pathologic 2 как спасти всех
Значение концовок игры МОР (Pathologic 2)
Сегодня я расскажу о том, как понял и воспринял концовки игры МОР. Если вы опасаетесь спойлеров, то стоит воздержаться от прочтения текста и сначала пройти игру. Она того стоит, что я пытался донести предыдущей статьёй о МОРе.
Итак, в конце игры Артемию Бураху дано четыре варианта финала. Первым делом поговорим о двух вариантах сюжетного «геймовера». Первый — вы просто не успели в последний день. Письма инквизитора Аглаи Лилич не перехвачены, их судьба — а вместе с ней и всего города — прошла мимо ваших рук. Вы обнаруживаете себя в театре Марка Бессмертника, где вам говорят, что вы абсолютная бездарность. Актёр, отказавшийся играть, что возмутительно. Марк скажет отдельное фи, потому что ему пришлось прервать пьесу из-за вас. Так что валите, вон дверь в тёмном углу. Денег дадим, но в город вы уже не вернётесь. И в театр вам дорога заказана.
Выйдя через упомянутую дверь, вы попадаете в поезд. В тот самый товарный вагон, на котором добирались домой в самом начале. Вас снова встречает Попутчик, с которым Артемий пересекался несколько раз по ходу игры. Попутчик говорит, что теперь дорога принадлежит вам двоим. «Впереди много городов, и в каждом будет дельце, хе-хе.» Он не говорит, какое дело, но в течение игры вы несколько раз встречали этого человека и можете догадаться. Он трикстер — тот, кто существует, чтобы мешать чужим планам. Хаос мира, что подставит подножку — просто чтобы посмотреть, как мир горит… в смысле, как вы упадёте. Он не похож на человека, у которого есть план, но определённо, попутчик имеет намерения повеселиться тут и там. И более того, у его веселья есть цель, впрочем, поставленная не им самим, но кем-то с куда большими полномочиями.
Концовка любопытна тем, что обещает главному герою немало приключений. Да, он теперь, как и Вечный Жид Агасфер, обречён на скитания и гонения. Но места, что он увидит, доступны мало кому другому. Города, что его ждут, могли бы быть описаны в «Невидимых городах» Итало Кальвино, или находиться в царстве Песочного Человека за авторством Нила Геймана.
Грубо говоря, эта концовка о том, что всегда есть другой путь. Тот факт, что вы не справились с задачей, не делает вас неудачником или бездарностью, как утверждают Исполнители и Бессмертник. В мире есть место и для других задач, другого жизненного пути. Возможно, что и там вам будет неприятно — но нельзя цепляться за сломанные игрушки и возвращаться назад. Только вперёд, навстречу новым целям и обстоятельствам.
Версией этой концовки является следующая. Для её получения вы должны на десятой смерти сказать Попутчику «да». Он встретит вас в Театре Смерти и предложит сделку. «Я отниму у тебя настоящего (читай, у игрока) что-то важное, зато никаких последствий от смертей. Погибай сколько угодно, никаких штрафов за это не будет.»
И вот всего этого вы сами себя лишили, согласившись на сделку с попутчиком. А потому, заявляет Марк, вам снова в ту серую унылую дверь. Вот деньги, и катитесь прочь. Прочь — это, стало быть, снова к Попутчику в вагон. Дальше всё как в предыдущей концовке.
Урок этого «геймовера» хорош, хоть и очевиден. Настоящий герой, конечно, идёт в обход, но не заключает сомнительных сделок, обещая то, не знаю что. Я даже повышу ставки — это урок о том, что никто не проживёт эту жизнь за вас. Лишь вам отмерены эти 80 или сколько там лет, и все события, все решения — все ваши. Целиком. А если вы считаете, что можно их продать, отдать — ну, значит, вы готовы стать чьим-то рабом. Не самая приятная мысль, а? Так что вернитесь к началу и попробуйте вновь. В этот раз всё будет иначе.
Третья концовка, так называемый «ночной финал». Первая концовка, которую получил я. Когда в последний день игры вам предлагают — оставить в живых сердце города, и вместе с ним чудеса степей и Многогранника, я сказал — да. Нельзя уничтожать чудеса, рождённые этим прекрасным городом, их нужно сохранить любой ценой. Что характерно, принимая это решение, я не понял, что случится с Песчаной Язвой. Читая мысли Бураха, я видел, что решение есть. Что город должен пройти испытание болезнью и жить дальше, сохраняя свою уникальность. Но это не так. Сохраняя Многогранник, и сердце города, я сохранил чуму — и город обезлюдел.
В концовке нам показывают, как большая часть людей покидает город и уходит в степь. Символически или нет — они покидают этот мир. Возможно, они умерли от болезни, возможно — просто сбежали, надеясь выжить. Факт в том, что они исчезают. (Мраморное Гнездо, правда, говорит о смерти несколько интересную мысль, что делает этот уход в степь не таким мрачным явлением; но о Мраморном Гнезде, быть может, в другой раз поговорим) Зато в город возвращаются мифические авроксы, огромные быки. Продолжает нарушать физические законы Многогранник, а дети, которых Бураху поручил отец, выжили и теперь будут править городом. В освободившиеся кварталы хлынули степняки — ещё пока дикие, они обживут покинутые дома и станут новыми горожанами.
Концовка страшная. И — прекрасная. Она с одной стороны о том, что чудеса требуют жертв. Невозможно развитие событий, при котором чудо достанется тебе — дастся даже, оно ведь живое — просто так. Нет, оно требует веры, требует отречения от способа иного, кроме себя. Чтобы сердце Данко зажглось и осветило ночную тьму, оно должно быть вырвано из груди.
А ещё эта концовка про некое детство и преданность. Как говорят дети перед домом Бураха, Многогранник сохраняет людей в том возрасте, в котором они туда попали. Запрещает дальнейший рост, что сложно оценить положительно. С другой стороны, это концовка преданности степному народу, Оспине и обещанию, что давал и Исидор, и Артемий в моём лице. Кроме того, это концовка про социальный дарвинизм — кто выжил, тот и должен жить дальше. Значит, он обладает силой, нужной для этого. Он усвоил урок Матери Бодхо.
Неприятна эта концовка парой слов, которые Артему говорит Оспина, возглавляющая примитивный народ степняков. Она — олицетворение их обычаев и чудес. В разговоре она объясняет, что Песчаная Язва наверняка придёт вновь — и тогда уже сыну Артемия предстоит вновь «связать разорванное», читай — влить новую кровь Степи в город. Вот это уже я считаю провалом. Мы не решили проблему, мы лишь запустили новый цикл. Который неизбежно пойдёт по тому же сценарию. И снова будет чума, и снова будут умирать люди, и снова будет дан выбор — повторить цикл или всё же прервать его.
Капелла с Ханом решают в будущем заключить союз, который объединит Ольгимских и Каиных. Их брак положит конец бесконечным распрям этих двух семей, оставив одну, единую власть в городе (на фоне начинает играть Anthony & The Sons — Hitler In My Heart). Сабуровы отказываются от своей роли посредников между Ольгимскими и Каиными и становятся обычными горожанами. Всё хорошо.
(Правда, одна моя знакомая обратила внимание на то, что причиной чумы, по сути, стал гнев земли, Матери Бодхо. А гневалась она на людей за попытку отвергнуть человеческое и шагнуть выше себя с помощью Многогранника. И если Каины выжили и продолжат свои попытки, то Земля вновь будет гневаться и насылать на своих детей МОР. Но это спорная теория, особенно если вспомнить, как по-другому смотрят на причину и лечение болезни Бакалавр и Самозванка. Но если так, то и ночной, и дневной финалы так или иначе начинают новый цикл. И если вспомнить, что Дыбовский черпал вдохновение у Проппа и других исследователй фольклора, а фольклор очень часто брался объяснять явления природы, которая циклична, то такая теория начинает выглядеть крайне правдоподобно. Какое бы решение мы ни приняли, это лишь часть Уробороса, змеи, что кусала, кусает и будет кусать собственный хвост.)
Забавно, но дневная концовка — самая простая с точки зрения значения. Мы, Артемий Бурах, спасли город и получили возможность узнать, чем эта история закончилась для каждого из тех, кто выжил — нашими усилиями выжил, подчеркну. За это мы и боролись. Спичка и Мишка стали нам приёмными детьми, Ноткин стал приемником Грифа, Лара примирилась со смертью отца. «Всё хорошо! Капитаны пьют вино, корабли идут на дно!» (© Эдумунд Шклярский) Единственный поучительный момент здесь — не все будут довольны. Нельзя угодить каждому, и потому Стаматины будут ругаться. Бранит Артемия и Старшина Оюн. Ну и пусть их — собака лает, караван идёт. Зато они могут лаять, а не сдохли во славу дела рук своих.
При этом нам дают понять лишь ближайшие намерения персонажей. Кто знает, будет ли успешным брак Хана и Капеллы и состоится ли он вообще? Уедут ли Стаматины вслед за армией, надеясь прикончить если не генерала Блока, то хотя бы его помощников? А может, новый проект Каиных даст им повод задержаться в городе? Мы видим лишь начало этих историй. Предположить, во что они разовьются, создатели игры предлагают самому игроку.
Напоследок, и в ночной и в дневной концовке есть последний выбор. Так или иначе вы попадаете в Театр, где Марк Бессмертник готовит следующую постановку той же пьесы. Теперь на главную роль он возьмёт другого, более подходящего человека. Бакалавра Данковского. «А вы, голубчик… Ну, идите за кулисы, там с вами рассчитаются. Мы будем рады видеть вас в нашей следующей постановке на вторых ролях.»
Здесь игрок в диалоге может сказать одно из трёх. Согласиться и пойти за рассчётом — самое простое. Вы покидаете пьесу, и город, и по сути, саму игру. Титры прокручиваются на чёрном фоне.
Прямо противоположное решение — заявить, что я вжился в роль Бураха, стал им. Моё место — в городе. После чего вы выходите обратно, через те же двери, через которые попадали внутрь все эти дни. Вы подтвердили выбранный путь, стали лекарем и менху, достойным приемником Исидора Бураха. Камера постепенно отдаляется от вашего лица, показывает, как во дворе перед театром дети играют в классики. На этом фоне крутятся титры.
И последний вариант — заявить, что вам по нраву Театр. «Здесь я и останусь. Может, даже займу ваше место, Марк, а?» И тогда Артемий превращается в Исполнителя и кланяется игроку. Пьеса завершена.
Последний вариант, на мой взгляд, самый искренний. Это концовка игрока. Ведь именно этим и является любая компьютерная игра — собственно, игрой. Возможностью примерить на себя маску, роль. Вжиться в чужую шкуру, попробовать себя в новом деле. Чтобы потом, отыграв, вернуться к истинному себе с новым знанием и пойти в жизнь… Хотя под такую трактовку и первый выбор попадает, с выходом из театра. Но мы ведь с тобой, дорогой читатель, игроки — мы не останемся при своём. Мы пойдём искать новую роль, не так ли?
На этом на сегодня всё. Спасибо, что ознакомились.
Pathologic 2 как спасти всех
ВНИМАНИЕ! СОСТОИТ ИЗ СПОЙЛЕРОВ! Всем рекомендую обращаться к руководству только тогда, когда акт уже был вами завершён, с целью найти недостающие элементы головоломки.
Данное руководство представляет собой описание квестовых цепочек и общие советы по прохождению. Написать пошаговую инструкцию о том, как выиграть ролевую игру, в планы не входило. Тем не менее, если есть какая-то сюжетная ветка, которую вы по незнанию пропустили, то это руководство может вам помочь. А может, вы нашли что-то ещё и сами можете помочь руководству. Кто знает. Ветки квестов пройдены таким образом, чтобы открыть как можно больше линий без отрицательных последствий.
Перед началом прохождения стоит знать несколько вещей.
Кстати, есть сравнительно безопасный способ поднимать репутацию и набивать карманы ночью. Если вы видите, как патрульный лупит очередного грабителя, подождите, пока тот поднимет руки, мол, сдаётся. Жизни в нём осталось мало, так что тут-то подходите и лупите от души. Тело падает, быстро лутается, репутация растёт.
В игре остались порошочки, и нам нужно как можно больше таковых. Это означает, что в карманах желательно таскать как можно больше орехов, мелков и пуговиц: один порошочек, купленный у маленькой девочки, обойдётся вам в 35 условных единиц. Старайтесь не разбазаривать столь ценное добро.
Голод и сон немного перебалансированы: спать нужно существенно меньше (впрочем, и событий городе прибавилось), а вот режим питания у нашего подопечного такой, что запасать сухари придётся постоянно. Самым простым способом достать еду является покупка сухарей у охранников за отмычки (когда приноровитесь убивать распоясавшихся молодчиков без потерь здоровья), а также рыбы у подростков за всякие ножницы и крючки.
Прекрасная статья про достижения игры:
Савьюр + любая, кроме белой плети = Мэдрел+
Сечь + любая, кроме савьюра = Зурх+
Белая плеть + любая, кроме сечи = Яс+
Чёрная твирь + кровавая твирь = Мэдрел
Чёрная твирь + бурая твирь = Зурх
Кровавая твирь + бурая твирь = Яс
Почему не пролог? Потому что в нём нет ничего, над чем приходится поломать голову. Это, можно сказать, обучение. В конце которого Бурах оказывается на станции с тремя телами, лежащими у ног. Стоит сразу запомнить, что на карте мыслей-линий события, обведённые красным кружком, активны вот непосредственно сейчас и вы можете посетить определённые места, чтобы эти события продолжить или завершить.
Какие же линии можно провести в первый день?
1, 2 – даются сразу.
3 – поговорить с песиглавцем Лизой, он сидит в вагоне рядом с точкой высадки.
4 – о смерти кого-то важного можно узнать в диалогах, например, с Исполнителем.
5, 6 – слухи о том, что Бурах убийца, всплывают в течение дня, роняя репутацию Бураха.
7 – у толпы рядом с домом можно узнать, что отец умер.
8 – на пустыре у костного столба жгут женщину. Оказывается, некоторых женщин убили сегодня в результате охоты на ведьм, точнее, на порождений земли. Об этом можно узнать около дома отца.
9, 10, 11 – выслушать подсказки мимов, у которых можно также получить на первое время сухарь, немного денег, отмычку и бутылку для воды. Нужно только всё это у них стребовать при первой возможности. Они раскиданы по всему городу, не промахнётесь. Также подбежит паромщик, позовёт к реке, где мужик продаёт револьвер. Недорого.
12 – местные пьянчуги уверяют, что пить из реки нельзя, а воду возят из степи.
13 – в заброшенном доме мим расскажет, как нажиться на местах, в которых никто не живёт.
14 – нужно поспать. Во сне Бурах узнает о том, что время не будет его ждать.
15 – на улицах поговаривают, что за убийство бандитов ночью никакого наказания не будет. То же скажет и Стаматин в кабаке ночью.
16, 17 – нужно зайти к Рубину. Его, правда, нет, но это и к лучшему.
18, 19 – поговорить с детьми около дома Рубина. Договориться о встрече на складах.
20 – обязаться разобрать дело об отравленных. На складе среди прочих сидит девочка, которая предложит вам еды. Соглашайтесь и не забудьте в один из последующих дней навестить её и вернуть долг. Получите много уважения от местных.
Этот акт длится два дня. Начинать стоит как можно ближе к кладбищу, чтобы успеть на похороны, а потом проследовать к Управе. Это сэкономит вам время и позволит меньше беспокоиться об инвентаре. Желательно ко второму дню иметь в карманах накидку, иголку и нитки, две шестерни и пружину. Швейные принадлежности расширят ваш инвентарь, а механические позволят пройти дальше по сюжету и выполнить одно из событий.
Итак, чем запомнятся следующие два дня?
1 – на кладбище, как мы помним, обряд погребения. Надо успеть туда.
2 – Клара и Ласка рассказывают, что земля тело отца не принимает. Что за чудеса?
3 – если перед тем, как отвечать на вопросы местных, приглядеться к могиле, осмотр тела выявит некоторые странности.
4, 5 – Саба сохранила вещи, принадлежавшие отцу. Их можно забрать.
6 – степнячка утверждает, что для того, чтобы полностью принять наследство, нужно пройти путями отца.
7 – в списке из тёплого короба отца есть несколько знакомых лиц. Что с ними?
8 – местная детвора наперебой рассказывает о том, что нужно направиться к Капелле. Она у них вроде как главная. Не то чтобы она многое может рассказать…
9 – дети расскажут, что Тая Тычик в Термитнике.
10 – у дверей дежурят охранники. Пройти нельзя, всё закрыто. Разрешение надо получать у Влада.
11 – Влад, само собой, не разрешает.
12 – ребята охотно объяснят, что Хан в Многограннике. Надо наведаться.
13 – в многогранник такого здорового борова не пустят.
14 – символ, который был в списке, не даёт покоя Гаруспику. Даже снится.
15 – про его значение можно узнать у местных. Они расскажут, что это «тело, вместившее мир».
16 – детвора расскажет вам о чудесных способностях Ласки. Если вы уже разговаривали с Кларой или тем более с самой Лаской в сторожке, эта линия не откроется.
17 – Клара, которую можно встретить у детей, рассказывает, что Ласка разговаривает с отцом на кладбище. Если поговорить с самой Лаской в сторожке, эта линия не откроется. Саму Клару можно встретить у места, где собираются дети, либо наткнуться на неё случайно в нескольких местах в городе.
18 – у дома Ласки бродит Мишка. Она может рассказать, что с мёртвыми можно пообщаться и иным способом. Соглашайтесь.
19 – место-то хлебное. Надо нарвать трав побольше.
20 – нарвав твирь, возвращайтесь к Мишке.
Следующие ветки доступны в третий день. Его лучше начинать у Лары.
На третий день обязательно сходите во двор неподалёку от театра, там до самой темноты дети будут играть в прятки. У них можно не только выменять орехов, но и за бесценок (даже бесплатно) получить порошочек.
В этом акте люди у нас стали заражаться и, возможно, даже умирать. К сожалению, вы этому помешать можете только порошочками, поскольку ежедневный обход с тратой антибиотиков и иммунных таблеток гарантии никакой не даёт, а лишь уменьшает вероятность провала. Более того, в полночь тот, кому суждено заразиться или умереть, заразится или умрёт. Но не стоит опускать руки! Горю можно помочь. Просто не пихайте порошок в каждого, кто заразился. Учтите, что броски Чумы независимы для каждого человека. Это означает, что если пять человек успешно выжили, а один умер, то вы можете перед полуночью вылечить его порошком, а остальные всё так же выживут. Именно этой тактики и рекомендую придерживаться. Обходы обходами, но пока кто-то не умирает, не тратьте порошок. А ну как он ещё раз заразится? А мог и дожить.
Ночью после пятого дня сходите в лавку мёртвых вещей, она на мысе Хозяек. Там можно купить фантиков, аж десяток. Покупайте.
В этом акте становится тяжелее. Детей на улицах мало, а значит, мало и порошочков. Время начинает течь быстрее, заставляя расходовать накопленные ресурсы. Патрульных заменяют солдаты, у которых сухаря не выпросишь. Вода в бочках подходит к концу, вынуждая чинить колонки или бегать с маленькой полоской дыхания. Стоит постараться переработать собранный савьюр в тинктуру Мэдрел+, она, помимо поднятия иммунитета, также снимает немного усталости. Савьюр формально редкая трава, но на практике в степи её довольно много, и Бурах, имеющий в кармане 20+ бутылок такой вытяжки, летает по заражённым районам не хуже Карлсона. Кроме того, тинктуры понадобятся для совершения обходов, которыми не стоит пренебрегать. Помните: чем больше пациентов подлечены почти бесплатными тинктурами (старайтесь делать плюсовые, на редких травах), тем меньше из них потребуют потом и тинктур, и антибиотиков, а в конечном итоге и порошков!
Линии последних дней:
1 – открывается после сна о смерти Мишки, если оставить её «подруге».
2-5 – открываются сразу в начале главы.
6, 7 – либо открываются в начале главы, либо нужно сходить к Стаху домой и побеседовать с ним, пока он спит.
8 – если Гаруспик не добудет панацею, Стах безальтернативно погибнет, при этом сумев, по заверениям инквизитора, создать таки лекарство (как помнят игравшие в первую часть, это сок с мякотью из специфических ингредиентов). Бураху придётся навестить Вара и Оспину, чтобы открыть эту линию. При обычном прохождении на эффективность открыть невозможно.
9 – каждый день, как и ранее, после полуночи в Управе будет награда.
10 – каждый день будет и работа. В день 7 просто нужно найти и перенести на койки живых людей (они обычно расположены на верхнем ярусе театра и на улице); в день 8 продержаться в заражённом помещении час (на самом деле чуть больше, запаситесь несколькими тинктурами); на 9 день нужно вылечить одного пациента (например, порошком); на 10 же день больница прекращает существование.
11 – утром Бураху кажется, что Капелла хочет его видеть.
12 – предчувствие не обманывает, девочка рассказывает про то, что Ласка в опасности. Нужно ей помочь.
13 – на кладбище не хватает места, около забора выкопана огромная братская могила.
14 – Ласка с трудом терпит голоса стольких мёртвых людей. Что-то нужно делать с количеством!
15 – рядом со сторожкой крысиный пророк предлагает убрать трупы подальше. Явно недоброе задумал. Альтернатива – сжечь их, тоже не очень хороша.
16 – местные поговаривают, что Анна занимается странными делами у себя дома. Сходить, что ли…
17 – она, кажется, проклята или что-то вроде того. Может, просто судьба у неё дурная. Надо выменять судьбу на веретено.
18 – чтобы пойти на такой обмен, веретено можно найти в мусорных баках или обменять у танцовщиц, но самый простой вариант – снять с тела грабителя.
19 – в одном из детских ящиков лежит записка о том, что убийца будет ждать в определённом месте вечером пятницы. Неужто он?
20 – если это и убийца был, то точно не Исидора. У него похожая записочка оказалась. Ох уж эти детишки.
21 – нужно, однако, всё же заняться своими обязанностями и навестить старое место. Вдруг прояснится что.
22 – там уже поджидает старшина Боен. Говорит, ответы на многие вопросы в Термитнике. Да вот не попасть туда так просто.
23 – странно, главные ворота никто не охраняет. Вот только вчера здесь было аж трое, а теперь можно проходить без боя.
24 – оказывается, Термитник посещает инквизитор. Тычик-то, выходит, помер. Но вроде жива его маленькая дочка.
25 – Таю укладские не выпускают из комнаты, так что она, похоже, в относительной безопасности. А в укладе раскол. Надо рассказать Оюну, что случилось.
26 – старшина уверен, что лишь силой можно объединить людей. Но, может, есть и другой путь?
27 – люди требуют к себе Ольгимского, который запер Термитник, уморив тысячи степняков. Крови хотят.
28-31 – есть несколько вариантов развития событий. Можно пойти к Большому Владу и сказать ему, что он должен пойти к степнякам. Он откажется, а сидящая в прихожей Самозванка охотно расскажет, что приказ отдавал Младший Влад, и он собирается пойти сдаваться. Если после этого поговорить со старшим, он отправит людей и пресечёт попытку самоубийства. В таком случае линии 31 и 31 будут закрыты и никто не пострадает. Если пойти отговаривать Младшего, он всё равно решит отправиться к степнякам и без вмешательства отца погибнет (тогда не случатся 31 и 29). Если же после неудачной попытки предупредить Младшего сообщить отцу, что сын уже вот-вот будет в Термитнике, боос побежит сдаваться сам и погибнет (и 29 не произойдёт). Также можно, не разговаривая с Ольгимскими, вернуться к укладским и говорить со старшиной, в этом случае оба Влада погибнут.
_______________________________________________________________
В подготовке руководства помогли:
Chester
adrianna
Gor Mor