p2p обучение что это

Обучение по принципу peer-to-peer

Система образования сегодня предлагает все большее разнообразие. Популяризируются новые форматы взаимодействия учителя и учеников, применяются новые педагогические методики.

От дистанционного и смешанного образования мы переходим к применению новых технологий, к коммуникативным методам и коллективным решениям проблем. Один из таких относительно новых подходов в преподавании и обучении — принцип peer-to-peer, с которым мы вам предлагаем познакомиться.

В данной статье расскажем о нем поподробнее и оценим плюсы и минусы такого подхода. Материал будет полезен педагогам, готовым пробовать что-то новое.

p2p обучение что это

Что такое peer-to-peer

Peer-to-peer (а также P2P, networked learning, peer-to-peer learning, peer-2-peer) — термин, обозначающий так называемое сетевое обучение.

Сетевым оно называется из-за формирования тесных переплетений и связей во взаимоотношениях всех участников образовательного процесса. Это такое взаимодействие преподавателя и студентов, при котором все они учат друг друга и учатся — тоже друг у друга.

Разница становится наиболее ощутимой в сравнении с другими знакомыми нам подходами из теории обучения.

p2p обучение что это

Идеи, положенные в основу принципа peer-to-peer

p2p обучение что это

Применение принципа peer-to-peer

Принцип «от равного к равному» дает возможность преподавателю расширить формат обучения, распределить учебную нагрузку, сделать процесс обучения эффективным, интересным и все-таки оставить его управляемым.

Какое применение этот принцип может найти в современных реалиях?

p2p обучение что это

В онлайн-обучении он может быть реализован следующим образом:

Источник

Обучение по принципу peer-to-peer

Взаимное обучение по принципу «равный-равному» (peer-to-peer learning ) — относительно новая парадигма учебной деятельности, базирующаяся на идее массового сотрудничества, идеологии открытых образовательных ресурсов, в сочетании с сетевой организацией взаимодействия участников.

Сетевое обучение основано на идеях «горизонтальной» учебной деятельности. В отличие от традиционной схемы, участники взаимного обучения, опосредованного информационно-коммуникационными технологиями, осуществляют непрерывное совместное производство общей учебной среды и создание учебного контекста, необходимого и достаточного для их самообразования.

Речь идёт об управляемой коммуникации (в том числе на основе сетевых технологий), требующих активной самостоятельной работы и взаимодействия обучающихся.

p2p обучение что это

Обучающиеся по программе СПбГУ «Русский язык и русская культура в аспекте русского языка как иностранного» участвуют в программе peer-to-peer в роли преподавателя-ровесника. Цель проведения занятий – развитие речевых навыков иностранного студента через общение на русском языке; при этом студент-иностранец получает полную методическую поддержку со стороны СПбГУ. Занятия такого рода, с одной стороны, стимулируют интерес к русскому языку и позволяют повышать уровень владения им в процессе общения со сверстником, для которого русский язык является родным; с другой стороны, будущие преподаватели русского языка как иностранного развивают навыки иностранных студентов со знанием дела, используя верные методические подходы и адекватные материалы.

Проводятся в течение весеннего семестра.

Роль преподавателя СПбГУ в рамках данной программы:

Методические материалы, доступные в локальной сети Университета, включают в себя учебники, учебные пособия, видео- и аудиоматериалы. Использование конкретных пособий, материалов и методик зависит от целей группы учащихся партнера.

Участие в программе «peer-to-peer» безвозмездное.

Источник

P2P-обучение или «от равного к равному»

p2p обучение что этоЧто такое P2P? Прообразом сетевого обучения (P2P, networked learning, peer-to-peer learning, peer-2-peer) в образовании стали так называемые «пиринговые сети». Децентрализованность и возможность каждого быть равным участником в процессе передачи данных перекочевал в активное обучение. P2P-обучение поддерживает принцип сотворчества и равенства, переводит преподавателя из доминантной позиции в роль фасилитатора, а также использует потенциал группы и каждого его участника. Схема взаимодействия меняется с фронтальной «учитель-ученик» на распределенную «все со всеми».

Как это работает? В онлайн-обучении чаще всего используется P2P-задания 1. Преподаватель создает задание; 2. Студент его выполняет; 3. Доступ к работе студента открывается для группы; 4. Каждый участник группы оставляет свой отзыв (анонимно); 5. Эти отзывы доступны для студента, выполнившего задания; 6. Преподаватель получает информацию о качестве выполнения заданий и активности студентов.

Как использовать P2P на вебинарах? 1. Преподаватель делит студентов на пары и распределяет по сессионным залам; 2. Дает задание, которое студент выполняет индивидуально 3. Студенты обмениваются ответами на задание, проверяют по критериям оценки и дают друг другу обратную связь на задание. Иначе в отечественной педагогике этот метод называется парная работа со взаимопроверкой. Взаимная проверка заданий в онлайн-курсах не всегда работает. При добавлении P2P-заданий участники по привычке выбирали более простые механики с быстрой обратной связью.

В итоге объем полученных знаний и навыков у студентов значительно увеличивается в сравнении с классической схемой «один учитель и много студентов». А также оценка в форме комментария (без баллов) принимается студентами как более ценная и полезная.

Источник

Как выглядит практикоориентированное образование, peer-to-peer механики и наставничество

Всё началось с того, что мы готовили студентов к кейс-интервью — это были кейс-школы и мероприятия c фокусом на практику и неформальное общение. Мы делали небольшие ламповые мероприятия, после которых ребята брали медали на больших кейс-чемпионатах Changellenge Cup Moscow, McKinsey Business Diving, знакомились друг с другом и с теми, кто уже работал в крупных компаниях, куда они хотели попасть — в McKinsey, Microsoft, Yandex, Сбербанк, L’Oreal.

Мы изначально хотели строить сообщество молодых специалистов, которые помогают друг другу, делятся знанием, где, какие стажировки проходят, советуют книжки, повышают осознанность в выборе карьеры, рассказывают, за кем следить в соцсетях, чтобы быть в теме.

Вроде бы чат в телеграм — это не так много, но, когда у тебя появляется первичное понимание, кому написать, чтобы узнать, скажем, про бизнес-моделирование или структурирование информации, и вообще идея, что так можно, это всё меняет.

Но в процессе мы увидели, что проблема, которую мы можем помочь решить — гораздо шире, чем наработка практических навыков или умение решать кейсы.

И мы стали экспериментировать с форматами. Мы увидели, что образование тогда работает, когда теория связана петлёй обратной связи через практические задачи. Так появился формат рабочих симуляторов, о котором расскажем на примере одного из действующих проектов — Школы будущих СТО.

Разница между теоретическим и практическим знанием — огромна. В первом случае мы узнаем о возможностях, а во втором — примерно понимаем, как всё будет происходить на самом деле, и как с этим работать.

Формат Школы выглядит так: есть компании-заказчики, которые дают бизнес-задачу. Иногда всё совсем серьёзно, и это настоящая задача из беклога. Есть участники, которые распределяются в автономные команды, которые полностью отвечают за реализацию — от проверки гипотез до презентации рабочего решения стейкхолдерам. Есть менторы, которые направляют работу, указывают на слабые места, делятся технической экспертизой. За пять недель задача — руками попробовать весь процесс, определить, что тебе хочется развивать, какая деятельность больше всего по душе, наработать нетворк, пообщаться с опытными людьми из сферы. И это всё то, что нельзя сделать в формате индивидуальной работы.

Сколько не читаешь про факапы, когда это происходит с тобой, это всегда воспринимается иначе и может стать сильным толчком к переосмыслению своей работы.

«Статьи и книжки дают малоприменимые академические навыки, там рассматривается концепция идеального мира» — делится в разговоре один из экспертов Avito Евгений Толмачёв, инженер группы разработки команды Api4biz. «У молодых специалистов я чаще встречаю даже не пробелы в теоретических знаниях, а непонимание того, как работают процессы, коммуникации, продуктовый подход. Кажется, что это то, что приходит с практикой».

Симулятор формирует ощущение, как всё работает: есть заказчик, которому нужно задать правильные вопросы, чтобы не сделать не то, есть команда, с которой надо синхронизироваться, есть общая цель.

Курсов и материалов для того, чтобы освоить стек технологий достаточно. Мы же создаём обстоятельства, в которых участники обращают внимание на то, что разработка — это намного больше, чем писать код: это умение сфокусироваться на результате и не делать лишних движений, налаживать взаимодействие в команде, доносить идеи до стейкхолдеров.

Мы отбираем участников в команды по принципу соответствия уровня и скиллсета, чтобы решать конкретную задачу компании, а ещё — чтобы их экспертиза дополняла друг друга. То же касается подбора ментора команде. Это идеальная картина, и так пока получается не всегда, поэтому иногда в процессе участники не только качают продуктовое мышление, но и пробуют осваивать новые технологии.

У нас есть регулярные zoom-созвоны, командные чаты, база знаний, вебинары под запрос и методологии, чтобы работать в отдельными этапами разработки решения. Ребята работают над большой задачей в командах по 4-5 человек — учатся распределять роли, брать инициативу, выбирать решение, которое реально реализовать с их опытом и выделенным временем, задают вопросы менторам. В процессе участники узнают самостоятельно и через обратную связь, что помогает, а что нет. Мы очень поощряем обмен знаниями — например, на установочных встречах каждый рассказывает, а с чем он может помогать, за чем можно прицельно обращаться именно к нему.

Команды работают итерациями: сначала собирают бумажный прототип, архитектуру сервиса, согласовывают их с заказчиком, потом демонстрируют кликабельный прототип и в конце защищают проект.

Наставник структурирует деятельность команды, даёт обратную связь и отвечает на вопросы.

«Наставничество помогает не набить тех шишек, которые сам набил, а ещё — не дать закопаться в задаче», — поясняет Евгений Толмачёв.

Мы подсказываем, где с командой могут возникнуть проблемы и как к ним подойти, а ещё делаем сессии для совместной рефлексии менторов.

Главное — работа в таком формате не позиционируется как работа с учителем. Скорее, это человек с опытом, который на равных задаёт направляющие вопросы, но и сам растёт через ваше взаимодействие, развивается как лидер, переносит рабочие инструменты от команды к команде.

Большая часть проекта — коммуникации и обратная связь: участники много общаются друг с другом, c наставниками, заказчиками. Кураторы собирают отзывы и корректируют процессы. Менторы и эксперты делятся впечатлениями.

Мы пришли к модели гибкого образования по той причине, что люди и команды — очень разные: одни хорошо и быстро самоорганизуются, другим для этого нужно провести дополнительный вебинар, кто-то больше силён в ориентации на бизнес-задачу, кому-то нужно на программе столкнуться с тем, что стейкхолдеры не принимают решение и научиться идти от задачи и говорить с людьми.

Программа подстраивается под участников и больше всего получают те, кто инициативен, готов задавать вопросы, не бояться пробовать, менять подход.

В Школе проявляются те же моменты, что и в реальных проектах с молодыми командами:

Дмитрий Погодин, ментор программы и CTO платформы WhoIsBlogger, рассказывает о своих наблюдениях и том, на чём он расставляет акценты:

«Сначала стоит сложить в голове полную картину того, как работает продукт, а потом обсуждать конкретные пользовательские истории.

С командой мы обсуждали, что перед планированием задач на очередную итерацию полезно описать, что мы покажем заказчику — это поможет правильно расставить приоритеты.

Ещё я пробую привить подход, когда сначала обозначаются все процессы, затем детально прорабатывается каждый в отдельности. В процессе проработки важно задать вопросы: что окажет наибольшее влияние на создание продукта? Что может заблокировать работу над ним? Например, перед внедрением любой технологии нужно понять, насколько хорошо она способна решать поставленную задачу».

Кирилл Потехин, основатель и CTO в Adapty, отмечает, что в его группах все относятся к работе ответственно, а ещё добавляет, что уже на входе видно, как проявляются коммуникационные навыки: «Был участник, который взял на себя роль проджекта – он всегда на связи и не пропадал. Видно, что может адекватно распределять задачи и общаться с людьми. Ещё в команде был парень, по которому чувствовалось, что он очень down to business, в команде такие всегда полезны. Да вообще все ребята молодцы!»

Программа интенсивная, поэтому многие говорили, что было сложно — ты всегда на связи с командой, не можешь отложить проект на следующий месяц, который будет посвободнее. Тебе нужно заниматься проектом здесь и сейчас, быстро учиться, анализовать и идти за целью, даже если условия неидеальные.

Даже несмотря на это, до конца дошли 79% процентов участников, а это по меркам онлайн проектов — довольно много.

В команде Георгия Колокольникова, студента МГТУ им. Н.Э. Баумана, иначе, а потому и впечатление отличаются: коммуникации им дались проще, чем техническая сторона.

«Для того, чтобы разработать сервис, нужно уметь работать с большим количеством технологий. К сожалению, в нашей команде не оказалось специалистов по Frontend’у, поэтому пришлось распределить эту должность между оставшимися членами команды. Проблем с коммуникацией внутри команды не возникло, хотя у каждого, помимо участия в программе, есть своя работа и фоновые задачи. Конечно, из-за этого приходится немного двигать сроки выполнения назначенных задач, но, в целом, это не критично.

Лично мне пригодилось всё, что было в Школе: от того, как работать с Яндекс.Облаком до тонкостей общения с заказчиками и составления карты и архитектуры проекта».

Редко бывает так, что теория полностью зарывает практические потребности: ты выходишь в мир, пробуешь и получается не так, как было описано. Успех определяет то, насколько быстро удаётся собраться, признать, что не сработало и попробовать иначе.

В этом смысле европейско-американский университетский подход к образованию приближен к реалиям: никто не придёт и не заставит учиться, сидеть на лекциях и задавать вопросы – придёт время экзаменов. Кто-то их сдаст, а кто-то нет. Для того, чтобы освоить материал, в распоряжение студентов попадает инструментарий. А они используют его по своему усмотрению.

Программа Школа будущих CTO — площадка, где каждый участник находит пользу для себя в сложившихся обстоятельствах: кто-то тестирует новые инструменты и технологии, кто-то — учиться искать внешнюю экспертизу и закидывает менторов вопросами, кто-то – впервые пробует себя в организации процесса и воодушевлении команды.

Всё происходит, как в работе и жизни в целом — вокруг есть всё, что тебе может понадобиться, чтобы раскрыть потенциал. Но ответственность за объём и глубину знаний, количество отвеченных для себя вопросов и сформулированные выводы несёшь только ты сам.

Источник

Обучение в стиле p2p

«Единственное знание, которое важно для меня, это то, что я получил сам, занимаясь тем, чем я сам хотел». (Ричард Бах)

«Чем больше мы понимаем, что цифровая информация повсюду, что все мы постоянно связаны, тем очевиднее становится то, что никто из нас больше не годится на роль мудреца за кафедрой. Никто не может быть «умнее всех». (Майк Уэш)

p2p обучение что это

Обучение в стиле p2p запись закреплена

Невежами 21-го века будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться. (Элвин Тоффлер)

p2p обучение что это

Обучение в стиле p2p запись закреплена
Образование. Наука. Общество.

NovoED — новая платформа для массовых открытых онлайн-курсов

Запущен NovoED — новая платформа для массовых открытых онлайн-курсов. Над проектом работала команда из Стэнфорда, как и в случае Udacity и Coursera. Опираясь на опыт уже существующих MOOC, создатели NovoED решили переместить акцент на практику: вместо тестов здесь будут проекты, а между членами компактных рабочих групп установится тесная связь. Система рейтингования и ответственность каждого участника за выполнение совместного задания будут мотивировать проходить курсы до конца. Главная амбиция проекта — придумать способ продуктивной командной работы на курсах с десятками тысяч студентов из разных стран.

Основатели NovoED Амин Сабери и Фарназ Ронаги начинали с проекта Venture Lab внутри Стэнфорда и в прошлом году провели открытый курс по предпринимательству. Теперь, отточив навыки, решили выйти на новый самостоятельный уровень. Со следующей недели в новой системе начнут работать 7 стэнфордских курсов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *