peer to peer обучение
Обучение по принципу peer-to-peer
Система образования сегодня предлагает все большее разнообразие. Популяризируются новые форматы взаимодействия учителя и учеников, применяются новые педагогические методики.
От дистанционного и смешанного образования мы переходим к применению новых технологий, к коммуникативным методам и коллективным решениям проблем. Один из таких относительно новых подходов в преподавании и обучении — принцип peer-to-peer, с которым мы вам предлагаем познакомиться.
В данной статье расскажем о нем поподробнее и оценим плюсы и минусы такого подхода. Материал будет полезен педагогам, готовым пробовать что-то новое.
Что такое peer-to-peer
Peer-to-peer (а также P2P, networked learning, peer-to-peer learning, peer-2-peer) — термин, обозначающий так называемое сетевое обучение.
Сетевым оно называется из-за формирования тесных переплетений и связей во взаимоотношениях всех участников образовательного процесса. Это такое взаимодействие преподавателя и студентов, при котором все они учат друг друга и учатся — тоже друг у друга.
Разница становится наиболее ощутимой в сравнении с другими знакомыми нам подходами из теории обучения.
Идеи, положенные в основу принципа peer-to-peer
Применение принципа peer-to-peer
Принцип «от равного к равному» дает возможность преподавателю расширить формат обучения, распределить учебную нагрузку, сделать процесс обучения эффективным, интересным и все-таки оставить его управляемым.
Какое применение этот принцип может найти в современных реалиях?
В онлайн-обучении он может быть реализован следующим образом:
Потерял мотивацию, студент? Peer-to-peer learning в помощь
Как сохранить бодрость духа и доучиться до конца онлайн-курсов.
Про пиринг сессии (взаимное обучение) вам рассказывает опытный продюсер Татьяна Алферова. В ее ведении аж целых 4 серьезных курса. И вот что она внедрила для поддержки боевого духа и мотивации студентов.
Во время онлайн-обучения очень важно почувствовать внутреннюю идентичность с профессией, которую ты выбрал. И думать не «вот я доучусь и буду веб-аналитиком», например. А так: я — «веб-аналитик».
Будущий студент чувствует потребность учиться. Он выбирает курс, вдохновляется, есть определенные ожидания, мечты. Помните, в школе, все обожали ощущение новизны, покупали себе новые ручки и блокноты, рассматривали новые учебники? Вот это вдохновение помогает начать с высокой ноты.
Но проходит месяц, полтора. Мотивация гаснет: учиться на самом деле не так легко, поджимает работа и домашние дела. Наступает первая усталость и откат назад. Плюс ко всему, студент всегда находится в позиции «я маленький, научите меня». Вот это внутреннее убеждение в своей незначительности очень мешает решиться сделать первые шаги на своем настоящем курсовом проекте.
Называется такой формат Peer-to-peer learning, взаимное обучение.
Как все происходит в MaEd? Студенты, которые отучились несколько недель и сделали все домашние работы, записываются у продюсера для участия в p-2-p сессии.
фрагмент демонстрационной доски пиринг-сессии на курсе по SMM
Группы для таких сессий небольшие, от 5 до 8 человек, не более. Продюсер определяет, какой проект будут обсуждать, назначает спикеров из числа студентов. Остальные участники на встрече должны дать обратную связь как эксперты, ведь они уже чему-то научились за этот период. А теперь смотрите, что происходит:
☝он точно понимает, в какой момент нужно провести пиринг-сессию;
👀выбирает тему и докладчика, из числа студентов с интересным проектом;
👐помогает подготовиться, организовывает и модерирует это взаимное обучение: объясняет что будет, какие правила действуют на пиринг-сессии, поворачивает всё в конструктивное русло, подбадривает, делает общие выводы, вдохновляет. Куратор группы также может быть модератором.
👂учится у студентов. Ведь они рассказывают о подсмотренных фишках и трендах, которые можно уловить и внедрить в программу.
В следующем году формат взаимного обучения будет внедрен в каждом нашем курсе.
Подробнее про пиринг-сессии расскажем в нашем блоге. Уже скоро на всех мониторах страны! #кухня_maed
Как выглядит практикоориентированное образование, peer-to-peer механики и наставничество
Всё началось с того, что мы готовили студентов к кейс-интервью — это были кейс-школы и мероприятия c фокусом на практику и неформальное общение. Мы делали небольшие ламповые мероприятия, после которых ребята брали медали на больших кейс-чемпионатах Changellenge Cup Moscow, McKinsey Business Diving, знакомились друг с другом и с теми, кто уже работал в крупных компаниях, куда они хотели попасть — в McKinsey, Microsoft, Yandex, Сбербанк, L’Oreal.
Мы изначально хотели строить сообщество молодых специалистов, которые помогают друг другу, делятся знанием, где, какие стажировки проходят, советуют книжки, повышают осознанность в выборе карьеры, рассказывают, за кем следить в соцсетях, чтобы быть в теме.
Вроде бы чат в телеграм — это не так много, но, когда у тебя появляется первичное понимание, кому написать, чтобы узнать, скажем, про бизнес-моделирование или структурирование информации, и вообще идея, что так можно, это всё меняет.
Но в процессе мы увидели, что проблема, которую мы можем помочь решить — гораздо шире, чем наработка практических навыков или умение решать кейсы.
И мы стали экспериментировать с форматами. Мы увидели, что образование тогда работает, когда теория связана петлёй обратной связи через практические задачи. Так появился формат рабочих симуляторов, о котором расскажем на примере одного из действующих проектов — Школы будущих СТО.
Разница между теоретическим и практическим знанием — огромна. В первом случае мы узнаем о возможностях, а во втором — примерно понимаем, как всё будет происходить на самом деле, и как с этим работать.
Формат Школы выглядит так: есть компании-заказчики, которые дают бизнес-задачу. Иногда всё совсем серьёзно, и это настоящая задача из беклога. Есть участники, которые распределяются в автономные команды, которые полностью отвечают за реализацию — от проверки гипотез до презентации рабочего решения стейкхолдерам. Есть менторы, которые направляют работу, указывают на слабые места, делятся технической экспертизой. За пять недель задача — руками попробовать весь процесс, определить, что тебе хочется развивать, какая деятельность больше всего по душе, наработать нетворк, пообщаться с опытными людьми из сферы. И это всё то, что нельзя сделать в формате индивидуальной работы.
Сколько не читаешь про факапы, когда это происходит с тобой, это всегда воспринимается иначе и может стать сильным толчком к переосмыслению своей работы.
«Статьи и книжки дают малоприменимые академические навыки, там рассматривается концепция идеального мира» — делится в разговоре один из экспертов Avito Евгений Толмачёв, инженер группы разработки команды Api4biz. «У молодых специалистов я чаще встречаю даже не пробелы в теоретических знаниях, а непонимание того, как работают процессы, коммуникации, продуктовый подход. Кажется, что это то, что приходит с практикой».
Симулятор формирует ощущение, как всё работает: есть заказчик, которому нужно задать правильные вопросы, чтобы не сделать не то, есть команда, с которой надо синхронизироваться, есть общая цель.
Курсов и материалов для того, чтобы освоить стек технологий достаточно. Мы же создаём обстоятельства, в которых участники обращают внимание на то, что разработка — это намного больше, чем писать код: это умение сфокусироваться на результате и не делать лишних движений, налаживать взаимодействие в команде, доносить идеи до стейкхолдеров.
Мы отбираем участников в команды по принципу соответствия уровня и скиллсета, чтобы решать конкретную задачу компании, а ещё — чтобы их экспертиза дополняла друг друга. То же касается подбора ментора команде. Это идеальная картина, и так пока получается не всегда, поэтому иногда в процессе участники не только качают продуктовое мышление, но и пробуют осваивать новые технологии.
У нас есть регулярные zoom-созвоны, командные чаты, база знаний, вебинары под запрос и методологии, чтобы работать в отдельными этапами разработки решения. Ребята работают над большой задачей в командах по 4-5 человек — учатся распределять роли, брать инициативу, выбирать решение, которое реально реализовать с их опытом и выделенным временем, задают вопросы менторам. В процессе участники узнают самостоятельно и через обратную связь, что помогает, а что нет. Мы очень поощряем обмен знаниями — например, на установочных встречах каждый рассказывает, а с чем он может помогать, за чем можно прицельно обращаться именно к нему.
Команды работают итерациями: сначала собирают бумажный прототип, архитектуру сервиса, согласовывают их с заказчиком, потом демонстрируют кликабельный прототип и в конце защищают проект.
Наставник структурирует деятельность команды, даёт обратную связь и отвечает на вопросы.
«Наставничество помогает не набить тех шишек, которые сам набил, а ещё — не дать закопаться в задаче», — поясняет Евгений Толмачёв.
Мы подсказываем, где с командой могут возникнуть проблемы и как к ним подойти, а ещё делаем сессии для совместной рефлексии менторов.
Главное — работа в таком формате не позиционируется как работа с учителем. Скорее, это человек с опытом, который на равных задаёт направляющие вопросы, но и сам растёт через ваше взаимодействие, развивается как лидер, переносит рабочие инструменты от команды к команде.
Большая часть проекта — коммуникации и обратная связь: участники много общаются друг с другом, c наставниками, заказчиками. Кураторы собирают отзывы и корректируют процессы. Менторы и эксперты делятся впечатлениями.
Мы пришли к модели гибкого образования по той причине, что люди и команды — очень разные: одни хорошо и быстро самоорганизуются, другим для этого нужно провести дополнительный вебинар, кто-то больше силён в ориентации на бизнес-задачу, кому-то нужно на программе столкнуться с тем, что стейкхолдеры не принимают решение и научиться идти от задачи и говорить с людьми.
Программа подстраивается под участников и больше всего получают те, кто инициативен, готов задавать вопросы, не бояться пробовать, менять подход.
В Школе проявляются те же моменты, что и в реальных проектах с молодыми командами:
Дмитрий Погодин, ментор программы и CTO платформы WhoIsBlogger, рассказывает о своих наблюдениях и том, на чём он расставляет акценты:
«Сначала стоит сложить в голове полную картину того, как работает продукт, а потом обсуждать конкретные пользовательские истории.
С командой мы обсуждали, что перед планированием задач на очередную итерацию полезно описать, что мы покажем заказчику — это поможет правильно расставить приоритеты.
Ещё я пробую привить подход, когда сначала обозначаются все процессы, затем детально прорабатывается каждый в отдельности. В процессе проработки важно задать вопросы: что окажет наибольшее влияние на создание продукта? Что может заблокировать работу над ним? Например, перед внедрением любой технологии нужно понять, насколько хорошо она способна решать поставленную задачу».
Кирилл Потехин, основатель и CTO в Adapty, отмечает, что в его группах все относятся к работе ответственно, а ещё добавляет, что уже на входе видно, как проявляются коммуникационные навыки: «Был участник, который взял на себя роль проджекта – он всегда на связи и не пропадал. Видно, что может адекватно распределять задачи и общаться с людьми. Ещё в команде был парень, по которому чувствовалось, что он очень down to business, в команде такие всегда полезны. Да вообще все ребята молодцы!»
Программа интенсивная, поэтому многие говорили, что было сложно — ты всегда на связи с командой, не можешь отложить проект на следующий месяц, который будет посвободнее. Тебе нужно заниматься проектом здесь и сейчас, быстро учиться, анализовать и идти за целью, даже если условия неидеальные.
Даже несмотря на это, до конца дошли 79% процентов участников, а это по меркам онлайн проектов — довольно много.
В команде Георгия Колокольникова, студента МГТУ им. Н.Э. Баумана, иначе, а потому и впечатление отличаются: коммуникации им дались проще, чем техническая сторона.
«Для того, чтобы разработать сервис, нужно уметь работать с большим количеством технологий. К сожалению, в нашей команде не оказалось специалистов по Frontend’у, поэтому пришлось распределить эту должность между оставшимися членами команды. Проблем с коммуникацией внутри команды не возникло, хотя у каждого, помимо участия в программе, есть своя работа и фоновые задачи. Конечно, из-за этого приходится немного двигать сроки выполнения назначенных задач, но, в целом, это не критично.
Лично мне пригодилось всё, что было в Школе: от того, как работать с Яндекс.Облаком до тонкостей общения с заказчиками и составления карты и архитектуры проекта».
Редко бывает так, что теория полностью зарывает практические потребности: ты выходишь в мир, пробуешь и получается не так, как было описано. Успех определяет то, насколько быстро удаётся собраться, признать, что не сработало и попробовать иначе.
В этом смысле европейско-американский университетский подход к образованию приближен к реалиям: никто не придёт и не заставит учиться, сидеть на лекциях и задавать вопросы – придёт время экзаменов. Кто-то их сдаст, а кто-то нет. Для того, чтобы освоить материал, в распоряжение студентов попадает инструментарий. А они используют его по своему усмотрению.
Программа Школа будущих CTO — площадка, где каждый участник находит пользу для себя в сложившихся обстоятельствах: кто-то тестирует новые инструменты и технологии, кто-то — учиться искать внешнюю экспертизу и закидывает менторов вопросами, кто-то – впервые пробует себя в организации процесса и воодушевлении команды.
Всё происходит, как в работе и жизни в целом — вокруг есть всё, что тебе может понадобиться, чтобы раскрыть потенциал. Но ответственность за объём и глубину знаний, количество отвеченных для себя вопросов и сформулированные выводы несёшь только ты сам.
Обучение по принципу peer-to-peer
Взаимное обучение по принципу «равный-равному» (peer-to-peer learning ) — относительно новая парадигма учебной деятельности, базирующаяся на идее массового сотрудничества, идеологии открытых образовательных ресурсов, в сочетании с сетевой организацией взаимодействия участников.
Сетевое обучение основано на идеях «горизонтальной» учебной деятельности. В отличие от традиционной схемы, участники взаимного обучения, опосредованного информационно-коммуникационными технологиями, осуществляют непрерывное совместное производство общей учебной среды и создание учебного контекста, необходимого и достаточного для их самообразования.
Речь идёт об управляемой коммуникации (в том числе на основе сетевых технологий), требующих активной самостоятельной работы и взаимодействия обучающихся.
Обучающиеся по программе СПбГУ «Русский язык и русская культура в аспекте русского языка как иностранного» участвуют в программе peer-to-peer в роли преподавателя-ровесника. Цель проведения занятий – развитие речевых навыков иностранного студента через общение на русском языке; при этом студент-иностранец получает полную методическую поддержку со стороны СПбГУ. Занятия такого рода, с одной стороны, стимулируют интерес к русскому языку и позволяют повышать уровень владения им в процессе общения со сверстником, для которого русский язык является родным; с другой стороны, будущие преподаватели русского языка как иностранного развивают навыки иностранных студентов со знанием дела, используя верные методические подходы и адекватные материалы.
Проводятся в течение весеннего семестра.
Роль преподавателя СПбГУ в рамках данной программы:
Методические материалы, доступные в локальной сети Университета, включают в себя учебники, учебные пособия, видео- и аудиоматериалы. Использование конкретных пособий, материалов и методик зависит от целей группы учащихся партнера.
Участие в программе «peer-to-peer» безвозмездное.
P2P-обучение или «от равного к равному»
Что такое P2P? Прообразом сетевого обучения (P2P, networked learning, peer-to-peer learning, peer-2-peer) в образовании стали так называемые «пиринговые сети». Децентрализованность и возможность каждого быть равным участником в процессе передачи данных перекочевал в активное обучение. P2P-обучение поддерживает принцип сотворчества и равенства, переводит преподавателя из доминантной позиции в роль фасилитатора, а также использует потенциал группы и каждого его участника. Схема взаимодействия меняется с фронтальной «учитель-ученик» на распределенную «все со всеми».
Как это работает?
В онлайн-обучении чаще всего используется P2P-задания: 1. Преподаватель создает задание. 2. Студент его выполняет. 3. Доступ к работе студента открывается для группы. 4. Каждый участник группы оставляет свой отзыв (анонимно). 5. Эти отзывы доступны для студента, выполнившего задания. 6. Преподаватель получает информацию о качестве выполнения заданий и активности студентов.
Как использовать P2P на вебинарах?
Иначе в отечественной педагогике этот метод называется парная работа со взаимопроверкой.
Взаимная проверка заданий в онлайн-курсах не всегда работает. При добавлении P2P-заданий участники по привычке выбирали более простые механики с быстрой обратной связью.
Три условия, когда P2P работает:
В итоге объем полученных знаний и навыков у студентов значительно увеличивается в сравнении с классической схемой «один учитель и много студентов». А также оценка в форме комментария (без баллов) принимается студентами как более ценная и полезная.
Хотите знать об онлайн-образовании больше? Записывайтесь на курс «Онлайн-преподаватель» в OTUS!