mig mag сварка обучение
Как научиться варить полуавтоматом – часть первая
Как научиться варить полуавтоматом за один день — часть 1 (расходные материалы)
Сварка MIG-MAG — это отдельная технология, которая имеет существенное отличие от ручной дуговой сварки. Многие кто приобрели сварочный полуавтомат и не умеют варить, сталкиваются с такими трудностями, как прилипание проволоки к металлу, и её обрывом.
Как и при любых других видах сварки, принцип сваривания металлов MIG/MAG полуавтоматом, основан на переносе присадочного металла (проволоки) в сварочную ванну. Однако сам процесс полуавтоматической сварки довольно специфичен и требует определённых знаний для осуществления сварочных работ полуавтоматом.
В этой статье будут рассмотрены базовые понятия, чтобы быстро освоить сварку полуавтоматом.
Выбор расходных материалов для полуавтомата
Основным расходным материалом для сварочного полуавтомата служит проволока. Основное её отличие может заключаться в материалах сплава, диаметре и катушке. Материал изготовления проволоки для полуавтомата должен быть максимально близким по своему составу к свариваемому металлу.
Чтобы варить большинство конструкционных сталей полуавтоматом, нужна проволока марки СВ-08Г (зарубежная маркировка ER70S). Для сварки нержавеющей стали полуавтоматом, необходимо использовать проволоку марки СВ-10Х16, СВ-07Х25 или СВ-04Х19. Последние цифры в маркировке этой проволоки указывают на то, что в её составе есть никель с хромом.
Для сварки алюминия полуавтоматом, также используется «своя» проволока, марок АК4, ВАД23 или Д16. Следует понимать, что сварка проволокой неподходящей по своему составу к основному металлу, приведёт к резкому ухудшению прочностных характеристик сварного шва, а также к образованию различных дефектов в сварке.
Толщина сварочной проволоки
Помимо состава проволоки для полуавтомата нужно учитывать и её диаметр (толщину).
Толщина сварочной проволоки бывает разной, от 0,6 мм и выше. Самая тонкая проволока применяется для сваривания заготовок толщиной менее 1,5 мм. Если нужно варить металл до 4 мм, то рекомендуется выбирать сварочную проволоку не менее 0,8 мм толщиной.
Защитный газ для сварки
Вторым расходным материалом для полуавтоматической сварки является защитный газ. Здесь все более менее просто, и чтобы варить такие цветные металлы, как алюминий, необходим будет газ аргон. Если изделия имеют большую толщину, то применяется уже смесь аргона и гелия.
Для сварки нержавеющей и конструкционной стали используется защитный газ в виде углекислоты и аргона. Процентное содержание аргона к углекислому газу всегда можно найти в рекомендациях производителя сварочной проволоки.
Токосъёмные наконечники
Ну и последним расходным материалом для полуавтомата являются токосъёмные наконечники. Они используются под определённый диаметр сварочной проволоки.
Кроме того, в процессе эксплуатации токосъёмные наконечники стираются, увеличивается диаметр отверстий, а это приводит к перегреву горелки. Поэтому время от времени токосъёмные наконечники следует менять на новые.
На этом первая часть статьи завершена. Жду с нетерпением ваших отзывов к ней. Обязательно дождитесь выход второй части, которая будет посвящена практическому руководству по сварке полуавтоматом. Статья выйдет уже через пару дней.
Полуавтоматическая сварка MIG для новичков
Полуавтоматическая сварка MIG для новичков сварщиков
Полуавтоматическая сварка MIG сильно отличается от дуговой сварки. Прежде всего, тем, что она имеет механизированную подачу присадочного материала в зону сварки. В отличие от ручной дуговой сварки, где в качестве присадочного материала используется электрод, в полуавтоматической это проволока.
Подача проволоки осуществляется посредством специального подающего механизма, который установлен в полуавтомате. Сами же полуавтоматы для сварки бывают нескольких видов.
Какие полуавтоматы для сварки бывают
Полуавтоматы для MIG сварки бывают нескольких видов в зависимости от используемой проволоки:
Различаются полуавтоматы и регулировкой скорости подачи проволоки, способом охлаждения горелки, конструктивной особенностью. На производстве более 70% сварочных работ осуществляют именно с использованием полуавтоматов.
По конструктивным особенностям, бывают полуавтоматы шланговые (ПШ) и (УД), установки для дуговой сварки. Также в маркировке полуавтоматов может присутствовать и третья буква, например «Г» или «Ф». Буква «Г» указывает на газовую сварку, а буква «Ш» — с использованием флюсовой проволоки.
Из чего состоит полуавтомат
Основными элементами полуавтоматов для сварки являются:
Самым важным элементом любого полуавтомата является механизм подачи проволоки. Подающее устройство может быть тянущего или толкающего типа, а также, универсальным. Состоит механизм подачи проволоки из двигателя, блока управления, планетарной головки и бобины с проволокой для сварки.
Безредукторные полуавтоматы
Самыми современными на сегодняшнее время считаются полуавтоматы для сварки с безредукторной конструкцией. В них реализована так называющая «пульсирующая» подача проволоки в зону сварки. В отличие от других полуавтоматов, скорость подачи проволоки в безредукторных, осуществляется за счет изменения частоты вращения двигателя.
Всё это, наряду со стабилизацией выходных параметров источника дуги, позволяет улучшить качество сварного соединения.
Помимо механизма подачи проволоки в полуавтомате, не менее важным узлом является и горелка. Горелка служит не только для подачи в зону сварки проволоки, но и защитного газа, который будет защищать сварное соединение от воздействия воздуха. С помощью горелки сварщик инициализирует сварочную дугу, направляет поток газа и формирует сварочный шов.
Технология сварки полуавтоматом
Сварка MIG / MAG была изобретена в 1950‑х годах и основные принципы используются, в современных сварочных аппаратах по сей день. Она является самой универсальной и часто применяемой в кузовном ремонте. Когда речь идёт о полуавтоматической сварке, то, имеют ввиду, именно эту сварку. В отличие от других видов ручной сварки она отличается лёгкостью применения, при этом даёт качественный результат.
Более правильное и полное название этого вида сварки GMAW (Gas metal arc welding – электродуговая сварка металла в среде защитного газа), но чаще используют именно аббревиатуру MIG / MAG (Metal Inert Gas/ Metal Active Gas).
MIG /MAG-сварка – это электро-дуговая сварка, использующая постоянный ток ( DC ). В качестве электрода в этом виде сварке используется проволока, которая поступает в место сварки с определённой заданной скоростью. Обычно такая сварка используется вместе с защитным газом. MIG – полуавтоматическая сварка, где в качестве защитного газа используется инертный газ (аргон, гелий..), а MAG – полуавтоматическая сварка, где в качестве защитного газа используется активный газ ( CO2 и смеси).
Первоначально использовался только аргон для сварки всех металлов, что было дорого и недоступно. В дальнейшем стали применять двуокись углевода ( CO2 ) и смеси и этот вид сварки стал более доступным и получил широкое распространение.
MIG /MAG-сваркой можно сваривать различные виды металла: алюминий и его сплавы, углеродистую и низкоуглеродистую сталь и сплавы, никель, медь и магний.
Учитывая высокое качество сварки и лёгкость применения, она, в дополнение к этому, распространяет сравнительно небольшой нагрев зоны, вокруг места сварки.
Содержание статьи:
Принцип действия
Сварка MIG / MAG (Metal Inert Gas/ Metal Active Gas) осуществляется посредством электрической дуги, защищённой газом, образуемой между рабочей поверхностью и проволокой (электродом), которые автоматически поступают к месту сварки при нажатии на курок. Скорость подачи проволоки, напряжение сварки и количество газа устанавливаются заранее. Из-за того, что сварочная проволока автоматически поступает к месту сварки, а от сварщика зависят только манипуляции со сварочной горелкой, такой вид сварки часто и называют полуавтоматической.
При MIG /MAG-сварке очень важна настройка сварочного аппарата. При электродуговой сварке электродами и при сварке TIG настройки не так критичны. Также важна чистота металла перед началом сварки.
Конец проволоки должен выступать на определённое расстояние, иначе слишком длинная проволока-электрод не позволит защитному газу нормально действовать. Этот параметр мы рассмотрим ниже в этой статье.
Оборудование для сварки MIG / MAG
Сварочный аппарат MIG / MAG содержит генератор электрической дуги (трансформатор или инвертер), механизм подачи проволоки, кабель «массы» с зажимом, баллон для защитного газа.
Защитный газ
Основная задача защитного газа – защита расплавленного металла от атмосферного воздействия (кислород окисляет, а азот и влага из воздуха вызывают пористость шва) и обеспечить благоприятные условия зажигания сварочной дуги.
Тип защитного газа влияет на скорость плавления, проникновение сварочной дуги, на количество брызг при сварке, форму и механические свойства сварочного шва. Определённая смесь газов даёт существенный эффект стабильности электрической дуги и уменьшает количество брызг при сварке. Состав газа влияет на то, как расплавленный металл от проволоки передаётся к месту сварки.
Инертные газы и их смеси в качестве защитного газа ( MIG ) используются для сварки алюминия и цветных металлов. Обычно применяются аргон и гелий.
Активные газы и смеси ( MAG ) применяется для сварки сталей. Чаще всего это чистая двуокись углерода ( CO2 ), а также в смеси с аргоном.
Рассмотрим виды и смеси защитных газов подробнее:
Подготовка металла к сварке
Металл должен быть зачищен от краски и ржавчины. Даже остатки краски при сварке будут ухудшать качество и прочность сварочного соединения. Место под зажим для массы также должно быть зачищено.
Как держать сварочную горелку
Сварочной горелкой полуавтомата MIG / MAG можно управлять одной рукой, но использование двух рук облегчит контроль и увеличит аккуратность и качество сварочного шва. Смысл в том, чтобы одной рукой держать горелку и опираться ей на другую руку. Так можно легче контролировать расстояние от свариваемой поверхности и угол, а также делать горелкой нужные движения при формировании шва.
Чтобы работать двумя руками, необходимо использовать полноразмерную сварочную маску (лучше с автозатемнением), которая удерживается на голове и руки остаются свободными.
Движение сварочной горелкой во время сварки
Скорость сварки
Скорость сварки – это скорость, с которой электрическая дуга проходит вдоль места сварки. Она контролируется сварщиком.
Скорость движения сварочной горелки должна контролироваться сварщиком и соответствовать скорости подачи проволоки и напряжению электрической арки, выбранных, в соответствии с толщиной свариваемого металла и формы шва.
Важно добиться правильной скорости сварки. Слишком высокая скорость может вызвать слишком много брызг расплавленного металла. Защитный газ может остаться в быстро застывающем расплавленном металле, образуя поры. Слишком медленная скорость сварки может стать причиной излишнего проникновения сварочной дуги в свариваемый металл.
Скорость движения сварочной горелки влияет на форму и качество сварочного шва. Многие опытные сварщики определяют с какой скоростью нужно двигать сварочную горелку, глядя на толщину и ширину шва в процессе сварки.
Скорость потока защитного газа
Может значительно влиять на качество сварки. Скорость потока защитного газа должна строго соответствовать скорости подачи проволоки. Слишком медленный поток не даёт нормальной защиты от окисления, в то время как слишком высокая скорость потока защитного газа может создать завихрения, которые также помешают нормальной защите. Все отклонения ведут к пористости сварочного шва. Важно создать ровный поток воздуха, без завихрений. На это может влиять наличие застывших брызг на насадке.
Угол сварочной горелки во время сварки
Сварка MIG / MAG может сваривать разные детали под разными углами, поэтому не существует универсального угла, который нужно соблюдать при сварке. При сварке деталей, лежащих в одной плоскости идеальным будет угол в 15–20 градусов (от вертикального положения). При сварке двух деталей под углом удобнее держать горелку под углом 45 градусов. Практикуясь, можно для себя определить наиболее удобный угол в конкретной ситуации.
Сварочное напряжение (длина электрической дуги)
С увеличением напряжения электрической дуги, шов становится более плоским и широким и до определённых пределов увеличивается проникновение. Низкое напряжение даёт более узкий и выпуклый шов и уменьшается проникновение.
Слишком большое и слишком маленькое напряжение вызывает нестабильность дуги. Избыточное напряжение является причиной образования брызг и пористости шва.
Сварочная проволока
Сварочная проволока служит присадочным материалом. При сварке проволока поступает к месту шва и расплавляется вместе с кромками металлов, заполняя шов. У неё должен быть химический состав, схожий с составом свариваемых материалов. К примеру, содержание углерода, от которого зависит пластичность шва.
Температура плавления электродной проволоки должна быть чуть ниже или такой же, как металлов, которые свариваются. Если проволока будет плавиться позже, чем свариваемый металл, то увеличивается вероятность прожжения металла насквозь.
Для сварки алюминия и его сплавов применяется проволока из чистого алюминия или с примесью магния и кремния.
Диаметр сварочной проволоки
Диаметр сварочной проволоки влияет на размер шва, глубину проникновения сварочной дуги, прочность шва и на скорость сварки.
Больший диаметр электрода (проволоки) создаёт шов с меньшим проникновением, но более широкий. Выбор диаметра проволоки зависит от толщины свариваемого металла и положения свариваемых деталей.
В большинстве случаев маленький диаметр проволоки подходит для тонкого металла и для сварки в вертикальном положении.
Проволока большего диаметра желательна для более толстого металла. Ей нужно работать с уменьшенной скоростью подачи проволоки, из-за более низкого проникновения.
Длина выхода сварочной проволоки
До касания свариваемого металла проволока должна выступать из наконечника на определённую длину.
Этот сегмент проволоки проводит сварочный ток. Таким образом, увеличение длины этого сегмента увеличивает электрическое сопротивление и температуру этого отрезка проволоки. Чем больше выступает проволока, тем меньше будет электрическая дуга. При длинном выходе проволоки из наконечника получается узкий шов, низкое проникновение и повышенная толщина шва.
При уменьшении длины выхода отрезка сварочной проволоки даёт противоположный эффект. Увеличивается проникновение сварочной дуги, получается более широкий и тонкий шов.
Типичная длина выхода сварочной проволоки варьируется от 6 до 13 мм.
При использовании порошковой проволоки без газа длина выхода сварочной проволоки должна быть больше, чем с газом (30 – 45 мм).
Cварка самозащитной проволокой без газа
Порошковая самозащитная проволока, которую также называют флюсовой имеет сердечник, содержащий в себе все необходимые присадки для защиты шва и сварочной дуги в процессе сварки без газа.
Такая проволока содержит компоненты, образующие газ во время сварки, антиокислители, очистители, а также присадки, улучшающие электрическую дугу. Таким образом, при возникновении дуги образуется газ, который защищает расплавленный металл, а также специальные компоненты образуют подобие шлака поверх металла во время остывания, который защищает его во время затвердевания.
Такую проволоку удобно использовать, когда сварочный аппарат нужен не часто. Преимуществом является лучшая мобильность оборудования (не требуется баллон с газом) и возможность использования на улице (даже в ветреную погоду, ввиду отсутствия притока защитного газа).
При сварке самозащитной проволокой образуется много дыма и испарений и сложно визуально контролировать процесс сварки. Сварочный флюс, который остаётся поверх готового шва, не проводит электричества, поэтому после охлаждения, чтобы сваривать поверх готового шва, его необходимо сначала зачистить.
При помощи порошковой проволоки можно сваривать более толстый металл, чем при помощи проволоки, используемой с газом.
Сварка при помощи этого типа проволоки «прощает» недостаточно хорошо подготовленную поверхность.
Полярность при сварке без газа
Полярность – это направление потока электричества в цепи сварочного аппарата.
При прямой полярности электрод (проволока) – это минус, а свариваемый металл (заземление) – это плюс. При обратной полярности электрод – плюс, а свариваемый металл – минус.
Для сварки при помощи порошковой проволоки используется прямая полярность (проволока – минус, заземление — плюс).
При сварке с газом – электрод (+), масса (-).
Полярность, с которой будет нормально работать порошковая проволока, зависит от её состава. Бывают и такие, которые будут нормально сваривать с любой полярностью.
В большинстве случаев, при сварке без газа сварочный аппарат должен быть настроен с позитивным заземлением и негативным электродом. Это даст больше мощности для плавления порошковой проволоки.
Звук правильной сварки полуавтоматом
Меры безопасности
Как работать сварочным полуавтоматом — Mig и Mag для начинающих
В наше время невозможно обойтись без сварки. И одним из перспективных видов является полуавтоматическая сварка. Она имеет международное обозначение MAG и MIG.
Mig и Mag
МAG расшифровывается как Metal Activ Gas, что означает полуавтоматическая сварка в среде активного углекислого газа. MIG – Metal Inert Gas, полуавтоматическая сварка выполняемая в среде инертных газов. Об этих видах поговорим в нашей статье.
MIG и MAG обозначают один и тот же сварочный процесс, выполняемый полуавтоматической сваркой в защитном газе. Mig выполняется в атмосфере инертного газа, а mag в активного, чаще всего – углекислом. MAG и Mig процесс также называют механизированной сваркой (МП). Это обусловлено тем, что процесс подачи проволоки механический, а не ручной как в случае со способом TIG. По поводу TIG читайте в данной статье.
Зачатую у новичков возникает вопрос, что такое сварка МП. Расшифровывается МП – механизированная сварка плавящимся электродом, аббревиатура обозначающая, по сути, то же что MAG и MIG. Также возможно встретить название кемпинговая или кемпельная сварка. В данном случае речь идет все о том же. Данное название пошло от производителя полуавтоматов фирмы KEMPPI
Виды механизированной сварки
По способу защиты расплавленной ванны металла:
По способу переноса металла:
В данной статье речь будет идти о процессе выполняемым стационарной дугой в среде активного газа (или инертного). О процессе, выполняемом импульсной дугой, расскажем в нашей следующей статье.
Назначение полуавтоматической сварки
В пятидесятых годах прошлого века, когда разрабатывался данный процесс, его основной функцией было то же что и в наше время — получение высококачественных сварных швов. Особенно это актуально для тонких деталей. Если работать данным способом правильно можно получать очень высокую производительность. Что очень востребовано на крупных предприятиях при изготовлении металлоконструкций с протяженными швами или изделий большой толщины.
Основная функция — это соединение металлов с высокой производительностью, и универсальностью применения. Данным способом варят огромное количество как цветных металлов, нержавеющих сталей и сплавов так и «черных» сталей, чугуна и прочих.
Теперь немного разберемся с оборудованием. Для сварных соединений используются специальные аппараты. Они называются – полуавтоматами.
МП ведется полуавтоматически – перемещает горелку вручную. Проволока подается автоматически. Это послужило названию полуавтомат.
Возможности полуавтоматической сварки
Возможности у данного способа очень широки. Работать возможно в любом положении хоть в нижнем, хоть в потолочном. Так как нет флюса, который может рассыпаться.
Данным способом особенно mig, возможно легко получать качественные соединения работая с высоколегированными сталями. Притом толщина деталей может быть как очень мала, от 0,8 мм, так и больше 100 мм.
Принцип действия
Работать полуавтоматом весьма не сложно. Принцип, следующий: при нажатии на клавишу горелки из сопла полуавтомата подается присадочная проволока. Касаясь изделия концом проволоки зажигается дуга. Дуга горит между концом проволоки и деталями. Тем самым происходит сплавление метала деталей и присадочной проволоки. Сварочная ванна и дуга защищаются потоком газов, подача которых происходит через сопло сварочной горелки. Основной металл и присадка плавится в сварочной ванне и перемешивается, а при остывании кристаллизуется. Горелка перемещается вдоль деталей и формируется шов.
Характеристики полуавтоматической сварки
Основными характеристиками является:
1 | Сварочный ток | 42-520 А (Для автоматического процесса до 1100 А) |
2 | Напряжение на дуге | 12-40 В |
3 | Скорость проведения процесса | 25 – 100 см / мин |
4 | Диаметр используемой присадочной проволоки | 0,8 – 3,0 мм |
5 | Расход газа | До 25 л / мин |
6 | Температура дуги при полуавтоматической сварке | 6000 – 8000 оС |
Максимальная толщина металла для работы полуавтоматом.
Значения максимальной толщины будут регламентированы не способом выполнения процесса будь то полуавтоматическая сварка в аргоне или покрытыми электродами. Так как заварить можно толщины и в 500 мм и более. Как например реакторная зона на атомных станциях. Значения максимальной толщины нам укажет нормативный документ, согласно которому выполняется процесс. Если работать согласно ГОСТ 14771, то для U-образной разделки можно варить изделия толщиной вплоть до 100 мм. При двухсторонней до 100-120 мм.
Применяемые газы
Характеризует также полуавтоматический процесс применяемый газ. Те газы которые при попадании в шов образуют химические реакции с металлом сварочной ванны являются — активными. Применяются для MAG.
Для процесса МАГ используют следующие газы:
Для MIG сварки используются инертные газы, одноатомные, не вступающие в химическую реакцию в отличие от активных и не дающие взаимодействовать газам из воздуха со свариваемым металлом.
Для МИГ применяют газы:
Часто возникают вопросы по использованию газов. Вот некоторые: для чего нужен газ в сварочном полуавтомате, для сварки полуавтоматом какой газ нужен?
В полуавтомате газ нужен для обеспечения защиты расплавленного металла от воздуха. Подбор газа происходит от того, какие металлы варятся, и предъявляемые при работе требования к изделию.
Аргон
Аргон применяют при проведении ручной механизированной сварки плавящимся электродом, когда необходимо варить такие металлы как титан, высоколегированные нержавеющие, жаростойкие и жаропрочные стали и алюминий. Если коротко, то аргон применяется для полуавтоматической сварки сплавов из цветных металлов и ответственных металлоконструкций, изготовленных из конструкционных сталей.
Аргон делиться по маркам (А, Б, В). Отличие заключается в количестве примесей, которые присутствуют в аргоне. Марка А содержит в составе до 0,003% кислорода и 0,01% Азота. Это крайне высокая степень очистки. Марки Б уже содержит до 0,005% О2 и 0,04 азота соответственно. Аргон этой марки широко применяется для углеродистых легированных сталей. Марка В содержит до 0,1% азота. Значения кислорода те же что и для марки Б и 0,005%.
Азот используется редко. В основном применяется для меди и ее сплавов. Для других же металлов азот зачастую является вредным, вступая в реакции с расплавленным металлом шва.
Гелий
Гелий нечасто применяется отдельно. Расход данного газа высокий, а сам газ дорогой. Его применяют также, как и аргон. В основном активных, типа алюминия, циркония, высоколегированных сталей или титана. Сварочная дуга, горящая в газовой атмосфере гелия, имеет более высокую температуру. Это поможет работать там, где необходимо проваривать большие толщины, ведя процесс на высокой скорости. Кроме того, гелий имеет самую высокую степень ионизации. Процесс будет идти максимально стабильно.
Смесь гелия и аргона
Чаще гелий используют в сочетании с аргоном. Смеси имеют различные соотношения компонентов, но наиболее распространена смесь Ar+He в соотношении 50% на 50%. Также весьма часто используется смесь Ar — 40 % и He – 60 %. Данные смеси используются преимущественно для титана, алюминия в авиационной и космической промышленности.
Смесь аргона (Ar) и кислорода (O2)
Смесь аргона (Ar) с добавлением кислорода (O2) применяется для сварки черных и нержавеющих сталей. Кислород, применяемый в смеси, улучшает стабильность протекания процесса. Кислород обеспечит мелкокапельным перенос электродного металла. Это уменьшит разбрызгивание металла, что очень хорошо работе полуавтоматической сваркой.
Газ применяемый для черного металла
Для черных металлов используют углекислый газ или углекислоту как его еще называют. При использовании углекислоты необходимо позаботиться о том, чтобы был редуктор с подогревом. Или отдельный подогреватель газа для полуавтоматической сварки. Данные устройства могут работать от электросети 220 В. Так для чего нужна углекислота при сварке полуавтоматом? Конечно, для обеспечения защиты сварочного шва. Его применение очень широко так как газ недорогой.
При выполнении процесса в углекислоте обеспечивается большая глубина проплавления при высокой скорости протекания процесса.
Какой баллон нужен для полуавтоматической сварки?
Баллоны для активных газов, как и для инертных вмещают в себя 40 литров сжатого газа. Есть и баллоны малого объема в 5 и 10 литров. Газ в них находится под высоким давлением, около 15 МПа. Баллоны с газом имеют отличительный окрас. Цвета окраса баллонов приведены на рисунке ниже.
Что такое потребляемая мощность сварочного полуавтомата
Важная характеристика сварочного полуавтомата является потребляемая мощность. Величина потребления электричества полуавтоматом при работе. Ее можно рассчитать или получить посредством измерения. Для большинства аппаратов механизированной сварки значения от 3 до 25 кВт.
Способ движения горелки
Также важная характеристика — способ движения горелки. Движения зависят от размеров изделия, от его толщины, от положения сварочного шва. Так, к примеру при выполнении процесса в нижнем положении изделий толщиной 12 мм и больше. Колебательные движения совершаются, а при потолочном положении или толщиной 1 мм нет. Подробнее можете ознакомиться в данной статье.
Направление и траектория совершения колебаний горелки при тоже различны. Для сварки встык в тех случаях, когда зазоре между деталями меньше 0,5 мм, колебательные движения не выполняют. Если больше, то производят колебания горелкой в виде петли. Если шов многопроходный, то заполнение тоже производится с поперечными колебаниями. Форма колебаний – «круговые». Завершающий облицовочный слой выполняется с колебаниями формы «Полумесяц».
Аттестация НАКС для полуавтоматической сварки
Для проведения полуавтоматической сварке на опасных производственных объектах, требуется проведение аттестации по системе НАКС. Данная аттестация требуется большинством предприятий-заказчиков. По НАКС проходит аттестацию технология сварки для предприятия. Право применять данную технологию и работать.
Также все специалисты сварочного производства должны проходить аттестацию НАКС. Специалистами сварочного производства являются не только ИТР, но и мастера и сами сварщики. Сварщик — это специалист с первым уровнем НАКС. Об аттестации по системе НАКС будет подробно в одной из следующих наших статей.
Преимущества и недостатки
Преимущества:
Недостатки
Что нужно для полуавтоматической сварки
Схема сварочного поста механизированной сварки МИГ и МАГ
Рассмотрев схемы можно получить достаточно полное понимание того, что необходимо для того, чтобы работать сварочным полуавтоматом. Первое это конечно сам полуавтомат, состоящий из инверторного источника питания, подающего устройство, сварочной горелки, газового оборудования. В некоторых случаях используется система охлаждения горелки. Подающее устройство для полуавтоматической сварки бывает совмещено с источником питания и установлено в одном корпусе. Также бывает и отдельной надстройкой, которая подключается к инвертору.
Длинна шланга при полуавтоматической сварке, как правило, составляет от 1 до 3 м. Это обусловлено тем на сколько близко стоят газовые баллоны. Если баллон один и установлен на одну станину со сварочным полуавтоматом, то длинна шланга будет 1-1,5 м. Шланг подключается к редуктору.
Редуктор
Редуктор — устройство цель которого регулировать (снижать) давление газа.
Современные редукторы зачастую уже совмещены с ротаметром и устройством для подогрева газа. Редуктор с подогревом для полуавтоматической сварки необходим, чтобы работать в холодное время года. Обеспечивая прогрев углекислого газа. Что улучшает его испаряемость и защиту.
Осушитель
Также для полуавтоматической MAG сварки применяют осушители высокого или низкого давления. Работать без осушителя, который поглощает влагу из углекислоты, сложно. В шов из газа будет попадать влага, которая станет причиной образования пор. Выпускаются высокого и низкого давления. Это отличает их места установки. До или после редуктора. Низкого давления после редуктора, высокого давления – перед редуктором.
Для полуавтоматической сварки в инертных газах оборудование все то же что и для процесса в среде активных газов. Различается только используемый газ ну и цвет баллона.
Ротаметр – определяет количество расходуемого газа в минуту.
Теперь добрались и до процесса в смеси газов. Тут уже будут более значимые отличия. Посмотрев на схему, можно видеть, что баллонов стало уже два. А может быть и больше, к примеру три для смеси Ar+CO2+O2. Также появился газовый смеситель. Все прочее оборудование такое же как и в случае с чистым газом.
На схеме механизированной сварки выполняемой смесью газов изображен сварочный пост без водяного охлаждения. Как правило водяное охлаждение используется на аппаратах с высокой мощностью, большими токами и ПВ близким к 90-95%.
Что такое сварочный полуавтомат
Сварочным полуавтоматом называют аппарат с механизированной подачей присадочной проволоки. Полуавтомат состоит из различных узлов и конструктивных элементов. Разберем их подробнее.
Горелка
Горелка поставляется совместно с рукавом. Это устройство которым сварщик ведет процесс. Через горелку подается присадочная проволока, на которую подается ток.
Во внутреннюю часть горелки устанавливается наконечник и диффузор или как его еще называют мундштук. Мундштук для полуавтоматической сварки необходим, через него подается рассеивающийся защитный газ.
На горелку наворачивается сопло. Сопло создает сфокусированную струю защитного газа. Что в свою очередь обеспечивает защиту металла шва от воздуха.
Во внутреннюю часть горелки устанавливается наконечник. Он резьбовой и изготавливается из меди или медных сплавов. Это необходимо потому того, что он токопроводящий. Медь же и медные сплавы обладают высокой проводимостью.
Источник питания
В настоящее время полуавтоматы все чащи являются инверторными. Инверторный полуавтомат отличается от выпрямителей тем, что при меньших размерах он имеет больший функционал. Работать с инверторным полуавтоматом гораздо удобнее и комфортнее. Дуга зажигается и горит плавно. Инверторный источник по сравнению с выпрямителями потребляет меньше электроэнергии. Состоят они как правило из трансформатора и электронного транзисторного блока управления.
Выпрямителя также используются, как и 50 лет назад. Они разительно отличаются от инверторов тем, что стоят, как правило, в 1,6-2 раза дешевле.
Блок управления и устройство подачи
Блок управления необходим для согласованной работы источника питания полуавтомата, подающего механизма и газового оборудования. При работе регулируется в большинстве случаев скорость подачи проволоки. Сам блок управления обеспечивает выполнение определенной циклограммы процесса.
Подающее устройство как уже говорилось может быть как отдельной надстройкой, так и встроено в сам полуавтомат. Устройство подает присадочную проволоку по средствам роликов. Их может быть 2 или 4.
Большинство полуавтоматов как для MIG, так и для MAG с двумя подающими роликами. Системы с 4 роликами применяются, когда необходимо работать с проволокой большого диаметра. Также когда нужно работать с самозащитной порошковой проволокой.
Род и полярность сварочного ток
Сварочный ток для полуавтомата при способе MIG и тем более MAG сварки — постоянный. Лишь в некоторых случаях сварку MIG ведут на переменном токе, но процесс сварки идет нестабильно. Применение переменного тока оправдано для некоторых цветных металлов – например при сварке алюминия. О сварке алюминия расскажем в одной из наших следующих статей.
Для сварочного полуавтоматом применяется – обратная полярность. Так как если использовать прямую полярность идет активное разбрызгивание присадочного металла. Дуга горит не стабильно.
Обратная полярность
Обратная полярность – это когда «+» подключаем к сварочной горелке, а «-» подключается на изделие.
Сварочный ток напрямую зависит от выбранного диаметра присадочной проволоки. Чем больше диаметр, тем выше значение тока. От этого увеличивается проплавление. Значение тока определяет скорость выполнения процесса. Каждый сварщик настраивает ток таким образом, чтобы ему было комфортно работать. Кто-то добавляет чуть больше и ведет процесс быстрее. Кто-то, наоборот, чуть меньше и работает чуть медленно.
ПВ сварочного полуавтомата
Затрагивая вопрос тока, необходимо разобраться обозначением ПВ сварочного полуавтомата. Расшифровывается данное обозначение как продолжительность включения. Показатель ПВ указывает на то сколько времени полуавтомат сможет варить непрерывно на максимальном токе. Данные даются в процентах от цикла сварки в 10 минут. То есть если у полуавтомата ПВ =50%, это значит, что можно работать 5 минут данным полуавтоматом непрерывно. После ему требуется определенно время на охлаждение. Это важный параметр при выборе полуавтомата.
Вылет и выпуск электрода
Что называется выпуском электрода при механизированной сварке, а что вылетом. Это может ввести в ступор даже специалиста. Наглядно разницу этих двух понятий можно видеть на рисунке ниже.
Выпуск электрода – расстояние от края сопла до кончика присадочной проволоки.
Вылетом электрода называется — расстояние от наконечника до кончика проволоки.
Размер вылета должен быть оптимален. Так если он мал, то сопло будет слишком близко к сварочной ванне. Если так работать длительное время сопло испортиться. Если вылет большой, то будет недостаточная защита сварочной ванны. Защитный газ попросту рассеиваться. Дуга при этом издает треск и идет сильное разбрызгивание. В сварочном шве будет дефекты в виде пор. Размеры вылета и параметры режимов для работы полуавтоматической сварки подробно будут описаны ниже.
Индуктивность
Индуктивностью называется такой процесс, при котором происходит снижение скорости увеличения силы тока. Сложная получилась формулировка. Данный процесс необходим для того, чтобы при зажигании дуги, когда проволока касается изделия. Ток увеличивался постепенно, а не мгновенно. Иначе это приведет к брызгам металл на начальном этапе. Индукция происходит в катушке индуктивности. На практике регулировка индуктивности регулирует жесткость сварочной дуги, а также проплавление. Влияет на геометрию получающегося валика.
Технология полуавтоматической сварки
Чтобы работать на результат, сварку МИГ или МАГ необходимо выполнять полуавтоматом с пониманием технологии и теории. Полуавтоматическая сварка деталей чаще всего выполняется в цеховых условиях. Преобладающее большинство швов выполняемых данным способом являются стыковые и тавровые соединения.
Подготавливаем к работе полуавтомата
Чтобы начать работать собираем полуавтомат по инструкции завода. Подключаем горелку в специальный разъем на корпусе аппарата. Устанавливаем в корпус полуавтомата присадочную проволоку. Закрепляем катушку с присадочной проволокой прижимной гайкой. Ролики должны соответствовать диаметру применяемой проволоки. Пропускаем конец проволоки в направляющую, выполняем фиксацию прижимного механизма.
Настраиваем усилие прижатия проволоки, так как это необходимо чтобы ролики надежно сцеплялись со присадочной проволокой. Далее пропускаем проволоку в горелку. Для этого снимаем с горелки сопло и наконечник (мундштук). Нажимаем кнопку на корпусе горелки и ожидаем пока проволока выйдет из диффузора. Далее собираем горелку в обратном порядке. Полуавтомат собран для выполнения работы.
Подготовка деталей для сварки
Детали необходимо тщательно зачистить. От этого зависит 90% результата сварки. Зачистка выполняется до металлического блеска. Кромки обезжириваются. Лучше всего применить специальный обезжириваетесь, спирт или ацетон.
Открываем газ и настраиваем расход на редукторе. Расход газа берем из таблицы ниже.
Перед тем как зажигать дугу и работать, необходимо подать газ. По завершении процесса необходимо обдувать защитным газом горячий металл. Еще один лайфхак, который поможет зажечь дугу. Необходимо откусывать проволоку под углом так, чтобы кончик присадки был заострен. Эту процедуру нужно проделывать каждый раз перед началом выполнения процесса.
Процесс сварки полуавтоматом или как им работать.
Чтобы начать работать полуавтоматом, нужно зажечь дугу. Это происходит при нажатии на пусковую кнопку сварочной горелки, а также коснувшись изделия зажечь дугу. Дуга загорается можно начинать работать. Для завершения нужно отпустить кнопку и отвести горелку.
Стыковые соединения
Сварку полуавтоматом ведут в различный пространственных положениях. Вести процесс возможно «углом вперед» также и способом «углом назад». От перемещения горелки углом назад провар будет больше, а шов уже. При выполнении процесса углом вперед ситуация обратная. Ширина шва увеличится, но проплавление снизится.
Угол горелки при сварке вертикальный, то есть под 90 градусов для деталей с равной толщиной. Если детали разной толщины, то направляем горелку к более толстой из деталей.
Если металл изделия тонкий до 3 – 4 мм, то работать лучше всего без разделки кромок, на съемной подкладке из материала, хорошо отводящего тепло. К примеру, из алюминия. Если деталь не предполагает использование съемной подкладки. Допустим ее просто не получиться убрать. Тогда можно применить остающуюся подкладку. Она изготавливается из того же материала что и основная деталь.
Выполнять полуавтоматическую сварку тонкого металла лучше на спуск в вертикальном положении. Сварка выполняется сверху вниз, вести горелку нужно углом назад. Подробнее о тонком металле можете ознакомиться в данной статье.
Когда нужно работать с деталями большой толщины, тогда лучше применить MIG сварку в смеси. В качестве газа использовать смесь Ar+He в соотношении 40% + 60%. Сварку изделий большой толщины полуавтоматом лучше выполнять с двух сторон. Это обеспечить полный и качественный провар в корне шва.
Тавровые и угловые соединения
Тавровые и угловые соединения чаще всего встречаются при сварке полуавтоматом металлоконструкций, работать с ними приходится практически любому сварщику. При сварке тавровых соединений важен угол наклона горелки. Правильное выполнение подразумевает что он должен составлять от 45 до 60 градусов. Процесс лучше выполнять «углом вперед» наклоняя горелку к изделию на угол от 70 до 90 градусов. Это обеспечивает качественное проплавление кромок деталей. Лучше всего выполнять сварку на спуск. При выполнении угловых швов в лодочку, нужно увеличивать выпуск проволоки. Процентов на 12-15 от значения при нижнем положении сварки.
Способ сварки полуавтоматом прекрасно зарекомендовал себя в работе как в частных автосервисах и гаражах, так и на крупных предприятиях производящих металлоконструкции.
Ниже можете ознакомиться с видео как работает сварочный полуавтомат. Удачи Вам в работе!