Obladaet машина в кредит
Автосалон хочет, чтобы я купил машину в кредит, а не за наличные. Зачем?
Покупаю новый автомобиль, деньги на руках. Автосалон предлагает оформить кредит и полностью закрыть его в первые дни после покупки. В этом случае обещают сделать скидку около 4% — это примерно стоимость полиса каско. Получить каско на первый год бесплатно заманчиво, но смущает щедрость автосалона. Понимаю, что она может быть обусловлена не очень низкой процентной ставкой по кредиту — 16%.
Какие подводные камни возможны в моей ситуации, если закрою кредит на следующий день после покупки машины?
Антон, возможно, автосалону нужно выполнить план по кредитованию. В статье Т—Ж про покупку нового автомобиля автоэксперт пояснял, что автосалон получает с каждого выданного кредита комиссию 5—10% и с полиса каско тоже. То есть выгода автосалона может быть даже больше, чем скидка, которую они сделают вам.
И если вы купите машину в кредит, не факт, что вы решите закрыть его на следующий день. Может быть, на это и рассчитывает автосалон. Возможно, вы будете заняты покупкой зимней резины, посещением ГИБДД и страховых компаний, а потом захотите потратить часть денег на что-то другое. Даже если это займет всего несколько недель, вы заплатите проценты по кредиту и дадите заработать банку, с которым сотрудничает автосалон.
Право в любой момент погасить кредит досрочно всегда за вами, даже если в договоре написано иное. Но, возможно, там есть пункт о страховке, без которой процентная ставка по кредиту будет выше.
Кредит можно вернуть досрочно
Потребительский кредит можно вернуть в течение 14 дней после оформления, автокредит — в течение 30 дней.
Если пропустите этот срок, сначала нужно будет уведомить банк о том, что вы хотите вернуть деньги. Срок для уведомления может быть установлен в кредитном договоре. Если срок не прописан, он равен 30 дням — так по закону. Пока уведомительный срок не истек, банк может не принимать деньги или не списывать их с кредитного счета. Но через 30 дней он это сделать обязан.
За весь период с момента, как банк переведет деньги автосалону, и до того, как вы полностью вернете их банку, нужно уплатить проценты. Если в первых платежах были большие проценты и маленькие суммы в счет погашения кредита, то после возврата кредита банк обязан пересчитать проценты в соответствии со ставкой по кредиту. На это у него есть пять дней.
Вот что это означает. Вы можете оформить в автосалоне два разных кредита: на конкретную машину или кредит, сумма которого будет совпадать со стоимостью нужной машины. Мы уже рассказывали об отличиях автокредита и потребительского кредита. В первом случае машина попадает в залог к банку и почти наверняка ее придется дополнительно застраховать по каско в той страховой, которую выберет банк. Во втором случае таких требований не будет, но ставка по кредиту, скорее всего, будет выше.
Узнайте, какой кредит вам предлагают оформить: с залогом или без него. Залог понадобится сначала зарегистрировать. Потом надо будет брать справку о полном погашении кредита и снимать залог: без этого вы не сможете продать машину. Вдруг сотрудники автосалона забыли упомянуть о дополнительных бюрократических процедурах, предлагая вам скидку на машину.
Как вернуть кредит досрочно
Хотя вам предлагают оформить кредит в автосалоне, возможно, что со стороны банка договор подпишет не банковский сотрудник, а специалист автосалона по доверенности. Но это все равно будет договор с банком, а не с автосалоном. Поэтому по любым кредитным вопросам вам так или иначе придется обращаться в банк.
Если вы купите машину и на следующий день положите всю сумму на расчетный счет, привязанный к кредиту, формально уведомлять банк вы не должны. Но я советую все же это сделать: пусть сотрудник банка сразу посчитает, сколько вы должны заплатить за этот день пользования кредитом. В графике платежей, который прилагается к кредитному договору, такой информации нет. Вдруг вы не доплатите 5 рублей и кредит не закроется? Так что если вы решили оформить кредит в обмен на скидку за автомобиль, учтите, что вам в любом случае придется поехать в банк и потратить время на очереди и документы.
Подвох со страховкой
В вашей истории меня больше всего смущает неупомянутая страховка в дополнение к кредиту и неочевидная выгода подобной схемы для банка-кредитора. Автосалону хорошо: он получит деньги. Вам тоже хорошо: вы получите скидку, в счет которой сможете оформить бесплатное каско. Вопрос в том, что получит банк и как он будет защищать свои интересы. Возможных вариантов два. Он попросит машину в залог, и тогда в вашей жизни появятся дополнительные поездки в банк и ГИБДД. Или предложит застраховать вашу жизнь и здоровье или вас от потери работы — тогда вам придется общаться еще с одной организацией, чтобы не потерять деньги.
От полиса добровольного страхования можно отказаться в течение 14 дней после его оформления. Страховая компания может отдать страхователю всю страховую премию или удержать плату за прошедшие дни — это на усмотрение компании. Такое право еще называют периодом охлаждения.
Допустим, вы решили пока не возвращать кредит за автомобиль и, чтобы банк не поднял процентную ставку по кредиту, не можете вовремя отказаться от страховки. Потом вернуть деньги за страховку может оказаться сложнее.
Что говорят суды
Из-за спорных формулировок в договорах страхования люди доходили до Верховного суда РФ, чтобы вернуть деньги.
Например, петербурженка Татьяна взяла автокредит и заключила со страховой договор индивидуального страхования от несчастных случаев. Через месяц Татьяна погасила автокредит. Но расторгнуть договор страхования и вернуть деньги по нему она уже не могла: не успела в период охлаждения.
Оставлять такую страховку не имело смысла. По договору страхования при несчастном случае страховая компания выплатила бы банку только остаток долга по кредиту. Выплаты Татьяне условиями договора не предусматривались. Возникла странная ситуация: Татьяна кредит выплатила, а оплаченная защита фактически стала нулевой. Женщина пошла в суд, и ей повезло: договор страхования был напрямую связан с кредитным договором, поэтому Верховный суд встал на ее сторону и постановил вернуть деньги за страховку.
Обычно никакой правовой связи между кредитным и страховым договором нет, но если наступает страховой случай, то сумма страховой выплаты покрывает целиком сумму кредита. То есть в договорах совпадают все данные — даты оформления и суммы, но юридически это отдельные правоотношения одного человека с двумя разными организациями. Формально договор страхования заключен добровольно, в период охлаждения от него не отказались. Даже если в кредитном договоре есть условие, что без страховки процентная ставка выше, человеку дают право выбора, а не принуждают.
Еще примеры из суда.
Дмитрию из Перми не повезло: он погасил кредит за 10 месяцев вместо 60, но страховку за оставшиеся месяцы ему не вернули. Верховный суд РФ указал, что досрочное погашение кредита — это не основание для возврата части страховой премии. Если бы с Дмитрием произошел несчастный случай, страховая компания выплатила бы ему страховку в любом случае. Значит, страховалась жизнь, а не обязательства.
Его земляку Денису тоже не повезло: он за 3 месяца погасил кредит, а Верховный суд РФ решил, что надобность в страховке не отпала. Если бы с Денисом случился несчастный случай, деньги получил бы он или его наследники, а размер выплаты никак не связан с кредитом.
Так что если вместе с кредитом вам оформят страховку, проверяйте, как связаны эти договоры между собой. Вдруг что-то помешает вам своевременно отказаться от страхования и вы потеряете деньги.
Что будет с кредитной историей
С будущей кредитной историей есть два варианта. С одной стороны, вы будете идеальным заемщиком: не просто вернули банку деньги полностью, но еще и заранее. Вдобавок за фактический период использования денег тоже заплатили.
С другой стороны, банк узнает, что у вас были свои деньги и вы оформляли ненужный кредит, чтобы получить выгоду. Значит, чтобы больше на вас заработать, в будущем можно предложить вам более высокую ставку. Но также могу сказать, что условия будущих кредитов зависят не только от кредитной истории, но и от официальной зарплаты, созаемщиков и поручителей, залогового имущества и других факторов. Вряд ли один тот факт, что вы быстро вернули кредит, окажет существенное влияние на вашу кредитную историю.
Резюмируем: автосалону выгодно навязать вам кредит даже со скидкой на автомобиль. Поэтому помните главное правило юридической грамотности: внимательно читайте договор, который подписываете. Может быть, неприятностей удастся избежать.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах или законах, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.
Автосалон сейчас продает не столько автомобили, сколько финансовые продукты и сервис. Маржа от продажи самого автомобиля достаточно низкая. Кредит, страхование жизни (от которого не факт, что можно отказаться при покупке в кредит тк условием предоставления скидки является пользование услугой страхования), при чем стоимость нс полиса может тоже быть заоблачной, мне предлагали его за 170 тысяч при покупке авто за 1,1 млн. Плюс страхование КАСКО, ОСАГО, со всего этого автосалон, естественно, имеет копеечку свою. Обязательно впихнут какую нибудь сервисную карту на 5 лет за 200 тысяч, мотивируя тем, что вам то все равно, все уже включено в кредит и 5 лет не будет проблем. Мля, я за рулем четверть века и проблем и так не было.. При том, что себестоимость карты может быть тыр 10. Так же предложат ряд допоборудования сомнительного качества за очень неприличные деньги. Потом вы приедете к ним на ТО, там тоже есть ряд разводных схем, как побольше вытянуть из вас денег. Это называется, работа с кумулятивной маржой. Поэтому и пообещали и скидку в 150 тыр и допов в подарок еще на 30-40. Плюс, как минимум один месячный платеж еще придется таки заплатить банку, пока кредит не закроете. Короче, при такой схеме, только карта и НС у меня выходило уже в 370 тыр. В итоге решил отказаться от любых кредитных тем, решил забрать предварительный платеж по договору. Тогда начались другие разговоры. Еще неделю полоскали мозги, сошлись на скидке в 80 тыр, покупке немного допов по себестоимости, и КАСКО я взял в салоне. И еще такой момент, будете кататься по салонам, сразу будут предлагать внести залог или предварительный платеж. Не вносите больше 5, макс. 10 тысяч, и это точно не должен быть залог (в юридическом плане). В договоре должна быть прописана возможность забрать деньги при отказе от покупки. Иначе найдете предложение интереснее, деньги потеряете. Ну и с кредитам и, естественно, лучше не связываться. Или старайтесь хотя бы искать чистое предложение по кредиту без доп страхования и доп продуктов. Все что доп-все развод.
Откуда у Obladaet много денег? Он же ноунейм (относительно)
Сколько зарабатывают рэперы :
Второй доход артиста – это концерты. Если рэпер на пике популярности, то концерт в регионах обходился в районе 200 000 рублей – 300 000 рублей для организаторов. Сам артист получал за один концерт около 180 000 рублей в регионах, а в столицах около 2 000 000 рублей. Из тура в который входят 20-30 городов он получает более 3 000 000 рублей.
* * *
В 2021 году Obladaet возьмёт новую планку и отправится в свой седьмой концертный тур «Across The Blocks», в котором презентует новый альбом и представит обновленное концертное шоу слушателям в 30 городах России и Казахстане
* * *
Третий доход артиста – это клипы. Русский ютюб платит не много. Если рэпер снял клип на который потратил к примеру 200 000 рублей – 300 000 рублей, то с него он получит около 10 000 рублей за 1 000 000 просмотров.
* * *
Obladaet зарабатывает на ютубе 57206 руб в месяц
* * *
Четвертый доход артиста – контракты с брендами. Чаще всего бренды спонсируют клипы и в итоге артист ничего на клип не тратит, если там есть реклама от бренда.
Пятый доход артиста – это написание совместных треков за деньги ( так называемые фиты)
Шестой доход артиста – это гострайтинг ( продажа своих текстов). Один текст от популярного исполнителя стоит около 100 000 рублей – 150 000 рублей.
Седьмой доход артиста – это собственная линейка одежды ( так называемый мерч).
Скидка за кредит: как дилеры навязывают автокредиты покупателям машин
Frank Media разобрался, как работают схемы кредитования в автосалонах и кто остается в прибыли
Во время пандемии автодилеры стали активнее навязывать кредит на покупку машины. Автосалон получает за оформленный кредит комиссию от банка, а покупатель — скидку на автомобиль. Frank Media разобрался, как работает эта схема и так ли выгодна она покупателю.
Заработок дилера. Автосалону выгоднее продать машину в кредит, так как он получит за это вознаграждение от банка, а также от страховой компании за оформление страховых продуктов.
Сколько зарабатывает дилер:
Чтобы поддерживать объемы кредитования и успешно конкурировать на сжавшемся рынке, банки вынуждены предлагать дилерам более высокие комиссионные вознаграждения, поясняет проектный лидер Frank RG Станислав Сухов. Рост комиссионного вознаграждения еще больше стимулирует дилеров навязывать кредит покупателю, отмечает он.
Автокредиты показывают самый большой прирост в розничном кредитовании второй месяц подряд. В апреле банки выдали 97,4 млрд рублей автокредитов — это почти на 14% больше, чем в марте.
Скидка покупателя. Для стимулирования покупки в кредит автосалон предлагает клиенту скидку на автомобиль. Размер скидки индивидуален и зависит от спроса на конкретную марку автомобиля, наценки дилерского центра, договорённостей дилера с банком и даже пожеланий клиента.
«Клиента нужно заманивать скидкой, — рассказал Frank Media на условиях анонимности руководитель отдела продаж одного из столичных автосалонов. — У дилера есть маржа на каждую модель, она может составлять от 3% до 10%, если говорить о массовых брендах. В ситуации, когда автомобиль стоит 1 млн рублей, а маржа – 5%, скидкой в 50 тысяч рублей клиента не удивишь. А если предложить 100 тысяч рублей, в то время как другие автодилеры готовы снизить стоимость на ту же модель на 50-60 тысяч рублей, то можно выделиться. Но такую скидку можно предоставить, только если клиент купит автомобиль в кредит».
Frank Media опросил несколько автосалонов в Москве, чтобы узнать, какая скидка возможна при оформлении автокредита. Вот примеры скидок на конкретные модели:
«Так как автомобили сейчас у всех в дефиците, то разница в условиях покупки между автомобилем за 600 тысяч рублей и автомобилем за 1 миллион рублей практически отсутствует», — сказал Frank Media представитель одного из дилерских центров.
Как пояснил Сухов, продажа с привлечением автокредита выгоднее для автодилера, чем продажа за наличные — это утверждение было справедливо и до пандемии, и определяется экономикой дилерского центра.
«Дилер может «играть» условиями, настраивая их для конкретного клиента, — поясняет Сухов. — Он может получить отрицательную маржу по отдельным параметрам, но совокупная маржинальность будет положительной. Чем больше параметров включено в сделку — тем больше вариантов у дилера. Когда машина продается за наличные, дилеру сложнее «подвинуться» по цене авто, он с меньшей вероятностью продаст ее «в минус».
Закрытие производств во 2 квартале 2020 как в России, так и за рубежом вызвало дефицит автомобилей в дилерских центрах, продолжает Сухов. Клиентский спрос значительно превысил предложение — это привело к тому, что продавец стал диктовать свои условия. Он может уже не предлагать клиенту выбор между покупкой за собственные средства или в кредит. Он может предложить выбор «покупай в кредит, либо не покупай вообще».
Банки стали активнее предлагать кредит вместо покупки за собственные средства в прошлом году. Правда, многие заемщики получали скидки и сразу же гасили кредит — дилер в таком случае комиссию не получает. Чтобы этого не было, автосалоны начали предлагать клиентам подписать к договору купли-продажи дополнительное соглашение. В нем дилер прописывает, что заемщик обязан будет вернуть предоставленную скидку в случае, если погасит кредит в течение одного месяца после его оформления или воспользуется «периодом охлаждения» и откажется от страхового продукта. Пример подобного соглашения одного из салонов есть у Frank Media.
Наличие такого условия в договоре Frank Media подтвердили еще в одном московском дилерском центре.
Прогноз. Дефицит автомобилей не будет продолжаться вечно, говорит Сухов. «Производство уже восстанавливается, поставка комплектующих для производства авто в России возобновляется. Рынок ожидает, что во 2 полугодии 2021 года ситуация окончательно нормализуется, если не будет третьей волны пандемии», — добавляет эксперт.
Ипотека VS автокредиты
До 2% выданных автокредитов полностью гасится в течение календарного месяца, следующего за месяцем выдачи автокредита (в ряде случаев проходит больше 30 дней), приводит данные генеральный директор бюро кредитных историй «Эквифакс» Олег Лагуткин. По его данным, во 2 полугодии 2020 года количество автокредитов, погашаемых досрочно, удвоилось, в первые месяцы 2021 их доля в общих выдачах остается стабильной — на уровне 1,1%.
В июне 2020 года «Ведомости» писали о тренде на досрочное погашение автокредитов из-за предложений продавцами скидок на автомобили при оформлении в кредит. Но ограничений по выплате кредита и отказе от страховых продуктов в первый месяц после покупки тогда не было.
В пресс-службе ВТБ отметили, что в прошлом году было краткосрочное и незначительное ускорение в досрочном погашении автокредитов — сейчас этот уровень не растет. В 2020 году это было связано с расширением условий программы господдержки и желанием большинства клиентов получить выгодную скидку к стоимости автомобиля, также на фоне пандемии клиенты старались сократить срок погашения своих обязательств, уточнили в банке.
Заемщики «Росбанк Авто» стали быстрее погашать обязательства по кредитам, причем это касается всех клиентов: как оформивших кредит относительно недавно, так и один-два года тому назад. По словам директора департамента розничного автокредитования «Росбанк Авто» Алексея Бородавина, определить какую-то одну причину роста досрочных погашений достаточно сложно. «В периоды нестабильности клиенты стараются по возможности оперативно избавиться от кредитной задолженности, чтобы оптимизировать расходы в средней и долгосрочной перспективе. Кроме того, на фоне снижения ставок по депозитам и ограничения передвижений между странами многие приняли решение о переводе средств в альтернативные активы или об их использовании для погашения имеющихся обязательств», — перечислил причины Бородавин.
Дополнительные расходы. По закону о потребительском кредите заемщик имеет право вернуть досрочно всю сумму автокредита в течение 30 дней с момента его оформления без предварительного уведомления банка с уплатой процентов за фактический срок кредитования. Отказаться от КАСКО или страхования жизни и здоровья можно в «период охлаждения», который составляет 14 дней с момента оформления страхового полиса – меньше, чем требует дополнительное соглашение к договору купли-продажи автомобиля от дилерского центра.
Кроме переплаты по кредиту (пусть даже за один месяц), заемщику еще необходимо учитывать оплату КАСКО и страхования жизни/здоровья, без которой банк может поднять ставку по кредиту или вовсе отказать в выдаче.
Средний размер страховой премии по КАСКО в 2020 году составил 33,5 тысяч рублей, согласно данным ЦБ. Стоимость страховки зависит от стоимости и марки автомобиля, наполнения полиса, возраста, стажа водителя и других параметров.
Стоимость страхования жизни и здоровья заемщика зависит от суммы кредита и страхового покрытия. Например, в «Тинькофф Страхование» стоимость полиса будет варьироваться от 0,5% до 0,79% от суммы кредита в месяц. В страховой компании «Кредит Европа Лайф» полис стоит от 1,2% до 4,3% от суммы кредита. В страховой компании «Кардиф» — от 1,2% до 3,84% от суммы кредита в год.
Сколько сэкономит покупатель автомобиля, если возьмет его в кредит? Приведем пример:
Volkswagen Tiguan, стоимость 2,769 млн рублей. При покупке в кредит дилер обещает скидку в размере 100 тысяч рублей.
Но нужно учитывать, что придётся тратить время, чтобы оформить залог на автомобиль в пользу банка, потом снять его, оформить досрочное погашение кредита и так далее.
В одном из московских автосалонов Frank Media сказали, что часто скидка равна стоимости страховки и процентам. «Можно сказать, что клиент «выигрывает» себе условно-бесплатный полис КАСКО, в остальном это всегда большой торг – например, дилер предлагает скидку побольше, но тут же навязывает покупку комплекта резины или какое-то дополнительное оборудование», — отмечает он. Хотя на некоторые марки, например, Kia сейчас очень высокий спрос, поэтому настоящую скидку вряд ли удастся получить: дилер не будет действовать себе в ущерб, так как битвы за клиента нет и машин на всех не хватает.
Зачем вам об этом знать. Описанная схема показывает, на чем потребитель может сэкономить, если покупает автомобиль в кредит, и какие дополнительные расходы его ждут.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Парадокс: покупка авто в кредит может быть дешевле, чем за собственные деньги. Разбираемся, так ли это и почему
Автокредит – хороший способ обзавестись личным транспортом, не отдавая за него целое состояние. А еще популярности автокредитам добавляет тот факт, что банки готовы давать большие скидки клиентам, а порой вообще отказывают продавать авто не в кредит. Почему невыгодная для заемщика операция становится выгодной для банка, и какие выводы из всего этого должен сделать клиент?
Скидки: по госпрограмме и не только
До пандемии автомобильный рынок принадлежал покупателю: автомобили, за редким исключением, не были в дефиците, клиент мог выбрать любую комплектацию (даже совсем «пустую»), а навязывание дополнительных опций было почти незаметным. Привлекали автодилеры клиентов достаточно крупными скидками, причем цены на главных страницах сайтов указывались, в основном, с учетом всех специальных предложений.
А предложений таких было много, скидку давали за:
Главной долгое время была скидка по государственной программе – «Первый автомобиль» или «Семейный автомобиль». Суть программ в том, что, покупая новый автомобиль российского производства не дороже определенной суммы (до 1-1,5 миллиона рублей в разные годы), клиент автоматически получал скидку в размере 10%. Скидка уже учитывалась в сумме автокредита, а банк потом получал компенсацию из бюджета.
Другие скидки зависели от конкретного автодилера, но без специального предложения, как правило, не оставался ни один покупатель.
Все изменила пандемия – сначала все салоны просто не работали месяц или два, потом они работали в ограниченном режиме. Некоторые производители наладили прямые продажи автомобилей с доставкой домой, но это исключение из общей тенденции.
А потом автодилеры столкнулись с жестким дефицитом автомобилей, который не преодолен до сих пор. И дефицит привел к тому, что автодилеры, которые и раньше «настраивали» клиентов на продажу в кредит, сейчас еще более явно не хотят принимать оплату собственными средствами клиента. Например, как выяснили в Frank Media, каждый дилер зарабатывает порядка 5% на собственно продаже автомобиля – а это максимум 50 тысяч рублей на автомобиле за миллион рублей. При этом за кредиты салоны получают куда большие бонусы.
Отсюда и разница в подходах – при одинаковых ценах для покупателей в кредит и за свои средства, в первом случае клиент получит большую скидку:
Но почему так происходит и как дилеры могут давать скидку, которая иногда даже больше маржи, которую они зарабатывают на продаже автомобиля?
Почему кредиты так выгодны дилерам
На первый взгляд, для автосалона нет никакой разницы, купит клиент автомобиль в кредит или за свои деньги – компания в любом случае получит всю сумму сразу. Но дальше в дело вступают банки, которым нужно кому-то выдавать свои кредиты, и они предлагают автосалонам определенные бонусы. А за банками приходят и страховые компании – автосалоны давно выполняют агентские функции как по кредитованию, так и по страхованию.
По данным все того же Frank RG, вознаграждение автосалоны получают достаточно солидное:
К автокредитам в обязательном порядке оформляются полисы ОСАГО и каско, и за продажу каско страховая тоже может поделиться с салоном (там суммы доходят до 50-70 тысяч рублей в год).
Соответственно, автосалону просто нет смысла продавать Lada Granta за расчет на месте – ведь тогда он заработает на продаже лишь 25-30 тысяч рублей, из которых половину отдаст клиенту в виде скидки. А продав то же авто в кредит, банк получит 30 тысяч маржи на самой продаже, плюс до 50 тысяч бонуса от банка, плюс неплохие бонусы от страховых компаний.
Правда, с приходом дефицита автомобилей автодилеры начали хитрить еще сильнее – как говорит Сергей Пиголкин из компании «Карклик», салонам просто не нужно жертвовать частью своего бонуса от банка, ведь автомобили купят в любом случае. Чтобы заработать еще больше, они иногда ставят покупателей перед фактом – или клиент покупает массу «допов», страховок и другого «воздуха», или просто не купит автомобиль.
Несколько месяцев назад в профильных tg-каналах сообщали, что автосалоны просто отказывали клиентам, которые хотели купить автомобили ценовой категории Lada за собственные деньги – то есть, сделать покупку можно было только в кредит. Это явно «самодеятельность» менеджеров на местах – продавая авто в кредит, они зарабатывают себе премии, поэтому и совершенно наглым образом отказывали покупателям.
Есть и масса других уловок, рассказал нам Марсель Ахметшин из «Опоры России»:
Скорее всего, такая ситуация продлится еще долго – пока на рынке не будет закрыт дефицит новых автомобилей, а рыночное преимущество не переместится на сторону покупателя.
Почему образовался дефицит и когда он закончится?
На днях в Минпромторге уже официально заявили – программы льготного автокредитования («Первый автомобиль», «Семейный автомобиль» и программа для медиков), скорее всего, в ближайшее время возобновлены не будут. Все дело в дефиците автомобилей – их не хватает настолько, что запускать стимулирующую программу просто нет смысла, ведь машины и так прекрасно раскупаются.
Дефицит возник не сейчас – ему уже как минимум год, и причина у него в целом одна. Это – нехватка комплектующих, и прежде всего микрочипов. Чипы используются едва ли не во всех компонентах автомобиля, даже самого дешевого (в России все новые авто должны быть оборудованы модулями ЭРА-ГЛОНАСС, и там тоже нужны чипы). А чипов не хватает, потому что из-за пандемии был прерван их производственный цикл, который полностью может занимать до полугода.
А еще не стоит забывать и о главной причине – пандемии. Из-за локдауна во многих странах в прошлом году останавливались производства, с которых в Россию шли отдельные компоненты или машинокомплекты в целом, да и в России периодически останавливается на вынужденный простой даже АвтоВАЗ. Сроки ожидания автомобиля растягиваются – от 7-8 недель для распространенных моделей, а для премиальных (где электроники в разы больше) – и до 2-3 кварталов.
Дефицит автомобилей плюс желание автодилеров продавать их только в кредит могут стать серьезной проблемой для тех, кто хочет купить авто за собственные деньги и при этом по возможности не переплачивать за слишком «богатую» комплектацию.
Отдельная проблема – отсутствие льготной госпрограммы. Когда она действовала, покупатель мог сэкономить хотя бы 10% от стоимости нового автомобиля (хотя цены выросли гораздо сильнее) – с учетом невысокой цены автомобиля этих денег хватило бы на полис каско или дополнительные опции. Сейчас программы нет и в ближайшем времени ее возвращение не планируется – а значит, покупателям придется оформлять автокредиты на полную стоимость машины, и часто платить по ним проценты по завышенным ставкам.
Но если дилеры так активно продают клиентам автокредиты, возможно, есть смысл оформить его даже при наличии денег?
Стоит ли брать кредит ради скидки?
Даже до пандемии и дефицита многие заемщики предпочитали поучаствовать в госпрограмме и получить скидку в 10% на новый автомобиль, купив его в кредит с досрочным погашением (а жители Дальнего Востока – со скидкой в 25%). Кроме скидки по госпрограмме были и другие акции, и в сумме клиент экономил до сотни тысяч рублей, которые мог потратить на что-то полезное.
Формально все это не запрещено – банки никак не вправе препятствовать досрочному погашению кредита, причем досрочным оно может быть и на следующий день после покупки автомобиля (но чаще кредит полностью погашается в первую расчетную дату).
Но в этом случае клиенту стоит помнить о некоторых особенностях, предупреждает Оксана Савчина из РУДН. Так, покупая авто в кредит под досрочное погашение, нужно учесть:
В случае со страховками все просто – полис каско разорвать нельзя (да и это в целом полезная вещь), но вот договор страхования жизни и GAP можно разорвать в течение 14-дневного «периода охлаждения», и страховая компания вернет страховую премию заемщику. После этого, скорее всего, вырастет процентная ставка по кредиту, но при досрочном погашении это не так важно.
Но есть еще один крайне важный момент, о котором рассказал Андрей Лихачев из компании «Хелп Консалтинг» – досрочное погашение кредита, формально не запрещенное законом, по факту может стать для клиента невозможным. Так, автодилер может заключить с покупателем договор, который обяжет его вернуть сумму скидки, если покупатель погасит кредит досрочно или решит вернуть часть страховой премии. И в этом случае скидка за покупку в кредит будет полностью нивелирована либо процентами по кредиту, либо лишением этой самой скидки.
Кроме того, стоит помнить о других «подводных камнях» автокредитов – например, досрочное погашение обычно возможно лишь после уведомления об этом банка, иногда придется снимать ограничения на регистрационные действия с автомобиля.
При желании можно рефинансировать автокредит обычным потребительским. Несмотря на то, что залоговые кредиты считаются более выгодными, автокредит обычно таковым не является. А рефинансировав кредит под обычный потребительский, клиент сможет распоряжаться автомобилем без ограничений, он сможет не платить за полис каско, и при желании легко продать авто. И все это – под относительно доступную процентную ставку.
Так что, резюмируя, отметим – смысл получать автокредит под дальнейшее досрочное погашение ради скидок есть. Но только если в условиях договора не будет «сюрпризов», которые лишат выгоды всю эту затею.
Эксклюзивные комментарии экспертов издания «Банки Сегодня» по теме статьи
Как работает система продажи новых авто. Взгляд «изнутри»
Основа данной системы заключается в том, что скидка на автомобиль зависит от участия покупателя в специальных предложениях дилера. Чаще всего на цену авто влияет количество приобретенных дополнительных услуг или выбранная комплектация.
Возможность предоставлять скидку за автомобиль возникает у дилеров в связи с тем, что они заключают договоры с банками, страховыми организациями, которые “гасят” размер скидки, выплачивая “вознаграждение” за каждого приведенного клиента.
Система работает так: автодилер продает машину со скидкой, при этом, для ее покупки гражданин заключает кредитный договор с банком. Последний возмещает часть или всю разницу между фактической и сниженной ценой авто, при этом зарабатывая на проценте с предоставленного займа.
Аналогично система выстроена и со страховыми компаниями. Обычно предоставляется скидка на авто в размере стоимости КАСКО, ОСАГО или страхования жизни. Покупатель машины приобретает одновременно с автомобилем страховку, стоимость которой фактически возмещается ему дилером. Выгода продавца авто заключается в том, что страховая выплачивает ему вознаграждение за каждого приведенного таким образом клиента, которое нивелирует предоставленную скидку на машину.
Стоит отметить, что чаще всего дилеры заключают с покупателем авто дополнительное соглашение, согласно которому сумма скидки подлежит возмещению в случаях, когда кредит “гасится” досрочно или покупатель желает вернуть сумму, уплаченную по договору страхования. Это способ защиты дилера от того, что покупатель авто фактически не воспользуется специальным предложением, но получит скидку.
В 2021 году, в связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой прошлого года, количество автомобилей, которые продают дилеры снизилось, спрос, в свою очередь, остался на том же уровне, а на отдельные модели и марки даже повысился. Соответственно, автодилерам экономически нецелесообразно реально снижать стоимость авто и работать в убыток. Поэтому ждать реальных скидок на автомобили не стоит.
Андрей Лихачев, юрист
Новая схема продажи автомобилей в условиях пандемии
Поделюсь своими личными наблюдениями …
В семье пользуемся обычно 2-3 автомобилями, обновляем их примерно 1 раз в 5-7 лет. Автомобили покупаем регулярно с 1995 года и не припоминаю момента, когда машина стоила дешевле в кредит, чем покупка за наличные. За «наличку» как правило было дешевле.
Если в 90-х и начале 2000-х достаточно легко удавалось накопить на новый автомобиль, то в последнее время это делать стало сложнее. Цены растут быстрее чем доходы. По этой причине мы начали пользоваться кредитными программами банков.
Первый кредит на покупку автомобиля помню взяли в 2007 году. Все было просто, можно было выбрать в автосалоне автомобиль, зафиксировали цену. Обратиться в 2-3 банка, выбрать лучший вариант кредитования, отправить информацию по машине в выбранный банк, оплатить первый взнос и доступную по тем временам страховку. И все, можно ехать за номерами или воспользоваться услугой постановки на учет у дилера.
Сейчас схема у большинства автодилеров другая. Автомобилей в наличии мало, а те что есть, уже имеют установленное дополнительно оборудование. Заказать автомобиль на заводе с фиксированной ценой практически невозможно. Автомобили или продаются не доехав до салона или по приходу сразу наполняются дополнительным оборудованием, что позволяет продавать его дороже с дополнительной наценкой.
Как правило, кредит сейчас навязывается только в своем банке (у большинства автопроизводителей есть такой банк) и страховка в страховой компании партнере. Думаю поэтому сейчас процентная ставка по автокредиту почти всегда выше чем проценты по потребительскому кредиту, а стоимость страховки выше в автосалоне в 2-3 раза при этом купить страховку на кредитуемый автомобиль в другом месте запрещается.
Из вышесказанного можно сделать вывод о прошедшей в последнее десятилетие разделе автомобильного рынка среди отдельных групп и как следствие отсутствии конкуренции как среди автодилеров, так и среди банков и страховых компаний.
Марсель Ахметшин, эксперт по недвижимости
Сейчас, автосалоны активно предлагают покупателям приобрести автомобили в кредит
Причем в условиях пандемии COVID-19 они еще больше активизировались. Это обусловлено рядом причин.
Так, в 2020 году, с самого начала пандемии, новые автомобили премиум-класса дорожали в среднем на 150 тысяч рублей в месяц. И с большой вероятностью рост цен на автомобили (как новые, так и подержанные) в ближайшее время продолжится.
Таким образом, в ряде случаев приобретение автомобиля в кредит с возможностью досрочного погашения, действительно, является более выгодным вариантом. Клиент получает скидку, а имеющиеся наличные средства он может выгодно инвестировать и заработать дополнительный доход. При этом необходимо обязательно просчитывать все возможные варианты и не забывать о том, что при оформлении кредита потребуется внести первоначальный взнос от 15 до 40% (чем он выше, тем ниже ставка), а также возникнут дополнительные расходы, в частности, обязательный полис КАСКО, пошлина за регистрацию автомобиля и, в отдельных случаях, установка дополнительного оборудования.
В целом, по итогам 2020 года было выдано 896,4 тысяч автокредитов, что на 5,9% меньше по сравнению с 2019 годом. В апреле 2021 года выдано рекордное количество автокредитов – более 105 тысяч. При этом в мае 2021 года средний размер выданных автокредитов установил рекорд — 1,08 млн руб. (для сравнения: в мае 2020 г. – 730 тыс. руб.). При этом отмечается серьезное увеличение объема просроченной задолженности, причиной которого является снижение реальных располагаемых доходов населения, переход на неполный рабочий день и, как следствие, сокращение заработной платы, а в ряде случаев – и вовсе потеря работы.
В настоящее время дилеры продолжают предлагать достаточно выгодные условия покупателям. Процентные ставки по автокредитам практически не изменились. В 2021 году у большинства банков они находятся в пределах от 9% до 11,9% годовых. Однако в связи с ростом просроченной задолженности и ухудшением качества кредитного портфеля, банки стали более тщательно подходить к оценке кредитоспособности заемщиков. И, как следствие, наблюдается снижение уровня одобрения заявок на кредиты.
Оксана Савчина, кандидат экономических наук
Продажа автомобиля в кредит всегда была и остаётся важной составляющей кумулятивной маржи любого дилера
И не важно, новый автомобиль или подержанный. Дилер получает комиссионное вознаграждение от банка партнёра при оформлении кредита на автомобиль в его салоне.
Если раньше покупатель за счёт вознаграждения дилера гарантированно получал скидку на автомобиль при оформлении кредита, то сейчас это практикуется всё реже. Ведь действительно, зачем жертвовать частью своего вознаграждения от банка, если машины и так продаются как горячие пирожки?
И, если говорить откровенно, чем больше дополнительных услуг в кредите навязано покупателю, тем лучше для дилера, тем большее вознаграждение он получит. Поэтому сейчас так много негатива среди покупателей автомобилей — посмотрите комментарии на профильных форумах или в соцсетях. Ведь кроме самого кредита, заёмщику настойчиво предлагаются дорогие и не всем нужные опции — такие, как страхование жизни, сохранения остаточной стоимости, карты помощи на дорогах и т.д. Зачастую покупателя ставят перед выбором — или покупаете автомобиль на этих условиях, или мы его вам не продадим. Сейчас рынок продавца, автомобили многих марок по-прежнему в дефиците — этим и пользуются улыбчивые менеджеры автосалонов…
Тем не менее, и сейчас можно получить скидку на новый автомобиль при оформлении кредита у дилера — нужно лишь запастись терпением и искать лучший вариант, общаясь с большим количеством дилеров. У всех разная ситуация, и кто-то всегда предложит более интересные условия. Мы у себя в проекте carclick.ru каждый день наблюдаем, как дилеры торгуются, и многим покупателям удаётся значительно улучшить условия сделки даже в такое не простое время.
Кстати, снова стали актуальны «кредиты ради скидки» — когда клиент покупает автомобиль в кредит, а через несколько дней гасит кредит без каких-либо последствий для себя. В этой схеме доволен и покупатель, и дилер. А вот банк вряд-ли — он уже предоставил вознаграждение дилеру, тот поделился им с клиентом, при этом банк по факту через несколько дней теряет клиента и, как правило, просто не успевает заработать на этом. Наверное не нужно говорить, что этот подход не афишируется среди дилеров и предлагают его или знакомым, или профессионалам рынка.
Можно было бы ещё порассуждать на тему скидки на автомобиль при покупке в кредит по госпрограмме «первый автомобиль» или «семейный автомобиль». Напомню, по этой программе можно было приобрести новые автомобили ценой до 1,5 миллиона рублей со скидкой 10% (25% для жителей ДФО). Но, учитывая ситуацию на рынке, с целью снизить спрос и охладить рынок, действие этих программ приостановлено как минимум до 1 августа — точную дату правительство сообщит позже.
Сергей Пиголкин, IT инвестор и предприниматель