + Shift + Plus» – перевод выделенного текста в верхний регистр;

9. «Alt + 0178» и «Alt + 0179» – 2 и 3 в верхнем регистре. Полезно при наборе единиц измерения и тем, что регистр не сбрасывается при вставке с помощью функции «Сохранить только текст» или при применении функции «Очистить все» на панели «Стили»;

10. «Alt + F11» – вызов редактора Visual Basic For Applications;

И последнее. Если вам кажется, что выравнивать текст по центру, делать жирными границы таблиц и использовать «гомик санс» – это стильно и круто, просто убейтесь и не отравляйте фактом своего существования жизнь нормальных людей.

В следующий раз мы рассмотрим работу со списком литературы.

Основы программирования в Microsoft Word. Работа с макросами

В этом уроке мы разберем среду для редактирования макросов, изучим некоторые базовые команды и научимся запускать макросы с помощью горячих клавиш.

Основное меню для работы с макросами расположено в «Вид – Макросы».

libreoffice обучение для начинающих

Как записывать макрос мы разбирать не будем, потому что это слишком просто и описано уже миллион раз. Вместо этого мы будем учиться писать макросы самостоятельно.

Макросы в MS Word пишутся на упрощенной реализации языка Visual Basic – VBA

или сисярпе. В данном уроке мы написание макросов на сисярпе разбирать не будем – я этого языка попросту не знаю, т. к. не питаю особенно теплых чувств к разработкам Microsoft.

Для данного урока я написал следующие макросы, помогающие исключить из работы всплывающие окна с последующим выбором из списков (что отнимает уйму времени):

1. Для вставки нумерации рисунков и таблиц (бывает полезно, когда приходится оживлять чужой документ, набранный на печатной машинке производства Microsoft);

2. Для вставки подписей к рисункам и таблицам вида «Рисунок 1 – » и «Таблица 1 – »;

3. Для вставки ссылок на нумерацию рисунков и таблиц вида «°Рисунок, «°Таблица, где перечеркнутый текст имеет тип «hidden», то есть мы автоматизируем то, что делали вручную в статье «Учимся работать в Microsoft Word правильно. Работа с рисунками».

Велик соблазн хранить все макросы в отдельном шаблоне global_macros.dotm, как это описано здесь. Но, как выяснилось, работает это только в MS Office for MAC.

Под Windows, после переноса файла global_macros.dotm в папку STARTUP (C:\Documents and Settings\<>\Application Data\Microsoft\Word\STARTUP),

libreoffice обучение для начинающих

libreoffice обучение для начинающих

libreoffice обучение для начинающих

Настроек, подобных «Личные параметры – Расположения файлов» в Microsoft Word 2013 for Windows я не обнаружил (возможно, это уже реализовано в MS Word 2016 или 365). Поэтому, в качестве более универсального решения, я рекомендую добавлять макросы в базовый шаблон Normal.dotm с помощью редактора Microsoft Visual Basic for Applications, который открывается из MS Word с помощью комбинации клавиш «Alt + F11».

Из-за проблем с кодировкой копировать код с русскими буквами нужно только при включенной русской раскладке.

Более хирургические варианты решения этой проблемы описаны тут.

Итак, с помощью контекстного меню «Insert – Module» к шаблону «Normal» добавляем новый модуль, в который мы будем копировать скрипт.

libreoffice обучение для начинающих

libreoffice обучение для начинающих

libreoffice обучение для начинающих

libreoffice обучение для начинающих

libreoffice обучение для начинающих

Этот эффект лично у меня проявился не сразу (через несколько дней после начала работы с макросами, изначально все назначенные горячие клавиши работали как надо), но он исчез сразу после того, как я переименовал все процедуры.

Теперь настроим горячие клавиши для запуска макросов.

Для этого переходим в «Файл – Параметры – Настроить ленту – Сочетания клавиш: Настройка. »

libreoffice обучение для начинающих

libreoffice обучение для начинающих

libreoffice обучение для начинающих

В данном примере мы теперь можем добавить подпись к таблице комбинацией клавиш «Ctrl + Shift +ю».

Теперь разберем три из шести написанных макросов для рисунков (макросы для таблиц абсолютно аналогичны).

В принципе, программирование на бейсике особо ничем не отличается от программирования на остальных языках. Современный бейсик похож на Python и Ruby тем, что в нем используются отступы. Комментарии (неисполняемые строки) начинаются с одинарной кавычки.

Как я уже упоминал, процедура в VBA начинается со слова Sub, и заканчивается End Sub.

Переменная объявляется с помощью команды Dim, значение переменной устанавливается с помощью команды Set.

Пожалуй, это все, что нам необходимо знать для того, чтобы начать писать простейшие скрипты.

Писать скрипты можно непосредственно в редакторе Microsoft Visual Basic for Applications (он «на лету» исполняет скрипт и показывает ошибки), но мне для демонстрации проще делать это в текстовом редакторе Notepad++.

libreoffice обучение для начинающих

Опишем скрипт InsertImageSequence.bas (вставить номер рисунка).

В целом для написания собственных скриптов вам понадобится научиться работать с полями и текстом.

Логика написания скрипта такая:

1. Нам нужно добавить поле, которое выводит номер последовательности. Посмотреть вид этого поля можно в контекстном меню «Коды / значения полей», кликнув по полю, полученному традиционным способом, правой кнопкой мыши;

libreoffice обучение для начинающих

2. Далее необходимо указать место, в которое мы хотим вставить текст / поле. В данном случае это текущее местонахождение выделения / курсора. Все основные операции с текстом в VBA замечательно описал Биллиг Владимир Арнольдович, и для понимания работы с объектами Range и Selection, которые мы будем использовать, я рекомендую прочитать его статью;

3. Необходимо в выделение добавить поле с присвоенным ему типом (в данном случае SEQ). Для этого мы будем использовать метод Add, описанный в документации Microsoft. Как обозначаются типы полей в скриптах описано здесь. В данном случае нам необходимо узнать, как обозначается в скрипте тип поля SEQ (wdFieldSequence), чтобы указать его в качестве параметра Type метода Add. Также необходимо указать параметры, которые мы посмотрели в пункте 1.

В итоге у нас получается что-то типа этого

libreoffice обучение для начинающих

libreoffice обучение для начинающих

Элементарно. Здесь просто добавились некоторые методы из статьи Биллига для добавления текста до и после поля.

Наконец, рассмотрим скрипт InsertRefToImage.bas (добавить ссылку на изображение).

libreoffice обучение для начинающих

Что использовалось для написания последнего скрипта:

Все эти замечательные рецепты ищутся в обыкновенном google по запросу, начинающемуся на «word macro» или «word vba».

В следующей статье мы рассмотрим основные правила типографики и работу со списком литературы в MS Word.

Учимся работать в Microsoft Word правильно. Работа с рисунками

Сегодня я продолжаю цикл статей о правильной работе в MS Word. В этот раз я расскажу о работе с изображениями и начну рассказывать о работе с полями.

В комментариях к предыдущей статье меня многие упрекали в том, что я не написал о том, как формировать документ без применения перевода пустых строк и выравнивать заголовки без помощи пробелов.

В данной статье я частично исправлю допущенную оплошность, и продемонстрирую формирование документа с помощью стилей на примере изображений. Также в этой статье я проведу сравнение между MS Word и LibreOffice Writer с тем, чтобы показать преимущества и недостатки каждого из них при работе с изображениями.

В этот раз начнем с LibreOffice Writer. Сначала предварительно подготовим места под изображения. В соответствии с ГОСТ 7.32-2001 они должны быть выравнены по центру. Вместо того, чтобы выравнивать каждое изображение с помощью функции «Центрировать по горизонтали (Ctrl + E)» или выравнивать на глаз с помощью пробелов, обратим внимание на правую боковую панель, которая с недавних пор появилась во Writer. Эта панель, в числе прочего, содержит в себе вкладку «Стили и форматирование». Нам мой взгляд вызов этой панели гораздо удобнее (преимущество Writer №1), чем вызов аналогичной панели в MS Word с помощью «Alt + Clrl +Shift +S» или «нанокнопки» в правом-нижнем углу меню «Стили».

В панели «Стили и форматирование» создаем стиль «Место рисунка» во Writer на основе стиля «Базовый», нажимая на пункт «Создать» в контекстном меню.

libreoffice обучение для начинающих

libreoffice обучение для начинающих

Для этого нам потребуется подредактировать вкладки «Управление», «Отступы и интервалы» и «Выравнивание»:

1. Устанавливаем новому стилю имя «Место рисунка»;

2. Включаем его автообновление;

3. Устанавливаем стилем абзаца, следующего за рисунком, стиль «Основной текст»;

4. Устанавливаем интервал после абзаца 1.00 см, чтобы зрительно отделить текст документа от рисунка и подписи к нему;

5. Наконец, на вкладке «Выравнивание» устанавливаем выравнивание объекта по-центру.

Таким образом мы создали стиль «Место рисунка», которым следует назначать все абзацы, в которые попадут рисунки. Последние окажутся выравненными по центру.

При вставке изображения с помощью пункта меню «Вставка – Изображение» Writer добавляет его с привязкой к абзацу (недостаток Writer №1). При этом мы видим якорь в левом-верхнем углу.

libreoffice обучение для начинающих

Изображение нельзя оставлять в таком виде, потому что без четкой привязки к конкретной строке или символу оно будет постоянно сдвигаться, пока мы будем править документ. Нам это совершенно не подходит, и нужно что-то гораздо более простое, а именно – привязка «Как символ». Чтобы текст просто находился сверху и снизу изображения, которое было бы абсолютно статичным.

libreoffice обучение для начинающих

Данное действие несомненно избавит Вас и ваших соавторов от будущих проблем.

Далее разберем, каким образом во Writer реализована автоматическая нумерация рисунков.

Для добавления нумерации необходимо сделать правый клик по изображению и вызвать контекстное меню, в котором выбрать пункт «Вставить название. ».

libreoffice обучение для начинающих

В форме «Вставить название» мы:

1. Пишем текст подписи изображения;

2. Выбираем категорию «Рисунок»;

3. Назначаем нумерацию арабскими цифрами;

4. Устанавливаем в виде разделителя между нумерацией и подписью по ГОСТ 7.32-2001 тире (а не дефис!). Тире устанавливается с помощью комбинации клавиш «Alt + 0150»;

5. Устанавливаем положение подписи: «Снизу» рисунка.

После нажатия на кнопку «ОК» мы увидим что-то типа этого:

libreoffice обучение для начинающих

Затем этими стилями приходится заменять все стили «Название объекта».

Как видно на рисунке, во время вставки нумерации и подписи к изображению, вокруг него и подписи автоматически создается фрейм, который задает подписи границу слева. Это очень удобно, потому что как раз это соответствует нашему ГОСТ 7.32-2001 (преимущество Writer №3). MS Word при вставке подписи к изображению просто помещает ее снизу изображения, и ее левый край оказывается ограничен левым полем документа. Ранние версии MS Word помещали подпись в отдельный фрейм, что было еще хуже.

Далее мы научимся пользоваться перекрестными ссылками. Во Writer они добавляются с помощью пункта меню «Вставка – Перекрестная ссылка. ».

libreoffice обучение для начинающих

На вкладке «Перекрестные ссылки» мы должны выбрать:

2. Вставить ссылку на: «Нумерация», чтобы вставить в текст просто порядковый номер рисунка. И это является преимуществом Writer №4, т. к. в MS Word ссылку на номер рисунка можно вставить только в виде «Название объекта + порядковый номер объекта» («Постоянная часть и номер», «Рисунок 1», «Таблица 1»). И, самое главное, «Рисунок» и «Таблица» не склоняются, потому что это просто перевод английских «Figure» и «Table», у которых склонений нет. А нам-то нужно писать: «На рисунке 3 изображен синхрофазотрон. » или даже просто «(см. рисунок 3)», но «рисунок», а не «Рисунок». В свое время именно это сподвигло меня на формирование 500-страничного документа именно во Writer, а не в MS Word.

Теперь разберем работу с изображениями в MS Word. Сначала настроим стиль «Место рисунка» аналогично тому, как мы сделали это во Writer.

libreoffice обучение для начинающих

Напоминаю, что создать стиль в MS Word можно нажав на кнопку в левом-нижнем углу меню «Стили». В MS Word базовые настройки стилей вынесены в одно окно:

1. Задаем имя стиля «Место рисунка»;

2. В качестве базы для наследования выбираем стиль абзаца «Обычный»;

3. Стиль следующего абзаца устанавливаем «Название рисунка», который также необходимо предварительно настроить. Интервал до и после абзаца задается в пункте «Абзац» подменю «Формат» снизу формы «Создание стиля»;

4. Выставляем выравнивание по центру;

5. Как обычно не забываем установить галку напротив «Обновлять автоматически».

libreoffice обучение для начинающих

В MS Word добавление рисунка в документ осуществляется через вкладку меню «Вставка – Рисунки». Рисунок при этом сразу вставляется с привязкой «как символ». Это преимущество MS Word №1.

libreoffice обучение для начинающих

Подпись к рисунку в MS Word добавляется с помощью пункта контекстного меню «Вставить название. ».

libreoffice обучение для начинающих

В итоге мы получаем подпись к рисунку со стилем «Название объекта», который тут же приходится менять на стиль «Название рисунка».

libreoffice обучение для начинающих

Цифра «1» выделена темно-серым цветом. Это означает, что цифра является полем (переменной, счетчиком). При добавлении следующей подписи к рисунку, новое созданное поле будет содержать цифру «2».

Также необходимо отметить, что в контекстном меню содержится пункт «Коды/Значения полей», нажатие на который позволяет увидеть код поля. Это может пригодиться при последующей работе с макросами.

libreoffice обучение для начинающих

Видно, что в данном случае мы имеем sequence (последовательность) со встроенным именем «Рисунок» и арабской нумерацией. В принципе, никто не мешает нам создать свое поле с произвольными параметрами с помощью пункта меню «Вставка – Экспресс-блоки – Поле. ».

libreoffice обучение для начинающих

На работе с полями MS Word мы подробно остановимся в следующей статье о макросах, но, в принципе, использование полей неплохо описано в статье некой Татьяны Сущенко.

Перекрестные ссылки в MS Word вставляются с помощью пункта меню «Вставка – Перекрестная ссылка».

libreoffice обучение для начинающих

При вставке ссылки необходимо выбрать:

1. Тип ссылки: «Рисунок» (после этого появятся рисунки на выбор);

2. Вставить ссылку на: «Постоянная часть и номер».

Обозначенная выше проблема со вставкой перекрестной ссылки в виде «Постоянная часть и номер» в MS Word, на данный момент, решается двумя способами.

Первый способ широко известен. Пишем, например, «см. рисунок» и добавляем дальше перекрестную ссылку в том виде, как это позволяет делать MS Word. Затем просто выделяем слово «Рисунок» прямо по ссылке и нажимаем «Ctrl + Shift + H», скрывая эти буквы. Они оказываются подчеркнуты пунктирной линией, и становятся видны только в режиме «Отобразить все знаки», но не видны в режиме просмотра, и не видны принтеру.

libreoffice обучение для начинающих

Второй способ работает следующим образом. Выделяем номер рисунка, нажимаем «Вставка – Закладка», называем закладку, например, «Рисунок_1» (пробелы в названиях закладок запрещены). После этого создаем перекрестную ссылку не на рисунок, а на закладку рисунка (которая, фактически, оказывается в том же месте, что и номер рисунка). При добавлении перекрестной ссылки выбираем «Вставить ссылку на: текст закладки».

У второго способа, не смотря на его сложность, есть один неочевидный плюс: перекрестную ссылку на рисунок невозможно вставить программным способом с помощью макроса, потому что название поля REF для перекрестной ссылки на рисунок MS Word назначает случайным образом.

libreoffice обучение для начинающих

А вот ссылку на закладку можно вставить в виде поля REF, если знать имя закладки, которое только что назначили мы сами («Рисунок_1»).

libreoffice обучение для начинающих

Безусловно, оба вышеприведенных способа – это просто костыли, которые приводят к необходимости кучи дополнительной работы.

Хочу сразу предупредить, что в этой статье сознательно не была упомянута работа со сложной нумерацией рисунков типа «1.1», где первая цифра – номер главы. Статья и так получилась безумно длинной и перегруженной информацией. Для понимания работы сложной нумерации рисунков нам необходимо будет предварительно разобрать работу с главами и понять основные принципы использования полей. Также работа с главами не совсем коррелирует с многоуровневыми списками на основе стилей, наследованных от стилей «Заголовок 1-5», что вызывает определенные проблемы. В частности, именно из-за этого я в своих работах просто отказался от использования сложной нумерации, хотя это и не соответствует ГОСТ 7.32-2001, в котором нумерация рисунков должна включать в себя номер раздела.

Последнее, что хотелось бы отметить: поля в MS Word не всегда обновляются автоматически. Ручное обновление полей осуществляется с помощью комбинации клавиш «Ctrl +A» и «F9».

По сравнению MS Word и LibreOffice Writer в части работы с изображениями подводим итог:

libreoffice обучение для начинающих

Можете расценивать это как хотите, но совсем не исключено, что в других аспектах MS Word покажет себя лучше.

В следующих статьях мы рассмотрим работу с полями, макросами, и разберем возможные способы обхода проблем со сложной нумерацией рисунков, включающей номер главы. Также будет представлен новый шаблон, включающий в себя несколько простых макросов, позволяющих ускорить работу с таблицами, изображениями и перекрестными ссылками.

Позже мы также рассмотрим:

• Совместную работу в word, передачу шаблона, копирование текста;

• Переворот страницы в альбомную, границы разделов;

• Вставку таблиц из excel;

• Работу с маркированными и нумерованными списками;

• Создание и использование списка литературы, ссылки на элементы списка литературы;

• Совместимость MS Word и LibreOffice Writer;

• Бестолковые локации MS Word, его косяки.

Учимся работать в Microsoft Word правильно

Так уж получилось, что по долгу службы мне часто приходится использовать MS Word для написания научно-технических отчетов. В течение 10 лет на работе я практически ежедневно сталкиваюсь с тем, что компьютер вместе с этим довольно мощным редактором текстов люди преимущественно используют в качестве аналога пишущей машинки. В принципе, этого хватает для написания служебной или объяснительной записки, но когда человек начинает таким же образом формирование реферата, научно-технического отчета или написание книги, такая работа, в силу необходимости регулярной редактуры ранее написанного, очень быстро становится пыткой. И такой же пыткой становится редактирование текста человеком, умеющим работать в MS Word, после правок, внесенных человеком, работать в нем не умеющем.

Здесь я постараюсь отразить основные вехи того, как делать правильно, и как делать не следует. Далее я покажу, что текстовый редактор MS Word изначально разрабатывался программистами и для программистов, а не для прочих людей. Впрочем, со мной вполне согласна Светлана Семененко.

Вначале сделаем небольшое отступление и упомянем тот факт, что работать в текстовом редакторе необходимо исключительно в режиме правки или «Отобразить все знаки» (Ctrl + *).

libreoffice обучение для начинающих

Делать это нужно по той простой причине, что иначе Вы просто не будете видеть многие служебные знаки, которые требуются для правильной ориентации по документу и правильного понимания того, чем на самом деле является конкретное место документа (списком, основным текстом или заголовком). Вы также не будете понимать, что в данном месте находится такая важная и полезная вещь как неразрывный пробел (Shift + Ctrl + Space) или перевод строки без создания нового абзаца (Shift + Enter). Первое используется преимущественно для добавления в текст единиц измерения физических величин, второе нужно значительно реже. Вы также не будете видеть сколько вы отбили случайным образом лишних пробелов и сделали лишних переводов строки. Последнее вообще рекомендуется делать только в случае необходимости создания нового абзаца, а не для перехода на новую страницу – для этого существует функция «Вставить разрыв страницы» (Ctrl + Enter).

libreoffice обучение для начинающих

Документ с кучей пустых строк смотрится отвратительно и по-разному открывается в различных версиях MS Word (вы рискуете не увидеть начало новой порции текста там, где вы это задумали, и количество страниц также может отличаться).

Итак, вернемся к программированию. Книга или научно-технический отчет – это документ, имеющий много уровней сложности. Это обстоятельство сразу же налагает некоторые ограничения и устанавливает определенные требования при работе с текстовым редактором. Первое из таких требований: необходимо соблюдать принцип DRY, как это делают программисты при написании кода, потому что если этого не делать, то мы просто устанем править подобные элементы по одному. В MS Word есть весь необходимый инструментарий для соблюдения принципа DRY, и главный элемент этого инструментария – встроенные классы с их методами, которые мы можем использовать при объявлении переменных. В современных версиях MS Word практически все возможные действия с классами оформлены в виде набора функций, вынесенного в меню (зачастую не слишком удачно).

Первое, что необходимо освоить начинающему работать в текстовом редакторе – использование стилей (Alt + Ctrl + Shift + s).

libreoffice обучение для начинающих

libreoffice обучение для начинающих

Представленная изначально система ненумерованных заголовков исходного шаблона Normal.dotm (который находится в папке C:\Users\<>\AppData\Roaming\Microsoft\Шаблоны или C:\Users\<>\AppData\Roaming\Microsoft\Templates) довольна проста, но нам необходимо будет ее доработать для создания гибридной системы нумерованных и ненумерованных заголовков, и привести ее в соответствие с ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления», который полностью списан с аналогичного американского стандарта (в этом вы можете убедиться, полистав документы NASA, находящиеся в свободном доступе). Именно этот ГОСТ 7.32-2001 должны использовать все школьники и студенты для своих рефератов.

В MS Word присутствуют базовые (!) стили заголовков (Заголовок 1, Заголовок 2, Заголовок 3…). Но это совсем не означает, что нам нужно их использовать в исходном виде. От них необходимо наследоваться – вот вам и второе требование из мира программирования. Для того, чтобы настроить свою гибридную систему заголовков нам нужно запомнить две основные локации:

Главная – Многоуровневый список – Определить новый многоуровневый список

libreoffice обучение для начинающих

libreoffice обучение для начинающих

Необходимо сразу отметить, что обыкновенные маркированный и нумерованный списки в силу их примитивности и ограниченной сферы применения (нет связи с уровнями оглавления, невозможно переопределить принцип нумерации, невозможно установить символ после номера) мы будем использовать только для создания списков внутри разделов, не участвующих в формировании основной структуры документа.

Итак, сначала создадим новые стили для нумерованных заголовков. Начнем со стиля «Нумерованный заголовок 1». Для этого внизу панели «Стили» нажимаем на кнопку «Создать стиль». Откроется примерно такое окно.

libreoffice обучение для начинающих

Что необходимо здесь отметить:

1. Изначально «Нумерованный заголовок 1» создается совершенно ненумерованным. Это совсем нестрашно, и решаемо на следующем этапе настройки во время создания связки с многоуровневым списком;

2. Стиль устанавливаем обязательно «Связанный (абзац и знак)»;

3. Основан на стиле: «Заголовок 1» – то самое наследование. То есть все свойства стиля «Заголовок 1» будут также использоваться в стиле «Нумерованный заголовок 1» кроме тех, которые вы сами переопределите;

4. Стиль следующего абзаца: «Основной текст». Это стиль следующей после заголовка строки. Я рекомендую использовать стиль «Основной текст» в качестве стиля для базового текста документа вместо стиля «Обычный» для лучшей совместимости с LibreOffice;

5. Не забудьте поставить галочку «Обновлять автоматически». Это позволит автоматически менять вид документа после обновления данного стиля без необходимости нажатия клавиш «Ctrl +A» и «F9»;

6. Все остальные настройки – это некая эзотерика, которая позволяет привести вид заголовка к его прообразу в ГОСТ 7.32-2001 (цвет, размер шрифта, выравнивание, отступы, кернинг, интерлиньяж).

Далее мы просто создаем подобным же образом стили «Нумерованный заголовок 2»«Нумерованный заголовок 5». Как правило, пяти уровней нумерованных заголовков хватает для создания сложного документа объемом 300-500 страниц. Наследуемся при этом от соответствующих базовых стилей заголовков «Заголовок 2»«Заголовок 5».

Вторым этапом настройки системы гибридных заголовков будет настройка многоуровневого списка.

Для этого мы выбираем любую строку и назначаем ей только что созданный стиль «Нумерованный заголовок 1». Далее переходим в Главная – Многоуровневый список – Определить новые многоуровневый список, нажимаем кнопку «Больше >>» и видим примерно такое окно.

libreoffice обучение для начинающих

Здесь необходимо отметить следующее:

1. Применить ко всему списку – структура многоуровневого списка должна проходить через весь документ;

2. Ключевой момент – связываем уровень 1 с только что созданным стилем «Нумерованный заголовок 1»;

3. Формат номера – просто число, без всяких точек. Точками отделяются только уровни, как вещает нам наш американский стандарт. То есть, не «1. Текст заголовка», а «1 Текст заголовка». Такой подход интересен тем, что он практически не используется в издательском деле. Смысл подхода заключается в минимизации необходимого количества служебных знаков в документе без потери понимания его смысла;

4. Символом после номера назначаем пробел вместо знака табуляции, чтобы не иметь регулярных проблем с расстоянием между номером и заголовком.

Далее связываем уровни 2-5 с соответствующими стилями «Нумерованный заголовок 2»«Нумерованный заголовок 5». Обратите внимание на формат номера: два числа, разделенные точкой, в конце точки нет. К вышеприведенным четырем пунктам добавляется только настройка нумерации: для уровня 2 выставляем «Нумеровать заново: Уровень 1», чтобы нумерация не была сквозной.

libreoffice обучение для начинающих

Последним этапом будет настройка оглавления. В «Ссылки – Оглавление – Настраиваемое оглавление – Параметры» мы выставляем уровни заголовков, которые должны отображаться в автособираемом оглавлении.

libreoffice обучение для начинающих

В данном случае мы выставили первый уровень для стилей «Нумерованный заголовок 1» (по левому краю, строчными буквами) и «Структурный элемент отчета» (например, ВВЕДЕНИЕ, РЕФЕРАТ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ – заглавными буквами и по-центру, также наследуется от «Заголовок 1»). Теперь в автособираемом оглавлении оба этих заголовка окажутся на одном уровне.

Наконец, я напишу ради чего все это делается. Дело в том, что если устанавливать Уровень 1 для стиля «Заголовок 1» и любого другого стиля, для этого другого стиля MS Word уровень попросту сбрасывает. Если устанавливать Уровень 1 для двух стилей, наследованных от одного («Заголовок 1»), то этого не происходит.

Само собой, люди, которые занимались разработкой стандарта, совершенно не в курсе этих проблем. И, мало того, что они не имеют практически никакого представления об эстетике (заголовки одного уровня разными буквами с разным выравниванием), им к тому же абсолютно по-барабану, каким образом вы будете реализовывать этот стандарт с помощью текстового редактора (многие вещи, как вы убедились, реализовываются достаточно нетривиально, если вы хотите хоть немного автоматизировать процесс формирования документа, и по этой причине стандарт, безусловно, требует, как минимум доработки).

В итоге мы настроили свою собственную систему заголовков, соответствующую ГОСТ 7.32-2001, и определили уровни автособираемого оглавления, для которых они будут применяться (например, может быть назначено два заголовка первого уровня – нумерованный и ненумерованный, внешне выглядящие совершенно по-разному – вот ради чего и затевалось создание своей системы заголовков с помощью наследования).

Далее необходимо сохранить наши правки стилей и перезаписать стандартный шаблон Normal.dotm, чтобы мы могли применять созданные стили во всех новых документах. Для этого нажимаем «Файл – Сохранить как», и сохраняем файл в любое место как шаблон с поддержкой макросов Normal.dotm.

libreoffice обучение для начинающих

Затем закрываем MS Word, переходим в папку C:\Users\<>\AppData\Roaming\Microsoft\Шаблоны или C:\Users\<>\AppData\Roaming\Microsoft\Templates в зависимости от версии Windows, и без зазрения совести переписываем базовый шаблон Normal.dotm на новый, все равно более бестолкового базового шаблона, чем шаблон Microsoft, невозможно придумать для целей всех наших школьников, студентов и клерков.

В следующих статьях я расскажу о правильной работе с таблицами, рисунками, ссылками, полями и макросами, научу обходить проблемы, спровоцированные разработчиками госстандартов, и также научу пользоваться необходимыми горячими клавишами, чтобы документ соответствовал основным требованиям типографики и не поджигал задницу вашего преподавателя. Также мы научимся делать все вышеперечисленное в свободном редакторе LibreOffice, и я покажу его несомненные преимущества по сравнению с монструозным детищем компании Microsoft.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *